Научная статья на тему 'Финансовые институты с иностранным участием в китайской Народной Республике'

Финансовые институты с иностранным участием в китайской Народной Республике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
328
91
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Суворов А.В.

В Китае государственное регулирование играет чрезвычайно важную роль в деятельности финансовых учреждений с иностранным участием. Даже по стандартам развивающихся стран степень вмешательства государственных органов КНР в банковскую сферу очень высока. Это происходит прежде всего потому, что слишком велика роль финансовой системы в жизни этой страны. Подробному анализу названного механизма государственного регулирования посвящен публикуемый материал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые институты с иностранным участием в китайской Народной Республике»

_ 3 (15) - 2009

Государственное регулирование

финансовой сферы

ФИНАНСОВЫЕ ИНСТИТУТЫ С ИНОСТРАННЫМ УЧАСТИЕМ

и и и ,

В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ*

А. В. СУВОРОВ,

доктор экономических наук, председатель Ассоциации бухгалтеров и аудиторов «Феникс»

Особенности государственного регулирования деятельности финансовых институтов с иностранным участием

В Китае государственное регулирование играет чрезвычайно важную роль в деятельности финансовых учреждений с иностранным участием. Даже по стандартам развивающихся стран степень вмешательства государственных органов КНР в банковскую сферу очень высока. Это происходит прежде всего потому, что слишком велика роль финансовой системы в жизни этой страны.

Государственное регулирование способно навязать решение проблемы поступления на тот или иной рынок финансовых услуг путем давления. Это может привести к тому, что, например, брокерские услуги будут оказываться только тем предприятиям, ценные бумаги которых капитализируются отдельно. Ценные бумаги также должны быть юридически и финансово отделены от акций, которыми разрешено торговать. И при этом чрезвычайно важным является уровень развития фондового рынка.

Народный банк Китая (The People's Bank of Chin) — это финансовая организация, которая отвечает за управление и надзор за финансовыми учреждениями с иностранным участием. Филиалы Народного банка Китая осуществляют повседневный контроль и надзор за финансовыми учрежде-

* По материалам Центральной экономической рабочей конференции (Central Economic Work Conference), состоявшейся 10 декабря 2008 г.

ниями с иностранным участием в своих регионах. Кроме того, для подобных учреждений в отдельных случаях оптимальным методом доставки сложного банковского продукта является использование различных механизмов, например заключение многостороннего соглашения.

Стратегия разностороннего присутствия для иностранных банков имеет свои достоинства и недостатки. Например, Citibank, как правило, предлагает интегрированные финансовые услуги на финансовом рынке. Преимущество этого банка состоит в разносторонности методов предоставления услуг. Клиентов привлекает не только это, но и уверенность в стабильных позициях банка в Китае, которая позволяет быстро реагировать на потребности рынка в тех или иных банковских продуктах. Такая репутация, однако, обходится банку недешево.

Финансовые институты Великобритании, специализирующиеся на оказании консультационных услуг, нашли клиентов и в Китае. В основном это относится к операциям по приватизации. Такие финансовые институты в отдельных случаях даже осуществляли подготовку документов для той или иной компании, содействуя разработке стратегии ее приватизации.

Отрезок времени от начала подготовительного периода до фактического начала работ по конкретной финансовой операции может быть весьма значительным. Кроме того, отдельные фазы самой операции также могут проходить с разной скоростью. Эти два момента напрямую связаны с необходимостью рационального использования

ресурсов финансового учреждения с иностранным участием, особенно персонала, умеющего эффективно работать на рынке с очень высокой степенью конкуренции.

Китайские власти использовали различные способы для того, чтобы ограничить возможности иностранных финансовых институтов конкурировать с национальными банками. Сначала Центральный банк Китая ограничил число городов, в которых иностранные банки могли открывать свои филиалы и представительства. Ограничение накладывалось и на перечень операций. Поэтому на протяжении целого ряда лет основным видом деятельности иностранных банков в Китае являлось обслуживание совместных предприятий и граждан-нерезидентов.

После 1997 г., когда страна взяла курс на вступление в ВТО, Центральный банк начал выдавать лицензии иностранным банкам на ведение операций не только в иностранной валюте, но и в юанях (китайская денежная единица). Первыми такие лицензии получили семь организаций, зарегистрированных в Шанхае — особой экономической зоне. К 2000 г. количество иностранных банков, зарегистрированных в этом районе, достигло 24, а к началу 2008 г. лицензии имели практически все зарегистрированные тут иностранные банки.

