РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ
СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА
РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7
ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ
2
издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018
МОСКВА 1995
мик в Коломне" (Варшава). Выступая "под знаком Пушкина", кружок утверждал всемирность как основную традицию русской национальной культуры. В собраниях принимали участие не только русские, но и польские писатели.
Смерть настигла Философова 4 августа 1940 г. на курорте Отводск (Польша), где он лечился от туберкулеза. Его многочисленные статьи так и остались не изданными отдельным изданием.
Список литературы
1. ЗЛОБИН В. Тяжелая душа.— Вашингтон, 1970.
2. СТРУВЕ Г. Русская литература в изгнании.— 2-е изд., испр. и доп.— Париж, 1984.
Т. Г. Петрова
95.02.013. М. О. ЦЕТЛИН (1882-1945).
Поэт, прозаик, критик, редактор, издатель Михаил Осипович Цет-лин (псевдоним: Амарй) родился в Москве (28.VI /Ю.УН/. 1882) в богатой еврейской семье (и на протяжении всей жизни не испытывал серьезных материальных затруднений). Окончил московскую гимназию Ф. И. Креймана. Из-за болезни (костный туберкулез; всегда прихрамывал и опирался на палку) в университет не поступал, но получил хорошее домашнее образование. М. О. Цетлин был типичным русским интеллигентом, человеком разносторонней культуры, владел основными европейскими языками. Участвовал в революции 1905-1907 гг.; член партии эсеров. Обладая значительным капиталом, он поддерживал партию и тогда, когда отошел от политики (1908). В 1906 г. преследовался как член редакционной комиссии книгоиздательства "Молодая Россия". Вынужден был эмигрировать. В 1910 г. женился на Марии Самойловне (урожденная Тумаркина, в первом браке — Авксентьева); они венчались во Франции. Мария Самойлорна Цетлин активно поддерживала все начинания мужа. В годы первой эмиграции супруги много путешествовали —Веве, Лозанна, Биарриц, Париж, Шамони, Жамби...
Первая книга "Стихотворения" (М.: Молодая Россия, 1906; подпись: Амари) была уничтожена цензурой; но существует 2-е издание. В сборнике содержались стихи революционно-гражданской направленности. С критикой и одобрением выступили А. И. Богданович (Мир Божий.— СПб., 1906 .— № 4), Н. Е. Поярков (Золотое руно.— СПб., 1906 .— № 5), Л. Василевский (Образование,— СПб., 1906 .— № 7).
Следующий сборник "Лирика" (Париж, 1912), напечатанный под псевдонимом "A Marie" (по франц.: Марии), выдержан в традициях лирической поэзии XIX в. и проникнут радостным волнением, ощущением счастья. Книгу рецензировали: Б. Я. Брюсов (Русская мысль.— М., 1912 .— N° 7), JI. Андрусон (Новая жизнь — СПб.; М., 1912 № 5), В. Ф. Ходасевич (Альциона.— М., 1914 .— Кн. 1). В издательстве "Зерна" (которое Цетлин субсидировал) в 1916 г. вышла под псевдонимом "Амари" книга "Глухие слова: (Стихи 1912-1913 гг.)". Сборник имел посвящение: М. С. Ц. (т. е. Марии Самойловне Цетлин). В нем продолжалась тема любви, пейзажная живопись словом, но вместе с этим нарастала тоска по родине, по Москве ( "... И медленно вянет душа, / И чахнет искусство, / И трудно мне жить, / Не спеша, без цельного чувства!"). В стихах (нередко подражательных) ощущается какая-то нерешительность, неуверенность в себе. Эти черты характера М. Цетлина не раз отмечали его современники. Поэт, несомненно, понимал, что обладает весьма скромным дарованием. Его стихи были сознательно ориентированы на тютчевскую традицию, но без трагизма. Он был всецело русским поэтом и человеком и так писал об этом: "... С одним я народом скорблю/ (С ним связан я кровью); / Другой безнадежно люблю... "
До 1917 г. Цетлин жил во Франции и Швейцарии, одновременно печатал стихи в российских журналах "Русская мысль" (М.), "Новый журнал для всех" (СПб.), "Современный мир" (Пг.), "Вестник Европы" (СПб.), "Заветы" (СПб.). Узнав о Февральской революции, семья Цетлиных возвратилась на родину (совершив вынужденное кругосветное путешествие). Около года жили в Москве; Михаил Осипович печатался в газетах "Черниговский край" (1917 .— № 54), "Вольный Урал" (1917 .— № 35), в сборнике "Весенний салон поэтов" (М., 1918) и др.
