Научная статья на тему 'Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта'

Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2188
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВАЯ ТОРГОВЛЯ / ОБЩЕЭКОНОМИЧЕСКИЙ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / ТОВАРНАЯ СТРУКТУРА ЭКСПОРТА / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ЭКСПОРТА / СТЕПЕНЬ ПРОМЫШЛЕННОЙ ОБРАБОТКИ ТОВАРА / КОЭФФИЦИЕНТЫ ФИЗИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ТОВАРООБМЕНА / WORLD TRADE / COMMON ECONOMY AND INDUSTRY POTENTIAL / COMMODITY EXPORT STRUCTURE / EXPORT DIVERSIFICATION / THE DEGREE OF THE INDUSTRIAL PROCESSING OF THE GOOD / COEFFICIENTS OF THE PHYSICAL CONDITIONS OF THE COMMODITIES EXCHANGE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сельцовский В. Л.

В статье дан анализ современного состояния товарной структуры экспорта России, обоснована необходимость его диверсификации. Определены основные направления совершенствования экспортной структуры Российской Федерации. Для научных и практических работников внешнеэкономических связей, студентов, аспирантов и преподавателей экономических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The analysis of the current state of the commodity structure of the Russian export is given in the article. The necessity of its diversification is justified. The main trends of modification of the Russian Federation export structure are determined. For scientists and practitioners in the field of foreign economic relations, students, post-graduates as well as for lecturers of higher education institutes of economy.

Текст научной работы на тему «Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта»

Диверсификация - необходимое направление развития российского экспорта

ВЛ. Селъцовский

Важным показателем эффективного развития внешней торговли является ее товарная структура, т.е. доля в экспорте и импорте отдельных товарных групп. В связи с этим изучение и анализ товарной структуры имеют важное значение и проводятся на базе сгруппированных товарных групп по товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности России.

Повышение экономической эффективности внешней торговли на основе увеличения в экспорте доли товаров с более глубокой степенью промышленной обработки, прежде всего машиностроительной продукции, и оптимизация импорта является одной из самых актуальных и сложных проблем развития внешнеэкономических связей России. Эта проблема остро стояла еще в советское время. Несмотря на осуществление некоторых позитивных сдвигов в структуре советского экспорта, задачи по ее совершенствованию решались медленно.

Существующая в настоящее время структура экспорта Российской Федерации имеет однобокий характер. Наш экспорт находится в большой зависимости от сравнительно узкого круга товаров - нефти, нефтепродуктов, газа, металлов, лесотоваров. Причем сырьевая направленность экспорта нашей страны заметно усилилась в 1990-е и 2000-е годы, т.е. в постсоветский период, что наглядно видно из таблицы 1.

Так, в 2007 г. только удельный вес топливно-энергетических товаров (нефть, нефтепродукты, газ, уголь, электроэнергия) превысил 68%; около 17% всего экспорта приходится на металлы; продукция химической промышлен-

ности занимает 5% в экспорте, лесотовары -свыше 3%. Таким образом, доля топлива, сырья и полуфабрикатов составляет в настоящее время более 90% экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья.

Доля машин и оборудования в экспорте в страны дальнего зарубежья в текущих ценах значительно сократилась в 1990-е и 2000-е годы и в 2007 г. составила, даже с учетом военно-технических поставок, лишь 3,4% (доля гражданской машинотехнической продукции -2%). Удельный вес готовых изделий не достигает даже 10%. В 1990 г. доля машин и оборудования в экспорте РФ без военно-технического сотрудничества была 17,6%, а доля готовых изделий - 33%. За период 1991-2007 гг. экспорт машин и оборудования РФ сократился на 20%. Еще более сырьевой и однобокий характер имеет структура внешней торговли РФ с отдельными торговыми партнерами из группы развитых стран.

Такой показатель удельного веса машин и оборудования недопустимо мал для развитой страны. В целом в мировом экспорте доля машин и оборудования составляет в настоящее время около 40%.

Доля экспорта машин и оборудования РФ в мировом экспорте этой продукции составила в 2007 г. лишь 0,4%, по сравнению с 2,7% доли всего российского экспорта в мировом экспорте. Отечественный экспорт машин и оборудования в 2006 г. был в 25 раз ниже аналогичного показателя США, в 10 раз Республики Корея, в 8 раз Сингапура, в 4 раза Малайзии и в 6 раз

- Тайваня1.

Таблица 1

Товарная структура экспорта Российской Федерации в страны дальнего зарубежья (вне СНГ)

в фактически действовавших(текущих) ценах

Товарная группа 1990 1995 1999 2000 2005 2006 2007

млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу

Экспорт - всего 71,1 100,0 63,7 100,0 62,2 100,0 89,2 100,0 208,8 100,0 258,9 100,0 299,9 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 12,6 17,6 5,3 8,3 6,0 9,6 6,7 7,5 7,6 3,6 10,0 3,9 10,1 3,4

Минеральные продукты 32,3 45,5 25,8 40,5 27,1 43,5 48,7 54,5 141,4 67,7 178,7 69,0 205,2 68,4

Металлы, драго -ценные камни и изделия из них 9,2 12,9 19,5 30,8 18,1 29,2 20,9 23,5 36,5 17,5 43,6 16,8 49,3 17,6

Продукция химической пр омышленности 3,3 4,6 6,3 9,9 5,1 8,2 6,0 6,7 11,4 5,5 13,0 5,1 16,1 5,4

