Научная статья на тему '2013.04.028. ГОНСАЛЕС-ПЕРНИА Ч.Л., КУЭЧЛЕ Г., ПЕНЬА-ЛЕГАСКУЭ И. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРАНСФЕР УНИВЕРСИТЕТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. GONZáLEZ-PERNíA J.L., KUECHLE G., PENA-LEGAZKUE I. AN ASSESSMENT OF THE DETERMINANTS OF UNIVERSITY TECHNOLOGY TRANSFER // ECONOMIC DEVELOPMENT QUARTERLY. – 2013. – VOL. 27, N 1. – P. 6–17. – DOI:10.1177/0891242412471845'

2013.04.028. ГОНСАЛЕС-ПЕРНИА Ч.Л., КУЭЧЛЕ Г., ПЕНЬА-ЛЕГАСКУЭ И. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРАНСФЕР УНИВЕРСИТЕТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. GONZáLEZ-PERNíA J.L., KUECHLE G., PENA-LEGAZKUE I. AN ASSESSMENT OF THE DETERMINANTS OF UNIVERSITY TECHNOLOGY TRANSFER // ECONOMIC DEVELOPMENT QUARTERLY. – 2013. – VOL. 27, N 1. – P. 6–17. – DOI:10.1177/0891242412471845 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСФЕР ТЕХНОЛОГИЙ / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ АКТИВНОСТЬ / ПЕРЕДАЧА ТЕХНОЛОГИЙ ДОЧЕРНИМ КОМПАНИЯМ / ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИЙ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачев М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013.04.028. ГОНСАЛЕС-ПЕРНИА Ч.Л., КУЭЧЛЕ Г., ПЕНЬА-ЛЕГАСКУЭ И. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРАНСФЕР УНИВЕРСИТЕТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. GONZáLEZ-PERNíA J.L., KUECHLE G., PENA-LEGAZKUE I. AN ASSESSMENT OF THE DETERMINANTS OF UNIVERSITY TECHNOLOGY TRANSFER // ECONOMIC DEVELOPMENT QUARTERLY. – 2013. – VOL. 27, N 1. – P. 6–17. – DOI:10.1177/0891242412471845»

Все эти изменения в сфере создания и распространения инноваций и защиты прав интеллектуальной собственности создают серьезные вызовы для развивающихся стран, но в то же время предоставляют им определенные благоприятные возможности. Многочисленные эксперты приходят к выводу, что уровень защиты интеллектуальной собственности является всего лишь одним, и далеко не самым главным, из факторов, влияющих на экономический рост в развивающихся странах. Этот вывод подтверждается многочисленными примерами развивающихся стран, которые демонстрируют высокие темпы экономического роста, не имея жесткой системы защиты прав ИС. Тем не менее наличие такой системы, даже при отсутствии прямого влияния на темпы экономического роста, существенно снижает вероятность выдвижения претензий со стороны тех, кто стремится к захвату чужой интеллектуальной собственности. В этой сфере определяющую роль играет государство, задачей которого является создание современной системы правового регулирования прав ИС, согласующейся со сложившимися стандартами международного права в этой сфере. Развитие новой инновационной модели, предполагающей объединение научных и технических знаний из разных областей и внешних источников, существенно осложняет эту задачу. Необходимо ориентировать систему защиты ИС прежде всего на охрану общественных интересов и найти гибкую модель, способную сочетать интересы фирм, инвестирующих в инновации, и изобретателей, разрабатывающих новые технологии, а также, по возможности, исключить претензии «непрактикующих субъектов», которые наносят серьезный ущерб инновационному процессу.

М.О. Лихачев

2013.04.028. ГОНСАЛЕС-ПЕРНИА Ч.Л., КУЭЧЛЕ Г., ПЕНЬА-ЛЕ-ГАСКУЭ И. ОЦЕНКА ФАКТОРОВ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИХ ТРАНСФЕР УНИВЕРСИТЕТСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ. GONZALEZ-PERNlA J.L., KUECHLE G., PENA-LEGAZKUE I. An assessment of the determinants of university technology transfer // Economic development quarterly. - 2013. - Vol. 27, N 1. - P. 6-17. -D0I:10.1177/0891242412471845.

Ключевые слова: трансфер технологий; предпринимательство; предпринимательская активность; передача технологий

дочерним компаниям; лицензирование технологий; региональная среда.