Октябрьскую революцию он не принял. Осенью 1918 г. окончательно эмигрировал, выехал вместе с семьей А. Н. Толстого вначале в Одессу, а затем в 1919 г. — за границу. Об этом А. Толстой писал в повести "Похождения Невзорова, или Ибикус" (см. также "Воспоминания" Н. Крандиевской-Толстой.— Л., 1977).
Обосновавшись в Париже, Цетлины жили на широкую ногу. В их литературно-политическом салоне могло быть одновременно до ста человек. Так было на вечере в пользу Бунина (до получения им Нобелевской премии в 1933 г.), организованном Комитетом помощи русским писателям. Деятельное участие в работе Комитета принимала Мария Самойловна.
Дочь Цетлиных Ангелина уверяла, что ее "родители никогда не причисляли себя к белой эмиграции, оставаясь верными эсерами" (Цетлин-Доминик А. Моя семья: Из воспоминаний // Новый
журнал — Нью-Йорк, 1991 .— № 184/185 .— С. 396). Потому на вечерах у Цетлиных собирались не только писатели — Бунин, Куприн, Ходасевич, Берберова, Мережковский, Гиппиус, Тэффи, Зайцев, Ал-данов, Сирин (Набоков), Р. М. Рильке, но и политические деятели, публицисты — Н. П. Милюков, А. Ф. Керенский, Н. Д. Авксеньтьев, И. И. Бунаков-Фондаминский, М. В. Вишняк, В. В. Руднев, В. М. Зен-зинов, Ф. А. Степун...
По словам Ангелины, в этой среде псевдоним ее отца расшифровывался так: А — Амалия Осиповна (урожденная Гавронская), двоюродная сестра Цетлина, впоследствии жена И. С. Фондаминского; М — Мария Самойловна Цетлин; А — Абрам Рафаионович Гоц, двоюродный брат Цетлина, известный эсер, погиб в России; Р — Рая Фонда-минская, сестра И. И. Фондаминского; И — Илья Исидорович Фонда-минский (Бунаков), знаменитый эсер, погиб в гитлеровском концлагере Франции.
Живя в Париже, М. О. Цетлин выписывал только газету "Последние новости", в которой печатал свои литературные рецензии, но не получал и не читал более правую парижскую газету "Возрождение".
Сборник стихов "Прозрачные тени" (Париж; М., 1920; с посвящением матери) М. О. Цетлин опубликовал под своей фамилией (псевдоним значится в скобках). По содержанию и стилистике, тяготеющей к изысканности, сборник явился как бы продолжением книги "Глухие слова" — тот же определяющий тютчевский настрой (некоторые стихи имеют эпиграфы из Тютчева), те же "шорохи невнятных слов" (говоря слогом поэта), "Да тень прозрачная вечерняя — / Еще не близкой смерти час..." (с. 23). Характерно своей нарочитой красивостью стихотворение "Ожерелье" ("алмазы радости... черные печали жемчужины... осколки уничтоженных рубинов" и т. п.). Основной жанр: ".. .рондель избирает поэт" ("Рондель"). Мелькают образы родины, видимой "в мечтах" и "во сне". Стихотворение "Возвращение" отразило противоречивое отношение к России: "... Я так стремился к тебе, и еле тебя узнаю: / Вдохновенную, мерзкую, злую, святую, / И, быть может, только не ту, не мою, / А другую, другую!".
В 1923 г. Михаил Осипович и Мария Самойловна издавали трехме-сячник "Окно" (№ 1-3), напоминавший более альманах, чем журнал. Политики в нем не было, и все содержание трех вышедших номеров состояло почти исключительно из стихов (Бальмонт, Бунин, Гиппиус, Цветаева, Цетлин, Г. Струве), беллестристики (Бунин, Зайцев, Куприн, Муратов, Ремизов, "Солнце мертвых" Шмелева) и мемуарной прозы (воспоминания Гиппиус о Блоке, Брюсове и Розанове, ромизов-ские "Розанова письма", "Тайна трех" Мережковского, "Странствия по душам" Шестова). Единственными статьями были: М. Л. Гофмана — о неизданных рукописях Пушкина и Б. Ф. Шлецера — о русской
музыке. В каком-то смысле это издание дублировало "Современные записки" и потому просуществовало только год.
