Научная статья на тему '95. 03. 089. Проблемы внешнего финансирования развивающихся стран. Final report of ad hoc working group on investment and financial flows; non-debt-creating Finance for development; new mechanisms for increasing investment and financial flows at the 4th session, from 28 to 30 Mar. - N. Y. ; Geneva: un, 1994. - 29 p'

95. 03. 089. Проблемы внешнего финансирования развивающихся стран. Final report of ad hoc working group on investment and financial flows; non-debt-creating Finance for development; new mechanisms for increasing investment and financial flows at the 4th session, from 28 to 30 Mar. - N. Y. ; Geneva: un, 1994. - 29 p Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОРТФЕЛЬНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ - - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Безруков А. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 089. Проблемы внешнего финансирования развивающихся стран. Final report of ad hoc working group on investment and financial flows; non-debt-creating Finance for development; new mechanisms for increasing investment and financial flows at the 4th session, from 28 to 30 Mar. - N. Y. ; Geneva: un, 1994. - 29 p»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102

МОСКВА 1995

Южной Кореи — более чем в 4 раза, достигнув 92,4 млн. долл. (2, с. 49). Хотя главными инвесторами выступают крупнейшие фирмы, в последнее время к этому процессу все чаще подключаются малые и средние предприятия (МСП). Недавно правительство Южной Кореи создало специальное Агентство содействия МСП, одной из целей которого является обеспечение их кредитами и информацией, чтобы стимулировать их зарубежные инвестиции.

Переводя свои предприятия в РС с более низкой заработной платой, фирмы стран ЮВА рассчитывают затем расширить свой экспорт в ПРС, в том числе западноевропейские, что усиливает глобальную конкуренцию. По мнению Л. Шваба, те, кто выступает против перемещения предприятий за рубеж, рискуют вызвать у французских и европейских компаний боязнь осуществления инвестиций на динамичных рынках стран ЮВА. Конечно, подчеркивает автор, многие компании осуществляют свои инвестиции в РС, привлекаемые более низкой рабочей силой, а затем могут их переводить в страны с еще более низкой оплатой труда, как это наблюдается, например, в Таиланде, откуда некоторые европейские фирмы по производству одежды переводят свои предприятия во Вьетнам и Китай.

Иностранные предприятия, пишет в заключение Л. Шваб, должны устанавливать в принимающих странах долгосрочные связи (в том числе с помощью системы субподряда), чтобы лучше изучить особенности местных рынков и расширять поставки товаров для удовлетворения местного спроса. В процессе стимулирования подобных долгосрочных инвестиций должны быть вовлечены государственные органы стран — экспортеров капитала и банки. Отдельные инициативы в этой области не решают всех проблем, что и обусловливает чрезмерно эмоциональные дебаты по вопросам международного перемещения производства.

Л.А. Зубченко

95.03.089. ПРОБЛЕМЫ ВНЕШНЕГО ФИНАНСИРОВАНИЯ РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН.

Final report of ad hoc working group on investment and financial flows; non-debt-creating finance for development; new mechanisms for increasing investment and financial flows at the 4th session, from 28 to 30 Mar.— N. Y.; Geneva: UN, 1994 29 p.

В работе излагаются материалы третьей сессии специальной рабочей группы ЮНКТАД по финансовым потокам, состоявшейся в Женеве в январе 1994 г. В ходе сессии обсуждались проблемы осуществления иностранных портфельных инвестиций в развивающихся странах (РС) и возможности частного финансирования инфраструктурных проектов

в РС, в том числе по формуле “строительство — эксплуатация — передача” (СЭП).

Быстрый рост иностранных портфельных инвестиций (ИПИ) в РС был обусловлен как растущими потребностями принимающих стран в капиталах, так и условиями развития мировой экономики, характеризующимися, в частности, относительно низким уровнем процентных ставок. Факторы, влияющие на приток ИПИ, можно разделить на три большие группы: 1) уровень макроэкономической и политической стабильности в принимающей стране; 2) приверженность принимающих стран процессам либерализации и экономических реформ; 3) уровень развития в принимающих странах законодательной базы и фондовых рынков (с. 6).