Авторы, сотрудники Оркестра-Баскского института конкурентоспособности (Сан-Себастьян, Испания), рассматривают вопрос о том, в какой степени характеристики университетских структур и подразделений, занимающихся трансфером технологий и действующих в различных региональных условиях, влияют на результаты коммерциализации научных знаний как в форме получения патентов и лицензий, так и в форме создания технологических дочерних компаний (спин-офф).

В течение последних трех десятилетий академическое предпринимательство, проявляющееся в коммерциализации результатов университетских научных исследований, играет все возрастающую роль в сфере регионального экономического развития. Стимулируемые ростом научных открытий и инноваций, университеты все больше вовлекаются в рыночный обмен технологиями, содействуя тем самым экономическому росту и повышению региональной конкурентоспособности. Рыночный трансфер академических знаний осуществляется различными путями: лицензирование интеллектуальной собственности (патенты, ноу-хау, коммерческая тайна); создание на базе университетов новых высокотехнологичных предприятий, совместных венчурных компаний; проведение совместных исследований с промышленными компаниями; оказание консультационных услуг. Лицензионные соглашения между университетами и частными фирмами - исторически наиболее важная форма коммерциализации результатов научной деятельности. Однако в последние два десятилетия большое значение приобрела такая форма коммерциализации, как создание на базе университетов венчурных высокотехнологичных предприятий - спин-офф. Эти две формы деятельности вносят решающий вклад в процесс коммерциализации результатов научных исследований.

В своем исследовании авторы концентрируют внимание на изучении трех главных факторов, оказывающих влияние на создание спин-офф и лицензирование новых технологий.

1. Ключевым условием, способствующим коммерциализации результатов университетских научных исследований во всех существующих формах, является деятельность специальных подразделений университетов, осуществляющих трансфер технологий, ко-

торые проводят оценку коммерческой ценности новых технологий, содействуют закреплению и защите прав интеллектуальной собственности, облегчают сотрудничество с частными фирмами и содействуют созданию дочерних университетских компаний.

2. Не менее важную роль в процессе коммерциализации результатов научных исследований играет инфраструктура, которую может предоставить университет, уровень квалификации, достигнутый его преподавателями, развитие сети связей с промышленными компаниями, а также партнерами в академической сфере.

3. Инвестиционный и предпринимательский потенциал значительно различается между регионами одной страны. Сила региональной инновационной системы заключается в наличии надежной системы защиты прав интеллектуальной собственности, сильных взаимосвязей крупных компаний и новых фирм, прямого доступа к венчурному капиталу и стимулирующей политики местных властей. Наличие или отсутствие этих условий оказывает существенное влияние на степень интенсивности трансфера технологий. Исходя из этого, авторами были сформулированы следующие гипотезы.

Гипотеза 1. Численность и опытность сотрудников подразделений университетов, занимающихся трансфером технологий, оказывает положительное влияние на уровень активности этого процесса как в форме получения лицензий, так и в форме создания спин-офф (с. 7).

Гипотеза 2. Научные знания, аккумулированные университетом в виде патентов и лицензий, наличие грамотного управления интеллектуальной собственностью и финансирование развития научной инфраструктуры в виде бизнес-инкубаторов и научных парков оказывают положительное влияние на активность трансфера технологий (с. 8).

Гипотеза 3. Инновационный потенциал, оцененный как средний объем финансирования ИР в расчете на одну фирму и доступность венчурного капитала для фирм в регионе, где расположен университет, оказывает положительное влияние на активность трансфера технологий (с. 8).

В качестве эмпирической базы исследования авторы используют данные Ежегодного опроса по вопросам трансфера знаний и технологий (Annual Survey on Knowledge and Technology Transfer),

который проводится Испанской ассоциацией организаций, содействующих трансферу технологий (КеёОТШ). В качестве зависимых переменных в исследовании рассматриваются число дочерних компаний, созданных на базе университетов и использующих университетское имущество и технологии, а также число лицензионных соглашений, заключенных с частными фирмами при участии университетских структур, осуществляющих трансфер технологий. Независимые переменные (факторы) подразделяются на три группы: переменные, отражающие характеристики деятельности университетских структур, осуществляющих трансфер технологий; переменные, отражающие характеристики университетов; переменные, отражающие региональные характеристики.

В числе показателей, характеризующих деятельность университетских структур, занятых трансфером технологий, были выделены: общий штат сотрудников; штат технических сотрудников, обладающих необходимыми компетенциями в различных сферах научной деятельности (оба показателя измерены как количество рабочих мест, эквивалентных полной занятости, - БТБ); совокупный опыт работы, измеренный как количество человеколет стажа работы в сфере трансфера технологий.

