Научная статья на тему '2019. 02. 021. Шульте Б. Инновации и контроль: университеты, экономика знаний и авторитарное государство в Китае. Schulte B. innovation and control: universities, the knowledge economy and the authoritarian state in China // Nordic Journal of studies in educational policy. - 2018. - OnlineFirst. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/20020317. 2018. 1535732'

2019. 02. 021. Шульте Б. Инновации и контроль: университеты, экономика знаний и авторитарное государство в Китае. Schulte B. innovation and control: universities, the knowledge economy and the authoritarian state in China // Nordic Journal of studies in educational policy. - 2018. - OnlineFirst. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/20020317. 2018. 1535732 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
229
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИТАЙ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ / ИННОВАЦИИ / РЕФОРМА ОБРАЗОВАНИЯ / ПОЛИТИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2019. 02. 021. Шульте Б. Инновации и контроль: университеты, экономика знаний и авторитарное государство в Китае. Schulte B. innovation and control: universities, the knowledge economy and the authoritarian state in China // Nordic Journal of studies in educational policy. - 2018. - OnlineFirst. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/20020317. 2018. 1535732»

информации не может быть адекватно оценена. К тому же различные типы данных в разной степени востребованы и по-разному оцениваются в различных сферах бизнеса. Поэтому для индивидов, чья персональная информация является источником формирования баз данных, единственной компенсацией остается получение доступа к различным интернет-ресурсам: социальным сетям, обучающим и развлекательным ресурсам и другим онлайн-платформам, а также возможность использования различных высокотехнологичных продуктов.

В то же время объем и стоимость баз данных непрерывно возрастают. Богатейшие современные мировые компании типа Facebook и Google - главные производители обширных и дорогостоящих баз данных. Годовой оборот торговли базами данных в современной мировой экономике достигает 200 млрд долл.1 Кроме того, значительная часть финансового сектора, сферы страхования, промышленного производства и других отраслей и сфер экономической деятельности активно используют БД и извлекают значительную часть своей прибыли. Поэтому, утверждает автор статьи, в современной цифровой экономике БД становятся ведущим видом капитала и его анализ является приоритетной задачей современной экономической науки. Решение этой задачи открывает новый этап в развитии экономических исследований, соответствующих новому этапу развития капитализма и новым методам извлечения прибыли и накопления капитала. Таким образом автор рассматривает процесс «датафикации» как новый этап развития современного капитализма.

М.О. Лихачев

2019.02.021. ШУЛЬТЕ Б. ИННОВАЦИИ И КОНТРОЛЬ: УНИВЕРСИТЕТЫ, ЭКОНОМИКА ЗНАНИЙ И АВТОРИТАРНОЕ ГОСУДАРСТВО В КИТАЕ.

SCHULTE B. Innovation and control: Universities, the knowledge economy and the authoritarian state in China // Nordic journal of studies in educational policy. - 2018. - OnlineFirst. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/20020317.2018.1535732

1 Crain M. The limits of transparency: Data brokers and commodification // New media & society. - 2018. - Vol. 20, N 1. - P. 88-104.

Ключевые слова: Китай; высшее образование; экономика знаний; инновации; реформа образования; политический контроль.

Автор статьи - сотрудник Университета Лунда (Швеция) -рассматривает преобразования, происходящие в системе высшего образования в Китае.

В современном мире понятие «экономика знаний» является базовым для определения направления системы развития высшего образования и науки. Развивающиеся страны сталкиваются с необходимостью формирования собственного сектора экономики знаний и стремятся ориентировать систему высшего образования и науки на развитие в этом направлении. Китай в этом отношении не является исключением, скорее наоборот, он представляет собой наиболее яркий пример целенаправленной адаптации высшего образования к потребностям формирующейся экономики знаний, которая проводится с использованием всех властных ресурсов авторитарной политической системы.