В ходе обсуждения были выявлены факторы, которые могут препятствовать притоку ИПИ: отсутствие надежной и оперативной системы расчетов, нерегулярная работа фондовой биржи (ее периодическое закрытие), отсутствие полной информации о котирующихся акциях и других ценных бумагах, а также механизмов страхования (хеджирования) от валютных и прочих рисков, несовершенство бухучета и отчетности или их несоответствие принятым в развитых странах стандартам.

Фондовые рынки и такие финансовые .посредники, как банки, дополняют друг друга в процессе мобилизации ресурсов, необходимых для финансирования компаний. Фондовые рынки позволяют снизить стоимость рискокапитала, улучшить распределение ресурсов в экономике и укрепить финансовое положение компаний. Кроме того, фондовые рынки, особенно внебиржевые, являются одним из наиболее эффективных источников финансирования малых и средних предприятий (МПС), которым трудно добиться биржевой котировки своих акций. Для укрепления местных фондовых рынков в РС необходимы развитие и расширение национальной инвестиционной базы, а также создание эффективного частного сектора в экономике.

При рассмотрении проблем укрепления местных фондовых рынков особое внимание уделялось следующим трем аспектам: а) приватизации, которая призвана играть определяющую роль в формировании фондовых рынков и повышении уровня их ликвидности; б) принятию нормативных положений, устанавливающих обоснованные принципы финансово-экономической деятельности, что усилит доверие инвесторов к местным фондовым рынкам; при этом необходимо найти сбалансированное соотношение между саморегулированием фондового рынка и прямым государственным вмешательством с целью контроля над его деятельностью; 3) необходимости обеспечения гласности и эффективности распространения информации о ценах и курсах ценных бумаг. Кроме того, указывалось на необходимость принятия мер по укрепле-

нию брокерской деятельности, в частности установления минимального размера капитала брокерских фирм.

Характеризуя макроэкономические последствия ИПИ для принимающих стран, участники сессии отмечали, что они могут приводить к повышению реального обменного курса национальной валюты, а также к снижению степени контроля принимающей страны за своей денежно-кредитной политикой. Отмечалось, что ИПИ способствуют повышению эффективности национальных фондовых рынков за счет повышения степени их открытости по отношению к международным рынкам и снижению стоимости капитала для местных компаний. В то же время ИПИ могут усиливать неустойчивость финансовых рынков принимающих стран. Участники сессии высказали общее мнение о целесообразности постепенного открытия внутренних фондовых рынков принимающих стран для ИПИ, хотя точно определить оптимальные темпы и последовательность мер в области либерализации рынков капитала в различных странах не представляется возможным.

На сессии рассматривался представленный секретариатом рабочей группы доклад, обобщающий меры политики стимулирования иностранных инвестиций в восьми странах — Бразилии, Индии, Китае, Марокко, Мексике, Нигерии, Республике Корее и Филиппинах. Во всех этих странах общая цель макроэкономической политики состояла в достижении устойчивого, роста и обеспечении стабильности, которые являются ключевыми факторами создания благоприятного инвестиционного климата. Рыночные реформы в этих странах затронули широкий круг областей экономической деятельности, начиная от снижения, упрощения и рационализации структуры тарифных ставок и кончая реформой промышленной политики и осуществлением крупномасштабных программ приватизации. Были приняты также меры по либерализации процентных ставок и повышению доверия к финансовой системе, в первую очередь за счет укрепления нормативной базы.

В 80-х годах произошли значительные изменения в подходах РС к иностранным инвестициям, хотя в отдельных странах наблюдались определенные различия в темпах, сроках и масштабах либерализации. Среди конкретных мер привлечения иностранных капиталов важную роль сыграли такие, как упрощение административных процедур (при сохранении ограничений для доступа иностранных инвесторов в такие сферы, как разработка природных ресурсов, транспорт, связь, банковское дело, финансовые услуги), обеспечение свободы перевода прибылей и дивидендов и репатриации капиталов, урегулирование споров, защита прав собственности, отмена или снижение требований к отдельным показателям деятельности иностранных фирм (доля местных компонентов, импортная и экспортная квота и др.).

Участники сессии рекомендовали принимающим странам в целях

24-1507

привлечения иностранных инвестиций осуществить следующие меры: обеспечить гласность экономической политики; последовательно осуществлять комплексную реформу нормативно-законодательной базы; проводить справедливую и недискриминационную по отношению к иностранным инвесторам налоговую политику; обеспечить надлежащую защиту инвесторов; совершенствовать систему расчетов, методы бухучета и аудита; содействовать регулярной публикации финансовой информации; рассмотреть возможность внедрения новых финансовых инструментов (дериватов).

