ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
Л _ V V V _
Анализ мер европейской инновационном политики в контексте защиты прав интеллектуальной собственности и их адаптация для России
В. М. Московкин,
д. г. н., профессор кафедры мировой экономики БелГУ
М. Н. Еренков,
аспирант кафедры мировой экономики БелГУ
e-mail: [email protected]
Проделан анализ мер европейской инновацион- вий предлагается выбрать три меры: создание
ной политики из базы данных проекта PROINNO офисов по поддержке промышленной собственно-
Europe: INNO-Policy Trendchаrt с целью иденти- сти; грантовая программа по стимулированию
фикации мер, касающихся защиты прав интел- патентной активности отечественных изобре-
лектуальной собственности. Из 10 идентифици- тателей за рубежом; онлайновая база данных по
рованных мер к адаптации для российских усло- патентам.
Ключевые слова: меры европейской инновационной политики, защита прав интеллектуальной собственности, патентная активность, INNO-Policy Тгеп^ЬаЛ.
В рамках запуска Лиссабонской стратегии в начале XXI века Европейский союз разработал два бенчмаркинговых инструмента своей инновационной политики — Европейское инновационное табло и Базу данных по мерам европейской инновационной политики. Они составляют основу Trend Chart проекта по инновациям в Европе. В данной работе мы остановимся на втором инструменте. Анализ его функционирования по прошествии трех лет после запуска был детально проведен в работе [1].
В нем группы и классы (укрупненные группы) мер распределялись по странам ЕС и размещались в
специально построенной электронной гиперссылоч-ной матрице.
В настоящее время Trend Chart проект по инновациям в Европе является частью масштабного инновационного проекта PROINNO EUROPE и носит название INNO Policy Trend Chart [2]. В его базе данных появилось много новых стран, включая страны ЦВЕ, США, Канаду, Японию, Бразилию, Индию, Китай и Турцию, а в 2007 г. к этому проекту подключились Россия и Украина.
Классификация мер, европейской инновационной политики, введенная в силу в конце апреля - на-
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Таблица 1
Классификация мер европейской инновационной политики, введенная в силу в конце апреля - начале мая 2008 г.
Классы и группы мер Коды российских мер (начало мая 2009г.)
Оригинальные названия Перевод на русский язык
1.1. Support to policy making 1.1. Поддержка разработки политик
1.1.1. Strategy policy documents (official documents, policy consultation papers, green or whith papers, Operational Programmes of Structural Funds) 1.1.1. Стратегические и политические документы (официальные документы, доклады политических консультаций», зеленые или белые доклады, операционные программы Структурных фондов)
1.1.2. Activities of official advisory and consultative forum 1.1.2. Деятельность официального совещательного и консультативного форума
1.1.3. Policy Advisory services (technology foresight, Scoreboard type activities, cluster mapping, sectoral studies of innovation) 1.1.3. Политические консультативные службы (технологическое прогнозирование, табло видов деятельности, картирование кластеров, секторальные исследования инноваций)
1.2.1. Strategic Research policies (long-term research agendas) 1.2.1. Политики стратегических исследований (долгосрочные исследовательские повестки)
1.2.2. Innovation strategies 1.2.2. Инновационные стратегии
1.3.1. Cluster framework policies 1.3.1. Кластерные рамочные политики
1.3.2. Horizontal measures in support of financing 1.3.2. Горизонтальные меры в поддержку финансирования. RU15
1.3.3. Other horizontal policies (ex. society-driven innovation) 1.3.3. Другие горизонтальные политики (например, общественные инновации)
2.1. Research organizations 2.1. Исследовательские организации
2.1.1. Policy measures concering excellence, relevance and management of research in Universities 2.1.1. Политические меры, касающиеся превосходства, релевантности, важности и управления исследованиями в университетах
2.1.2. Public Research Organizations 2.1.2. Государственные исследовательские организации
2.1.3. Research and Technology Organization (private non-profit) 2.1.3. Исследовательско-технологические организации (частные неприбыльные)
2.1.4. Research Infrastructures 2.1.4. Инфраструктура исследований