Древесина и целлюлознобумажные изделия 3,1 4,4 3,9 6,1 3,4 5,5 4,1 4,5 7,1 3,4 8,0 3,1 10,1 3,4

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,7 1,0 0,8 1,2 0,6 1,0 0,5 0,6 0,4 0,2 0,4 0,1 0,3 0,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,1 0,2 0,3 0,5 0,2 0,3 0,2 0,3 0,3 0,1 0,3 0,1 0,3 0,1

Продовольственные товары и сельскохо зяйст -венное сырье 1,5 2,1 1,0 1,5 0,5 0,8 0,9 1,0 2,3 1,1 2,8 1,1 5,4 1,8

Прочие 8,4 11,8 0,8 1,2 1,2 1,9 1,2 1,4 1,8 0,9 2,1 0,8 3,1 1,0

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998, 2002, 2005 - М.: Госкомстат России 1998, 2002; Россия в цифрах, 2002, 2003 - М.: Госкомстат России, 2002, 2003; Таможенная статистика внешней торговли РФ. 2002, 2005, 2006, 2007.

Об имеющихся резервах и возможностях увеличения экспорта Российской Федерацией машин и оборудования говорит, как уже отмечалось, низкий коэффициент структурной специализации продукции машиностроения, а также тот факт, что на долю России в 2006 г. приходилось 6% мирового производства стали, тогда как доля России в мировом экспорте машин и оборудования составила лишь 0,3%. Для сравнения можно

отметить, что удельный вес Франции в мировом производстве стали 3%, доля же в мировом экспорте машин и оборудования - 5%.

Что же касается США, Японии, ФРГ, то доля этих стран в мировом производстве стали в начале 2000 г. составила (%): США - 14, Японии - 14, ФРГ - 6; доля же указанных стран в мировом экспорте машин и оборудования в

2006 г. соответственно была (%): 11, 10 и 122.

Таблица 2

Товарная структура экспорта Российской Федерации в СНГ в фактически действовавших

(текущих) ценах

Товарная группа 1990 1995 1999 2000 2005 2006 2007

млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу млрд долл. % к итогу

Экспорт -всего 13,9 100,0 14,5 100,0 10,7 100,0 13,8 100,0 32,6 100,0 42,3 100,0 52,6 100,0

Машины, оборудование и транспортные средства 2,4 17,3 2,7 18,3 2,0 18,6 2,4 17,0 5,9 18,2 7,4 17,6 9,6 18,3

Минеральные родукты 7,3 52,7 7,5 51,4 5,6 52,5 6,8 4,1 15,0 46,0 19,9 47,1 23,1 43,9

Металлы, драгоценные камни и изделия из них 1,2 8,7 1,4 9,5 0,9 8,3 1,4 10,4 4,1 12,6 5,4 12,7 7,4 14,0

Продукция химической промышлен- ности 1,3 9,6 1,5 10,8 1,1 10,1 1,4 10,2 2,9 9,0 3,7 8,8 4,7 9,0

Древесина и целлюлознобумажные изделия 0,5 3,2 0,5 3,3 0,3 2,7 0,4 3,0 1,2 3,5 1,5 3,6 2,1 4,0

Текстиль, текстильные изделия и обувь (одежда и обувь) 0,4 2,9 0,3 2,3 0,2 1,8 0,3 2,0 0,5 1,5 0,6 1,4 0,6 1,1

Кожевенное сырье, пушнина и изделия из них 0,0 0,1 0,0 0,1 0,0 0,2 0,0 0,3 0,1 0,2 0,1 0,1 0,1 0,1

Продовольственные товары и сельскохозяйственное сырье 0,5 3,7 0,4 2,8 0,5 4,3 0,7 5,3 2,2 6,8 2,7 6,3 3,7 7,1

Прочие 0,3 1,8 0,2 1,5 0,1 1,5 0,4 2,7 0,7 2,2 1,0 2,4 1,3 2,5

Источники: Российский статистический ежегодник. 1998; 2002; 2005; Россия в цифрах 2002, 2005; Таможенная статистика внешней торговли РФ 2002, 2005, 2006, 2007.

Структура экспорта РФ в страны ближнего зарубежья (СНГ) в целом носит более прогрессивный характер по сравнению с торговлей России со странами дальнего зарубежья (таблица 2). Вместе с тем в долгосрочном плане нет предпосылок для увеличения доли готовых изделий в экспорте РФ в страны СНГ. Падают российские поставки военной техники в эти страны.

Кроме того, там, по-видимому, надолго сократился спрос на российскую машинотехническую продукцию гражданского профиля, так как страны предпочитают иметь отношения с поставщиками из дальнего зарубежья с их более высокими технологиями и готовностью вкладывать капиталы в их экономику.

Следует отметить, что, наряду с негативным изменением структуры внешней торговли России, резко ухудшились показатели внешнеэкономической деятельности страны в целом, в результате этого значительно ослабли позиции России на мировом рынке. Доля России в мировой торговле с 1985-ого по 2007 год сократилась с 3,6 до 2,7%. По объему внешнеторгового оборота Россия в 2007 г. занимала 16-е место в мире (в 1990 г. - 10-е)3.

Основной причиной усиления топливно-сырьевой направленности и снижения индустриального характера структуры внешней торговли Российской Федерации и ее темпов роста в годы либерализации стало значительное сокращение общеэкономического и производственного потенциала. Промышленное производство РФ в 2000 г. составило 57% от уровня 1990 г., т.е. сократилось почти в 2 раза; сельскохозяйственное производство за тот же период уменьшилась на 1/3. Такой спад промышленного и сельскохозяйственного производства немыслим в мирное время.

