Научная статья на тему '25 лет математическому факультету'

25 лет математическому факультету Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
363
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «25 лет математическому факультету»

Хроника университетской жизни

25 лет математическому факультету

Они были первыми

В.А.Витязека

первый ректор Сыктывкарского университета, Почетный академик Международной академии наук высшей, школы

Всем, кто стоял у колыбели СГУ**, кто принимал первых абитуриентов, кто организовывал и проводил учебный процесс с первыми студентами, кто творил и спорил, каким должен быть первый университет Коми республики, тем повезло в жизни. Ведь только подумайте, перед ними стояла задача: сделать университет, создать его, как говорится, "на пустом месте".

Быть первыми в таком деле - ответственно, трудно, но и большая честь, Ведь университет - это такое учебно-научное учреждение, в котором

Здесь и далее СГУ - Сыктывкарский государственный университет (прим, редколлегии).

формируются необходимые качества современного специалиста: творческая смелость, самостоятельность поиска, стремление к оригинальным решениям, умение предвидеть народнохозяйственный эффект, принимать правильные решения в стрессовых ситуациях.

С появлением университета 25 лет назад начался новый этап высшего образования в нашей республике. Университетский учебный процесс строится, основываясь на принципах подготовки специалистов широкого профиля, образование которых в первую очередь базируется на глубоком освоении фундам ентальных дисциплин. Научное мышление, творческий подход к решению поставленных проблем формируется у будущих специалистов в ходе прохождения целой системы студенческой научно-исследовательской работы в течение всего периода обучения. Удалось ли нам, нашему университету занять достойное место в прославленном ряду университетов страны ? Теперь уже каждый житель республики с гордостью может сказать, что университет получился. Как все это начиналось? Самым трудным, пожалуй, было формирование про-фессорско - преподавательского состава и руководства: проректоров, деканов, заведующих кафедрами. Особенные трудности вызывал физи-ко - математический факультет. Дело в том, что к периоду создания университета в республике быстрыми темпами шло развитие народного хозяйства, науки, культуры. Однако научные исследования развивались однобоко. В академических учреждениях сформировались довольно сильные коллективы ученых: геологов, биологов, историков, филологов, экономистов, географов. И почти совсем не проводились исследования по точным наукам. В республике были единицы "остепененных" физиков, математиков, химиков, они были заняты в высших учебных заведениях. Не было ни одного доктора физико - математических наук.

Для работы на кафедре обшей физики из республики нам удалось привлечь только одного "остепененного" преподавателя пединститута - доцента, кандидата физико-математических наук Феликса Александровича Бабушкина. Это был прекрасный педагог, талантливый ученый и вообще замечательный человек. Он и стал первым заведующим этой кафедрой. Вокруг него стал формироваться коллектив молодых преподавателей, в основ-

Ф.А.Бябушкин

ном выпускников Ленинградского госуниверситета - одного из лучших университетов мира. К счастью, к этому времени закончили аспирантуру ЛГУ Н.А.Тихонов и В.П.Марков. Они стали первыми преподавателями кафедры. О них впоследствии я проявляла особую заботу. Можно сказать, лично руководила их деятельностью, выдвигая на разные должности, направляя и помогая в работе. Думаю, что я не ошиблась: Николай Александрович сейчас - проректор по научной работе СГУ, а Валерий Петрович -заместитель председателя Госсовета РК, и продолжает работать в университете. - ■ ' ■

Для руководства кафедрой высшей математики пригласили известного математика с большим стажем работы в центральных вузах профессора Николая Адриановича Фролова, который в то время работал в Московском энергетическом институте. Николай Адрианович с большой ответственностью отнесся к формированию кафедры.

По кадровым вопросам ректорат вел работу с целым рядом университетов Страны. Нас интересовали выпускники аспирантуры, особенно по национальности коми. Так, одним из первых, на кафедру был зачислен, кроме уже названных, В.Т.Уляшев, затем В.М.Юркин, И.А.Попов, А.П. Туры-шева. После окончания аспирантуры к нам пришел Геннадий Васильевич Уфимцев. Помню, что он произвел на меня очень хорошее впечатление, и я возила его по городу в своей машине и рассказывала о достопримечательностях столицы республики. Это был сильный махематащ, Позже он был назначен проректором по учебной работе. Я возлагала на него большие надежды, но, к сожалению, такая деятельность его не привлекала. Несколько позже в число преподавателей были зачислены Я.М. Элиашберг (очень талантливый и трудолюбивый математик), Ю.А. Салга-ник, Л.М.Хаютин, А.А.Шеин. Это все были молодые преподаватели: их еще надо было учить педагогическому мастерству. И мы их учили: проводили семинары на кафедрах и общеуниверситетские, направляли в командировки и стажировки в университеты Москвы, Ленинграда, Новосибирска, Ярославля и других городов страны.

Н.А.Фролов

Первым преподавателям, как и первому ректору, было очень трудно: они не только должны были разработать читаемые ими курсы, но и готовить методические материалы (учебников не хватало), создавать лаборатории, практикумы и т.д. Но работа кипела, все работали дружно. И все же постоянно чувствовалось отсутствие опытных преподавателей по многим предметам. Для чтения лекций мы приглашали маститых ученых и преподавателей из других университетов страны на 1-3-6 месяцев. Они ехали к нам с удовольствием: во-первых, это было престижно, во-вторых, хорошо оплачивалось. Так в нашем университете читали лекции М.З.Соломяк, профессор Ю.А.Волков и многие другие, даже Герой Социалистического Труда, профессор биологии из ЛГУ Борис Петрович Токин.

В становлении профессорско-преподавательского состава университета титаническую работу проводил проректор по учебной и научной работе Борис Янович Брач. Это было очень трудно, многое получалось благодаря его настойчивости, дипломатичности и знания руководства ЛГУ: ректората и факультетов, где он раньше работал.

Вначале в университете было лишь два факультета - гуманитарный и естественный. Физики и математики вошли в состав естественного факультета, первым деканом его был доцент Олег Владимирович Петров, приглашенный из ЛГУ, - очень опытный и знающий преподаватель (его иногда называли "ходячая энциклопедия"). В 1973/74 учебном году, с появлением второго курса, физмат выделился в самостоятельный факультет, его деканом стал доктор физико-математических наук из ЛГУ Владимир Федорович Демьянов, а затем его сменил, также ленинградец, Алексей Елисеевич Гри-щенко.

На примере этого факультета особенно четко проявился стиль классических университетов, на нем развивались традиции Ленинградского университета. Характерным было развитие научных исследований, во многих из них активное участие принимали студенты. На этом факультете на высоком уровне проводились научные конференции, симпозиумы, семинары. Много интересных задумок было в общественной жизни факультета, в частности "Дни факультета". Я посещала все "Дни факультета". Было очень интересно: это была школа для "оттачивания ума".

Особенно научная деятельность факультета усилилась с приходом на факультет очень талантливого организатора, ученого и педагога Евгения Ильича Михайловского. Именно при его активном участии ректорату удалось создать вычислительный центр, что придало университету совсем другое звучание. Теперь выпускники физмата пользуются большим спросом, как современно образованные специалисты.