2.2.1. Support infrastructure (transfer offices, training of support staff) 2.2.1. Поддержка инфраструктуры (трансфер-офисы, подготовка обслуживающего персонала) RU17
2.2.2. Knowledge Transfer (contract research, licenses, research and IPR issues in public/academic/non-profit institutes) 2.2.2. Трансфер знаний (контрактные исследования, лицензии, исследования и проблемы прав интеллектуальной собственности в государственных/академических/некоммерческих институтах)
2.2.3. R&D cooperation (joint projects, PPP with research institutes) 2.2.3. Кооперация в НИОКР (совместные проекты, государственночастные партнерства с исследовательскими институтами)
2.3.1. Direct support of business R&D (grants and loans) 2.3.1. Прямая поддержка НИОКР в частном секторе (гранты и займы)
2.3.2. Indirect support to business R&D (tax incentives and guarantees 2.3.2. Непрямая поддержка НИОКР в частном секторе (налоговые стимулы и гарантии) RU11
3.1. S&T education 3.1. Научпо-техпологическое образование
3.1.1. Awareness creation and science education 3.1.1. Создание знаний и научное образование
3.1.2. Relation between teaching and research 3.1.2. Связи между обучением и исследованием
3.1.3. Stimulation of PhDs 3.1.3. Стимулирование подготовки докторов наук
3.2.1. Recruitment of researchers (e.g. fiscal incentives) 3.2.1. Рекрутинг исследователей (фискальные стимулы)
3.2.2. Career development (e. g. long-term contracts for university researchers) 3.2.2. Карьерное развитие (долгосрочные контракты для университетских исследователей)
3.2.3. Mobility of researchers (e. g. brain-gain, transferability of rights) 3.2.3. Мобильность исследователей (приобретение «мозгов», трапсферабелы iость 11 рав)
3.3.1. Job training (LLL) of researchers and other personnel involved in innovation 3.3.1. Подготовка исследователей и другого персонала, вовлеченного в инновации
3.3.2. Recruitment of skilled personnel in enterprises 3.3.2. Набор квалифицированного персонала на предприятия
4.1. Support to sectoral innovation programmes 4.1. Поддержка секторальных инновационных программ
4.1.1. Support to sectoral innovation in manufacturing 4.1.1. Поддержка секторальных инноваций в сфере производства RU16
4.1.2. Support to innovation in services 4.1.2. Поддержка инноваций в сфере vcvivr RU16
4.2.1. Support to innovation management and advisory services 4.2.1. Поддержка инновационного менеджмента и консультативных служб RU17
4.2.2. Support to organizational innovation incl. e-business, new forms of work organizations, etc. 4.2.2. Поддержка организационных инноваций включая, е-бизпес, новые формы работы организаций и др. RU2
4.2.3. Support to technology transfer between firms 4.2.3. Поддержка технологического трансфера между фирмами
4.3.1. Support to innovative start-ups incl. gazelles 4.3.1. Поддержка инновационных start-up, включая газелей RU8, RU10, RU15, RU17
4.3.2. Support to risk capital 4.3.2. Поддержка рискового капитала RU8, RU10, RU15
5.1. Measures in support of innovation culture 5.1. Меры по поддержке инновационной культуры
5.1.1. Support to the creation of favourable innovation climate (ex. roadshows, awareness campaigns) 5.1.1. Поддержка создания благоприятного инновационного климата
5.1.2. Innovation prizes incl. design prizes 5.1.2. Инновационные премии, включая конструкторские премии
5.2.1. Fiscal incentives in support of the diffusion of innovative technologies, products and services 5.2.1. Фискальные инициативы, направленные па поддержку распространения инновационных технологий, продуктов и vcvivr RU3, RU11, RU16
5.2.2. Support and guidelines on innovative Green Public Procurement (GPP) 5.2.2. Поддержка и руководство в отношении инновационного «Зеленого» государственного обеспечения
5.2.3. Impact assessments (on research and innovation issues) of new legislative or regulatory proposals in any policy field 5.2.3. Оценки воздействий (на исследовательские и инновационные результаты) новых правовых и регуляторных предложений в любой политической сфере
5.3.1. Measures to raiseawareness and provide general information on IPR 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам интеллектуальной собственности RU14
5.3.2. Consultancy and financial incentives to the use of IPR ' 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности
5.3.3. Support to the innovative use of standards 5.3.3. Поддержка инновационного использования стандартов RU9
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
