УДК 33 ББК 65
DOI 10.24411/2073-0454-2019-10051
© А.В. Токолов, 2019
Научная специальность 08.00.01 — экономическая теория
ФИНАНСОВО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ КРИПТОВАЛЮТЫ И ICO В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ
Александр Владимирович Токолов, аспирант кафедры административного и финансового права Всероссийского государственного университета юстиции (РПА Минюста России)
Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
Аннотация. Исследуются основные направления развития новых финансовых технологий (финтех). Оцениваются подходы к законодательному регулированию ICO и криптовалют в зарубежных странах; особое внимание уделено правовому регулированию в странах ЕС. Делается вывод о неоднородности финансово — правового регулирования новых финансовых технологий, так как большинство стран придерживается принципа технологической нейтральности. В частности страны ЕС отмечают необходимость соблюдения наднационального законодательства Европейского Союза. Отмечается высокий уровень мобильности нормативно-правовой базы в исследуемой сфере.
Ключевые слова: новейшие финансовые технологии, FinTech, блокчейн, ICO, криптовалюта, Европейский союз.
FINANCIAL AND LEGAL REGULATION OF CRYPTOCURRENCY AND ICO IN FOREIGN COUNTRIES
Alexander Vladimirovich Tokolov, graduate student of the Department of Administrative and Financial Law of the All-Russian State University of Justice (RPA of the Ministry of Justice of Russia)
Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. AkademikaVolgina, d. 12)
Annotation. The author has studied the main directions of development of new financial technologies (fintech). This article assesses approaches to legislative regulation of ICO and cryptocurrency in foreign countries, special emphasis is placed on legal regulation in EU countries. The author comes to the conclusion that the financial and legal regulation of new financial technologies is heterogeneous, as most countries adhere to the principle of technological neutrality. In particular, the EU countries point out the need to comply with supranational legislation of the European Union. The conclusion is made about the high level of mobility of the regulatory framework in the area under study. Keywords: latest financial technologies, FinTech, blockchain, ICO, cryptocurrency, European Union.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Токолов А.В. Финансово-правовое регулирование криптовалюты и ICO в зарубежных странах. Вестник Московского университета МВД России. 2019;(1):214-7.
Развитие новейших финансовых технологий (да-лее-финтех) является важным явлением в контексте превращения мировой экономики в цифровую. Базель-ский комитет по банковскому надзору действует на основе концепции, предложенной советом по финансовой стабильности, и определяет финтех как технологически поддерживаемые финансовые инновации, которые способствуют созданию новых процессов,бизнес-моделей,
приложений, а также продуктов, которые могут оказать значительное влияние на традиционные подходы финансовых рынков и учреждений, а также на предоставление финансовых услуг1.
В условиях повышенной конкуренции потенциал инновационного прогресса формируют благоприятную среду для развития финтеха. В результате формируются новейшие продукты и услуги в сфере финан-
сов, такие какплатформы для взаимного кредитования, онлайн и мобильный банкинг, криптовалюты, робо-едвайзеры и др. Эти инновации потенциально могут оказать непосредственное влияние на традиционный банковский сектор, и результаты такого влияния невозможно предсказать.
Таким образом, новейшие финансовые технологии, конечно, имеют свои преимущества, но при отсутствии регулирования они также формируют определенные риски2.
В консультативном документе Базельского комитета по банковскому надзору о влиянии финтех-раз-работок на банки и контролеров от октября 2017 года подчеркивается необходимость определения новых терминов, опосредующих финтех. Документ дает понятие криптовалюты, что означает актив, который существует в электронном виде и который, не являясь законным платежным средством, может быть использован в качестве платежного средства, средства накопления, расчетной единицы.
Под распределенными технологиями (англ. — технологии распределенной бухгалтерской книги (DLT), такие как блокчейн, понимаются как способ записи информации в распределенные базы данных / регистры, тем самым обеспечивая дублирование цифровых копий информации в нескольких местах одновременно.
Появление технологии блокчейн способствовало развитию новых финансовых технологий, в первую очередь, как отмечают эксперты, в финансовом и банковском секторах3, благодаря которым стало возможным создание новых финансовых сервисов и крипто-валют, в частности, биткоина. В свою очередь, новые явления порождают необходимость их регулирования, и поэтому одним из наиболее актуальных вопросов в области финтех является вопрос правового регулирования использования новых финансовых технологий.
Первоначальное предложение монет, ICO, является одной из новых форм привлечения инвестиций через продажу монет (токенов) неопределенному кругу инвесторов. Децентрализация процесса способствует, с одной стороны, популяризации данного подхода проектного финансирования, с другой стороны, как отмечалось выше, создает риски как для традиционных государственных институтов, так и для частных лиц, потенциальных инвесторов.
В связи с этим необходимо отметить очевидную неоднозначность формирующихся основ правового регулирования ICO и криптовалют среди иностранных государств.
