ФИНАНСОВОЕ ПРАВО
2019.03.020. ВНЕДРЕНИЕ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ФИНАНСОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ: ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ: Монография / Ручкина Г.Ф., Березин М.Ю., Демченко М.В., Остроушко А.В., Симаева Е.П.; Шайдуллина В.К., Демченко Т.С., Венгеровский Е.Л., Ефимова Н.А., Григорьева А.А., Ломаник Д.О., Островский И.Д., Пря-мов И.Д., Чакыр Д.Х., Яковлева В В. - М.: ИНФРА-М, 2019. -161 с. - (Научная мысль).
Ключевые слова: финансовое право; финансовые технологии; финансовые услуги; финансовые инновации; финансовые риски; блокчейн-технологии; криптовалюта; виртуальные валюты; Стратегия развития финансовых технологий.
Подготовленная коллективом Финансового университета при Правительстве РФ в рамках проводимых в нем научных исследований монография состоит из двух частей, включающих четыре главы. В первой части, озаглавленной «Правовое регулирование создания и использования современных финансовых технологий», содержатся три главы. В главе 1 раскрываются правовые концепции определения юридического статуса современных финансовых технологий. Обращаясь к понятию финансовых технологий в международном и национальном праве, авторы отмечают отсутствие единого легального определения. На международном уровне упоминания о финансовых технологиях имеются только в различных отчетах международных организаций. Эти определения приведены в работе, но авторы полагают, что определение, выработанное в консультативном документе Базельским комитетом по банковскому надзору, является наиболее точным, и поэтому основывают свое исследование на данной дефиниции. В указанном документе финансовые технологии определяются как
«порожденные технологиями финансовые инновации, которые могут привести к созданию новых бизнес-моделей, приложений, процессов или продуктов, которые впоследствии скажутся на финансовых рынках, институтах или производстве финансовых услуг» [с. 7].
Национальное законодательство зарубежных стран регулирует этот вопрос по-разному. В некоторых странах определение понятия финансовых технологий можно вывести из нормативных актов косвенным путем, как, например, в Ирландии из Стратегии Правительства Ирландии IFS 2020. В этой стране финансовые технологии в широком смысле включают все технологии и инновации в финансовом секторе, включая платежи, торговлю, обмен валюты и бизнес-аналитику. Законодательство Канады, наоборот, содержит подробное развернутое определение финансовых технологий как новых продуктов и услуг в финансовой области с перечислением их видов (краудфандинг, одноранговые кредитные платформы, онлайн-кредиторы и т.д.). В законодательстве Гонконга сделан акцент на специфичности клиентов и предложений при использовании финансовых технологий.
Обращаясь к опыту зарубежных стран по вопросу о правовом регулировании использования блокчейн-технологий, применяемых в финансовом и банковском секторах, авторы выделяют три правовые концепции: 1) правовое регулирование блокчейн-технологий без изменения действующего законодательства (Австралия, Китай, Испания, США и др.); 2) правовое регулирование с изменением действующего законодательства, которое направлено на снижение различного рода барьеров и устанавливает льготы для данного сектора (Корея, Индия, Швейцария и др.); 3) правовое регулирование путем принятия новых нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере финансовых технологий (Великобритания, Гонконг, ОАЭ и др.).
Большое внимание в монографии уделено вопросу о правовых рисках внедрения новейших технологий в современную финансовую сферу. Этот вопрос исследован на примере ситуации в России. Здесь авторы анализируют риски, связанные с отсутствием законодательства, регулирующего такие сферы, как краундфан-динг, площадки по взаимному кредитованию, онлайн-банкинг, мобильные кошельки, форекс, цифровые платформы по обмену дан-
ными, высокочастотная торговля и др. Другая проблема состоит в том, что недостаточное информационно-техническое оснащение создает опасность вовлечения финансовых институтов в процессы легализации доходов и незащищенности персональных данных. Передача финансовыми организациями множества операций на аутсорсинг компаниям, обеспечивающим применение финансовых технологий, также увеличивает риски. Неясность правового статуса компаний, обеспечивающих применение финансовых технологий, создает ситуации, когда сфера их деятельности выпадает из-под контроля Банка России. Разрозненные нормы о дистанционном банковском обслуживании образуют большой массив нормативных правовых актов, содержащих, тем не менее, пробелы в регулировании и создающих коллизии законодательства, что порождает сложности правоприменения. В России неурегулированным остается и важный вопрос об удаленной идентификации клиентов.
