Научная статья на тему 'Иностранные банки в кнр'

Иностранные банки в кнр Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
701
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КНР / ИНОСТРАННЫЕ БАНКИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Иностранные банки в кнр»

Иностранные банки в КНР

ВВ. Кузнецова

Кандидат исторических наук, доцент Государственного университета управления (ГУУ)

Иностранные банки получили доступ на китайский рынок банковских услуг достаточно давно. Первые отделения иностранных банков появились в КНР в 1981 г. в специальных экономических зонах (СЭЗ). К 1985 г. в стране уже было открыто 17 отделений иностранных банков. В начале 1990-х годов иностранные банки были допущены в Шанхай и ряд открытых приморских городов. История присутствия иностранных банков на китайском рынке за годы экономической реформы зафиксировала как подъемы, так и спады активности их деятельности. Историю присутствия инобанков в КНР в период с начала 1990-х годов по настоящее время условно можно разделить на два этапа: до и после присоединения страны к ВТО.

Период до присоединения КНР к ВТО.

КНР запрещала или жестко ограничивала возможности иностранных финансовых институтов конкурировать с национальными банками. Так, Народный Банк Китая (далее - НБК) ограничивал число городов, в которых могли работать иностранные банки, а также перечень операций, какие иностранные финансовые институты могли осуществлять на китайской территории. На протяжении многих лет основной деятельностью инобанков в КНР было банковское обслуживание предприятий, созданных с участием иностранного капитала, и граждан-нерезидентов. Все операции инобанки могли осуществлять только в иностранной валюте. НБК лими-

тировал и возможный объем подобных операций, требуя соблюдения инобанками валютного баланса.

Начиная с 1997 г., НБК постепенно стал выдавать инобанкам лицензии, дающие право на ведение отдельных банковских операций в жэньминьби (юанях). Первые восемь лицензий получили ино-банки, зарегистрированные в специальном экономическом районе Пудуне (Шанхай)1. К августу 1998 г. их число было увеличено до 19, а к марту 2000 г. до 24.

Одновременно НБК расширял географическую сферу деятельности иностранных банков. С 1998 г. право вести юаневые операции НБК стал предоставлять инобанкам, зарегистрированным в СЭЗ, прежде всего в Шэньчжэне.

При этом НБК устанавливал ряд ограничений на операции инобанков на китайском рынке. Во-первых, длительная процедура получения лицензии. Выход иностранного банка на китайский рынок банковских услуг требовал значительных затрат времени. В случае, если заявка банка-соискателя получала одобрение регулирующих органов, сначала он мог открыть свое представительство в КНР. Представительство имело право заниматься только маркетинговыми и информационными исследованиями. Только после двух лет работы представительства инобанк мог обратиться за лицензией на банковскую деятельность. В среднем только примерно через 3 года инобанк-соискатель мог начать непосредственно осуществлять банковские операции.

Во-вторых, высокие капитальные требования. Для открытия представительства инобанк должен был перечислить на счет НБК 100 млн долл.

В-третьих, ограничения по рези-дентству. Получив банковскую лицензию, инобанк мог предлагать свои услуги только чисто иностранным компаниям или предприятиям с иностранным капиталом или обслуживать нерезидентов. Однако инобанки могли участвовать совместно с национальными банками в синдицированном кредитовании китайских компаний.

В-четвертых, географические ограничения. Инобанки, получившие лицензию на юаневые операции, могли их осуществлять только в районе своей регистрации. С конца лета 1999 г. НБК стал постепенно расширять географические пределы деятельности инобанков. Так, инобанкам, зарегистрированным в районе Пудун и получившим юаневую лицензию, было разрешено оказывать банковские услуги предприятиям, действующим в провинциях Цзянсу и Чжэцзян, а в СЭЗ Шэньчжэнь - в провинциях Гуандун и Хунань, Гуаньси-Чжуанском автономном районе.