М. О. Цетлин бывал на "воскресениях" у Мережковских и на заседаниях их "Зеленой лампы". На первом собрании, состоявшемся 5 февраля 1927 г., М. Цетлин прочитал доклад "О литературной критике" (стенографический отчет см.: Новый корабль.— 1928 .— № 1 .— С. 35). В беседе IV "Русская интеллигенция как духовный орден" (Цо поводу речи И. И. Бунакова-Фондаминского) Михаил Осипович выступил с достаточно определенной позицией о сути отношений между эмиграцией и Россией: "... Пусть мы часть России, попавшая в трудное, трагическое положение. Но и Советская Россия тоже находится в трагическом положении. Мы физически лишены родины, почвы. Они лишены свободы... Кому хуже? Обоим... Будем избегать греха гордыни, не будем думать, что мы соль земли. Нет, мы соль без земли и все же есть в нас соленость, и мы не должны ее потерять. Между Россией и эмиграцией есть, я верю, духовное взаимодействие... В этом смысле мы должны быть обращены "лицом к России"..." (См.: Терапиано Ю. Встречи. — Нью-Йорк, 1953 .— С. 61-62).
Цетлин откликнулся статьей и на спор о зарубежной литературе, начавшийся в периодике примерно с 1926 г. В нем приняли участие В. Ходасевич, Г. Адамович, М. Слоним, А. Л. Бем, 3. Гиппиус и др. В статье "Эмигрантское: Критические заметки" (Современные записки.— Париж, 1927 .— № 32) Цетлин предпринял попытку подвести некоторые итоги этому спору, выразив сомнение в возможности достойной смены старшему поколению писателей-беллетристов (он явно хотел отделить их от поэтов). Ибо "старшие" "принесли на подошвах комочек земли из своих уездов, унесли с собою родину"; но этого нет у "молодых". Цетлин указывал, что эмиграция была бы полезна, если бы она могла помочь молодому писателю "войти в литературную жизнь Запада и тем обогатить и осложнить приемы и формы письма" (с. 439).
В "Современных записках" М. О. Цетлин публиковал под своей фамилией литературно-критические материалы. Некоторые статьи написаны в широко принятом в эмиграции жанре "Литературных-заме-ток" (1927 .— № 30), или разговора "На литературные темы" (1927 .— № 31); к этим работам примыкают по жанру его статьи "Племя младое: ("О Серационовых братьях")" (1922 .— № 12), "О современной эмигрантской поэзии" (1935 .— № 58). В других статьях он стремился дать эскиз портрета: "Короленко, человек и писатель" (1928 .— № 37), "О Чехове" (1930 .— № 41). Но особенно четко был им отработан жанр рецензии на выход новой книги. Критик откликнулся на появление романа "Цетр I" Ал. Толстого (1930 .— № 44), не раз возвращался к
творчеству Д. Мережковского (1921 .— № 5; 1929 № 40), Б. Зайцева (1926 .— № 28; 1935 .— № 59), М. Алданова (1930 .— № 41; 1931 .— № 46; 1939 .— № 68, 69), М. Осоргина (1929 .— № 40; 1935 .— № 58),
B. Сирина (1928 .— № 37; 1930 .— № 42; 1933 .— № 51).
Но особенный интерес Цетлин всегда проявлял к поэтам. Он был сначала негласным, затем утвержденным консультантом по стихотворному отделу в "Современных записках". Всего им было опубликовано более 60 рецензий, и основная их часть — о стихах К. Бальмонта, Ек. Бакуниной, Н. Берберовой, А. Высоцкого, 3. Гиппиус, Н. Городецкой, А. Даманского, Дон-Аминадо, В. Жаботинского, М. Кнорринга, Д. Кнута, Гал. Кузнецовой, А. Ладинского, Монахини Марии, А. Петрищева, Б. Поплавского, Н. А. Тэффи, Г. Чулкова, 3. Шаховской, А. Штейгера и др. Критик рецензировал сборники стихов (1921 .— № 3; 1937 .— № 63), а также исследовательские работы: Бицилли П. Этюды о русской поэзии (Современные записки.— 1926 .— № 27); Святопол^-Мирский Д. Русская лирика (Там же.— 1925 .— № 24). В рецензии всегда были очевидны его пристрастия и оценки. Так, в двух последних случаях явно выступает уважительное отношение к П. Бицилли и несколько ироничное к Д. Мирскому.
