Научная статья на тему '95. 02. 012. Майер К. Россия в поисках нового профиля внешней экономике. Meier Ch. Russland auf der Suche nach einem neuen profil fur die Aussenwirtschaft // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. -Munchen; Wien, 1993. - S. 216-226'

95. 02. 012. Майер К. Россия в поисках нового профиля внешней экономике. Meier Ch. Russland auf der Suche nach einem neuen profil fur die Aussenwirtschaft // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. -Munchen; Wien, 1993. - S. 216-226 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ТОРГОВЛЯ -- - РФ / -ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ --РФ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ -И ПРИВАТИЗАЦИЯ - - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 012. Майер К. Россия в поисках нового профиля внешней экономике. Meier Ch. Russland auf der Suche nach einem neuen profil fur die Aussenwirtschaft // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. -Munchen; Wien, 1993. - S. 216-226»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

ЪОЪ

;"... 1 ^

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ 3

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

няться с однородными предприятиями в корпорации, осуществляя их комплексное научное обслуживание; научно-исследовательским, проектным организациям и опытным производствам объединяться в холдинги, которые по мере своего развития способны организовать распространение новых технологий в массовом производстве.

Б. А. Горохов

95.02.012. МАЙЕР К. РОССИЯ В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОФИЛЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИКЕ.

MEIER CH. Russland auf der Suche nach einem neuen Profil für die Aussenwirtschaft // Aufbruch im Osten Europas: Chancen für Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. vom Bundesinst. für ostwiss. u. intern. Studien.-München; Wien, 1993.— S. 216-226.

Статья К. Майера, помещенная в ежегоднике Федерального института восточных и международных исследований (г. Кёльн), посвящена анализу "нового профиля" внешнеэкономических отношений России в условиях перехода к рыночной экономике. Для радикального преобразования внешнеэкономической деятельности Россия должна решить целый комплекс взаимозависимых проблем: преодолеть экономический кризис путем стабилизации финансов и производства в экспортных отраслях экономики; установить соответствующий требованиям рыночной экономики режим внешнеэкономической деятельности; создать современную инфраструктуру для развития внешнеэкономических связей; скоординировать структурную политику с экспортной и импортной стратегией; развивать концепцию международной кооперации с учетом внешнеполитических факторов. Решение этих задач значительно осложняется финансовым и экономическим кризисами, которые, в свою очередь, усугубляются государственным и конституционным кризисами. В результате во всех областях экономической политики российское правительство вынуждено действовать методом "проб и ошибок" и применять меры только в каждом конкретном случае (ad hoc), что превратило Россию в труднопредсказуемого партнера для других стран.

Финансовый и экономический кризисы в полной мере затронули и внешнеэкономическую деятельность и привели к сокращению объема внешней торговли. Торговый оборот РФ со странами дальнего зарубежья снизился за 1992 г. на 23%, составив по стоимости 73 млрд. долл., что более чем на 50% меньше, чем в 1990 г. Доля России в мировой торговле составляет сейчас немногим более 1%, т. е. находится на уровне таких малых западноевропейских стран, как Дания, Норвегия и Финляндия (с. 217). Стоимость российского экспорта составила

38,1 млрд. долл., что на 25% меньше, чем в 1991 г.; на 55% он состоял из энергетического сырья и топлива; на долю машин и оборудования пришлось всего 9%; оружия продано на 3 млрд. долл. При этом неизвестен объем нелегального (так называемого "дикого") экспорта. Не лучшей была ситуация и с импортом: его стоимость снизилась на 21% и составила 35 млрд. долл. Сокращение коснулось в основном продовольственных и потребительских товаров, а также машин и оборудования (-9%), которые составили 39% от всего импорта (с. 217).

Автор подчеркивает, что нынешняя товарная структура внешней торговли России (как и ранее СССР) характерна для развивающихся стран, которые из-за недостатка конкурентоспособной промышленной продукции продают на мировом рынке сырье и топливо.

Сокращение внешней торговли было значительно ускорено острым кризисом сбыта в стране, а также бегством капиталов из страны, которое оценивалось в 1992 г. в 10 млрд. долл. Вследствие этого правительству приходилось изыскивать заемные средства для финансирования внешнеторговых операций: в 1992 г. Россия получила на 15 млрд. долл. двусторонних кредитов и гарантий, что увеличило ее внешнюю задолженность до 75 млрд. долл. (с. 218).

