Научная статья на тему '95. 01. 017. Xёmah Х. -Х. Экономические преобразования в России: политика стабилизации, смена системы и политико-экономическая взаимозависимость. Hohmann Н. -Н. Okonomische transformation in Russland: Stabilisierungspolitik, Systemwechsel und politisch-wirtschaftliche Interdependenzen //Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus. : Jahrbuch /Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen; Wien, 1993. - S. 153-164'

95. 01. 017. Xёmah Х. -Х. Экономические преобразования в России: политика стабилизации, смена системы и политико-экономическая взаимозависимость. Hohmann Н. -Н. Okonomische transformation in Russland: Stabilisierungspolitik, Systemwechsel und politisch-wirtschaftliche Interdependenzen //Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus. : Jahrbuch /Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen; Wien, 1993. - S. 153-164 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
78
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЛИТИЧЕСКАЯ БОРЬБА ЗА ВЛАСТЬ -РФ / -ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 017. Xёmah Х. -Х. Экономические преобразования в России: политика стабилизации, смена системы и политико-экономическая взаимозависимость. Hohmann Н. -Н. Okonomische transformation in Russland: Stabilisierungspolitik, Systemwechsel und politisch-wirtschaftliche Interdependenzen //Aufbruch im Osten Europas: Chancen fur Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus. : Jahrbuch /Hrsg. Vom Bundesinst. Fur ostwiss. U. intern. Studien. - Munchen; Wien, 1993. - S. 153-164»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

39

95 Ol 017

свободного предпринимательства на земле, поскольку эта форма собственности наделена всеми необходимыми атрибутами владения.

Как считает Ушаков, развитие этого института в России может быть использовано государством в качестве мощного социального амортизатора, особенно в современное кризисное время. Предоставление земельных участков в форме "собственности для пользования" можно было бы реализовать для целей компенсации тех потерь, которые понесла основная масса населения в результате "шока без терапии", в частности, для компенсации обвального обесценения вкладов населения в государственном Сбербанке, для погашения внутреннего государственного долга по товарным облигациям и др. (2, с. 4).

Е. Е. Луцкая

95.01.017. ХЁМАН Х.-Х. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ПОЛИТИКА СТАБИЛИЗАЦИИ, СМЕНА СИСТЕМЫ И ПОЛИТИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ. HOHMANN Н.-Н. Ökonomische Transformation in Russland: Stabilisierungspolitik, Systemwechsel und politisch-wirtschaftliche Interdependenzen //Aufbruch im Osten Europas: Chancen für Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus.: Jahrbuch /Hrsg. vom Bundesinst. für ostwiss. u. intern. Studien. — München; Wien, 1993. — S. 153-164.

В ежегодном сборнике "Прорыв в Восточной Европе: шансы для демократии и рыночной экономики после распада коммунизма", изданном Федеральным институтом восточных и международных исследований (Кёльн), значительное внимание уделяется экономике России в постсоветский период.

Х.-Х. Хёман посвящает свою статью экономическим преобразова-. ниям в России, акцентируя внимание на политике стабилизации в период смены систем и взаимозависимости экономики и политики. Он отмечает, что после падения "административной командной экономики" и окончательного распада СССР в конце 1991 — начале 1992 г. перед Россией и другими бывшими советскими республиками встала задача коренных преобразований политической и экономической системы, а также внутренней экономической и внешней политики. В экономике нужно прежде всего решить четыре тесно связанные между собой проблемы: стабилизировать экономический процесс, т. е. преодолеть спад производства и галопирующую инфляцию; заменить экономическую систему административного социализма рыночной экономикой; осуществить глубокие изменения экономических структур; заново организовать внешнюю экономику России, что потребует не только изменения механизма регулирования экономических отношений между странами СНГ, которые тоже стали международными, но и новых

95.01.017

40

подходов к реализации предполагаемого открытия рынка для мировой экономики. Даже при условии согласия по принципиальному решению этих проблем в России существуют серьезные разногласия по породу ключевых моментов, темпов и стратегии реформирования экономики. Дебаты о выборе направлений дальнейшего развития вызваны как неудовлетворительными предыдущими результатами процесса преобразований, так и их последствиями для различно политически и экономически ориентированных сторон. К хроническим проблемам плановой экономики "развитого социализма" (низкий экономический рост, малая эффективность процесса производства, низкое качество и пр.) с 1988 г. добавился "шок перестройки", который парализовал старую систему, державшуюся на окриках государственной бюрократии и экономическом вмешательстве КПСС, но не создал нового экономического порядка.

Предложенный В. Ельциным в октябре 1991 г. план реформирования прежней социалистической экономической системы в систему рыночную включал следующие мероприятия: дальнейший отпуск цен; отмену широкого государственного регулирования производства и изменение структуры аппарата власти; стабилизацию экономики путем новой организации финансовой системы, переход к жесткой денежной и финансовой политике, снижение субсидий и государственных расходов, сокращение расходов на вооружение; быструю приватизацию мелких предприятий, затем частичную приватизацию крупных государственных предприятий и земельную реформу; повышение конкурентоспособности путем антимонопольных мероприятий и допуска иностранных фирм; открытие российской экономики мировому рынку и постепенный переход к конвертируемости рубля; структурные изменения производства с акцентом на конверсию оборонной промышленности; гарантию пакета социальных мероприятий для смягчения последствий реформ. С началом реализации реформ выяснилось, что ряд мероприятий может быть осуществлен лишь постепенно и не в полном объеме. Учитывая неблагоприятные экономические и политические условия, можно рассчитывать только на начало изменения экономической системы и экономической политики, но никак не на начало систематических процессов трансформации. Резкий рост цен в начале 1992 г. (250% в январе и по 30% в следующие два месяца) имел как положительный (снижение спроса по сравнению с предложением и уменьшение очередей), так и отрицательный социальный эффект (снижение реальной зарплаты, уничтожение накоплений населения) (с. 158). Ухудшалось положение промышленности, особенно тяжелой и оборонной.

