Научная статья на тему '95. 03. 013. Курчевский Я. Семь польских средних классов. Kurczewski J. Poland's seven middle classes // social research: an Intern, Quaterly of the social Science. - N. -Y. , 1994. Vol. 61, h 2. - P. 395-421'

95. 03. 013. Курчевский Я. Семь польских средних классов. Kurczewski J. Poland's seven middle classes // social research: an Intern, Quaterly of the social Science. - N. -Y. , 1994. Vol. 61, h 2. - P. 395-421 Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
44
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ -ПОЛЬША / ОБЩЕСТВЕННОЕ МНЕНИЕ -ПОЛЬША СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА -ПОЛЬША / СРЕДНИЙ КЛАСС / СТРАТИФИКАЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ -ПОЛ ЬША / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ -РФ И ВООРУЖЕННЫЕ СИПЫ 03.028 -ПОЛЬША СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Васильева Э. П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 03. 013. Курчевский Я. Семь польских средних классов. Kurczewski J. Poland's seven middle classes // social research: an Intern, Quaterly of the social Science. - N. -Y. , 1994. Vol. 61, h 2. - P. 395-421»

Р0ССЙ4*СК*Я АКАДЕМИЯ НАУК

]_ и гит? _ То

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 11

СОЦИОЛОГИЯ

3

издается с 1991 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,11 рефераты 95.03.001-95.03.030

МОСКВА 1995

прямым следствием личного богатства. Они — репрезентация денежного капитала, благодаря которому индивиды получают власть над другими людьми.

Под социальным классом следует понимать совокупность индивидов и семей, занимающих благоприятные или неблагоприятные классовые позиции, которые обладают личными привилегиями, идеологией и системой набора членов своего класса, зависящих от конкретного общества и социального контекста. Элита бизнеса — это группа индивидов и семей, корпоративное лидерство которой может быть следствием стечения обстоятельств или наследственным.

П. Н. Фомичев

95.03.013. КУРЧЕВСКИЙ Я. СЕМЬ ПОЛЬСКИХ СРЕДНИХ КЛАССОВ.

KURCZEWSKI J. Poland's seven middle classes // Social research: An intern, quaterly of the social science — N.-Y., 1994. Vol. 61, № 2 .— P. 395-421.

Некоторое время назад в польской социологии понятие "средний класс" имело негативную окраску. Тезис об американском среднем классе трактовался как идеологическая манипуляция, призванная замаскировать базисные социальные различия между людьми. При социализме тем более не должно было быть места "среднему классу". Но реальность была далека от идеала, особенно в Советской оккупационной зоне (ГДР), где терпимо относились к мелким капиталистам, хотя их привилегии все более ограничивались. В Польше тоже был островок частной инициативы, допускавшийся правительством, который в сочетании с индивидуальным фермерским сектором, возрожденным в традиционной форме в 1956 г., некоторой частью интеллигенция, особенно творческой, был действительно источником среднего класса, или, так сказать, средней страты.

Станислав Оссовский видел в среднем классе связь между частной собственностью на средства производства и вовлечением каждого собственника в процесс производства. Ян Маляновский назвал эту страту старомодным термином "мелкая буржуазия". Роль мелкой буржуазии в Польской Народной Республике становится предметом специальных социографических работ, хотя сам предмет оставался центром главных интеллектуальных и политических дебатов.

В Новой Польше "средний класс" — все еще злободневная тема, хотя один и тот же термин относится к самым различным концепциям. Вот некоторые из них. Средний класс — это: 1) те, кто занимает среднее положение в схеме социальной стратификации (Э. Мокшиц-кий); 2) те, кто работает на себя и в то же время является владель-

цем средств производства (X. Доманьский и Г. Матушак); 3) те, кто имеет квалификацию и образование, но не правит; 4) те, кто владеет собственным делом или капиталом; 5) те, кто признает определенный характер, связанный с предпринимательством и независимостью (К. Ясевич); 6) интеллигенция, т. е. те, кто имеет высшее образование. Автор предлагает еще одну концепцию: средний класс в данном обществе — это класс, который благодаря своим ресурсам (собственности, квалификации, знаниям и т. д.) сохраняет относительную независимость от правительственных властей. Он утверждает, что процесс формирования гражданского общества в Польше зависит от создания экономического фундамента для стабильности именно такого среднего класса.