Сегодня в Китае многочисленные усилия направлены на создание университетов мирового уровня, ориентированных на продвижение инноваций. Одним из пунктов повестки дня является интернационализация высшего образования через развитие международного сотрудничества в сфере науки и образования и интенсификацию студенческой мобильности. Китай - крупнейший поставщик иностранных студентов в университеты стран Европейского союза. Так, в Великобритании доля студентов из Китая в общем количестве иностранных студентов составляет 28,5%. В Швеции эта доля удвоилась за последние десять лет и достигла 37%, хотя в 2011 г. там было введено платное обучение для иностранных студентов из стран, не являющихся членами ЕС. Однако несмотря на все эти изменения, сохраняются вопросы: насколько китайская система высшего образования открывается для международного сотрудничества; в какой степени сохраняется политический контроль со стороны государства?

По мнению автора, в современной китайской системе высшего образования можно выделить три четкие тенденции: расширение, контроль и неравенство. На сегодняшний день высшее образование получают 40% китайской молодежи, тогда как в 2003 г. эта доля составляла лишь 17%. С конца 1990-х годов в системе

образования начался пересмотр учебных программ и планов с целью обеспечить подготовку высококвалифицированных кадров, необходимых на новом уровне технологического развития экономики. Эти изменения были направлены на повышение практической ориентированности обучения, более углубленное знакомство с современными технологиями, развитие креативности и повышение уровня социальной ответственности обучающихся. В настоящее время центральные понятия китайской образовательной политики -«инновации» и «креативность» - отражены в многочисленных государственных документах, определяющих приоритеты образовательной политики1. Однако данные многочисленных исследований показывают, что многие изменения носят косметический характер. Институты высшего образования сознательно или бессознательно имитируют господствующую риторику и называют любые самые незначительные изменения в системе преподавания «креативными» и «инновационными». Поэтому система преподавания в университетах в целом остается весьма консервативной и активно сопротивляется инновационным изменениям. Однако перемены заметны: о них свидетельствуют объективные показатели научно-исследовательской и инновационной активности.

В первую очередь это проявляется в резком росте расходов на исследования и разработки (ИР). В период с 2000 по 2015 г. Китай более чем вдвое увеличил долю ассигнований на ИР в ВВП, которая выросла с 0,9% до 2,1%, что почти соответствует средней доле подобных расходов, характерной для развитых стран. При этом очень высокую долю этих расходов (77%) обеспечивают фирмы, в то время как университеты - только 7%. За тот же период удвоилось количество ученых-исследователей в расчете на 1 тыс. населения. Однако этот показатель продолжает оставаться относительно низким по сравнению с показателями развитых стран. Это отрицательно сказывается на уровне инновационной активности, поскольку относительная плотность исследователей в

1PRC (The Central People's Government of the People's Republic of China). Guojia zhongchangqi jiaoyu gaige he fazhan guihua gangyao (2010-2020 nian) [Outline of the state's middle and long term educational reform and development plan (2010-2020)]. - 2010. - Mode of access: http://www.gov.cn/jrzg/2010-07/29/ content 1667143.htm

составе населения рассматривается в современной науке как один из факторов, ускоряющих распространение инноваций.

Один из наиболее значимых показателей инновационной активности - патенты. В последние годы Китай стал одним из крупнейших мировых соискателей и приобретателей патентов. В 2015 г. на долю Китая приходилось 7,6% полученных в мире патентов (для сравнения: Япония - 60,4%, Южная Корея - 16,4, США -7,3%). Однако в расчете на душу населения показатели патентной активности в Китае по-прежнему значительно ниже аналогичных показателей в развитых странах.

Еще одним важным показателем является публикационная активность китайских ученых. Здесь относительные показатели тоже невелики. В расчете на 1 тыс. населения в 2014 г. в Китае приходилось 0,14 публикации. Однако если учесть эффективность публикационной активности, то картина будет выглядеть гораздо лучше. Так, в 2012-2014 гг. 10% международных публикаций китайских ученых были опубликованы в журналах с высоким им-пакт-фактором. И хотя этот показатель ниже, чем, например, для США (14%), он практически равен аналогичному показателю для Швеции (11%) и выше, чем для Японии (6%). Особенно впечатляющими выглядят эти результаты, если учесть, что они достигнуты буквально за последние годы, когда общее число китайских публикаций в международных журналах возросло в 4 раза, а количество публикаций в журналах с высоким импакт-фактором выросло на 67%. Наибольшее количество публикаций сделано в области технических и химических наук, а также в сфере разработки новых материалов.

