вителей академического сообщества, не подтвердилась. Консультирование оказалось столь же положительным, хотя и менее сильным, фактором стимулирования патентной активности. Полученный результат свидетельствует о том, какими сложными путями происходит трансфер знаний и технологий в современном обществе и сколь многообразными могут быть пути научных исследований и разработок в сферу их практического применения. В большинстве европейских стран, в том числе и в Германии, сформировались своеобразные национальные исследовательские и инновационные системы, в которых научное знание транслируется через сеть неформальных связей между представителями академического сообщества и учеными - специалистами, работающими в исследовательских отделах промышленных компаний. Результаты проведенного исследования показывают, что различные каналы, по которым осуществляется трансфер технологий между академической наукой и промышленностью, настолько тесно переплетены между собой, что один канал невозможно отделить от другого. Поэтому консультирование, которое в начальной фазе исследования рассматривалось авторами как конкурирующая альтернатива кооперации и разработке совместных программ и проектов, в конечном итоге оказалось дополнительным фактором, который в сочетании с прочими усиливает патентную активность академической науки. Это является еще одним доказательством сложного сетевого взаимодействия различных структур в рамках современной экономики знаний.
М.О. Лихачев
2014.01.026. МОК КА ХО, Ю КАР МИНГ, КУ ЮН-ВЭН. ПОСЛЕ МАССИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТАЙВАНЕ.
MOK KA HO, YU KAR MING, KU YEUN-WEN. After massification: The quest for entrepreneurial universities and technological advancement in Taiwan // Journal of higher education policy and management. -2013. - Vol. 35, N 3. - P. 264-279. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.1080/1360080X.2013.786857
Ключевые слова: глобальная конкуренция; инновационное и технологическое развитие; массификация высшего образования; исследования и разработки.
Авторы, представители Чжэцзянского университета (Китай) и сотрудник Национального тайваньского университета (Тайпей, Тайвань), рассматривают проблемы развития системы высшего образования на Тайване в связи с превращением его в сферу предоставления массовых образовательных услуг и в условиях усиления конкуренции на мировом рынке образования. Тайвань - один из крупнейших производителей высокотехнологичной продукции в Юго-Восточной Азии. Его производство полупроводников заслуженно называют «азиатской силиконовой долиной». С самого начала индустриализации в 60-х годах ХХ в. правительство Тайваня стимулировало развитие индустрии, справедливо полагая, что Тайвань, который в этот период существенно отставал в развитии производства и технологии, нуждается в ускоренном развитии. Правительство, университеты и промышленность, в особенности представители малого и среднего бизнеса, активно сотрудничали в сфере согласования образовательных программ, разработки и лицензирования технологий и создания инкубационных центров.
В течение длительного времени тайваньское правительство придерживалось крайне авторитарных методов управления. Однако процессы демократизации, происходившие в 90-е годы ХХ в., существенно трансформировали тайваньское общество, усилив влияние гражданских институтов на политическую жизнь, и в частности на политику в сфере науки и образования. Политические процессы 2000-2012 гг. только усилили демократические тенденции и способствовали стабилизации новой демократической системы. Процесс массификации в системе высшего образования Тайваня явился результатом взаимодействия двух тенденций: широкого распространения высшего образования, усиленного ростом частных инвестиций в эту сферу и расширением влияния демократических сил и гражданского общества на государственную политику в сфере высшего образования.
В 1999 г. 46 из 88 тайваньских университетов и колледжей были частными и только 42 - государственными. В дальнейшем рост образовательных услуг в частном секторе в значительной мере превзошел рост в государственном секторе: количество государст-
венных университетов выросло с 25 до 46, а количество частных -с 28 до 70 (с. 266). Это свидетельствовало об изменении роли правительства, которое перестало быть главным производителем и поставщиком образовательных услуг и существенно ограничило свою деятельность содействием и стимулированием развития сферы образования.