Сохранение тенденции к снижению объема российской внешней торговли чревато полным ее развалом. Автор приводит примеры попыток российских властей реорганизовать режим внешней торговли. 23 января 1992 г. президент Б. Ельцин отметил все импортные таможенные тарифы на период с 15 января до 1 апреля 1992 г. с целью сохранения равновесия на рынке на первом этапе отпуска цен. Однако за либерализацией импорта не последовала отмена ограничений на экспорт. С помощью введения обязательной продажи всеми предприятиями 40-50% валютной выручки правительство рассчитывало повысить эффективность контроля за экспортом сырья, предотвратить распродажи национального богатства по демпинговым ценам. К началу 1993 г. появился специальный список 19 групп сырьевых товаров, на вывоз которых требовались специальные экспортные лицензии МВЭС. С 1 января 1993 г. стали действовать новые экспортные таможенные тарифы на стратегические товары (сырую нефть и др.). Надзор за всей этой сложной системой экспортного регулирования был поручен таможенному управлению, которое в его прежнем составе никак не могло с этим справиться.

Усилия по повышению эффективности экспортного контроля правительство дополнило системой мер по сбору импортных пошлин. Тем самым начавшаяся было либерализация импорта с 1 июля 1992 г. была прекращена, а таможенные пошлины снова начали расти. Введение с января 1993 г. сертификатов качества на целый ряд товаров (прежде всего потребительских) и налога на добавленную стоимость должны

были не только повысить доходы государства, но и защитить некоторые отрасли российской промышленности по производству потребительских товаров.

Наряду со стремлением приостановить снижение объема внешнеэкономической деятельности с помощью контролирующих и направляющих мер предпринимались попытки по ее оживлению. Автор пишет, что при формировании концепции внешнеэкономической политики ключевыми являются три момента:

1) стимулирование экспорта: для экспорта машин и оборудования с более высокой степенью обработки и конкурентоспособного вооружения необходимы льготные кредиты на сумму до 2 млрд. долл., импорт ноу-хау и субсидии на экспорт услуг (с. 220);

2) привлечение прямых иностранных инвестиций: российское правительство начинает понимать, что они необходимы для создания конкурентоспособной экспортной индустрии; для привлечения иностранных капиталов нужно начинать с создания институциональных рамок по их стимулированию;

3) внешняя политика: она в большей мере, чем раньше, должна быть поставлена на службу внешнеэкономическим отношениям; ее главной задачей должно стать открытие рынков иностранных государств и региональных экономических сообществ для российских товаров, устранение препятствий для торговли и мобилизации финансовых средств для создания в России мощных и ориентированных на экспорт отраслей производства.

Автор считает, что уже сегодня есть все предпосылки для выработки российским правительством последовательной общей концепции внешней политики.

Внешнеэкономических партнеров России автор делит на четыре группы: а) республики бывшего СССР; б) бывшие восточноевропейские страны СЭВ; в) страны ОЭСР и ЕС; г) развивающиеся (РС) и новые индустриальные страны (НИС). Независимо от прежних форм экономических связей сегодня нужно развивать новые формы сотрудничества с каждой из групп стран.

Бывшие республики СССР являются для России важными партнерами из "ближнего" зарубежья, поскольку их экономики тесно переплетены между собой. Экономические связи с Россией, являющейся главным преемником СССР и унаследовавшей большую часть его ресурсов, являются для бывших республик жизненно необходимыми. Важны они и для России, ибо в случае разрыва этих отношений их замена окажется либо слишком дорогостоящей, либо очень длительной; кроме того, разрыв чреват тяжелыми последствиями для русского меньшинства в этих республиках; наконец, он может повлечь за собой угрозу национальной безопасности России. Объем товарообмена

Ь-Ш

между Россией и бывшими республиками значительно сократился, что требует принятия радикальных мер для восстановления приемлемого уровня отношений. В 1992 г. Россия выполнила только на 70% оговоренный контрактами объем поставок сырья и энергоресурсов, получив из ближнего зарубежья лишь 55% согласованных импортных поставок продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Поскольку Россия поставляет свои товары по ценам, составляющим 60% цен мирового рынка, а страны СНГ — по ценам, составляющим 70% от мировых, Россия теряет на этом товарообмене около 2 трлн. руб. (с. 222). Это значит, что при оценке товарных поставок следует быстрее переходить на цены мирового рынка, а также согласовать вопросы будущего таможенного режима.

