РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
4
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 96.04.001-96.04.024
МОСКВА 1996
96.04.019. СЕРАПИО М. РОСТ ЯПОНО-АМЕРИКАНСКИХ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ИНВЕСТИЦИЙ В ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.
SERAPIO М. Growth of Japan - US cross-border investment in the electronics industry // Research-technology management. - Lancaster, 1995. - Vol.38, N 6. - P.42-47.
Автор реферируемой статьи - доцент Колорадского университета (г.Денвер), занимается проблемами управления, в течение ряда лет консультирует американские и некоторые иностранные фирмы по вопросам международного бизнеса и менеджмента.
Обосновывая значимость рассматриваемой темы, Серапио отмечает, что за последнее десятилетие трансграничные инвестиции в ИР получили широкое распространение. Особенно очевидно указанная тенденция проявилась в сфере японо-американских связей. Однако, несмотря на быстрый рост японо-американских трансграничных инвестиций в промышленные ИР, движущие стимулы и причины отмеченного явления, абсолютные масштабы и динамика такого рода деятельности освещаются, на взгляд автора, явно недостаточно. Ответ на поставленные вопросы должно было дать обследование, предпринятое им в 1991-1993 гг. В качестве объекта обследования отобраны 14 японских исследовательских подразделений в США и 18 аналогичных организаций американских компаний в Японии. Все подразделения специализируются на проведении ИР в сфере электронной промышленности.
Характеризуя полученную выборку, автор отмечает, что подавляющая часть обследованных японских подразделений в США (70%) сосредоточена в штате Калифорния (регион Силиконовой долины и Лос-Анджелеса). Что касается американских исследовательских организаций, то 7*(из 18) размещаются в Токио и его окрестностях, а 11 - в других регионах Японии.
Большая часть обследованных учреждений - небольшие подразделения: 60% из них насчитывают менее 100 занятых в
каждом; 20% - от 100 до 200 занятых. Все подразделения (за исключением одной японской организации в США) созданы материнскими компаниями соответствующих стран (с.43).
В реферитруемой статье автор знакомит с основными результатами своего обследования, группируя материал по следующим направлениям: масштабы и динамика японо-американских трансграничных исследовательских связей в сфере промышленных ИР; причины и стимулы создания зарубежных подразделений фирм в сфере промышленных ИР; области и приоритеты исследований; управление и организация ИР.
Масштабы и динамика трансграничных связей. Прямые японские инвестиции в зарубежные ИР начинают расти особенно быстрыми темпами с 1985 г. В 1991 г. Управление по науке и технике Японии провело обследование 831 японской фирмы, при этом выяснилось, что 117 компаний организовали или приобрели за рубежом 276 подразделений ИР. Основная часть такого рода учреждений пришлась на США. По результатам специального обследования, выполненного министерством торговли США в начале 90-х годов, в этой стране насчитывалось 190 подразделений ИР, которые принадлежали 100 японским материнским компаниям. Такого рода организации действовали в основном в трех отраслях: электронике, автомобилестроении и биотехнологии (с.42).
Американские фирмы в последнее десятилетие также усиливают присутствие своих исследовательских лабораторий в Японии. По данным японского министерства внешней торговли и промышленности, в конце 1992 г. в этой стране насчитывалось 110 подразделений ИР, принадлежащих полностью или частично американским компаниям. Такие учреждения концентрировались преимущественно в сфере электронной, химической и фармацевтической промышленности (с.42).
Анализ данных, собранных автором в ходе обследования, показал, что соответствующие лаборатории и отделы в сфере электронной промышленности в обеих странах специализируются в 15-3521
основном по следующим направлениям: компьютеры и программные продукты; полупроводники; телекоммуникационное оборудование.
Причины и стимулы создания зарубежных исследовательских подразделений ИР. В ходе проведенного автором опроса 32 фирмам-респондентам было предложено провести сравнительную оценку семи причин трансграничного размещения их исследовательских подразделений (соответственно в США и Японии). Позиции японских и американских компаний в целом совпали, и ранжированный по степени приоритетности список причин выглядит следующим образом:
1) помощь материнской фирме в адекватном удовлетворении потребностей местного рынка;
2) знакомство с технологическим развитием страны размещения;
3) приобретение или разработка новой технологии;
4) сотрудничество с лабораториями страны размещения;
5) создание в регионе собственной базы ИР;
6) использование местного научно-технического кадрового потенциала;
7) повышение конкурентоспособности фирмы.
Таким образом, подчеркивает автор, наивысший приоритет в глазах опрошенных японских и американских респондентов получил "фактор номер 1". Считается, что приближенная к местному рынку лаборатория или отдел ИР позволяют фирме лучше приспособиться к соответствующим национальным стандартам и системам, установить более тесные связи с потребителями, сократить временной цикл между проектированием, разработкой продукции и ее коммерциализацией. В числе приоритетных признаны также такие факторы, как изучение технологического развития и приобретение новой технологии на местах размещения. Приближенность к "источникам" ИР позволяет оперативнее использовать инновации в производственной практике материнской фирмы.
Характеризуя прочие приоритеты упомянутого списка, автор обращает внимание на различия, обнаруженные в подходах американских и японских респондентов. Так, стремление к созданию собственной базы ИР за рубежом оказалось более типичным для политики американских фирм в Японии. Предусматривается, что такого рода центры станут со временем "форпостом" для продвижения промышленности США на рынки Восточной Азии.
Японские респонденты обращают особое внимание на такой стимул, как сотрудничество с американскими лабораториями, прежде всего с вузовскими исследовательскими подразделениями. Автор подчеркивает в этой связи, что соответствующие организации фирм США в Японии не проявляют большей активности в установлении такого рода контактов. Подобную разницу в подходах автор объясняет разными традициями в проведении ИР: так, в Японии не сложилась развитая система сотрудничества частных компаний с исследовательскими университетами, столь распространенная в США (с.44).
