РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ
ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ /) ?),//, }
___гд&йййсная акалёлня ( ч ч у i
НАУК
и».»**! т »цкиммт •
н
с/ -х.
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 8
НАУКОВЕДЕНИЕ
1
издается с 1973 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,8 рефераты 95.01.001-95.01.030
МОСКВА 1995
109
95.01.028
эахской АН — в области фиэики солнечной энергии и т. д. опровергают подобные оценки. Разрыв прежних "имперских связей" привел к появлению несколько неожиданных форм научного сотрудничества. Например, ФИАН им. Лебедева в Москве имел высокогорную астрофизическую станцию близ Алма-Аты, которая была впоследствии национализирована Казахстаном. Стремясь обеспечить хотя бы выживание этого центра, РАН совместно с Институтом физики высоких энергий КАН создала совместный международный научно-исследовательский центр.
Автор указывает на снижение уровня "большой науки" в России. Децентрализация науки привела к тому, что прежний акцент на "большой науке и технике", особенно на исследованиях в области космоса и ядерной энергии, был подвергнут сомнению. Прежде всего это относится к космической науке, для которой существенно урезаны ассигнования. По самым оптимистическим оценкам, на 1992 г. объем ассигнований на космические исследования достиг лишь 25-30% от уровня 1991 г.
Рассмотрев основные тенденции развития российской науки на современном этапе, автор заключает, что наука в России переживает тяжелый кризис. Западные государства должны помочь России защитить науку от дальнейшего распада. На первый план при этом должны выступать гуманные и утилитарные соображения. Мир стоит перед перспективой потери громадных человеческих и институциональных ресурсов, имеющих великую историческую традицию. Учитывая низкий уровень оплаты труда в России, финансовый вклад западных стран может быть относительно невелик и при этом можно получить относительно большую отдачу. Если усилия с целью интернационализации, демократизации и децентрализации науки в России окажутся успешными, станут возможными и подведение более рациональной базы под научную политику, преодоление грубых ошибок и более эффективное использование ресурсов (с. 23).
Л. Г. Можаева
95.01.028. КЛОЧКО Ю„ ИСАКОВА Н. ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ МИГРАЦИЯ: ВЗГЛЯД ИЗ УКРАИНЫ.
KLOCHKO G., ISSAKOVA N. Intellectual migration: A view from Ukraine // Science a. publ. policy .— Guildford, 1993 .— Vol. 20, № 6.— P. 405-409.
В работе научных сотрудников Украинской академии наук проблема утечки умов с Украины рассматривается под различным углом зрения: с позиции страны — реципиента, ученых, затронутых научных учреждений и мирового научного сообщества.
95.01.028
110
Интеллектуальная эмиграция, или утечка умов, ведет, как правило, к ослаблению интеллектуального потенциала страны, под которым подразумевается общая компетенция ее населения. Этот потенциал может быть измерен следующими показателями: общим уровнем образования, концентрацией работников высшей квалификации в производстве, числом экспертов в структурах власти и правительственных органах, числом ученых в различных профессиональных группах и т. д. В современных условиях уровень развития страны определяется в основном мощностью ее интеллектуального потенциала и эффективностью социальных механизмов его формирования и использования. Опыт многих стран свидетельствует, что высокоразвитый интеллектуальный потенциал способен компенсировать неблагоприятные климатические условия, дефициты сырьевых ресурсов, относительную отсталость производства, инфраструктуры и т. д
Формирование национального менталитета в упомянутом смысле — это продолжительный процесс, включающий все ступени образования, повышение квалификации, подготовку на производстве и другие формы непрерывного образования, а также научно-исследовательскую деятельность и подготовку научных кадров. Если одно звено в этой цепи исчезает, нарушается равновесие всей системы. Это приводит к многочисленным отрицательным последствиям во всех сферах социальной жизни, и компенсация ущерба потребует значительных затрат времени и средств.
В настоящее время на Украине наблюдаются опасные тенденции: сокращается число студентов, аспирантов, научных сотрудников и инженеров. Возникает угроза существенной эрозии интеллектуального потенциала, чреватая национальной деградацией. В этом контексте общую озабоченность со стороны как профессионалов, так и общественности вызывает эмиграция интеллигенции.
