РОССИЯ И МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЫНОК ТРУДА
Э.Р. Ахметзиганова, асп., Московский педагогический университет
ПРОБЛЕМА «УТЕЧКИ УМОВ»
Процесс перехода России от плановой экономики к рыночной все более приобретает кризисные черты системного характера. Одним из самых глубоких и опасных является кризис в области науки. Его яркое проявление - отток высококвалифицированных кадров. Он протекает двояко: как широкое перемещение
I СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
специалистов из сферы собственно науки и внедрения ее достижений в другие виды деятельности в нашей стране («внутренняя утечка») и как постоянный или на продолжительное время отъезд за границу (эмиграция, «внешняя утечка умов»). В том и другом случае, при значительных масштабах процесса, результаты одни и те
же: гибель создававшихся десятилетиями исследовательских школ и коллективов, резкое торможение научных разработок и их внедрения (в особенности приоритетных, сосредоточивавших лучшие и потому наиболее подвижные кадры), снижение эффективности инвестиций в фундаментальную и прикладную науку, стагнация иннова-
2 См.: Ключевский В.0. Исторические портреты. М., 1990. С. 1 7 - 171.
2 См.: Соловьев С. М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989.
2 См. подробнее: Ионцев В. А. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра//Русский курьер. 1992. № 12.
2 Деловой мир. ]993. 21 апр.
2 Российский экономический журнал. 1992. 11. С.4.
2 Деловой мир. 1993. 12 февр.
2 8 Российский экономический журнал. 1993. 5. С.60.
2 Hamburg Wirtschaft. 1992. № 9, S.42.
2 Armytage W. H. The rise of the technocrats. London, 1965. Р. 145 .
2 Поиск. 1992. № 40.
2 Подсчитано по: Business Week. 1992. July 13. Р. 114.
2 Российская газета. 1992. 15 дек.; Деловой мир. 1993. 29 апреля.
2 Утечка умов в условиях современной России внутренние и международные аспекты. Технический доклад № 10. ЮНЕСКО. Европейское бюро по науке и технике (РОСТЕ). С. 140.
2 Правительственный вестник. 1990. №К. 5. С. 10.
2 East-West migration - brain drain. Brussel. 1991. P. 17.
2 Р. Веселова Израиль: политика иммигрантов- специалистов// Человек и труд 1996 № 1 2 Утечка умов в условиях современной России внутренние и международные аспекты. Технический доклад №10. ЮНЕСКО. Европейское бюро по науке и технике (РОСТЕ). С. 69
2 Chemical and Engineering news. 1992. Vol. 70. N14. P.25.
2 При этом ситуация в странах Восточной Европы более благоприятна для науки, чем в России. Так в Польше зарплата ассистента (младшего научного сотрудника) в период 1985 - !990 г. была минимальна в 1989 г. и составляла 85% средней по стране, а в 1990 г. - 95%; адъюнкта (научного сотрудника) - 120 и 130 %; доцента (старшего научного сотрудника) - 150 и 170%; профессора (заведующего сектором) 200 и 225% соответственно. В то же время отток научных кадров в предпринимательство за последние 5 лет возрос в 2 раза.
2 Science News. 1992. Vol. 141. N 2. P.2.
2 Science and Government Report. 1992. Vo
ционных процессов, дезорганизация рынка труда научных кадров.
«Утечка умов» в ее современном понимании представляет для нашей страны особый интерес в силу того, что именно Россия первой стала проводить целенаправленную политику по привлечению иностранных специалистов и ученых, политику "сманивания чужих умов". Именно Петр 1 первым осознал всю важность и "выгодность" подобной политики, ее настоятельную необходимость для поступательного развития России. А началось все с привлечения иностранных военных специалистов, обосновавшихся к тому времени в так называемой Немецкой
ский историк С. М. Соловьев, несмотря на упреки в пристрастии Петра 1 к иностранцам, он, привлекая во множестве даровитых иноземцев, подходил к этому крайне разборчиво и осмотрительно, не допуская их, как правило, до первых мест в государстве2. Стремясь перенять мировые достижения в науках и военном деле, Петр 1 при этом старался сохранить лучшие российские традиции, русский дух государства, что для нас сейчас не менее актуально. И еще, мысль, которую Петр 1 подчеркивал, о том, что «иностранцы всячески старались не допускать нас до света разума, да проглядели, точно в глазах у них
ределяющих лицо государства .