■Ч Таблица 2
® Избранные меры европейской инновационной политики по защите и управлению правами интеллектуальной собственности
Код меры, название меры, страна Сущность и направленность меры Приоритеты, целевые группы Способ и источники финансирования, бюджет меры, правовая база Старт и завершение меры, информация о мере (\уеЬ-сайт)
1 2 3 4 5
1.UK67, Web-based Toolkit, Великобритания Мера будет помогать преодолевать барьеры при проведении переговоров о подписании кооперационных соглашений, которые являются частью онлайнового инструментария. Она фокусирует особое внимание на финансовых взносах, использовании и эксплуатации прав интеллектуальной собственности. The Lambert Working Group on Intellectual Property, являющаяся компанией разработчиком, осуществляет деятельность совместно с Confederation of British Industry (CBI), Association of University Research&Industry (AURIL), Small Business Service (SBS), Regional Development Agencies (RDAs), Department of Trade and Industry (DTI). Запуск меры стимулирован политическими дебатами. Мера будет способствовать продвижению кооперации и кластеризации, а также улучшению правовой и регуляторной среды Приоритеты меры: 2.2.1. Поддержка инфраструктуры (трансфер-офисы, подготовка обслуживающего персонала). 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению обшей информацией по правам интеллектуальной собственности. 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности. 5.3.3. Поддержка инновационного использования стандартов Целевые группы: компании, высшие профессиональные образовательные учреждения или исследовательские институты и центры Финансирование: осуществляется за счет снижения налогооблагаемой базы, в том числе и социальных затрат. Предусматривается софинансирование меры из других источников. Общий бюджет в валюте Европейского Союза и Великобритании не определен. Правовая база: Научно-инноваиионная инвестиционная схема 2005 г. Дата завершения меры не определена
2. UK 52, Public Sector Research Exploitation Fund (PRSE), Великобритания Фонд PRSE был создан с целью содействия коммерциализации интеллектуальной собственности, являющейся результатом исследований ведущихся в государственном секторе. Создание фонда было откликом на Baker Report (1999 г., август) но реализации экономического потенциала государственного сектора научных исследований. Фонд должен оказать содействие в снижении отставания между текущим финансированием научных исследований и стадией, в которой частный сектор может быть заинтересован в инвестициях, в коммерциализации данных исследований Приоритеты меры: 2.2.1. Поддержка инфраструктуры (трансфер-офисы, подготовка обслуживающего персонала). 2.2.2. Трансфер знаний (контрактные исследования, лицензии, исследования и проблемы прав интеллектуальной собственности в государственных/академических/некоммерческих институтах). 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам интеллектуальной собственности. 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности Целевые группы: государственные научно-исследовательские институты Пет данных 1999 г. Дата завершения меры не определена. \v\vw. dti.gov. икДсіепсе/к no\vledge- transfer/psre/pagel2062.ht ті
3. TR 59, The Programme to Encourage and Support Patent Applications, Турция Данная программа нацелена на увеличение числа национальных и иностранных патентов, стимулирование патентной активности и развития знаний и навыков в области защиты прав интеллектуальной собственности. Компании могут получать гранты на регистрацию патентов, в количестве не более 20 шт./год, физические лица - не более 5 шт. Количество грантов для поддержки патентозаявителей определяется в январе месяце каждого года Scientific and Technological Research Council of Turkey (TUBITAK). Количество патентов регистрируемых турецкими исследователями в Турции, Европе и Америке достаточно низкое (нанример, Европейский патентный офис в 2004 г. выдал 0,9 патентов на 1 млн жителей, а национальный - 7,9 в 2002 г.). Поэтому ставится задача увеличения зарегистрированных патентов (нанример, к 2010 г. планируется увеличение патентов с 7 (2003 г.) до 100 на млн жителей). Внедрение данной программы происходит при взаимодействии Turkish Patent Institute (ТРЕ) и The Scientific and Technological Research Council of Turkey (TUBITAK) Приоритеты меры: 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам интеллектуальной собственности. 