M a m е м а т и ч еда Qера к у л ып ещ

• Декан - доцент, кандидат физико-математических наук И.И.Баженов Телефон: (8212) 43-62-03, Факс: (8212) 43-18-88

Электронная почта: [email protected] Студентов - 256 (дневная форма обучения) Профессоров, докторов наук - 5 Доцентов, кандидатов наук - 23 Старших преподавателей, ассистентов - 8

• Кафедры:

- математического анализа (зав. каф. - кандидат физико-математических наук, до-. цент Ю.Н.Шерпш. тел. (8212) 43-63-09). '

- прикладной математики (зав. каф. - кандидат физико-математических наук, доцент А.А.Васильев, тел. (8212) 43-44-70);

- математического моделирования и кибернетики (зав. каф. - доктор физико-математических наук, профессор Е.И.Миханловский, тел. (8212) 43-63-09):

- геометрии, математической статистики и теории управления (зав. каф. - доктор физико-математических наук, профессор А.Н.Тнхомпрон. тел. (8212) 43-44-70);

• Специальность (и специализации): математика (математический анализ вычислительная математика, математическая теория управления, математическое моделирование, математические методы в экономике).

• Направления научной деятельноегн факультета: метрические проблемы теории функций и дифференциальных уравнений; исследование экстремальных свойств сплайнов, их приложений в численных методах и машинной графике, разработка численных методов решения задач оптимизации; разработка нелинейных моделей и численных методов в механике деформируемого твердого тела; аналитические и геометрические вопросы теории динамических систем.

Вспоминает Г.В.Уфимцев

В Сыктывкар я приехал из Ленинграда в середине мая 1972 года. Город поразил меня аккуратностью и чистотой. И до этого приходилось бывать на Севере. Был в Заполярном, в Певеке, и сложилось впечатление, что непременным атрибутом северного города являются грязь, неприветливый вид строений, какая-то убогость. Через некоторое время, когда стала появляться листва, другое открытие - Сыктывкар оказался чудесным зеленым городом. Приятно было бродить в свободное время по улицам под сводами деревьев. В таком городе хотелось работать всю жизнь.

Штаб университета - так, по-видимому, можно было назвать его первую немногочисленную администрацию - находился в пединституте. Возглавляла этот штаб энергичная, обаятельная женщина, доктор географических наук, ректор университета Валентина Александровна Витязева. Университет еще строился, Валентина Александровна, а затем и Борис Янович Брач, кандидат химических наук, назначенный проректором по учебной и научной работе, знакомили всех прибывающих с городом и помогали устроиться с жильем. Удостоился такой чести и я. Валентина Александровна посадила меня в машину и показала город, а затем я получил ключи от комнаты нашего временного преподавательского общежития в только что построенном доме по улице Пушкина.

Под общежитие была определена большая пятикомнатная квартира. В течение лета она заполнялась приезжающими преподавателями. До сентября-октября 1972 года ее хозяевами стали Яков Матвее-

вич Элиашберг - математик, Анатолий Иванович Терентьев - экономист, Леонид Маркович Хаютин.....физик, Юрий Андреевич Салганик

- физик и я. В начале сентября здесь же поселился доктор физико-математических наук Михаил Захарович Соломяк, командированный из Ленинградского университета на год в СГУ для чтения лекций по математическому анализу. Я.М.Элиашберг и я хорошо знали Михаила Захаровича по учебе в ЛГУ и были рады его приезду. Человек чуткий, отзывчивый, прекрасный педагог, нам, начинающим преподавателям, он помогал и советом, и делом.

Я был принят на работу ассистентом кафедры высшей математики. Правда, самой кафедры еще не существовало. Но был уже назначен заведующий будущей кафедрой, профессор Московского энергетического института Николай Адрианович Фролов. Он был в Москве. Впервые я с ним встретился в августе, незадолго до занятий.

Мне было поручено подготовить материал для вступительных экзаменов по математике для поступающих на специальности "математика", "физика", "химия", "биология", "планирование промышленности" и слать материал в июне проректору. До поступления в Ленинградский университет я три года проработал в школе, и, невидимому, это тоже сыграло свою роль в назначении меня, ассистента, председателем приемной комиссии по математике, так как школьный курс я знал хорошо. И все же задача для первого раза представлялась мне сложной. Не зная ни будущего конкурса, ни степени подготовленности абитуриентов, нужно было, если и не попасть в "яблочко", то, по крайней мере, не угодить в "молоко". Поэтому я решил подготовить два набора разных по сложности вариантов и два. комплекта билетов и попросил командировку в Ленинградский университет для консультаций. Такая предосторожность оказалась оправданной. Первый конкурс был таким, что оба набора вариантов были почти полностью употреблены в дело.

Так как об образовании Сыктывкарского государственного университета знали на периферии немногие, прибывающих в июне-июле преподавателей посылали в командировки с заданием информировать наших будущих абитуриентов через все имеющиеся средства массовой информации об открытии университета и о его факультетах. В конце июня, когда экзаменационный материал был сдан проректору Б.Я.Брачу и заперт в сейф, побывал в такой командировке и я. Прилетел в Воркуту, отдал сообщение на радио, заметку - в местную газету

и выступил по телевидению. Сразу же пришлось отвечать на телефонные звонки. Звонили, как правило, родители, спрашивали о факультетах, специальностях, экзаменах - уточняли услышанную информацию.

В июле были открыты месячные бесплатные подготовительные курсы. Набралось два потока желающих. В одном потоке занятия вел выпускник Горьковского университета Анатолий Алексеевич Шеин, во втором - я. Две аудитории, на 150 человек каждая, были заполнены полностью. Эти занятия доставляли мне огромное удовольствие. Интерес к университету был просто потрясающим. Конкурс оказался выше, чем мы ожидали. Некоторые числа помню до сих пор. У физиков на 50 мест претендовало более 100 человек, у математиков на 50 мест - около 150 человек, у экономистов конкурс был более четырех человек на место, у химиков - более трех человек на место, у биологов на 50 мест было подано около 80 заявлений.

К августу была полностью сформирована предметная комиссия по математике. В нее, кроме меня, входили: окончивший аспирантуру ЛГУ и защитивший кандидатскую диссертацию, принятый в университет старшим преподавателем, Я.М.Элиашберг, уже упомянутый мной А.А.Шеин, выпускник МГУ (впоследствии доктор физико - математических наук, профессор МГУ) Сергей Александрович Габов, аспирантка ЛГУ Галина Николаевна Кутьина.

Так как комиссия для предстоящей работы оказалась малочисленной, в нее был приглашен окончивший МГУ и принятый в университет ассистентом физик Ю.А.Салганик, входивший сразу в две комиссии - математиков и физиков. Между членами комиссии сразу же установились дружеские отношения. Работали с энтузиазмом, времени не замечали. Письменные работы проверяли до поздней ночи.

Наконец, экзамены были окончены, студенты зачислены, началась нормальная жизнь учебного заведения. Правда, учебные занятия на первых порах велись не ежедневно. Два-три дня в неделю студенты работали - достраивали свой университет. Душой этого строительства . был первый проректор по административно-хозяйственной работе Владимир Иванович Киселев. Он обладал обширными связями, в общении был простым, приятным человеком, но, несмотря на свою молодость, требовательным в работе. К сожалению, в 1973 году он умер , в результате несчастного случая.