Для того чтобы поощрить частные университеты и позволить им на равных конкурировать с государственными, тайваньское правительство приняло новую политику финансирования сектора высшего образования. Чтобы оказать содействие частным вузам, оно сократило финансирование государственных университетов примерно на 20-25%. В результате частные университеты стали получать до 20% своих доходов непосредственно от Министерства образования, поскольку общественное мнение склонялось к тому, что частные университеты распорядиться государственным финансированием могут лучше, чем государственные.
Правительство Тайваня также играет ключевую роль в области стимулирования научных исследований и разработок. По его инициативе в 1999 г. был принят парламентский Акт о фундаментальных науках и технологиях, устанавливающий основные принципы научного и технологического развития. Согласно этому акту, каждые четыре года разрабатывается и принимается Национальный план научного и технологического развития и публикуется Белая книга науки и технологии, в которой отражаются прогрессивные изменения в науке и технологическом развитии Тайваня (с. 268). Вовлекаясь в процессы глобальной конкуренции, правительство все более откровенно ставит перед собой амбициозную цель превращения Тайваня в одну из «технологически развитых стран». Особенно эти амбиции проявились в ходе валютно-финансового кризиса в Юго-Восточной Азии в 1997-1998 гг. В 1998 г. был принят План действий по построению технологически передовой нации. Этот план предполагал, что научные исследования и технологические разработки на Тайване должны подняться на качественно новый уровень, чтобы обеспечить экономическое развитие, повышение жизненных стандартов, национальную независимость и обороноспособность. Тайвань должен превратиться в центр произ-
водства академических исследований и научных знаний в Азиатско-Тихоокеанском регионе1.
Такая направленность политики тайваньского правительства способствовала быстрому преодолению кризиса. В результате национальная инновационная система продолжила свое развитие, что выразилось в увеличении масштабов ИР и числа занятых такого рода деятельностью. Этот процесс продолжался и в последующее десятилетие. Частные и государственные структуры существенно увеличили объемы финансирования ИР. Свыше 70% этих средств были инвестированы в сферу прикладных исследований и разработку новых технологий. Эти вложения существенно изменили ситуацию на тайваньском рынке труда, создав благоприятные возможности для расширения занятости высококвалифицированных работников. В 2001-2010 гг. численность занятых в сфере ИР возросла вдвое (со 107 тыс. до 210 тыс. человек). Причем численность занятых ИР в частном секторе и секторе высшего образования росла опережающими темпами по сравнению с занятыми аналогичной деятельностью на государственной службе. В результате в общей численности занятых ИР возросла доля представителей частного сектора (с 67 до 70%) и высшего образования (с 12 до 19%), а доля государственных служащих, наоборот, снизилась (с 19 до 12,5%). Главную роль в этом процессе играли малые и средние предприятия, составляющие 98% от общего числа предприятий и создающие 30% товарной продукции (с. 269). Правительство разработало ряд целевых программ, облегчающих создание и модернизацию малых и средних предприятий и поощряющих их взаимодействие с университетскими структурами с целью осуществления эффективного трансфера технологий.
В дополнение к этому правительство постоянно стимулирует университеты к тому, чтобы они развивали сотрудничество с индустрией и бизнесом в целях ускорения экономического роста и развития. В 2001 г. в первой Белой книге о высшем образовании, опубликованной Министерством образования, было провозглаше-
1 Action plan for building a technologically advanced nation / Executive Yuan council, Republic of China. - 1998. - Mode of access: http://web1.nsc.gov.tw/ public/data/4714107571.htm; White paper on science and technology: Visions and strategies for the development of science and technology, (2003-2006): Executive summary / National science council, Executive Yuan, Republic of China. - 2003.
