Научная статья на тему '95. 02. 027. Папанастассиу М. , Пирс Р. Интернационализация исследований и разработок на японских предприятиях. Papanastassiou M. , Pearce R. The intel-nationalisation of research and development by Japanese enterprises // r A. d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 2. - P. 155-165. - bibliogr. : P. 165'

95. 02. 027. Папанастассиу М. , Пирс Р. Интернационализация исследований и разработок на японских предприятиях. Papanastassiou M. , Pearce R. The intel-nationalisation of research and development by Japanese enterprises // r A. d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 2. - P. 155-165. - bibliogr. : P. 165 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
31
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИР / ИР -ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ {{-}}ЗАРУБЕЖНЫЕ ЯПОНИЯ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ЛАБОРАТОРИИ {{-}} -ЯПОНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Горбунова Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 027. Папанастассиу М. , Пирс Р. Интернационализация исследований и разработок на японских предприятиях. Papanastassiou M. , Pearce R. The intel-nationalisation of research and development by Japanese enterprises // r A. d management. - Oxford, 1994. - Vol. 24, № 2. - P. 155-165. - bibliogr. : P. 165»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

0}М 1 (£)

КАЯ АН АДЕЛИ.'*', /

НАУК /

* ШЗМ МФ.Г'Ш? i J л

з* »зшм«м имя ' Ч/

СОЦИАЛЬНБ1ЕТТТТМЖНИТАРНЬ1Е

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.02.001-95.02.033

МОСКВА 1995

95.02.027. ПАПАНАСТАССИУ М., ПИРС Р. ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ И РАЗРАБОТОК НА ЯПОНСКИХ ПРЕДПРИЯТИЯХ.

PAPANASTASSIOU М., PEARCE R. The internationalisation of research and development by Japanese enterprises // R a. D management.— Oxford, 1994. — Vol. 24, 2 .— P. 155-165 .— Bibliogr.: p. 165.

Авторы — исследователи Ридингского университета (University of Reading), Великобритания. В реферируемой статье отмечается, что в последние годы многонациональные японские компании (Multinational enterprises-MNE) организуют большое число своих филиалов за пределами страны. Указанные подразделения, как полагают, играют особую роль в реализации стратегии глобализации нововведений.

Значительный рост объемов ИР в зарубежных подразделениях японских MNE является, на взгляд авторов, естественным результатом изменений в характере конкурентоспособности национальной промышленности этой страны за последние 40 лет. Если в первые послевоенные годы проникновение японских фирм на мировой рынок осуществлялось главным образом в форме эффективной качественной стандартной продукции на основе традиционных западных технологий, то позднее, на следующем этапе интернационализации, такие компании стали создавать свои подразделения в развивающихся странах, а затем и в США, Канаде, Западной Европе.

На данном этапе важным фактором конкурентоспособности стало изучение спроса на национальном рынке страны размещения. Решение этой задачи требует активизации усилий не только в сфере производства и маркетинга, но и в сфере исследований и разработок. Важный новый момент в поведении японских фирм — перенос приоритетов политики на задачи, реализация которых позволит производителям занять ведущие позиции в сфере внедрения новых концепций производства и обеспечит им “глобальный инновационный стратегический выигрыш в мировой конкурентной борьбе”.

При проведении обследования зарубежной научно-технической деятельности японских MNE авторы опирались на три главных источника информации: Отчеты Японской организации по внешней торговле (Japan external trade organisation-JETRO); данные об интернационализации ИР, полученные от крупнейших мировых фирм и опубликованные в 1989-1990 гг., указанные данные собраны в ходе опроса 623 материнских лабораторий; удовлетворительные ответы получены от 245 респондентов, среди последних было свыше 30 японских лабораторий; третий источник информации — обследование, предпринятое авторами реферируемой статьи в 1992-1993 гг. Объектом опроса стали филиалы японских MNE на территории Великобритании. В качестве респондентов было отобрано 48 лабораторий, полные ответы получены

от 19 из них, кроме того, пять подразделений сообщили, что не ведут ИР в сколько-нибудь заметном объеме (с. 157).

При проведении опроса 623 лабораторий респодентам предложили сообщить дату основания их зарубежных исследовательских филиалов. Соответствующая информация получена от 452 лабораторий. Выяснилось, что подавляющая часть подобных подразделений (соответственно 66 и 63%) организована в течение 70-х и 80-х годов. Для японских ]\ШЕ этот показатель выглядит следующим образом: в течение 70-х годов за рубежом было организовано 43% всех новых подразделений материнских японских фирм, а в 80-е годы — 84% (с. 158).

Материалы, использованные авторами, свидетельствуют, что к концу 80-х годов японские МКЕ располагали достаточно заметным числом исследовательских лабораторий, размещенных в зарубежных странах. Как показали результаты обследования за 1989-1990 гг., в среднем каждая из материнских лабораторий имела четыре подобных подразделения. Этот показатель несколько меньше, чем для Западной Европы в целом (4,6), однако существенно выше аналогичной цифры для США (1,7) и Великобритании (2,3) (с. 157).

Распределение таких зарубежных лабораторий японских фирм по странам размещения выявило следующую картину: в среднем на каждую материнскую лабораторию в Японии приходится 1,6 подразделений, расположенных в США; 1,1 — в Континентальной Европе, 0,2 — в Великобритании и 1,1 — в других странах. По результатам обследований удалось выявить отрасли, наиболее склонные к размещению своих подразделений за рубежом: это МНЕ в области фармацевтики и бытовой химии, электроники и электротехники, автомобилестроения и сельскохозяйственного машиностроения (с. 157).

