Научная статья на тему '95. 02. 013. Фогель X. помощь России и странам СНГ: несбывшиеся надежды, обманувшиеся помощники. Vogel H. Hilfe fur Russland und die Gus: enttauschte Hoffnungen // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft, nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen, Wien, 1993. -- S. 247-254'

95. 02. 013. Фогель X. помощь России и странам СНГ: несбывшиеся надежды, обманувшиеся помощники. Vogel H. Hilfe fur Russland und die Gus: enttauschte Hoffnungen // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft, nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen, Wien, 1993. -- S. 247-254 Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
80
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ --РФ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ РФ / СНГ СТРАНЫ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 02. 013. Фогель X. помощь России и странам СНГ: несбывшиеся надежды, обманувшиеся помощники. Vogel H. Hilfe fur Russland und die Gus: enttauschte Hoffnungen // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft, nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen, Wien, 1993. -- S. 247-254»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

! ьоьч

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.02.001-95.02.074

МОСКВА 1995

экю (около 145 млрд. немецких марок) в период с сентября 1990 г. до конца октября 1992 г. на страны ЕС приходилось 75% (с. 224).

Пока трудно предсказать, какое место в российской политике займут РС и НИС, поскольку у России нет четкой внешнеполитической концепции, однако уже сегодня можно отметить большую склонность России к странам азиатско-тихоокеанского региона. Наибольшим доверием в качестве будущих партнеров пользуются Китай, товарооборот с которым вырос в 1992 г. на 27%, составив 3847 млрд. долл., а также НИС (Южная Корея, Сингапур и Таиланд), товарооборот с которыми утроился (с. 225).

В заключение автор пишет, что из-за неблагоприятных общеэкономических условий в России трудно рассчитывать на значительное улучшение внешнеэкономических отношений. Для того чтобы внешнеэкономическая деятельность стала одним из двигателей общеэкономических преобразований, потребуется продолжительное время, а также немалый объем западной помощи.

В. И. Шабаева

95 02.013. ФОГЕЛЬ X. ПОМОЩЬ РОССИИ И СТРАНАМ СНГ: НЕСБЫВШИЕСЯ НАДЕЖДЫ, ОБМАНУВШИЕСЯ ПОМОЩНИКИ. VOGEL Н. Hilfe für Russland und die GUS: Enttäuschte Hoffnungen // Aufbruch im Osten Europas: Chancen fiir Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. vom Bundesinet. für ostwiss. u. intern. Studien.— München, Wien, 1993. — S. 247-254.

В статье X. Фогеля, директора Федерального института восточных и международных исследований (Кёльн), опубликованной в ежегодном сборнике института за 1993 г., рассматриваются проблемы помощи России и странам СНГ. Автор отмечает, что смена системы в бывших социалис тических государствах Восточной Европы, открытость их по отношению к мировой экономике и структурные приспособления оказались процессом более тяжелым и длительным, чем это представлялось пару лег назад. Если макроэкономическая стабилизация в Польше, бывшей Чехословакии и Венгрии уже отметила первые успехи, то в республиках бывшего СССР надежда на быстрое преодоление первых проблем трансформации и внутриполитическое обеспечение реформ не оправдались. Переходный период опасно затянулся, политика макроэкономической стабилизации и структурных приспособлений не проводится, а слаборазвитые политические структуры подвергаются воздействию необузданной инфляции и растущей безработицы. В этих условиях очень важна помощь Запада в реализации текущих проблем. Ставшая в общественных дебатах на Западе расхожей формула "помощь в построении демократии и рыночной экономики" не

95.02.013

36

дает ясности по существу проблемы, не раскрывает возможностей и мотивов действий участников. Учитывая дезинтеграцию и внутриполитическую борьбу за власть, а также проблемы, возникающие при согласовании много- и транснациональных механизмов сотрудничества, в случае СНГ "не работают" традиционные концепции, такие, например, как "помощь для самопомощи", использовавшиеся для поддержки стран "третьего мира". Приоритетными являются политические факторы, такие как требование со стороны новых национальных государств автономий, суверенитета и независимости, тогда как экономические проблемы постоянно отодвигаются на задний план.

Оказывая помощь по экономической стабилизации и поддержке реформ на территории бывшего СССР, Запад озабочен прежде всего проблемой собственной безопасности и судьбой ранее предоставленных СССР кредитов. Особенно проявилась эта озабоченность после августовского путча 1991 г. Вот почему обещания финансирования со стороны западных государств касались главным образом краткосрочных кредитов, направленных на обеспечение интересов западных кредиторов/Львиную долю обещанных к началу 1992 г. западных кредитов составили экспортные кредиты (48,1%) (с. 248). На встрече "большой семерки" в Мюнхене в июле 1992 г. была выработана "программа помощи для самопомощи" из десяти пунктов. Центр тяжести приходился на финансовые мероприятия (общая сумма 24 млрд. долл.), техническую помощь, торговые льготы, создание консультативных групп по информации, планированию и координации, а также экономическое сотрудничество в области нефти и газа, АЭС, сельского хозяйства и обеспечение научного потенциала.