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности. Целевые группы: компании, ученые, исследователи, исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации, инновационные и технологические центры, бизнес организации, университеты, как обучающие организации, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы Финансирование: грантовая поллержка расходов на патентование. Администрирующим и финансирующим агентством является TUBITAK. Правовая база: Решение научного совета TUBITAK и Высшего совета по науке технологиям (Supreme Council of Science and Technology) 2006 г. Дата завершения меры не определена. \v\vw. tubitak.gov.tr/home. do?sid=371 & pid=364
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
Таблица 2 (продолжение)
1 2 3 4 5
4. TR 9, Industrial Property Rights Support, Турция Данная мера внедряется для содействия малым и средним предприятиям в области защиты прав интеллектуальной собственности (ИС). Гранты обеспечивают поддержку патентов, полезных моделей и промышленных образцов. 70% заявителей получают поддержку в размере 3750 евро при использовании этих объектов ИС в Турции, при использовании их за рубежом поддержка увеличивается до 6250 евро. Мера является откликом на очень низкий спрос малых и средних предприятий Турции на патентную поддержку их деятельности, что требует организации обучения по вопросам зашиты прав ИС. Инициатором внедрения данной программы в 1998 г. явилась Small and Medium Size Industry Development Organization (KOSGEB) Приоритеты меры: 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению обшей информацией по правам интеллектуальной собственности. 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности. Целевые группы: только предприятия малого и среднего бизнеса (БМЕ) Финансирование: выдача грантов в соответствии с патентными заявлениями. Денежные средства могут быть выделены на: патент, полезную модель, промышленный образец. Привлекаются средства частных инвесторов. Полный бюджет меры не определен. Правовая основа: KOSGEB law No. 3624. 1998 г. Дата завершения меры не определена
5. ES 65, Financial support for fostering to apply for international patents, Испания Данная мера нацелена на поощрение патентных заявок с испанской стороны за границей (в основном в Европе), что позволяет компаниям быть более конкурентными в эпоху глобализации. Основная проблема для испанских предприятий малого и среднего бизнеса (SME) - это подача патентной заявки на английском языке и территориальная удаленность Европейского патентного офиса (ЕРО). Европейский патентный офис (ЕРО) и Бюро по патентам и торговым маркам США (USPTO) принимают заявки со стороны испанских предприятий, но их число достаточно мало. Испанские компании имеют в ЕРО в десять раз меньше патентов на 1 млн. жителей, чем 25 стран ЕС в среднем. Осуществление меры происходит на базе Бюро ио патентам и торговым маркам Испании (ОЕРМ) Приоритеты меры: 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению обшей информацией по правам интеллектуальной собственности. 5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы по использованию прав интеллектуальной собственности. Целевые группы: малые и средние предприятия, ученые, исследователи, исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации, инновационные и технологические центры, бизнес организации, университеты, как обучающие организации, торгово-промышленные палаты, профессиональные союзы Финансирование: субсидирование части затрат заявителей патентов (государственная и региональная пошлина, услуги по переводу, взносы Европейского патентного офиса (ЕРО)) Финансирование происходит в виде выдачи грантов. Сумма гранта может быть потрачена на внешние затраты (консультации, обучение). Правовая база: ORDER ITC/608/2007 2007 г. Дата завершения меры не определена. www.oepm.es
