Научная статья на тему 'Правовая природа государственного долга России в контексте кластерного подхода'

Правовая природа государственного долга России в контексте кластерного подхода Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВОЕ ПРАВО / КЛАСТЕР / КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / МЕТОДОЛОГИЯ / PUBLIC DEBT / BUDGET / FINANCE / CLUSTER / CLUSTER APPROACH / METHODOLOGY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Цареградская Юлия Константиновна

Статья раскрывает особенности финансово-правового регулирования государственного долга России. Основное внимание в работе автор акцентирует на использовании кластерного подхода, позволяющего сформировать определенные модели государственного долга и оптимальный механизм правового регулирования каждой модели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE LEGAL NATURE OF THE STATE DEBT OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE CLUSTER APPROACH

This article discloses the specifics of the financial and legislative regulation of the state debt of Russia. The author pays special attention to the use of the cluster approach which allows forming definite models of state debt and the optimal mechanism of legislative regulation for each model.

Текст научной работы на тему «Правовая природа государственного долга России в контексте кластерного подхода»

ПРАВОВАЯ ПРИРОДА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ В КОНТЕКСТЕ КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА

Статья раскрывает особенности финансово-правового регулирования государственного долга России. Основное внимание в работе автор акцентирует на использовании кластерного подхода, позволяющего сформировать определенные модели государственного долга и оптимальный механизм правового регулирования каждой модели. Ключевые слова: государственный долг, бюджет, финансовое право, кластер, кластерный подход, методология.

Юлия

Константиновна ЦАРЕГРАДСКАЯ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры финансового права Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА). E-mail: yukcaregradskaya@ msal.ru

125993, Россия, Москва, Садовая-Кудринская ул., д. 9

CAREGRADSKAYA Yu. K.,

Candidate of Law, Associate Professor Financial Law Department of the Kutafin Moscow State Law University (MSAL).

E-mail: yukcaregradskaya@msal.ru 125993, Russia, Moscow, Sadovaya-Kudrinskaya str., 9

THE LEGAL NATURE OF THE STATE DEBT OF RUSSIA IN THE CONTEXT OF THE CLUSTER APPROACH

This article discloses the specifics of the financial and legislative regulation of the state debt of Russia. The author pays special attention to the use of the cluster approach which allows forming definite models of state debt and the optimal mechanism of legislative regulation for each model. Keywords: public debt, budget, finance, cluster, cluster approach, methodology.

Современная методология юридической науки использует традиционные методы познания, в основе которых лежит диалектический подход. В настоящее время происходит обогащение и иными методами, позволяющими расширить методологию науки, в том числе и науки финансового права. Одним из таких подходов является относительно новый — кластерный подход, разработанный первоначально для исследований в экономической сфере, а в дальнейшем получивший развитие в иных сферах общественной жизни.

Активное использование терминов «кластер» и «кластерный подход» в русскоязычной литературе началось в 90-е годы XX века, когда в России появились труды М. Портера1, ставшего основоположником и популяризатором теории кластеров и кластерного развития. Однако предпосылки кластерного подхода были заложены еще в работах А. Маршалла, А. Вебера, У. Изарда и др.2, труды которых

1 См.: Портер М. Конкуренция. СПб. — М. — К., 2000.

2 Маршалл А. Принципы экономической науки. Т. I. М., 1993 ; Вебер А. Теория размещения © Ю. К. Цареградская, 2016 промышленности / под ред. Н. Н. Баранского. Л. — М., 1926.

"ТЭЕСТНИК цврегрвдскв* ю.к. р

с, УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа государственного долга России 39

/_имени о. е. кугвфина (мпоа) в контексте кластерного подхода

использует М. Портер для развития идей данного подхода, поскольку в работах указанных авторов представлено осмысление вопросов организации производства с учетом специфики его местонахождения.

Природу кластера во многом раскрывает обращение к этимологии слова «Ы^ег» в переводе с английского языка — кисть, пучок, гроздь. Тем не менее анализ специальной литературы показал, что единого подхода к его определению нет. Рассматривая данное понятие, следует отметить различные подходы по формулировке его сущности. Многие авторы3 в определение кластера закладывают идею интеграции, например, рассматривая кластер как интеграционный механизм, т.е. как группу соседствующих взаимосвязанных компаний и связанных с ними организаций, действующих в определенной сфере и характеризующихся общностью деятельности и взаимодополняющих друг друга. Таким образом, кластер рассматривается как определенная совокупность некоторых элементов, объединенных для наиболее эффективного функционирования и управления ими.