Любая страна, сталкивающаяся с проблемой утечки умов, независимо от объема миграции, ее динамики и последствий, должна ответить на один вопрос: "Как необходимо реагировать на утечку умов?" Этот вопрос должен быть обращен к правительственным органам, общественности, научному сообществу, научным учреждениям, ученым. Для полноты этого списка следует добавить международные организации и зарубежные научные учреждения.
Научное сообщество Восточной Европы, где большинство исследовательских центров принадлежит государству, высоко оценивает роль правительств для развития науки и техники в переходный период к экономике свободного рынка. Правительства должны принять срочные меры для уменьшения утечки умов, создав благоприятные условия для ученых и исследовательской инфраструктуры Как свидетельствуют данные, полученные авторами, опыт многих стран подтверждает,
ш
95.01.028
что позиция правительств по отношению к науке варьирует от "невмешательства" до принятия "активных мер" (с. 406). Невмешательство, считают авторы, может быть результатом либо неспособности правительства влиять на утечку умов, либо его убеждения о недопустимости оказывать влияние на этот процесс.
Авторы различают два способа действий, которые могут предпринимать правительства в отношении утечки умов: меры, непосредственно направленные на регулирование эмиграции, учитывающие возможное внешнее влияние, и меры, способствующие улучшению условий жизни и труда ученых.
Комментируя последнее, авторы ссылаются на предложения, выдвинутые сначала в СССР, а затем в России: существенное повышение зарплаты ученым; улучшение условий их жизни (проживание, здравоохранение, досуг и т. д.); создание необходимых условий труда (возможности поездок, приобретение оборудования, снабжение информацией и т. д.).
Двумя основными мотивами эмиграции практически для всех стран (если не учитывать современные специфические причины эмиграции из бывших республик СССР, национальные конфликты, социально-экономическую нестабильность, эмиграцию на этническую родину, воссоединение семей и т. д.) служит стремление к улучшению жизненных стандартов и условий для научной деятельности (с. 407). Принимая во внимание ситуацию — на данный момент, на ближайшее будущее — в экономике и финансировании науки в бывших республиках СССР, вряд ли можно ожидать преодоления разрыва между ними и развитыми странами по этим показателям, а также снижения мотивации для утечки умов.
Даже при наличии достаточно реалистичной правительственной программы регулирования утечки умов вне контроля остается деятельность многих независимых участников этого процесса: неправительственных и частных организаций и ассоциаций, фондов и зарубежных организаций.
В работе представлена попытка разработать стратегию эффективного соучастия, которая предусматривает правительству важную роль в регулировании утечки умов путем взаимовыгодной координации интересов всех вовлеченных в процесс сторон. Фундаментальная концепция этой стратегии вытекает из нового понимания процессов интеграции глобального развития и перехода к единому мировому сообществу. В этой связи интернационализация научной деятельности рассматривается как регулирующий исторический процесс, старт которого определяется показателями развития каждой страны и реалиями международных отношений. При этом взаимовыгодные результаты должны получить и мировое сообщество, и каждая отдельная сторона (с. 407).
95.01.02«
112
Реинтеграция бывших республик СССР в мировое сообщество и создание региональной науки выгодно для обеих сторон. Развитые государства начинают понимать удобство сотрудничества с менее развитыми восточноевропейскими странами.
