Научная статья на тему '96. 01. 030. Маккормик К. Пути карьеры ученых и инженеров в Британии и Японии. McCormick К. Career paths, technological obsolescence and skill formation: r and d staff in Britain and Japan//research A. development management. - Oxford, 1995. - Vol. 25. - P. 197-211'

96. 01. 030. Маккормик К. Пути карьеры ученых и инженеров в Британии и Японии. McCormick К. Career paths, technological obsolescence and skill formation: r and d staff in Britain and Japan//research A. development management. - Oxford, 1995. - Vol. 25. - P. 197-211 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
50
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНЖЕНЕРЫ И ТЕХНИКИ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИНЖЕНЕРЫ И ТЕХНИКИ -ЯПОНИЯ / ИР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИР В ПРОМЫШЛЕННОСТИ -ЯПОНИЯ / КАРЬЕРА НАУЧНАЯ / НАУЧНАЯ КАРЬЕРА / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ УЧЕНОГО / УЧЕНЫЙ --ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ -ЯПОНИЯ / СОЦИОЛОГИЯ НАУКИ ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «96. 01. 030. Маккормик К. Пути карьеры ученых и инженеров в Британии и Японии. McCormick К. Career paths, technological obsolescence and skill formation: r and d staff in Britain and Japan//research A. development management. - Oxford, 1995. - Vol. 25. - P. 197-211»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.01.001-96.01.033

МОСКВА 1996

геймера, свела знакомство с грехом, она не может больше ссылаться на свой чисто.созерцательный характер. Бе открытия изменяют мир так быстро, что о каком-либо эффективном контроле говорить просто смешно. Пока члены парламента и избиратели поймут, в чем состоит суть новой технологии, оказывается, что она давно у Же используется на практике. Очевидно, что парламентская система контроля мало что дает в случае с наукой. Выход из положения видится в совмещении функций надзора и автономии, а также самоконтроля науки. Правовая ответственность науки должна быть зафиксирована в парламентских документах. Необходимо создать нечто вроде Королевской комиссии на срок, соответствующий сроку действия Бундестага и Бундесрата, члены которой должны иметь привилегии в решении вопросов о науке, а Также право вето в парламенте. Эта палата защищала бы р парламенте вопросы, связанные с независимостью и компетенцией науки. Исследователи получили бы шанс более ответственно планировать свои действия, связанные с природным и технологическим риском. Гражданам возвратили бы возможность заставить науку нести ответственность за все ее успехи и неудачи. Без провозглашения правовой ответственности наука, хак и университет, не вернет утраченного к себе доверия.

Е. Г. Селезнева

96.01.030. МакКОРМИК К. ПУТИ КАРЬЕРЫ УЧЕНЫХ И ИНЖЕНЕРОВ В БРИТАНИИ И ЯПОНИИ.

McCORMICK К. Сагеег paths, technological obsolescence and skill formation: R and D staff in Britain and Japan//Research a. development management.— Oxford, 1995 .— Vol. 25 .— P. 197-211.

В реферируемой работе научного сотрудника Школы социальных наук Суссекского университета (г. Брайтон, Британия) Маккормик исследуется проблема приспособления научных и инженерных кадров в промышленных исследовательских учреждениях к изменениям в бизнесе и технологии, а также пути их продвижения по карьерной лестнице. Данные взяты из опроса около одной тысячи научных сотрудников, работающих на крупных промышленных предприятиях Британии и Японии. Для определения сходства и различий в стратегиях приспособления используются международные сравнения. Особое внимание уделено проблеме несоответствия ориентаций ученых при выборе карьеры с возможностями юс реализовать.

Научные и инженерные знания и навыки приобретаются в течение длительного периода обучения, они оттачиваются в процессе всей трудовой жизни в лабораториях, библиотеках, на рабочих местах, констаг тирует автор. Осознание необходимости перехода от технологической

16-1 Зак. 3888

стратегии к корпоративной и увеличение конкуренции вызвало растущий интерес к такого рода вопросам, как мотивация, обучающая среда и формирование карьеры, которые предполагают эффективное сотрудничество индивидов и корпораций.

Наиболее актуальными в этой связи проблемами для корпораций автор считает проблемы менеджмента, которые преследуют две цели: 1) создание эффективной обучающей среды, в которой исследовательский персонал этих корпораций может расширить и обогатить объем своих знаний и навыков, а корпорации смогут эффективно использовать их; 2) создание соответствующих путей развития карьеры, с тем чтобы инженеры и научные работники имели необходимую мотивацию, вносили эффективный вклад в достижение целей корпорации и получали за него вознаграждение.