В-пятых, ограничения по объему операций. Объем депозитов, привлеченных инобанком, не должен был превышать его совокупные китайские активы. У инобанков, получивших юаневую лицензию, не было доступа к национальному рынку межбанковских кредитов. НБК разрешал каждому банку, получившему юаневую лицензию, увеличить капитал на сумму, эквивалентную 30 млн юаней. В 1998 г. данная сумма была увеличена с 30 до 100 млн юаней. Эти средства, определяемые как "операционный капитал”, равно как и средства в юанях на счетах компаний-клиентов инобанков, являлись единственными источниками ресурсов для активных операций в юанях. Только в 1998 г. НБК несколько ослабил данное ограничение: 9 инобанкам, получившим юаневую лицензию и расположенным в Пудуне, было разрешено привлекать средства с местного межбанковского рынка. В начале 2000 г. аналогичное право получили еще 12 банков. У данных инобанков появилась аль-

тернатива депозитам как источнику ресурсов для юаневых активов.

В-шестых, балансовые ограничения. НБК устанавливал предельно допустимое соотношение между юаневыми и инвалютными пассивами для инобанков. Первоначально данный норматив составлял 35%, а в 1999 г. был повышен до 50%. Данный норматив ограничивал масштабы привлечения юаневых средств на счета в инобанках. Это означало, что для увеличения масштабов юаневых операций инобанки обязаны расширять объемы инвалютных операций.

В-седьмых, валютные ограничения. Все трансграничные операции инобанки могли осуществлять только при наличии разрешения Главного управления валютного обмена. При этом их конвертационные операции были ограничены.

Результатом данных ограничений было то, что хотя в конце 1990-х годов на китайском рынке присутствовало большое число инобанков, их юаневый бизнес был незначительным по масштабам китайского рынка.

На конец марта 1998 г., через год после того, как инобанки впервые получили юаневые лицензии в Пудуне, объем юаневого кредитования 9 инобанков составлял всего 591 млн юаней. Это составляло только 0,01% от совокупного объема кредитов, выданных всеми финансовыми институтами КНР в 1998 г. На конец 1999 г. объем юаневых кредитов инобанков сразу вырос до 6,701 млрд юаней. Прорыв произошел после того, как уже 1 9 инобанков получили доступ к межбанковскому кредитному рынку. Десятикратное увеличение масштабов кредитования дало мало заметное увеличение доли инобан-ков на рынке кредитов, всего - до 0,07%. “Инобанки оставались маргинальными игроками на громадном рынке юаневых кре-дитов”2.

По обязательствам приема в ВТО КНР обязалась постепенно открыть национальный финансовый рынок. Накануне вступления в ВТО в 2000 г. в КНР присутствовало более 150 иностранных банков в 23 городах страны (см. табл.1)

Внешнеэкономический б ю л л е т е н ь № 2 (февраль) 20 05

Таблица 1

Аинамика присутствия иностранных банков на китайском рынке до вступления

в ВТО, 1991-2000 гг.3

Годы Число иностранных финансовых институтов* Активы

млрд юаней Доля в совокупных активах банковского сектора КНР (%)

1991 41/45 22,8 -

1992 73/79 30,5 -

1993 74/87 43,7 -

1994 92/99 102,1 0,9

1995 120/135 159,8 1,2

1996 131/147 248,6 1,6

1997 142/161 314,0 1,9

1998 142/173 283,0 1,7

1999 154/177 263,1 1,5

2000 154/177 287,3 1,5

Примечания к таблице:

* Данные о числе институтов приведены на конец года, за исключением данных за 1993 г. (конец июня);

В число институтов включены данные о числе иностранных банков, числе финансовых институтов с иностранным капиталом, включая финансовые компании, но за минусом страховых компаний.

Приведенные данные показывают, что совокупные активы иностранных финансовых институтов ничтожно малы по сравнению с совокупными активами китайской банковской системы. Более того, после достижения пика в 1997 г. в последующие годы их удельный вес постепенно снижался. Частично это было связано с развитием Азиатского финансового кризиса (1997) и постепенным последующим преодолением его последствий. Абсолютное сокращение активов иностранных банков в 1999 г. частично было вызвано банкротством Гуандунской инвестиционно-трастовой корпорации (9!Т!0) и

неспособностью ряда других крупных китайских заемщиков вовремя рассчитаться с иностранными банками. Одновременно в годы, непосредственно предшествовавшие присоединению КНР к ВТО, высокими темпами росли совокупные активы китайской банковской системы. В результате удельный вес активов финансовых институтов с иностранным капиталом относительно сокращался.