Самое большое богатство России - это ее специалисты - ученые, инженеры, конструкторы, потеря которых грозит нашей стране длительной деградацией и отставанием на многие десятилетия. За 1989-1991 гг. из России выехало более 200 тыс. научных работников. Начиная с 1989 г. общее количество занятых в российской науке уменьшилось почти на 1 млн. человек4. По оценкам Министерства науки, высшей школы и технической политики РФ, только в 1992 г. численность занятых в отрасли «Наука и научное обслуживание» сократилась на 400 тыс. человек5. Эксперты считают, что
«критическая масса» для России -это наличие 1 млн. ученых, поскольку при меньшей численности наступает деградация нации. В январе 1992 г. 1 млн. человек были непосредственно заняты НИ0КР6. Эти данные позволяют утверждать, что дальнейшее сокращение численности научных сотрудников, в том числе за счет и внешней (отъезд за рубеж), и внутренней (уход из науки в коммерцию, банковское дело, сферу обслуживания и т. п.) «утечки умов», приведет к катастрофическим последствиям для науки и для экономики. Согласно расчетам, если абсолютная величина оттока кадров из науки сохранится, то к 2000 г. данная отрасль вообще прекратит свое существование7.
С конца 80-х годов ежегодный рост численности научных работников в США составил 3%, в Японии - 5%, в странах ЕС - от 4% в Германии, Франции, Италии до 0,1% в Великобритании8.
В ХХ столетии Россия уже пережила подобный период, когда после октября 1917 г. «самое образованное руководство» либо расстреляло, либо выслало из страны лучших представителей русской интеллигенции - военной, технической, научной, творческой. Тогда это было понятно, посколь-
1Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990. С. 17-171.
2Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М. 1989.
3Ионцев В.А. Российская эмиграция: вчера, сегодня, завтра//Русский курьер. 1992. №12.
слободе близ Москвы, в знаменитые "потешные" полки Петра 1 - Преображенский и Семеновский. Дальше - больше. И вот уже многим россиянам, выезжающим учиться за границей, предписывается по возвращении в Россию привезти с собою не менее двух специалистов, за что и поощрялись они из государственной казны.
Но наиболее показательно данная политика проявилась в деятельности Торжественного посольства, отправившегося в 1697 г. к европейским дворам для ведения переговоров по поводу шедшей тогда коалиционной борьбы с Турцией. Негласная же и при этом не менее главная цель, как отмечал известный русский историк В. 0. Ключевский, этого посольства состояла в сманивании в Россию европейских высококвалифицированных специалистов и в первую очередь в привлечении морских дел мастеров1.
Сам Петр 1, будучи в составе Торжественного посольства под вымышленным именем, в одной только Г олландии нанял на работу до 900 специалистов - от вицеадмирала до корабельного повара,
- при чем большинство из них - с приглашением на постоянное проживание в России. При этом, как писал другой известный рус-
помутилось», и признавал это «чудом божьим, содеянным для русского народа», также имеет сегодня для России большой смысл. Вместе с тем, если в дело просвещения России, становления ее науки, развития военного искусства и вмешивалась божья сила, несомненно и то, что этому в немалой мере способствовала целенаправленная миграционная политика, проводимая достойным России государем - Петром Великим.
Правда, надо отметить, что после Петра 1 приоритет в иммиграционной политике все более и более стал отдаваться привлечению больших крестьянских масс из Германии, Австро-Венгрии и др., призванных заселить и освоить южные пустынные окраины России.
Первая мировая война и революционные потрясения ХХ в. коренным образом изменяют характер миграционных процессов. В 1917 - 1925гг. Россия, например, пережила такой массовый исход своих граждан за рубеж, который за столь короткое время не знала прежде ни одна страна мира. Общая численность российских эмигрантов оценивается за это время в 2-3млн человек. И среди этих миллионов эмигрантов было немало выдающихся ученых, инженеров, врачей, писателей, людей оп-
4Деловой мир. [1993. 21 апр.
5РоСЬий1;39йй Э1 ономический журнал. 1992. 11. С.4
Деловой мир. 1993. 12 февр.