Занятия велись в одну смену с 10 часов утра. Университет первый год состоял из двух факультетов: естественного и гуманитарного. В

естественный были объединены математики, физики, биологи и химики. Деканом естественного факультета был прибывший из ЛГУ, кандидат биологических наук Олег Владимирович Петров. В гуманитарный входили экономисты и филологи. Деканом гуманитарного факультета, а впоследствии экономического, был назначен кандидат экономических наук Геннадий Тимофеевич Мамаев, перешедший в университет из Коми филиала АН СССР.

В первый год своей работы в университете я читал лекции и вел практические занятия по высшей математике у экономистов и биологов, подружился с Геннадием Тимофеевичем и видел, как он работает. Приходил он на факультет до начала занятий, а уходил поздно вечером. Он говорил мне, что просмотрел массу литературы по новому для него делу. К организации учебных занятий подходил чрезвычайно серьезно. Однажды он прочитал мне целую лекцию о том, как методически грамотно нужно составлять расписание занятий. Эта информация мне скоро пригодилась, когда в 1974/75 учебном году я в качестве заместителя декана ф и з и ко- м ате м а г и ч ее ко го факультета сам составлял расписание занятий.

Огромную помощь в становлении Сыктывкарского университета и особенно его физико-математического факультета оказывал Ленинградский университет. В первые же годы в СГУ были командированы доктора и кандидаты физико-математических наук, замечательные педагоги Михаил Захарович Соломяк, Владимир Федорович Демьянов, Василий Николаевич Малоземов, Юрий Александрович Волков, Виктор Федорович Осипов.

В 1973 году естественный факультет был разделен на два: физико-математический и химико-биологический. Доктор физико-математических наук В.Ф.Демьянов был первым деканом физико-математического факультета СГУ. Вместе с В.Н.Малоземовым, который прибыл с ним, они развернули бурную деятельность по организации учебного процесса и студенческой жизни на факультете. На основе министерского учебного плана для специальности "математика" был составлен, и утвержден на Ученом совете университета новый учебный план, который незначительно отличался от аналогичного плана для математиков ЛГУ. За год работы по их инициативе были составлены тесты почти по всем разделам математики, читаемым на младших курсах. На факультете стала выпускаться веселая, остроумная стенгазета, главным редактором которой был В.Н.Малоземов; был проведен'

первый день физмата; были организованы студенческие органы самоуправления по подобию ЛГУ. Физмат СГУ в этот период напоминал матмех ЛГУ. * \ . .

.Несколько подробнее остановлюсь на работе кафедры высшей математики, старшим преподавателем которой я был с сентября 1972 года. Эта кафедра в первом учебном году была немногочисленной и единственной математической кафедрой в университете. В начале учебного года в ней'работали: М.З.Соломяк, Я.М.Элиашберг, А.А.Ше-ин, Людмила Петровна Ярославцева, Г.В.Уфимцев. В 1973 году, во втором семестре, на кафедру были приняты: выпускник ЛГУ Александр Иванович Генералов и окончивший Ленинградский политехнический институт Марк Леонидович Герасин. Возглавлял кафедру профессор Николай Адрианович Фролов. Родом из Сыктывкара, с огромным жизненным опытом и большим педагогическим дарованием, написавший несколько книг по различным разделам высшей математики, он оказался как раз там, где был особенно нужен в этот период. Человеком он был принципиальным и, когда считал себя правым, отстаивал свою точку зрения с поразительным упорством. Я неоднократно слышал его выступления на Ученом совете университета, на факультетских собраниях и всегда удивлялся его умению кратко и четко изложить суть проблемы и почти с математической строгостью показать ее решение. Убежден, что многие, слышавшие его выступления, были покорены его смелостью и логикой доказательств. Но с нами, "неоперившимися птенцами4, он вел себя по-другому. Посетив чью-либо лекцию (а посещал он часто и считал это своим долгом), замечания свои высказывал в корректной доброжелательной форме. Замечания эти были, как правило, немногочисленны, но существенны. Вместе с Я.М.Элиашбергом он был инициатором наших походов в детскую музыкальную школу, в которую в то время регулярно приезжали музыканты из крупных городов и давали концерты-лекции. Плата была символическая.

Сразу же, как только начался учебный год, М.З.Соломяком, Я М. Элиашбергом и Револьтом Ивановичем Пименовым был организован городской научный семинар по математике. Собирались и делали доклады в Коми филиале АН СССР у Револьта Ивановича после работы по вечерам. В следующем году некоторые семинары проводились и в университете. Тематика была самая разнообразная, в основном рассказывали о своих исследованиях. Некоторые доклады были с про-

должением. В конце семинара договаривались о дате проведения следующего. Объявления вывешивались в университете, в пединституте и в филиале лесотехнической академии. Помню, что в 1972/73 учебном году на семинаре выступили Р.И.Пименов (дважды), М.З.Соломяк, Я.М.Элиашберг (дважды), Г.В.Уфимцев, Владимир Николаевич Алек-сюк и 'Александр Григорьевич Порош кин из пединститута, Геннадий Григорьевич Евстафьев из филиала лесотехнической академии.

Особую роль в планировании и организации научной работы кафедры высшей математики играл Яков Матвеевич Элиашберг. Фигурой и возрастом он в те годы мало отличался от студентов, был с ними доброжелателен, и студенты ему отвечали своей любовью. Лекции он стремился читать понятно, не отступая в то же время ог математической строгости изложения. И, мне кажется, ему это удавалось.

Весной 1974 года по его инициативе была проведена первая на физмате студенческая научная конференция, на которой выступали и преподаватели, посвященная 120-летию со дня рождения А.Пуанкаре. Он же был инициатором и вместе с ректоратом СГУ организатором "Школы глобального анализа", которая состоялась в университете в 1976 году с участием В.И.Арнольда.

Талантливый математик", находящийся, что называется, на острие научных исследований в своей области, Яков Матвеевич не мог, как мне казалось, работать в одиночестве и постепенно создавал на кафедре коллектив научных единомышленников. К ним я бы отнес Алексея Викторовича Жубра, Николая Михайловича Мишачева, Виктора Ивановича Звонилова, Вячеслава Михайловича Харламова. Таковыми они, по-моему, являются и сейчас.

Так начинался физико-математический факультет Сыктывкарского государственного университета.

Юность физмата, или

Мы не боялись выглядеть дураками

' i V :ч ' 1Л v ^V"

А.Е.Грищенко

В Сыктывкарский университет я прибыл летом ] 974 года. До этого я работал на физическом факультете Ленинградского университета. Мне было поручено возглавить физико-математический факультет СГУ в. качестве декана.

Начинался третий год работы университета. Количество студентов на физмате увеличилось еще на 100 человек (50 физиков и 50 математиков). Преподаватели сгруппированы на трех кафедрах: общей физики (заведующий Ф.А.Бабушкин), математики ( заведующий Н.А.Фролов) и прикладной математики (заведующий В.Ф. Демьянов).