Однако политика ограничений на операции иностранных банков властями Китая продолжала осуществляться. Эти ограничения были связаны прежде всего с длительной, максимально забюрократизированной процедурой выдачи лицензии. Поэтому проникновение зарубежного банка на китайский рынок финансовых услуг требовало значительных затрат времени и средств.

В случае, если заявка соискателя получала одобрение властей, такой банк мог только открыть свое представительство в КНР. Поэтому в Китае и речи не могло быть об использовании такой модели вступления в рынок, как Greenfield, широко реализуемой в постсоциалистических странах посредством создания консорциума или совместного предприятия с западными банками, независимо от того, кем они организованы (правительством или международными институтами). Представительство имело право заниматься только маркетинговыми и информационными исследованиями. И только после двух лет работы в Китае иностранный банк имел право обратиться за лицензией на банковскую деятельность.

Для мультинациональных банков, вступающих на китайский рынок, государственное вмешательс-

тво в их деятельность реализуется прежде всего посредством надзора за проводимыми операциями, за достаточностью капитала и ликвидностью, а также за реализацией иных условий, отраженных в лицензии, выдаваемой изначально Центральным банком.

Минимальный размер капитала даже на уровне представительства в соответствии с требованиями китайских властей должен был составлять не менее 100 млн долл. США, которые следовало зачислить на счет Центрального банка Китая. Но, даже получив лицензию, иностранный банк мог предлагать свои услуги только чисто иностранным компаниям, предприятиям с иностранным капиталом или нерезидентам. Единственным преимуществом было то, что иностранцы могли участвовать совместно с национальными банками в синдицированном кредитовании китайских хозяйствующих субъектов.

Такое регулирование в какой-то степени нарушало и продолжает нарушать рыночное равновесие и влияет на оказание услуг клиентам финансовыми учреждениями с иностранным участием. Поэтому правительство Китая вынуждено проводить более лояльную политику, когда в той или иной провинции не хватает квалифицированного персонала. Зачастую в такой ситуации финансовые учреждения с иностранным участием приходятся ко двору.

Центральный банк Китая стал постепенно расширять географические пределы деятельности иностранных банков. Например, в провинции Пудун им было разрешено оказывать услуги хозяйствующим субъектам, зарегистрированным в провинциях Хуань и Гуадун, а также в Гуанси-Чжу-анском автономном округе.

Однако ограничения на объем операций продолжают действовать. Объем депозитов, привлекаемых иностранным банком, не должен превышать его совокупных китайских активов. К тому же у иностранных банков, имеющих лицензию на проведение операций в юанях, не было доступа к национальному рынку межбанковских кредитов, хотя сумма капитала каждого из таких банков была увеличена до 100 млн юаней. Эти средства, определяемые как операционный капитал, равно как и средства в юанях на счетах хозяйствующих субъектов, стали финансовыми ресурсами для проведения операций в юанях. Но постепенно иностранным банкам, хорошо зарекомендовавшим себя перед китайскими властями, было разрешено привлекать средства с местного межбанковского рынка. Появилась альтернатива депозитам как источнику финансовых ресурсов для активов в китайских юанях.

На новом рынке финансовые учреждения с иностранным участием достаточно быстро приспосабливаются к тем юрисдикциям, которые гибко регулируют рамки их деятельности, включая оффшорные центры и зоны. Крупные города, где обычно сосредоточено достаточно много капитала, могут стать впоследствии региональными финансовыми центрами-побратимами. Это окажет положительное влияние как на развитие финансового сектора, так и на экономику страны в целом.

Перечень услуг, предоставляемых финансовым учреждением с иностранным участием, зависит и от таких факторов, как национальное законодательство, размеры рынка, мобильность персонала, и, как правило, выявляется в результате детальной характеристики портфеля предлагаемых продуктов не только на китайском финансовом рынке, но и на рынках других стран.

