Научная статья на тему '2001. 04. 008. Доклад о мировых инвестициях 1999: прямые иностранные инвестиции и проблема развития. World investment report 1999: foreign direct investment A. The challenge of development: overview / un. Conf. On trade a. development. N. Y. ; Geneva: un, 1999. VI, 75 P. bibliogr. : P. 69-74'

2001. 04. 008. Доклад о мировых инвестициях 1999: прямые иностранные инвестиции и проблема развития. World investment report 1999: foreign direct investment A. The challenge of development: overview / un. Conf. On trade a. development. N. Y. ; Geneva: un, 1999. VI, 75 P. bibliogr. : P. 69-74 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫВОЗ КАПИТАЛА / КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ - ИНОСТРАННЫЕ - РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ / ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ / РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ - КАПИТАЛОВЛОЖЕНИЯ ИНОСТРАННЫЕ / ТНК - И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зубченко Л. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2001. 04. 008. Доклад о мировых инвестициях 1999: прямые иностранные инвестиции и проблема развития. World investment report 1999: foreign direct investment A. The challenge of development: overview / un. Conf. On trade a. development. N. Y. ; Geneva: un, 1999. VI, 75 P. bibliogr. : P. 69-74»

Международное движение капитала. ТНК

2001.04.008. ДОКЛАД О МИРОВЫХ ИНВЕСТИЦИЯХ 1999: ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ.

World investment report 1999: Foreign direct investment a. the challenge of development: Overview / UN. Conf. on trade a. development. - N.Y.; Geneva: UN, 1999. - VI, 75 p. - Bibliogr.: p.69-74.

Реферируемый доклад, подготовленный в рамках ЮНКТАД группой специалистов под руководством К.П.Сована, посвящен анализу новейших тенденций в расширении прямых иностранных инвестиций (ПИИ) и их влияния на решение проблем развития. Развитие международного производства товаров и услуг, осуществляемое в разных странах под контролем ТНК, штаб-квартиры которых находятся в других странах, является основным элементом процесса глобализации. В настоящее время в мире насчитывается около 60 тыс. ТНК, обладающих более 500 тыс. зарубежных филиалов. В 1997 г. зарубежные активы 100 крупнейших нефинансовых ТНК составляли 1,8 трлн. долл. (15% зарубежных активов всех ТНК), объем их зарубежных продаж -2,1 трлн. (22% продаж всех ТНК), на их зарубежных предприятиях было занято 6 млн. человек (с.2).

В последние годы ТНК во все большей степени осуществляют международную деятельность с помощью не только участия в капитале других компаний, но и таких механизмов, как стратегическое или технологическое партнерство, которые широко распространены в сфере информационной технологии, фармацевтической и автомобильной промышленности. Такое партнерство облегчает компаниям поиск возможностей для снижения издержек и рисков и обеспечивает им гибкость, необходимую в условиях неопределенной и постоянно меняющейся рыночной и технологической среды. Сети, основанные на знаниях и не подпадающие под традиционные концепции международного производства, могут выступать одним из решающих факторов, определяющих рыночную власть в некоторых отраслях (с .10).

В 1998 г. продолжался процесс либерализации режимов в отношении ПИИ, во многих случаях дополнявшийся активными мерами по их привлечению. В 1998 г. в 60 странах было внесено 145 изменений, из которых 136 были направлены на создание более благоприятных условий для ПИИ и только 9 - на усиление контроля и сокращение стимулов для ПИИ. Всего же в 1991-1998 гг. было внесено соответственно 895; 843 и 52 изменения (с.9). Кроме того, продолжала расти численность двусторонних инвестиционных соглашений,

достигшая к концу 1998 г. 1726, из которых 434 были заключены между развивающимися странами (РС). К концу 1998 г. число соглашений об устранении двойного налогообложения составила 1871 (с.8).