Со своей стороны, страны — экспортеры капиталов могли бы принять в интересах РС следующие меры: разрешить эмиссию ценных бумаг компаний РС на своих рынках и либерализовать правила, устанавливающие предельную долю иностранных участий в капитале институциональных инвесторов.

На сессии рассматривалась концепция СЭП, механизм которой широко используется на транспорте, в связи, энергетике, водоочистке и утилизации отходов и т. д. Суть этого механизма заключается в том, что иностранные инвесторы строят в РС объект, эксплуатируют его (например, в течение 25 лет) и затем передают принимающей стране. Многие РС и страны с переходной экономикой, испытывающие серьезные бюджетные трудности и необходимость крупномасштабных инвестиций в инфраструктуру, проявили большой интерес к механизмам СЭП. По общему мнению, успешное его применение во многом зависит от наличия благоприятной среды в принимающих странах, от уровня развития частного сектора, совершенствования правовой системы и методов регулирования иностранных инвестиций. Кроме того, необходимы выявление и тщательная оценка рисков (проектных, валютных и т. д.) всеми участвующими сторонами, в том числе правительствами принимающих стран и иностранными частными компаниями.

На сессии отмечалось, что страны с низким уровнем доходов не готовы должным образом вести переговоры и осуществлять проекты СЭП из-за отсутствия необходимой базы экономической политики, руководящих принципов и управленческого опыта. Многие страны нуждаются в технической помощи со стороны международных организаций, которая может принимать следующие формы: предоставления консультационных услуг по различным направлениям экономической и институциональной политики, проведения семинаров в отдельных странах по вопросам привлечения ЙПИ, создания учебных и исследовательских центров по проблемам организации и функционирования фондовых рынков. ЮНИДО объявило о намерении опубликовать руководящие принципы в области разработки, согласования и реализации проектов СЭП.

Участники сессии сформулировали ряд вопросов для дополнитель-

*

ного обсуждения на межправительственном уровне: меры по ускорению создания рынков капитала в РС (особенно в наименее развитых); политика развития финансовых рынков, в том числе за счет внедрения дериватов; пути совершенствования допуска МСП к котировке (листинга); стратегия институциональных инвесторов стран — экспортеров капитала; анализ воздействия ИЛИ на обменные курсы валют и устойчивость экономической конъюнктуры в принимающих странах; принятие международных норм бухучета и отчетности.

Некоторые делегаты предложили обсудить проблему дискриминации местных фирм, которая возникает в связи с предоставлением иностранным инвесторам определенных льгот. Рассматривались также многосторонние меры в области стимулирования иностранных инвестиций. В заключение была утверждена повестка следующей четвертой сессии рабочей группы.

А. И. Безруков

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ИНТЕГРАЦИИ

95.03.090. ФОНТЕЛА Э. ЧЕТЫРЕ СЦЕНАРИЯ РАЗВИТИЯ ЕС ДО 2010 г-

FONTELA Е. Union europeenne: quatre scenaria a l’horizon 2010 // Futuribles.— P., 1994 № 183 .— P. 3-17.

В статье профессора Женевского университета рассматриваются возможные сценарии развития Европейского союза (ЕС) до 2010 г. По мнению автора, ЕС представляет собой “институциональное новшество, которое не имеет прецедентов в истории”, сообщество стран, решивших, опираясь на принципы экономической и политической рациональности, отказаться от довольно существенной части своего суверенитета в пользу общего проекта (с. 4). Будущее ЕС в первую очередь определяется политической волей участников, которая зафиксирована в официальных документах. Сегодня таким документом — своего рода планом развития ЕС — является Маастрихтский договор, в котором продолжены основные направления европейского строительства, намеченные еще в Римском договоре о создании ЕЭС.

В период до 2010 г. ЕС столкнется с рядом серьезных социально-экономических проблем, важнейшими из которых автор считает следующие:

1. Проблемы экономического роста и занятости. Уровень безработицы в ЕС уже составляет около 10% (против 2-3% в 60-х годах), при-

24*

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.