В настоящее время происходит не только формирование кластеров и кластерной политики в теории и практике экономических отношений, но и осмысление кластерного подхода в контексте методологии науки. Ряд авторов, таких как: М. Блауг, А. С. Бойцов, А. И. Костяев и др.4 считают, что кластерный подход следует рассматривать как один из методов научного познания с точки зрения изучения элементов территориально-производственной структуры экономики регионов в виде потенциальных и реальных кластеров. Поскольку данный подход, по их мнению, применим для диагностики подобной структуры, а также выработки и реализации кластерной политики в регионах.

На первый взгляд, кластерный подход можно ассоциировать с системным подходом, но имеются определенные различия. Кластерный подход используется для описания функционирования систем и организации деятельности каких-либо комплексов, но, в отличие от системного, обладает признаками синер-гетичности. Синергетический подход, в свою очередь, может рассматриваться как дальнейшее развитие системного подхода, который дает иные возможности для исследования нелинейных систем, характеризующихся открытостью, множественностью, неравновесностью. Возможность использования подобного си-нергетического подхода в праве рассматривают А. Б. Венгеров, Ю. Ю. Ветютнев, Д. А. Керимов, В. Н. Карташов, В. М. Сырых, В. П. Шалаев, В. В. Шишкин и др.5

3 Гоомыко Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? // Альманах «Восток». 2007. Вып.1 ;

Портер М. Конкуренция. Ш

4 Блауг М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / пер. с англ. ; ^ науч. ред. и вступ. ст. В. С. Автономова. М., 2004. С. 35 ; Бойцов А. С., Костяев А. И. К воп- д росу о теории кластеров и кластерном подходе // Экономика сельскохозяйственных и пере- "О рабатывающих предприятий. 2009. № 10. С. 31.

5 См.: Венгеров А. Б. Синергетика, юридическая наука, право // Советское государство и И право. 1986. № 10. С. 39—45 ; Ветютнев Ю. Ю. Синергетика в праве // Государство и право. 2002. № 4 ; Карташов В. Н. Юридическая практика. Общая теория права: Курс лекций. 5 Н. Новгород, 1993 ; Керимов Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы фило- ^ софии права. М., 2000 ; Сырых В. М. Метод правовой науки (основные элементы, структура). М., 1980 ; Шалаев В.П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном А мире: Научное издание. Йошкар-Ола, 1999 ; Шишкин В. В. Понятие и роль синергетическо-го подхода в юридической методологии. Н. Новгород, 2007.

п

А к

Учитывая тот факт, что любая наука обогащается использованием междисциплинарных знаний и подходов, считаем целесообразным использовать кластерный подход как разновидность синергетического в науке финансового права при изучении теоретико-правового содержания государственного долга. Кластерный подход междисциплинарен по своей сути, поэтому позволяет рассмотреть государственный долг многоаспектно, с учетом точек зрения нескольких наук — юридической и экономической.

Необходимость использования подобного метода как междисциплинарного в финансовом праве при анализе института государственного долга актуализируется следующими обстоятельствами:

— во-первых, данная отрасль регулирует общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства (в частности, долговые отношения);

— во-вторых, большинство финансово-правовых категорий и институтов рассматриваются в двух аспектах: экономическом и правовом, в том числе и понятие «государственный долг»;

— в-третьих, финансово-правовые отношения, являясь публичными, обладают и признаками частноправового характера, что свойственно и для долговых отношений, следовательно, можно предположить, что государственному долгу присущи признаки нелинейной системы;

— в-четвертых, многоаспектный анализ государственного долга как финансово-правового института позволит усовершенствовать механизм его правового регулирования посредством моделирования долговых отношений в условиях нелинейности и открытости системы.

Кластерный подход позволит расширить существующие позиции содержательной характеристики государственного долга, представив его структурные компоненты как нелинейной системы следующим образом:

— долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами Российской Федерации, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (внутренний государственный долг);

— долговые обязательства Российской Федерации перед иностранными государствами, международными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, возникшие в результате государственных заимствований Российской Федерации, а также долговые обязательства по государственным гарантиям, предоставленным Российской Федерацией (внешний государственный долг);

— деятельность государства, в лице его уполномоченных органов, по регулированию величины, структуры и стоимости обслуживания государственного долга с использованием совокупности правовых методов регулирования (управление государственным долгом);

— система правоотношений между государственными кредитными организациями, с одной стороны, и юридическими и физическими лицами — с

в

Цареградская Ю. к.

УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа государственного долга России

именио.Е.кутафина(мпоА) в контексте кластерного подхода

другой, по поводу привлечения на добровольной основе свободных денежных средств данных лиц во вклады на условиях срочности, возвратности и возмездности (сберегательное дело). Подобная группировка позволяет в рамках кластерного подхода выявить совокупность взаимосвязанных субъектов, участвующих в долговых отношениях, объединенных по территориальному признаку.

Первая группа субъектов включает в себя Российскую Федерацию, субъекты Российской Федерации, физические и юридические лица (в том числе государственные кредитные организации при наличии таковых), которые взаимодействуют по поводу осуществления государственных заимствований и выполнения обязательств по государственным гарантиям как субъекты правоотношений в сфере внутреннего государственного долга.

