Научная статья на тему '95. 01. 029. Иосимото К. , Косуги Р. Карьеры выпускников колледжей - массовость и диверсификация. Yoshimoto К. , Kosugi R. College grad'e carers - massification and diversification // Japan labor Bull,- Tokyo, 1994. - Vol. 33, № 6. ~ P. 5-8'

95. 01. 029. Иосимото К. , Косуги Р. Карьеры выпускников колледжей - массовость и диверсификация. Yoshimoto К. , Kosugi R. College grad'e carers - massification and diversification // Japan labor Bull,- Tokyo, 1994. - Vol. 33, № 6. ~ P. 5-8 Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
38
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНИКИ ВУЗОВ ЗАНЯТОСТЬ ЯПОНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ -ЯПОНИЯ / КАРЬЕРА -И ОБРАЗОВАНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Можаева Л. Г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 029. Иосимото К. , Косуги Р. Карьеры выпускников колледжей - массовость и диверсификация. Yoshimoto К. , Kosugi R. College grad'e carers - massification and diversification // Japan labor Bull,- Tokyo, 1994. - Vol. 33, № 6. ~ P. 5-8»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ

ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ /) ?),//, }

___гд&йййсная акалёлня ( ч ч у i

НАУК

и».»**! т »цкиммт •

н

с/ -х.

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8

НАУКОВЕДЕНИЕ

1

издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.01.001-95.01.030

МОСКВА 1995

коллектива нарушается. Если уезжает ведущий исследователь (генератор идей), то коллектив может вообще перестать существовать или вынужден будет сменить профиль специализации. Такая ситуация довольно типична, поскольку, как правило, уезжают самые талантливые и продуктивные ученые. .

Особенно остро эта проблема ощущается в связи с подготовкой научных кадров. Эмиграция ученого из стабильного коллектива вуза в любом случае нарушает воспроизводство научной рабочей силы, а в экстремальном случае (если уезжает лидер научной школы) цепь репродукции разрывается полностью.

Таким образом, утечку умов можно рассматривать как процесс, все участники которого имеют специфические интересы и выигрывают или проигрывают в зависимости от обстоятельств (с. 409).

Возвращаясь в этой связи к стратегии эффективного соучастия, авторы констатируют, что наряду с мерами по улучшению условий труда в исследовательских центрах необходимо также учитывать особые интересы нынешних и потенциальных эмигрантов. Целью этой стратегии является создание таких отношений между правительственными органами и мигрантами, которые обеспечивали бы взаимовыгодное удовлетворение интересов обеих сторон.

Нынешняя ситуация с утечкой умов из Украины носит хаотичный характер. Поиски работы за рубежом, выработка эмиграционных процедур, адаптация к новым условиям — все это забота самих эмигрантов.

Л. Г. Можаева

95.01.029. ИОСИМОТО К., КОСУГИ Р. КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ — МАССОВОСТЬ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. YOSH1MOTO К., KOSUGI R. College grad's carers — massification and diversification // Japan labor bull.— Tokyo, 1994.— Vol. 33, ft 6 — P. 5-8.

В статье ассоциированного профессора Национального института разностороннего образования (Япония) Иосимото и научного сотрудника Японского института труда Косуги поднимаются проблемы изучения рынка труда и его структурных изменений для выпускников японских вузов.

Развитие высшего образования в Японии в послевоенный период авторы подразделяют на два этапа: количественное расширение системы высшего образования до середины 70-х годов и ее диверсификация с конца 70-х годов. Доля студентов университетов и колледжей в общем числе молодых люден соответствующей возрастной группы увеличилась с 8,2% в I960 г. до 27,6% в 1976 г. Эта цифра оставалась 15-1-4410

постоянной и в последующие годы. Что касается численности выпускников вузов, получивших работу, то в 1960 г. она составляла 100 тыс., т. е. 7,2% от числа выпускников средних учебных заведений, получивших работу. В 1990 г. эта аоля возросла до 28,4% (с. 5).