Еще одно различие в политике американских и японских электронных фирм касается использования местных научно-технических кадров. Японская сторона проявляет здесь гораздо большую заинтересованность, чем американская. Автор отмечает, что указанный подход объясняется, в частности, тревогой в связи с прогнозами о грядущем дефиците кадров специалистов в Японии. По оценкам, годовые темпы прироста числа ученых и инженеров в этой стране снизятся с 12,6% в 1985-1990 гг. до 2,4%-в 1995-2000 гг. (с.45).
Области и приоритеты исследований. Анализ материалов обследования позволил автору определить доминирующие направления ИР в трансграничных исследовательских подразделениях. Из 32 обследованных организаций 18 занимались ИР в области аппаратного обеспечения ЭВМ, 17 - разрабатывали проблемы программного обеспечения, 14 - проводили ИР в таких областях, как телекоммуникационное и офисное оборудование, 15'
бытовая электроника, 7 - вели разработки в сфере полупроводников (с.45).
Важное, на взгляд автора, отличие японских подразделений в США от аналогичных американских в Японии состоит в том, что первые ориентируются на меньшее число областей и проектов. Например, компания "Matsushita" располагает в США несколькими подразделенияими, разрабатывающими разнообразные
специализированные проекты. В то же время американская фирма "Digital equipment corporation" имеет в Японии всего один центр ИР в городе Акикава (Akikawa). Автор подчеркивает в этой связи, что указанная более узкая ориентация японских подразделений ИР в США отражает общую стратегию материнских компаний, стремящихся размещать свои исследовательские филиалы поблизости от американских специализированных фирм.
В целом большая часть обследованных подразделений (до 60%) сосредоточивает свои усилия на прикладных исследованиях и разработках; 30 - занимаются фундаментальными и прикладными исследованиями и лишь 10% специализируются исключительно на "чистых", фундаментальных проблемах (с.45). Обе обследованные группы демонстрируют одинаково повышенный интерес к "возникающим и передовым технологиям", выбирая те направления, в которых соответствующие страны занимают лидирующие позиции. Так, японских исследователей интересуют в США проблемы искусственного интеллекта, быстродействующих вычислительных систем, новейших материалов. Американские специалисты в Японии проявляют повышенное внимание к жидкокристаллическим дисплеям, к разработке гибких компьютеризованных производственных систем. Некоторые подразделения фирм США в Японии заинтересованы в изучении опыта этой страны по миниатюризации технологий (с.45). »
Управление и организация исследований. Главное отличие японских подразделений в США от аналогичных американских в Японии - более широкая вовлеченность первых в кооперационные
отношения с местными организациями. 8 из 14 обследованных филиалов японских фирм, размещенных в США, заключили такого рода соглашения с американскими партнерами. Это сотрудничество выступает в форме привлечения исследователей; финансирования контрактных ИР в вузах и покрытия расходов на содержание профессорских должностей; проведения совместных ИР с частными и университетскими организациями (с.45).
Кооперационные отношения американских фирм в Японии с местными организациями выступают в форме использования университетских специалистов и присутствуют в деятельности лишь двух подразделений (из 18 обследованных), только одно подразделение призналось, что содержит свою кафедру в "престижном японском университете".
В ходе обследования были собраны данные о гражданстве руководителей ИР и штатных исследователей во всех 32 подразделениях. Выяснилось: японские организации, размещенные в США, используют в качестве руководителей ИР собственных специалистов (исключение составляет лишь одно подразделение. В аналогичных американских филиалах картина прямо противоположная: в 13 подразделениях руководство ИР осуществляли граждане Японии и лишь в пяти - американцы. Показатели использования прочего персонала дают более пеструю картину: доля японских граждан в подразделениях, размещенных в США, ранжирует от 3 до 46%; аналогичный показатель для американских филиалов в Японии - менее 10%, лишь в одной организации он составляет 15% (с.46).
В заключение автор формулирует три главные проблемы, которые, на его взгляд, заслуживают внимания руководителей промышленных ИР в США.
1. Рост трансграничного размещения исследовательских подразделений требует, чтобы организаторы науки в промышленности США "пересмотрели свою стратегию" и поставили перед собой вопрос о плюсах и минусах концентрации
исследовательской деятельности только в границах своей страны. В частности, автор считает необходимым изучение проблемы возможных конкурентных преимуществ от размещения исследовательских филиалов фирм США за рубежом. В этой связи заслуживает внимания деятельность подразделений электронной промышленности США в Японии.
2. Вторая группа вопросов, представляющих, на взгляд автора, интерес для руководителей промышленных ИР, - возможные последствия деятельности зарубежных (в частности, японских) подразделений на территории США. Создают ли такие подразделения дополнительную угрозу для конкурентоспособности страны размещения? Ухудшают ли они возможности для использования местного кадрового потенциала в национальных интересах?
3. Плюсы и минусы деятельности американских подразделений в Японии могут, по мнению, автора, оказаться полезными для других фирм США, желающих разместить за рубежом свои исследовательские филиалы.
Т.В.Горбунова
96.04.020. БАРКЕР Б. НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ЯПОНИИ В СИСТЕМЕ ИНТЕРНЕТ-WWW.
BARKER В. Japanese science and technology policy resources on the World Wide Web // Science and public policy. - Guildorf, 1995. - Vol.22, N 5. - P.333-343.
Автор - сотрудник Манчестерского университета (Великобритания), участник Программы изучения политики в области инжениринга науки и технологии. Он является также внештатным исследователем в Национальном институте научно-технической политики Агентства по науке и технике Японии (National Institute of science and technology policy - NISTP) и периодически работает в этой стране.