Даже в период Отечественной войны (19411945 гг.), когда в нашей стране было разрушено 31850 промышленных предприятий, 65 тыс. км железнодорожной колеи, 4100 железнодорожных станций, промышленная продукция СССР сократилась лишь на 10% (уровень промышленного производства в 1945 г. по сравнению с 1940 г. составил 90%)4. Несмотря на устойчивый рост промышленного производства в последние годы, его уровень в 2007 г. составил 82%, по сравнению с 1990 г. В настоящее время доля России в мировом промышленном производстве немного превышает 2%. Спад промышленного произ-

водства сопровождается невиданным разгулом инфляции в стране, как видно из таблицы 3 в 1998 г., по сравнению с 1990 г., потребительские цены выросли почти в 12 тысяч раз. Хотя в последние годы уровень инфляции резко снизился, тем не менее оставался значительным (в

2007 г., по сравнению с 1998 г., потребительские цены еще выросли в 3,8 раза).

Очень неблагоприятным показателем экономического состояния страны является деградация в инвестиционном секторе. Некоторое улучшение ситуации в 1999-2007 гг. не привело к коренным изменениям: в 2007 г. объем капиталовложений составлял 55% от уровня 1990 г. (сокращение почти в 2 раза) (см.табли-цу 3).

В результате средний возраст производственного оборудования в промышленности России, составлявший в 1990 г. 10,8 года, в

2006 г. достиг 19 лет. Причем доля оборудования старше 20 лет достигает в настоящее время 40% (15% в 1990 г.).

Увеличение сроков службы оборудования сказалось на повышении износа основного капитала в промышленности, который в последние годы составлял около 50% и требует немедленной модернизации и замены.

Старение основных фондов в российской промышленности не компенсируется вводом новых. Если в 1990 г. коэффициент обновления основных фондов в промышленности достиг 7%, то в настоящее время - всего лишь 3%5.

Несомненно, что существенный физический и моральный износ машин и оборудования наиболее активной части основных фондов предопределил дальнейшее падение конкурентоспособности машинотехнической продукции, производимой Россией, и, вследствие этого, сокращение ее экспорта.

В целом в настоящее время только около 15% серийно производимой в РФ машиностроительной продукции соответствует мировому уровню.

Важной причиной усиления топливно-энергетической направленности российского экспорта в 1990-е годы и снижения его эффективности стала поспешная либерализация внешнеэкономической деятельности, без научно обоснованной концепции и продуманной структурной политики. В начале 1990-х годов была

действенного контроля над функционированием внешнеэкономических связей не дала ожидаемых результатов. По отдельным оценкам, в годы либерализации вывезены за рубеж от 200 до 300 млрд долл., которые обогащают западные банки, вместо того чтобы работать на восстановление российской экономики, повышение экспортного потенциала страны и совершенствование товарной структуры внешней торговли.

Таблица 3

Основные социально-экономические показатели России в 1990-2007 гг.

(стоимостные показатели приведены в текущих ценах, проценты - в сопоставляемых ценах)

19911 19981 20001 20021 20041 20051 20061 20071

Валовый внутренний продукт, млрд руб. 1,4 2629,6 7305,6 10817,5 16778,8 21665,0 26882,0 32988,6

% к 1990 году2 95,0 56,2 59,8 65,9 75,1 80,5 85,9 92,9

Промышленная продукция, млрд руб. 1,2 1707,0 4763,0 6868,0 11209,0 14785,4 15758,5 19615,7

% к 1990 году2 94,8 46,0 57,1 62,1 71,1 73,9 76,8 81,6

Инвестиции в основной капитал, млрд руб. 0,2 407,1 1165,2 1762,0 2729,8 3431,0 4485,7 6418,7

% к 1990 году2 84,5 20,9 25,9 29,3 36,5 40,1 45,6 55,2

Среднемесячная номинальная заработная плата, руб. 0,576 1051,5 2223,4 4360,3 6831,8 8530,0 10634,0 13518,0

к 1990 году (раз) 1,9 3470,3 7337,9 14390,4 22547,2 28151,8 35094,3 44611,0

Потребительские цены к 1990 годы (раз )2 2,603 11952,4 19610,7 26770,3 33490,7 37141,2 40743,9 45592,4

Среднегодовой курс Банка России (руб. за доллар США) 9,71 28,12 31,35 28,81 28,37 27,19 25,6

Примечания к таблице:

1. В деноминированных рублях

2. Изменения показателей к 1990 г. рассчитано автором Источник: Ю.В. Пискулов, В.Л. Сельцовский - Мировая экономика и торговля: Стат справочник. - М: 4-ый филиал Воениздата, 1998. Внешнеэкономический комплекс России. - М: ВНИКИ 2006, Федеральная служба государственной статистики; Экономика России: итоги и перспективы. - М: Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации, 2008, с. 7, 399-404.

полностью ликвидирована государственная монополия внешней торговли. При этом в стране не было выработано комплексного подхода к решению проблем эффективного управления внешнеэкономическим комплексом.

