Научная статья на тему 'Правовое регулирование участия иностранного капитала в банковской системе Китая'

Правовое регулирование участия иностранного капитала в банковской системе Китая Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
181
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сизов С.Ю.

Анализируется законодательство КНР, касающееся предпринимательской и банковской деятельности. Рассматривается работа иностранных финансово-кредитных учреждений в Китае.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Правовое регулирование участия иностранного капитала в банковской системе Китая»

МИРОВОЕ И НАЦИОНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО

С. Ю. Сизов

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ УЧАСТИЯ ИНОСТРАННОГО КАПИТАЛА В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ КИТАЯ

Анализируется законодательство КНР, касающееся предпринимательской и банковской деятельности. Рассматривается работа иностранных финансово-кредитных учреждений в Китае.

Китайская Народная Республика, как и Российская Федерация, по праву считается активным реципиентом иностранных инвестиций. Во многом схожая по своим макроэкономическим показателям с нашей развивающаяся экономика КНР, однако, серьезно опережает российскую по объемам привлечения капиталовложений из-за рубежа.

В потоке иностранных инвестиций немалую часть занимают институциональные банковские вложения: иностранные банки, не боясь рисковать значительными активами, расширяют масштабы своей деятельности на территории КНР. Причинами называют сохраняющуюся более двадцати лет политическую стабильность в стране, значительный рост экономики, а также приемлемое для иностранных инвесторов национальное законодательство Китая, регулирующее предпринимательскую и банковскую деятельность.

Соответствующий анализ позволяет выявить наиболее значимые аспекты правового регулирования работы банков с иностранными инвестициями на территории КНР и сделать выводы, касающиеся внесения возможных изменений и дополнений в российское отраслевое законодательство в целях повышения привлекательности банковского сектора отечественной экономики для иностранных инвесторов. Кроме того, динамично развивающаяся экономика Китая, ее потенциально объемный рынок банковских услуг с унифицированными нормами весьма перспективны для вложения российского банковского капитала, что, пожалуй, сравнимо с масштабами взаимодействия российских кредитных организаций с банковскими структурами Европейского союза и США.

Как и Россия, Китай имеет давнюю историю сотрудничества с иностранными кредитными учреждениями. Исследователь банковской системы Китая Р. А. Шепенко [9. С. 28] отмечает, что начало проникно-

вения иностранного банковского капитала в Китай было положено англичанами в XIX в. Первой открыла свое отделение в Шанхае Британская восточная банковская корпорация. А в 1854 г. в Шанхае начало функционировать отделение английского коммерческого банка в Индии - «Чартер Бэнк оф Индия». В 1865 г. группа гонконгских предпринимателей учредила здесь гонконгско-шанхайскую банковскую корпорацию, ставшую основной коммерческой структурой Англии в Китае.

После китайско-японской войны в Китай стали проникать банки из других государств: американский «Нэшнл Сити бэнк», японский «Иокогама спеши банк», французский «Индокитайский банк» и «Немецко-азиатский банк» из Германии. Основным видом деятельности иностранных банков были заемные операции и привлечение вкладов населения.

В отличие от России, в Китае с переходом власти к коммунистам в 1949 г. иностранные банки не прекратили свое существование: всем четырем находившимся в Шанхае зарубежным филиалам был предоставлен легальный статус и позволено сохранить свое присутствие в стране. Однако банковской деятельностью им заниматься не разрешалось, и, по сути, их работа сводилась к выполнению представительских функций.

С 1979 г. вновь приходящим на китайский рынок иностранным банкам было разрешено создавать представительства на территории специальных экономических зон в Пекине и ряде других городов. Первым иностранным банком, получившим в 1979 г. соответствующую лицензию, стал Японский экспортно-импортный банк.

Характер деятельности представительств также был во многом символическим: представительства иностранных банков могли заниматься только рыночными исследованиями, консалтингом, экономическим анализом, содействием в установлении контактов с китайскими властями, производителями и потребителями, но не собственно банковской деятельностью. Иностранные инвесторы создавали представительства банков в Китае главным образом, чтобы занять выгодные позиции в ожидании дальнейшей либерализации финансового сектора страны, но нередко это содействовало получению дополнительной прибыли филиалами этих банков в британском Гонконге.

Постепенно активность иностранных банков в Китае возрастала. Параллельно развивалась законодательная база их присутствия в стране.

