Научная статья на тему '2012. 01. 023. Триппл М. Научная мобильность и трансфер знаний на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях. Trippl М. Scientific mobility and knowledge transfer at the interregional and intraregional level // regional studies ifirst. - 2011. - 11 March. - p. 1-15 - doi:10. 1080/00343404. 2010. 549119'

2012. 01. 023. Триппл М. Научная мобильность и трансфер знаний на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях. Trippl М. Scientific mobility and knowledge transfer at the interregional and intraregional level // regional studies ifirst. - 2011. - 11 March. - p. 1-15 - doi:10. 1080/00343404. 2010. 549119 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВЕТИЛА НАУКИ / НАУЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лавров М. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2012. 01. 023. Триппл М. Научная мобильность и трансфер знаний на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях. Trippl М. Scientific mobility and knowledge transfer at the interregional and intraregional level // regional studies ifirst. - 2011. - 11 March. - p. 1-15 - doi:10. 1080/00343404. 2010. 549119»

определенный исследовательский опыт за границей, расширить границы своего профессионального взаимодействия и установить связи в рамках международных научных профессиональных сетей. Особенно эффективной, по мнению авторов, является поддержка ученых государственных исследовательских институтов, которые менее мобильны, чем их университетские коллеги. Что касается принимающей страны, то для нее особенно выгодно, когда ученый пребывает в ней продолжительный период времени. Активизация деятельности по передаче знаний и технологий в рамках иностранной инновационной системы требует выстраивания доверительных отношений, создания профессиональных сетей и взаимного признания. Причем привлечение иностранных специалистов должно быть связано с реализацией специфических совместных проектов, поскольку это увеличивает вероятность того, что фирмы принимающей страны получат выгоду от активности ученых в области передачи знаний и технологий. Другими словами, «заполучение мозгов» должно быть заменено «встраиванием мозгов» через систему прямого тесного сотрудничества. Кроме того, необходимо поощрять «челночную» мобильность, т.е. визиты должны быть не разовыми, а регулярными. В целом проведенное исследование показало, что международная мобильность - это часть процесса открытия государственного научного сектора, который выгоден для экономики страны. Таким образом, мобильность необходимо поддерживать в интересах как самих ученых, их научной и организационной среды, так и национальной инновационной системы в целом.

О. Т. Шипкова

2012.01.023. ТРИППЛ М. НАУЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И ТРАНСФЕР ЗНАНИЙ НА МЕЖРЕГИОНАЛЬНОМ И ВНУТРИРЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЯХ.

TRIPPL М. Scientific mobility and knowledge transfer at the interregional and intraregional level // Regional studies iFirst. - 2011. -11 March. - P. 1-15 - D0I:10.1080/00343404.2010.549119.

Ключевые слова: светила науки; научная мобильность; межрегиональный и внутрирегиональный трансфер знаний.

Автор из Института регионального развития и окружающей среды Венского университета экономики и бизнеса (Австрия) ана-

лизирует академическую мобильность на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях применительно к мобильности научной элиты - «светил науки» (star scientists).

Уровень миграции и мобильность высококвалифицированных работников, и в частности ученых и исследователей, значительно выросли в последние годы. Высокообразованные люди -это важный «источник знаний». Их миграция сопровождается перемещением экспертного потенциала и ноу-хау и, таким образом, может оказывать большое воздействие на инновационное развитие регионов.

В научной литературе существует немалое количество работ, описывающих положительные и отрицательные стороны миграции ученых. В реферируемой публикации автор сформулировала концептуальную модель знаниевых взаимосвязей на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях, связанных с перемещением ученых (с. 4). При этом в «регионе отправления» и «принимающем регионе» выделяются по два основных сектора, с которыми они взаимодействуют: сектор фирм и академический сектор.

Знаниевые потоки от региона отправления к принимающему региону автор описывает как миграцию высококвалифицированных ученых (светил науки) и их последователей (студентов, аспирантов), которые также могут быть источником уже существующего либо потенциального знания. При этом между регионами может осуществляться и обратный трансфер знаний и межрегиональная циркуляция знаний как в форме неформальных связей, так и через формальное сотрудничество. В целом эмиграция светил науки для региона отправления в секторе фирм описывается как «потеря ключевого источника экономического роста», а в академическом секторе - как «снижение научного потенциала», однако обе тенденции могут быть ослаблены последующим притоком нового знания.

С точки зрения влияния притока высококвалифицированных ученых на принимающий регион автор выделяет следующие потенциальные возможности. Для академического сектора это может служить фактором усиления научного потенциала и его дальнейшего роста в связи с последующим притоком нового знания, так как ученые не только сотрудничают в сфере ИР с региональными научно-исследовательскими организациями, но и служат «источником» квалифицированных выпускников вузов, которые тоже

трудоустраиваются в региональные научно-исследовательские организации.