Условия регистрации финансовых институтов с иностранным участием

Согласно нынешним требованиям китайских властей минимальная сумма зарегистрированного уставного капитала для банков со стопроцентным иностранным капиталом и для совместных банков должна быть выражена в свободно конвертируемой валюте и эквивалентной 300 млн RMB (юаней). Аналогичная сумма для финансовых компаний такого рода и для совместных финансовых компаний должна быть также выражена в свободно конвертируемой валюте и эквивалентной 280 млн RMB. Эти суммы должны быть выплачены в момент создания финансового учреждения с иностранным участием.

Оборотный капитал филиалов иностранных банков, предоставляемый их головными офисами, должен быть выражен в свободно конвертируемой валюте и эквивалентным 100 млн RMB. Народный банк Китая может в соответствии с количеством средств, необходимых финансовым учреждениям с иностранным участием для ведения деловых операций, а также с нормами достаточности капитала увеличить минимальную сумму зарегистрированного уставного капитала или оборотного капитала и применить к ним Пропорцию Ренбими (Proportion ofRenbimi).

В своем заявлении на создание и регистрацию банка со стопроцентным иностранным капиталом или аналогичной финансовой компании, совместного банка или совместной финансовой компании заявитель должен:

• быть представлен как юридическое лицо, являющееся финансовым учреждением;

• иметь офис представительства в Китае, функционирующий к моменту подачи заявления не менее двух лет;

• иметь совокупные активы не менее 10 млрд долл. США на конец года, предшествовавшего году, в котором подается заявление;

• иметь завершенную систему финансового надзора и контроля в стране или в регионе расположения; при этом заявитель должен находиться в адекватной степени под надзором и контролем соответствующих компетентных органов страны или региона своего местонахождения;

• иметь разрешение (одобрение) на подачу заявления от соответствующего компетентного органа страны или региона своего местонахождения;

• соблюдать все прочие условия, связанные с нормами достаточности капитала, предписанные Народным банком Китая.

В своем заявлении на создание и регистрацию отделения иностранного банка заявитель также должен быть охарактеризован как:

• имеющий офис представительства в Китае, функционирующий к моменту подачи соответствующего заявления не менее двух лет;

• имеющий совокупные активы не менее 20 млрд долл. США на конец года, предшествовавшего году, в котором подается соответствующее заявление, при этом коэффициент достаточности капитала должен быть не менее 8 %;

• имеющий завершенную систему финансового надзора и контроля в стране или в регионе, где он расположен; при этом он должен находиться в адекватной степени под надзором и контролем соответствующих компетентных органов страны или региона своего местонахождения;

• имеющий разрешение (одобрение) на подачу заявления от соответствующего компетентного органа страны или региона своего местонахождения;

• соблюдающий все прочие условия, связанные с нормами достаточности капитала, предписанные Народным банком Китая.

Для того чтобы создать и зарегистрировать в Китае банк со стопроцентным иностранным капиталом или аналогичную финансовую компанию, совместный банк или совместную финансовую компанию, необходимо подать письменное заявление в Народный банк Китая, представив вместе с заявлением следующие документы:

7х"

29

• заполненный бланк заявления о создании и регистрации банка со стопроцентным иностранным капиталом или аналогичной финансовой компании с указанием названия, размера зарегистрированного уставного капитала (для банка со стопроцентным иностранным капиталом или аналогичной финансовой компании), названий сторон, доли каждой стороны (учредителя) в уставном капитале банка или компании (для совместного банка или компании) и профиля деятельности создаваемого учреждения;

• технико-экономическое обоснование создания финансового учреждения;

• устав банка или финансовой компании;

• копию профильной лицензии и заключений в отношении заявителя, выданных соответствующими компетентными органами страны или региона местонахождения заявителя;

• ежегодную финансовую отчетность заявителя за последние три года;

• другие документы, предоставляемые по требованию Народного банка Китая.

Точно так же для того чтобы создать и зарегистрировать в Китае отделение иностранного банка, головной офис такого иностранного банка должен подать письменное заявление в Народный банк Китая, представив вместе с заявлением следующие документы:

• заполненный бланк заявления о создании и регистрации отделения иностранного банка, подписанного законным его представителем, с указанием названия регистрируемого и создаваемого отделения, суммы его оборотного капитала, а также профиля его будущей деятельности;

• технико-экономическое обоснование создания отделения;

• копию профильной лицензии и заключений в отношении заявителя, выданных соответствующими компетентными органами страны или региона местонахождения заявителя;

• ежегодную финансовую отчетность заявителя за последние три года;

• другие документы, предоставляемые по требованию Народного банка Китая. Указанные документы (за исключением ежегодной финансовой отчетности) должны быть представлены вместе с переводом на китайском языке, если их оригиналы составлены на каком-либо другом.

