Научная статья на тему '95. 01. 025. Таннер Б. Россия: отсутствие видимых результатов политики стабилизации. Thanner В. Russland: kein schneller Erfolg der Stabilisierungspolitik absehbar // IFO-Schnelldienst. - Munchen, 1993. - Jg. 46, № 11/12. - S. 19-28'

95. 01. 025. Таннер Б. Россия: отсутствие видимых результатов политики стабилизации. Thanner В. Russland: kein schneller Erfolg der Stabilisierungspolitik absehbar // IFO-Schnelldienst. - Munchen, 1993. - Jg. 46, № 11/12. - S. 19-28 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
46
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ РЕФОРМЫ -РФ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ -РФ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Шабаева В. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «95. 01. 025. Таннер Б. Россия: отсутствие видимых результатов политики стабилизации. Thanner В. Russland: kein schneller Erfolg der Stabilisierungspolitik absehbar // IFO-Schnelldienst. - Munchen, 1993. - Jg. 46, № 11/12. - S. 19-28»

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК

ИНСТИТУТ НАУЧНОЙ ИНФОРМАЦИИ ПО ОБЩЕСТВЕННЫМ НАУКАМ

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ

НАУКИ

ОТЕЧЕСТВЕННАЯ И ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА

РЕФЕРАТИВНЫЙ ЖУРНАЛ СЕРИЯ 2

ЭКОНОМИКА

1

издается с 1972 г. выходит 4 раза в год индекс РЖ 2 индекс серии 2,2 рефераты 95.01.001-95.01.100

МОСКВА 1995

95 01.025

58

95.01.025. ТАННЕР Б. РОССИЯ: ОТСУТСТВИЕ ВИДИМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ПОЛИТИКИ СТАБИЛИЗАЦИИ.

THANNER В. Russland: kein schneller Erfolg der Stabilisierungspolitik absehbar // IFO-Schnelldienst .— München, 1993 .— Jg. 46, № 11/12 .— S. 19-28.

Западногерманский автор пишет, что на седьмой встрече в верхах в Токио обещание помощи России было обусловлено проведением последовательной политики стабилизации со стороны российского руководства. В конце марта 1993 г. ведущие представители МВФ отклонили все требования новых кредитов для России, обосновав это неконтролируемостью инфляции. Пакет помощи, согласованный в Токио и имеющий важное значение для политики реформ в РФ и странах СНГ, предполагает оказание помощи России из двух фондов — из уже созданного так называемого фонда МВФ по облегчению трансформации системы в размере 3 млрд. долл. и из фонда стабилизации рубля в объеме б млрд. долл. Конкретные выплаты из обоих фондов увязаны с тем, что Россия обязана, во-первых, давать объяснения по поводу проводимых реформ, а во-вторых, предъявить "первые результаты стабилизации денежной системы". Западная сторона считает, что главным препятствием стабилизации в России является политика Центрального банка России (ЦБР), поскольку безудержный рост кредитов экономике и государству явился базой для гиперинфляции. По мнению Таннера, трудности денежной стабилизации в России объясняются противоречивой позицией ЦБР по отношению к предприятиям, коммерческим банкам и государству. С самого начала реформ ЦБР практически был поставлен перед двумя противоречивыми требованиями: с одной стороны, для обеспечения стабильных цен он должен был ограничивать кредиты; но, с другой стороны, банк до сих пор является единственным институтом, который может предоставить в большом объеме финансовые средства для инвестиций в необходимую структурную перестройку. Это противоречие вряд ли может быть разрешено в рамках структур нынешней финансовой системы России.

Трудности анализа современных экономико-политических проблем России и стран СНГ автор видит в том, что в этих странах уже давно оперируют понятиями, заимствованными из западной экономической политики, — это прежде всего касается финансовых отношений между банками и госпредприятиями. Реформаторы эры Горбачева пытались перевести госпредприятия на систему хозрасчета, что стимулировало бы более эффективное использование средств производства и ресурсов. В этой системе децентрализации решений два элемента явно противоречили друг другу, что до сих пор оказывает влияние на развитие российской экономики: с одной стороны, крупные инвестиционные проекты по прежнему осуществляются централизованно через систему спе-

59

95.01.026

циальных фондов и соответствующих ассигнований предприятиям в сочетании с так называемыми госзаказами; с другой стороны, финансовые отношения между предприятиями и государством, соответственно банками, усложняются из-за относительно широкой автономии предприятий в осуществлении текущих расходов (они все больше финансируются кредитами коммерческих банков). Тем самым повышаются доля финансирования за счет привлечения средств со стороны, а также зависимость предприятий от государственных банков.

Современная российская система финансирования является, по западным критериям, противоречивым смешением "настоящих" кредитных операций, при которых кредитор сам несет риски и обеспечивает обслуживание долга, и множества сделок, при которых удается переложить риски по кредитам на другие банки или организации и тем самым хотя бы временно избежать нехватки наличных средств или неплатежеспособности: Здесь используются оставшиеся элементы традиционной планово-экономической системы со все возрастающим усилением элементов западной системы. Часть банков, прежде всего вновь созданных, работает по западным критериям, соблюдая относительно строгие условия финансирования, что соответственно ограничивает объем их сделок.

В. И. Шабаева

95.01.026. ЗИБУРГЕР М. МОНЕТАРНЫЕ ПРОЦЕССЫ В БЫВШИХ РЕСПУБЛИКАХ СОВЕТСКОГО СОЮЗА: РАСПАД РУБЛЕВОЙ ЗОНЫ.

SIEBURGER М. Monetäre Entwicklungen in den ehemaligen Sowjetrepubliken: Auflösung der Rubelzone // Aufbruch im Osten Europas: Chancen für Demokratie u. Marktwirtschaft nach dem Zerfall des Kommunismus: Jahrbuch / Hrsg. vom Bundesinst. für ostwiss. u. intern. Studien .— München; Wien, 1993 .— S. 194-206.

В статье научного сотрудника Федерального института восточных и международных исследований (г. Кёльн) отмечается, что сразу после провозглашения независимости бывшие советские республики не были готовы ввести собственные национальные валюты, и поэтому все пятнадцать республик на первых порах продолжали использовать прежнюю советскую валюту — рубль. Условия, сложившиеся в бывших республиках к моменту получения ими независимости, были неодинаковыми, и поэтому проводившаяся с 1985 г. экономическая реформа выявила региональные различия в области финансов и в других областях. В этой связи автор пытается выяснить возможность создания бывшими советскими республиками валютной зоны, последствия различной скорости рыночной трансформации их хозяйств, а также

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.