Достижения науки Китая, и в частности китайских университетов, представляются несомненными. Однако, по мнению автора, остаются большие проблемы, требующие безотлагательного решения. Главной проблемой, ограничивающей развитие университетской науки, является конфликт между инновационной деятельностью, креативностью и существующей системой политического контроля. Правда, признает автор, многие исследования показывают, что индикаторы политической свободы и демократии далеко не всегда позитивно коррелируют с индикаторами иннова-

ционной активности и креативности1. Свободное распространение информации - необходимое условие развития экономики знаний -может также угрожать политической стабильности авторитарного режима. В этом автор видит дилемму, стоящую перед китайским политическим руководством: стремясь к повышению мировой конкурентоспособности, оно должно пойти на ослабление политического контроля, что может поколебать сложившуюся систему власти в стране.

Еще одно противоречие, которое усматривает автор статьи, -это противоречие между системой государственного планирования, которая до сих пор действует в стране, и свободным развитием инновационных процессов, которые с трудом поддаются планированию и централизованному управлению. По мнению автора, эта система не способна адекватно предсказывать развитие инновационных процессов. Поэтому в условиях централизованного управления инновациями резко возрастает риск того, что их развитие пойдет по менее эффективному пути, чем в условиях свободного развития и распространения. Ошибки планирования могут наложить отпечаток на весь последующий инновационный процесс и резко снизить конкурентоспособность экономики. Однако избежать этого в условиях централизованного распределения средств, выделяемых на финансирование ИР, крайне сложно. Китайскому руководству также крайне сложно сформировать более конкурентную систему распределения этих средств в условиях традиционной культуры организации и управления, которая слабо совместима с развитием конкурентной среды.

В целом автор определяет современную китайскую систему высшего образования и науки как сложную гибридную форму, сочетающую в себе традиционные административные методы и механизмы управления с современными формами и механизмами стимулирования и распространения инноваций. Такое сложное сочетание, по его мнению, делает процессы дальнейшего развития экономики знаний в Китае трудно предсказуемыми. В последние годы развитие инновационных процессов в китайской экономике продемонстрировало заложенный в ней значительный потенциал

1 Taylor M.Z. The politics of innovation. Why some countries are better than others at science and technology. - Oxford; N.Y.: Oxford univ. press, 2016. - XIII, 427 p.

развития. Однако наличие существенных системных и институциональных противоречий, а также высокая степень консерватизма китайской системы государственного управления создают большие препятствия на пути дальнейшего развития экономики знаний. Каким образом будут преодолеваться эти препятствия и какие новые формы инновационного развития будут найдены, покажет будущее. Но от этого зависит, насколько китайская экономика в целом и система науки и образования в частности, смогут реализовать заложенный в них инновационный потенциал.

М.О. Лихачев

2019.02.022. ДЖОНС Д Р., ПАТТОН Д. ВЫЗОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИМ УНИВЕРСИТЕТАМ СО СТОРОНЫ АКАДЕМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА: ПРОСТРАНСТВЕННОЕ ВЛИЯНИЕ «КЛУБА МЕДЛЕННОГО ПЛАВАНИЯ».

JONES D R., PATTON D. An academic challenge to the entrepreneurial university: The spatial power of the «Slow Swimming Club» // Studies in higher education. - 2018. - Mode of access: https://doi. org/10.1080/03075079.2018.1534093

Ключевые слова: академическое управление; британское высшее образование; предпринимательская архитектура; этнографические исследования; пороговые пространства.

Авторы статьи, сотрудники Борнмутского университета (Великобритания), рассматривают проблемы, связанные с управлением высшими учебными заведениями, в частности своеобразные формы, которые принимает сопротивление академического сообщества воздействию новой системы управления наукой и образованием, основанной на неолиберальных принципах.

Авторы статьи ставят своей целью проанализировать, каким образом развитие предпринимательской деятельности в университетах может быть выведено за рамки узкой рыночной направленности, предполагающей преимущественную ориентацию на получение прибыли. По их мнению, предпринимательская активность должна проявляться в самых разнообразных формах и прежде всего направляться на достижение позитивных социальных изменений. Такой подход вступает в противоречие с современной концепцией предпринимательского университета, сформировавшейся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.