Коммунистическая система отрицает роль частного накопления капитала, вводя вместо него универсальный метод перераспределения государственной собственности — зарплату. Эта зарплата была предметом очень детальной центральной регуляции, становясь все более дифференцированной. Хотя сначала в ее основу был положен харак-тер труда, со временем система модифицировалась, включив также стаж работы и формально определяемое мастерство. Социалистическая иерархия в оплате труда не оставляла места индивидуальности, автоматически подгоняя ее размер оплаты к уровню образования и квалификации, но сохраняя одно и то же соотношение между рабочими физического труда низшего уровня и "белыми воротничками" — работниками высших уровней. Ниже всех располагалась менее многочисленная категория неквалифицированных пролетариев, рабочих, маргинализированных криминальных элементов и доведенных до нищеты пенсионеров. Над большинством находилась правящая каста, партийные активисты, высшие государственные чиновники, т. е. идеологическая, административная, военная, экономическая бюрократия. Эта каста носила эзотерический характер, функционировала в тайне, пополняла свои ряды под прямым контролем власть имущих через партийные школы и т. д., создавая так называемую номенклатуру.

Средний класс польского социализма действительно состоял из профессоров, учителей, клерков, инженеров, мастеров, квалифицированных рабочих, людей с дипломами высшей школы и университетов, из тех, кто не перешел в правящий класс. Многие из них были членами партии, но вскоре обнаружилось, что входить в правящую партии означало лишь находиться "в резерве власти". Было много миллионов семей, где были члены партии, но только очень малое количество из них могли дальше продвигаться в социальной иерархии. Членство в партии делило средний класс на две группы — низшую, беспартийную, и высшую, состоящую ич членов партии, с лучшими шансами к

8 2024

дальнейшему продвижению. Прямой переход из низшей страты среднего класса в правящий класс был маловероятен.

Интеллигенция играет важную роль в современной польской истории. После 1945 г., когда было уничтожено войной большое количество образованных людей, коммунисты начали массовое формирование новой интеллигенции. Остатки старой интеллигенции, привыкшей к служению народу, были склонны сотрудничать с новым режимом, тем более лояльной к нему стала новая интеллигенция. Однако нельзя скат зать, что интеллигенция доминировала в новой системе, хотя некоторые ее представители вошли в правящий класс.

Часть интеллигенции создавала альтернативные социальные структуры, используя возможности культуры, литературы и науки и их высокий социальный престиж, в то время как другая часть интеллигенции, состоящая из инженеров и учителей, становилась все более забюрократизированной, создавая союзы, которые в действительности были надзирающими корпорациями (Союз польских учителей, Польская академия наук и т. д.), вне которых свободное выполнение работы по профессии было невозможным. После 1956 г. Польская социологическая ассоциация была составным элементом той же общей схемы организованной профессиональной корпорации, за которой наблюдали и которую финансировали партия и государство.

Перед 1980-ми годами польское общество все еще представлялось официальной социологией через призму святой марксистской триады рабочих, крестьян и рабочей интеллигенции. Она воспроизводилась с помощью официальных вопросников, в ответ на которые все граждане сами официально провозглашали свою или родителей классовую принадлежность.

В 80-х годах разные группы, составлявшие социалистический средний класс, начинают сотрудничать в противодействии системе. Это основа, на которой выросла "Солидарность, которая объединила различные части среднего класса, состоявшего как из рабочих, так и "белых воротничков" и интеллигенции. Это означало конец процесса формирования среднего класса в коммунистической Польше.

Средний класс в современной Польше — это также люди, владеющие деньгами, причем большими деньгами. Очень часто, когда говорят о среднем классе, имеют в виду бизнес как таковой, хотя этот термин относится к диаметрально противоположным возможностям: с одной стороны, образованный владелец компании с миллиардными международными оборотами и, с другой — продавщица, недавно приватизировавшая магазинчик с джемом и мылом. Конечно, представителями нового среднего класса являются те первые, "крупная буржуазия" , такие как польские капиталисты Збигнев Немчиньский и Данута Пионтек. Если даже "новый средний класс" — это только миф, то по

