принципы деятельности крипторынка. Правовое регулирование сводится к позиции отдельных ведомств, в связи с чем лица, занимающиеся такой деятельностью, подвергаются рискам в силу неопределенности регулирования. На основе проведенного анализа разработаны практические рекомендации по регулированию оборота криптовалюты и привлечению инвестиций в криптовалюте в Россию.
Г.Н. Андреева
2019.03.021. ЦАРЕГРАДСКАЯ Ю.К. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 166 с.
Ключевые слова: финансовое право; государственный долг; финансово-правовой институт; финансовые обязательства государства; модели государственного долга; финансово-правовой механизм моделей государственного долга.
В монографии Ю.К. Цареградской правовая природа государственного долга раскрывается путем изучения его эволюции в России и за рубежом, а также на основе применения системного и кластерного анализа данного финансово-правового института. Работа состоит из введения и двух глав. В главе 1 раскрывается эволюция финансово-правового регулирования государственного долга в России (включая дореволюционный и советский периоды) и зарубежных странах. Глава 2 посвящена теоретическим аспектам правовой основы государственного долга, анализу зарубежной и российской финансово-правовой теории данного института начиная с XVIII в. до настоящего времени.
Современные теории рассматривают государственный долг различным образом: как сумму задолженностей по всем внутренним займам и финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам; как сумму задолженностей по выпущенным, но не погашенным долговым обязательствам государства; как результат отношений, обусловленных наличием кредита и возникающей в связи с перемещением временно свободных денежных средств из разных источников в государственный бюджет; как результат взаимодействия органов государства с физическими и
юридическими лицами, другими государствами и международными организациями при формировании фонда заимствований и др.
Особое внимание автор уделяет особенностям государственного долга как финансово-правового института. Рассмотрение этого вопроса начинается с авторского определения государственного долга как финансово-правовой категории, представляющей собой юридическую форму публичного финансового обязательства государства перед юридическими и физическими лицами, иными публично-правовыми образованиями, являющегося финансово-правовым следствием кредитных отношений, обладающих специфическими признаками, и обусловленного нормами национального и международного права.
Государственный долг как финансово-правовой институт рассматривается автором на основе системного анализа через взаимосвязь составляющих его правовых норм и на основе кластерного подхода. Последний позволяет объединить однородные элементы, которые могут характеризуются как самостоятельные единицы, обладающие определенными свойствами, что позволяет представить составляющие государственного долга комплексно, как компоненты нелинейной системы, включающие: долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами по внутреннему государственному долгу; внешний государственный долг; деятельность государства в лице уполномоченных государственных органов по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга с использованием совокупности правовых методов регулирования (управление государственным долгом); систему отношений между государственными организациями. с одной стороны, и кредитными юридическими и физическими лицами - с другой, по привлечению вкладов на добровольной основе (сберегательное дело). Кластерный подход позволяет выявить совокупность взаимосвязанных субъектов отношений государственного долга.
В работе раскрыты общие и специальные принципы государственного долга. Общие принципы государственного долга являются проекцией принципов финансовой деятельности государства и включают принципы федерализма, законности, единства экономического пространства, прозрачности (транспарентности), достоверности и плановости.
Специальные принципы государственного долга совпадают со специальными принципами государственного кредита, поскольку это взаимосвязанные и взаимообусловленные институты. К ним относятся принципы, сформулированные финансовой наукой еще в ХУШ-Х1Х вв., а именно принципы добровольности, возмездности, обеспеченности, срочности и возвратности. К ним добавлены еще два принципа: эффективности исполнения привлеченных денежных средств и целевая направленность привлеченных денежных средств.
Анализ государственного долга в системе финансового права позволяет автору описать этот институт многоаспектно и предложить модель государственного долга с определенным финансово-правовым механизмом для каждой модели.
Г.Н. Андреева
2019.03.022. ОТМЕНА ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ / СМ. Дробы-шевский, А.А. Коваль, А.Д. Левашенко, С.Г. Синельников-Мурылев, П.В. Трунин. - М.: Дело: РАНХиГС, 2019. - 84 с.
Ключевые слова: валютное регулирование; валютный контроль; валютные ограничения; валютный резидент; репатриация валютных средств; налоговый резидент; либерализация валютного режима.
В монографии, подготовленной коллективом авторов Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, подробно анализируется сложившаяся в России ситуация с валютным регулированием. Авторы отмечают, что существующие в стране ограничения по использованию валюты не соответствуют реалиям рыночной экономики и создают препятствия для бизнеса и граждан. Сохранение требования репатриации валютных средств и ограничений по использованию зарубежных счетов обосновывается аргументами обеспечения макроэкономической стабильности, администрирования налогов и борьбы с отмыванием денег. Эти аргументы оцениваются авторами как несостоятельные, поскольку макроэкономическая стабильность зависит от других факторов, а для оттока капитала существующее валютное регулирование не является препятствием. Приведенные в работе данные свидетельствуют о слабой эффективности мер по ограни-