Анализ складывающихся основ правового регулирования ICO и криптовалют среди зарубежных стран позволяет классифицировать государства по основ-
ным блокам:
• страны, которые не обозначили четкой позиции по регулированию ICO и криптовалют (большинство стран);
• государство, в котором законом предусмотрен запрет ICO и оборота криптовалют (Боливия, Бангладеш, Бразилия, Афганистан и др.);
• Государства, которые официально не запрещают ICO и оборот криптовалют, но и не регулируют эту сферу из-за формирования позиции по отношению к ICO и криптовалютам (Греция, Дания, Франция и др.), или из-за текущего процесса подготовки законодательной базы для регулирования этих явлений (Бельгия, Италия, Россия и др.);
• Государства, в которых законодательная база регулирования ICO и криптовалют уже отражена в национальном законодательстве или позициях регуляторов (Эстония, Литва, Великобритания, Германия, Канада, Люксембург, Австралия, Япония и др.).
В целом можно сказать, что национальное законодательство большинства государств, в том числе стран ЕС, в отношении ICO и криптовалют сегодня технологически нейтрально. Иными словами, новые разработки в области финтеха подлежат регулированию традиционным законодательным регулированием.
Таким образом, в Германии применение нормативного акта к ICO зависит от типа токенов. Если токены приобретаются обычным потребителем, применяется закон «О защите прав потребителей».
В Эстонии, если токены, выпущенные в рамках ICO, наделены характеристиками ценных бумаг, будет применяться законодательство о рынке ценных бумаг. Аналогичный подход применяется в Литве и других странах.
Некоторые государства, заинтересованные в развитии национальной финтех-индустрии, формируют благоприятную среду, снижая бюрократические барьеры для выхода на рынок новых финансовых продуктов и услуг, в том числе запуск так называемой «регуля-торной песочницы».
Например, финансовый регулятор Великобритании уже на стадии тестирования, продвигает индивидуальный подход к лицензированию деятельности финтех-компаний; оказывает необходимую поддержку и консультации по правовым вопросам.
В то же время, некоторые государства ЕС находятся только на пороге формирования подходов к правовому регулированию новых явлений. Например, результаты общественных консультаций по вопросам, связанным с ICO, были опубликованы во Франции 22.02.2018. В частности, в рамках консультаций
французского регулятора финансового рынка (Autorite des marches financiers, AMF), в частности, предложены три возможных варианта корректировки ICO, чтобы не вносить изменения в действующее законодательство, сохраняя технологическую нейтральность на основе лучших практик; расширить рамки существующей правовой базы для рассмотрения ICO как публичного предложения ценных бумаг (IPO); разработать и принять новое законодательство для регулирования ICO.
Третий вариант получил наибольшую поддержку со стороны участников общественных консультаций, в связи с чем правление АиФ приняло решение продолжить работу по разработке нормативно-правовой базы для проведения ICO, уделив особое внимание предоставлению гарантий инвесторам и соблюдению законодательства о противодействии легализации преступных доходов и финансированию терроризма.
При этом для государств-членов ЕС должно учитываться не только национальное регулирование, но и наднациональное законодательство Европейского Союза.
В частности, Европейское управление по ценным бумагам и рынкам (ESMA) в 2017 году определило требования ICO в государствах-членах ЕС4.
ESMA не запрещает ICO в странах ЕС. В то же время, разрешая вопрос о возможности рассмотрения ИКО проекта выхода из существующего правового поля, подчеркивается, что ICO проекты не должны противоречить законодательству ЕС, в том числе, но не ограничиваясь, директиву ЕС о проспектах, согласно которому, если в ICO проект соответствует критериям для IPO (публичное размещение ценных бумаг), нужно опубликовать проспект эмиссии, ранее утвержденной регулятором; директива ЕС о рынках финансовых инструментов, если маркеры имеют признаки финансовых инструментов.; Директива ЕС по управлению альтернативными инвестиционными фондами, если ICO можно квалифицировать как альтернативный инвестиционный фонд; четвертая директива ЕС по борьбе с отмыванием денег, согласно которой в обязательном порядке необходимо обеспечить идентификацию клиента.
Нельзя не упомянуть и о решении Европейского суда, принятом в октябре 2015 года, согласно которому налог на добавленную стоимость освобождается от обмена фиатных денег на криптовалюту биткоин по аналогии с обменными операциями валют, банкнот и монет, используемых в качестве законного платежного средства, в соответствии с положениями Директивы ЕС по НДС5.
Таким образом, суд ЕС в части налогообложения, по сути, поставил знак равенства между криптовалю-той, биткоин и фиатными деньгами, позиционируя биткоин как средство платежа, определив отсутствие
материального выражения криптовалюты биткоин как единственное отличие от традиционных денег.
Кроме того, план программы работы Европейского бюро по надзору за рынком ценных бумаг Европейского Союза на 2018 год определяет необходимость тщательного изучения рынка ICO, что неизбежно приведет к новым изменениям.
В этой связи следует отметить высокий уровень мобильности нормативной базы для ICO и регулирования криптовалют как на наднациональном, так и на национальном уровнях в рамках Европейского Союза, что следует учитывать лицам, заинтересованным в реализации ICO-проектов и обороте криптовалют в государствах-членах ЕС.
Однако в настоящее время мобильность вопросов правового регулирования ICO и криптовалют как нового явления присуща большинству государств, что определяет целесообразность дальнейших исследований в этой области.