В историческом плане эти проблемы обсуждались в терминах формирования карьеры "двойной лестницы", при которых исследовательский персонал получал альтернативные оценки успешности карьеры — как административный работник, либо как технический специалист.

Принимая во внимание относительно высокий уровень участия американских ученых в промышленных ИР и длительный опыт исследовательских подразделений американских корпораций, автор считает небезынтересным изучение американского опыта управления людскими ресурсами в их исследовательских лабораториях. Со своей стороны, американские корпорации в возрастающей степени заинтересованы в решении этих проблем в других странах, особенно в Японии.

Несмотря на большое разнообразие стратегий, принимаемых индивидами и корпорациями с целью приспособления к быстрому технологическому развитию, существует, по мнению автора, "конвенциальная мудрость", позволяющая предположить наличие ограничительных рамок к подходам к этим проблемам. Сравнение японских инженерных компаний с западными, под которыми обычно подразумевают американские, свидетельствует, что карьера японского инженера — более управляемый процесс, в котором менеджменту принадлежит инициатива в повышении квалификации рабочей силы путем подготовки и формирования самой карьеры. Напротив, развитие карьеры западных ученых и инженеров ложится в значительной мере на них самих, западные компании играют, как правило, поддерживающую роль, но не директивную. Объяснение этого различия связывается обычно с политикой и практикой пожизненной занятости, применяемыми крупными японскими корпорациями. Учитывая зависимость эффективности своей деятельности от успехов пожизненно нанятых работников, эти компании вынуждены развивать их знания и навыки.

Имеется много предполагаемых преимуществ управляемой карье-

ры, ключевым механизмом в которой видится запланированная ротация. Замедленное продвижение по карьерной лестнице позволяет развивать более спокойно компетенцию, предусматривающую приобретение знаний и навыков, широких по масштабу и сфокусированных на выполнении специфических требований компании.

Проект под названием "Международное сравнение формирования карьер в лабораториях промышленных ИР" начал осуществляться с 1986 г. с целью исследования особенностей обучения, найма и формирования карьеры исследовательского персонала в промышленных лабораториях Британии и Японии. Опрос проводился путем направляемых по почте анкет до 1988 г. двумя исследовательскими группами в обеих странах. Британская группа исследовала влияние длительной занятости на отношение японских предпринимателей и сотрудников к приобретению знаний и формированию карьеры. Японская группа сосредоточилась на вопросах адаптации практики длительной занятости, применяемой японскими фирмами, к изменению условий, а также пыталась проанализировать, насколько успешной является длительная занятость в исследовательских учреждениях других стран.

Результаты опроса суммировались по трем параметрам: отрасль промышленности, компания и отдельный респондент. При этом были взяты компании, добившиеся положительных результате» в двух отраслях — электронной и химико-технологической. В опросе участвовали научные сотрудники и инженеры в возрасте 25-45 лет, работающие в промышленных исследованиях преимущественно с хардвэром. Возрастной предел объясняется тем, что в Японии ученые получают степень магистра в 24. года, а ограничение в возрасте 45 годами предложено британской стороной, так как иначе были бы чрезмерно широко представлены руководящие работники. Трудности при опросе возни-ч кали также из-за различий в понимании терминов "исследования" и "разработки": в Японии получило большее распространение понятие "разработки", в Британии — ИР.

Среди японских ■ британских респондентов средний возраст составлял: 32,7 года — в японских компаниях и 32 года — в британских. Средняя продолжительность работы на данном предприятиями в Японии — 8,3 года, в Британия — 7 лет. Мужчины составляли 95,5% опрошенных в Японии, 94,2% в Британии. Среди японских респондентов 31,2% заявили, что они достигли позиции менеджера, а в Британии — 27,7%. 42 вопроса, имевшиеся в анкете, затрагивали современные условия работы я ее организации, предыдущий опыт работы респондентов, цель карьеры и предпочтения в будущем, формирование карьеры, условия трудаи личностные характеристики, включая членство в профессиональных объединениях и профсоюзах.

Реферируемая работа снабжена 18 таблицами и списком литературы по рассматриваемым проблемам (с. 210-211).

