Научная статья на тему '95. 03. 033. Фан наи. Банковская система Китая. Phan nhay. Le systeme bancaire en Chine // Banque - P. , 1994 № 545. - P. 40-44'

95. 03. 033. Фан наи. Банковская система Китая. Phan nhay. Le systeme bancaire en Chine // Banque - P. , 1994 № 545. - P. 40-44 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
94
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 033. Фан наи. Банковская система Китая. Phan nhay. Le systeme bancaire en Chine // Banque - P. , 1994 № 545. - P. 40-44»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

3

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.03.001-95 03.102

МОСКВА 1995

гда многие регулирующие меры отменены и французская экономика действует в условиях единого внутреннего рынка ЕС.

Вместе с тем в работах, посвященных десятилетию банковского закона, содержится немало резонных критических замечаний и предложений по совершенствованию и развитию законодательства, по приведению его в соответствие с новыми условиями глобализации финансовых рынков. Подчеркивается необходимость постоянного учета факторов глобализации и особенно усиления интеграции в рамках ЕС при разработке любых мер в кредитно-финансовой области. Это требует координации усилий не только на международном уровне, но и на национальном, где необходимо согласование действий банковских организаций и организаций, регулирующих деятельность рынка ценных бумаг, новых финансовых инструментов (деривативов) и валютного рынка, поскольку наблюдается ускоренное взаимопроникновение этих рынков. К сожалению, как считает член Национального кредитного совета, профессор К. де Буассье, часто добиться координации на международном уровне бывает гораздо легче, чем в национальных рамках (1,с. 41).

Еще одна серьезная проблема связана с тем, что объявленный в законе принцип универсальности не находит полного практического воплощения. Как уже отмечалось, ряд организаций, выполняющих кредитные функции, исключены из сферы действия закона и потому не подчиняются банковскому контролю. Растущая конкуренция со стороны так называемых небанков (почты с ее 17 тыс. отделений по стране, казначейства с 4100 агентствами и т. д.), часто обслуживающих наиболее платежеспособную клиентуру, но не находящихся под контролем банковского законодательства, приводит к нарушению конкуренции и снижению банковской прибыли (маржи) (4, с. 35). Именно поэтому многие эксперты предлагают распространить положения банковского закона на все организации, занимающиеся банковскими операциями. Много замечаний и предложений высказывается и по конкретным вопросам организации банковского дела; по обеспечению гарантий и защиты интересов вкладчиков, совершенствованию учета и отчетности, введению норм деловой этики (деонтология) и новых международных показателей ликвидности и платежеспособности и т. д. Все эти и другие вопросы, безусловно, будут находиться в центре внимания профессиональных банковских организаций, разрабатывающих предложения ^ рекомендации по улучшению банковского дела в стране.

Л.А. Зубченко

^.ОЗ.ОЗЗ. ФАН НАЙ. БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА КИТАЯ.

PHAN NHAY. Le systeme bancaire en Chine // Banque — P., 1994 № 545 P. 40-44.

Т""'.......

Автор статьи — заместитель директора филиала Банка Китая в Париже.

Начавшаяся в 1978 г. экономическая реформа в Китае была призвана смягчить жесткие требования государственного плана и оживить экономику путем введения рыночных элементов. С этих пор перестройка банковской системы стала приоритетной задачей. В 1986 г. вышло постановление, предусматривающее создание банковской системы с пятью уровнями под руководством Народного банка Китая. Перестройка банковской системы включает следующие направления: развитие сети специализированных банков как основных национальных банковских учреждений и многочисленных разнопрофильных банковских учреждений, в частности, кооперативных кредитных обществ в городах и деревнях, а также допуск иностранных банков на китайский денежно-кредитный рынок.

Народный банк Китая имеет двухуровневую структуру. У него есть представительства в префектурах или крупных городах и в каждой провинции или муниципалитете, имеющем ранг провинции. В конце 1989 г. банковская система Китая включала 2462 филиала и агентства, где были заняты 141,3 тыс. служащих. Народный банк Китая действует под руководством правительства и выполняет функции центрального банка. В соответствии с законодательством учреждены четыре специализированных банка. Предполагается, что со временем их специализация будет углубляться в связи с конкуренцией со стороны новых банковских учреждений и увеличением спроса на рынке.