Народный банк Китая первоначально рассматривает заявление на создание и регистрацию

финансового учреждения с иностранным участием и в течение шести месяцев выносит решение о принятии или отклонении заявления. Если оно принимается, заявителю выдается бланк официального заявления. Если не принимается, заявителя письменно уведомляют об отклонении заявления с указанием причин.

В течение шести месяцев с даты получения бланка официального заявления заявитель должен завершить все подготовительные мероприятия. Если это не удается по уважительным причинам, то период подготовки с разрешения Народного банка Китая может быть продлен еще на три месяца. Если в течение и этого срока подготовка оказывается незавершенной, то решение о принятии заявления автоматически становится недействительным.

По завершении подготовительных мероприятий заявитель заполняет бланк официального заявления и представляет его в Народный банк Китая для окончательного рассмотрения и утверждения. Вместе с заявлением представляются:

• список участников создаваемого и регистрируемого финансового учреждения с иностранным участием вместе с их резюме;

• письмо, санкционирующее принципы учреждения;

• акт проверки суммы уставного капитала, выданный Statitory Capital Verification Agency;

• отчет о мероприятиях по безопасности и соответствующая документация по другим техническим средствам, связанным с бизнесом;

• гарантия о налогах и ответственности головно -го офиса (для создаваемого и регистрируемого отделения иностранного банка);

• другие документы, предоставляемые по требованию Народного банка Китая. Последний принимает решение о принятии

или отклонении заявления в течение двух месяцев вместе с остальными необходимыми документами о создании и регистрации финансового учреждения с иностранным участием. Если заявление принимается, его подателю выдается лицензия на проведение финансовых операций (Financial Transaction License). Если не принимается — заявителю направляется письменное уведомление об этом с указанием причин.

Если на основании принятия соответствующего заявления создается финансовое учреждение с иностранным участием, заявитель на основании полученной им лицензии на проведение финансовых операций проходит процедуру регистрации и получения профильной лицензии

(Business License) в Администрации промышленности и торговли (Administration for Industry and Commerce).

Совершенствование системы управления финансовыми институтами с иностранным участием

Власти Китая озабочены проблемой укрепления и совершенствования управления финансовыми институтами с иностранным участием и содействия стабильной работе банковского сектора страны для удовлетворения спроса, возникающего вследствие того, что в настоящее время Китай открывается для остального мира и его экономическое развитие успешно продолжается.

Термин «финансовые институты с иностранным участием» («Financial Institutions with Foreign Investment») относится к следующим учреждениям, которые утверждены соответствующим законами и нормативными положениями Китайской Народной Республики как учреждения для работы в пределах страны.

1. Иностранные банки, головные офисы которых расположены на территории КНР, здесь и далее именуемые «банки со стопроцентным иностранным капиталом» («Solely Foreign-Funded Banks»).

2. Отделения иностранных банков, открытые на территории КНР, здесь и далее именуемые «отделения иностранных банков» («Branches of Foreign Banks»).

3. Совместные банковские учреждения — банки, работающие на территории КНР, созданные совместно с иностранными финансовыми учреждениями, с одной стороны, и китайскими компаниями и предприятиями, с другой, здесь и далее именуемые «совместные банки» («Joint Venture Banks»).

4. Иностранные финансовые компании, головные офисы которых находятся на территории КНР, здесь и далее именуемые «финансовые компании со стопроцентным иностранным капиталом» («Solely Financial Companies with Foreign Investment»).

5. Совместные финансовые компании — финансовые компании, работающие на территории КНР, созданные совместно с иностранными финансовыми компаниями, с одной стороны, и китайскими компаниями и предприятиями, с другой, здесь и далее именуемые «совместные финансовые компании» («Joint Venture Financial Companies»).

Финансовые учреждения с иностранным участием должны соблюдать законы и нормативные положения Китайской Народной Республики и не наносить ущерб социальным и общественным

интересам КНР. Нормальное функционирование и законные права и интересы финансовых учреждений с иностранным участием защищаются законодательством Китайской Народной Республики.