Государство практически самоустранилось от регулирования и контроля сферы внешнеэкономической деятельности. Была ликвидирована государственная поддержка промышленного экспорта. Попытка в дальнейшем создания

Помимо отмеченных внутренних факторов, повлиявших на состояние товарной структуры внешней торговли РФ, имеются серьезные внешние факторы. Прежде всего, это разрыв интеграционных и кооперационных связей между отраслями и предприятиями России с республиками бывшего СССР и бывшими членами СЭВ, обусловивший потерю рынков сбыта российских машин, оборудования, наукоемкой продукции в этих странах. К таким же отрицательным последствиям привел уход с рынков технико-экономического сотрудничества наших традиционных партнеров из развивающихся стран.

Все это усугубило сокращение производства, особенно в машиностроительных отраслях России.

Кроме того, при значительном увеличении открытости экономики России перед мировым рынком от западных стран не удалось добиться ликвидации широко используемых ими дискриминационных мер в отношении ряда товаров российского экспорта (квотирование поставок на рынки ЕС стальной продукции, проката цветных металлов, обогащенного урана, многочисленные антидемпинговые процедуры по поставкам в США и ЕС из России). В ряде случаев оказывается политическое давление на покупателей современных российских технологий: на Индию (по контракту на поставку ракетной техники), на Иран (по строительству АЭС) и т.д.

Важно отметить, что проблема увеличения в экспорте изделий обрабатывающей промышленности не ограничивается продукцией машиностроения. Речь идет также об увеличении степени промышленной обработки природного сырья, прежде всего нефти, газа, угля, руд черных и цветных металлов, древесины, текстильных и других видов сырья.

Вывозимые из России ресурсы во многих случаях лишены предварительной обработки, что значительно снижает эффективность нашего экспорта, поскольку цены на мировом рынке на необработанное сырье значительно ниже по сравнению с обработанными сырьевыми материалами.

Например, наш круглый лес экспортировался в 2007 г. в зарубежные страны по цене 84 долл. за кубометр, в то время как доски продавались там по 351 долл. за кубометр, фанера - 502 долл. за кубометр, плиты древесноволокнистые - свыше 600 долл. за кубометр.

Сейчас все страны мира практически прекратили экспорт круглого леса, у нас же в

2007 г. 34% всего экспорта лесотоваров прихо -дилось на круглый лес (4,1 млрд долл.). Причем эта доля в последние годы имеет тенденцию к постоянному увеличению. (В 1995 г. она составляла 27% - 1,1 млрд долл.) Аналогичная картина наблюдается и по другим природ -ным ресурсам.

Автором был произведен расчет соотношения между стоимостью экспортируемых сырьевых материалов и продуктов более глубокой степени их переработки по четырем группам товаров, которые занимают основное место в российском экспорте: топливо, черные металлы, лесные товары, текстиль. Он показал, что за период (1991-2007 гг.) удельный вес полностью не обработанных и с низкой степенью обработки товаров в экспорте РФ вышеуказанных групп возрос в целом с 68 до 73%, т.е. наглядно проявляется тенденция постоянного снижения в экспорте сырьевых товаров РФ доли обработанных (облагороженных) продуктов, что свидетельствует о низкой эффективности нашего сырьевого экспорта.

Анализ структуры внешней торговли РФ в части степени обработки экспортных товаров может быть осуществлен при помощи разработанного автором статистического показателя - коэффициента физических условий товарообмена (торговли). Указанный показатель определяется как соотношение между средней ценой за тонну (единицу) импортированных товаров и ценой за тонну (единицу) экспортированных товаров и показывает, сколько тонн (единиц) товаров страна экспортирует за тонну (единицу) импортированных товаров. Соотношение равное или меньшее единицы является благоприятным. Ценность этого показателя заключается в том, что он показывает состояние материалоемкости экспорта по сравнению с импортом, а, следовательно, степень обработки и качество экспортных товаров по сравнению с импортными.

Проведенный анализ этого показателя за ряд лет показал, что физические условия товарообмена были всегда неблагоприятными, коэффициент физических условий торговли в бывшем СССР в 1990 г. составлял 4,3, т.е. за

1 т ввезенных товаров вывозилось 4,3 т6.

По данным за последние годы, указанный показатель в торговле России значительно

ухудшился, составив со странами дальнего зарубежья в среднем 5,57, что является подтверждением того, что товарная структура внешней торговли России стала еще более неэффективной. В обмен на вывоз в основном необработанного сырья страна получает обработанные готовые изделия.

В торговле же с отдельными странами этот показатель был еще более неблагоприятным. Например, во внешней торговле России с ФРГ коэффициент достиг 19, т.е. за 1 т импортируемых из ФРГ товаров наша страна вывозит в Германию 19 т.8 Это свидетельствует о том, что фактически торговля России с Германией сводится к примитивной форме - необработанное сырье в обмен на готовые изделия и продовольствие. (В настоящее время доля сырья и полуфабрикатов в экспорте РФ в Германию достигает 93%). В Германию вывозится нашей страной материалоемкое необработанное сырье со значительно более низкой ценой за тонну по сравнению с ценой за 1 т готовой импортной продукции из ФРГ.

Указанные показатели, рассчитанные по отдельным товарам, свидетельствуют о неблагополучном положении с точки зрения их экспортной эффективности: стиральные машины

- 5,9; нефтепродукты - 3,5; прокат черных металлов - 2,7; легковые автомобили - 2,15; грузовые автомобили - 2,0 и т.п.

Во внешней торговле РФ насчитывается более 200 товаров с коэффициентами физических условий товарообмена более единицы.