Стоимостный объем продукции, произведенной на предприятиях, контролируемых ТНК, составляет около 25% мирового объема производства. По оценкам, на торговлю в рамках ТНК и связанную с ТНК торговлю между независимыми компаниями приходится примерно 2/3 мировой торговли, в том числе 1/3 - на внутрифирменную торговлю (с.15). Финансовые потоки, связанные с международным производством, включают ресурсы, предназначенные для финансирования создания, приобретения или расширения зарубежных филиалов. Помимо ПИИ для этих целей могут использоваться и ресурсы, мобилизуемые иностранными филиалами в принимающих странах и на международных рынках капиталов. Поэтому расходы ТНК на создание, приобретение или расширение международных производственных мощностей превышают объем ресурсов, обычно учитываемых в форме потоков ПИИ. Капитальная база международного производства, независимо от источников финансирования, находит отражение в стоимости активов иностранных филиалов: в промышленно развитых странах (ПРС) она примерно в 4 раза превышает объем вывезенных ПИИ, тогда как в РС она лишь ненамного превышает объем ввезенных ПИИ (с .16).

Степень участия той или иной принимающей страны в международном производстве можно оценить с помощью так называемого “индекса транснациональности”, который рассчитывается как среднее значение четырех показателей (с. 16): 1) отношения притока ПИИ к валовым вложениям в основной капитал за последние три года; 2) отношения общего объема ввезенных ПИИ к ВВП; 3) отношения объема условно чистой продукции иностранных филиалов к ВВП; 4) отношения числа занятых на иностранных филиалах к общей численности работников. Среди ПРС наиболее высок индекс транснациональности у Новой Зеландии (около 32%) и наиболее низок -у Японии (менее 1%), среди РС - соответственно, у Тринидад и Тобаго (около 50%) и у Республики Корея (2%) (с.19).

В 1998 г., несмотря на общую неблагоприятную экономическую среду, общий приток ПИИ достиг рекордного уровня 644 млрд. долл., увеличившись по сравнению с предыдущим годом на 39% (с.15). При этом на 10 основных стран - экспортеров капитала приходилось 4/5 совокупного вывоза капитала. В 1998 г. ПРС вывезли в форме ПИИ 595 млрд. долл. и импортировали в форме ПИИ 460 млрд. Большая часть потоков ПИИ в 1998 г. была связана с трансграничными операциями по

слиянию и приобретению (ОСП) компаний, т.е. с переуступкой прав собственности. Наблюдающийся в последние годы “всплеск” трансграничных ОПС связан с такими факторами, как открытие рынков в результате либерализации торговли, инвестиций и рынков капитала, дерегулирование в ряде отраслей, усиление конкурентного давления под влиянием процессов глобализации и технологического прогресса. В этих условиях увеличение размера компаний и управление портфелем географически дифференцированных активов приобретают все большее значение для компаний, так как позволяют им воспользоваться эффектом синергизма для расширения финансовых, управленческих и оперативных возможностей, а также экономией, обусловленной ростом масштабов их деятельности. Кроме того, укрупнение компаний расширяет их возможности адаптации к неопределенной и быстро меняющейся технологической среде, что имеет решающее значение в условиях повышения роли знаний в мировой экономике и для решения вопросов, связанных со стремительным ростом расходов на научно-технические исследования. К другим факторам, способствующим увеличению размеров компаний, относятся стремление занять господствующее положение на рынке, а также получить краткосрочные финансовые выгоды от изменения биржевой стоимости активов. Во многих случаях этот процесс является самоподдерживающимся, поскольку компании, которым не удается найти партнеров, опасаются за свое выживание в долгосрочном плане.

Приток ПИИ в РС в целом снизился с 173 млрд. до 166 млрд. долл., что в значительной мере объяснялось уменьшением притока в некоторые азиатские страны. В целом доля РС в притоке ПИИ снизилась с 14% в 1997 г. до 8% в 1998 г., при этом на долю пяти главных принимающих стран из числа РС приходилось 55% общего притока ПИИ в регион РС (с.19). Хотя приток ПИИ в Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) снизился в 1998 г. на 11% (до 85 млрд. долл.), этот поток оказался довольно устойчивым к воздействию финансового кризиса, который потряс экономику некоторых стран региона. Среди азиатских РС крупнейшим импортером ПИИ по-прежнему является Китай, объем притока ПИИ в который составил в 1998 г. 45 млрд. долл. В 1998 г. в странах Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ), включая Россию, приток ПИИ достиг рекордного уровня в 16 млрд. долл., что на 25% больше, чем в 1997 г. В большинстве стран ЦВЕ процесс приватизации по-прежнему выступал главным фактором привлечения ПИИ, хотя в ряде стран наметилась переориентация на другие каналы и формы инвестиций. Приток ПИИ в Россию значительно сократился (на 60% по сравнению с 1997 г.) и составил всего 2 млрд. долл. (с.29). По мнению

авторов, это связано с такими факторами, как низкое доверие инвесторов, застопорившаяся программа приватизации, девальвация национальной валюты и экономическая неопределенность.