Критические суждения Цетлина отличались оригинальностью — примером может служить рецензия на книгу "Роза Иерихона" И. Бунина. По мнению критика непримиримость писателя по отношению к большевистской революции обусловлена его "классицизмом": "... Его классическому духу чуждо все нечистое, смешанное, ублюдочное, всякая ложь и компромисс" (Современные записки.— 1924 .— № 22 .—
C. 450).
Интересны суждения М. О. Цетлина о разновидностях биографического жанра в литературе, высказанные в связи с рецензированием романа о Лермонтове — "Поэт и чернь" С. Сергеева-Ценского — и романа о Грибоедове — "Смерть Вазир-Мухтара" Ю. Тынянова. Предпочтение критик отдавал не романам, а художественным биографиям: .. Легче достигает своей, более скромной, цели не романист, а сознательно ограничивающий полет своей фантазии биограф, стремящийся только вчувствоваться в подлинную данную личность своего героя, осветить и оживить сухие документы, скорее воссоздать, а не сотворить" (Современные записки.— 1929 .— № 38 .— С. 528).
Именно в соответствии с такими принципами М. О. Цетлин "воссоздал" характеры исторических лиц в книге "Декабристы: (Судьба одного поколения)" (Париж, 1933). "Высоким образцом историко-биографической литературы" (по определению М. Алданова) явилась эта книга, где описаны: деятельность "тайных обществ", события 14 декабря 1825 г., портреты участников этих событий — Муравьевых, Рылеева, Пестеля, Бестужева, Якубовича, Каховского, "русских
женщин", поехавших за мужьями в Сибирь, и вся сибирская эпопея ссыльной жизни декабристов. Своеобразие книги состояло в том, что автор, кроме одного — Лунина ("этот средневековый рыцарь"), изображал отнюдь не героев, а средних, обычных людей, по большей части хороших, но и слабых. Вместе с тем из того, что кажется мелочами, незаметно для читателя возникает "замечательная картина исторической трагедии" (Алданов М. Памяти М. О. Цетлина // Новый журнал — Нью-Йорк, 1945 .— № 11 .— С. 342). Интересна фигура генерала Лепарского — этот старый кавалерист сыграл весьма положительную роль в жизни ссыльных декабристов в Нерчинске (он добился разрешения снять с заключенных кандалы, и катаржная работа скоро стала под его наблюдением "чем-то вроде гимнастики для желающих"). В книге есть глава о Пушкине; по версии Цетлина, декабристы ему не доверяли, ибо "поэт не был политически смелым человеком", но сама "атмосфера Александровского времени была оппозиционной" (с. 60).
М. О. Цетлин создал и стихотворную книгу о декабристах — своего рода поэму "Кровь на снегу" "(Париж, 1939; подпись — "Амари", но и "Цетлин" — в скобках). Эпиграф — из Тютчева. В стихотворении "14-е декабря" разгул русского бунта трактуется в пушкинских традициях; Русь видится поэту "в буйном камзоле", в безудержности "чуд", и потому он призывает: "... против себя же крепи / Выстрой, о, русский люд!" (с. 13). Образ России, поражающий своей сегодняшней наполненностью, воссоздан в стихотворении "Россия Николая": "... Внутри развращена, больна, / Но миру робкому — пока / Ее недуг точил незримо, — / Она казалась велика / Безрадостным величьем Рима" (с. 35). Завершается книга стихотворением "Ключ свободы"; смысл его в следующем : при Николае "ключ свободы"' "застыл, но не вовсе замерз" — "друзья 14-го" будут жить в каждом поколении. Остается в памяти (безыскусное, но и согретое теплом личной симпатии) стихотворение "Наташа Рылеева". О жене декабриста рассказано просто, без патетики: "... А была-то в сущности доброй хозяйкой, / Вовсе не Natalie, а Наташа. / Снявши с розовых ручек лайку, / Готовила борщ и кашу" (с. 31).
