Научная статья на тему '95.02.012 Д. В. ФИЛОС&Ocute;ФОВ (1872-1940)'

95.02.012 Д. В. ФИЛОС&Ocute;ФОВ (1872-1940) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
73
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95.02.012 Д. В. ФИЛОС&Ocute;ФОВ (1872-1940)»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 7

ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

2

издается с 1973г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 1 индекс серии 1,7 рефераты 95.02.001-95.02.018

МОСКВА 1995

на какую-то новую "тайную вечерю" перед почти неизбежной Голгофой" . Тут же оказался и предполагаемый Иуда. Тот самый Андрей Павлович: "Это был маленький, коренастый человечек, с бритым и безобразным лицом, с оттопыренными ушами и беспокойными глазками. Он был единственный, кто сделал честь ужину и жрал, как истый хам, раздирая цыпленка и зубами, и руками. Пил, впрочем, мало". У провожавших было ощущение, как на похоронах, а "приговоренные" вели, себя>как "истые герои". Савинков "живо и образно описывал свою последнюю встречу с Муссолини... Сквозь напускную веселость... ясно звучала скрытая смертельная обида и ненависть к Муссолини".

После суда и "покаяния" Савинкова супруги Мягковы (сестра Савинкова и ее муж) оказались практически единственными близкими ему людьми в эмиграции, не порвавшими с ним отношения и переписку. К тому же они оказались хранителями и распорядителями его архива, привезенного-из Парижа (август 1924 г.). Двое других душеприказчиков — Философов и русско-британский коммерсант и авантюрист С. Дж. Рейли — публично отреклись от дружбы с Савинковым и не пожелали иметь с ним и его архивом никаких дел.

Письма Арцыбашева Савинкову были переданы Мягковым вместе со всем архивом в конце 20-х годов в Русский заграничный исторический архив (РЗИА) в Праге, который в 1945 г. был передан Чехословакией правительству СССР. До 1989 г. письма находились на секретном хранении в ЦГАОР СССР (ныне — ГАРФ).

Арцыбашев прожил в Варшаве три с половиной года. Последняя его статья, опубликованная незадолго до смерти (он умер 3 марта 1927 г. от менингита, осложненного туберкулезом), также посвящена провокации ОГПУ — йоездке Шульгина в СССР, описанной в книге "Три столицы" (см.: Записки писателя: Обманутые ожидания // ЗС.— 1927 .— 11 февр.). Материалы о похоронах Арцыбашева и об откликах на его смерть см.: ЗС.— 1927 5, 6, 8-11 марта.

А. Р. Андреева

95.02.012 Д. В. ФИЛОСОФОВ (1872-1940).

Литературный критик, публицист Дмитрий Владимирович Философов родился 26 марта (7 апреля) 1872 г. в Петербурге. Его отец, Владимир Дмитриевич (1820-1894), был прокурором Военного суда, членом Государственного совета (с 1881). Мать, Анна Павловна (урожденная Дягилева) (1837-1912), — известная общественная деятельница, сочувствовала революционному движению, была в числе учредителей петербургских Высших (Бестужевских) курсов (1878). С 1882 г. Философов учился в гимназии К. И. Мая, где его товарищами были

А. H. Бенуа, К. А. Сомов, В. Ф. Нувель. После окончания гимназии Философов, Бенуа и Нувель поступают на юридический факультет Петербургского университета. Туда поступает и С. П. Дягилев, двоюродный брат Философова. В центре интересов этого кружка стояли вопросы искусства. Окончив университет в 1895 г., Философов был оставлен при кафедре государства и права. В 1896 г. занимался в Гейдельбергском университете в семинаре известного государствоведа К. Еллинека, но в 1898 г. Философов прервал юридическую карьеру и поступил на службу в Публичную библиотеку. С 1897 г. выступал в печати в петербургских журналах "Северный вестник", "Образование", "Журнал министерства юстиции", "Трудовая помощь". Участвовал в организации и выпуске журнала "Мир искусства" (1899-1904). Философов редактировал литературный отдел этого журнала, выступал как публицист, литературный критик. В это же время Философов знакомится с Д. С. Мережковским и 3. Н. Гиппиус. Начинается их многолетнее активное сотрудничество. Философов был в числе инициаторов Религиозно-философских собраний, редактировал журнал "Новый путь" (1903-1904) в последний год его издания. Состоял председателем, товарищем председателя Религиозно-философского общества. Составив известный "триумвират", Философов вместе с Мережковскими в начале 1906 г. уезжает в Париж. Совместно с ними опубликовал в Париже книгу статей "Царь и революция" ("Le Tsar et la Révolution", 1907) и драму "Маков цвет" (1908). Вернувшись в июле 1908 г. в Россию, Философов активно сотрудничает в газете "Слово", после ее закрытия переходит в кадетскую газету "Речь". С литературно-критическими и религиозно-философскими статьями он выступает в журналах "Русская мысль", "Московский еженедельник", газете "Русское слово".

