Научная статья на тему '95. 02. 011. Лутовинов П. П. Управление эффективностью научно-технических нововведений. - Челябинск: Иэд-во ЧГТУ, 1994. - Ч. 1. - 151 с'

95. 02. 011. Лутовинов П. П. Управление эффективностью научно-технических нововведений. - Челябинск: Иэд-во ЧГТУ, 1994. - Ч. 1. - 151 с Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-НИОКР -- -РФ / НОВОВВЕДЕНИЯ - НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИЕ - -РФ / НАУКА И ПРОИЗВОДСТВО -РФ / -УПРАВЛЕНИЕ -- - РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 011. Лутовинов П. П. Управление эффективностью научно-технических нововведений. - Челябинск: Иэд-во ЧГТУ, 1994. - Ч. 1. - 151 с»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

4 ! ЬОЯЙ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

фермерства в России, их реализация на практике, а также имеющиеся

проблемы.

Вместо заключения читателю предлагается обобщенный портрет российского предпринимателя в зеркале социологического исследования: мужчина средних лет, горожанин по складу и привычкам, женатый, русский, хорошо образованный специалист, "технократ", с опытом хозяйственного руководства. Вывод автора: новое для России дело под силу столь славной когорте людей.

М. А. Павлова

95.02.011. ЛУТОВИНОВ Г1. II. УПРАВЛЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКИХ НОВОВВЕДЕНИЙ,— Челябинск: Изд-во ЧГТУ, 1994 .— Ч. 1 .— 151 с.

Монография состоит из введения и трех глав.

В первой главе раскрывается роль нововведений в оздоровлении \ экономики переходного периода. Автор характеризует масштабы и со-. держание структурных сдвигов до начала и в процессе перехода на ры-: ночные отношения. Более подробно он останавливается на проблемах проведения структурно-технологических преобразований в российском ! машиностроении. Глава завершается изложением принципов рыночно-' го механизма управления нововведениями в условиях переходного периода.

По мнению П. П. Лутовинова, для максимального раскрытия творческого научного потенциала России требуется выполнение следующих основных условий.

1. Соблюдение объективности в отражении общественно-гжономи-ческих процессов, что предполагает невозможность деидеологизации науки, так как процессы, происходящие в обществе на определенных этапах его развития, неизбежно влияют на изменения в оптимальном распределении материальных и прочих благ между различными социальными группами.

2. Равные условия финансирования научных исследований, обеспечиваемые финансированием каждого первичного научного подразделения в соответствии с его научным потенциалом и объемом работы на конкурсной основе и по единым критериям независимо от сложившейся ведомственной подчиненности (РАН, Министерство науки и технической политики, Госкомитет по высшей школе, НИИ, вузы и т. д.).

3. Рациональные организационные формы управления научными исследованиями, формирование которых облегчается сложившейся определенной свободой выбора у каждого первичного научного коллектива (группы, отделы, лаборатории, НИИ и т. д.), их самостоятельностью при решении вопроса об объединении с другими коллективами

(научными, производственными, проектными), обслуживающими подразделениями, предприятиями и организациями. Существенного изменения организационных форм взаимодействия между наукой и производством требуют и новые условия управления научными силами РАН и вузов, коммерциализация научно-технической продукции, спад потребности в научных исследованиях со стороны предприятий.

4. Улучшение материального обеспечения работников науки, что должно стимулировать их творческую активность. При этом необходимо постоянно совершенствовать процедуру аттестации научных кадров и систему материального поощрения продуктивного труда научных работников, что невозможно осуществлять без использования адекватной оценки эффективности научно-исследовательской работы отдельного работника или научного коллектива.