Основными приоритетами развития РС являются: 1) достижение устойчивого роста доходов в экономике за счет повышения нормы инвестирования, укрепления технологического потенциала и кадров, повышения конкурентоспособности экспорта; 2) справедливое

распределение выгод от экономического роста путем создания более широких возможностей в сфере занятости; 3) защита и сохранение окружающей среды для будущих поколений. Все эти задачи приходится решать в новом глобальном контексте, который характеризуется быстрым прогрессом в области знаний, сужением экономического пространства и стремительными изменениями в условиях конкуренции, подходах и политике, а также появлением более активных и влиятельных групп интересов (с.30). В новом контексте решающее значение приобретает необходимость повышения конкурентоспособности, т.е. способности поддерживать устойчивый рост доходов в открытой среде. В условиях либерализации и глобализации мировой экономики экономический рост может поддерживаться только в том случае, если страны смогут стимулировать развитие новых видов экономической деятельности, характеризующихся более высоким уровнем добавленной стоимости при производстве товаров и услуг, способных обеспечить сохранение их позиций на открытых рынках. ПИИ и международное производство ТНК могут сыграть важную роль в дополнение к усилиям национальных компаний. Однако цели ТНК далеко не всегда совпадают с задачами правительств принимающих стран, которые стремятся стимулировать национальное развитие, тогда как ТНК заботятся о повышении своей конкурентоспособности в международном контексте.

В современных условиях претерпевает изменения и структура “корпоративных преимуществ” ТНК: самое большое значение

приобретают быстрый прогресс в инновационной деятельности и применение новейших технологий. Это заставляет ТНК пересматривать свои отношения с поставщиками, покупателями и конкурентами в целях более рационального управления техническим прогрессом и инновационной деятельностью. Кроме того, они устанавливают тесные связи с научными учреждениями, с системой подготовки кадров и информации. Существующие статические сравнительные преимущества часто становятся основой формирования новых динамических преимуществ. Поступательный процесс эволюции от одних преимуществ к другим служит основой устойчивого роста. Для облегчения и ускорения

этого процесса требуется создание соответствующих общих рамок, представляющих собой суть стратегии по повышению конкурентоспособности. Государственная политика в области ПИИ должна быть направлена на устранение двух групп недостатков в функционировании рыночных механизмов: 1) проблем информации или координации в рамках инвестиционного процесса, в результате чего приток ПИИ в страну может быть недостаточным или ненадлежащего качества; 2) расхождения интересов частных инвесторов с интересами принимающих стран. Кроме того, страны могут считать необходимым сохранение контроля над деятельностью иностранных компаний по причинам, не связанным с экономическими соображениями, например, в целях сохранения культуры или контроля в стратегических секторах в руках национальных компаний

В настоящее время большинство РС рассматривают ПИИ как важный канал получения доступа к ресурсам на цели развития. Пока не существует единых и точных методов количественного анализа влияния ПИИ на процесс развития. ПИИ включают целый комплекс активов, в том числе специфические фирменные активы - финансовые ресурсы, многие средства производства, промежуточная продукция и т.д., которые, как правило, могут быть получены также и через рынки. Наиболее ценным фирменным активом является технология, к другим активам относятся торговые марки, специальные знания и способности организовывать производство в разных странах и обеспечивать его интеграцию, налаживать маркетинговые сети или получать преференциальный доступ к рынкам нефирменных активов (финансовым ресурсам и оборудованию). Таким образом, ТНК могут вносить существенный вклад в экономическое развитие принимающих стран, если последним удается стимулировать передачу таких преимуществ в надлежащей форме и они обладают возможностями для их эффективного использования.