Первым документом, регулирующим эту область предпринимательской деятельности, стали утвержденные 2 апреля 1985 г. Правила работы иностранных банков и банков, учрежденных в форме китайско-иностранного совместного предприятия, в специальных экономических зонах. Затем вышла инструкция Народного банка Китая от 11 июня 1991 г. определявшая порядок учреждения представительств иностранных банков на территории страны в целом.

Позднее, в целях улучшения регулирования коммерческих операций иностранных финансовых организаций в Китае было выпущено постановление Госсовета КНР от 25 февраля 1994 г. «Об управлении деятельностью финансовых организаций с иностранными инвестициями в КНР». В развитие постановления Госсовета Народный банк Китая 29 марта 1994 г. издал соответствующую инструкцию (Правила), вступившую в силу 1 апреля 1994 г. В Правилах содержится исчерпывающий перечень разрешенных организационно-правовых форм инкорпорации иностранного банковского капитала на территории Китая.

В соответствии со статьей 2 Правил деятельность финансовой организации с участием иностранных инвестиций на территории КНР становится возможной в форме: головного банка с иностранным капиталом, действующего на территории КНР (банк, основанный на иностранном капитале); филиала банка с иностранным капиталом, действующего на территории КНР (филиал иностранного банка); банка, основанного на смешанном капитале иностранной финансовой организации и китайской кредитной организации (смешанный банк); финансовой компании с иностранным капиталом, основанной головной компанией для ведения хозяйственной деятельности на территории КНР (финансовая компания, основанная на иностранном капитале); финансовой компании, осуществляющей хозяйственную деятельность на территории КНР, основанной на смешанном капитале иностранной и китайской финансовой организации (смешанная финансовая компания).

Примечательны содержащиеся в Правилах повышенные требования к специальным экономическим нормативам. В частности, банки, основанные на иностранном капитале, и совместные банки должны иметь минимальный размер капитала в свободно конвертируемой валюте, равный 300 млн. жэньминьби (при курсе обмена валют 1 долл. США равен 8,2 жэньминьби, эта сумма составляет примерно 36,5 млн. долл. США).

Аналогичный показатель для финансовой компании, основанной на иностранном капитале, и смешанной финансовой компании представляет сумму в свободно конвертируемой валюте, эквивалентную 200 млн. жэньминьби (24,3 млн. долл. США). Фактически собранный капитал таких финансовых компаний должен составлять не менее 50% от размера регистрируемого капитала.

Филиалу иностранного банка надлежит на безвозмездной основе получить из банковской организации-учредителя проданный капитал в свободно конвертируемой валюте, эквивалентный 100 млн. жэньминьби (12,1 млн. долл. США).

Для учреждения банка или финансовой компании, полностью основанных на иностранном капитале (статья 6 Правил) кандидат должен: - являться банком;

- иметь на территории КНР представительство, действующее более двух лет;

- представить совокупные активы на сумму не менее 10 млрд. долл. США на конец года, предшествующего подаче заявления.

Для учреждения филиала иностранного банка (статья 7 Правил) кандидат должен:

- к моменту регистрации иметь на территории КНР представительство, действующее более двух лет;

- представить совокупные активы на сумму не менее 20 млрд. долл. США на конец года, предшествующего подаче заявления.

Для учреждения смешанного банка или смешанной финансовой компании (статья 8 Правил) оба учредителя должны являться банками; иностранный участник должен иметь действующее представительство на территории КНР; иностранный участник должен представить активы на сумму не менее 10 млрд. долл. США на конец года, предшествующего подаче заявления.

Кроме того, необходимое условие для регистрации любой формы финансовой организации с иностранными инвестициями - наличие эффективной системы банковского контроля в государстве происхождения иностранного учредителя.

В статье 17 Правил определяется и круг операций, разрешенных иностранными финансовыми институтами. В частности, банки, основанные на иностранном капитале, филиалы иностранных банков и смешанные банки могут на основании разрешения Народного банка Китая в полном объеме либо частично:

1) проводить прием вкладов в иностранной валюте;

2) предоставлять кредиты в иностранной валюте;

3) вести учет векселей в иностранной валюте;

4) осуществлять инвестирование в иностранной валюте (при наличии разрешения полномочных инстанций);

5) выполнять переводные операции в иностранной валюте;

6) предоставлять банковские гарантии в иностранной валюте;

7) вести расчеты по импортно-экспортным операциям;

8) продавать и покупать иностранную валюту от своего имени или по поручению клиента;

9) выполнять поручительский (агентский) обмен иностранной валюты и инвалютных векселей;

10) осуществлять агентские платежи по кредитным карточкам;

11) предоставлять в аренду сейфы;

12) проверять платежеспособность;

13) заниматься консалтингом в области кредитования и др.