5. Улучшение государственного регулирования процессов НТП, необходимость которого вызывается двумя обстоятельствами:

— сложившиеся условия функционирования коммерческих структур и предприятий ориентируют их на производство и торговлю не норыми товарами, не на их освоение с использованием нововведений, а на продолжение (иногда и на возврат) производства устаревших и некачественных товаров;

— огромные ресурсы науки в условиях кризиса разрушаются быстрее, чем производство. На их восстановление требуется значительно больше времени, чем на восстановление производственного потенциала. Научные учреждения, особенно занимающиеся фундаментальными или военными исследованиями, не смогут выжить без активной государственной поддержки.

Подчеркивается, что механизм государственного регулирования НТП существует во всех быстро развивающихся индустриальных странах; р его основе минимум прямого государственного вмешатель--ства в работу предприятий. Главными элементами государственного воздействия являются: финансовая и кредитно-денежная политика, налоги, субсидии, внешнеэкономические мероприятия и т. д. Регулирование системами нововведений выражается в формировании государственной научно-технической политики, основанной прежде всего на приоритетах общеэкономических целей государства и включающей в себя следующую систему основных мероприятий: прямое финансирование НИОКР, выполняемых по приоритетным направлениям; создание новых научных государственных структур; государственное стимулирование нововведений при помощи кредитной, налоговой и амортизационной политики; использование контрактной системы для осуществления крупных научных проектов и программ; совершенствование инфраструктуры и особенно информационного обеспечения процесса нововведений.

Автор считает, что, если рассматривать формирование научно-технической политики как начальное звено функционирования процесса нововведений, а реализацию производства и последующее их распространение в экономике — как конечное, то государство в основном несет ответственность за первый этап, а предприятия — за второй. Государство создает такие условия функционирования компаний и фирм, которые предусматривают эту ответственность на основе действия рыночных сил.

Вторая глава посвящена управлению эффективностью нововведений при конверсии промышленности. Автор раскрывает содержание различных этапов конверсии, оценивает резервы оборонной промышленности в оздоровлении экономики, определяет условия использования нововведений при конверсии производства, выделяет основные направления и формы управления конверсией предприятий, НИИ и КБ.

В числе Главных условий эффективной конверсии называются: четкая и долговременная концепция развития военной промышленности; действенная система управления конверсией; комплексность решения вопросов конверсии, предусматривающая улучшение технико-экономического и экологического состояния процессов науки и производства; соблюдение баланса интересов государства, территории, предприятия и отдельного работника; повышение информированности работников и демократизация управления предприятиями; создание адекватных территориальных организационных форм реализации нововведений в сфере производства гражданской продукции.

Подчеркивается, что конверсия научно-исследовательской сферы является более сложным и длительным процессом, чем конверсия производства, и требует избирательного и более осторожного подхода, основанного на учете комплекса факторов, принимающих во внимание возможности использования военных технологий для интенсификации или повышения качества гражданской продукции. Эффективность конверсии каждого предприятия определяется правильностью выбора способа конверсии: конвергенции, диверсификации, консервации — и степенью согласования с системой освоения нововведений в промышленном центре, где расположено данное предприятие.

Для реализации крупномасштабных нововведений процесс конверсии целесообразно рассматривать в совокупности с созданием венчурных фирм, сопровождающимся объединением предприятий, научно-исследовательских организаций и КБ в научно-производственные центры, концерны, консорциумы, ассоциации и т. д. При крупных промышленных центрах наиболее благоприятной средой для использования научно-технического потенциала конверсируемых предприятий, НИИ, КБ, а также вузов являются национальные научно-технические центры (технополисы), где высокая концентрация интеллектуальных

сил при коммерциализации наукоемкой продукции обеспечивает высокие темпы разработки нововведений и их распространения в массовом производстве.

В третьей главе исследуются организационные формы взаимодействия науки и производства. Автор останавливается на следующих группах вопросов: генезис организационных форм НТП; взаимодействие производственных, учебных и научных структур на территории; организационно-технические формы обслуживания НТП; научно-производственные комплексы на территории бывшего СССР; организационные структуры и формы как часть системы управления нововведениями за рубежом.