6. SK 13, Supporting innovative activities in enterprises, Словакия Данная мера является составной частью операционной программы «Конкурентоспособность и экономический рост» и «Инновационной стратегии» страны. Основная цель этой меры - поддержка инновационной деятельности предприятий - была установлена в документе «Innovation Policy». Мера поддерживает: прикладные исследования и разработки в промышленности и сфере услуг, введение сертифицированных систем управления качеством, использование и защиту прав интеллектуальной собственности, внедрение промышленного дизайна нацеленного на повышение конкурентоспособности предприятий. Мера определяет две задачи: - запуск конкурса проектов в соответствии с Планом операционной программы «Конкурентоспособность и экономический рост»; - сопровождение и мониторинг проектов, поддержанных этой мерой в период с 2008 по 2013 гг. Министерство экономики является администрирующим агентством для данной меры. Конкурс проектов проводит Агентство по инновациям и энергии Словакии (SIEA). Мера является сопряженной с SK 18, (Support of Industry Research and Pre-Competitive Development (SIRPCD)). Одной из причин запуска этой меры является один из самых низких показателей доли инновационных словацких предприятий в ЕС (11,6%), в то время как среднее значение малых и средних предприятий в ЕС, генерирующих собственные инновации составляет 21,6% Приоритеты меры: 2.2.2. Трансфер знаний (контрактные исследования, лицензии, исследования и проблемы прав интеллектуальной собственности в государственных/академических/некоммерческих институтах). 4.2.1. Поддержка инновационного менеджмента и консультативных служб. 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам интеллектуальной собственности. Целевые группы: компании, исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации Финансирование: грантовая поддержка в объеме 198,631 млн. евро на период с 2008 по 2013 гг., минимальный объем гранта - 30 тыс. евро, максимальный - 2 млн. евро. Возмещаются затраты по заработной плате, закупке зданий и оборудования, командировочным расходам, проведению тренингов. Бюджет на 2008г.: 82.985 млн. евро. Бюджет на 2009г.: 45.608 млн. евро. Софинансирование осуществляется с помощью структурных фондов ЕС (ERDF, ESF и др.) и частных инвесторов. Правовая база: стратегический документ Innovation Policy, одобренный правительственным решением No 128/2008 от 27 февраля 2008 г. 2008-2013 гг. www.rokovania.gov.sk/app 1/та1епа1л^
7. RU 14, Control over the legal protection of the results of civilian R&D created under budgetary expense, Россия Основной целью меры является внедрение государственной политики в области создания и использования результатов ПИОКР в гражданском секторе, а также защита прав ИС РФ, юридических и частных лиц в этой сфере. Мера нацелена на организации, которые на законных основаниях участвуют Приоритеты меры: 5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам интеллектуальной собственности. Прямое финансирование отсутствует. Пра копая база: регулируется Правительством РФ. 2006 г. Дата завершения меры не определена.
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010
М
Таблица 2 (окончание)
2
3
в государственных контрагстах по НИОКР для федеральных государственных нужд. Существует недостаток информации на государственном уровне о результатах НИОКР, поддержанных из средств государственного бюджета, их использовании и правовой защите. Поэтому запуск этой меры является попыткой создать систему контроля над правовой защитой и использованием результатов НИОКР. Контроль основан на следующих данных собранных от организаций: контракты, стоимости НИОКР, распределения прав на объекты ИС, условия использования прав ИС для обеспечения нужд федерального правительства и в гражданских целях, сведения о том, что результаты НИОКР находятся в базе данных потребителей, данные о регистрации результатов НИОКР, использовании прав и лицензировании_______________________________
Целевые группы: компании, ученые, исследователи, исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации, некоммерческие инновационные и технологические центры, частные вузы и организации, осуществляющие услуги по непрерывному образованию
www.garant.ru/prime/9021 9/htm
8. РТ 18,
Industrial Property Use Incentive System (SIUPI),
Португалия
Мера SIUPI направлена на стимулирование появления изобретений, креативности и инновационной активности предприятий и предпринимателей, независимых изобретателей и разработчиков, а также исследовательских институтов. Португальским компаниям оказывается поддержка в области использования прав промышленной собственности в стране и за рубежом, в основном, б области патентования. Паирммер, в 2005 г. было поддержано распространение отечественной фармацевтической продукции на зарубежные рынки.