7Российский экономический журнал. 1993. 5. С.60
8Y amburg Wirtschaft. 1992. №9, S.42
9Armytage W.H. The rise of the technocrats. London, 1965. P. 145
10Поиск. 1992. №40
ку В. И. Ленин считал интеллигенцию не мозгом нации, а лакеями капитала. В знаменитом письме М. Горькому осенью 1919 г. он писал об интеллигенции: «...на деле это не мозг, а г...»." Такая политика привела к тому, что Россия только США ««подарила» будущих лауреатов Нобелевской премии химика И. Пригожина и экономиста В. Леонтьева, «отца телевидения» В. Зворыкина и известного конструктора вертолетов И. Сикорского, создателя высококачественного бензина А. Ипатьева.
НТР подобные подарки обойдутся России значительно дороже, превратив ее окончательно в сырьевой придаток Запада. В условиях жесточайшей конкуренции на мировых рынках побеждает и выживает только тот, кто целенаправленно и постоянно развивает и укрепляет национальный научно-технический потенциал.
Действительно, история развития мировой цивилизации - это и история беспрерывной миграции талантов, носителей самых передовых научных знаний через национальные границы. Эта интеллектуальная международная миграция внесла (и вносит) большой вклад в сокровищницу мировой культуры и науки, способствовала распространению идей просвещения, созданию и развитию в средние века наиболее престижных ныне университетов Европы, таких, как Лейпцигский, Кембриджский, Оксфордский. Последний, например, был основан учеными и студентами, приехавшими из Парижа. В Парижском университете
Петербургской Академии наук лишь 34 были россиянами9.
Не случайно поэтому, что «утечка умов» отождествляется многими исследователями, прежде всего с миграцией ученых, а ее возникновение относят ко времени возникновения самой науки.
Такой подход, на мой взгляд, не отвечает существу понимания такого феномена, как«утечка умов». Это явление не есть любая интеллектуальная миграция. Совсем неверно (как это делают в последнее время в России) включать в нее высококвалифицированных специалистов, работающих у себя в стране в иностранных фирмах, а тем более тех из них, кто сейчас устремился из научной и образовательной сфер, а различные торгово-посреднические коммерческие структуры. И при этом объяснять ее естественными всевозможными законами» вроде «закона сохранения энергии»10
«Утечка умов» - это, по сути, безвозвратная эмиграция высококвалифицированных специалистов (включая средний технический и медицинский персонал), в том числе и потенциальных специалистов (студентов, аспирантов, стажеров), в отношении которых странами иммиграции проводится целенаправленная миграционная политика по их привлечению, сманиванию, «похищению».
Проблема «утечки умов» появилась в послевоенный период, т. е. тогда, когда началась НТР. Особенно преуспели в этом США, где почти 90% всех новыми идей, разработанных в стране за по-
мость профессиональной подготовки 143 тыс. специалистов высшей квалификации, въехавших в США с. 1949 по 1969 г., составила 5 млрд. долл. К этому следует добавить еще 63 млрд. долл. выигрыша США, если учесть, что выпускник вуза в среднем приносит нанимателю за 20 лет доход в 440 тыс. долл. В целом иммигранты доминируют в экономике США среди лиц, имеющих высшее образование (51,5%)11.
Если же говорить о «вкладе» нашей страны в развитие американской экономики и науки, то, по данным Бюро переписи населения США, почти 3 млн. человек, родившихся в бывшем Советском Союзе, эмигрировали в США (около 1 млн. из них - этнические русские)12. Так, за последние 20 лет США удовлетворяли свои потребности в математиках на 50% за счет специалистов - эмигрантов из бывшего СССР. В 90-е годы данная тенденция не только сохранится, но и усилится. В 1990 -
1991 гг. из страны выезжало больше всего научных работников (по всем каналам) в США13. Этому способствует политика, проводимая правительством США. Так, в конце 1992 г. президент Буш подписал распоряжение «0 принципе наибольшего благоприятствования» для переезда в США ученых из СНГ. Правда, речь идет в нем только о тех специалистах, которые связаны с космосом и ядерной физикой, созданием оружия и новых направлений в биофизике. Теперь ученые, занятые в оборонных областях, могут бес-
Подсчитано по : Business Week. 1992/ July 13/ P/ 114/ і2Российская газета. 1992. 15 дек.; Деловой мир. 1993. 29 апр.
13Утечка умов в условиях современной России внутренние и международные аспекты. Технический доклад № 10. ЮНЕСКО. Европейское бюро по науке и технике (РОСТЕ). С. 140.
14Правительственный вестникю. 1990. № К.5. С. 10.