Обострение экономико-политической ситуации тормозило продвижение институциональных реформ, особенно темпы приватизации. Тем не менее в октябре 1992 г. началось распределение припаипацион-

41

95.01 017

ных чеков, и с начала 1993 г. население начало приобретать на аукционах акции приватизируемых государственных предприятий. Однако объявленные ранее претенциозные планы приватизации не могли быть осуществлены, и вскоре цена свободно продаваемого ваучера упала ниже его номинальной стоимости, доверие населения к ваучеру было подорвано. Вместе с тем приватизация продолжалась, и в конце 1992 — начале 1993 г. в частные руки перешло 40 тыс. мелких предприятий и более 180 тыс. частных крестьянских хозяйств (незначительная часть от общего числа) (с. 160).

Обострение политической борьбы за власть во время и после VII съезда народных депутатов в декабре 1992 г. не позволило достичь перелома экономических тенденций к лучшему. Начавшийся в последних кварталах 1992 г. экономический спад в 1993 г. ускорился, выросла инфляция, снизились ВНП, промышленное и сельскохозяйственное (в меньшей мере) производство. Ниже ожидаемого оказался уровень безработицы.

Касаясь будущего развития процессов трансформации, автор пишет, что обострение политической борьбы за власть, попытки оппозиции затормозить процесс преобразований создают дополнительные трудности для продолжения этих процессов, однако альтернатива "успех реформ с Ельциным или дальнейший политико-экономический спад", по мнению автора, вряд ли правомерна. Экономические преобразования и стабилизация на долгие годы останутся трудными и вызывающими сопротивление процессами. Об этом свидетельствует смена Е. Гайдара представителем старой администрации В. Черномырдиным. Но вряд ли данное обстоятельство можно считать признаком предстоящего реакционного поворота в российской экономической политике, поскольку отказа от политики реформ пока не последовало, а приоритетной экономико-политической целью объявлено сдерживание гиперинфляции. Если же за "большой" приватизацией последует "малая", это будет означать не только преемственность, но и новое формирование процессов трансформации. Правда, считает автор, такое развитие является не столько результатом умения правительства убеждать в необходимости такого развития, сколько следствием слабости оппозиции по отношению к курсу макроэкономической стабилизации и рыночно-экономических изменений, не умеющей предложить достойную альтернативу экономической политике Б. Ельцина и Е. Гайдара. Кроме того, совершенно очевидно, что возврат к прежним отношениям уже невозможен.

По мнению автора, главным для будущего развития России является решение вопроса, сможет ли российское общество в тяжелых условиях научиться экономическому выживанию и обеспечить его институционально или продолжится тенденция к катастрофическому спаду.

6-3917

95 01 018

42

Есть перспективы, внушающие надежды. Если бы в области денежной, валютной и финансовой политики был достигнут прогресс, то в ближайшие два-три года можно было бы рассчитывать на значительное торможение спада. Наиболее перспективными элементами такого развития могли бы стать:

— возникновение частного сектора, хотя бы частично компенсирующего падение производительности государственной экономики;

— консолидация государственного сектора путем реорганизации и повышения самостоятельности предприятий;

— постепенное усиление воздействия цен на процесс производства и инвестиций;

— стабилизация и консолидация экономических и валютных отношений внутри СНГ;

— укрепление регионального экономического развития путем увязывания (объединения) региональной экономической и финансовой политики, приватизации, создания местного среднего предпринимательства.

Запад должен внести свой вклад в экономические преобразования в России с помощью концепции партнерства, способствовать макроэкономической стабилизации, помогая преодолевать трудности в области энергетики, инфраструктуры, сельского хозяйства, а также содействуя изменению системы, структурным сдвигам и "внешнеэкономическому открытию" страны. В первую очередь следует поддерживать спонтанные изменения "снизу", возникновение новых региональных экономических и системных структур. Необходимы также сотрудничество Восток—Запад, междисциплинарное сотрудничество с Западом в области исследования изменений в России, а также интенсивное взаимодействие науки и практики и отказ от нового (денежно-политического и рыночно-экономического) догматизма в политике.

В. И. Шабаева

95.01.018. ШПИНДЛЕР Б. ПРОБЛЕМЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ, СТРУКТУРНЫЕ И СИСТЕМНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИИ.

SPINDLER В. Leistungs-, Struktur- und Systemprobleme der russischen Landwirtschaft //Aufbruch im Osten Europas: Chancen für Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch /Hrsg. vom Budesinst für ostwiss. u. intern. Studien. — München; Wien, 1993. — S. 185-194.

Один из авторов ежегодного сборника Федерального института восточных и международных исследований (г. Кёльн) Б. Шпиндлер анализирует в своей статье проблемы сельского хозяйства России По его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.