.—Книгу "Пятеро и другие" (Нью-Йорк, 1941) по ценности и художественности М. Алданов сравнил с книгой Б. Зайцева "Жизнь Тургенева" (Париж, 1932; 2-е изд.— 1949) и В Ходасевича "Держа-вин"(Париж, 1931; М., 1988). Цетлин ведет повествование как бы "в соответствии" с эпиграфом из Вергилия: "Я не займу вас вымыслом, ни отступлениями в сторону, ни длинными рассуждениями". И может быть, он слишком преуспел в краткости (во всяком случае М. Алданов счел это даже недостатком). "Пятеро" — это портреты (романизированные) В. В. Стасова, М. И. Глинки, М. А. Балакирева, А. П. Бо-
родина, М. П. Мусоргского; "другие" —это Н. А. Римский-Корсаков, А. С. Даргомыжский, В. А. Серов, Ц. А. Кюи. Наиболее интересными оказались более развернутые портреты — Мусоргского, но особенно Балакирева. Последний менее всех известен в перипетиях своей жизненной судьбы. М. О. Цетлин описывает его в развитии возраста, в расцвете и угасании ("замерзании", по выражению автора) таланта, во взаимоотношениях с композиторами "Могучей кучки" и со Стасовым, которого автор изображает как самого привлекательного человека из всех. Его заслуги в истории русского искусства не были оценены при жизни: в Петербурге хороший тон требовал иронического отношения к Стасову. Цетлин открывал свою книгу главой о нем.
Отрывки из книги "Пятеро и другие" публиковались в первых номерах "Нового журнала", основанного М. О. Цетлиным и М. Алдано-вым в Нью-Йорке, после того как "Современные записки" перестали существовать (с вторжением Гитлера во Францию сотрудники парижского журнала оказались новыми эмигрантами — в США). В редакционной статье первой книги "Нового журнала" его задачи определялись так: "Наше издание, начинающееся в небывалое катастрофическое время, — единственный русский журнал во всем мире вне пределов Советского Союза. Мы считаем своим долгом открыть страницы "Нового журнала" писателям разных направлений, — разумеется, в известных пределах: люди, сочувствующий национал-социалистам и большевикам, у нас писать не могут" (Новый журнал.— 1942 .— № 1).
Но основатели журнала недолго были его редакторами. М. Алданов отошел от редакторства после выхода 4-й книги и уехал в Европу. В 1945 г. смерть прервала работу М. О. Цетлина над 11-й книгой.
По характеру Михаил Осипович был мягок, доброжелателен, очень терпим к чужому мнению, однако порою все это оборачивалось нетребовательностью: "По своей деликатности Цетлин не мог отказать многим, писавшим стихи без всякого к тому основания", — отмечал Р. Гуль (Новый журнал — 1986 № 162 .— С. И). И он же считал другим недостатком журнала в первый период его существования переполнение книг политически-злободневным материалом.
О разборчивости, хорошем вкусе и редакторских способностях М. О. Цетлина, о занимательности публикаций "Нового журнала" с 1942 по 1945 г. свидетельствуют следующие материалы. В художественном отделе прозы были напечатаны рассказы И. Бунина "Речной трактир", Пароход "Саратов", "Таня", "Генрих", "Дубки", "Натали" и др., роман М. Алданова "Истоки", произведения Б. Зайцева, В. Набокова, М. Осоргина, В. Яновского. Выделяются записки Мих. Чехова, известного актера МХТ, — "Жизнь и встречи", а также воспоминания художника М. В. Добужинского. Среди других наиболее заметны: воспоминания бывшего министра графа А. Н. Игнатьева, известного
композитора А. Т. Гречанинова, знаменитого химика проф. В. Н. Ипатьева, статьи проф. Бабкина об академике И. П. Павлове, воспоминания бывшего советского дипломата А. Г. Бармина, бывшего редактора газет "Речь" и "Руль" И. В. Гессена, статьи музыковеда И. Яссера.
В публицистике "Нового журнала" первого периода привлекают внимание статьи известного Историка П. Н. Милюкова, социологов Н. С. Тимашева и П. А. Сорокина, философа и публициста Г. П. Федотова, проф. Г. Гинса, известного экономиста В. С. Войтинского, А. Ф. Керенского, А. А. Гольденвейзера, В. М. Чернова, М. В. Вишняка, Б. И. Николаевского, Г. Я. Аронсона, Д. Ю. Далина, В. Александровой, Ю. П. Денике, Д. Н. Шуба, С. М. Шварца и др.