Среди финансовых операций, разрешенных финансовым организациям, основанным на иностранном капитале, или смешанным компаниям:

1) открытие валютных счетов и прием валютных депозитов с минимальной величиной от 100 тыс. долл. США и на срок не менее 3 месяцев;

2) предоставление кредитов в иностранной валюте;

3) учет (дисконт) валютных векселей;

4) получившее одобрение полномочных инстанций инвестирование в инвалюте;

5) предоставление валютного поручительства (залог);

6) самостоятельная или по поручению клиентов купля-продажа иностранной валюты;

7) проверку и консалтинг в области кредитов;

8) трастовые операции с иностранной валютой;

9) в случае утверждения - операции с внутренней валютой и прочие валютные операции.

Правила содержали ряд ограничительных норм. Основным ограничением, существовавшим для большинства организаций с иностранными капиталами, действующих в банковской системе Китая вплоть до 1996 г., был запрет на операции с национальной валютой КНР - жэнь-миньби. Пункт 9 статьи 17 обусловливал возможность осуществления такой банковской операции лишь в отдельных случаях и на основании специального разрешения Народного банка Китая.

Правила устанавливали достаточно жесткие лимиты на и разрешенные операции иностранных финансовых институтов в Китае. Например, в статье 23 определялось, что финансово-кредитные учреждения с участием иностранного капитала, занимающиеся приемом депозитов, должны внести в филиал Народного банка Китая по месту своего нахождения так называемый «резервный фонд на погашение депозитов», доля которого устанавливается Народным банком Китая и регулируется в соответствии с потребностями рынка.

Кроме того, в статье 30 Правил содержались дополнительные ограничительные положения, касавшиеся объема депозитов, привлеченных банками с иностранными инвестициями в пределах Китая, который не должен был превышать 40% общей суммы активов этих банков. Статья 25 устанавливала, что общая величина активов таких банков и финансовых компаний не должна превышать сумму внесенного капитала и резервного фонда более чем в 20 раз. В соответствии со статьей 26, величина кредитов, выдаваемых кредитными организациями с иностранными инвестициями отдельному предприятию или группе связанных между собой предприятий, не могла превышать 30% от суммы внесенного капита-

ла и резервного фонда, за исключением специальных разрешений Народного банка Китая.

Процедура выдачи кредитов иностранными финансово-кредитными институтами в Китае также регулировалась жесткими правилами. Устанавливалось, что все предоставленные кредиты должны быть зарегистрированы. В дополнение к этому в течение 15 дней после подписания контракта о займе клиент банка должен представить копию контракта в местное отделение Управления валютного контроля для получения индивидуального регистрационного сертификата заемщика. Разрешение на кредитование предприятий с участием иностранного капитала обычно носило формальный характер, а заявка на выдачу кредитов внутренним предприятиям достаточно тщательно изучались Управлением валютного контроля или Народным банком Китая, прежде чем получить одобрение. При этом каждый банк с иностранными капиталами получал квоту Управления валютного контроля на выдачу краткосрочных кредитов в течение года. Кредиты могут быть предоставлены только экспортерам в качестве оборотных средств (рабочего капитала).

Кредиты на срок более трех месяцев рассматривались как внешний долг, размер которого в Китае жестко контролируется, и потому в совокупности ограничен определенными показателями. Средне- и долгосрочные кредиты на срок от года и более в принципе могли быть использованы только для импорта высокотехнологичного оборудования или финансирования проектов с последующей валютной отдачей.

Все же, по мнению иностранных инвесторов, наиболее серьезными из ограничений были требования к иностранной кредитной организации, намеревающейся создать свое отделение в Китае, наличия у нее на территории КНР функционирующего не менее двух лет представительства, а также совокупных активов объемом не менее 10 млрд. долл. США.

Фактически Правила в значительной степени ограничивали возможности участия банков с иностранными инвестициями в финансовых операциях на территории Китая. Тем не менее, сам факт появления такого документа свидетельствовал о стремлении Китая устранить правовой вакуум в этой сфере и о готовности постепенно открывать внутренний финансовый рынок для иностранного капитала.