Непосредственно перед приемом в ВТО (2000-2001 гг.) долю инобанков на китайском рынке банковских услуг характеризуют данные таблицы 2.

Таблица 2

Аоля иностранных банков на рынке банковских услуг КНР, 2000-2001 гг.4

Г оды Активы Депозиты Кредиты

2000 2,06 0,43 1,55

2001 2,30 0,44 1,37

Обязательства, взятые КНР при присоединении И ВТО

При присоединении к ВТО КНР взяла на себя обязательство в течение 5 лет, т.е. к 01.01.07 открыть инобанкам доступ на внутренний рынок, устранив несколько ограничений: а) географические; б) клиентские; в) режима правового регулирования. КНР обязалась предоставить инобан-кам тот же режим регулирования, что и национальным институтам. КНР также обязалась к 2007 г. снять все ограничения по формам собственности и видам деятельности инобанков. Через три года после приема в ВТО КНР обязалась разрешить увеличение доли иностранного партнера в капитале совместной кредитной организации до 49%. Особенно важно обязательство КНР к этому времени перейти на рыночные принципы формирования процентных ставок.

КНР строго соблюдает согласованный график открытия китайских городов для инобанков. Так, в этом году для ведения юаневого бизнеса были открыты Цзинань, Фучжоу, Чэнду и Чунцин. Всего ино-банки в 2004 г. могли вести юаневые операции в 13 городах КНР. В 2005 г. должны быть открыты Куньмин, Пекин, Сямэнь, в 2006 г. - Шаньтоу, Нинбо, Шэньян и Сиань. Но и после снятия географических ограничений инобанки смогут свободно действовать только в районе регистрации, для открытия отделений в других регионах КНР инобанк должен будет получать специальное разрешение.

КНР соблюдает договоренности о снятии клиентских ограничений, но ино-банки смогут получить доступ на рынок юаневых депозитов физических лиц только после 2006 г.

В 2002-2003 гг. в КНР были внесены важные изменения в нормативные документы, регламентирующие процедуру выхода иностранных финансовых институтов на китайский рынок и требования, предъявляемые к соискателям. Так, был принят новый закон КНР "О финансовых институтах с иностранным капиталом”, внесены поправки в закон "О коммерческом банке”, издано постановление Госсовета КНР "Управление финансовыми институтами с иностранным капиталом”. НБК изменил процедуру выхода инобанков на китайский рынок и сформулировал новые требования к банкам-соискателям. Так, например, НБК отменил ранее действовавшую норму, которая позволяла ино-банку, получившему банковскую лицензию сразу оплатить только 50% зарегистрированного капитала.

НБК сохранил поэтапную процедуру выхода инобанков на национальный рынок, ввел требования о предоставлении разрешения от регулирующих органов страны регистрации инобанка, балансов за три последних года, новые квалификационные требования к руководящему персоналу и ряд других. Более того, были введены новые экономические требования. Так, обратиться за юаневой лицензией может только тот инобанк, чья деятельность была прибыльной в течение как минимум двух лет подряд из последних 3 лет до обращения. Каждый филиал инобанка должен располагать не менее 600 млн юаней операционного капитала. Инобан-ки, получившие банковские лицензии НБК, обязаны соблюдать действующие в КНР нормы, в том числе и устанавливаемые НБК процентные ставки и тарифы, своевременно предоставлять в курирующие органы полный комплект финансовой от-

четности. НБК вправе проводить проверки деятельности инобанка, смещать руководителей, требовать от иностранного, совместного финансового института изменить размер акционерного капитала и состав акционеров, владеющих 10% акций.

В 2003 г. в ходе проводившейся в КНР реформы структуры руководящих органов полномочия лицензирования банковской деятельности были переданы от НБК Всекитайской комиссии по банковскому надзору (ВКБН). С 2004 г. она также осуществляет мониторинг текущей деятельности инобанков и пруденциальный надзор, комиссия вправе принимать решения об отзыве лицензии, ликвидации или банкротстве банка.

С 01.01.04 вступило в силу новое положение ВКБН, разрешающее одному иностранному финансовому институту владеть 20% капитала китайской кредитной организации. Ранее действовала норма в 1 5%.