Вышеприведенные данные служат также убедительным подтверждением того, что улучшение структуры экспорта за счет повышения качества экспортируемых товаров, увеличение степени их обработки является весьма актуальной задачей для развития российской внешней торговли.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вместе с тем совершенно очевидно, что наша страна не может рассчитывать на существенный рост экспорта, если его структура и в дальнейшем будет сырьевой и однобокой. В настоящее время исчерпаны практически все возможности экстенсивного расширения экспорта за счет топливно-сырьевых товаров. Необходимость диверсификации российского экспорта вызывается тремя моментами.

Первый момент заключается в том, что сырьевые ресурсы у нас не безграничны для экспорта. Доля экспорта в производстве основных сырьевых товаров (экспортная квота) в 1990-е годы постоянно увеличивалась и по большинству основных сырьевых товаров российского экспорта достигла предельных величин.

В 2007 г. сырая нефть поставлялась на экспорт в размере 53% от ее общей добычи против 18% в 1990 г. Больше экспортировать практически невозможно. Почти половина всех производимых в стране нефтепродуктов направлялась в 2007 г. на экспорт (в 1990 г. лишь 15%).

Увеличение добычи в стране сырья не наблюдается, наоборот, имеет место лишь ее сокращение. В серьезном упадке находится геологоразведочная отрасль. Производство геологического оборудования, техники сокращено в 1991 -2006 гг. почти в 10 раз. Износ основных фондов в этой отрасли составляет почти 75%.

Из-за резкого спада объемов геологоразведочных работ разведанные запасы по большинству полезных ископаемых, в том числе нефти, уменьшились на 17-20%.

По оценкам зарубежных экспертов, доказанных запасов нефти при нынешнем уровне добычи России хватит лишь на 19 лет, газа -на 83 года.

Причем нефтедобывающая промышленность России имеет наиболее высокий износ оборудования - почти 60% при 50% в промышленности в целом. Коэффициент обновления основных фондов составляет 1%, что ниже средних показателей по промышленности. Это неизбежно ведет к снижению извлечения нефти из недр (нефтеотдачи) и снижению ее добычи. С 1970 г. по 2005 г. нефтеотдача снизилась с 51% до 30% и в настоящее время почти в 2 раза ниже мирового уровня, хотя в добычу топливно-энергетических полезных ископаемых направляется 14%9 всех инвестиций в основной капитал, или 23 млрд долл., что явно недостаточно. По оценкам Всемирного банка реконструкции и развития, величина капиталовложений для развития только нефтяной промышленности России должна составить не менее 50 млрд долл.

Причина такого состояния заключается в том, что у нефтяников сейчас нет никакой мотивации для капиталовложений, основная идея их интересов - поставка сырой нефти на экспорт. Временная сверхобеспеченность многих нефтяных компаний запасами нефти позволяет им «снимать сливки», выборочно интенсифицируя, добычу из активных запасов (до 400

- 450 млн т в год), а потому добыча из «трудных» запасов не велика. Поэтому и методы увеличения нефтеотдачи не востребованы.

Таким образом, в основной нашей отрасли, дающей свободную валюту, реальных капиталовложений явно недостаточно. В другие сырьевые отрасли капиталовложения значительно ниже.

Ясно, что экспортные сырьевые ресурсы нашей страны на пределе. В случае же если экономика нашей страны будет все-таки развиваться, это наверняка потребует дополнительные сырьевые ресурсы для того, чтобы их использовать в стране. Несомненно, что без существенного увеличения производства сырьевых ресурсов неизбежно уменьшится сырьевой потенциал экспортных отраслей нашей страны.

Указанное обстоятельство уже находит отражение, например, по газу, наблюдаются трудности в стране - некоторые электростанции переходят на уголь, что является отнюдь неблагоприятным для экономики. Поскольку известно, что газ является более дешевым источником, чем уголь, в соответствии с этим себестоимость электроэнергии, производимой на газе, дешевле, чем на угле. Если перейти при производстве электроэнергии на уголь, это приведет к ее подорожанию, что будет сказываться на ситуации в стране, издержках в других отраслях экономики.

В настоящее время вывозится 70% производимых в стране минеральных удобрений, тем самым подрывается производственная база сельского хозяйства. Количество удобрений в нашей стране составляет 10% минимальной потребности. На огромной территории России потребляется калийных удобрений в 1,5 раза меньше, чем в Белоруссии. По расчетам специалистов, сельское хозяйство ежегодно теряет миллионы тонн зерна из-за острой нехватки минеральных удобрений. Причем подобная ситуация сохраняется уже в течение более пятнадцати лет. Это означает, что не меньший срок потребуется и на восстановление плодородия земель.

Развитие экспортно-ориентированных отраслей экономики требует использования в значительных количествах черных и цветных металлов. Однако в настоящее время от 60 до 80% производимых в стране меди, никеля, алюминия, цинка, золота, платины, урана вывозится из страны. Это приводит к затягиванию на долгие годы развития собственных экспортноориентированных отраслей и производств, лишает перспектив структурных преобразований в экономике и делает еще более зависимой ее от мирового рынка.

Второй момент, указывающий на необходимость диверсификации нашего экспорта, заключается в изменении положения на внешних рынках сырьевых товаров. Западноевропейский рынок нефти - основной рынок российского нефтяного экспорта - достаточно насыщен, в частности, в связи с ростом добычи нефти в Северном море. Кроме того, западные страны проводят политику энергосбережения, и потребление энергии на единицу ВВП в этих странах постоянно снижается. Вполне ясно, что в этой связи нет оснований рассчитывать на увеличение поставок российских нефти и нефтепродуктов.