В 1909 г. в Петербурге вышел сборник статей Философова "Слова и Жизнь: Литературные споры новейшего времени (1901-1908 гг.)". В статье 1907 г. "Конец Горького", вошедшей в книгу, отметив две вещи, которые "погубили" писателя: — "успех и наивный, непродуманный социализм", — Философов высказал мысль о том, что "босяк" вообще, и в частности "босяк" Горького, — "понятие отнюдь не только социальное". "Не быт сущность дарования Горького, а личность. В новых формах, в новой обстановке, в босячестве Горький показал все ту же вечную личность человека, вернее вечную жажду личности... Пробуждение личности, ощущение себя как чего-то первичного, особенного, неразложимого, ничему в корне своем не подвластного, — вот идейная основа "босячества", — писал Философов (с. 53). В Москве в 1912 г. вышли его сборники "Неугасимая лампада" и "Старое и новое" : Сборник статей по вопросам искусства и литературы".

Об отношении Философова к войне и революции 1917 г. свидетель-

ствует его "Дневник" (Звезда.— СПб., 1992 .— № 1/Публ. и предисл. Б. Колоницкого), в котором отражена непосредственная реакция и автора, и многих представителей петроградской интеллигенции на революционные события. Дневник Философова сопоставим с другим интересным памятником эпохи — дневником 3. Н. Гиппиус ("Синяя книга: Петербургский дневник, 1914-1918 .— Белград, 1929; Нью-Йорк, 1982; ранняя редакция дневника озаглавлена "Современная запись"). Сама Гиппиус признавала факт использования дневника Философова, включения в текст отредактированных фрагментов его дневника. Б. Колоницкий высказывает предположение, что ряд фрагментов "Синей книги" является скорее не дневником, а воспоминаниями в форме дневника. Документальное свидетельство Философова говорит об очень большом сходстве его настроений и оценки событий со взглядами и трактовкой событий Мережковскими. Октябрьские события производят тяжелейшее впечатление на Философова. Он хлопочет о возобновлении сразу же закрытой газеты "Речь", выходившей после очередного запрета под новыми заглавиями ("Наша речь", "Свободная речь", "Век", "Новая речь", "Наш век") до августа 1918 г. В октябре 1918 г. Философов вновь поступает на службу в Публичную библиотеку.

В конце декабря 1919 г. Философов, Мережковский, Гиппиус и поэт В. А. Злобин (тогда студент Петербургского университета, а затем секретарь Мережковских) эмигрируют из Петербурга через Бобруйск в Минск и далее в Варшаву. Их программным выступлением в печати стала книга "Царство Антихриста" (Мюнхен, 1922). Издание составили: статьи Мережковского (одна из них дала название книге), "Петербургский дневник" Гиппиус, рассказ Философова о их совместном бегстве из России и небольшая статья Злобина ("Тайна большевиков"). Близкие отношения Философова с Гиппиус и Мережковским закончились летом 1920 г. в Варшаве, когда он был привлечен Б. В. Савинковым к активной политической работе, а Гиппиус и Мережковский, после недолгого сотрудничества в савинковской газете "Свобода" (Варшава, 1920 г., с ноября 1921 г. по 1932 г. называлась "За Свободу!"), уехали в Париж. Философов остро переживал разрыв, но для большинства литературной эмиграции он оставался неизвестным. В своих книгах Гиппиус писала и о Философове, и об их отношениях, и об отношениях с Савинковым и Философовым (Гиппиус 3. "Варшавский дневник" // Возрождение.— Париж, 1969 .— № 214-216; "Коричневая тетрадь"// Там же.— 1970 .— № 211; Дмитрий Мережковский.— Париж, 1951).