Увеличение на рынке труда лиц с высшим образованием сопровождается структурными изменениями в содержании выполняемой ими работы. "Труд сам по себе подвергается качественному изменению, и развитие карьеры происходит после того, как выпускник вуза получает работу". В 1991 г. было отмечено, что выпускникам колледжей на фирмах предоставлялись должности, которые не требовали высшего образования, подготовку в области бизнеса они приобретали на практике; некоторые должности предполагали "дальнейшее продвижение по службе на том же рабочем месте", а также "ротацию труда в широком плане", что соответствует традиционному представлению о рабочем месте для выпускников вузов. Инженерам после 15 лет работы предлагались два различные направления деятельности — менеджмент либо углубление специализации.

Исследование, проведенное авторами, основано на опросе выпускников 35 университетов страны и имеет целью дать более глубокое представление о карьере выпускников вузов в течение десяти лет — начиная с получения рабочего места до первого изменения в карьере. Акцент делается на соотношении между традиционным и диверсифицированным образованием в объеме колледжа и изменениями в структуре экономики и заня тости. Особое внимание обращено на область знания, приобретенного в колледже. Объектами анализа стали 14 329 ответов респондентов.

Отобрав ответы 3491 специалиста, имеющих 7-10-летний стаж работы в частных фирмах, авторы рассмотрели особенности развития их карьеры. Было предложено выбрать из 23 названных авторами видов деятельности те, которыми респонденты занимались. В ответах наиболее часто представлены: "деятельность по сбыту для корпорации", "работа, связанная с дизайном и сбытом для отдельных покупателей". Примерно половина опрошенных — 46,9% мужчин — с гуманитарным образованием и 37,8% — имеющих образование в области социальных наук, были заняты более чем в трех видах деятельности. Работа выпускников, имеющих естественнонаучную подготовку, отмечалась меньшим разнообразием, а 46,7% мужчин с инженерным образованием были заняты всего лишь одним видом деятельности (с. 5).

В ходе опроса выяснилось, как складывалась карьера выпускников на начальном этапе. Оказалось, что число тех, кто "продолжает par-боту на своем первом месте", снижается по мере увеличения стажа, а число тех, кто занят на новой работе, связанной с первоначальной областью деятельности, "выполняющих работу, требующую подготовки широкого профиля", увеличивается.

Таблиц» 1 (с.б)

Распределение выпускников вузов в зависимости от типа деятельности (в %) для занятых в частных фирмах в течение 7 лет и более

Пол н область Общее число Продолжаю- Занятые на Выполняю-

образования выпускников щие рабо- новой раб., щие работу,

тать на связ. с пер- треб, под-

первом раб. вой ач. обл. готовку

месте де*т-ти широкого профиля

Мужчины 3072 (100%) 34,0 33,0 30,8

(всего)

гуманитарные

науки 168 (100) 26,8 29,2 38,1

социальные

науки 1579 (100) 30,0 31,9 37,7

инженерия 1027 (100) 39,9 41,1 20,4

естественные

науки 298 (100) 38,6 33,9 25,8

Женщины* 419(100) 30,8 38,4 23,6

'Данные по областей образован«« в графе о женщннах отсутствуют.

Авторов опроса интересовало также, насколько активно выпускники вузов используют знания и технологии, полученные ими в колледжах и университетах. Было установлено, что доля занятых на работах, "не требующих знаний, полученных в колледжах", сокращалась, а тех, кто занят "деятельностью, связанной с подготовкой в колледже", увеличивалось, доля тех, кто "перешел на более сложную работу", возрастала.

Около 60% мужчин, имеющих гуманитарное образование, и 50% — в области социальных наук заявили, что "знания, приобретенные в вузе, не являются необходимыми". С другой стороны, чем больше лет указанные специалисты проработали, тем ниже был среди них процент ответивших, что "знания, приобретенные в вузе, не являются необходимыми" (26,7% в отношении людей, проработавших более 10

15-1*

лет). Эти сотрудники все больше вовлекаются в работы, "требующие более углубленных знаний и технологий". Из проработавших более 10 лет специалистов 41% ответили, что они заняты "работой, связанной со знаниями, полученными в вузе".