Вторая группа субъектов представлена Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, иностранными государствами, международными и региональными финансовыми организациями, иными субъектами международного права, иностранными физическими и юридическими лицами, взаимодействующими по поводу осуществления государственных заимствований и выполнения обязательств по государственным гарантиям, как субъектами правоотношений в сфере внешнего государственного долга.

Таким образом, на основании подобной группировки субъектов можно говорить о формировании двух государственно-кредитных кластеров: национального и геополитического, функционирование которых ведет к образованию государственного внутреннего и внешнего долга.

Под государственно-кредитным кластером следует понимать объединение Российской Федерации, физических и юридических лиц, иностранных государств, международных и региональных финансовых организаций в целях формирования дополнительных денежных ресурсов государства и управления долговыми обязательствами.

Национальный государственно-кредитный кластер — объединение Российской Федерации, физических и юридических лиц в целях формирования дополнительных денежных ресурсов государства и управления внутренними долговыми обязательствами.

Геополитический государственно-кредитный кластер представляет собой объединение Российской Федерации, иностранных физических и юридических лиц, государств, а также международных и региональных финансовых организаций в целях формирования дополнительных денежных ресурсов государства и управления внешними долговыми обязательствами. Ш

Определение государственно-кредитного кластера и его видов позволяет А

сформировать определенные модели государственного долга и выработать оп- □

тимальный механизм его правового регулирования в целом, а также отдельно ^

взятой модели. р

Таким образом, учитывая структуру государственного долга и содержание ^

государственно-кредитного кластера, можно сформировать следующие модели И

государственного долга: Ш

1. Модель 1. Локальный государственный долг (государственный вну- К

тренний долг — государственный внешний долг — управление государственным долгом).

П

А к

2. Модель 2. Латеральный государственный долг (внутренний государственный долг — управление внутренним государственным долгом — сберегательное дело).

3. Модель 3. Фокусный государственный долг (внутренний государственный долг — специальный субъект управления государственным долгом — внешний государственный долг).

4. Модель 4. Региональный государственный долг (государственный внешний долг — управление государственным внешним долгом — региональная финансовая организация (Банк развития БРИКС, Евразийский банк развития и др.).

5. Модель 5. Международный государственный долг (государственный внешний долг — управление государственным внешним долгом — международная финансовая организация (Международный валютный фонд (МВФ), Всемирный банк, и др.).

Каждая модель государственного долга должна функционировать в определенном правовом пространстве в рамках национального или международного законодательства. Первая модель достаточна простая и связана с наличием внутреннего и внешнего государственного долга и методами по его управлению, которые будут зависеть от установленного бюджетно-правового регулирования в государстве. Данная модель не предполагает наличия специализированного органа для управления государственным долгом, поскольку эту роль выполняет исполнительный орган государственной власти общей компетенции.

Название второй модели связано с тем, что термин «латеральный» в переводе с латинского «latus», «lateris» означает бок, боковой 6. Поэтому существующие латеральные модели кластеров характеризуются специализированными видами деятельности, развивающимися по связанным территориям, т.е. находящимися в одной плоскости7. Исходя из данного определения учитывается подход к характеристике государственного долга, при котором сберегательное дело рассматривается, как форма государственного кредита (Н. М. Артемов, Е. В. По-качалова, С. Д. Цыпкин, Д. Л. Хейло и др.8) и, следовательно, в структуре государственного внутреннего долга занимает определенное место. Следует иметь в виду, что подобная модель характерна была для Советского Союза, поскольку имела для этого определенные социально-экономические условия и правовое пространство.

Модель фокусного государственного долга базируется на том, что основным ядром (фокусом) считается субъект, осуществляющий управление государственным долгом. Подобный субъект может существовать как государственный ор-

6 См.: Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. Чудинова. СПб. : Академия наук, 1910.

7 См.: Марков Л. С., Ягольницер М. А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии // Регион: экономика и социология. 2008. № 1. С. 24.

8 См.: Артемов Н. М. Сберегательное дело как форма государственного кредита // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Основные направления совершенствования советского государственного управления и финансовой деятельности. М., 1985 ; Покачалова Е. В. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты). Саратов, 2007 ; Цыпкин С. Д. Правовое регулирование государственного кредита в СССР. М., 1977 ; Орлов М. Ф. О государственном кредите. М. : тип. Авг. Семена, 1833 ; Хейло Д. Л. Государственный кредит в Российской Федерации : дис... канд. юрид. наук. М., 2001.

в

ЕСТНИК цаРегРадская ю.к, р

УНИВЕРСИТЕТА Правовая природа государственного долга России ^^^Э

имени о. е. кугвфина (мпоа) в контексте кластерного подхода

ган со специальной компетенцией в сфере государственной долговой политики или как независимое юридическое лицо (возможно — как независимое долговое агентство).