Пакет активов, связанных с ПИИ, включает в себя: а) капитал, т. е. поток финансовых средств, которые могут инвестироваться в принимающих странах, особенно в долгосрочные проекты; б) технологию, в том числе передовую, часть которой не доступна без ПИИ; кроме того, ТНК могут создавать местный потенциал для проведения НИОКР, улучшать использование имеющейся технологии, повышать техническую эффективность местных компаний -поставщиков, клиентов и конкурентов; в) доступ к рынкам, особенно экспортным, для товаров принимающих стран; в Венгрии доля ТНК в экспорте сырья и продукции обрабатывающего сектора составляет около 65%, в Сингапуре - 60%, Малайзии - 52, Канаде - более 45, Китае -

более 40% и т.д. (с.39); г) квалифицированные кадры и новые методы управления и организации производства; д) экологические активы: ТНК способствуют разработке экологически чистых технологий и современных систем рационального использования окружающей среды. Сложный характер этого пакета активов означает, что правительствам принимающих стран приходится делать определенный выбор между различными преимуществами и целями. Основные вопросы, которые необходимо учитывать правительствам, можно подразделить на следующие четыре группы: 1) проблемы, касающиеся информации и координации в рамках международного инвестиционного процесса; 2) соображения, связанные с защитой формирующихся местных предприятий, развитие которых может быть поставлено под угрозу, если приток ПИИ будет приводить их к вытеснению; 3) статический характер преимуществ, передаваемых ТНК в том случае, если национальный потенциал является слабым и не улучшается со временем или если ТНК не инвестируют достаточных средств в укрепление соответствующего потенциала; 4) слабая позиция правительств принимающих стран на переговорах или слабая национальная нормативно-правовая база, что может приводить к неравному распределению выгод или злоупотреблению рыночной властью со стороны ТНК.

Хотя привлекательность принимающей страны для ПИИ в конечном счете определяется ее экономической базой, а усилия по привлечению ПИИ не могут компенсировать отсутствие такой базы, существуют веские доводы в пользу проведения активной политики по привлечению ПИИ. Страны могут оказаться не в состоянии привлечь ПИИ в желаемом объеме и требуемого качества из-за одной или нескольких причин.

1. Высокие операционные расходы, связанные с процедурами одобрения ПИИ, созданием и эксплуатацией производственных мощностей, экспортом и импортом товаров и услуг, уплатой налогов и взаимоотношениями с компетентными органами. Все это требует снижения расходов, связанных с административными и бюрократическими процедурами.

2. Недостатки системы распространения информации через рыночные каналы, что требует предоставления инвесторам дополнительной информации. Целевая работа с инвесторами или предоставление информации не сводится к предоставлению финансовых или налоговых льгот. В целом эти льготы играют относительно небольшую роль в рамках эффективной программы по привлечению и стимулированию

инвестиций, а надежные долгосрочные инвесторы не относятся к числу инвесторов, которые первыми реагируют на краткосрочные стимулы.

Беспокойство РС часто вызывает проблема возможного вытеснения отечественных компаний иностранными ТНК, которое может осуществляться через товарные рынки, финансовые рынки или рынки других факторов производства. Аргументы в пользу защиты отечественных предприятий часто связаны с необходимостью защиты зарождающихся отраслей. Вытеснение отечественных предприятий является экономически нежелательным при наличии трех условий:

1) нарождающиеся местные предприятия способны превратиться в конкурентоспособные компании, если будут защищены от ПИИ;

2) период их становления не является слишком долгим; 3) возможные социальные издержки должны перевешиваться внешними выгодами.

Существуют определенные риски при ограничении ПИИ в целях содействия развитию отечественных предприятий, поскольку на практике трудно провести разграничение между вытеснением местных предприятий и законной конкуренцией. Если директивным органам не удастся провести такое разграничение, то они могут поддерживать в течение длительного времени нерентабельные местные предприятия с серьезными последствиями для отечественных потребителей и экономического роста. Нахождение оптимального соотношения между регламентированием деятельности иностранных компаний и созданием возможностей для конкуренции зависит от конкретных условий. Изложенные выше соображения относятся и к ОСП, осуществляемым ТНК в отношении местных компаний. Некоторые ОСП, означающие простую переуступку прав собственности и напоминающие портфельные инвестиции, могут оказывать лишь незначительное воздействие на процесс развития. ОСП могут приводить к сокращению активов и их оттоку, к уменьшению местного инновационного потенциала и конкурентоспособности на рынке, к увеличению степени проникновения на местный рынок иностранных компонентов в таких отраслях, как автомобильная, информационная и телекоммуникационная, сокращению уровня занятости. Вместе с тем ОСП могут приносить и экономические выгоды: способствовать перестройке и модернизации предприятий и целых отраслей, предотвращать ликвидацию жизнеспособных активов местных компаний.