SIUPI следует ранее принятой программе PEDIP.
Агентство, курирующее осуществление программы - National Institute for Industrial Property (INPI)
Приоритеты меры:
4.2.1. Поддержка инновационного менеджмента и консультативных служб.
5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению обшей информацией по правам интеллектуальной собственности.
5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы но использованию прав интеллектуальной собственности
Целевые группы: компании, ученые, исследователи, исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации, инновационные и технологические (некоммерческие) центры
Финансирование: грантовая поддержка, минимальный размер одного гранта 2500 евро. Возмещаются затраты на закупку оборудования, внешнюю экспертизу (консультации, исследования и др.), регистрацию промышленной собственности и поддержку патентов. Софинансирование осуществляется с помощью структурных фондов ЕС и частных инвесторов. Полный бюджет меры не определен. Правовая база: Постановление Министерства № 262/2005 от 16 февраля._______________________
2000-2006 гг. www.inpi.rt
9. РТ 26,
Industrial Property Support Offices (GAPI), Португалия
Суть меры заключается в запуске офисов, которые специализируются на предоставлении информации и развитии практической деятельности относительно поддержки прав промышленной собственности, с целью повышения конкурентоспособности португальских фирм через дифференциацию.
Данная мера внедряется Институтом Промышленной собственности (Institute for Industrial Property (INPI)) совместно с Technological Centres, Employers Associations, S&T Parks и University - Enterprise Interface Organizations.
Информация, полученная в ходе функционирования меры, позволяет сделать вывод, что консультационная деятельность в области защиты нрав ИС принесла позитивный эффект. База данных по патентам за период 2001-2005 гг. увеличилась в два раза
Приоритеты меры:
1.3.3. Другие горизонтальные политики, отличные от поддержки финансирования (например, общественные инновации).
2.2.2. Трансфер знаний (контрактные исследования, лицензии, исследования и проблемы прав ИС в государственных/академических/некоммерческих институтах).
5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам ИС.
5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы но использованию прав ИС.
Целевые группы: исследовательские подразделения вузов, некоммерческие исследовательские организации, инновационные и технологические (некоммерческие) центры, бизнес организации (торгово-промышленные палаты, промышлен-ные союзы и др.)________________________________________
Финансирование: правительственное Бюджет меры составляет 2,26 млн. евро. Возмещаются затраты на консультации и обучение.
Софинансирование осуществляется с помощью структурных фондов ЕС (ERDF, ESF и др.)
Правовая база: Постановление Министерства No. 680-А/2000 от 29 августа (в рамках программы Public Initiatives and Partnerships)
2001 г.
Дата завершения меры не
определена.
http://www.inpi.pt
10. PL51, Management of intellectual property rights,
Польша
Мера направлена на улучшение функционирования инновационного рынка и внедрение инновационных решений через стимулирование и поощрение патентных заявок. Число патентных заявок в Польше значительно ниже среднего по Европе. Причиной являются высокие затраты на осуществление патентной заявки.
Агентство, администрирующее данную меру - Министерство экономики. Министерство регионального развития осуществляет прием документов (заявок на фанты). К концу 2008 г. было подписано 25 контрактов на общую сумму 452 тыс. евро. Ожидается, что к 2015 г. общее количество поддержанных проектов достигнет 1800, а количество национальных патентов на изобретение в ЕРО и ШРТО достигнет 200, на полезные модели - 150, на промышленные образцы -800. Одним из критериев отбора для участия в проірамме является устойчивая работа предприятий на протяжении 5 лег для крупных компаний и 3 лет для малых и средних предприятий___________
Приоритеты меры:
5.3.1. Меры по повышению знаний и обеспечению общей информацией по правам ИС.
5.3.2. Консультационные и финансовые инициативы но использованию прав ИС
Целевые группы: компании, ученые, исследователи, инновационные и технологические (некоммерческие центры)
Финансирование: осуществляется в виде грантов.