В середине 90-х гг. в Китае наряду с подзаконными актами, регулирующими предпринимательскую деятельность в банковском секторе, в действие вступили и комплексные правовые акты. Ими стали законы Китайской Народной Республики: от 29 декабря 1993 г. «О компаниях» (далее - Закон о компаниях), от 18 марта 1995 г. «О Народном банке Китая» (далее - Закон о Банке Китая), а также от 5 октября 1995 г. «О коммерческих банках» (далее - Закон о коммерческих банках), определившие ор-

ганизационно-правовые основы банковской деятельности на территории страны.

В соответствии со статьей 2 Закона о коммерческих банках, таким банком признается предприятие, являющееся юридическим лицом, учрежденное в соответствии с названным законом и Законом о компаниях и имеющее право осуществлять в совокупности следующие операции: привлечение вкладов от населения, выдачу кредитов и производство расчетов.

В соответствии со статьей 19 Закона о коммерческих банках, коммерческий банк в случае надобности может учредить на территории КНР отделение (филиал). Особенности организационно-правовых форм банков, их филиалов и представительств в соответствии со статьей 17 Закона о коммерческих банках регламентируются Законом о компаниях.

Примечательно, что в китайских «банковских» законах отсутствуют положения, раскрывающие особенности регулирования кредитных организаций с участием иностранных капиталов. Более того, статья 83 Закона о коммерческих банках устанавливает, что положения этого закона применимы к коммерческим банкам с участием иностранного капитала, коммерческим банкам, основанным на совместном китайско-иностранном капитале, и филиалам иностранных банков лишь в части, не противоречащей положениям законов и подзаконных актов, прямо регулирующих участие иностранного капитала в кредитных организациях, действующих на территории КНР.

Таким образом, можно заключить, что в китайском законодательстве иностранная составляющая национальной банковской системы в качестве объекта регулирования выделяется особо и основная роль в правовом регулировании возникающих в этой сфере отношений отводится соответствующим подзаконным актам - постановлениям Госсовета (правительства) КНР и инструкциям Народного банка Китая.

Параллельно с развитием отраслевого законодательства китайское правительство осуществляло поэтапную либерализацию режима иностранных инвестиций в национальной банковской системе, разрешив иностранным банкам создавать свои дочерние компании сначала в особых экономических зонах (районах), потом в отдельных приморских городах, а затем в ряде других крупных административных центров провинциального уровня.

Все более явно центром активного инвестирования иностранного банковского капитала становился Шанхай, поскольку планами правительства КНР предусматривается в течение трех-пяти лет превратить этот мегаполис в крупнейший финансовый центр страны, а в дальнейшем - в крупный финансовый центр Азиатско-Тихоокеанского региона. Кроме того, большинство инобанков ориентировалось на обслуживание пред-

приятий с иностранными инвестициями, а именно эта категория предприятий в районе Шанхая имела сильную тенденцию к увеличению. Доля шанхайских банков с иностранными капиталами в общекитайских показателях была действительно весьма высока: в 1996 г. они владели 43% общих активов инобанков в Китае, 45% кредитов и 40% депозитов в валюте. В самом же Шанхае лидировали японские банки, имеющие 46% активов (4,27 млрд. долл) [10, 11].

Пунктом активной деятельности банков с иностранными инвестициями в Китае стал также город Гуанчжоу. Это объяснялось его соседством с Гонконгом, портовым положением, обилием предприятий с участием иностранного капитала и высокой динамикой развития провинции Гуандун и Далянь, связанной, видимо, с интенсификацией интеграционных процессов в Северо-Восточной Азии («Кольцо Японского моря», «Кольцо Желтого моря») и сопутствующим ей притоком инвестиций в регион, особенно из Республики Корея и Японии.

В 1996 г. было принято решение, в дополнение к Шанхаю и Гуанчжоу, допустить создание иностранных финансовых институтов, ведущих практические операции, в городах Пекин, Шицзячжуан, Ухань, Сиань, Чэнду, Чунцин, Ханчжоу, Хэфэй, Шэньян, Куньминь, Сучжоу. В результате к концу 1996 г. в этих 13 городах было учреждено 118 финансово-кредитных организаций с участием иностранного капитала (109 банков, 5 финансовых и 4 страховых компаний). Кроме того, в 18 городах было открыто 393 представительства: 250 представительств иностранных банков, 70 - страховых компаний, 40 - компаний по операциям с ценными бумагами и др.