Что касается металлов, то их потребление в мире растет очень ограниченно, и российские экспортеры металлов встречаются с серьезной конкуренцией на мировых рынках. Значительные трудности в последнее время в экспорте продукции имеет и химическая промышленность, основными экспортными товарами которой являются минеральные удобрения.

И, наконец, третий момент состоит в том, что ориентация нашей страны исключительно на экспорт сырьевых товаров не может быть для нас стратегически правильной, потому что все эти товары являются исключительно неустойчивыми в плане влияния на них мировой конъюнктуры. Цены на сырьевые товары весьма изменчивы и подвержены колебаниям под влиянием самых различных факторов. Наша страна уже столкнулась с этим в 1998 г., когда цены на нефть и нефтепродукты резко упали. Это обстоятельство, а также падение цен на другие сырьевые товары, привело к сокращению экспорта в 1998 г. по сравнению с 1997 г. на 16%. В результате резкого падения цен не только обострились проблемы внешней торговли, но и снизились доходы государственного бюджета нашей страны, что явилось одной из важных причин валютно-финансового кризиса в России, разразившегося в августе 1998 г.

В 2000 г. мировые цены на нефть под влиянием ряда факторов достигли достаточно высокого уровня и увеличились, по сравнению с 1998 г., в 3 раза. На протяжении последних лет они еще возросли более чем в 4 раза и в середине июля 2008 г. находились на небывало высоком уровне, что положительно влияло на экономику нашей страны. Ясно, что такой уровень цен не мог долго удерживаться. После июля

2008 г. рынок лихорадит. К середине октября

2008 г. цены на нефть упали более чем в 2 раза против пиковых июльских показателей, а к середине ноября - в 3 раза. Эти показатели говорят о том, что наша страна находится на критическом уровне.

Кроме того, как уже отмечалось, повышение степени переработки сырья, увеличение на этой основе экспорта готовых изделий значительно повышает экономическую эффективность внешней торговли.

Исходя из вышеизложенного, насущной задачей становятся диверсификация нашего экспорта и развитие экспортно-ориентированных отраслей, нацеленных на увеличение промышленной обработки сырья и, прежде всего, продукции машиностроения.

В последнее время в России все чаще стали выдвигать различные предложения по преодолению сложившейся ситуации в российском экспорте. Некоторые из их носят концептуальный характер, некоторые направлены на решение конкретных проблем. К данной проблеме необходимо подходить комплексно, и любые практические шаги должны сочетаться с общей внешнеэкономической стратегией государства и вырабатываться на ее основе. Но конкретной реализуемой внешнеэкономической стратегии в нашей стране нет. Хорошим примером в этой области может служить Китай, где существует четкая общеэкономическая программа развития на несколько десятилетий вперед. Или Япония, где создана целая система поддержки экспорта; это выражается, например, в льготном кредитовании участников внешнеэкономической деятельности, в создании единой статистической базы важной для участников ВЭД информации, что, несомненно, облегчает их работу.

В целом задача совершенствования товарной структуры экспорта представляется крайне сложной, на наш взгляд, решать указанную задачу по совершенствованию структуры экспорта необходимо по следующим направлениям.

1. Эффективное развитие экспорта и совершенствование его товарной структуры невозможно без поддержки государства. Такую поддержку получают экспортеры в зарубежных странах. В ФРГ, например, на поддержку экспорта государство выделяет более 10 млрд долл. в год. В нашей стране предусматривается в соответствии с одобренной Правительством РФ 8 февраля 1996 г. и действовавшей Федеральной программой развития экспорта на срок до 2005 г., выделение средств на указанные цели в размере 0,3-0,35% валового внутреннего продукта в год. Это составляло в пересчете по официальному курсу рубля к доллару всреднем всего лишь около 1 млрд долл. в год. К сожалению, даже эта сумма не выделялась. Следует отметить, что в Законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности содержалось положение о ежегодной разработке программы развития внешнеторговой деятельности, включающей раздел «Меры стимулирования промышленного производства экспорта». Такие программы разрабатывались до 1998 г., после чего о них просто забыли.

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации предусмотрен ряд направлений поддержки экспорта. Однако не созданы механизмы поддержки экспорта и привлечения зарубежных инвестиций, под которые должны быть выделены финансовые, организационные и кадровые ресурсы.

Мерами государственной поддержки экспорта должны стать: создание финансово-промышленных групп, установление налогово-кредитных льгот для экспортеров, гарантирование государственных кредитов и страхование рисков, улучшение информации и консультации экспортеров (именно в слабости и даже отсутствии государственных информационных и консультационных услуг корень многих наших проблем), маркетинговое и техническое содействие, совершенствование транспортных тарифов.

Одной из важнейших мер государственной поддержки экспорта является увеличение капиталовложений в экономику и, прежде всего, в экспортно-ориентированные отрасли. Однако все указанные меры применяются в недостаточной степени из-за дефицита средств, выделяемых государством на поддержку экспорта.

Что касается источников финансирования, наша страна возлагала в свое время большие надежды на привлечение иностранных инвес-

тиций, рассматривая их как важный фактор создания новой технологии в промышленности, развития экспортно-ориентированных производств. Однако эти надежды не оправдались.