Период после присоединения КНР к ВТО.

Полная реализация всех обязательств КНР по открытию финансового рынка может привести к серьезным проблемам в китайском банковском секторе. Прежде всего, это связано со слабостью национальных институтов, низкой конкурентоспособностью государственных коммерческих банков - банков "большой четверки”. В условиях более либеральной среды формирования процентных ставок, что будет происходить по мере того, как будет расширяться сфера деятельности инобанков, их конкурентные преимущества станут очевиднее. В силу более низких операционных издержек и более широкого ассортимента банковских услуг они в состоянии предлагать клиентам более выгодные условия обслуживания, привлечь на обслуживание как крупные национальные предприятия, так и обеспеченных граждан в крупных городах.

Китайская печать выделяет как конкурентные преимущества, так и недостатки в работе национальных банковских институтов в сравнении с иностранными.

К числу основных преимуществ, как правило, относят следующие.

Во-первых, национальные институты располагают разветвленной филиальной сетью. Практически филиалы банков “большой четверки” работают во всех административных субъектах КНР. Инобан-ки пока располагают ограниченной филиальной сетью. Самое большое число отделений всего у двух инобанков. Дольше всех присутствующий на китайском рынке HSBC имеет 9, а Citibank - 5 отделений. НБК придерживается курса на сдерживание географической экспансии инобанков. Инобанк не может открывать более одного дополнительного отделения в год.

Во-вторых, у крупных национальных банков отсутствуют ресурсные ограничения. Высокая склонность населения к сбережениям, равно как и большие остатки средств на счетах предприятий позволяют национальным банкам оперировать огромным средствами. Одновременно они имеют приоритетный доступ на рынок межбанковского кредитования и механизмам рефинансирования. Ресурсная же база инобанков на китайском рынке ограничена. Даже те инобанки, которые допущены до китайского межбанковского рынка, могут привлечь с него не более уже имевшихся у них 150% юаневых пассивов.

Одновременно китайская печать выделяет несколько принципиально важных недостатков, присущих китайским банкам, в силу которых они “проигрывают” конкуренцию инобанкам.

1. Высокие операционные затраты. Банки “большой четверки” обязаны вести сотни миллионов счетов, по которым имеются небольшие остатки средств. Несмотря на успехи в автоматизации операций, удельный вес ручного труда остается значительным, особенно в отделениях, расположенных в отдаленных районах. Эти обстоятельства не позволяют китайским банкам снизить затраты до приемлемого по международным стандартам уровня.

2. Низкий уровень профессионализма среди сотрудников не позволяет применять современные методы управления рисками, ликвидностью и пр.

процентные ставки по депозитам и более низкие ставки по кредитам отдельным заемщикам, чем национальные банки.

Данные обстоятельства известны в КНР. Одной из изначальных целей привлечения иностранных банков на китайский рынок было повышение конкурентоспособности национальных финансовых институтов. Необходимость присутствия инобанков на внутреннем финансовом рынке не ставилась под сомнение, дебаты вызывал вопрос о графике его открытия. Как отмечает один из ведущих западных синологов Н. Ларди, "учитывая слабость китайской банковской системы, темпы допуска иностранных финансовых институтов на рынок - важное политическое решение”6.

По мере постепенного открытия китайского банковского сектора для зарубежных институтов в соответствии с обязательствами, взятыми КНР при присоединении к ВТО, их присутствие на рынке неуклонно растет (см. табл.3), равно как и объемы операций. На конец 2003 г. их совокупные активы выросли до 396,9 млрд юаней (49,5 млрд долл.), или почти на 110 млрд юаней за три года. Особенно быстро они росли в 2003 г., увеличившись за год на 29,7%7 .

Таблица 3

Аинамика числа иностранных банков в КНР8

2002 2003 01.05.04

Иностранные банковские институты 181 191 197*

Представительства - 209 217

Иностранные банковские институты, имеющие право на операции в юанях 73 75

Иностранные банковские институты, имеющие генеральную валютную лицензию 85 88

Иностранные банковские институты, имеющие статус квалифицированного институционального инвестора 5 9

Иностранные банковские институты, имеющие лицензию на онлайновый банкинг 12 12

Примечание к таблице:

* Согласно другому, также официальному источнику, на 01.04.04 в КНР было представлено 64 зарубежных банка из 19 стран мира, открывших 197 отделений, а также 209 представительств инобанков9.