1 Консультативный документ Базельского комитета по банковскому надзору о последствиях финтех разработок для банков и надзорных органов от октября 2017 года. - Режим доступа: https://www.bis.org/bcbs/publ/d415.pdf (дата обращения: 15.10.2018).
2 Ефимова, Н. А. Вызовы цифровой экономики: некоторые риски, связанные с ICO и криптовалютой // Правовая реформа в современной России : опыт и перспективы: Муромцевские чтения; Сборник трудов XVIII Междунар. науч. конф. / Под ред. Н. И. Архиповой, С. В. Тимофеева, Е. Ю. Князевой. М.: РГГУ 2018. 270 с
3 Цветкова, Л. А. Перспективы развития технологии блок-чейн в России : конкурентные преимущества и барьеры // Экономика науки. - 2017. - Т. 3, № 4. - С. 275-296
4 . Предупреждение и публикации для инвесторов: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг. - Режим доступа: https://www.esma.europa.eu/search/site/ICO (дата обращения: 15.10.2018).
5 Court of Justice of the European Union, Judgment in Case C-264/14 Skatteverket v David Hedqvist [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://curia.europa.eu/jcms/upload/ docs/application/pdf72015-10/cp150128en.pdf (дата обращения: 15.10.2018)
6 Directive 2006/112/CE du Conseil, du 28 novembre 2006, relative au système commun de taxe sur la valeur ajoutée (JO L347, p.1) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://eur-lex. europa.eu/legal-content/FR/ALL/?uri=CELEX:32006L0112 (дата обращения: 15.10.2018).
Литература
1. Ефимова, Н. А. Вызовы цифровой экономики: некоторые риски, связанные с ICO и криптовалютой // Правовая реформа в современной России : опыт и перспективы: Муромцевские чтения; Сборник трудов XVIII Междунар. науч. конф. / Под ред. Н. И. Архиповой, С. В. Тимофеева, Е. Ю. Князевой. М.: РГГУ, 2018. 270 с.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
2. Масленников, В. В., Федотова, М. А., Сорокин, А. Н. Новые финансовые технологии меняют наш мир / В. В. Масленников, М. А. Федотова, А. Н. Сорокин // Вестник финансового университета. — 2017. — Т. 21, № 2. — С. 7.
3. Цветкова, Л. А. Перспективы развития технологии блокчейн в России : конкурентные преимущества и барьеры // Экономика науки. — 2017. - Т. 3, № 4. — С. 275-296.
4. Предупреждение и публикации для инвесторов: [Электронный ресурс] // Официальный сайт Европейского управления по надзору за рынком ценных бумаг. — Режим доступа: https://www.esma.europa.eu/search/site/ICO (дата обращения: 15.10.2018).
5. Консультативный документ Базельского комитета по банковскому надзору о последствиях финтех разработок для банков и надзорных органов от октября 2017 года. — Режим доступа: https://www.bis.org/bcbs/publ/d415.pdf (дата обращения: 15.10.2018).
6. Court of Justice of the European Union,
Judgment in Case C-264/14 Skatteverket v David Hedqvist [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://curia.europa.eu/jcms/upload/docs/ application/pdf/2015-10/cp150128en.pdf (дата обращения: 15.10.2018)
7. Directive 2006/112/CE du Conseil, du 28 novembre 2006, relative au système commun de taxe sur la valeur ajoutée (JO L347, p.1) [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://eur-lex.europa.eu/legal-content/FR/ ALL/?uri=CELEX:32006L0112 (дата обращения: 15.10.2018).
8. Iansiti M., Lakhani K. R. The Truth About Blockchain / M. Iansiti, K. R. Lakhani // Harvard Business Review. 2017. — Issue January-February. - pp. 118-127.
9. Church Z. An MIT expert on why distributed ledgers and cryptocurrencies have the potential to affect every industry // MIT SLOAN SCHOOL OF MANAGEMENT, 2017. — Режим доступа: http:// mitsloan.mit.edu/newsroom/articles/blockchain-explained (дата обращения: 15.10.2018).
Magister
НАЛОГОВАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ
i if a «»[¡oí f i1 i h fi h i ■■ ; [ fi f h
Щ iSLjA ;
■ * i -i ! nF, i s'/ à' » I'd1
Налоговая безопасность: монография для магистров вузов // под ред. О.А. Мироновой. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2017. 463 с. (Серия «Magister»).
Монография подготовлена коллективом ведущих ученых и специалистов в сфере налогообложения с целью формирования новой дисциплины магистратуры и профессионального курса аспирантуры.
Содержит развернутое теоретическое и методологическое обоснование проблем налоговой безопасности государства на всех уровнях управления, хозяйствующих субъектов и личности. Сформулированы новые концептуальные положения и систематизирован методический инструментарий отдельных областей деятельности по обеспечению налоговой безопасности. Предложены оригинальные методические разработки по анализу и оценке налоговой безопасности на региональном уровне и уровне предприятия.
Для магистрантов, аспирантов, преподавателей экономических и налоговых дисциплин вузов, а также специалистов-практиков.