В последние годы жизни Цетлин работал над книгой о символистах. Отрывки под названием "Восьмидесятые годы" публиковались в "Новом журнале" после смерти М. О. Цетлина (1946 .— № 14). Повествование ведется в тональности, как бы заданной эпиграфом из А. Блока: "... В те годы дальние глухие в сердцах царили сон и мгла..." ("Возмездие"). В период политического и литературного безвременья появились новые имена. В Петербурге в журнале "Северный вестник" царил А. Волынский — от поднял знамя идеализма, "искусства для искусства", эстетизма, он отрицал "общественное", "гражданское" искусство и критику. Но настоящий вождь нового направления вышел родом из Замоскворечья. Это — В. Брюсов. По характеристике М. О. Цетлина, он хотел быть вождем, жаждал славы и, рано увлекшись Римом, "видел себя императором от литературы" (с. 207).
Цетлин — мастер коротких емких портретов-характеристик. Запоминаются "совершенно очаровательная" Гиппиус ("тоненькая гибкая фигура, чудные, золотисто-пепельные волосы, зеленоватые умные глаза, ирония и остроумие, все в ней ослепляло") и безнадежно влюбленный в нее (как и многие другие) "маленький приземистый краснощекий" Н. Минский ("Кто бы мог подумать, что в этом плотном здоровяке таится туберкулез, но и что со своею чахоткой а 1а Надсон он проживет до мафусаиловых лет и переживет большинство своих сверстников") (Новый журнал,— 1946 .— № 14 .— С. 206-207).
Третья биграфическая книга Цетлина, вероятно, очень отличалась бы от двух первых — ведь символисты были его "собратьями", и он многих хорошо знал лично.
После кончины Михаила Осиповича (10.Х1.1945, Нью-Йорк) Мария Самойловна оставалась издателем "Нового журнала" до тех пор, пока Фордовский фонд материально не пришел журналу на помощь. Тогда она стала издавать другой, чисто литературный журнал "Опыты" (Нью-Йорк). См. о ней: Гуль Р. М. С. Цетлина // Новый журнал.— 1976 № 125 .— С. 271-273.
Список литературы
1. АДАМОВИЧ Г. В. Ред.: "Кровь на снегу" // Последние новости.— Париж, 1929 .— 31 авг,— С. 3.
2. АЛДАНОВ М. А. Памяти М. О. Цетлина // Новый журнал.— Нью-Йорк, 1945 .— № 11 .— С. 341-344.
3. АЛДАНОВ М. А. Рец.: "Пятеро и другие" // Там же.— 1944 .— № 8 .— С. 405-408.
4. БИЦИЛЛИ П. Ред.: "Декабристы: Судьба одного поколения" // Современные записки.— Париж, 1933 .— № 52 .— С. 465-466.
5. ВЕЙДЛЕ В. Рец.: "Кровь на снегу" // Там же,— 1939 .— № 69 .— С. 382-383.
6. ГУЛЬ Р. "Новому журналу" 45 лет // Новый журнал.— Нью-Йорк, 1986 .— № 162 .— С. 5-31.
7. ГУЛЬ Р. М. С. Цетлин // Там же.— 1976 .— № 125 .— С. 271-273.
8. ДОМИНИК-ЦЕТЛИН А. Из воспоминаний // Евреи в культуре русского зарубежья.— Иерусалим, 1992 .— Вып. 1 .— С. 288-309.
9. ДОМИНИК-ЦЕТЛИН А. Моя семья: Из воспоминаний // Новый журнал.'— Нью-Йорк, 1991 .— № 184/185 .— С. 394-411.
10. ЗАЙЦЕВ Б. М. О. Цетлин // Там же,— 1946 .— № 14 С. 199-203.
11. ОСОКИН С. Рец.: "Кровь на снегу" // Русские записки.— Париж, 1939 .— № 19 .— С. 200.
12. ХОДАСЕВИЧ В. Книги и люди: "Декабристы" // Возрождение,— Париж, 1933 .— 27 июля .— С. 3-4.
А. А. Ревякина
95.02.014. Г. В. ИВАНОВ (1894-1958).
Георгий Владимирович Иванов (29.X /10.XI/ 1894, Ковенская губерния — 26.VIII.1958, Йерле ле Пальме, Франция) — поэт, прозаик, мемуарист. Отец — русский дворянин, бывший военный. Мать — из голландского рода Вир ван Бренштейнов. Детство провел в имении Студенки (на границе Польши), где юношу окружала живописная природа и произведения искусства (в доме находились подлинные картины