Региональная и международная модели учитывают территориальные особенности государств-кредиторов и должников, связанные с международным сообществом в целом или его частью.

В зависимости от особенностей каждой модели государственного долга, существующей на практике или в теории долговых отношений, следует определять механизм ее правового регулирования и направления совершенствования.

Первая и пятая модели могут функционировать в рамках современного правового регулирования государственного долга финансовым законодательством. Третья модель при ее внедрении в Российской Федерации требует модернизации правового поля с учетом специализированного субъекта по управлению государственным долгом, поскольку основное содержание модели фокусного государственного долга сводится к наличию ведущего субъекта в данных финансово-правовых отношениях, определяющего методы управления государственным долгом и перспективы реализации долговой политики.

Резюмируя вышесказанное, отмечаем, что каждая модель государственного долга нуждается в определенном механизме правового регулирования, разработка которого возможна, в том числе и с учетом кластерного подхода в финансово-правовых отношениях. Поскольку широкое распространение кластеры получили в экономике, когда несколько лет назад был заявлен тезис о необходимости перехода России к инновационной модели экономики как ключевого условия развития в послекризисный период, то целесообразно продолжать рассматривать различные модели кластеров и их правовое регулирование, позволяющее оптимизировать экономическую деятельность государства. По справедливому замечанию Д. А. Медведева, именно кластеры «позволят перейти на инновационную модель развития»9. В связи с этим в ряде государственных инициатив, сформулированных в идеологии модернизации, появилась и кластерная политика, предусматривающая разработку и внедрение различных кластеров в Российской Федерации.

Библиография

1. Артемов, Н. М. Сберегательное дело как форма государственного кредита / Н. М. Артемов // Сборник научных трудов ВЮЗИ. Основные направления совершенствования советского государственного управления и финансовой де- Ш ятельности. — М., 1985. А

2. Блауг, М. Методология экономической науки, или Как экономисты объясняют / д М. Блауг ; пер. с англ. ; науч. ред. и вступ. ст. В. С. Автономова. — М., 2004.

3. Бойцов, А. С., Костяев, А. И. К вопросу о теории кластеров и кластерном подходе / А. С. Бойцов, А. И. Костяев // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. — 2009. — № 10.

4. Вебер, А. Теория размещения промышленности / А. Вебер ; под ред. Н. Н. Баранского. Л. — М., 1926.

9 Российская газета. 2008. 28 июня. С. 2.

П

А к

5. Венгеров, А. Б. Синергетика, юридическая наука, право / А. Б. Венгеров // Советское государство и право. — 1986. — № 10.

6. Ветютнев, Ю. Ю. Синергетика в праве / Ю. Ю. Ветютнев // Государство и право. — 2002. — № 4.

7. Гоомыко, Ю. В. Что такое кластеры и как их создавать? / Ю. В. Громыко // Альманах «Восток». —2007. — Вып. 1.

8. Карташов, В. Н. Юридическая практика. Общая теория права: Курс лекций / В. Н. Карташов. — Н. Новгород, 1993.

9. Керимов, Д. А. Методология права. Предмет, функции, проблемы философии права / Д. А. Керимов. — М., 2000.

10. Марков, Л. С., Ягольницер М. А. Мезоэкономические системы: проблемы типологии / Л. С. Марков, М. А. Ягольницер // Регион: экономика и социология. — 2008. — № 1.

11. Маршалл, А. Принципы экономической науки / А. Маршалл. — М., 1993. — Т. I.

12. Орлов, М. Ф. О государственном кредите / М. Ф. Орлов. — М. : тип. Авг. Семена, 1833.

13. Покачалова, Е. В. Становление и развитие публичного долга и его форм (финансово-правовые аспекты) / Е. В. Покачалова. — Саратов, 2007.

14. Портер, М. Конкуренция / М. Портер. — СПб. — М. — К., 2000.

15. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка / под ред. Чудинова. — СПб. : Академия наук, 1910.

16. Сырых, В. М. Метод правовой науки (основные элементы, структура) /

B. М. Сырых. — М., 1980.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

17. Хейло, Д. Л. Государственный кредит в Российской Федерации : дис. ... канд. юрид. наук / Д. Л. Хейло. — М., 2001.

18. Цыпкин, С. Д. Правовое регулирование государственного кредита в СССР /

C. Д. Цыпкин. — М., 1977.

19. Шалаев, В. П. Социосинергетика: истоки, теория и практика в современном мире: научное издание / В. П. Шалаев. — Йошкар-Ола, 1999.

20. Шишкин, В. В. Понятие и роль синергетического подхода в юридической методологии / В. В. Шишкин. — Н. Новгород, 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.