16-1*

Таблица 1 (с. 200)

Основные данные о рассматриваемых компаниях в Японии н Британии: финансовый оборот, общее число работающих, расходы на ИР

Страна Отрасль промышленности Оборот (млн.фукт. стерлинг) Число работающих (тыс.) % расходов на ИР от оборота

Япония электрон. 8847 38,0 11,7

телекоммун. 22 306 291,0 2,9

химическая 942 4,3 7,6

текстильная 2200 6,0 3,3

пищевая 5091 7,5 0,9

Британия электрон. 1200 32,0 2,2

телекоммун. 9400 234,0 2,2

химическая 2490 10,0

текстильная 2420 65,4

пищевая 1500 47,0 0,3

Таблица 2 (с. 200)

Сведения о респондентах

Страна Отрасль Общее % занятых % занятых % имеющ.

промышлен- число исследов. разра- степень

ности респон. ботками доктора

Япония электрон. 94 37,5 58,3 6,4

телекоммун. 91 54,9 39,6 30,8

химическая 85 89,5 7,0 10,6

текстильная 95 68,4 24,2 4,2

пищевая 98 90,0 5,0 19,4

Британия электрон. 74 8,1 81,7 9,5

телекоммун. 60 28,3 51,7 13,3

химическая 113 61,5 24,8 57,5

текстильная 119 52,1 24,8 31,9

пищевая 19 22,2 66,7 21,1

Одна из весьма ярких характеристик научно-инженерных ка-дроа — стремление повысить профессиональный уровень. Как показал опрос, это желание свойственно всем респондентам, независимо от страны, компании", профессии. Ускорение технологических изменений и повышение требований к специалистам — наиболее общие стимулы к профессиональному совершенствованию. Темп технологических изменений ощущается больше в Японии. Хотя стремление к современным формам труда отмечается у респондентов в обеих странах, однако оно больше выражено в Японии, чем в Британии.

Около 1/3 британских респондентов озабочены вопросом продвижения по службе в рамках своей компании. В качестве средства для достижения этого рассматривается повышение профессионального уровня. В Японии мотив продвижения по службе в данной лаборатории имеет подчиненное значение.

Хотя почти 1/3 опрошенных сотрудников британских лабораторий ощущает потребность в дальнейшем приобретении теоретических и практических знаний, доля ссылающихся на их недостаточность в системе образования относительно мала.

Касаясь вопроса овладения знаниями и навыками японскими специалистами, автор указывает на их обусловленность системой пожизненной занятости, которая влияет на место, содержание, вид и организацию подготовки. По словам автора, было бы небезынтересно рассмотреть вопрос о том, как эта опробированная система будет действовать в быстрорастущих центрах долгосрочных исследований. Поэтому он считает необходимым сравнить эту систему с британской.

Научные работники и инженеры обеих стран поступают на работу самыми различными путями. Одно из явных отличий исследовательских лабораторий Японии состоит в относительно малом количестве докторов и предпочтении выпускников двухлетних магистерских кура». Британский контингент насчитывает большее количество обладателей докторских степеней, но основной путь в исследовательские лаборатории начинается после получения степени бакалавра. Однако лишь небольшое число британских ученых и инженеров считают себя полностью подготовленными для работы над проектами самостоятельно. Японские исследователи считают для себя необходимым пройти гораздо больший период обучения работе под руководством.

Внутри компаний наиболее значительным методом развития знания и навыков считается совмещение самостоятельной работы над заданиями с работой под руководством наставника и более старшего коллеги. Особенно это характерно для. британских респондентов.

16-2 Зак. 3888

Таблица 3 (с. 204)

Предпочтения японских и британских ученых в методах повышения квалификации

Япония Британия

Эффективные методы занятые исследов. % занятые разработ. % занятые исс ледов. % занятые разработ. %

Курсы, организуемые компанией с отрывом от производства 12,9 31,1 48,4 38,7

Курсы вне рамок компании с отрывом от производства 4,4 9,3 38,4 43,4

Работа под руководством наставника 54,9 75,2 59,7 65,3

Ротация внутри научного центра 12,4 13,0 22,6 19,7

Ротация в других научных центрах 5,2 6,8 6,9 8,4

Участие в работе над различными исследовательскими проектами 47,0 64,0 67,9 62,4

Работа над современными научными проблемами 44,8 43,5 30,8 20,8

Презентация результатов исследований в компании 8,8 9,9 52,8 25,4

Участие в работе учебных групп в компании 13,2 13,7 14,5 11,0

Презентация или участие в работе научных конференций вне компании 49,7 24,8 24,5 11,0

Учеба в национальном университете 11,5 1,9 15,1 13,3

Учеба в зарубежном университете 9,3 * 2,5 0,6 1,7

Научное сотрудничество вне компании 15,9 9,3 18,2 10,4

Самостоятельная работа 53,6 50,9 44,0 45,1

Число опрошенных (чел.) 364 161 159 173

Японские ученые подчеркивают особое значение работы над современными научными проблемами, британские же не придают этому существенного значения. Поддержка и руководство со стороны наг ставников считается важной в обеих странах и во всех категориях ученых, но больше выражена среди занимающихся исследованиями, чем разработками. В Британии в отличие от Японии высоко оцениваются курсы, организуемые вне рабочего времени при университетах, которые дополняют неформальное руководство со стороны наставников.