Для сектора фирм иммиграция высококвалифицированных ученых - это приобретение основного источника экономического роста и обеспечение будущего притока нового знания в силу выполнения ими следующих функций. Во-первых, они обеспечивают повышение количества талантливых выпускников вузов, трудоустраивающихся в региональные фирмы. Во-вторых, может происходить их кооперация с региональными фирмами в сфере ИР. В-третьих, светила науки могут осуществлять продажу патентов региональным фирмам, тем самым обеспечивая им доступ к передовым знаниям через рынок объектов интеллектуальной собственности. В-четвертых, светила науки могут входить в состав руководящих органов и консультативных советов региональных фирм и предоставлять свои экспертные знания и опыт. И, наконец, в-пятых, деятельность ученых может непосредственно сопровождаться открытием ими своих собственных компаний в регионе.

Автор отмечает, что различные ученые будут по-разному и в разной степени вовлечены в описываемые этой моделью знаниевые потоки в зависимости от степени включения ученого в региональное научное сообщество и интенсивности передачи знаний местным компаниям, и, таким образом, они будут в различной степени влиять на региональное развитие принимающей стороны.

Для эмпирической оценки последствий академической мобильности и трансфера знаний на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях автором проведен анализ на основе опроса ученых, входящих в базы данных Института научной информации (Institute for Science Information - ISI) как авторов научных статей, имеющих высокий уровень цитирования в период 1981-2002 гг.

От 2841 ученого высшего звена, которым были направлены соответствующие запросы по проблематике исследования, автор получил 720 отзывов и заполненных анкет, что составляет 25,3%. Среди откликнувшихся респондентов автор выделяет три большие группы: 1) экспатрианты - 181 человек, 25% - ученые, покинувшие родные страны для работы за рубежом; 2) возвратившиеся -194 человека, 27% - ученые, имевшие опыт длительного проживания и работы за рубежом, но вернувшиеся в родную страну; 3) ученые, не выезжавшие за рубеж на работу, - 354 человека (48%)

(с. 5). Подробное описание характеристик ученых, участвовавших в исследовании (пола, возраста, вида исследовательской работы, научных направлений, длительности работы за рубежом), а также перечень отправляющих и принимающих регионов представлены в статье в таблице (с. 6) и приложении А1-А3 (с. 12-13).

На основе результатов анализа полученных данных сделаны следующие выводы.

Что касается обмена знаниями с регионами отправления получены данные, свидетельствующие о высоком уровне сохранения научных связей ученых с научным сообществом - почти 82% экспатриантов отметили, что поддерживали такой обмен, и не менее 90% вернувшихся осуществляли подобные контакты.

Основные механизмы, использующиеся учеными для стимулирования межрегиональных знаниевых потоков, представлены в таблице 1.

Таблица 1 (с. 7)

Способы трансфера знаний научному сообществу в регионе предшествующего нахождения (% от численности мобильных ученых)

Экспатрианты (п=181) Вернувшиеся (п=194)

% %(часто / регулярно) % %(часто / регулярно)

Исследовательское сотрудничество 60,8 (25,4) 79,4 (50,0)

Контрактные исследования 51,4 (18,8) 71,7 (31,5)

Кооперация в консалтинге и лицензировании 30,9 (7,7) 40,1 (9,2)

Совместные публикации 64,1 (18,8) 79,0 (43,8)

Совместные патенты 8,8 (0,0) 19,6 (3,1)

Найм ученых и специалистов-исследователей 48,1 (6,1) 56,7 (10,3)

Совместное участие в семинарах и иных мероприятиях 67,4 (19,9) 77,3 (41,2)

Совместное посещение международных научных конференций 70,7 (30,4) 81,5 (54,7)

Исследовательские поездки и обмен сотрудниками 70,2 (21,0) 82,4 (37,6)

Как видно из приведенных данных, наиболее важную роль играют исследовательские поездки и обмен сотрудниками, совме-

стное посещение международных научных конференций, а также осуществление совместных публикаций. Эти способы передачи знаний распространены как среди экспатриантов, так и среди вернувшихся ученых. В целом данные показывают, что значительная доля ученых в высокой степени вовлечена в межрегиональный обмен знаниями и использует широкий спектр механизмов трансфера знаний на регулярной либо частной основе.

Значительное количество респондентов (30% экспатриантов и 45% вернувшихся) отметили, что их собственный отъезд на работу за рубеж либо возвращение инициировали миграцию их последователей в лице ученых или студентов (с. 8).

Анализ взаимодействия ученых с фирмами в «отправляющем» регионе показывает, что связи с компаниями поддерживали 19% экспатриантов и примерно 35% вернувшихся ученых. При этом существует большое количество механизмов трансфера знаний, данные о которых представлены в таблице 2.