- Нет данных.

3. Действующая практика назначения на руководящие должности приводит к тому, что зачастую институтами управляют неспециалисты. Корпоративная структура управления непрозрачна.

4. Национальные банки обязаны выделять средства для кредитования проектов, определенных в качестве приоритетных государственными органами уп-равления5. В результате в кредитных портфелях национальных банков накоплены значительные по объемам "плохие” долги.

Иностранные банки умеют более точно, чем китайские, оценивать кредитные риски. Это дает им важные преимущества по сравнению с национальными банками при выборе наиболее кредитоспособных заемщиков. Более того, китайское правительство не в состоянии требовать, чтобы инобанки занимались "политическим” кредитованием. Только по этим двум причинам возможные убытки кредитных портфелей инобанков должны быть значительно меньше, чем у национальных банков.

В силу значительных конкурентных преимуществ инобанки в состоянии предлагать клиентам более выгодные условия обслуживания, получать прибыль при более узкой процентной марже, т.е. высокие

Но при этом доля инобанков на китайском рынке банковских услуг осталась практически без изменений. По итогам 2003 г. их доля на китайском рынке кредитов составляла 1,4%, на рынке депозитов - 1,3%10.

В 2003 г. курс китайского правительства в отношении деятельности иностранных банков на китайском рынке был скорректирован. По словам главы ВКБН Лю Минканя, КНР будет проводить в отношении иностранных банков курс “трех выигрышей”: для Китая, иностранных банков и их клиентов. Это означает, что в КНР ожидают, что деятельность национального банковского сектора будет улучшаться по мере его открытия.

После 5 лет членства в ВТО доля активов, контролируемых иностранными банками, вряд ли превысит 2-3% совокупных активов китайской банковской системы, скорее всего, она останется на нынешнем уровне11. Только через 5 лет после присоединения к ВТО иностранные банки могут начать представлять какой-то вызов китайским финансовым институтам. И то, если, как полагают западные эксперты, НБК не будет устанавливать для инобанков дискриминирующие нормативы.

Однако и после 2006 г. бизнес иностранных банков в КНР будут сдерживать по меньшей мере две группы факторов.

Во-первых, наличие достаточного числа кредитоспособных заемщиков. Ряд иностранных банков стремится развивать розничное, в том числе потребительское, кредитование на китайском рынке. Это такие банки, как Hong Kong & Shanghai bank, Standard Charted Bank, Bank of East Asia, Citibank. К тому же автомобильное кредитование и кредитование под залог недвижимости традиционно на большинстве азиатских рынков считается малорисковым. Однако пока клиентская база инобанков в КНР остается ограниченной. Так, например, HSBC и Citibank свой розничный бизнес фактически вынуждены ориентировать на клиентов, остатки средств на счетах которых превышают 50 тыс. долл., предлагая им бестарифное

проведение операций, сберегательные депозиты в 8 валютах, круглосуточное обслуживание и пр.12. При средней заработной плате горожан в 1 30 долл. в месяц круг таких клиентов ограничен.

Во-вторых, иностранные банки будут обязаны соответствовать пруденциальным требованиям НБК. Наиболее важный норматив - показатель достаточности собственного капитала. В отношении иностранных банков, действующих на территории КНР, при расчете данного норматива учитывается только капитал филиала банка. Поэтому масштабы расширения бизнеса иностранного банка на китайском рынке будут зависеть от решения головной конторы банка реинвестировать или репатриировать прибыль. На момент присоединения к ВТО совокупный капитал иностранных банков в КНР составлял 2,68 млрд долл. Учитывая установленное значение норматива достаточности собственного капитала в 8%, максимально возможный объем активов ино-банков не мог превышать 33,5 млрд долл. Фактическая же величина активов на начало 2000 г. достигла 31,7 млрд долл. Это означает, что возможности дальнейшего роста бизнеса иностранных банков напрямую зависят от объема будущих прямых инвестиций материнских компаний.