Отмечается, что отсутствие механизма мотивации деятельности предприятий и организаций к интенсификации производства через повышения эффективности использования производственных мощностей и материальных ресурсов в условиях административно-распределительной системы управления экономикой не позволило в должной мере реализовать функционирование новых организационных форм обслуживания науки и производства в рамках промышленного центра. С учетом характера финансирования автор выделяет следующие организационные формы нововведений: государственную, программно-целевую, кооперативно-целевую, частную.

Анализ организационных форм взаимодействия субъектов нововведений в индустриально развитых странах показывает: во-первых, основным отличительным признаком, определяющим особенности функционирования организационных форм, является организационная структура; во-вторых, по мере увеличения субъектов и объектов нововведений возрастают сложность и гибкость структуры, выражающиеся в основном в росте числа структурных единиц, усилении самостоятельности верхних уровней управления и в многообразии построения отдельных достаточно независимых звеньев структуры.

Ликвидация отраслевой системы управления предприятиями, объединениями, КБ и проектными организациями, их приватизация привели к разрыву связей, обеспечивающих непрерывность цикла нововведений. Создание системы взаимодействия в рамках новых организационных форм предприятий и организаций служит необходимым условием осуществления крупных широкомасштабных нововведений.

Подразделениям распавшихся научно-производственных комплексов (научно-исследовательским и проектным организациям, опытным производствам) П. П. Лутовинов рекомендует: соединяться в составе корпораций предприятиям, научно-исследовательским лабораториям (подразделениям), работающим в одном направлении, с тем чтобы между однородными подразделениями возникали не только взаимодействие, но и конкуренция; крупным НИИ (бывшим головным) объеди-

няться с однородными предприятиями в корпорации, осуществляя их комплексное научное обслуживание; научно-исследовательским, проектным организациям и опытным производствам объединяться в холдинги, которые по мере своего развития способны организовать распространение новых технологий в массовом производстве.

Б. А. Горохов

95.02.012. МАЙЕР К. РОССИЯ В ПОИСКАХ НОВОГО ПРОФИЛЯ ВНЕШНЕЙ ЭКОНОМИКЕ.

MEIER CH. Russland auf der Suche nach einem neuen Profil für die Aussenwirtschaft // Aufbruch im Osten Europas: Chancen für Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. vom Bundesinst. für ostwiss. u. intern. Studien.-München; Wien, 1993.— S. 216-226.

Статья К. Майера, помещенная в ежегоднике Федерального института восточных и международных исследований (г. Кёльн), посвящена анализу "нового профиля" внешнеэкономических отношений России в условиях перехода к рыночной экономике. Для радикального преобразования внешнеэкономической деятельности Россия должна решить целый комплекс взаимозависимых проблем: преодолеть экономический кризис путем стабилизации финансов и производства в экспортных отраслях экономики; установить соответствующий требованиям рыночной экономики режим внешнеэкономической деятельности; создать современную инфраструктуру для развития внешнеэкономических связей; скоординировать структурную политику с экспортной и импортной стратегией; развивать концепцию международной кооперации с учетом внешнеполитических факторов. Решение этих задач значительно осложняется финансовым и экономическим кризисами, которые, в свою очередь, усугубляются государственным и конституционным кризисами. В результате во всех областях экономической политики российское правительство вынуждено действовать методом "проб и ошибок" и применять меры только в каждом конкретном случае (ad hoc), что превратило Россию в труднопредсказуемого партнера для других стран.

Финансовый и экономический кризисы в полной мере затронули и внешнеэкономическую деятельность и привели к сокращению объема внешней торговли. Торговый оборот РФ со странами дальнего зарубежья снизился за 1992 г. на 23%, составив по стоимости 73 млрд. долл., что более чем на 50% меньше, чем в 1990 г. Доля России в мировой торговле составляет сейчас немногим более 1%, т. е. находится на уровне таких малых западноевропейских стран, как Дания, Норвегия и Финляндия (с. 217). Стоимость российского экспорта составила

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.