Среди китайских банков первое место по размеру и результатам деятельности занимает промышленный и коммерческий банк Китая, который действует в городах и обслуживает граждан и предприятия, предоставляя последним кратко- и среднесрочные кредиты.

Банком крестьян является сельскохозяйственный банк Китая, который функционирует в деревнях и имеет самое большое число филиалов.

Банк Китая специализируется на финансовых операциях с заграницей, осуществляет валютные и внешнеторговые операции. Он фи-( нансирует на 80% импортно-экспортные операции, поддерживает китайские экспортирующие предприятия и иностранных инвесторов в области валютного кредитования. Банк является символом интернационализации китайских банков, у него есть филиалы в Гонконге, Ма-, као, Сингапуре, Токио, Сиднее, Лондоне, Париже, Нью-Йорке, Риме и других городах.

Средне- и долгосрочное кредитование осуществляет строительный > народный банк Китая. С 1985 г. ему разрешено заниматься и другими видами банковской деятельности.

Помимо вышеперечисленных банков, увеличивающих размеры сво-

7-1507

их операций и диверсифицирующих свою деятельность, появляются новые банки, специализирующиеся на определенных видах операций, и региональные банки, удовлетворяющие потребности в финансировании на местном уровне.

Иностранные банки в Китае представляют 225 филиалов и 93 агентства. Их деятельность ограничивается специализированными экономическими зонами, предназначенными для приема иностранных инвестиций, и зонами экономического развития в Шанхае и Тяньжине. Агентства иностранных банков обеспечивают операции по вкладам, переводу, кредитованию, валютному обслуживанию, а также по открытию аккредитивов.

В Китае продолжает царить неразбериха в контроле за деятельностью банков со стороны властей. Продолжение реформ предполагает модернизацию методов государственного вмешательства и изменения в положении банков для обеспечения здоровой конкуренции. Контроль за деятельностью банков со стороны государства выражается в контроле за их созданием и функционированием, а также в корректировке их экономической ориентации.

Денежная масса, находящаяся в обращении, тесно связана с распределением кредитов банками. Задачей властей является управление кредитами в зависимости от экономической конъюнктуры. С началом экономической реформы китайская система кредитования, при которой ссуды предоставляются исключительно государством, была заменена системой банковского кредитования с целью ликвидации практики безвозвратного инвестирования. Но если банки с недавних пор управляют своим капиталом, пытаясь осуществлять выборочное кредитование, то в целом поле их деятельности остается ограниченным рамками условий кредитования.

Основным принципом в этой области остается контроль над банками путем определения им потолка кредитов, а размер кредитования определяется объемом вкладов. Каждый банка должен ежегодно предоставлять в Народный банк Китая справку об ожидаемых вкладах и в ответ получить разрешение, определяющее общий объем ежегодных кредитов, который он может предоставить. После этого каждый банк приступает к внутреннему распределению средств между своими агентствами разного уровня. Такая система облегчает государству решение задачи воздействия на ликвидность экономики и борьбы с избытком денежной массы, но она несовместима с рыночным регулированием. Установление фиксированного объема кредита на практике приводит к тому, что удовлетворяются в основном потребности постоянных клиентов банка в ущерб предприятиям, развитие которых государство хотело бы стимулировать.

В настоящее врем в Китае не существует взаимосвязи между объ-

емом кредитов и уровнем процентных ставок, колебания которых не являются результатом действия закона спроса и предложения. Считается, что действия государства по регулированию процесса предоставления кредитов должны постепенно уступить место регулированию посредством процентных ставок. Необходимо освободить банки от административного надзора, по меньшей мере в том, что касается коммерческой политики, управления рисками и развития связей с финансовыми рынками.