Таблица 2 (с. 7)

Структура занятости выпускников и знания, полученные в вузе

Пол я область Общее чис- Работа, свя- Новая рабо- Работа, не

образования ло выпуск- занна* со та, требуют. треб, получ.

ников знаниями, более сложн. знаний

получ. в вузе знаний

Мужчины (всего) 3072 (100%) 23,4 27,3 41,6

гуманитарные

науки 168 (100) 17,3 19,6 57,1

социальные •

науки 1579 (Ю0) 11,7 24,3 47,9

естественные

науки 298 (100) 37,9 28,5 38,3

Женщины 419 (100) 24,8 20,8 47,7

Авторы указывают также на растущую дифференциацию между студентами, изучающими традиционные дисциплины, в отношении поисков места работы еще во время учебы. Период 1983-1992 гг. характеризуется увеличением числа желающих получить работу в частных фирмах, что объясняется в значительной степени ростом спроса на высококвалифицированных специалистов со стороны этих фирм. Прежде всего это касается женщин, имеющих образование в области социальных и инженерных наук, которые раньше предпочитали государственную службу. Та же тенденция распространяется и на мужчин, получивших образование в области гуманитарных и естественных наук; исключение составляют инженеры.

Японская практика занятости предусматривает, что студенты вузов, ежегодно завершающие свое образование в конце марта, в массе своей начинают работу в апреле. Поиск же ее начинается уже за год, а иногда и за два года до окончания учебы. Получению работы на фирме предшествуют: сбор выпускником информации, собеседование, подача заявления и предоставление "найтея" — неформальной гарантии

трудоустройства со стороны фирмы. Согласно проведенному опросу, все эти этапы поиска протекают по-разному, в зависимости от специальности и пола. Так, подавляющее большинство фирм предоставляет "найтей" студентам-мужчинам, изучающим социальные науки. За ними следуют студенты, получающие подготовку в области гуманитарных наук, и студентки-женщины. Мужчины, имеющие образование в области естественных наук, получают "найтей" от небольшого количества компаний, поскольку по традиции они могут получить его только но рекомендации своих профессоров. Сроки/получения гарантии трудоустройства также различаются в зависимости от пола и специальности. Мужчины с инженерным образованием получают "найтей" быстрее всех, за ними следуют мужчины с образованием в области социальных и естественных наук.

Процесс поиска работы на фирме также обнаруживает большие различия в зависимости от специальности. Мужчины с образованием в области социальных наук в большинстве своем обращаются к "бюллетеням трудоустройства компаний", которые рассылают фирмы, занимающиеся трудоустройством. Этот поиск получил название "свободного ходатайства", поскольку ищущие работу не запрашивают рекомендаций из колледжа, университета или биржи труда,

В то же время самый распространенный путь получения работы в этой области — это помощь выпускников прежних лет. Студенты естественнонаучных факультетов обычно ищут работу с помощью своих профессоров, специальных семинарских занятий либо через отделы кадров своих вузов. Это традиционный путь, однако в последние годы обнаруживается тенденция к увеличению числа выпускников вузов, ищущих работу с помощью указанных выше бюллетеней.

Для студентов-мужчин с гуманитарным образованием и студенток-женщин свободное ходатайство, помощь отдела кадров и личные связи (в данной последовательности) являются наиболее продуктивными путями поиска работы. Однако и в данном случае прослеживается увеличение доверия к бюллетеням фирм.

Авторы указывают еще на одну особенность трудоустройства в Японии. Между вузами и частными компаниями обычно заключается соглашение о сроках подписания формального акта о трудоустройстве, поэтому любая деятельность, связанная с поиском работы до этого времени, считается неформальной.

Общая тенденция состоит в том, что корпорации все чаще набирают сотрудников с помощью "свободных ходатайств", а не через отделы кадров университетов и колледжей.

Л. Г. Можаева

15-2-4410

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.