крайней мере в их глазах и глазах общественного мнения этот миф воспринимается как факт. Пресса, радио, телевидение популяризируют таких людей как модель успеха в предпринимательстве. Если посмотреть список из 150 крупнейших представителей большого бизнеса, то окажется, что 68% из них имеют высшее образование, а среди женщин его имеют 17 из 20. Сравним с населением Польши, где имеющих высшее образование всего 7% (с. 408). Фактически эта группа нормально называлась бы интеллигенцией. Но бизнес и работа — этим не ограничиваются их интересы. Многие из них отмечают желание быть с семьей, они построила или строят новые дома за городом, ездят в свои любимые Закопане в на Мазурские озера. Мало кто из них становится бизнесменом только по коммерческим причинам. Большинство мечтало о таких возможностях и использовало свой шанс. Среди них есть люди, тщательно готовившиеся к этой своей роли.

Многие социологи отмечают связь между "новым средним классом" и "старым классом" — интеллигенцией. Малгожата Фу шара пишет: "Эта группа людей может быть названа "новый—старый" средний класс. Ибо те, кто решает стать бизнесменом, — в большинстве представители интеллигенции" (с. 409).

Другую точку зрения представляет Эдмунд Мокшицкий, который в "джентрификации" польской интеллигенции видит ее падение: интеллигенция или погибнет, если будет исходить из анахронической концепции среднего класса как "класса денег" , или она примет форму современного "класса звания", став подлинным новым классом современного капитализма.

Пока социологи рассматривают модернизирующую роль польской интеллигенции, в стороне остался класс, недооцениваемый польскими интеллектуалами, а именно образованные и квалифицированные рабочие, без которых революция 80-х годов не могла бы произойти. В условиях рабоче-крестьянского общества реального социализма сформировался особый "класс мастерства", категория образованных рабочих, которые почувствовали призыв модернизации так же сильно, как инженеры и профессора высшего ранга. Они сыграли решающую роль в событиях 70-х я особенно 80-х годов, вместе с интеллигенцией привели к созданию "Солидарности" со всеми последствиями этого.

Все теории и концепции "среднего класса" не будут иметь никакого смысла, пока они не будут связаны с коллективным опытом 90-х годов — революции, состоящей во введении рыночной экономики и демократической политической системы в Польше. Результаты выборов 1993 г. убедительно показали убывание интереса к этим изменениям, а политики победивших партий часто находятся в оппозиции к ним.

В обследовании 1993 г. на вопрос: "Если бы вам была предоставлена возможность ныбора - перенестись в жизнь при социализме, какой

она была 10-12 лет назад, или жить в Польше сегодня, что бы вы выбрали?", — 36% ответили: "Жизнь при социализме, как она была", а 41% — жизнь в Польше сегодня (при 23% не решивших).

Таблица

Отношение к изменениям в Польше в зависимости от социального класса (в%)

А В С D Е F О

Народная Республика 48 53 39 19 26 20 27

Современна* Польша 34 28 39 47 46 51 63

Не решили 18 19 23 32 27 30 4

100% 180 106 334 57 186 81 41

А — фермеры с начальным образованием;

В — неквалифицированные рабочие с начальным образованием; С — квалифицированные рабочие с начальным образованием; D — квалифицированные рабочие со средним образованием; Б — служащие со средним, но не высшим образованием; F1 — служащие с высшим образованием; О — работающие на себя исключая фермеров, со средним образованием, (с. 418)

В то время как среди фермеров и рабочих с начальным образованием преобладание поклонников Польской республики очевидно, пропорция уменьшается с ростом образования. Нет сомнений, что сравнительно большое количество приверженцев изменений оказались среди трех средних классов, старых или новых: "класса мастерства", "класса знания", "класса денег".

Э. П. Васильева

95.03.014. ДАЛСТРЁМ Э. СОВРЕМЕННАЯ ШВЕДСКАЯ СОЦИОЛОГИЯ: ЛИЧНЫЙ ВЗГЛЯД.

DAHLSTROM Е. Contemporary swedish sociology: a personal view. // Acta sociologies — 1994 .— Vol. 37, № 1 .— P. 75-92.

Статья Эдмунда Далстрёма (социологический факультет Университета Гётенбурга, Швеция) посвящена состоянию шведской социоло-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.