Несколько неожиданно, считает автор, отсутствие у японских респондентов внимания к "ротации", которая считается японскими учеными особо эффективной моделью для приобретения навыков. Наиболее часто ссылки на ротацию встречаются в британских исследовательских лабораториях. Возможно, отмечает автор, это объясняется тем, что британские респонденты по-иному интерпретируют понятие слова "ротация". Автор замечает также, что в процессе опроса понятия "исследования" и "разработки" настолько часто объединяются в понятие "ИР", что на нюансы различий между этими видами работ нередко не обращалось вниманйя. /

Связи с университетами в целях повышения квалификации представляют еще один источник для расширения знаний работающих в промышленности. Реализация исследовательских проектов требует контактов как с национальными, так и зарубежными университетами. В то же время за сотрудничество с зарубежными университетами высказались меже 1/10 японских респондентов. Подобные связи могут играть существенную роль, если компания может оплатить учебу своих молодых сотрудников в американских вузах с целью придания международного измерения своей компании. Хотя японские ученые и инженеры не ссылаются на курсы при национальных вузах как на распространенный источник знаний, довольно большая часть их посещает такого рода курсы.

Наиболее яркий контраст отмечается в ответах на вопрос о побудительных причинах учебы на курсах. Японские респонденты более часто подчеркивают, что они были направлены на учебу своими компаниями, сами же они инициативы не проявляли. Британские же ученые и инженеры учились на курсах по собственному желанию. Японские исследователи поступают на курсы для совершенствования технических знаний, в Британии на первое место выступает приобретение менеджерских навыков, а также стремление продвинуться по службе.

Исследуя пути формирования карьеры, организаторы опроса исходили из того, что инвестиции в течение длительного периода времени в приобретении знаний и само отношение к научной карьере должны

выработать у многих научных работников твердое намерение заниматься именно ИР, сопротивляться попыткам корпораций привлечь их к работе, связанной с организационными вопросами. Фактически большинство инженеров и ученых в обоих национальных континген-тах оставались работать на фирме, являвшейся их первым нанимателем.

Из ответов респондентов, на вопросы, касающиеся будущей трудовой деятельности, следует, что большинство ученых высказали желание остаться работать у своего нынешнего работодателя. Однако в исследовательских отделениях оно обычно выражено сильнее. Желание перейти на работу в другую компанию частного сектора наиболее свойственно британским разработчикам (25%). Некоторые из них (15%) мечтают иметь собственный бизнес. Стремление открыть мелкий бизнес характерно для каждого десятого работника как в исследовательских отделениях, так и занимающихся разработками.

Относительно небольшая часть британских работников ИР (1,9% исследователей и 2,9% разработчиков) надеются перейти в университеты, в то время как среди японских исследователей этот показатель равен 13,5%, а среди разработчиков — 8,7% (с. 209). Намерение перейти работать в другую компанию преобладает у молодых ученых в Британии. В Японии же также намерения — чрезвычайно редкое явление, оно наблюдается лишь у людей более старшего возраста (с. 209).

Рассматривая предпочтения в выборе карьеры в зависимости от типа деятельности, автор указывает на резкие различия между двумя национальными контингентами. Для японцев типично сильное стремление сохранить свои позиции на передовой линии ИР (70% — для исследователей и 56,3% — для разработчиков). В Британии же большая часть исследовательских работников (44,7%) и разработчиков (48%) предпочитают менеджерскую деятельность, получая при этом более высокую зарплату (с. 209).

Что касается особенностей выбора карьеры, то, с одной стороны, темп продвижения по службе зависит от того, на какой стадии карьеры открывается возможность этого продвижения, а с другой — от числа людей, способных выполнять более сложную работу. В то время как в японских компаниях продвижение по службе занимает длительный период времени и большая часть инженеров и ученых переходят в разряд менеджеров, британская систему предоставляет своим сотрудникам, занимающимся ИР, возможность достичь менеджерской позиции в относительно молодом возрасте, однако число сотрудников, которые могут справиться с такого рода функциями, невелико.

Л. Г. Можаева

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.