Влияние, которое оказывают ТНК на передачу новейшей технологии и знаний и укрепление местного потенциала и экономических связей, зависит от следующих факторов.

1. Режим регулирования торговли и конкуренции в принимающей стране, который может стимулировать инвестиции как местных, так и иностранных предприятий. Политика, предусматривающая активное поощрение экспортной ориентации с надлежащей системой стимулов, представляет собой наилучшую среду для быстрой технологической модернизации.

2. Политика в отношении деятельности иностранных филиалов, включая требования о доле местных компонентов, стимулы для организации подготовки кадров и НИОКР на местном уровне и меры по содействию распространению технологии. Результаты такой политики были разочаровывающими, когда она не была частью более широкой стратегии, направленной на повышение потенциала развития.

3. Стратегии ТНК, которые различаются с точки зрения распределения функций между различными филиалами и определения их места в корпоративной сети. Во многом процесс разработки и изменения стратегии ТНК не поддается влиянию со стороны РС, которые, однако, могут оказывать воздействие на определенные аспекты решений, принимаемых ТНК в отношении размещения инвестиций. Для этого они должны иметь четкое представление о стратегиях ТНК и их развитии.

4. Состояние и возможности гибкого реагирования местных рынков факторов производства, компаний и институтов - это наиболее важный фактор. Только после того как в принимающих странах сформируется крепкий местный потенциал, ТНК могут содействовать его дальнейшему развитию путем создания мощностей для проведения НИОКР. На промежуточной стадии появление крупных ТНК с готовыми технологиями может препятствовать развитию местной технологической базы, особенно в том случае, если местные конкурирующие предприятия слишком сильно отстают и потому не могут воспользоваться преимуществами, связанными с присутствием ТНК. Если принимающая страна будет проводить активную стратегию по подготовке местных квалифицированных кадров и развитию технологических институтов, ей, возможно, удастся стимулировать инвестиции ТНК в НИОКР на местном уровне даже при существовании незначительного исследовательского потенциала у местных компаний.

В некоторых случаях воздействие ПИИ в значительной степени зависит от способности принимающей страны вести переговоры с международными инвесторами. ТНК обычно обладают более богатым опытом переговоров и располагают лучшей информацией. Чтобы укрепить возможности РС для проведения переговоров, во многих случаях требуется оказание правовой консультативной помощи, хотя

расходы на такую помощь оказываются для многих РС слишком высокими. В этой связи предлагается создать экспериментальный механизм, облегчающий доступ РС к такой помощи. Необходима также разработка нормативно-правовой базы, касающейся регулирования конкуренции, политики охраны окружающей среды, использования механизма трансфертных цен и др.

Из всего вышесказанного следует, что не может быть общей идеальной стратегии в отношении ПИИ, любая стратегия должна отражать конкретные условия и пересматриваться по мере изменения потребностей страны и ее конкурентоспособности на мировых рынках. Все чаще необходимо учитывать также тот факт, что международные инвестиционные отношения определяют ориентиры для разработки внутренней политики. Для разработки и осуществления эффективной политики требуются прежде всего понимание задач развития, последовательность и координация усилий, а также способность находить компромисс между различными целями.

ТНК выступают главной движущей силой процесса глобализации, определяющего новый контекст для развития. Накопленный за последние 30 лет опыт показал, что сами по себе рыночные отношения не могут обеспечить устойчивого и быстрого роста и что важное значение имеет проводимая политика и институты, формулирующие и осуществляющие ее (с.65). Важная роль при этом отводится государственной политике, но не в прежней форме повсеместного вмешательства и выстраивания протекционистских барьеров. Вместо этого в условиях глобализирующейся мировой экономики от правительств требуется умение решать задачи развития в открытой среде. ПИИ могут сыграть важную роль в решении этих задач. Если ТНК будут вносить вклад в процесс развития -причем вклад существенный и видимый, - то взаимосвязи,

сформировавшиеся между правительствами принимающихся стран, в частности РС, и ТНК за последние 15-20 лет могут получить дальнейшее развитие с возможными выгодами для всех сторон.

ЛА.Зубченко

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.