На основе проведенного анализа авторы классифицируют риски использования финансовых технологий. Так, выделены риски, связанные с отсутствием проработанных механизмов обеспечения кибербезопасности и защиты персональных данных; инвестиционно-правовые риски, обусловленные отсутствием правового регулирования данных отношений; риски государства, связанные с возможным неполучением средств в бюджет ввиду неопределенности объекта налогообложения; риски, связанные с возможностью легализации денежных средств.
Глава 2 «Зарубежный опыт правового регулирования создания и использования новейших финансовых технологий и оценка возможности его применения в российской практике» начинается с изложения концептуальных подходов, распространенных за рубежом, а затем проводится сравнительный анализ национального законодательства 20 стран, наиболее восприимчивых по оценкам международных организаций к внедрению финансовых технологий. К ним отнесены (по порядку изложения) Китай, Индия, Великобритания, Бразилия, Австралия, Испания, Мексика, Германия, США, Южная Корея, Гонконг, Новая Зеландия, Сингапур, Канада, Япония, Швейцария, ОАЭ, Малайзия, Эстония, Остров Мэн.
Что касается возможностей использования зарубежного опыта в России, то в разных сферах и применительно к разным
аспектам правового регулирования авторы монографии предлагают использовать опыт разных государств. Например, в отношении правового регулирования открытия виртуальных приемных - опыт Бельгии, Японии, Великобритании и Австралии и т.д.
Глава 3 первой части монографии раскрывает комплекс мер по формированию основных направлений правового регулирования создания и использования новейших финансовых технологий в Российской Федерации. Описав и проанализировав ситуацию с правовым регулированием финансовых технологий в России, авторы выдвигают следующие предложения: 1) необходимо разработать на федеральном уровне единую Стратегию развития финансовых технологий; 2) внести соответствующие изменения в существующие нормативные правовые акты в сфере функционирования финансовых рынков, поддержки малого и среднего бизнеса, осуществления банковской и биржевой деятельности, защиты персональных данных и в других сферах, связанных с применением финансовых технологий; 3) установить институциональные основы развития финансовых технологий, а именно: создать консультационные центры для стартап-проектов, рабочие группы при уполномоченных органах власти и т.д.
Часть вторая «Правовое регулирование создания и использования отдельных видов финансовых технологий» содержит только одну главу, которая посвящена проблемам правового регулирования статуса криптовалюты и привлечения инвестиций в криптовалюте как новейшим финансовым технологиям. В ней на основе изучения соответствующего опыта нормативного регулирования в зарубежных странах раскрываются различные подходы к понятию криптовалюты. В монографии отмечается отсутствие единства терминологии в данном вопросе, использование не только термина «криптовалюта», но и «виртуальная валюта», описательный характер законодательных определений, показан опыт законодательного регулирования криптовалюты в зарубежных странах, например в США. Отдельный параграф посвящен вопросам оборота криптовалюты и привлечению инвестиций в крипто-валюте в Российской Федерации. В работе отмечается, что в России в настоящее время отсутствует правовое регулирование в области технологии блокчейн и криптовалюты, поскольку не определены природа криптоактивов, статус участников рынка и
принципы деятельности крипторынка. Правовое регулирование сводится к позиции отдельных ведомств, в связи с чем лица, занимающиеся такой деятельностью, подвергаются рискам в силу неопределенности регулирования. На основе проведенного анализа разработаны практические рекомендации по регулированию оборота криптовалюты и привлечению инвестиций в криптовалюте в Россию.
Г.Н. Андреева
2019.03.021. ЦАРЕГРАДСКАЯ Ю.К. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИИ В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО ПРАВА: Монография. - М.: ИНФРА-М, 2019. - 166 с.
Ключевые слова: финансовое право; государственный долг; финансово-правовой институт; финансовые обязательства государства; модели государственного долга; финансово-правовой механизм моделей государственного долга.
В монографии Ю.К. Цареградской правовая природа государственного долга раскрывается путем изучения его эволюции в России и за рубежом, а также на основе применения системного и кластерного анализа данного финансово-правового института. Работа состоит из введения и двух глав. В главе 1 раскрывается эволюция финансово-правового регулирования государственного долга в России (включая дореволюционный и советский периоды) и зарубежных странах. Глава 2 посвящена теоретическим аспектам правовой основы государственного долга, анализу зарубежной и российской финансово-правовой теории данного института начиная с XVIII в. до настоящего времени.
Современные теории рассматривают государственный долг различным образом: как сумму задолженностей по всем внутренним займам и финансовых обязательств по отношению к иностранным кредиторам; как сумму задолженностей по выпущенным, но не погашенным долговым обязательствам государства; как результат отношений, обусловленных наличием кредита и возникающей в связи с перемещением временно свободных денежных средств из разных источников в государственный бюджет; как результат взаимодействия органов государства с физическими и