Пришел сентябрь 1974 года. Н.А.Фролов, будучи прикомандированным для работы в СГУ из Московского энергетического института, еще не приехал. Также отсутствует В.Ф.Демьянов, который построил свою работу в 1974/75 учебном году методом командировок из Ленинградского университета. Ряд аспирантов-целевиков отказались от распределения в Сыктывкарский университет. Преподавательский состав не укомплектован. Но учебный план необходимо выполнять.

\

Молодость преподавателей, будучи, недостатком в связи с отсутствием педагогического опыта работы, в 1974 году превратилась

в огромную силу. Именно молодые преподаватели обеспечили работу факультета за счет большой аудиторной нагрузки и перенапряжения духовных и физических сил.

Н.А.Фролов и Ф.А.Бабушкин оказывали большую методическую помощь молодым преподавателям. Профессор В.Ф. Демьянов много внимания уделял подготовке кадров через аспирантуру для Сыктывкарского университета. Кафедра прикладной математики была фактически полностью укомплектована его учениками.,

В.Ф.Демьянов вместе с доцентом ЛГУ В.Н.Малоземовым проявили себя не только как великолепные математики - профессионалы, но и как умелые организаторы студенческой жизни. Именно они организовали знаменитую стенную газету "Две недели", которая на протяжении многих лет сохраняла дух физико-математических факультетов, включая искрометный юмор, информативность, способность мобилизовать коллектив на решение всевозможных задач.

Не могу не сказать о Г.В.Уфимцеве, который был тогда заместителем декана. Умный и практичный, прошедший хорошую школу учебы и аспирантуры матмеха Ленинградского университета, имевший опыт педагогической работы, Геннадий Васильевич много делал для становления факультета. При решении всех вопросов он занимал принципиальную и жесткую позицию. Быстро убедившись, что эта его позиция "вычислена" его аналитическим умом и является правильной, в дальнейшем я ему доверял полностью.

Координацию работы факультетов осуществлял ректорат, возглавляемый профессором В.А.Витязевой. Обсуждение всех вопросов осуществлялось на еженедельных совещаниях в ректорате, на которых присутствовали деканы, руководители общественных организаций и приглашенные (в зависимости от обсуждаемых вопросов). В.А.Витязева умело назначала докладчиков, заботясь о максимальной пользе, которую можно извлечь из выступлений и обсуждения. Наиболее серьезные вопросы, требующие коллективного обсуждения и принятия решения, выносились на Ученый совет университета. Все вопросы готовились тщательнейшим образом, с привлечением всех, имеющих опыт. Четкая работа университета в первые годы обязана именно такой жесткой системе решения вопросов, являющейся вместе с тем элементом самообразования и самоорганизации коллектива сотрудников.

Это позволило уже в 1975-1976 учебном году организовать факультетские Ученые советы. Работа в автономном режиме полезна в

связи с тем, что выявляет новый элемент обучения. Это обучение на собственных ошибках. Этот способ обучения является очень характерным для России. Я думаю, что каждый преподаватель должен пройти через систему педагогических заблуждений и ошибок. К этому надо относиться как к своеобразному педагогическому приему. Когда курица в определенный момент времени начинает отгонять от себя своих цыплят, она, по-видимому, инстинктивно " руководствуется" этим же принципом.

Физико-математическому факультету удалось благополучно пройти эту стадию становления.

С 1975 года на физико-математическом факультете начал функционировать философский семинар. Мы рассматривали его как форму повышения квалификации. Мне как представителю семинара пришлось прочесть самый первый доклад в феврале 1975 года. Доклад назывался: "Система организации управления наукой". За более чем 10-летнюю работу семинара было обсуждено более 100 естественнонаучных, философских и организационных тем, включая вопросы кибернетики, компьютеризации, методологии преподавания и т.п. Именно на этом семинаре вырабатывалась стратегия развития вычислительного центра университета и разрабатывались практические рекомендации первого этапа компьютеризации кафедр.

В том же 1975 году мы попытались организовать общегородской семинар физиков. На первом заседании присутствовало около 40 человек, включая наших физиков и сотрудников геологического института Коми филиала АН СССР. Правда, в то время эта работа не нашла своего продолжения.

В целях помощи школьникам тогда же была организована заочная физико-математическая школа (ЗФМШ). Эту работу координировал талантливый педагог-математик В.Д.Яковлев. Его работу в этом плане трудно переоценить. В конечном итоге она способствовала повышению качества преподавания математики в школах Коми АССР. Многочисленные ученики В.Д.Яковлева становились победителями республиканских Олимпиад по математике, а после окончания школы успешно учились на физико-математическом факультете.

Необходимо отметить еще одно важное дело, начатое в 1975 году. В апреле был подготовлен и проведен первый День физмата. Эти Дни превратились в великолепную традицию. После этих Дней

я чувствовал, что студенты, слушавшие мои лекции по механике и молекулярной физике, продолжают относиться ко мне как к члену команды КВН преподавателей и ждут шуток. Я старался оправдать их ожидания.

Как известно, университетское образование в классическом виде выглядит следующим образом. В течение пяти полугодовых семестров ведется преподавание общих курсов, являющихся систематическим изложением устоявшихся знаний, основных закономерностей, приемов математического анализа результатов исследований и т.д. Студент получает такую "грунтовку", которая позволяет ему, используя метод аналогий, решать вопросы, в которых до сих пор он был дилетантом.

Способ получения новых данных, которые еще не описаны в книжках, требует и новых весьма специфических подходов. В основе этих подходов лежит обучение студента путем его участия вместе с преподавателем-ученым в разработке какой-либо научной темы. Обязанность преподавателя университета интенсивно заниматься научными исследованиями не является садомазохистским приемом администрации университета. Это является основой университетского преподавания. Научные исследования - это "питательный бульон" для развития специализаций. Спецкурсы должны быть основаны, как правило, на результатах собственных исследований. Иначе спецкурс лишается главного, ибо в спецкурсе необходимо раскрыть тайну развития научной проблемы, приобщить студента к процессу творчества.

Ретроспективный анализ убеждает меня, что постановка научных исследований и создание э ксп ер и м е нташ, н о й базы явились наиболее трудными этапами в организации нового физико - математического факультета.

В 1975/76 учебном году Ленинградским университетом по нашей просьбе в Сыктывкар были командированы В.С.Сказка, В.И. Круглое, Е.П.Денисов. Все они имели большой опыт научной работы и руководства дипломными работами.

В 1976 году на факультете была организована новая кафедра экспериментальной физики. Заведующим кафедрой был избран B.C. Сказка. Заведующим кафедрой общей физики был избран В.И. Круглое. Бывший заведующий Ф.А.Бабушкин ушел в творческий отпуск для подготовки докторской диссертации.

Заведующим кафедрой прикладной математики был назначен В.И.Шушков. Кафедру высшей математики возглавил Я.М. Элиаш-берг. Математическая эрудиция в сочетании с юмором сделали его одним из любимейших преподавателей факультета. Пользуясь тем, что один из пригородов Сыктывкара почему-то называется Парижем, Я.М.Элиашберг, приглашая абитуриентов поступать на физмат, говорил: "В мире есть два университета, из окон которых виден Париж".

Усилиями всех преподавателей и сотрудников удалось объединить научные исследования вокруг научных тем, соответствующих специализациям кафедр. Были разработаны учебные планы четырех (по числу кафедр) специализаций, разработаны программы спецкурсов. Начато создание научно-исследовательских лабораторий. В общем, "процесс пошел"..