Несмотря на проявленную Западом готовность к предоставлению двух- и многосторонней помощи, разрыв между ожиданиями охваченной кризисом российской экономики и фактической помощью, предоставленной к весне 1993 г., был огромным. Объективная потребность в капиталах оценивается по-разному — от 184 млрд. долл. до 1164 млрд. в год вплоть до 1999 г. В рамках краткосрочных кредитов для промежуточного финансирования подлежащих исполнению платежей в 1992 г. бывшим республикам СССР было предоставлено 13 млрд. долл. Продолжение такой финансовой помощи необходимо, считает автор, и впредь, т. к. России, например, нужно в 1993 г. более 3 млрд. долл. для погашения долга (с. 249). Чтобы не осложнить процесс преобразований в РФ и других бывших республиках, следует избегать формальной констатации их неплатежеспособности. В качестве образца решения этой проблемы автор называет российско-германское соглашение о моратории на выплату российского долга в 17,6 млрд. немецких марок до 2000 г. (с. 250).

Со временем все больше выясняется, что проблема заключается не

только в предоставлении максимальных объемов кредитов. Хотя из обещанных в целом 90 млрд. долл. до февраля 1993 г. было выплачено 44%, они лишь в малой степени использовались на конкретные цели (с. 250). Препятствием для должной их реализации были, с одной стороны, принимающие российские организации, которые не смогли доработать соответствующие проекты и создать институциональные предпосылки для крупных программ. Отсутствие компетентного содействия российского правительства привело к затягиванию переговоров о конверсии долгов или создании фонда стабилизации рубля. С другой стороны, признает автор, и с западной стороны не было должного стремления к координации срочных мероприятий по оказанию помощи. Начиная с конференции в январе 1992 г. в Вашингтоне, на встречах "большой семерки" западные страны, а также десять международных финансовых организаций пытались выработать общий образ действий в решении этой проблемы, однако до февраля 1993 г. окончательно согласовать западную помощь так и не удалось. Противоречия интересов, прежде всего между Германией и США, вытекают из прошлых обязательств. Требования немецких кредиторов, которые почти наполовину состоят из старых долгов бывшего СССР, претендующих на привилегированное положение при выплате процентов и погашении задолженности, не были соответствующим образом удовлетворены. Российские платежи идут в первую очередь на счета США как по причине их доминирующего положения в МВФ, так и в результате давления (в частности, угрозы прекращения поставок пшеницы). Общий мораторий нанес бы ущерб прежде всего обслуживанию старых немецких кредитов и пошел бы на пользу новым кредитам для американских и японских сырьевых проектов.

Дискуссия по поводу крупных западных программ помощи России и другим государствам, находящимся в процессе трансформаций, продолжалась вплоть до начала 1993 г. И если немецкое правительство с начала перестройки приняло значительное участие в судьбе процес-са преобразований (доля Германии в обещанной помощи, начиная с 1990 г. составляла от 50 до 60%), то остальные страны "семерки" скорее от нее воздерживались под разными предлогами (с. 251).

Наконец, решающим фактором для успеха реформ является, пишет автор, готовность западных ПРС, прежде всего ЕС, открыть свои рынки для импорта из России. Связанные с этими дополнительные неудобства для собственных производителей требуют сопоставления с риском возможного провала российских реформ. Развитие реформ в России имеет огромное значение для всех восточноевропейских стран и бывших республик СССР. Консолидация экономического положения в России могла бы ослабить давление трансформирующихся стран на их западных торговых партнеров и дать толчок динамическому ры-

95.02.014

38

ночному развитию. Учитывая возможность новых обострений внутриполитической борьбы в России, которые могут представлять угрозу безопасности для всей Европы, а также необходимость сохранения восточноевропейского экономического пространства как важного фактора производства и рынка, западные страны должны заинтересованы в оздоровлении экономики России и должны оказывать ей в этом помощь. Эра нового отчуждения при конфронтации в отношениях может обойтись слишком дорого.

Абсолютный приоритет должен, по мнению автора, предоставляться следующим областям российской экономики, с тем чтобы при использовании сравнительно малых финансовых средств достичь ощутимых результатов: конверсия оборонной промышленности, включая помощь в использовании высвобождающейся рабочей силы; улучшение снабжения продовольствием путем устранения монополизма и модернизации сбытовых организаций; улучшение инфраструктуры (телекоммуникаций и транспорта); улучшение медицинского обеспечения и модернизации отрасли; устранение рисков для окружающей среды (повышение техники безопасности на АЭС и снижение ущерба для окружающей среды); помощь в целях увеличения строительства жилья (и не только для выводимых из Германии, Польши и стран Балтии военных).

Решающее значение должна иметь передача специальных знаний в области экономики и политики и управленческого опыта, т. к. российская экономическая и валютно-финансовая политика явно малоэффективна. Чрезвычайно пажен т^акже уровень, на котором осуществляется помощь. Опыт последних лет показывает, что отношения только "на высшем уропне" себя не оправдывают, поскольку эффективность управления из Москвы чрезвычайно низка. Поэтому усилия по макроэкономической стабилизации должны дополняться расширением сотрудничества со спонтанно возникающими структурами на местах. Целевая поддержка в названных областях поможет стабилизировать ориентацию элиты и населения.

В. И. Шабаева

95.02.014. ВАН БРАБАНТ ДЖ. М. ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА В ВОСТОЧНОЙ ЕВРОПЕ; УПРАВЛЕНИЕ ПЕРЕХОДНОЙ ЭКОНОМИКОЙ.

VAN BRABANT J. М. Industrial policy in Eastern Europe: Governing the transition.— Dordrecht etc.: Kluwer, 1993. - XIV, 358 p. — (Intern studies in economics a. econometrics; Vol. 31). — Bibliogr.: p. 318 346.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.