В настоящее время по объему привлекаемого иностранного капитала и особенно прямых иностранных инвестиций Российская Федерация занимает в международном инвестиционном сотрудничестве небольшую долю -0,5% всего мирового потока прямых иностранных инвестиций. Хотя за последние пять лет прямые иностранные инвестиции в экономику России значительно возросли и составили в 2005 г. 13 млрд долл., эта сумма явно недостаточна. Для сравнения отметим, что приток прямых инвестиций в год в США в 10 раз, в Великобританию в 7 раз, в Китай почти в 6 раз больше, чем в Россию (по данным за 2004 г.). В 2006-2007 гг. прямые инвестиции в экономику России возросли по сравнению с 2005 г. более чем в 3 раза. Однако за 8 месяцев 2008 г. они сократились более чем в 2 раза и продолжили сокращаться в 2008 г. в связи с мировым экономическим кризисом.

Причиной малой привлекательности России как импортера иностранного капитала является, прежде всего, нестабильность законодательства применительно к иностранному инвестору.

Кроме того, высокий уровень налогов, транспортных тарифов оказывает негативное воздействие на иностранных инвесторов.

Нельзя не отметить и то обстоятельство, что после ликвидации Российского агентства международного сотрудничества и развития -РАМСИР в стране не осталось единого органа, на который были бы возложены функции по реализации единой государственной стратегии в области привлечения иностранного капитала. Поэтому создание в стране такого органа, по мнению автора, крайне необходимо для интенсификации работы по привлечению иностранных инвестиций в экономику нашей страны.

Медленный рост экономического развития страны после существенного спада производства в 1991-1998 гг., а также высокий уровень коррупции в бизнесе также существенно влияют на привлекательность инвестиций в Россию.

В этой связи необходимо повысить участие государства в создании более благоприятного инвестиционного климата.

Таким образом, целенаправленная государственная поддержка производства и продвижения на экспорт конкурентоспособной готовой продукции, создание благоприятного климата для иностранных инвестиций должны стать важным стратегическим направлением не только внешнеэкономической, но и экономической политики страны в целом.

2. Особую актуальность приобретает повышение значения государства в развитии и осуществлении внешнеэкономических связей. Участие государства целесообразно повысить путем более оперативного и эффективного использования тарифных и нетарифных методов в регулировании внешнеэкономических связей нашей страны.

На наш взгляд, одним из путей, препятствующих вывозу из России необработанного сырья, могло бы стать установление повышенных экспортных пошлин на его вывоз. Однако до 2008 г. не было такой дифференциации в установлении экспортных пошлин в зависимости от степени обработки товара. Необработанный лес вывозился в 2003 г. с экспортной пошлиной 6,5% от стоимости, целлюлоза - 10%, сырая нефть и нефтепродукты имели одинаковую экспортную пошлину - 34 долл. за 1 т.

В 2007 г. экспортная пошлина составляла 10% от стоимости как на переработанный лес, так и бумагу, и картон, не существовала дифференциация в установлении экспортных пошлин на нефть и нефтепродукты. В конце 2007 г. проведена дифференциация ставок экспортного таможенного тарифа (эскалация тарифа) по ряду товаров в зависимости от степени их переработки. Однако пока эта дифференциация не достаточно эффективна. Вместе с тем в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, Министерства экономического развития Российской Федерации среди мер по применению инструментов таможенно-тарифного регулирования не указана необходимость дифференциации (эскалации) ставок экспортно-таможенного тарифа в зависимости от степени обработки товара, хотя эти меры особо важны для повышения эффективности российского экспорта и уже начали осуществляться.

Необходимо также дальнейшее усиление валютного контроля во внешней торговле. В связи с тем, что огромные потери валютной

выручки нашей страной вследствие занижения контрактных цен по сравнению с мировыми (20 млрд долл. в год в настоящее время) вызывают насущную необходимость возобновления государственной экспертизы контрактных цен, отмененной Правительством в 1996 г.10

Следует также отметить, что в настоящее время в сфере внешнеэкономических связей участвуют несколько сот тысяч фирм и компаний, многие из которых не обладают квалифицированными кадрами. На наш взгляд, введение для участников внешнеэкономических связей специальной лицензионной системы (как в банковском и страховом деле) позволило бы усилить контроль государства и повысить эффективность внешнеэкономических связей.

Серьезной проблемой повышения роли нашего государства в осуществлении внешнеэкономических связей, поставленной в последнее время некоторыми экономистами, является рассмотрение вопроса о возврате к государственной монополии внешней торговли. Обоснованное решение этого вопроса имеет огромное значение. За последние 15 лет (1993-2007 гг.) положительное сальдо торгового баланса нашей страны превысило триллион долл., в т.ч. за последние 4 года 565 млрд долл. В результате благоприятных условий торговли вследствие роста мировых цен на топливно-сырьевые товары нашей страной получена за 1999-

2007 гг. огромная сумма - 206,3 млрд долл., которая значительно превосходит аналогичные доходы в благоприятные периоды советской торговли. В то же время из-за отсутствия государственной монополии внешней торговли эти колоссальные доходы от внешней торговли только частично (за счет налогов и пошлин) получены государством. Введение монополии внешней торговли в нашей стране, хотя бы на товары, составляющие природные ресурсы, прежде всего на нефть и газ, несомненно, явилось бы важным источником финансовых средств, для подъема экономики России. Введение монополии внешней торговли не противоречит существующему нашему законодательству. Так, в законе о государственном регулировании внешнеторговой деятельности есть специальная статья, где сказано, что государство может вводить государственную монополию на вывоз отдельных товаров.