15East-West migration - brain drain. Brussel. 1991/ P/ 17/
і6Веселова Р. Израиль: политика иммигрантов-специалистов//Человек и труд. 1996 № 1.
17Утечка умов в условиях современной России внутренние и международные аспекты. Технический доклад № 10. ЮНЕСКО. Европейское бюро по науке и технике (РОСТЕ). С. 69.
в течение довольно длительных периодов времени подавляющее большинство студентов составляли иностранцы, В России первые деятели науки также были эмигрантами из Германии. В середине XVIII в, из 107 членов Санкт-
следние полвека, - результат работы ученых-эмигрантов». Кроме того, это позволило США сэкономить миллиарды долларов на подготовке ученых и инженеров. По подсчетам американского Института страхования жизни, стои-
препятственно пересекать границу США, где им гарантируется работа и достаточно высокий заработок. Дело в том, что, снижая военные расходы и реорганизуя вооруженные силы, свертывая военно-экономическую деятельность,
США в то же время твердо намерены сохранять за собой положение ведущей военной державы в мире. А это требует поддержания на высоком уровне финансирования военных исследований и разработок и их кадрового обеспечения. Так, расходы министерства обороны США на НИОКР, составлявшие в 1990 г. 37,5 млрд. долл., в 1994 г. достигнут почти 40 млрд. дол.14. Аналогично реагируют и военно-промышленные корпорации, которые закрывают заводы и увольняют производсвенников, но сохраняют конструкторские бюро и научно-исследовательские центры.
По прогнозам, США и Западная Европа в ближайшие годы готовы трудоустроить до 200 тыс. ученых из России. Но не следует забывать о том, что есть Австралия, Азия, Африка, Южная Америка, которые нуждаются в лифицированных специалистах1 Только Израиль обеспечил за счет эмиграции из бывшего СССР около 40% своего научного потенциала, на начало 1995 года приходится - 65 тыс. чел инженеров и технологов (более чем в два раза превышает численность этих специальностей, проживавших в Израиле до 1987 года),примерно 16 тыс. врачей, 13 тыс. работников сферы науки и культуры, 28 тыс. учителей (18,5% преподаватели математики и вычислительной техники; 13,2% английского языка; 11,3% музыки; 10,5% химии и биологии; 9,5% физики; 6,7% специалисты по дошкольному воспитанию). Такого притока на 10 тыс. человек населения нет ни в одной стране мира16.
Согласно расчетам, если абсо-
ква-
15
28% от уровня 1992 г., а доля рынка научных кадров в структуре занятости упадет до 1%. При сохранении существующих тенденций в этой структуре сократится доля отраслевых НИИ и КБ и увеличится удельный вес вузов, продолжится процесс старения и феминизации научных кадров (в пенсионном возрасте окажется свыше половины занятых в этой сфере).
Такова картина предпосылок к усилению эмиграции научных работников в другие страны. По данным социологических опросов,
1.5 млн. граждан России предпринимают конкретные шаги к получению работы за границей, еще 5 млн. человек эту возможность рассматривают. По западным источникам ежегодная нетто-эмиграция из бывшего СССР на запад в ближайшие годы составит не менее 500 тыс. человек; наши оценки иные: вряд ли эта цифра превысит 250 тыс., в том, числе 150 - 180 тыс. - из России, но и эти цифры очень внушительны. Потенциальный ущерб от миграции из России высококвалифицированных кадров в трудоспособном возрасте оценивается в 60 - 75 млн. долл. в год. Первые оценки ущерба от «утечки умов» были сделаны зарубежными специалистами еще в 1989г17. По их прогнозам, в ближайшие десять лет из бывшего СССР уедет 3 млн. человек, что приведет к прямым экономическим потерям в размере около 1 трил. рублей в ценах того года, что в то время примерно в
1.5 раза превышало годовой национальный доход страны. По прогнозам российских ученых (осень 1992 г.), полтора миллиона
свидетельствуют об актуальности, серьезности и опасности для России проблемы «утечки умов».