Объем операций финансовых институтов с иностранным участием

Банки со стопроцентным иностранным капиталом, отделения иностранных банков и совместные банки в Китайской Народной Республике могут в объемах, утвержденных Народным банком Китая, проводить (целиком или частично) следующие операции:

• привлечение общественных депозитов;

• предоставление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд;

• принятие и дисконтирование векселей;

• торговля государственными и финансовыми облигациями, другими ценными бумагами (иными, нежели акции предприятий), деноминированными в иностранной валюте;

• предоставление аккредитивов и гарантий;

• проведение внутристрановых и международных расчетов;

• проведение торговых операций, выполнение функций агента при осуществлении валютных операций;

• проведение валютообменных операций;

• осуществление заимствований на межбанковском рынке;

• ведение банковских карт;

• предоставление услуг по ответственному хранению;

• предоставление рейтинговых и консалтинговых услуг;

• ведение других финансовых операций, разрешенных Народным банком Китая. Финансовые компании со стопроцентным

иностранным капиталом и совместные финансовые компании в Китайской Народной Республике могут в объемах, утвержденных Народным банком Китая, проводить (целиком или частично) следующие операции:

• привлечение депозитов, причем на каждом депозитном счете должно быть не менее 1 млн RMB или эквивалента этой суммы в свободно конвертируемой валюте, а срок депозита — не менее трех месяцев;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• предоставление краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных ссуд;

• принятие и дисконтирование векселей;

• торговля государственными и финансовыми облигациями, другими ценными бумагами (иными, нежели акции предприятий), деноминированными в иностранной валюте;

• предоставление гарантий;

• проведение торговых операций, выполнение функций агента при осуществлении валютных операций;

• осуществление заимствований на межбанковском рынке;

• предоставление рейтинговых и консалтинговых услуг;

• осуществление валютообменных операций;

• ведение других финансовых операций, разрешенных Народным банком Китая. Масштабы областей, в которых финансовые

учреждения с иностранным участием могут осуществлять свою деятельность, а также диапазон их клиентуры утверждается Народным банком Китая.

Чтобы осуществлять свою деятельность, финансовое учреждение с иностранным участием должно к моменту подачи заявления о создании и регистрации иметь трехлетний опыт ведения деловых операций на территории КНР, прибыль от деловых операций в течение двух лет подряд, а также соблюдать все прочие условия, предписываемые Народным банком Китая в отношении достаточности капитала.

Когда финансовое учреждение с иностранным участием изъявляет желание осуществлять новые финансовые операции в масштабах, которые утвердил Народный банк Китая, оно должно подать соответствующее письменное заявление прежде, чем начнет проводить эти операции. Решение принимается в течение шестидесяти дней. В случае отрицательного ответа заявителя письменно уведомляют об отказе с указанием причин.

Совершенствование надзора за деятельностью финансовых институтов с иностранным участием

Процентные ставки по депозитам и ссудам, а также комиссии устанавливаются финансовыми институтами с иностранным участием согласно соответствующим нормативным положениям, устанавливаемым Народным банком Китая.

При приеме средств на депозиты учреждение должно создавать резервы по принятым депозитам в отделении Народного банка Китая по месту своего нахождения. При этом ставка депозита определяется Народным банком Китая и регулируется в соответствии с потребностями.

30 % оборотного капитала отделения иностранного банка должны быть в форме активов, приносящих проценты, включая банковские депозиты.

Коэффициент достаточности капитала банка со стопроцентным иностранным капиталом, совместного банка, финансовой компании со стопроцентным иностранным капиталом или совместной финансовой компании не должен быть менее 8 %.

Сумма непогашенного остатка по кредиту, предоставленному банку со стопроцентным иностранным капиталом, совместному банку, финансовой компании со стопроцентным иностранным капиталом или совместной финансовой компании, не должна превышать 25 % от капитала такого предприятия, если иная сумма непогашенного остатка по кредиту не будет утверждена Народным банком Китая.

Основные средства банка со стопроцентным иностранным капиталом, совместного банка, финансовой компании со стопроцентным иностранным капиталом или совместной финансовой компании не должны превышать 40 % от суммы участия его собственников.