В Варшаве Философов становится товарищем председателя (т. е. Савинкова) Русского политического (затем — эвакуационного) коми-

тета, действовавшего в Варшаве в июле 1920 г. — октябре 1921 г. как ядро русского антибольшевистского правительства. После высылки большинства членов комитета (во главе с Савинковым) из Польши в конце октября 1921 г. Философов стал руководителем (с 1921 по 1924 г.) Варшавского отделения конспиративного "Народного Союза Защиты Родины и Свободы" и фактическим руководителем газеты "За Свободу", оставаясь им до ее закрытия в 1932 г. Субсидии на издание газеты предоставлялись Философову польскими правительственными учреждениями. Резкое сокращение правительственных субсидий в 1923 г. поставило газету на грань банкротства, и ее существование поддерживалось Философовым путем непрерывных финансовых операций. Постоянный лейтмотив его писем к Савинкову, проживавшему в Париже, — жалобы на нехватку денег: "Спасти нас может только чудо" (ЦГАОР ф. 5831, оп. 1, д. 204). Постоянными сотрудниками газеты в 1920-1921 гг. были Савинков, Гиппиус, Мережковский, Философов, А. А. Дикгоф-Деренталь, А. Л. Бем, В. В. Зеньковский, Леон Козловский (будущий премьер-министр Польши), затем М. Арцыбашев, остававшийся ведущим публицистом газеты до конца своей жизни, и А. В. Амфитеатров. Фактическими редакторами были А. И. Гзовский (июль—декабрь 1920 г.), В. Д. Португалов (декабрь 1920 г. — декабрь 1923 г.), Философов. Политической ориентацией газеты оставался антибольшевизм, установка на "активные методы борьбы", включая террор, а также неприязнь и к либеральной, и к монархической эмиграции.

11 февраля 1921 г. на заседании Союза Возрождения России Философов сделал доклад о задачах русской эмиграции, где отметил "отсутствие общей, единой воли, общей положительной, руководящей идеи" (Отчет о докладе // Свобода — 1921 .— № 34/173 .— 13 февр). Заметив, что период вооруженной борьбы окончился неудачей, Философов предлагает не прекращать сопротивления, главное внимание обращая на культурное воспитание русской эмиграции и сохранение тесной связи с крестьянством, как наиболее здоровой частью русского народа. "Величие нации заключается не в территориальных расширениях, а в ценности, глубине и возвышенности ее культуры", — утверждал в своем докладе Философов. Задачи русской эмиграции постоянно остаются в поле зрения Философова-публициста. В статье "Ориентации" (За свободу! — 1923 .— № 168 .— 29 июля) он с удовлетворением констатирует общий вывод русской эмиграции всех направлений о нецелесообразности новой интервенции, пишет о том, что "наши глаза не засыпаны больше песком иллюзий".

После ареста Савинкова редакция "За свободу!" сначала считала сообщения информационных агентств о суде над своим руководителем чекистской провокацией и три дня — 30, 31 августа и 1 сентября — не снимала фамилий Савинкова и Дикгоф-Деренталя из списка "ближай-

ших участников" газеты. Затем, под влиянием ошибочного известия о полном прощении Савинкова, газета вышла 2 сентября 1924 г. в новом составе редколлегии (Философов, Арцыбашев, Португалов, Е. С. Шевченко) и с передовой статьей "Без Савинкова". Сведения о приговоре к 10 годам заключения вынудили редакцию выступить с версией о том, что Савинков или убит, или изолирован, а на суде фигурировал его загримированный двойник (Философов "Пытка неизвестностью" //За свободу! — 1924 .— 5 сент.). После получения Философовым 16 сентября 1924 г. доставленного с нарочным письма Савинкова из Внутренней тюрьмы ГПУ с предложением всей редакции признать борьбу с Советской властью бессмысленной и вернуться в Россию была опубликована подборка следующих материалов: "Предатели", Д. Философов "Вместо предисловия", Б. Савинков "Письмо Философову", Д. Философов "Ответ Савинкову" (За свободу! — 1924 .— 17 сент.), где Философов публично отрекся от Савинкова, заверив, что газета будет продолжать начатое дело.