Необходимо четко представлять, что заграница отбирает только первоклассных специалистов, принимая во внимание уровень образования, достигнутые научные результаты, творческие возможности, задание иностранных языков, возраст, состояние здоровья, рекомендации известных ученых. Поэтому следует учитывать и качественный аспект «утечки умов», что еще в большей степени увеличивает экономические потери для России. Так, в 1990г. среди выехавших из страны научных работников лица моложе 30 лет составляли 12%, в возрасте 30 - 45 лет - 74%, кандидаты наук
- 22% и доктора наук - 46%. По подсчетам Союза ученых Петербурга, в течение 1992 г. за границей оказались 100 - 200 «научных лидеров» города. А это, как показывает практика Москвы, Новосибирска и других научных центров, в течение очень короткого времени повлечет за собой отъезд за рубеж и «рядовых» членов научных коллективов. В результате прекращаются исследования по приоритетным направлениям в России.
Рассматривая различные аспекты «утечки умов», нельзя не отметить ее связь с проводимыми в нашей стране экономическими реформами. Как показала практика реформ в Г ермании, Японии и других странах, именно наука и образование являются их фундаментом. Наши руководители считают иначе. Это наглядно продемонстрировала содержание Программы углубления экономических реформ правитель-
Chemical and Engineering news. 1992. Vol. 70. N14. P.25 19При этом ситуация в странах Восточной Европы более благоприятна для науки, чем в России. Так в Польше зарплата ассистента (м.н.с.) в период 1985-1990 г. была минимальна в 1989 г. и составляла 85% средней по стране, а в 1990 г. - 95%; адъюнкта (н.с.) - 120 и 130%; доцента (ст.н.с.) - 150 и 170%; профессора (зав. Сектором) 200 и 250% соответственно. В то же время отток научных кадров в предпринимательство за последние 5 лет возрос в два раза.
лютная величина оттока кадров из науки сохранится, последняя к 2000 г. вообще прекратит в России свое существование; если же относительная величина этого оттока будет стабильна, - то к рубежу столетий в научной сфере останется около 700 тыс. человек, т.е.
представителей интеллектуальной России - ученые, преподаватели вузов, инженеры, конструкторы -собираются уехать на Запад. По данным Н. Малышева, советника по науке президента РФ, подготовка одного специалиста стоит около 100 тыс. долл. Приведенные данные
ства РФ; все преобразования, в том числе и структурную перестройку в стране, собираются осуществить без НИОКР, поэтому
О науке и НТП нет ни слова, начиная от первого до третьего этапа углубления реформ. Важнейшими рычагами структурной перестройки
названы не новейшие технологии, а приватизация и частное инвестирование.
Для успешной реализации реформ нужны квалифицированные кадры. Любопытные данные приводит А. Ракитов, советник президента РФ по научно-технологической политике и информатизации, отмечая, что «когда японцы и немцы начали свои реформы, у них было 60-65% квалифицированного населения. Американцы имели 70%, когда выбирались из кризиса 30-х годов. У нас сейчас примерно 17-20% квалифицированного населения»." Поэтому отъезд за рубеж специалистов, с одной стороны, и введение платного образования в ведущих вузах - с другой, вряд ли будут способствовать успеху реформ и превращению России в полноправного члена мирового экономического и научнотехнического сообщества.
Стремительно нарастающая «утечка умов» поставила еще одну проблему, которую почему-то не хотят замечать. Из-за нехватки валюты страна не в состоянии платить защитные пошлины и в результате этого ежедневно теряются наши права на 9 - 10 патентов. По той же причине не патентуются за рубежом новые открытия российских ученых. Поэтому специалисты, покинувшие Россию, активно используют результаты НИОКР, полученные в нашей стране, для своего обогащения и лучшего трудоустройства. Ведь юридически законного владельца нет. Так, в нашем городе была попытка вывоза в Бразилию не запатентованных результатов работы сотрудников Института экспериментальной медицины, аналогов которым в мире нет.
Примеры продажи высоких российских технологий по бросовым ценам можно продолжать до беско-
20Science and Government Report. 1992. Vol. 22. нечности, поскольку практически еженедельно подписываются новые соглашения. Самое простое было бы обвинить в этом руководителей академических и отраслевых НИИ. Однако надо всегда помнить, что они, предлагая на про-
дажу все, что купят на Западе, тем самым пытаются получить средства, необходимые для продолжения исследований и сохранения научных коллективов.
В российской прессе много писали об инициативе фонда Сороса, который выделил 100 млн. долл. для поддержания российских ученых. В результате ее осуществления была произведена экспертиза многих тысяч научных проектов с целью оценки перспективности их финансирования и реализации. По словам организаторов инициативы, она может дать США 30 млрд. долл. экономии18.