Какую стратегию в сфере ИР фирмы считают наиболее перспективной? Респондентам предложили ранжировать (с точки зрения приоритетности) следующие четыре направления:

— более активное использование централизованных подразделений;

— акцентирование большего внимания на деятельности зарубежных лабораторных филиалов материнских фирм;

— приоритет глобально-интегрированной сети ИР;

— проведение существующей политики, отказ от возможных стратегических новшеств.

Картина, сложившаяся на основании полученных ответов от японских МИЕ, свидетельствует: 81,5% респондентов считают наиболее обещающим направлением своей стратегии в сфере ИР формирование глобально интегрированной сети исследовательских подразделений. Подобный подход подтверждается и статистикой роста численности японских исследовательских лабораторий за рубежом. Такого рода данные авторы приводят в таблице на с. 159. В целом, за 1990-1992 гг.

число японских подразделений, связанных с производственными отделениями ЬШЕ в зарубежных странах, увеличилось с 50 до 149; приоритетными странами размещения в Западной Европе оказались Великобритания (рост с 15 подразделений в 1990 г до 54 в 1992 г.), Франция (соответственно 7 и 21 подразделение), ФРГ (8 и 25), Нидерланды (3 и 5), Бельгия (3 и 7), Италия (1 и 6) и Испания (11 и 23).

Сходная тенденция была обнаружена и для независимых исследовательских лабораторий. В целом, за 1990-1992 гг. число таких подразделений японских фирм увеличилось с 23 до 54. Главными факторами, определяющими выбор страны размещения для таких организаций, являются “научный авторитет”, наличие потенциала талантливых исследователей, развитая университетская система, благоприятный “культурный климат”, положительный опыт предшествующего инвестирования. С точки зрения отмеченных факторов предпочтительными странами для размещения независимых исследовательских лабораторий японских корпораций стали Великобритания (рост таких подразделений с 9 в 1990 г. до 19 в 1992 г.), Франция (соответственно 4 и 9), ФРГ (6 и 14).

Специальный раздел реферируемой статьи авторы посвятили оценке роли зарубежных исследовательских подразделений в деятельности японских МИЕ. Результаты обследований, проведенных авторами, позволили им прийти к выводу, что многонациональные японские фирмы считают для себя наиболее выгодным размещать за рубежом в первую очередь подразделения, занимающиеся фундаментальными исследованиями. Сопоставление подобного “стратегического поведения” японских респондентов с респондентами из других стран показывает, что 22% материнских японских фирм придерживаются названного подхода, в то же время среди других зарубежных фирм такую позицию разделяют лишь 5% (с. 159).

Возможность конкретизации проблемы проникновения японских промышленных исследовательских подразделений в зарубежные страны авторы получили, проведя специальное обследование таких лабораторий, действующих на территории Великобритании. Результаты данного обследования представлены в специальном разделе реферируемой статьи.

Среди вопросов, на которые должны были ответить респонденты, особое внимание обращено на превалирующий тип деятельности подразделения; предлагалось определить приоритетный характер решаемых задач, степень привязанности таких задач к нуждам производства и интересам местного потребительского рынка, оценить масштабы и характер ИР и т. п.

В списке возможных факторов, предложенных обследователями, респонденты должны были выделить и ранжировать по пятибалльной

шкапе те из них, которые имеют особое значение для данного конкретного подразделения. В целом, для большей части обследованных лабораторий японских фирм в Великобритании балльная оценка осноы направлений и стимулов деятельности выглядит следующим образом:

— создание новой продукции — 2,07;

— реализация стратегии компании по глобализации нововведений — 2,67;

— повышение конкурентоспособности производственного филиала на местном рынке — 2,58;

— использование “научных возможностей” страны размещения — 2,08 (с. 162).

Авторы подчеркивают, что приведенные средние баллы значительно варьируются в зависимости от типа лаборатории.

Один из вопросов анкеты касался национальной кадровой структуры в японских подразделениях на территории Великобритании. Обследование показало, что в среднем до 75% исследователей таких организаций составляют “местные” специалисты, причем в независимых исследовательских лабораториях указанная доля даже превышает 75% (с. 162).

Насколько активными являются деловые и научные контакты японских подразделений с местными научными учреждениями? В ходе обследования респондентам предложили ранжировать такие связи по следующим категориям: “активные контакты”; “скромные”; “отсутствие контактов”. Оценка проводилась по пятибалльной шкале. Разброс оценок определялся не только в зависимости от характера лаборатории-респондента, но и от типа местного исследовательского учреждения. Так, контакты с британскими университетами были оценены в диапазоне от 2,6 (для независимых исследовательских лабораторий) до 1,55 (для производственных и маркетинговых подразделений). Связи с исследовательскими лабораториями Великобритании получили оценки от 2,0 до 1.0 балла. Особенно слабыми являются контакты с промышленными исследовательскими лабораториями: в среднем по большинству обследованных подразделений они оценены в 1,21 балла (с. 163).

В заключение авторы отмечают, что хотя проведенные обследования дали обширный материал для понимания политики, проводимой японскими ММЕ в зарубежных странах, размещения их производственных и исследовательских филиалов, не совсем проясненным остается пока вопрос о том, насколько активно подобные подразделения используют местные научные возможности для развития своих фундаментальных доконкурентных исследовательских программ. Авторы, полагаясь на результаты, полученные ими на примере Великобритании, выражают убеждение, что пока такого рода возможности используются сравнительно слабо. Т. В. Горбунова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.