Наличие педагогического института и филиала АН СССР в Сыктывкаре позволяло найти специалистов - филологов, историков, экономистов, биологов. Это облегчало формирование коллективов соответствующих кафедр. Труднее было физмату. На первом этапе тут нужно было ориентироваться на приглашенных специалистов. Одновременно возникала задача на будущее: организация " самопроизводства" кадров. Судя по моим старым записям (дневникам), ни одно заседание актива, Ученого совета факультета, методической комиссии не проходило без анализа работы комсомольского актива. Я твердо убежден, что в вузе должны функционировать студенческие общественные организации, неважно как они называются. Их работу следует рассматривать как часть учебного процесса. Анализ их работы позволяет формировать резерв студентов (будущих выпускников) для дальнейшего обучения в аспирантуре и в перспективе для работы в университете.

Я считал своей святой обязанностью по максимуму способствовать поступлению в аспирантуру всех наших выпускников, зарекомендовавших себя с наилучшей стороны как по части успеваемости, так и проявлявших заметную общественную активность.

Когда в СГУ появилась первая именная стипендия им. И.А. Куратова, ее стипендиатом стал студент физмата, секретарь бюро ВЛКСМ факультета, отличник Ю.Беляев.

Когда в СГУ появилась первая Ленинская стипендия, ее стипендиатом стала студентка физмата, председатель учебно - воспи-

тательной комиссии (УВК), отличница, первая выпускница физмата, окончившая СГУ с наивысшим средним балом 5,0 Н.Габова.

Автором первой кандидатской диссертации по математике, выполненной в СГУ, явился Н.М.Мишачев.

Автором первой кандидатской диссертации по. физике, выполненной в СГУ, явился К.Г.Попов.

В.С.Сказка оказался первым в университете сотрудником, защитившим диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук.

Первым научным сборником, подготовленным на физмате, явился сборник "Электрохромный эффект" (заведующий кафедрой В.И. Круглов).

Первое на факультете свидетельство об изобретении получил В.И. Круглов.

Анализируя свою работу в качестве декана физмата, я пришел к выводу, что работе администратора способствуют три формы планирования: текущее (на месяц), на учебный год и перспективное. Главным является перспективный план, охватывающий подготовку методических пособий, вопросы повышения квалификации, подготовку диссертаций, развитие, например, вычислительного центра, и т.д. По моему мнению, не следует ограничивать число преподавателей, имеющих своей целью защитить, например, докторскую диссертацию. Здесь следует руководствоваться еще и тем, что цель определяет и расширяет возможности человека и делает его работу более продуктивной.

Хорошо составленный перспективный план - лучший способ экономии времени и, кроме того, предостерегает от случайных, непродуктивных действий. План на учебный год и месячные текущие планы при наличии перспективного могут быть составлены автоматически. Это позволяет максимально повысить свой "коэффициент полезного действия".

1977 год - исторический год в жизни СГУ. Университет начал "выдавать" продукцию. Радостям не было конца. Были вручены первые дипломы о высшем университетском образовании. В Коми появились первые математики и физики с университетским образованием. Заработал своеобразный конвейер. Трудно описать, как грустно расставаться со своими студентами, прошедшими весь курс обучения в университете. Выпускные вечера на факультете были праздниками "со слезами на глазах".

В 1982 году исполнилось 10 лет со дня городе Сыктывкаре, который оказался 864-м вузом Ошкшам юза.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Приведу некоторые числа, количественно характеризующие физико-математический факультет 1982 года. На факультете работало 38 преподавателей, из них 2 доктора и 22 кандидата наук. Всего на факультете вместе с вычислительным центром (ВЦ) - 83 сотрудника и преподавателя.

В 1982 году в Сыктывкарском университете работало 23 выпускника физмата (Нефедов, Беляева, Тимофеев, Осипов, Третьяков, Пунегов, Казаков, Демин, Вавилова, Ручин, Костырев, Завалов, Суханова, Антоновский, Гайсин, Килюшева, Мишенин, Чупров, О.Попов, Тарасов, Шаргалин, Буханцов, Вежов).

В 1982 году в очной аспирантуре училось 11 физматовцев ( Баженов, Полещиков, Захаров, Беляев, Сивков, Столыпко, Бадокин, Котов, Мызников, Краев, Юркин).Четверо учились в заочной аспирантуре (Герасин, Никитенков, Шеин, Звонилов).

В 1982 году из 38 преподавателей 22 имели стаж, превышающий 5 лет (из них 4 работало более 10 лет). Стаж до 5 лет имело 16 преподавателей.

Коллектив физмата рос и мужал.

Встречаясь с выпускниками физмата и чувствуя их тягу к своей альма-матер, я говорил им, что мы в общении со своими учениками всегда брали пример с великих ученых нашего времени. Известно, например, что вокруг Нильса Бора, одного из творцов современной физики, группировалось большое число одаренных людей из разных стран мира. Многие из них добились впоследствии больших успехов в своих исследованиях и стали лауреатами Нобелевской премии. Когда Н.Бора в конце его жизни спросили, как ему удалось объединить вокруг себя такую массу талантливой молодежи, он ответил: "Мы никогда не боялись выглядеть перед ними дураками".

Рассказывая это выпускникам физмата СГУ, я добавлял, что если им иногда казалось, что мы делаем что-то не то и выглядим не очень умно в процессе преподавания, то это был просто педагогический прием, разработанный великим Нильсом Бором.

The faculty of mathematics

Bean - I.I.Bazhenov Associate Professor, Ph.D. Telephone: (8212) 43-62-03, Fax: (8212) 43-18-88 E-mail; [email protected] Student body - 256 full-time students

5 professors, D.Sci. ,

23 Associate Professor. Ph.D. 8 senior lecturers and lecturers

• Chairs:

- - mathematical analysis (holder of the chair - Ph.D., Associate Professor J.N.Shergin, telephone (8212) 43-63-0.9);

- applied mathematics (holder"of the chair - Ph.D., Associate Professor A.A.Vasilijcv, telephone (8212) 43-44-70); -

-mathematical modelling and cybernetics (holder of the chair - D.Sci. , Professor . E.I.Mikhailovskii, telephone (8212) 43-63-09);

- geometry, mathematical statistics and control theory (holder of the chair - D.Sci. , Professor A.N.Tikhomirov, telephone (8212) 43-44-70);

• Majoring in: mathematics (mathemalical analysis, computational mathematics, mathematical theory of control, mathematical modelling, mathemalical methods of economics).

• Major fields of research: metrical problems of function theory and differential equations: investigation of extremal properties of splines, its applications to numerical methods and computer graphics, developing numerical methods of optimization problems; developing nonlinear models and numerical methods of mechanics of deformed rigid body, analytical and geometrical questions of dynamical systems theory.