Рассматривая проблему «утечки умов», необходимо остановиться и на внутренней «утечке умов». В настоящее время, по различным оценкам, на одного ученого, уехавшего за границу, приходится, которые покинули свои места в НИИ, и перешли на работу в другие сферы. Этот процесс, безусловно, обогащает нарождающийся российский бизнес, который получает высококвалифицированных специалистов, но совершенно однозначно обедняет нашу науку. Российскую науку покидают самые талантливые и перспективные специалисты. Если в самое ближайшее время правительство России не остановит этот процесс, то в вузах и в академических и отраслевых НИИ останутся в основном только посредственности, которые не смогут проводить ни занятия, ни исследования. Без сильной науки и мощного кадрового потенциала экономический подъем в современном мире невозможен.
“Внутренняя эмиграция", или внутренняя “утечка умов" из науки, прежде всего в коммерческую деятельность, в той или иной мере типична для всех постсоциали-стических стран и вызвана в ос. 2. Р. 2.
новном, двумя комплексами причин: 1) значительной дифференциацией величины вознаграждения за труд19, достигающей десяти раз при приближении коммерческих структур по уровню вознаграждения к существующему по анало-
гичной квалификации на Западе; 2) невозможностью в условиях кризиса реализовать свои творческие потенции в собственно науке, углублением разрыва между установками личности и возможностями их реализации в конкретной ситуации.
По отношению к «внешней» интеллектуальной миграции действительны те же причины, что и в связи с «внутренней», но добавляются еще некоторые. Прежде всего это различная ситуация на рынках труда стран-экспортеров и стран-импортеров рабочей силы. Далеко не все эмигрирующие из стран Восточной Европы и России ученые и специалисты оказываются или окажутся занятыми в сфере науки. Максимальная доля эмигрантов, работающих за границей по своей специальности, у биологов - 40%, физиков - 32%, химиков - 27%, математиков - 25%, минимальная же - у обществоведов и юристов - 12%, медиков -15%, специалистов в области сельского хозяйства - 16%.
Ситуация на рынках труда основных стран-импортеров рабочей силы выглядит на перспективу благоприятной для эмиграции, прежде всего по демографическим причинам. Так, доля собственного населения в возрасте до 25 лет сократится в странах ЕС с 27,8 млн. человек в 1990 г. до 22,1 млн. в 2000 г." Аналогичная ситуация старения населения будет наблюдаться в США и Канале. В этих условиях эмиграция, особенно молодых квалифицированных кадров
- важнейший элемент не только научной, но и демографической политики этих государств.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что миграция на внутреннем рынке подвержены, прежде всего, ученые специальностей: экономика, право и технические науки; на внешнем же - информатика, химия, физика, медицина и биология.
Возникают исконно русские вопросы - кто виноват? Что делать? Ответ на первый вопрос
предельно прост и ясен. В США, несмотря на напряженность федерального бюджета, президент Буш считал необходимым продолжать увеличивать расходы государства на научные разработки. Так, в
1992 г. они составили 74,6 млрд. долл., увеличились на 6,8% по сравнению с 1991 г. При уровне инфляции в 4,2% в наибольшей степени выросли ассигнования на военные НИОКР - до 44,1 млрд. долл. (прирост 6,9%), тогда как расходы на гражданские НИОКР -
30,5 млрд. долл. (прирост 5,5%). Аналогичной точки зрения придерживается и президент Клинтон. Кроме того, Буш выделил 5 наиболее важных для США крупномасштабных программ, которые получили название «президентские инициативы». Это - биотехнология (рост государственных ассигнований на 10% до уровня 4 млрд. долл.), математическое и научное образование (7% и 2,1 млрд. долл.), новые материалы и обработка (10% и 1,8 млрд. долл.), экология (24% и 1,37 млрд. долл.), быстродействующие ЭВМ и средства связи (23% и 0,8 млрд. долл.)20.
Президентом России Ельциным в 1991г. был подписан знаменитый Указ 1 о поддержке науки и образования, который вселил надежду в научно-педагогические кадры страны, но к выполнению, которого так и не приступали. Зато согласно Указу президента Ельцина от 3 июня 1993 г. индексация заработной платы профессорско-преподавательского состава и сотрудников институтов РАН была приостановлена с апреля по август 1993 г. В результате этого зарплата профессора составителя в марте 1994 г. лишь 10% от размера, определенного Указом 1. Несмотря на такую целенаправленную политику, интеллектуальный продукт России пока еще оценивается специалистами в
1 трил. долл.
