2014.01.025. ГОЕЛ Р.К., ГЁКТЕПЕ-ХЮЛТЕН Д. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С ПРОМЫШЛЕННОСТЬЮ И ПАТЕНТОВАНИЕ АКАДЕМИЧЕСКИХ РАЗРАБОТОК: СВИДЕТЕЛЬСТВА НЕМЕЦКИХ УЧЕНЫХ.
GOEL R.K., GOKTEPE-HULTEN D. Industrial interactions and academic patenting: Evidence from German scientists // Economics of innovation and new technology. - 2013. - P. 1-16. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/10438599.2013.776861
Ключевые слова: взаимосвязи университетов и промышленности; патентование академических разработок; консультирование; кооперация; Германия.
Р.К. Гоел - сотрудник Университета штата Иллинойс (США), Д. Гёктепе-Хюлтен работает в Университете г. Лунд (Швеция). Авторы рассматривают проблему влияния взаимосвязей университетской науки и промышленности на патентную активность на примере деятельности университетов Германии.
Как наиболее распространенные, авторы выделяют два основных механизма взаимодействия университетской науки и промышленности - кооперацию и консультирование. Консультирование, как правило, представляет собой краткосрочное взаимодействие, связанное с научной экспертизой отдельных технологических проектов и нововведений, а кооперация предполагает долговременное взаимодействие и реализацию совместных исследовательских программ.
Кооперативное взаимодействие и развитие совместных исследований ведет к формированию партнерских отношений между индустрией и университетской наукой, и этот процесс часто сопровождается совместным финансированием из государственных источников. Кооперация также способствует обмену опытом между университетскими учеными и учеными, работающими в исследовательских отделах промышленных корпораций. В результате университетская наука получает доступ к знаниям и технологиям, находящимся в распоряжении фирм, что существенно облегчает продвижение их совместных исследований. В конечном итоге формируется некий исследовательский продукт, на который университетские ученые и представители исследовательских отделов про-
мышленных корпораций имеют примерно равные права как на результат совместных ИР.
Консультирование, наоборот, сконцентрировано на прикладных ИР и предполагает их индивидуальную экспертную оценку представителями академического сообщества. В этом случае осуществляется односторонний трансфер научных знаний из академической среды в сферу индустриального производства. Академический специалист, оказывающий консультационные услуги, имеет крайне ограниченный доступ к знаниям и технологиям тех фирм, которые он консультирует. Его чаще всего приглашают для решения какой-то конкретной возникшей проблемы в рамках сложившейся технологической системы, а не для поиска принципиально новых технологических решений. Поэтому крайне маловероятно, чтобы оказание консультационных услуг могло бы привести к созданию каких-то принципиально новых технологических процессов, которые могут стать объектом авторских прав со стороны академического консультанта.
Изобретатель, вовлеченный в процесс коммерциализации результатов своих исследований, нуждается в постоянном взаимодействии с предприятиями частного сектора. Такое взаимодействие может быть достаточно интенсивным только при условии, что он включен в процессы промышленной кооперации. Исходя из этого, авторы формулируют рабочие гипотезы своего исследования. Гипотеза 1: кооперация оказывает положительное влияние на патентную активность ученых; гипотеза 2: консультирование оказывает негативное влияние на патентную активность.
Для проверки этих гипотез авторы используют базу данных, полученную в результате опроса немецких ученых, проведенного Обществом Макса Планка за развитие науки (Max Planck Society for the Advancement of Science) в ноябре-декабре 2007 г. В опросе приняли участие свыше 2500 ученых, являющихся членами данного общества. База данных содержит 2604 анонимных интервью. Согласно обобщенным данным, около 40% опрошенных составили лица, стремящиеся к получению докторской степени; 27 - лица, получившие докторскую степень; примерно по 15 - руководители исследовательских групп и профессора; 2% - директора исследовательских департаментов и институтов. Около 60% опрошенных ученых - граждане Германии; 15 - граждане различных европей-
ских стран; 3,5 - составляют выходцы из Китая; 2,8 - из Индии; примерно по 2,5% - выходцы из США и России. Средний возраст респондентов - около 35 лет. Примерно треть опрошенных составляют женщины (с. 5-6)1.
В рамках данного опроса ученые отвечали на вопросы относительно своего участия в сотрудничестве с промышленными предприятиями. Для тестирования своей гипотезы авторы предлагают использовать в качестве независимых две фиктивные бинарные переменные. Первая переменная отражает участие ученого в кооперации с промышленными предприятиями (равна 1 в случае участия, равна 0 в случае неучастия), вторая - отражает его деятельность в качестве научного консультанта промышленных компаний (равна 1, если ученый привлекался в качестве консультанта, и равна 0 в случае, если не привлекался).