. Кафедра высшей математики -

- математического анализа х Сыктывкарского государственного

университета за 25 лет

А.Г. Порошкин

Кафедра высшей математики - первая математическая кафедра университета. Она была организована еще до начала первого учебного года и вместе с четырьмя другими кафедрами (физики, биологии, химии, физиологии) вошла в состав естественного факультета (декан -доцент О.В.Петров). Кафедра должна была обеспечить ведение математических курсов для всех специальностей, в учебных планах которых имелись в том или ином объеме дисциплины математического цикла. Конечно, в первую очередь это касалось специальностей "математика" и "физика", по которым уже в первый год было принято по 50 студентов, выдержавших весьма приличный конкурс - 2-3 человека на место (на эти специальности такой конкурс держался первые 3-4 года).

Организатором и первым заведующим кафедрой высшей математики был профессор, кандидат физико-математических наук H.A. Фролов, работавший до этого времени в Московском энергетическом институте. Известный коми поэт, уроженец пригорода Сыктывкара, являясь патриотом родного края, не мог быть сторонним наблюдателем в период становления университета. Его огромный опыт педагогической и руководящей работы был просто необходим молодым кадрам, которыми комплектовалась кафедра (Н.А.Фролов почтя все годы своей деятельности возглавлял либо кафедру, либо факультет в тех вузах, где он работал). На мой взгляд, руководство университета сделало верный ход, пригласив на заведование кафедрой такого опытного и авторитетного работника. Заведование кафедрой физики было возложено на доцента

Ф.А.Бабушкина, возглавлявшего кафедру физики Коми педагогического института. В числе первых сотрудников кафедры были выпускники аспирантуры п р и Ленин граде ко м университете Г. В. У фи мцев, кандидат физико-математических наук Я.М.Элиашберг и выпускник Горьковско-го университета, вернувшийся в родной Сыктывкар после службы в армии, А.А.Шеин. Для усиления кафедры квалифицированными кадрами наш шеф - Ленинградский университет - командировал доктора физико-математических наук, профессора кафедры математического анализа М.З.Соломяка (М.З.Соломяк был командирован на первый семестр, но проработал весь 1972/73 учебный год). Во втором семестре на кафедре работал доктор физико-математических наук, профессор кафедры высшей геометрии ЛГУ Ю.А.Волков (к сожалению, вскоре после отъезда из Сыктывкара он скончался).

Надо сказать, что Ленинградский университет, взяв шефство над вновь созданным Сыктывкарским университетом, постоянно оказывал нам всяческую помощь и его заслуга в становлении и развитии СГУ огромна. Успешное сотрудничество двух университетов, в частности, математических кафедр, продолжается до сих пор.

Было желание и у меня перейти из пединститута в университет, поработать вместе с Н.А.Фроловым, перенять его опыт. Я был много наслышан о нем еще в студенческие годы и в период работы в пединституте. Ведь именно в нашем пединституте начиналась его трудовая деятельность после защиты диссертации, а в первые послевоенные годы он, работая в Горьковском пединституте, по совместительству преподавал и в Коми пединституте, так что сотрудники КГГГИ его хорошо знали и как человека, и как педагога. Однако руководство Коми пединститута категорически отказало в переходе двум сотрудникам физико - математического факультета - Ф.А.Бабушкину и мне. Поэтому пришлось отложить переход в университет на более поздний срок.

Во втором семестре 1972/73 учебного года кафедра пополнилась еще одним сотрудником - ассистентом А.И.Генераловым, но он проработал на кафедре недолго. .

Можно было пригласить на кафедру сотрудника Коми филиала АН СССР кандидата физико-математических наук Р.И.Пименова, но ему, как известному в стране и за рубежом правозащитнику, контакты со студенческой молодежью были заказаны.

В первый год работы университета состоялось важное событие в математической жизни города: усилиями М.З.Соломяка и Р.И.Пименова

был организован общегородской математический семинар. Работал семинар вначале при КФАН СССР, а затем при университете. Его преемником- стал научный семинар кафедры высшей математики. Первыми докладчиками были Я.М.Элиашберг, В.Н.Алексюк, А.Г.Порошкин, Р.И. Ветошкин, М.З.Соломяк, Р.И.Пименов, Ю.А.Волков. По традиции впоследствии на семинаре выступали также и гости Сыктывкара, приглашенные из разных городов и сотрудничавшие с университетом: профессор С.И.Худяев (Черноголовка), профессоры Ю.В.Матиясевич, М.И. Башмаков, А.И.Векслер и доценты В.Ф.Осипов, О.Я.Виро, Д.А.Владимиров, Г.Я.Роткович (Ленинград), доцент Л.Я.Савельев (Новосибирск), профессоры Ю.Н.Фролов, С.А.Габов (Москва) и другие.

С развитием университета и появлением новых кафедр на них стали действовать свои семинары, но нередко с приездом известных специалистов мы организовывали объединенные заседания кафедральных семинаров.

В 1973/74 учебном году удвоилось число студентов - физиков и математиков. Естественно, расширился и состав преподавателей, в частности, Ленинградский университет командировал доктора физико-математических наук, доцента В.Ф.Демьянова и доцента В.Н. Малоземо-ва. Приступил к работе после аспирантуры А.Б.Певный. Они составили ядро новой кафедры - прикладной математики, открытой в новом учебном году, заведование которой было возложено на В.Ф.Демьянова. Он же стал и деканом вновь организованного физико-математического факультета. Началась самостоятельная жизнь факультета, отныне многие его проблемы решались уже руководством и сотрудниками нового факультета.

В Коми пединститут по направлению Министерства просвещения РСФСР приехал из Москвы после аспирантуры кандидат физико-математических наук В.Т.Уляшев, ранее работавший в Горьковском университете. По совместительсту он начал работать на кафедре высшей математики СГУ, куда полностью перешел в октябре 1974 года. В ассистенты кафедры была переведена лаборант Л.П.Ярославцева, но в ноябре 1974 года она перешла на работу в школу.

Качественно новым стал третий, 1974/75 учебный год. Прежде всего обе математические кафедры приобрели статус выпускающих. Студенты должны были выбрать определенную специализацию и прикрепиться к той или иной кафедре. Во-вторых, кроме общематематических курсов, стали читать спецкурсы и вести спецсеминары. Кафедра выс-

шей математики пополнилась новыми кадрами. Приехали из Ленинградского университета ассистенты В.Д.Яковлев (после аспирантуры),

A.В.Вьюго, Н.М.Мишачев, а также выпускник Белорусского университета С.В.Рогозин, окончивший 5 лет назад среднюю школу в поселке Княжпогост. В сентябре 1975 года приступил к работе ассистент H.H. Уляшев, и в том же 1975 году приехали после аспирантуры из ЛГУ кандидат физико-математических наук В.Г.Антонов (на кафедру прикладной математики) и Н.А.Антонова (на кафедру высшей математики).

С отъездом в Ленинград В.Д.Демьянова и В.Н.Малоземова изменилось руководство деканата и руководство кафедры прикладной математики: деканом факультета стал доцент А.Е.Грищенко, а кафедру возглавил доцент Г.В.Уфимцев, перешедший с кафедры высшей математики. Позже, перейдя на работу в ректорат, Г.В.Уфимцев передал заведование кафедрой В.И.Шушкову. Перешел на кафедру прикладной математики ассистент A.A.Шеин.