Наиболее емко высказал задачу руководителя страны на рубеже веков президент Франции Миттеран: если страна «хочет добиться успеха, научные исследования должны стать ее любимым ча-
дом». И развитие национальных НИОКР было приоритетным направлением государственной политики правительств социалистов. В результате этого с 1981 г. удельный вес расходов на НИОКР в ВНП страны увеличился с 1,97 до 2,4% в 1990 г. Ответ на второй вопрос: необходима система продуманных и скоординированных мер по предотвращению «утечки умов». Решение данной проблемы не только кроется в решении экономических проблем, но и в преодолении духовного кризиса, формирование комплекса устремлений побуждающего остаться на Родине (или возвращаться, если она уже покинута). Для этого необходимо убедить людей в том, что и их страна способна предоставить человеку неограниченные возможности для самореализации, хорошего материального положения, условий существований, (при чем, любому трудовому человеку), решение проблем социального престижа. Пропаганда национально-патриотической мечты - важное направление по предотвращению «утечки умов», должна быть культурной, учитывающей многонациональный состав страны.
Отсутствие адекватного регулирования рассматриваемого процесса может привести к ряду негативных последствий: усилению
несбалансированности професио-нально-квалификационной структуры на национальном рынке труда, сопровождающемуся отъездом на работу за границу носителей дефицитных профессий; росту масштабов нелегальных потоков внешней трудовой миграции; социальной беззащитности российских граждан, работающих за рубежом; потере валютных поступлений от них; недоиспользованию в стране приобретенных российскими гражданами во время работы и стажировки за границей профессиональных знаний.
Исходя из интересов российских граждан, и отправляясь от конвенции "0 трудящихся мигрантах " Международной организации труда, следует использовать
имеющиеся возможности регулирования процесса эмиграции из России высококвалифицированных специалистов. Так, в статье 10 упомянутой конвенции говорится: "когда число мигрантов, отправляющихся с территории одного государства на территорию другого, достаточно велико, компетентные органы власти заинтересованных стран заключают, когда это является необходимым и желательным, соглашения в целях регулирования вопросов, представляющих взаимный интерес и возникающих в связи с применением положений настоящей Конвенции". Кроме того, статья 3 конвенции требует от каждого ее участника принимать в пределах, разрешаемых законодательством страны, меры против всякой вводящей в заблуждение пропаганды по вопросам эмиграции и иммиграции.
Это указывает на острую необходимость разработки государственной программы регулирования "интеллектуальной миграции" для объединения усилий государственных органов и альтернативных структур, международных организаций и фондов, научной общественности и средств массовой информации и деле защиты интеллектуального отечественного потенциала. Главными целями такой программы должны быть: определение принципов и механизмов реализации долгосрочной национальной политики России в области миграции ученых и специалистов; защита от гибели в результате неконтролируемой "утечки умов" жизненно важных сфер отечественной науки, наиболее ценных научных школ; сведение к минимуму ущерба народному хозяйству России от выбытия за рубеж научно-технической и творческой интеллигенции путем создания адекватных организационноправовых и социально-экономических условий труда и быта ученых и специалистов в России и их эффективного участия в международном разделении труда.
Основные мероприятия программы представляется целесообразным реализовать в три этапа.
На первом из них в качестве центральных выделятся задачи введения стихийного процесса "интеллектуальной миграции" в цивилизованные рамки. Необходимо добиться того, чтобы эта миграция осуществлялась в наиболее приемлемых для общества формах (временный отъезд на контрактной основе, прекращение нелегальной эмиграции и т.п.). Вместе с тем уже на этом этапе необходимо принять экстренные меры для сохранения научной элиты России, для создания оптимальных условий творчества наиболее одаренной части научных кадров. На этом этапе большое значение имеет совершенствование законодательства. Создание нормативнозаконодательной базы, регулирующей процессы внешней трудовой миграции, предполагает разработку законопроектов о въезде и выезде российских граждан в трудовых целях, о правовом положении иностранцев, в том числе научных кадров, на территории России, о социальной защите мигрирующих граждан; положений, регулирующих деятельность государственных органов, коммерческих и предпринимательских структур, учреждений и представительств страны за рубежом, занимающихся трудоустройством российских граждан. Необходимо добиваться, чтобы за границей определялся порядок лицензирования привлечения иностранной рабочей силы - на основе предложений органов исполнительной власти регионов, входящих в состав Российской Федерации, был разработан типовой трудовой контракт между российским работодателем и иностранным работником; следует также выработать критерии утверждения и регистрации трудовых контрактов между иностранным работодателем и российским работником. Второй (среднесрочный) этап осуществления государственной программы связан с обретением отечествен-
ной наукой новой парадигмы в условиях перехода общества к современным рыночным отношениям. На этом этапе должна происходить существенная перестройка структуры научных исследований при изменении источников их финансирования. Заказчиками разработок ученых наряду с государством, роль которого постепенно будет уменьшаться, становятся негосударственные структуры, акционерные общества, различные независимые фонды. Трансформация науки в этом направлении создает благоприятные условия для взаимовыгодного сотрудничества с зарубежными научными центрами и фирмами, производящими наукоемкую продукцию, что позволит стабилизировать научные разработки и затем обеспечит их рост.