Китайские регулирующие органы устанавливают прямую зависимость между расширением масштабов деятельности инобанков на национальном рынке с объем зарубежных инвестиций в банковский сектор. После присоединения КНР к ВТО активы инобанков стали расти высокими темпами, но одновременно увеличивался и объем прямых иностранных инвестиций в банковский сектор.

Сложность и длительность процедуры открытия инобанка на китайской территории, а также высокие сопутствующие затраты стимулируют зарубежные финансовые институты искать более простые пути выхода на китайский рынок банковских услуг. Одним из таких методов стала покупка долей в капитале китайских акционерных и городских коммерческих банков (далее - КБ).

Участие инобанков в капитале китайских банков.

Первые покупки долей в капитале КБ относятся еще к 1996 г., когда Азиатский банк развития вошел в капитал China Everbright bank. Однако частота подобных сделок после присоединения КНР к ВТО возросла. Доли в капитале китайских банков приобретают как международные

финансовые институты, так и частные иностранные банки. Особый интерес для зарубежных инвесторов представляют две группы китайских банков: (1), листинговые акционерные коммерческие банки; (2) городские банки, расположенные в наиболее динамично развивающихся районах страны. Участие зарубежных институтов в капиталах китайских банков отражено в таблице 4.

Таблица 4

Участие иностранных финансовых институтов в капитале китайских банков13

Китайский банк Иностранный финансовый институт Год покупки Доля в капитале (%)

Банк Эвербрайт (China - Азиатский Банк Развития; 1996 3,03

Everbright Bank) -China Everbright Holding Co. Ltd. (Hong Kong)* 1997 20,07

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Банк Шанхая (Bank of Shanghai) - Международная финансовая корпорация (МФК); 1999,2001 7

- Hongkong & Shanghai banking Corp. (HSBC); 2001 8

- Гонконгский Shanghai Commercial Bank***; 2001 3

Сианьский городской - МФК; 2002 12,5

коммерческий банк - Scotiabank 2002 12,4

Пудунский банк развития (Шанхай) Citigroup Inc. 2003 5

Банк Миньшэн (China - МФК; 2003 1,22

Minsheng Bank) - Г онконгский Hang Seng Bank 2003 8

Нанкинский городской банк - МФК 2002 15

Примечания к таблице:

* Зарубежная китайская корпорация зарегистрирована в Гонконге.

** После размещения банком дополнительной эмиссии доля Citigroup снизилась до 4,62%.

*** В печати сообщалось о достижении в 2003 г. еще двух договоренностей о вхождении в капитал китайских банков: 1] американского Newbridge Capital в Шэньчжэньский банк развития; 2] МФК, Hang Seng Bank, GIC Spécial Investment в Фучжоуский промышленный банк, но пока данные договоренности не получили одобрения в китайских регулирующих органах14.

Для зарубежных банков вхождение в капитал китайского банка может стать более перспективным способом выхода на китайский рынок банковских услуг, чем открытие филиала иностранного банка. Во всяком случае, зарубежный банк может быстрее получить доступ на китайский рынок. Покупка доли в капитале уже действующего банка позволяет иностранно-

му институту избежать длительных бюрократических процедур получения разрешения у НБК на присутствие на китайском рынке и сразу получить доступ к выбранной клиентской группе или возможность оказывать избранные банковским менеджментом услуги. Однако данный путь также сопряжен для иностранных инвесторов с рядом трудно решаемых проблем.

1 . Иностранным инвесторам целесообразно приобретать только небольшие доли в капитале китайских банков, в среднем - 8-12,5%. По действующим в КНР нормам, если доля зарубежного партнера в капитале превышает 25%, предприятие должно быть преобразовано в совместное. Это меняет правовой режим его регулирования. Тем самым сделка лишается смысла - получения быстрого доступа к операциям с резидентами.

2. Покупая небольшие доли в капитале акционерных банков иностранные инвесторы не получают возможности оказывать влияние на процесс принятия решений китайскими партнерами, а потому вынуждены следовать курсу, вырабатываемому китайским менеджментом. Это зачастую противоречит коммерческим интересам зарубежных инвесторов.