Таблица 2 (с. 8)

Способы трансфера знаний компаниям в регионе предшествующего нахождения (% от численности мобильных ученых)

Экспатрианты (п=181) Вернувшиеся (п=194)

% %(часто / регулярно) % %(часто / регулярно)

Исследовательское сотрудничество 15,0 (5,6) 26,3 (6,7)

Контрактные исследования 12,2 (6,1) 22,2 (6,2)

Консультационные услуги 16,0 (5,0) 24,3 (8,8)

Лицензионные соглашения 7,8 (2,2) 14,9 (2,5)

Совместные публикации 11,7 (2,8) 21,6 (3,6)

Совместные патенты 5,1 (1,2) 8,7 (0,5)

Найм ученых и специалистов-исследователей 9,4 (1,1) 11,3 (1,0)

Совместное участие в промышленных ярмарках и выставках 3,9 (0,0) 6,6 (1,5)

Совместное участие в семинарах и иных мероприятиях 12,2 (3,9) 20,5 (4,6)

Совместное посещение международных научных конференций 12,8 (5,6) 24,2 (7,2)

Исследовательские поездки и обмен сотрудниками 13,8 (5,0) 24,8 (2,1)

Как и в ситуации с научным сообществом, в данном случае автор констатирует отсутствие единого доминирующего типа трансфера знаний. Наиболее часто используемые способы - исследовательское сотрудничество, оказание консультационных услуг и проведение контрактных исследований.

Таким образом, приведенные данные свидетельствуют, во-первых, о значительном вкладе высококвалифицированных ученых в межрегиональную циркуляцию знаний и, во-вторых, о том, что от миграции ученых может получать положительный эффект не только «принимающий», но и «отправляющий» регион.

Анализ влияния мобильных ученых на развитие процессов внутрирегионального трансфера знаний в принимающем регионе, а также сравнение их показателей с информацией о немобильных ученых проводится автором на основании данных, представленных в таблице 3.

Таблица 3 (с. 9)

Способы внутрирегионального трансфера знаний (% от численности светил науки)

Экспатрианты Вернувшиеся Немобильные светила науки

% | %аЬ % | %аЬ % | %аЬ

Научный сектор

Научное сотрудничество 98,3 61,8а 99,5 67,0а 98,2 64,3а

Источник талантов для научного сегмента рынка труда 84,8 21,9Ь 88,9 18,9Ь 86,9 25,5Ь

Промышленный сектор

Источник высококвалифицированных работников 66,7 14,1Ь 78,7 19,1Ь 73,6 13,8Ь

Совместные ИР-проекты с фирмами 73,0 25,3а 75,8 27,4а 79,8 13,8а

Продажа патентов фирмам 27,8 5,1а 32,3 3,2а 37,9 5,0а

Предприниматель 15,2 14,2 13,9

Член правления компании 28,2 27,2 25,4

Примечание: па - регулярно или часто; пЬ - многие или почти все.

Как показывают данные, практически все ученые, прибывшие из других регионов, встраиваются в региональную систему трансфера знаний при помощи различных интеграционных механизмов. Практически все респонденты отметили, что осуществляли сотрудничество с научными институтами на региональном уровне,

и значительная доля как экспатриантов (85%), так и вернувшихся ученых (89%) также указали на то, что их студенты заняты в исследовательских организациях региона. Ключевые способы трансфера знаний - реализация совместных ИР-проектов с местными фирмами и подготовка квалифицированных выпускников. В то же время автор отмечает, что относительно большое число ученых используют эти механизмы спорадично и недостаточно эффективно. Ученые также напрямую вовлечены в процессы коммерциализации научных открытий: продажа патентов, участие в управлении либо в консультативных советах частных компаний, создание собственного бизнеса в выбранном регионе. Важный результат анализа - свидетельство о наличии значительных расхождений в использовании механизмов внутрирегионального трансфера знаний между мобильными и немобильными светилами науки (с. 9).

В заключение автор строит многомерную модель для определения факторов, влияющих на участие мобильных ученых в процессах трансфера знаний в принимающем регионе (описание переменных и результаты представлены в табл. 5-6 на с. 10). Согласно полученным данным, на процессы внутрирегионального трансфера знаний значимый положительный эффект оказывают следующие переменные: наличие у ученых межрегиональных связей с фирмами; прикладной характер исследовательской деятельности и отрасли знания, в которой заняты ученые.

М.Н. Лавров

2012.01.024. КУДЖИНИ А., МИКЕЛОН Дж., ПИЛОНАТО С. ИЗМЕРЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ В НАУЧНЫХ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯХ: МЕТОД СОСТАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОЙ КАРТЫ. CUGINI A., MICHELON G., PILONATO S. Performance measurement in academic departments: The strategy map approach // Public money & management. - 2011. - Vol. 31, N 4. - P. 271-278. - DOI: 10.1080/09540962.2011.586240.

Ключевые слова: исследовательское университетское подразделение; оценка деятельности университетского подразделения; метод составления стратегической сбалансированной карты показателей деятельности.

Авторы из Университета Падуи (Италия) анализируют возможность применения метода составления стратегической сбалан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.