К концу 1997 г. количество ведущих практические операции иностранных финансовых институтов в Китае возросло уже до 173, а количество представительств - до 544.

Признавая за иностранными коммерческими банками определенные преимущества в виде более оперативной системы управления, гибкой учетной ставки, качества обслуживания клиентов, в Китае, тем не менее, не считали возможным их реальное соперничество с национальными специализированными банками, располагающими разветвленной сетью отделений, сберегательных пунктов и т. п.

Считалось, что надлежащие условия для свободной конкуренции между китайскими и иностранными банками, а также для предоставления инобанкам права вести операции в местной валюте «жэньминьби» созреют после создания в стране системы современных предприятий (упрощенно говоря, бездотационных, самостоятельно отвечающих за прибыли и убытки) и преобразования специализированных банков в коммерческие [1].

«Юаневый» протекционизм по отношению к китайским банкам оборачивался фактической дискриминацией по отношению к банкам с иностранным капиталом. Так, обычно предприятиям, берущим валютный кредит, требовалась и какая-то «комплектующая» часть средств в юанях. Естественно, они предпочитали получать и то, и другое в одном банке, а не в разных, и поэтому в основном обращались к отечественным банкам.

На территории, где банки с иностранным капиталом были поставлены в сравнительно равные условия с банками, основанными на китайском капитале, они в полной мере выявили свои преимущества в техническом оснащении и оперативности управления. Так, в Шанхае на отделения банков с иностранными капиталами в конце 90-х гг. приходилась почти 40% общего объема расчетов по экспорту и импорту [2]. Именно от обслуживания внешнеторговых операций (выставление и подтверждение аккредитивов, сбор документов для экспорта и импорта и т. п.) большинство банков с иностранными инвестициями, прежде всего американскими, получало основную прибыль. В свою очередь, гонконгские и европейские банки наиболее активное участие принимали в кредитовании предприятий.

«Правовая дискриминация» банков с иностранными капиталами, вследствие их неучастия в операциях с китайской валютой, наиболее ярко проявилась при проведении в 1994 г. в Китае валютной реформы. Участие банков с иностранными капиталами на межбанковском валютном рынке в 1996 г. носило паллиативный характер: они могли только принимать валюту вместо предприятий, но не продавать ее предприятиям [8. С. 36]. Поэтому банки с иностранными инвестициями заняли другую нишу услуг, обслуживая в основном предприятия с участием иностранного капитала - на них приходилась 50% выданных кредитов и 55% привлеченных депозитов от общего количества банковских операций в Китае [5].

Однако стремление обеспечить благоприятные условия для функционирования иностранного капитала в приоритетном для Китая районе Пудун, г. Шанхай способствовало получению Народным банком Китая в конце 1996 г. разрешения Госсовета предоставить ряду банков с иностранными инвестициями, действующих в особом экономическом районе Пудун, права вести кредитно-депозитные операции в китайских юанях [12].

Объем кредитно-депозитных операций, осуществляемых инобан-ками в валюте, в 90-е гг. был сравнительно небольшим, но рос весьма динамично. На конец 1993 г. общие активы кредитных организаций с иностранными капиталами в Китае составили 8,1, остаток кредитов - 4,5 и остаток депозитов - 2,4 млрд. долл. На конец 1994 г. эти показатели выросли до 12,45 (активы), 7,28 (кредиты) и 2,7 (депозиты) млрд. долл.

[8,10]. Рост объемов операций в 1995 г. был еще более значимым: активы выросли до 18,33, кредиты - до 12,05, депозиты - до 3 млрд. долл. США, а посленалоговая прибыль таких кредитных организаций составила 150 млн. долл., увеличившись на 60% по сравнению с 1994 г. [6].

На конец 1997 г. активы банков с иностранными инвестициями в КНР достигли почти 38 млрд. долл. США (2,78% общих активов и 16,2% валютных активов всех кредитно-денежных институтов, расположенных на территории страны), остаток кредитов - 27,5 млрд. долл. США (из них 88% находится в пределах КНР) и остаток депозитов - 4,48 млрд. долл. США. Банки с иностранными капиталами обеспечивали дальнейший приток иностранного торгово-промышленного капитала в Китай [7].