Пропорция Ренбими в активах банка со стопроцентным иностранным капиталом, совместного банка, финансовой компании со стопроцентным иностранным капиталом или совместной финансовой компании и пропорция Ренбими в его активах под риском не должны быть менее 8 %. Пропорция Ренбими в общей сумме оборотного капитала и резерва, созданного отделением иностранного банка под депозиты в Народном банке Китая, и пропорция Ренбими в его активах под риском не должны быть менее 8 %. Народный банк Китая постепенно регулирует указанные пропорции.

Финансовое учреждение с иностранным участием должно обеспечивать ликвидность своих активов. Соотношение баланса ликвидных активов и баланса ликвидных обязательств не должно быть менее 25 %.

Общая сумма депозитов, привлеченных финансовым учреждением с иностранным участием на территории Китая, не должна превышать 70 % общих активов учреждения в иностранной валюте. Народный банк Китая постепенно регулирует и эту пропорцию.

Финансовое учреждение с иностранным участием должно создавать резервы против задолженности согласно соответствующим нормативным положениям и пользоваться услугами зарегистрированных китайских бухгалтеров — с одобрения соответствующего филиала Народного банка Китая по местонахождению учреждения.

Финансовое учреждение с иностранным участием должно также пройти все процедуры регистрации в Администрации промышленности и торговли согласно закону в тех случаях, когда требуется одобрение Народного банка Китая, а именно:

• открытие нового отделения финансового учреждения с иностранным участием;

• изменение суммы и перевод суммы уставного зарегистрированного капитала, увеличение или уменьшение суммы оборотного капитала учреждения;

• изменение масштаба бизнеса;

• изменение состава акционеров, владеющих более чем 10 % общей суммы акционерного капитала;

• изменение устава учреждения;

• замена высшего руководства;

• иные процедуры, предусмотренные Народным банком Китая.

Финансовое учреждение с иностранным участием должно предоставлять свою финансовую отчетность и связанные с ней материалы в головной офис Народного банка Китая и в его филиалы согласно положениям.

Народный банк Китая и его филиалы имеют право в любое время проверять и верифицировать депозиты, ссуды, расчеты, безнадежные ссуды и прочие параметры деятельности учреждений, а также запрашивать соответствующие документы, материалы и письменные отчеты в установленные сроки; разбираться и применять штрафные санкции в отношении нарушений законов и правил финансовыми учреждениями с иностранным участием.

В соответствии со своими нормативными положениями Народный банк Китая и его филиалы могут в любое время потребовать от финансовых учреждений с иностранным участием сформулировать правила деятельности последних, установить и (или) усовершенствовать систему повседневного управления их деятельностью, наличными средствами, а также соблюдения безопасности.

Финансовые учреждения обязаны допускать осуществление надзора и проведение проверок сотрудниками Народного банка Китая и его филиалов в соответствии с положениями закона; предоставлять соответствующие документы, материалы и письменные отчеты по фактам.

Центральный банк Китая устанавливает также и некоторые балансовые ограничения для иностранных банков, касающиеся предельно допустимого соотношения между юаневыми и валютными пассивами. Первоначально этот норматив составлял 35 %, но к

настоящему времени увеличен до 50 %. Он ограничивал размеры привлекаемых средств в юанях на счета, открытые в иностранных банках. Это означало, что для увеличения операций в национальной валюте иностранный банк должен был увеличивать операции в иностранной валюте. А все трансграничные операции иностранные банки могли осуществлять только при наличии соответствующего разрешения Главного управления валютного обмена.

Все это ограничивало присутствие в китайской экономике иностранного банковского капитала. Радикальные изменения произошли лишь после того, как 19 иностранных банков получили доступ к национальному межбанковскому рынку. Но такое увеличение масштабов кредитования привело к увеличению доли иностранных банков на рынке кредитов лишь до 0,07 %.

Необходимо отметить некоторые особенности, связанные с государственным вмешательством в деятельность иностранных банков в КНР. Важнейший фактор — предсказуемость изменений законодательства. Возможности иностранных банков значительно возрастают, если имеется стремление привести законодательство в соответствие со стандартами, присущими странам с развитой рыночной экономикой.

Вступление Китая в ВТО обязывало китайские власти постепенно открывать национальный финансовый рынок для иностранного капитала, где в 2000 г. (накануне вступления) присутствовало более 150 иностранных банков в 23 городах, совокупные активы которых были сравнительно малы по сравнению с совокупными активами всей китайской банковской системы. Такое отношение к иностранным банкам было связано с азиатским финансовым кризисом 1997 г. и постепенным преодолением его последствий. Более того, после банкротства Гуандуньской инвестиционно-трастовой корпорации активы иностранных банков значительно уменьшились. Это происходило на фоне неуклонного роста совокупных активов китайской банковской системы.

