2002.01.004-005. ПРЯМЫЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ И ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
2002.01.004. MISHRA D, MODY A., MURSHID A.P. Private capital flows and growth// Finance a. development. - Wash., 2001. - Vol. 38, N2. -P.2-5.
2002.01.005. LOUNGANI P., RAZIN A. How beneficial is foreign direct investment for developing countries? // Ibid. -- P. 6-9.
После финансовых кризисов второй половины 90-х годов возросли сомнения в том, что приток капитала (ПК) в развивающиеся страны (РС) может расти автоматически, способствуя их устойчивому экономическому росту, пишут Д. Мишра (МВФ), А. Моди и А.П. Муршид (Мировой банк).
В 90-е годы ПК рос очень быстро, но доля частного капитала, шедшего в РС с низким доходом (и без того низкая), сократилась, упали и их темпы роста, а 10 РС за этот же период получили наибольшую долю капитала и темпы роста в них увеличились. Ход глобальной интеграции, в частности, распределение выгод от международных ПК, усилившее разницу доходов между РС, сходен с тем, что происходил более столетия назад.
Согласно теории, капитал будет двигаться из страны, где он в избытке, в страну, где его не хватает, и прибыль на новые инвестиции выше; следовательно, ПК должен идти в РС и, увеличивая инвестиции, давать огромные социальные выгоды. Но на практике новые инвестиции более производительны в странах с обученной рабочей силой и развитой инфраструктурой, поэтому не всегда капитал идет из богатых стран в бедные. Неудивительно, что ПК в страны с низким доходом сократился.
Хотя частный капитал может уйти из РС так же быстро, как и пришел, он может серьезно воздействовать на местные инвестиции, особенно если это ПК в виде прямых иностранных инвестиций (ПИИ) или заимствований международных институтов; в меньшей степени воздействуют портфельные инвестиции. В бедной и низкосберегающей стране дополнительный капитал может помочь реализовать инвестиционные возможности: 1% роста ПК в африканские РС
сопровождался ростом инвестиций больше, чем на 1% (004, с.3), однако здесь ПК был очень мал и в основном в несколько стран с богатыми природными ресурсами.
По мере интегрирования РС в мировую экономику рост местных инвестиций в расчете на один доллар ПК уменьшается; это объясняется изменением состава ПК - он в меньшей степени идет в строительство новых предприятий, а больше в портфельные инвестиции; РС создают
более крупные валютные резервы отчасти в ответ на увеличившуюся потребность в ликвидности, чтоб парировать финансовый кризис из-за неожиданного оттока капитала; к тому же отток капитала явно возрастает, но это не всегда обычное бегство от налогов; некоторая часть ПК - это убежавшие местные капиталы, возвращающиеся в страну.
Несмотря на то что взаимосвязь между притоком частного капитала и местными инвестициями ослабевает, этот ПК повышает производительность в РС в большей мере, чем прежде, особенно в странах с обученной рабочей силой и развитой физической инфраструктурой, например, в Малайзии, на Тайване, в юго-восточных провинциях Китая, в отличие от Марокко, Туниса и Уругвая. В некоторых странах появление иностранных фирм не приносило выгод местным предприятиям от распространения знания, напротив, они теряли долю рынка, и, следовательно, их производительность снижалась. РС с большими исследовательскими возможностями и способностями к развитию легче извлекают выгоды от появления иностранных фирм, здесь быстрее развиваются финансовые рынки и ускоряется экономический рост. Однако ПК могут ослабить экономическую устойчивость РС со слабым финансовым рынком и банковской системой.
Финансовый кризис 90-х годов привел к резкому падению производства, и высказываются опасения, что это падение может быть длительным ввиду изменчивости ПК. Одни считают, что колебания в ПК вызываются частыми изменениями местной политики. Другие полагают, что причиной служат изменения ликвидности на мировом финансовом рынке и «стадное» поведение инвесторов. Промежуточная позиция связывает местные слабости (особенно финансовых рынков) с несовершенством размещения мировых ПК: в первую очередь это сказалось на тех странах, которые либерализовали местный финансовый сектор одновременно с открытием своей экономики. Следовательно, необходимо укреплять местный финансовый сектор по мере финансовой интеграции страны в мировой рынок.
Некоторые страны быстро восстановились после финансового кризиса, т.е. со временем возросла их способность справляться с изменчивостью ПК. Возможно, это объясняется возросшей диверсификацией их производственной сферы или переходом к плавающему курсу валюты.
П.Лаунгани (МВФ) и А.Разин (университет Тель-Авива, Корнельский и Стенфордский университеты) (005) отмечают, что ПИИ доказали свою эластичность в ходе финансовых кризисов: они остались стабильными в странах Восточной Азии в 1997-1998 гг., в Мексике в
1994-1995 гг. и в ходе долгового кризиса в Латинской Америке в 80-е годы, в отличие от портфельных и заемных средств. Их доля росла в ПК с 11% в 1978-1981 гг. до 16% в 1982-1989 гг. и 20% в 1990-1995 гг.; портфельные инвестиции в эти годы равнялись 9, 29 и 44, а заемные средства - 80, 55 и 36% соответственно (005, с.6).
Экономисты положительно оценивают ПК через национальные границы, считая, что это дает наивысшую прибыль, сокращает риск собственников капитала путем диверсификации займов и инвестиций, способствует распространению наилучшей практики корпоративного управления, правил учета и отчетности и законодательства, ПИИ способствуют передаче технологии, развитию конкуренции, обучению рабочей силы, увеличивают налоговые поступления в принимающей стране, привязаны к стране и не могут уйти в случае биржевой паники.
Босворт и Коллинз в 1999 г. проанализировали результаты воздействия ПК на местные инвестиции в 58 РС в 1978-1995 гг. Они установили, что ПК на один доллар увеличивает местные инвестиции на 0,5 долл., при этом ПИИ показывают увеличение 1:1, и эти результаты одинаковы для всех 58 РС и для 18 возникающих рынков (005,с.7). Исследования других специалистов подтверждают благоприятное воздействие ПИИ на экономический рост, особенно при высоком уровне образования в принимающей стране.
В то же время ряд специалистов предостерегает против слишком некритического отношения РС к ПИИ. Доля ПИИ в общем ПК обычно выше в РС с недостаточно развитыми или неэффективными рынками, здесь иностранные инвесторы действуют самостоятельно, не обращаясь к местным финансовым рынкам, поставщикам или договоренностям. Но то обстоятельство, что доля ПИИ выше в РС с более слабой политикой и институтами, не должно ставиться в вину самим ПИИ, ибо без них принимающие страны, возможно, были бы еще намного беднее. Настораживать должно то, что переход собственности в руки иностранцев не всегда выгоден принимающей стране. Иностранные инвесторы, получившие контроль над фирмами, получают и информационные преимущества над неинформированными местными сберегателями-покупателями акций и стремятся продать им низкорентабельные фирмы, оставляя в своих руках рентабельные предприятия. Это может привести к сверхинвестированию.
Ограничить выгоды от ПИИ могут также заимствования иностранных инвесторов на местном рынке: местные инвестиции, финансированные ПИИ, на самом деле оказываются урезанными. ПИИ могут быть и межкомпанейским долгом, который материнская компания
может быстро отозвать; невыгодным для принимающей страны может быть и влияние лобби, стремящееся увековечить плохое размещение ресурсов. Для всех неблагоприятных ситуаций рекомендацией является улучшение инвестиционного климата и для местного, и для иностранного капитала.
С.М. Макарова