Вопрос о рентабельности инобанков в Китае сегодня остается открытым. По утверждениям китайских аналитиков [13. С. 18], обычно филиалы иностранных банков в Китае начинают приносить прибыль с шестого года своей деятельности. В то же время в отдельных финансово-развитых центрах этот показатель более благоприятен для иностранных инвесторов. Так, в Шанхае филиалы инобанков получают прибыль уже с третьего года, а в Гуанчжоу - даже со второго.

Перспективность инвестиционной деятельности на китайском промышленном и финансовом рынках привела к тому, что иностранные банки проявляли заинтересованность в присутствии своих подразделений на территории Китая даже на предлагаемых, далеких от идеальных условиях, несмотря на определенное неравноправие с национальными банками. Со своей стороны, Китай продолжает принимать меры, в том числе законодательного характера, по дальнейшему привлечению иностранных инвесторов в банковско-кредитный сектор экономики.

Новым этапом в развитии иностранного сектора банковской системы Китая становится период, последовавший за вступлением страны в ВТО 10 ноября 2001 г. В соответствии с обязательствами, которые государство приняло на себя при вступлении в ВТО, Китай намерен до 2006 г. снять все основные ограничения на деятельность иностранных банков. В начале 2003 г. были обнародованы изменения в Правилах управления деятельностью финансовых организаций с иностранными инвестициями в Китае. Действующим в Шанхае, Шэньчжэне, Тяньцзине, Даляне, Гуанчжоу и Циндао 37 филиалам банков с иностранными инвестициями было дано разрешение проводить операции в китайских юанях. Кроме того, 12 банкам с иностранными инвестициями разрешалось вести банковские операции через Интернет. Таким образом, почти половина зарубежных банков, функционирующих сегодня на территории Китая, получила право на ведение валютных операций.

Китайское правительство планирует осуществить дальнейшие изменения банковского законодательства в целях его дальнейшей либерали-

зации. В частности, с 1 декабря 2003 г. к «открытой» банковской зоне присоединились еще 4 города - Цзинань, Фучжоу, Чэнду и Чунцин - и иностранные банки получили разрешение проводить в этих городах банковские операции в национальной валюте - юанях.

8 декабря 2003 г. Государственный комитет КНР по контролю за банковскими операциями опубликовал измененные Правила управления деятельностью финансовых организаций с иностранными инвестициями в Китае, в которых в частности, содержится положение, разрешающего увеличить с 15 до 20% долю отдельного иностранного инвестора в совокупном акционерном капитале совместного банка. Кроме того, в новой редакции Правил представлена норма, устанавливающая равный порядок контроля в отношении финансовых организаций с участием 25 и более процентов иностранных вложений и финансовых организаций, основанных на китайском капитале [3].

По состоянию на конец июля 2003 г. в Китае действовали 184 операционных учреждения иностранных банков, в том числе 151 филиал зарубежных банков, 16 банков с иностранными инвестициями - юридических лиц и 11 представительств. При этом власти Китая заявили о рассмотрении еще 191 обращения иностранного банка за разрешением осуществлять деятельность в стране [4].

Таким образом, можно констатировать, что устойчивый рост масштабов инвестиций в экономику в целом способствует укреплению национальной банковской системы Китая. Предпринимаемые правительством Китая шаги по либерализации банковского сектора национальной экономики, расширяющееся участие страны в международном банковском сотрудничестве положительно влияют на укрепление финансовой мощи, улучшение качества обслуживания и другие аспекты деятельности китайских коммерческих банков, основанных на отечественном капитале. Тем самым, по-видимому, создаются предпосылки для ответной экспансии уже в ближайшем будущем китайских коммерческих банков на зарубежные рынки, в том числе в Россию.

Список литературы

1. Гоцзи шанбао. 1994. 25 ноября.

2. Гоцзи шанбао. 1997. 22 июля.

3. Жэньминь Жибао. 2003. 1 декабря.

4. Женьминь Жибао. 2003. 28 августа.

5. Цзинцзи жибао. 1995. 20 января.

6. Цзинцзи цанькао бао. 1996. 25 января.

7. Цзиньжун шибао. 1998. 4 марта.

8. Чжунго гайгэ. 1994. № 12.

9. Шепенко Р. А. Банковская система Китайской Народной Республики // Банковское дело. 1999. № 1.

10. China БаЛу. 1996. February 3.

11. Shanghai Star. 1996. March 5.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. The Financial Times. 1996. October 31.

13. Zhou Zhongfei. Chinese Banking Law and Foreign Financial Institutions. Kluwer Law International. 2001. С. 18.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.