Иностранные банки постоянно вынуждены балансировать на банковском рынке операций для того, чтобы отразить текущее и ожидаемое состояние правительственных указаний. Они, а также новые законы могут оказать существенное воздействие на возможности иностранных банков на рынках банковских услуг КНР. Например, брокерские операции приобретут статус операций, проводимых филиалами, а не дочерними предприятиями, высвобождая таким образом капитал для материнского предприятия.

Для иностранного банка важно хотя бы однажды получить одобрение от компетентного государственного учреждения, чтобы этот банк в дальнейшем имел право изменять методику реализации своих продуктов и услуг на рынке КНР, а в отдельных случаях и местоположение, организацию средств производства. Причем иностранный банк осуществляет такие изменения гораздо быстрее, чем другие отрасли экономики, особенно связанные со сферой материального производства. Такова природа банковской деятельности.

В отдельных случаях для осуществления своего присутствия на китайском рынке банковских услуг от иностранных банков могут потребоваться дополнительные капиталовложения. Однако производственные активы можно легко перемещать, в частности там, где в производственном процессе ведущую роль играют человеческие ресурсы. К тому же производственные процессы имеют достаточно высокую степень гибкости, особенно применительно к тем типам банковских продуктов, которые предлагаются иностранными банками на других рынках банковских услуг.

Кредитование корпоративных клиентов может быть резко прекращено и так же быстро начато, несмотря на то, что сегодняшний уровень риска требует продолжать управление финансовыми ресурсами, даже если процесс кредитования прекращается. Управляющие счетами и банковские аналитики довольно легко могут выбрать между структурированными и простыми операциями по кредитованию и финансированию торговых операций.

Формы и степень вмешательства государства очень важны при выборе банковских продуктов и услуг, оказываемых иностранными банками в Китае. Для них, а также для самих национальных банков, работающих в условиях действующих законов и правил лицензирования банковской деятельности, влияние государства остается единственным значимым фактором, определяющим модели вступления иностранных банков в новый рынок.

Однако отношение правительства Китая к деятельности иностранных банков и финансовых учреждений с иностранным участием, вступающих или уже работающих на рынке этой страны, часто весьма противоречиво.

С одной стороны, правительство признает несовершенство своих национальных банков в плане технологических возможностей предлагаемых ими продуктов, а также нехватки навыков управления, которые приобретаются лишь при работе в условиях масштабного и конкурентоспособного рынка. До на-

чала либерализации ни национальные банки Китая, ни их клиенты не сталкивались с необходимостью проведения осторожной кредитной политики.

Большинство финансовых трудностей, с которыми сталкиваются местные банки, — это безнадежные ссуды, вытекающие из практики «внутреннего кредитования». Сущность такого кредитования заключается в том, что банк выдает ссуду компании, акционером которой является он сам, не давая компании при этом четких инструкций относительно погашения этой ссуды.

Еще одной причиной, порождающей проблемы безнадежных ссуд, является централизованное направленное кредитование, свойственное экономикам с централизованным планированием.

С другой стороны, правительство Китая признает необходимость развития финансового сектора экономики своей страны, перестраивая банковскую систему таким образом, чтобы национальные банки приобрели опыт и могли быть способны выстоять в конкурентной борьбе — сначала на рынке своей страны, а затем и на зарубежных рынках.

Как показывает практика, стратегия вступления иностранных банков в рынок банковских услуг той или иной страны формируется под влиянием двух основных элементов вмешательства государства в банковскую сферу: выдачи лицензий и регулирования доли собственности иностранных банков в национальных банках своих стран. Успех вступления в рынок посредством создания филиала или дочернего предприятия (по сравнению с вступлением в рынок посредством приобретения акций) зависит от экономических условий конкретной страны и времени вступления в рынок. Правительство Китая до недавнего времени не могло позволить иностранным банкам роскошь свободного выбора, тогда как после вступления страны в ВТО оно вынуждено относиться к зарубежным банкам более либерально.