Предполагается создание двух банков, которым государство доверит осуществление постоянного и приоритетного финансирования, имеющего государственное значение — Банка развития и экспортноимпортного банка. Первый должен будет финансировать проекты по строительству инфраструктуры, а второй — специализироваться на кредитовании экспортных и импортных операций, а также страховании экспортных кредитов. Это нововведение позволит специализированным банкам освободиться от финансирования проектов государственного значения и превратиться в коммерческие банки. Однако корень проблемы кроется в возможности банка принимать решения в ' области предоставления кредита. Необходимо, чтобы банки постепенно усилили свою функцию предоставления консультаций и оказания , помощи в инвестициях предприятиям, преобразованным в автономные и рентабельные производственные единицы.

Увеличение способности интервенции китайских банков зависит от их возможности обеспечивать себя постоянными ресурсами. Для этого необходимо развитие рынка капиталов. В отличие от чисто банковских операций, деятельность на этом рынке характеризуется незначительностью объема. Его развитие становится все более необходимым для активного управления государственным долгом и для финансирования банков и предприятий.

Одним из важных предварительных условий реформы является обратимость ценных государственных бумаг на регулируемом рынке. Кроме этого, государство должно диверсифицировать эмиссию своих облигаций. Проведение новой монетарной политики предполагает интервенцию на рынке путем установления различных процентных ставок, колебания которых окажут влияние на операции по финансированию; государство при этом в равной степени может продавать или покупать их для регулирования ликвидности. Важно сформировать цену кредита таким образом, чтобы все виды финансирования, включая займы государства, зависели от спроса и предложения.

Реформа банковской системы Китая вызовет изменения в методах денежного управления, ликвидацию административных регламентаций, усиление роли рынка капиталов на всех уровнях, укрепление свя-

зей между китайскими и иностранными банками. Все это будет способствовать присоединению Китая к ГАТТ.

Для преодоления отставания в области оказания финансовых услуг Китай нуждается в международном сотрудничестве. Взаимосвязи и экономическое взаимопроникновение между Гонконгом, Макао и южной частью страны, которая за последнее десятилетие добилась значительных успехов в своем развитии, содействуют финансовой кооперации Китая с другими странами. Рост китайской экономики усиливает позиции Гонконга как международного финансового центра, куда стекаются капиталы перед тем, как проникнуть в Китай. Гонконг становится также трамплином для тайваньских капиталов, инвестируемых в экономику Китая. Китайские капиталы, инвестируемые в Гонконге, реинвестируются затем в другие районы Китая, и эти потоки составляют несколько десятков миллиардов долларов Гонконга.

Китайские биржи уже принимают капиталы из Гонконга. С другой стороны, наиболее надежные ценные бумаги, котирующиеся в Китае, могут быть постепенно через Гонконг выведены на крупные мировые рынки. Новые финансовые продукты, опробированные в Гонконге, также могут быть легко внедрены в Китае. Китайские банкиры и финансисты все больше приспосабливаются к западным методам в Гонконге. Межбанковское взаимодействие, еще недостаточно развитое в Китае, наоборот, очень развито в Гонконге. Использование опыта Гонконга может стимулировать модернизацию китайских банков.

С. Н. Куликова

$5.03.034. ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКА.

ENDRES М. Entwicklungslinien der Bankorganisation // Bank.— Koln, 1994 № 1 .— S. 4-9.

Статья является кратким изложением доклада, сделанного автором — членом правления “Дойче банк АГ” — на семинаре по проблемам банков и бирж в Кёльнском университете. Эндрес отмечает, что организация деятельности банков претерпела за последние десятилетия радикальные структурные изменения, и иллюстрирует это на примере собственного банка.

Автор подразделяет развитие организации деятельности “Дойне банк АГ” (ДБ) на четыре этапа: первым этапом являлась деятельность банка на базе инструкций и формуляров; вторым этапом было оснащение банка терминалами; третий этап можно обозначить как “автоматизация обработки данных”; на четвертом этапе, на котором ДБ находится в настоящее время, происходит оптимизация деятельности банка и развитие инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.