В 1926-1931 гг. газета "За свободу!" сотрудничала с парижским "непримиримым" журналом "Борьба за Россию". Среди постоянных сотрудников во второй половине 20-х годов — А. В. Амфитеатров, В. Л. Бурцев, поэты А. Кондратьев, И. Северянин. Газета прекратила выход 5 апреля 1932 г. и была преобразована в ежедневную иллюстрированную газету "Молва" (Варшава, 1932-1934), которой так же руководил Философов. На ее страницах он опубликовал Проект литературной академии русского зарубежья (Молва, 1933 .— № 266). По мысли Философова, все зарубежные писатели должны были быть разделены на три возрастные группы. Старшие, создавшие себе литературное имя еще в России, должны были составить Академию в собственном смысле слова. "Кандидатами" в академики были бы писатели, дебют которых состоялся еще в России, но их "определение" произошло уже вГэмиграции. Около них должна была группироваться молодежь. Цель создания Академии — объединение и отбор эмигрантских писателей. Однако этому проекту не суждено было осуществиться. С 1934 г. Философов начал редактировать литературно-политический журнал (позднее газета) "Меч" (Варшава, 1934-1939), парижским редактором первоначально считался Мережковский. В 1929-1935 гг. Философов становится почетным председателем "Литературного содружества" в Варшаве, сначала являвшегося "Литературной секцией Союза русских писателей и журналистов". Собрания содружества, закрытые, потом публичные, посвящались авторским чтениям и рефератам на историко-культурные темы. На собраниях выступали и Философов, и проезжавшие через Варшаву К. Д. Бальмонт и И. Северянин. В 1932 г. Ю. Тувим прочел там свой перевод "Медного Всадника" Пушкина. В 1934-1936 гг. Философов руководит литературным кружком "До-

мик в Коломне" (Варшава). Выступая "под знаком Пушкина", кружок утверждал всемирность как основную традицию русской национальной культуры. В собраниях принимали участие не только русские, но и польские писатели.

Смерть настигла Философова 4 августа 1940 г. на курорте Отводск (Польша), где он лечился от туберкулеза. Его многочисленные статьи так и остались не изданными отдельным изданием.

Список литературы

1. ЗЛОБИН В. Тяжелая душа.— Вашингтон, 1970.

2. СТРУВЕ Г. Русская литература в изгнании.— 2-е изд., испр. и доп.— Париж, 1984.

Т. Г. Петрова

95.02.013. М. О. ЦЕТЛИН (1882-1945).

Поэт, прозаик, критик, редактор, издатель Михаил Осипович Цет-лин (псевдоним: Амарй) родился в Москве (28.VI /Ю.УН/. 1882) в богатой еврейской семье (и на протяжении всей жизни не испытывал серьезных материальных затруднений). Окончил московскую гимназию Ф. И. Креймана. Из-за болезни (костный туберкулез; всегда прихрамывал и опирался на палку) в университет не поступал, но получил хорошее домашнее образование. М. О. Цетлин был типичным русским интеллигентом, человеком разносторонней культуры, владел основными европейскими языками. Участвовал в революции 1905-1907 гг.; член партии эсеров. Обладая значительным капиталом, он поддерживал партию и тогда, когда отошел от политики (1908). В 1906 г. преследовался как член редакционной комиссии книгоиздательства "Молодая Россия". Вынужден был эмигрировать. В 1910 г. женился на Марии Самойловне (урожденная Тумаркина, в первом браке — Авксентьева); они венчались во Франции. Мария Самойловна Цетлин активно поддерживала все начинания мужа. В годы первой эмиграции супруги много путешествовали —Веве, Лозанна, Биарриц, Париж, Шамони, Жамби...

Первая книга "Стихотворения" (М.: Молодая Россия, 1906; подпись: Амари) была уничтожена цензурой; но существует 2-е издание. В сборнике содержались стихи революционно-гражданской направленности. С критикой и одобрением выступили А. И. Богданович (Мир Божий.— СПб., 1906 .— № 4), Н. Е. Поярков (Золотое руно— СПб., 1906 .— № 5), Л. Василевский (Образование — СПб., 1906 .— № 7).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.