3. В ходе переговоров иностранный инвестор сталкивается с проблемой точной оценки капитала банка. В капитале всех акционерных банков есть доли государственных учреждений и предприятий, внесенные в виде долгосрочных государственных обязательств. Оценка их стоимости китайскими аудиторскими компаниями и западными экспертами различны. Например, в ходе переговоров, которые вела МФК, о покупке доли в капитале Нанкинского городского банка, китайская аудиторская компания оценила стоимость одной акции в 1,37 юаня, а корпорация -в 1,07 юаня, результатом стала «договорная» цена в 1,21 юаня15.

4. Покупая долю в уже действующем банке, иностранный инвестор зачастую не знает истинное финансовое положение кредитной организации и на какие дополнительные расходы ему придется пойти после завершения сделки. Например, британская Hongkong & Shanghai banking Corp. помимо оплаты своей доли в капитале Банка Шанхая была вынуждена дополнительно инвестировать 270 млн долл. в развитие филиальной сети банка и 65 млн долл. для достижения банком установленного НБК показателя достаточности собственного капитала в 8%.

Несмотря на отмеченные проблемы иностранные инвесторы приобретают доли в китайских акционерных банках. Так, в 2003 г. Citigroup купила 5%-ную долю в капитале Пудунского банка развития Шанхай за 72 млн долл. В договоре предусмотрена возможность увеличения доли Citigroup до 24,9% в течение 5-6 лет. Citigroup рассчитывает, что участие в капитале банка, имеющего 272 отделения, откроет ей доступ на розничный рынок банковских услуг КНР16. В бизнес-плане, представленном Citigroup в китайские регулирующие органы, заявлено развитие карточного бизнеса. C мая 2004 г. ВКБН разрешила Citigroup и HSBC начать выпуск кредитных карт под единым брэндом17.

Деятельность инобанков в КНР носит стратегический характер и ориентирована на потенциальные возможности огромного китайского рынка. Насколько эффективна деятельность китайских подразделений инобанков, судить сложно из-за отсутствия информации. Лишь отдельные инобанки сообщают о прибылях, полученных китайскими филиалами. HSBC обнародовал, что работа китайского подразделения принесла в 2002 г. банку только 0,4% валовой прибыли банка. Восточно-азиатский банк (Bank of East Asia) сообщил, что получил 185 млн юаней прибыли на активы в 11 млрд юаней. “Остальные банки хранят молчание”18.

После снятия ограничений на бизнес иностранных банков в КНР, определенных в соглашении о приеме страны в ВТО, их деятельность на китайском рынке будут сдерживать барьеры, устанавливаемые регулирующими органами.

Даже снятие всех ограничений, зафиксированное в генеральном соглашении, не будет означать, что бизнес иностранных банков “опасен” для крупнейших китайских банков. Максимум с чем они могут столкнуться - некоторый отток средств в виде депозитов и переход на банковское обслуживание крупных китайских компаний, специализирующихся на активных внешнеэкономических операци-

ях19.

На практике, возможно, иностранные банки и не будут стремиться расширять деятельность по привлечению юане-вых депозитов быстрыми темпами. Это связано с тем, что для существенного увеличения объемов кредитования в юанях иностранные банки могут не найти нужного числа кредитоспособных заемщиков. Большинство китайских предприятий не в состоянии предоставить иностранным банкам достоверную финансовую отчетность, достаточную для полноценной оценки кредитных рисков. Поэтому, скорее всего, масштабы деятельности иностранных банков в юанях будут сдерживаться ограниченностью кредитоспособных китайских заемщиков. Это - наиболее серьезный ограничитель юаневого бизнеса иностранных банков. Его действие сильнее, чем нормативы, устанавливаемые НБК. Данный барьер потеряет свое значение только в том случае, если права собственности китайских предприятий станут более прозрачными, а финансовая отчетность более точной и отвечающей международным стандартам.

Опыт открытия банковского сектора другими странами свидетельствует, что сам факт допуска на рынок иностранных банков снижает прибыльность национальных банков. Поэтому, скорее всего, китайские банки столкнуться с серьезным конкурентным давлением, даже если доля иностранных банков на китайском рынке останется крайне незначительной.