Характеризуя методы и модели, используемые иностранными банками для вступления в рынки банковских услуг Китая, нельзя не сказать и о контрактных обязательствах. Опыт показывает, что они могут быть непривлекательными в международном банковском бизнесе вследствие отсутствия контроля за их исполнением. Однако в отдельных случаях иностранные банки идут на заключение контрактов с местными. Наиболее ярким примером таких отношений являются договоренности на передачу знаний и управленческих навыков.

Основная идея иностранного участия состоит в том, что конкретный западный банк становится

стратегическим инвестором своего банка- «близнеца» из Китая посредством приобретения 20—30 % акций последнего. Западные банки успешно освоили этот метод вступления в финансовый рынок. Иное кажется несколько затруднительным, поскольку связано с особенностями приватизации в этой стране.

Что же все-таки определяет метод вступления иностранного банка в рынок — характер самого банка или национальные особенности КНР, чей финансовый рынок намечен к освоению? Универсальные банки континентальной Европы (из англо-саксонских банков таковым является Citibank) могут служить наиболее ярким примером. Преимущество универсального банка состоит в том, что он может предложить на новых рынках очень широкий диапазон банковских продуктов и услуг. Следовательно, потенциальный спрос на каждый отдельный продукт или услугу будет ниже по сравнению с потенциальным спросом на продукты или услуги какого-либо специализированного банка, для которого рыночные ограничения обязательно приведут к более дорогостоящим вариантам вступления в рынок.

Иностранные банки продолжают подчиняться местным правилам, применяемым в отношении иностранного капитала, но дочернее предприятие универсального банка может предложить рынку более широкий спектр услуг, чем специализированный банк. Этот фактор может сыграть существенную роль в снижении риска при вступлении в рынок посредством приобретения контрольного пакета акций местного банка, что необходимо для дочернего предприятия, и содействовать банку в более быстром и легком установлении своего присутствия на рынке.

Среди крупнейших банков, действующих на территории Китая, выделяются мультинациональ-ные банки, которые стали играть ведущую роль в Юго-Восточной Азии. Однако имеется два важных исключения: Hong Kong & Shanghai bank и Standard Charted bank, присутствие которых на рынке банковских услуг Юго-Восточной Азии весьма существенно, а по своим характеристикам они отличаются от своих собратьев в других регионах планеты. Ожидается, что эти банки не станут бороться за крупную мультинациональную клиентуру на китайском рынке. Для них основными мотивами вхождения в новые финансовые рынки является желание запо-

лучить местную клиентуру, а также клиентов из их собственных стран, которые, в свою очередь, сами по себе являются скорее международными, нежели мультинациональными компаниями.

Поэтому следование банков за мультинаци-ональными клиентами в Юго-Восточную Азию следует считать основным мотивом вхождения в рынок банковских услуг, и эта мысль ясно прослеживается в исследованиях, проводимых на основе вторичных источников информации об основных клиентах иностранных банков в Китае и других странах этого региона. Но на практике оказывается, что снижение относительной значимости упомянутого мотива с ростом мультинациональности банка полностью не отражает истинной мотивации вхождения большинства мультинациональных банков в рынок КНР. Представители этих банков продолжают утверждать, что обслуживание иностранных клиентов для них более важно, чем обслуживание «внутренних» клиентов.

Сегодня небольшие международные банки и финансовые компании первыми отказались от доминантного мотива следования за своими клиентами в рассматриваемый регион. Поведение мультинациональных банков отражает ограниченный спрос национальных корпораций на сложные финансовые продукты, а также отсутствие у иностранных банков желания предлагать рынку более простые банковские продукты. Эти банки практически не занимаются предоставлением кредитов национальным компаниям из-за продолжающейся реструктуризации корпоративных клиентов, снижения кредитоспособности последних и отсутствия общепринятых принципов кредитной политики.

В заключение следует отметить, что наибольшая выгода от присутствия того или иного банка или финансовой компании на новом финансовом рынке может быть получена в результате достаточно небольшого инвестирования, причем даже без участия акционерного капитала. Объем инвестирования — это только одно из нескольких соображений при определении эффективности присутствия того или иного банка или финансовой компании на данном финансовом рынке, поскольку существуют и другие весьма важные моменты, такие как валютный риск, профиль компании, ее задолженность данному банку или другим банкам, конкурентная среда, размеры рынка и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.