3. Для успешного развития российского экспорта необходимо дальнейшее совершенствование договорно-правовой базы международ-

ного сотрудничества с целью обеспечения доступа российских товаров на внешние рынки, отмена многих дискриминационных ограничений в торговле со стороны зарубежных партнеров. Приоритетное значение в этом вопросе приобретает присоединение России к Всемирной торговой организации. Однако главная задача на переговорах о вступлении России в ВТО - приемлемые для России условия членства.

4. На базе имеющегося экономического потенциала можно улучшить структуру экспорта. В последние годы существования СССР повысилась конкурентоспособность продукции ряда ведущих машиностроительных отраслей: авиакосмического комплекса, энергомашиностроения, в том числе атомного, и некоторых других. Поставлялись в значительных объемах российские автомобили, металлорежущие станки, комплектное оборудование, дорожностроительная техника, что показывает имеющиеся предпосылки развития экспорта машинотехнической продукции.

Советский Союз оказывал содействие в строительстве большого количества предприятий в Китае, восточноевропейских и некоторых развивающихся странах. Теперь эти предприятия нуждаются в модернизации, для чего привлекаются прежние российские поставщики. Это также является возможностью увеличения экспорта, в том числе машиностроительного.

В российском военно-промышленном комплексе по-прежнему сосредоточен мощный научно-технический потенциал, использующий в производстве самые современные технологии, продукция которого пользуется широким признанием на мировом рынке. В связи с этим на этой базе заложены возможности создания конкурентоспособной наукоемкой продукции гражданского назначения. Конечно, поддержание высокого научно-технического уровня производства ВПК и финансирование программ его конверсии также требует больших капиталовложений.

Значительные резервы имеются у России в увеличении экспорта военно-технической продукции в страны Центральной и Восточной Европы. Это связано с острой потребностью армий этих стран в модернизации и пополнении находящейся на их вооружении советской и российской боевой техники. Ряд стран Центральной и Восточной Европы вступили в НАТО. Однако переоснащение их

вооруженных сил боевой техникой НАТО обойдется крайне дорого. Поскольку их перевооружение займет, по крайней мере, не менее десяти ближайших лет и, в случае, если отношения России с НАТО будут складываться конструктивно, Россия имеет возможность в течение указанного срока поставлять свою военно-техническую продукцию в эти страны.

В настоящее время имеются большие возможности значительного повышения экономической эффективности экспорта и объема валютных поступлений на базе имеющихся экспортных ресурсов путем повышения степени переработки экспортируемого сырья и увеличения в экспорте доли полуфабрикатов и готовых изделий: концентратов, качественного проката, труб и окатышей вместо руд, чугуна, ферросплавов, нефтепродуктов и продукции нефтехимии вместо сырой нефти; фанеры, целлюлозы, бумаги, мебели вместо круглого леса и пиломатериалов, одежды и белья вместо текстильного сырья и тканей и т.д.

Нельзя также не отметить такой важный элемент экспортного потенциала, как технический сервис, который требует к себе постоянного внимания. Многие наши предприятия машиностроения отдают приоритет выпуску готовых машин и мало заботятся о выпуске запасных частей. Отсутствие своевременных поставок запасных частей в ряде случаев не дает возможности удовлетворять требования покупателей, что является тормозом для развития экспорта РФ продукции машиностроения.

В этой связи увеличение в торговле РФ машинами и оборудованием доли комплектующих изделий и запасных частей на базе расширения их производства, улучшение технического обслуживания проданной машинотехнической продукции является важным направлением расширения ее экспорта.

Очевидно, что состояние внешней торговли страны во многом зависит от уровня развития производства. Поэтому основой для успешного решения задач по совершенствованию структуры экспорта Российской Федерации являются подъем экономики страны, рост ее производственного и научного потенциала и

преодоление колоссального спада производства в 1991-1998 гг.

Так же очевидно, что одним из важнейших условий подъема экономики нашей страны, ее научного и производственного потенциала является увеличение капиталовложений в народное хозяйство. По некоторым оценкам, необходимый объем капиталовложений для подъема экономики страны составляет 140 млрд долл. в год. Конечно, эта сумма капиталовложений значительная. Но, даже только используя резервы по повышению эффективности внешнеэкономической деятельности нашей страны, о которых шла речь выше, можно получить необходимую сумму для капиталовложений в народное хозяйство. Изыскание этих резервов особенно важно в условиях финансово-экономического кризиса в стране.

Примечания:

1 Рассчитано по: International Trade Statistics WTO, 2007, р. : 209, 223, 225, 227.

2 Рассчитано по: Monthly Bulletin Of Statistics, 2007, September, November, p. 204, 232.

3 Рассчитано по: Monthly Bulletin of Statistics, 1995, September, 2008, April p.p. 116141

4 Народное хозяйство СССР 1922 -1982 гг.: Юбилейный статистический ежегодник. - М.: Финансы и статистика, 1982. - С. 55-58.

5 Российский статистический ежегодник. 2001-2007.

6 Рассчитано по материалам Министерства внешних экономических связей СССР.

7 Рассчитано по данным таможенной статистики.

8 Рассчитано по Auss enhandel. Reihe 1. Zussamenfassende Ubersichten fur den Aussenhandel. Stat. Bundesamt, Wiesbaden, 2005.

9 Рассчитано по: «Российский статистический ежегодник», 2007

10Рассчитано по методологии, приведенной монографии: В.Л. Сельцовский. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли - М.: Финансы и статистика, 2004, сс. 236237, 242-247.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.