Важное событие в жизни университета и кафедры высшей математики произошло в марте 1976 года: состоялась Региональная математическая школа по глобальному анализу, дифференциальной топологии и теорий особенностей, организованная Сыктывкарским университетом по инициативе Я.М.Элиашберга, поддержанной рядом московских и ленинградских ученых. В работе школы приняли участие (кроме сык-тывкарцев) 39 математиков Москвы, Ленинграда, Горького, Новосибирска, Петрозаводска, в том числе В.И.Арнольд, Д.Б.Фукс, А.М.Вер-шик, Ю.Д.Бураго, А.Н.Кириллов, Б.Б.Венков и другие. Ряд участников параллельно с работой школы прочитали лекции для студентов и преподавателей университета.

В 1976 году уехал в Москву первый заведующей кафедрой H.A. Фролов и кафедру возглавил Я.М.Элиашберг. В 1976/77 учебном году физико-математический факультет начал работу в полном составе. Впервые с момента открытия приступили к учебе все пять курсов. Кафедры начали готовиться к первому выпуску, для чего они должны были быть полностью укомплектованными. В частности, кафедра высшей математики была полностью укомплектована уже к новому учебному году. В течение одного учебного года кафедра пополнилась рядом высококвалифицированных специалистов: в 1976 году приехали из Ленинграда кандидаты физико-математических наук А.В.Жубр, А.Б.Алексеев и

B.М.Харламов. В январе 1977 года приехал кандидат физико-математических наук А.Н.Тихомиров. В сентябре 1976 года окончательно rie-

решел в университет и я. Ассистентом кафедры начал работать аспирант-заочник В.И.Звонилов. Н.М.Мишачев и В.И.Звонилов завершили учебу в заочной аспирантуре и вскоре успешно защитили кандидатские диссертации. На кафедре активно создавалась Сыктывкарская школа топологов - учеников школы В.А.Рохлина. В 1977 году приехал после аспирантуры ЛГУ кандидат физико-математических наук сыктывкарец В.Ф.Соколов.

К сожалению, недолгим был период кадрового благополучия на кафедре. Вскоре начался отток кадров. В 1977 году уехал в Минск C.B. Рогозин. В 1979 году уехали в Ленинград А.Б.Алексеев, Я.М.Элиаш-берг и В.М.Харламов. Перед кафедрой снова возникли проблемы и желательно было решать их с помощью местных кадров, пусть и обучавшихся вне Сыктывкара. Понятно, что разом эти вопросы решить было невозможно, однако стало ясно, что в дальнейшем кафедре следовало взять курс на подбор и подготовку специалистов из своих выпускников. В какой-то мере предстояло эту задачу решать и мне, взявшемуся за заведование кафедрой в августе 1979 года. Думаю, что с учетом перспективы мне ее удалось решить. В. настоящее время на кафедре создана группа молодых специалистов, активно работающих в области теории упорядоченных пространств и теории меры.

Первым нашим выпускником, приступившим к работе на кафедре после годичной стажировки в ЛГУ была ассистент Н.А.Беляева (ныне доцент кафедры математического моделирования и кибернетики). В 1980 году приступил к работе после аспирантуры ассистент В.Е.Езов-ских, сыктывкарец, выпускник МФТИ. В 1981 году по моему приглашению приехал выпускник ЛГУ Ю.Н.Ловягин. В том же году вернулся в свой университет кандидат физико-математических наук А.Ю.Тимофеев, который первые три курса обучался в СГУ, а затем перешел в Башкирский университет, где и окончил аспирантуру. В 1984 году приехал выпускник нашей кафедры 1977 года, кандидат физико-математических наук С.М.Полещиков, вернулся из Ухтинского индустриального института ассистент В.М.Холопов, выпускник кафедры 1978 года. Начали обучение в аспирантуре при ЛГУ наши выпускники И.И.Баженов, А.А.Самородницкий, Ю.В.Шергин. В феврале 1987 года после аспирантуры приехал кандидат физико-математических наук С.Г.Бобков, в прошлом ученик одной из воркутинских школ.

Следует отметить, что в трудное для кафедры время вновь большую помощь оказал профессор Н.А.Фролов, согласившись поработать у нас в 1979-1982 гг.

В 1982 году мною был организован выпуск первого математического межвузовского сборника, научных трудов "Упорядоченные пространства и операторные уравнения". В нем опубликованы результаты научных исследований не только нашей кафедры, но и ученых Ленинграда, Москвы, Новосибирска, Петрозаводска, Сыктывкара, Якутска. Здесь были опубликованы и работы некоторых наших выпускников и аспирантов.'

В последующем мы организовали выпуск еще 4-х межвузовских сборников научных трудов. Выпуск этих сборников помог, в частности, приблизить сроки защиты диссертаций аспирантам - будущим сотрудникам вузов Сыктывкара, Новосибирска, Липецка, Кирова. Сборники были заказаны в ряд советских и зарубежных университетов и прореферированы в журналах "Реферативный журнал. Математика", "Mathematical Reviews" (США), "Zentralblatt fiir Mathcmatik" (ФРГ).

В 1989 году кафедра была переименована в кафедру математического анализа, а в 1990 году разделена на две кафедры - математического анализа (КМА) и геометрии, математической статистики и теории управления (КГМСТУ). Первой кафедрой стал заведовать доцент АЛО. Тимофеев, а вторую возглавил доцент А.Н.Тихомиров.

За период 1972-1996 годы заведовали кафедрой ВМ-МА: 1972-1976 - профессор Н.А.Фролов 1976-1979 - доцент Я.М.Элиашберг 1979-1982 - доцент А.Г.Порошкин 1982-1986 и 1987-1989 - доцент А.Н.Тихомиров 1986-1987 - кандидат физико-математических наук В.Ф.Соколов 1989-1991 - доцент А.Ю.Тимофеев 1991-1993 - доцент И.И.Баженов 1993-2.09.1996 - доцент А.Г.Порошкин с 2.09.1996 года - доцент Ю.В.Шергин.

Еще одно важное событие в математической жизни Сыктывкара произошло в мае 1993 года. По инициативе декана факультета А.Ю. Тимофеева и ректора университета С.И.Худяева, поддержанной Институтом математики Башкирского научного центра РАН, в Сыктывкарском университете был проведен V Всероссийский семинар по теории функций, посвященный памяти лауреата государственной премии

СССР, члена-корреспондента АН СССРА.Ф.Леонтьева. Кроме математиков республики Коми, в нем приняло участие большое число известных ученых из Москвы, С.-Петербурга, Уфы, Н.Новгорода, Новосибирска, Ростова-на-Дону, Саратова, Красноярска и других городов России, а также Минска и Фрейберга (ФРГ): (А.М.Седлецкий, P.C. Юлмухаметов, И.Ф. Красичков-Терновский, Л.С. Майергойз, Л.Я. Савельев, М.Райссиг и другие).