но, что ХХ1 в. будет веком экономики знаний и высшее образование будет играть ведущую роль в деле обновления знаний, накопления человеческого капитала и повышения национальной конкурентоспособности. С этой целью был реализован целый ряд программ. В частности, Национальный план развития науки и технологии (2001-2004) преследовал цель усиления подготовки, отбора и использования выпускников, способных принять участие в разработке и развитии новых технологий. Для этого предполагалось увеличить долю занятых в исследовательской деятельности и получающих степень бакалавра до 60-65% от общего штата исследователей. Согласно Национальному плану развития науки и технологии (2005-2006), предполагалось применение «макропланирования» в сфере образования, поощрение развития междисциплинарных курсов и сокращение разрыва между университетским образованием и потребностями разработки промышленных технологий, а также развитие программ, объединяющих академические, промышленные и бизнес-структуры в деле разработки и развития новых техноло-гий1. В 2009 г. была реализована программа поддержки молодых талантливых исследователей в колледжах и университетах страны. Эта программа преследовала цель содействовать развитию занятости в сфере ИР и была направлена на поддержку как исследовательских проектов, исполнители которых имеют докторскую степень, так и на поддержку исследовательских проектов, осуществляемых магист-рами2.
Все это существенным образом повлияло на изменение структуры финансирования системы высшего и профессионального образования. Финансирование государственной системы высшего образования за счет государственных источников снизилось с 4,3 в 2007 г. до 3,8 млрд. долл. в 2010 г., при этом финансирование за счет частных источников возросло с 1,1 в 2007 г. до 1,5 млрд. долл. в 2010 г. Финансирование системы частных высших учебных заведений возросло за счет государственных источников с 1,1 в 2007 г. до 1,5 млрд. долл. в 2010 г., а за счет частных источников -
1 National science and technology plan (2005 to 2008) / National science council. Executive Yuan. - Republic of China. - 2005.
2
Directions governing evaluations of Ministry of Education subsidies for colleges and universities to recruit research talents program / Ministry of education (MOE), Taiwan. - 2009. - Mode of access: http://english.moe.gov.tw
с 0,5 в 2007 г. до 0,9 млрд. долл. в 2010 г. И хотя доля государственного финансирования системы высшего образования остается по-прежнему высокой: в 2001-2010 гг. она находилась на уровне 84-85% от общего объема финансирования, - доля финансирования, полученного от частных бизнес-структур, стремительно растет: за тот же период она выросла с 3,2 до 6,7% (с. 273-274).
Все эти преобразования позволили существенно повысить статус тайваньских университетов в международных рейтингах. Этому способствует активное развитие ИР в тайваньских университетах и связанный с ними поток научных публикаций, который имеет высокие показатели в международных индексах цитируемо-сти. По мнению авторов, это результат процесса демократизации в сфере высшего образования и активной политики тайваньского правительства, направленной на стимулирование инновационной активности в рамках тайваньской системы высшего образования.
М.О. Лихачев
2014.01.027. КРААТЦ Дж.А., ХЭМПСОН К.Д. ПОСРЕДНИЧЕСТВО В ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦЕЛЯХ УВЕЛИЧЕНИЯ ОТДАЧИ ОТ ИНВЕСТИЦИЙ В ИР.
KRAATZ J.A., HAMPSON K.D. Brokering innovation to better leverage R&D investment // Building research & information. - 2013. -Vol. 41, N 2. - P. 187-197. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/ 09613218.2013.749771
Ключевые слова: строительная промышленность; инновации; инновационные посредники; инвестиции в исследования и разработки; Австралия.
Авторы из Австралии рассматривают роль Австралийского центра совместных исследований инноваций в строительстве (Australian Cooperative Research Centre for Construction Innovation -CRC CI) с точки зрения повышения отдачи от инвестиций в ИР при участии инновационных брокеров.
Основным вызовом для развития австралийской строительной промышленности является повышение отдачи от инвестиций в ИР, что обусловлено ее дезагрегированной природой, доминированием предприятий малого и среднего бизнеса (МСБ), интенсивной конкуренцией, исторически низким уровнем инвестиций в ИР и