Принимая во внимание негативные последствия увеличивающегося различия между странами с высокой технологией и остальным миром, некоторые западноевропейские ученые считают необходимым развивать международное научное сотрудничество для того, чтобы избежать глобальных конфликтов и непоправимого экологического ущерба для планеты. Эксперты ЕС, например, предложили начать международные переговоры о кооперации в области науки и обмена технологией. Предпосылки для создания нового мирового порядка уже существуют: региональные союзы и сообщества (Единая Европа, Юго-восточная Азия, Пан-Америка); международные исследовательские центры (Дубна и ЦЕРН) и совместные проекты (рамочные программы ЕС в области кооперативных исследований и технологического развития); мультинациональные корпорации; международные университеты и фонды,
Далее авторы останавливаются на проблеме "выгод и потерь", связанной с утечкой умов. Процесс этот весьма неоднозначный. Естественно, что страны-доноры, неспособны предоставить ученому адекватные условия жизни и приемлемые условия труда, вынуждены примириться с этой потерей. Однако, получая работу за рубежом, ученый вносит определенный вклад в развитие мировой науки, его научные результаты становятся доступными всем. Формула "один теряет — другой находит" применима лишь на уровне двух стран. С точки зрения же мирового научного сообщества результаты, полученные учеными-эмигрантами, пополняют общий "пул знаний". Если ученый не может найти работы на родине и не может эмигрировать, то потеря двойная — и для его страны, и для мирового научного сообщества (с. 408).
Что касается страны-реципиента, то, хотя она и обретает некоторые преимущества, получив высококвалифицированную рабочую силу для ИР, перед ней встают многочисленные проблемы адаптации массовой иммиграции. Такая ситуация характерна особенно для трех основных центров привлечения интеллектуальной иммиграции из бывших республик СССР — для Израиля, Германии и США, где в дополнение к проблеме адаптации иностранцев возникает напряженность на рынке научной рабочей силы: иммигранты вытесняют с него собственных специалистов.
Аналогичная проблема "выгод и потерь" возникает также на уровне отдельных ученых и научных центров. Стремление к самореализации, желание жить и трудиться в лучших условиях вполне понятны. Если уезжает хороший специалист, привычный ход работы научного
113
95.01.029
коллектива нарушается. Если уезжает ведущий исследователь (генератор идей), то коллектив может вообще перестать существовать или вынужден будет сменить профиль специализации. Такая ситуация довольно типична, поскольку, как правило, уезжают самые талантливые и продуктивные ученые. .
Особенно остро эта проблема ощущается в связи с подготовкой научных кадров. Эмиграция ученого из стабильного коллектива вуза в любом случае нарушает воспроизводство научной рабочей силы, а в экстремальном случае (если уезжает лидер научной школы) цепь репродукции разрывается полностью.
Таким образом, утечку умов можно рассматривать как процесс, все участники которого имеют специфические интересы и выигрывают вли проигрывают в зависимости от обстоятельств (с. 409).
Возвращаясь в этой связи к стратегии эффективного соучастия, авторы констатируют, что наряду с мерами по улучшению условий труда в исследовательских центрах необходимо также учитывать особые интересы нынешних и потенциальных эмигрантов. Целью этой стратегии является создание таких отношений между правительственными органами и мигрантами, которые обеспечивали бы взаимовыгодное удовлетворение интересов обеих сторон.
Нынешняя ситуация с утечкой умов из Украины носит хаотичный характер. Поиски работы за рубежом, выработка эмиграционных процедур, адаптация к новым условиям — все это забота самих эмигрантов.
Л. Г. Можаева
95.01.029. ИОСИМОТО К., КОСУГИ Р. КАРЬЕРЫ ВЫПУСКНИКОВ КОЛЛЕДЖЕЙ — МАССОВОСТЬ И ДИВЕРСИФИКАЦИЯ. YOSH1MOTO К., KOSUGI R. College grad's carers — massification and diversification // Japan labor bull.— Tokyo, 1994.— Vol. 33, ft 6 — P. 5-8.
В статье ассоциированного профессора Национального института разностороннего образования (Япония) Иосимото и научного сотрудника Японского института труда Косуги поднимаются проблемы изучения рынка труда и его структурных изменений для выпускников японских вузов.
Развитие высшего образования в Японии в послевоенный период авторы подразделяют на два этапа: количественное расширение системы высшего образования до середины 70-х годов и ее диверсификация с конца 70-х годов. Доля студентов университетов к колледжей в общем числе молодых люден соответствующей возрастной группы увеличилась с 8,2% в I960 г. до 27,6% в 1976 г. Эта цифра оставалась 15-1-4410