В число переменных, отражающих характеристики университетов, включены: количество лицензий и патентов, которым обладает университет как отражение объемов накопленного научного знания; наличие институционализированной системы управления спин-офф; наличие системы управления интеллектуальной собственностью; наличие бизнес-инкубаторов и научных парков. Все показатели, за исключением первого, представлены в виде фиктивных переменных, принимающих значение, равное единице при наличии соответствующего фактора, и значение, равное нулю при его отсутствии.

Региональная специфика характеризуется такими факторами, как доступность венчурного капитала, измеренная как объем венчурного капитала, инвестированного за последние два года в расчете на одну фирму в тысячах евро, и накопленный запас технологических знаний, измеренный как величина стоимости имеющихся патентов и лицензий в расчете на одну фирму в тысячах евро.

В качестве контрольных факторов, способных существенно повлиять на результаты исследования, учитывалась степень неза-

висимости структур, осуществляющих трансфер технологий от университетов, и наличие у университета определенной технической специализации, которая может существенно отражаться на эффективности трансфера технологий. Для отражения этих величин авторы также ввели фиктивные переменные. Фиктивная переменная, отражающая степень независимости структур, осуществляющих технологический трансфер от университетов, равна единице, если эти структуры действуют автономно, и нулю, если они действуют под полным контролем университета. А фиктивная переменная, отражающая технологическую специализацию университета, равна единице, если университет имеет строго определенную технологическую специализацию, и равна нулю, если такая специализация отсутствует.

На основе описанной выше спецификации факторов авторы исследования осуществили оценку параметров регрессионного уравнения, которое они приводят в сокращенной форме (с. 11): Yit = а + ßXit + yZtt + SWit + Sit,

где Yit - отражение результатов трансфера технологий в виде количества созданных спин-офф или заключенных лицензионных соглашений; Xit - вектор переменных, описывающих характеристики структур, осуществляющих трансфер университетских технологий; Zit - вектор переменных, отражающих характеристики университетов; Wit - вектор переменных, отражающих региональную специфику, и sit - случайный компонент регрессии.

Результаты проведенной авторами оценки параметров регрессии показывают, что численность профессионального штата структур, занимающихся трансфером технологий, и совокупный опыт работы оказывают сильное положительное влияние на уровень активности технологического трансфера, а общая численность штата этих структур, наоборот, оказывает отрицательное влияние (с. 13-14). Это свидетельствует о том, что наибольшее значение в деятельности этих структур имеет не общая численность сотрудников, а уровень их профессиональной квалификации и опыт деятельности в сфере трансфера технологий. Такой вывод в целом подтверждает первую гипотезу исследования.

Из числа характеристик университетов наиболее значимое положительное влияние оказывают накопленные запасы научного знания в виде патентов и лицензий и наличие специализированной

системы управления дочерними университетскими предприятиями. Фактор наличия системы защиты интеллектуальной собственности, собственных бизнес-инкубаторов и научных парков не проявил сколько-нибудь значимого воздействия (с. 13-14). Следовательно, вторая гипотеза исследования нашла подтверждение лишь частично.

Влияние региональных факторов - доступность венчурного капитала и накопление научных ресурсов - оказалось незначительным (с. 13-14). Следовательно, третья гипотеза исследования не нашла своего подтверждения. Однако авторы обращают внимание на то, что присутствие региональных переменных в модели существенно увеличивает ее объясняющую силу (повышают значение R2), что свидетельствует о существовании каких-то других значимых региональных факторов, которые оказывают заметное влияние на интенсивность процесса трансфера технологий.

М.О. Лихачев

2013.04.029. ЯКОБ М., МИК В.Л. НАУЧНАЯ МОБИЛЬНОСТЬ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ СЕТИ: ТЕНДЕНЦИИ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ПОВЫШЕНИЮ КАЧЕСТВА НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ФОРМИРОВАНИЮ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ.

JACOB M., MEEK V.L. Scientific mobility and international research networks: Trends and policy tools for promoting research excellence and capacitybuilding // Studies in higher education. - 2013. - Vol. 38, N 3. - P. 331-344. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/0307 5079.2013.773789

Ключевые слова: глобализация; мобильность; исследования; высшее образование.

Авторы из Швеции и Австралии анализируют влияние современных тенденций развития высшего образования и науки на академическую мобильность.

В современном обществе существует устойчивое обоснованное мнение о том, что международное исследовательское сотрудничество повышает значимость и влияние ИР. Анализ современных научных публикаций, выполненных в соавторстве, показывает, что работы, выполненные сотрудниками одного учреждения, на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.