В качестве контрольных переменных, уточняющих спецификацию модели, используются величины, отражающие стаж научной деятельности ученого в системе институтов Макса Планка, сферу научной специализации, наличие ученой степени, пол, возраст, национальность, наличие опыта работы в промышленности или других сферах частного бизнеса.
В качестве зависимой переменной используется показатель вовлеченности ученого в патентную активность, который также представляет собой фиктивную бинарную величину, равную 1, если ученый включен в патентную активность, и равную 0 - в отсутствие такой включенности.
Для оценки постоянных параметров уравнений авторы использовали метод пробит-регрессии. Была проведена оценка двух типов уравнений: первый тип включал в качестве главной объясняющей переменной величину, которая характеризует вовлеченность ученых в процесс оказания консультационных услуг промышленным компаниям, второй тип - величину, характеризующую участие в кооперации с промышленными предприятиями и реализации совместных проектов. Результаты регрессионного анализа продемонстрировали, что обе главные детерминанты - консультирование и кооперация - оказывают положительное статистически
1 Max Planck society: Annual report 2008 // Max Planck society. - 2009. -Mode of access: http://pesona.jahresbericht 2008/jahresbericht2008. pdf
значимое воздействие на уровень патентной активности (влияние консультирования выражается коэффициентом ~ 0,618, который имеет 1-статистику 6,3, а влияние кооперации - коэффициентом ~ 0,810, который имеет 1-статистику 10,8) (с. 8). Это означает, что участие ученых в консультировании промышленных компаний, так же как и участие в разработке совместных проектов с ними, увеличивает вероятность получения патентов на технологические новшества, возникающие в результате этой деятельности. Сравнение относительной величины этих коэффициентов показывает, что влияние кооперативного взаимодействия является относительно более сильным и, следовательно, дает более высокую вероятность получения патентного результата.
Оценка влияния контрольных переменных также принесла ряд интересных результатов. В частности, женщины имеют более низкую вероятность получения патентов, чем мужчины (гендерный фактор учитывался при помощи бинарной величины, равной 1 для женщин и 0 для мужчин, коэффициент влияния этой величины ~ -0,256 и имеет 1-статистику 2,8). Кроме того, устойчивое положительное влияние на вероятность получения патентов имеет показатель возраста (коэффициент, характеризующий влияние этого фактора, ~ 0,025 и имеет 1-статистику 6,4), что свидетельствует о положительном влиянии накопленного человеческого капитала на уровень вероятности получения патентов. Также значительное положительное влияние на вероятность получения патентов оказывают параметры, характеризующие профессиональный статус респондентов. Существенно повышает вероятность получения патентов наличие у респондента докторской степени (коэффициент, характеризующий влияние этого фактора, ~ 0,315 и имеет 1-статистику 3,2) и статуса руководителя исследовательской группы (этот фактор характеризуется коэффициентом ~ 0,305 и имеет 1-статистику 3,7) (с. 8).
В целом полученные результаты подтвердили основную гипотезу авторов о том, что кооперация между академическими специалистами и представителями промышленных компаний - ключевой фактор, усиливающий патентную активность в сфере академической науки. Однако авторская гипотеза о том, что взаимодействие с промышленными компаниями в виде оказания им консультационных услуг снижает патентную активность предста-
вителей академического сообщества, не подтвердилась. Консультирование оказалось столь же положительным, хотя и менее сильным, фактором стимулирования патентной активности. Полученный результат свидетельствует о том, какими сложными путями происходит трансфер знаний и технологий в современном обществе и сколь многообразными могут быть пути научных исследований и разработок в сферу их практического применения. В большинстве европейских стран, в том числе и в Германии, сформировались своеобразные национальные исследовательские и инновационные системы, в которых научное знание транслируется через сеть неформальных связей между представителями академического сообщества и учеными - специалистами, работающими в исследовательских отделах промышленных компаний. Результаты проведенного исследования показывают, что различные каналы, по которым осуществляется трансфер технологий между академической наукой и промышленностью, настолько тесно переплетены между собой, что один канал невозможно отделить от другого. Поэтому консультирование, которое в начальной фазе исследования рассматривалось авторами как конкурирующая альтернатива кооперации и разработке совместных программ и проектов, в конечном итоге оказалось дополнительным фактором, который в сочетании с прочими усиливает патентную активность академической науки. Это является еще одним доказательством сложного сетевого взаимодействия различных структур в рамках современной экономики знаний.
М.О. Лихачев
2014.01.026. МОК КА ХО, Ю КАР МИНГ, КУ ЮН-ВЭН. ПОСЛЕ МАССИФИКАЦИИ: ПРОБЛЕМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ И ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ НА ТАЙВАНЕ.
MOK KA HO, YU KAR MING, KU YEUN-WEN. After massification: The quest for entrepreneurial universities and technological advancement in Taiwan // Journal of higher education policy and management. -2013. - Vol. 35, N 3. - P. 264-279. - Mode of access: http://dx.doi.org/ 10.1080/1360080X.2013.786857