Примечания:

1 По долгосрочным планам китайского руководства район Пудун должен стать крупнейшим финансовым центром ЮВА.

2 Lardy N. China's unfinished economic revolution. - Washington: Brookings, 1998. -p.70.

3 Источники: Lardy N. China's unfinished economic revolution. - Washington: Brookings, 1998. - p.224; Almanac of China's Finance and banking 1992..., p.57; Almanac of China's finance and banking 1993., p. 602-636; China's Financial outlook 1994. - People's Bank of China, 1994. - p.101-102; Almanac of China's finance

and banking 1995., p.661-680; Almanac of China's finance and banking 1996., p. 42, 469; Almanac of China's finance and banking 1997., p.40,499; Almanac of China's finance and banking 1998., p.39-0, 555; China's financial outlook 2000. - People's Bank of China. - Beijing, 2000.

- p.39; Lardy N. Integrating China into the Global economy. - Washington: Brookings, 2002. -p.115.

4 www.china.org.cn M 2.04.2003]

5 Только с 01.02.04 вступила в силу поправка закон КНР "О коммерческом банке”, снимающая с китайских банков данную обязанность.

6 Lardy N. Intergrating China into the Global economy. - Wash., 2002. - p. 17.

7 China promotes ‘triple-win' opening

scheme for its banking sector //

www.peopledaily.com.cn [02.1 2.2003].

8 China opening banking sector steadily /

/ www.peopledaily.com.cn [27.1 1.03];

www.drcnet.com.cn/drcnet/view [06.07.04].

9 The CBRC held 204 conference on

foreign bank development in China //

www.cbrc.gov.cn [1 2.04.04].

10 Banking institutions in China saw a surge in their assets in 2003 // www.cbrc.gov.cn [24.05.04]

11 Lardy N. Ibid., p.118.

12 Tan Wei. Banking on service: the advent of fireign banks in China will mean better service, but at cost // www.bireview.com.cn [14.03.04]

13 Howson N. C., Ross L. Foreign minority equity investments in Chinese commercial banks // China business review, N 4, 2003, p. 20.

14 Overseas firms buy into China bank / / http://english.peopledaily.com.cn [17.12.03]

15 Slater D. Foreign banks in China: lots of expenditure for little revenue? // www.financeasia.com [27.09.02].

16 По данным Citigroup, в 2002 г. объем активов Шанхайского банка развития Пудун составлял 26,6 млрд долл., а удельный вес неработающих кредитов - всего 5,23%. См.: Entering the high-growth Chinese market // www.dolmensecurities.com [03.01.03].

17 Ablott M. Citigroup and HSBC given go-ahead in China // www.lafferty.com [15.01.04]

18 do Rosario L. All uphill for foreign banks // The Banker, 2003, Vol. 153, N 933, p.81.

19 Lardy N. Integrating China into the global economy, p.116.

Проблемы и перспективы присоединения России к Всемирной торговой организации

Сборник статей преподавателей Всероссийской академии внешней торговли.// Руководитель

авторского коллектива доктор экономических наук, профессор С.И. Долгов

- М.: ВАВТ, 2003. - 176 с.

Настоящий сборник тематических статей посвящен широкому кругу проблем, связанных с предстоящим присоединением России к Всемирной торговой организации. Книга написана на высоком профессиональном уровне.

В центре внимания место и значение ВТО в условиях глобализации современной мировой экономики, насущные задачи России в связи с подготовкой к присоединению к ВТО. Научный подход состоит в объективном учете плюсов и минусов этого ответственного шага.

Книга представляет интерес прежде всего потому, что каждый автор попытался сказать нечто свое, излагая новые факты, аргументы, идеи.

В качестве авторов выступили A.C. Белорусов, С.И. Долгов, И.И. Дюмулен, И.В. Зенкин, М.Б. Миляева, В.А. Орешкин, Г.Н. Сариш-вили, О.В. Соколова, Д.М. Титиевский, К.В. Холопов, В. М. Шумилов, Н.М. Ярцева.

Книга обращена в практику, к российскому продуценту и конечному потребителю. Она найдет благодарного читателя и среди профессиональных экономистов-международников, и в учебном процессе вузов экономического профиля. С книгой можно ознакомиться в библиотеке ВАВТ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.