Анализируя экономические отношения России со странами дальнего зарубежья, автор отмечает резкое снижение товарообмена со странами Восточной Европы (бывшими членами СЭВ). Уже к концу 1992 г. их доля в общем объеме российской внешней торговли составила около 18% против 24% в 1991 г. (с. 223). Причинами этого спада явились переход к взаимным расчетам по ценам мирового рынка в конвертируемой валюте, ликвидация СЭВ в сентябре 1991 г., а также то, что торговля и сотрудничество в прежних формах давали слабые импульсы для модернизации экономик этих стран. Резкое снижение импорта из Восточной Европы вызвало нехватку продовольствия и потребительских товаров на российском внутреннем рынке и недогрузку мощностей в отдельных отраслях промышленности. Российское правительство, будучи заинтересованным в восстановлении экономических отношений со странами Восточной Европы, заключило с ними ряд соглашений: о взаимном аннулировании требований между Россией и Польшей; о погашении задолженности бывшего СССР Венгрии товарами, в том числе вооружением; о погашении долга Чехословакии.

Разрушение прежней региональной структуры российской внешней торговли привело к повышению доли стран ОЭСР в товарообороте России с 57% в 1991 г. до 61% в 1992 г. На первом месте среди западных партнеров была в 1992 г. Германия (12,2 млрд. долл.), затем Италия (5,5 млрд.), США (3,7 млрд.), Франция (3,4 млрд.), далее следовали Япония, Великобритания, Нидерланды и Финляндия (с. 224). Таким образом, страны ЕС оказались важнейшими торговыми партнерами России и, считает автор, останутся таковыми и в будущем, поскольку этот регион издавна является важнейшим рынком сбыта для российского сырья и энергоносителей. В то же время именно страны ЕС, и в первую очередь Германия, предоставляют России необходимую техническую помощь и львиную долю финансовых средств, предназначенных для финансирования структурных изменений российской экономики. Из обещанной России и другим странам СНГ помощи в 71 млрд.

экю (около 145 млрд. немецких марок) в период с сентября 1990 г. до конца октября 1992 г. на страны ЕС приходилось 75% (с. 224).

Пока трудно предсказать, какое место в российской политике займут РС и НИС, поскольку у России нет четкой внешнеполитической концепции, однако уже сегодня можно отметить большую склонность России к странам азиатско-тихоокеанского региона. Наибольшим доверием в качестве будущих партнеров пользуются Китай, товарооборот с которым вырос в 1992 г. на 27%, составив 3847 млрд. долл., а также НИС (Южная Корея, Сингапур и Таиланд), товарооборот с которыми утроился (с. 225).

В заключение автор пишет, что из-за неблагоприятных общеэкономических условий в России трудно рассчитывать на значительное улучшение внешнеэкономических отношений. Для того чтобы внешнеэкономическая деятельность стала одним из двигателей общеэкономических преобразований, потребуется продолжительное время, а также немалый объем западной помощи.

В. И. Шабаева

95 02.013. ФОГЕЛЬ X. ПОМОЩЬ РОССИИ И СТРАНАМ СНГ: НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ, ОБМАНУВШИЕСЯ ПОМОЩНИКИ. VOGEL Н. Hilfe für Russland und die GUS: Enttäuschte Hoffnungen // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fiir Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. vom Bundesinet. für ostwiss. u. intern. Studien.— München, Wien, 1993. — S. 247-254.

В статье X. Фогеля, директора Федерального института восточных и международных исследований (Кёльн), опубликованной в ежегодном сборнике института за 1993 г., рассматриваются проблемы помощи России и странам СНГ. Автор отмечает, что смена системы в бывших социалис тических государствах Восточной Европы, открытость их по отношению к мировой экономике и структурные приспособления оказались процессом более тяжелым и длительным, чем это представлялось пару лег назад. Если макроэкономическая стабилизация в Польше, бывшей Чехословакии и Венгрии уже отметила первые успехи, то в республиках бывшего СССР надежда на быстрое преодоление первых проблем трансформации и внутриполитическое обеспечение реформ не оправдались. Переходный период опасно затянулся, политика макроэкономической стабилизации и структурных приспособлений не проводится, а слаборазвитые политические структуры подвергаются воздействию необузданной инфляции и растущей безработицы. В этих условиях очень важна помощь Запада в реализации текущих проблем. Ставшая в общественных дебатах на Западе расхожей формула "помощь в построении демократии и рыночной экономики" не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.