С открытием университета возросла потребность в выпускниках школ, имеющих хорошую математическую подготовку и интерес к математике: во-первых, появился еще один физико-математический факультет со значительно более обширной программой (специальной математической) подготовки по сравнению с программой аналогичного факультета пединститута; во-вторых, обучение на экономическом и химико-биологическом факультетах университета предполагало знакомство с высшей математикой в достаточно большом объеме. Поэтому кафедре с первых дней пришлось включиться в активное сотрудничество со школой. С 1975 года работает заочная математическая школа, охватывающая в основном сельских учеников.В 1976 году по инициативе В.Д.Яковлева и Я.М.Элиашберга при поддержке органов народного образования в средней школе N1 Сыктывкара открыт специализированный физико-математический класс, многие из выпускников которого выбрали математику своей профессией. Подобные классы с углубленным изучением математики организованы теперь и в других школах, где работают сотрудники или выпускники кафедры. При университете создан лицей. В 1996 году открыт Республиканский физико-математический лицей с планируемым преобразованием в интернат, охватывающий способных сельских школьников. Работают летние лагеря для учащихся сельских школ. Внедрена в практику система подготовки преподавателей в классах с углубленным изучением математики, выпускается литература для учащихся таких классов и учителей. Сотрудники кафедры выполняют ежегодно большую работу по организации и проведению математических олимпиад школьников.

Кафедра постоянно поддерживала научные связи с математическими кафедрами и отделами многих вузов и научно-исследовательских институтов страны, неоднократно приглашала ученых разных городов для чтения основных и специальных курсов, для работы в качестве председателя ГЭК. Так, начиная с 1973 г постоянно поддерживал связи с кафедрой (до приезда в 1991 году на должность ректора университета)

проф. С.И.Худяев (читал спецкурсы, был неоднократно председателем ГЭК). В разные годы приезжали к нам, сотрудничали с нами и оказапи большую помощь профессоры К.Г.Холшевников, Ю.Н.Фролов (сын Н.А.Фролова), Ю.Л.Давыдов, А.И.Векслер, В.Н.Малоземов, В.П.Оди-нсц, МИ Башмаков, Ю.В.Матиясевич, М.З.Соломяк, Ю.А.Волков, В.И. Арнольд, С.А.Габов, доценты А.М.Вершик, В..Ф.Осипов,О.Я.Виро, Д.А. Владимиров, В.И.Васюнин, МА.Солдатов, С.Ю.Славянов, В.Б.Филиппов, М.С.Ермаков, М.С.Никулин.

Особо наша кафедра благодарна безвременно скончавшемуся доценту кафедры математического анализа ЛГУ Д.А.Владимирову (1929-1994): четыре его ученика, кандидаты наук, работают ныне на кафедре - И.И.Баженов, А.А.Самородницкий, Ю.В.Шергин, Ю.Н.Ловягин. А.А. Самородницкий завершает работу над докторской диссертацией.

В настоящее время кафедра математического анализа укомплектована высококвалифицированными кадрами, в основном нашими выпускниками, специализировавшимися на этой же кафедре. В се штате: один доктор физико-математических наук, профессор (С.И.Худяев) и восемь кандидатов физико-математических наук. Еще двое завершают работу над кандидатскими диссертациями. Трое сотрудников кафедры руководят аспирантами (профессор С.И.Худяев, доценты А.А.Самородницкий и АЛО.Тимофеев). С.И.Худяев является действительным членом Международной академии наук высшей школы. А.Г.Порошкин и А.Ю.Тимофеев - члены Американского Математического общества и референты международных, реферативных журналов ( США, ФРГ ). Приятно сознавать, что определенная лепта в подготовку кадров кафедры внесена и мной.

С момента организации кафедра уделяла большое внимание совершенствованию учебной и методической работы. Многие трудные вопросы обсуждались на методическом семинаре кафедры. Сотрудниками кафедры издано около 50 методических указаний, немало учебных, пособий по основным и специальным курсам, читаемым студентам-математикам. Подготовлены также и пособия для школьников. Ниже мы приводим список учебных пособий, монографий, сборников научных трудов, подготовленных на кафедре высшей математики - математического анализа и изданных за период 1976 - 1996 годов.

1. Гот.ман Э.Г., Порош кии А. Г. Задачи для школьных математических кружков. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 1976.110 с.

2. Осипов В.Ф., Яковлев В.Д. Общая топология. Нормированные пространства : Учебное пособие / Пермский ун-т. Сыктывкар, 1977.55 с.

3. Элиашберг ЯМ. Лекции по глобальному анализу / Пермский ун-т, Сыктывкар, 1977. 47 с.

4. Осипов В.Ф., Яковлев В.Д. Лекции по функциональному анализу. Часть И: Учебное пособие / Пермский ун-г. Сыктывкар, 1979. 74 с.

5. Порошкип А.Г. Задачи и упражнения по теории меры и интеграла /Пермский ун-т. Сыктывкар, 1979. 70 с.

6. Жубр A.B. Интегрирование дифференциальных форм и его применения: Учебное пособие/ Пермский ун-т. Сыктывкар, 1979. 156 с.

7. Порошкип А.Г. Теория меры и интеграла: Учебное пособие по спец-курсу/ Пермский ун-т. Сыктывкар, 1983. 83 с.

8. Порошкип А.Г. Упорядоченные пространства. Булевы алгебры: Учебное пособие по спецкурсу / Пермский ун-т. Сыктывкар, 1987. 85 с.

9. Порошкип А.Г. Векторные меры: Учебное пособие по спецкурсу/ Сыктывкарсий ун-т. Сыктывкар, 1990. 53 с.

10.Упорядоченные пространства и операторные уравнения: Межвузовский сборник научных трудов/Отв. редактор С.И.Худяев; Пермский ун-т. Сыктывкар, 1982. 164с.

11 .Операторные уравнения и функции множеств: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. редактор С.И.Худяев; Пермский ун-т. Сыктывкар, 1985. 147 с.

12.Преподавание математики в условиях целевой интенсивной подготовки специалистов: Межвузовский сборник научных трудов/ Отв. редактор В.А.Треногин; Пермский ун-т. Сыктывкар, 1987. 112 с.

13.Самородницкий A.A. Теория меры. ЛГУ, 1990. 268 с.

14.Упорядоченные пространства и операторные уравнения: Межвузовский сборник научных трудов/Отв. редактор А.Г.Порошкин; Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1989. 167 с.

15.Тимофеев А.Ю. Дифференциальные уравнения бесконечного порядка и их приложения/Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1989.71 с.

16.Вопросы функционального анализа: Межвузовский сборник научных трудов / Отв. редактор А.Г.Порошкин; Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1991. 154 с.

17 Ловягии Ю.Н. Элементы теории моделей: Учебное пособие /Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1992. 99 с.

]%.Тпмофсев А.Ю., Фролов Ю.Н. Критерий Данжуа-Карлемана квазианалитичности класса функций: Учебное пособие по спецкурсу /Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1993. 27 с.

19.Худяев С. И. Об одном классе интегрируемых уравнений в задачах горения и гидродинамики / Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1993. 40 с.

20. Теория функций: Тезисы докладов Всероссийского семинара / Отв. редактор А.Ю.Тимофеев; Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1993. 84 с.

21 .Баженов И.И., Порошкин А.Г., Тимофеев А.Ю., Яковлев В. Д.Задачи для школьных математических кружков. Сыктывкар, 1994.168 е.

22.Порошкин А.Г. Теория меры и интеграла: Учебное пособие 7 Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1996. 170с.

23.Яковлев В Д. Теория пределов: Учебное пособие / Сыктывкарский ун-т. Сыктывкар, 1996. 74 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.