Третий, перспективный этап регулирования "интеллектуальной миграции" начнется тогда, когда Россия, преодолев трудности переходного общества, сформирует эффективно функционирующее гражданское общество, динамичную рыночную экономику, предъявляющую высокий спрос на научные идеи. Этот этап должен открыть реальные возможности для широкого возвращения ученых-эми-грантов на родину, а также для привлечения иностранных ученых для работы в российских научных центрах (что было традиционным для отечественной науки до революции).
Существенная неполнота и противоречивость имеющихся в России статистики миграции научных кадров выдвигает задачу создания информационной базы программы как важнейшую в блоке информационного обеспечения и организации научных исследований. Для решения этой задачи необходимо разработать единую структуру статистики миграции научных кадров и создать систему статистического мониторинга процесса "интеллектуальной миграции" в России.
С учетом целей Программы Миннауки России должен во взаимодействии с некоторыми ведомствами (Федеральная мигра-
ционная служба, Минтруд и др.) создать и финансировать постоянно действующий в России мониторинг миграционных процессов. Статистические и аналитические исследования процессов интеллектуальной миграции должны вестись на постоянной основе - с тем, чтобы обеспечить качественность информационной базы.
Основными силами реализации Программы должны стать, во-первых, - общественность, научное сообщество, представители коммерческих структур и средств массовой информации; во-вторых, государственные органы, чью деятельность координирует Миннауки России в сотрудничестве с комиссиями и комитетами Верховного Совета РФ; в-третьих, международные организации и фонды, а также соответствующие структуры стран, оказывающих помощь российской науке, в-четвертых, подразделения Федеральной миграционной службы России при сотрудничестве с миграционными службами стран СНГ.
Возникает также необходимость создания на государственном уровне в рамках Миннауки России специального подразделения (Управления или Агентства по вопросам "интеллектуальной миграции"), выполняющего функции Генеральной дирекции Программы, а также отвечающего за исследовательское обеспечение Программы Межведомственного научного совета с привлечением представителей научного сообщества, экспертов международных организаций и т.п.
Для финансирования Программы необходимо создать бесприбыльный Фонд интеллектуального сотрудничества, аккумулирующий государственные ассигнования на Программу, спонсорские средства, международную помощь. Общими усилиями научного сообществ государства, международных организаций, коммерческих кругов целесообразно учредить всероссийскую биржу научного труда, занимающуюся на коммерческой основе всем ком-
плексом вопросов, связанных с обеспечением цивилизованных условий перемещения ученых и специалистов - от контрактации за рубежом до трудоустройства на Родине. Часть прибыли биржа передавала бы в Фонд интеллектуального сотрудничества.
В рамках предлагаемой инфраструктуры будут создаваться банки данных, концентрирующие информацию о научных коллективах
и кадровом потенциале академической, вузовской и отраслевой науки, а также о российских ученых, работающих за рубежом.
Бирже в сотрудничестве со средствами массовой информации (на первом этапе - газета "Поиск"), другими структурами было бы целесообразно выпускать на русском и английском языках специальный бюллетень (рабочее название
«Научная биржа") с информацией по всем вопросам, важным для участников процесса "интеллектуаль-ной миграции", для стран-доноров и стран-реципиентов.
Предложенный организационно-экономичный механизм позволит эффективно управлять процессом "утечки умов" на всех уровнях и в национальных интересах России.
© Э.Р. Ахметзиганова
N
2
Р
2