Софинансирование осуществляется с помощью структурных фондов ЕС (ЕЯОБ, ЕБЕидр.).
Полный бюджет: 39 млн. евро.
Бюджет на 2008г. - 1 755 000 евро. Бюджет на 2009г. - 7 000 060 евро. Правовая база: Программа инновационной экономики 2007 - 2013гг.
2007-2013 гг.
www.parp.gov. plindex/inde
х/636
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА
чале мая 2008 г. приведена в табл. 1. В табл. 1 дополнительно приведены распределения российских инновационных мер в их кодах, на начало мая 2009 г.
Из пяти классов мер европейской инновационной политики (табл. 1) авторами для дальнейшего анализа выбраны следующие группы мер (приоритеты инновационной политики): 1.3.3; 2.2.1; 2.2.2; 4.2.1; 5.3.1; 5.3.2; 5.3.3, касающиеся проблем защиты и управления правами интеллектуальной собственности.
Из этих групп мы, с помощью электронной гипер-ссылочной матрицы проекта PROINNO Europe: INNO — Policy Trend Chart, выбрали достаточно репрезентативное количество мер, структурированные профили которых представлены в табл. 2. Выбранные 10 мер распределены по странам следующим образом: Великобритания — 2, Турция — 2, Португалия — 2, Испания, Словакия, Россия и Польша по одной мере. Большинство мер направлено на стимулирование роста патентных заявок, особенно, для их представления в европейский и американский патентные офисы. Такое стимулирование осуществляется с помощью грантовой поддержки.
Все эти меры актуальны для российской инновационной практики. Здесь, в первую очередь, мы имеем ввиду португальскую меру PT 26 («Офисы по поддержке промышленной собственности») целью которой является запуск офисов, специализирующихся на предоставлении информации и развитии практической деятельности по поддержке прав промышленной собственности (табл. 2).
В настоящее время «РОСПАТЕНТ», имея сеть региональных представительств, не имеет собственных отдельных офисов в регионах России, что не позволяет ему наладить эффективную работу на региональных рынках интеллектуальной собственности. Накануне вступления России в ВТО особую роль играет паспортизация промышленной (интеллектуальной) собственности, обеспечение ее охраны (патентование) и перевод в активы предприятий (уставной фонд). Российский аналог португальской меры PT 26 помог бы решить эту задачу.
Организовав работу с субъектами рынка интеллектуальной собственности, можно стимулировать рост подачи патентных заявок и в конечном итоге, число полученных патентов. Для этого целесообразно внедрить грантовую поддержку, которая будет давать дополнительный финансовый стимул для разработчиков. Следует проводить обучающие семинары на предприятиях, с целью разъяснения различных аспектов по защите прав интеллектуальной собственности.
Финансирование такой меры может осуществляться, как из Федерального, так и из региональных бюджетов. Возможна организация опорных пунктов «РОСПАТЕНТА» совместными усилиями с региональными структурами, как это делается в рамках португальской меры (PT 26). В этом случае целесообразен запуск федерально-региональной программы с проведением конкурсов выбора партнеров «РОСПАТЕНТА» в регионах.
Далее, по аналогии с мерами TR 59, TR 9, ES 65, PT 18 и PL 51 необходимо, на наш взгляд, разрабо-
тать меру, которая бы стимулировала патентование объектов интеллектуальной собственности за рубежом. Здесь необходима грантовая поддержка на возмещение высоких затрат по переводу заявок на английский язык и регистрации патентов в европейском и американском патентных офисах.
Необходим также онлайновый инструмент, который бы облегчил доступ к информации по отечественным и зарубежным патентам, а также ко всей сопутствующей информации по защите и управлению правами интеллектуальной собственности (аналог меры иК 67).
Такой инструмент, в части представления патентной информации, мы предлагаем исполнить в виду электронной гиперссылочной матрицы, в которой информация по российским патентам будет распределена по их тематике и субъектам Российской Федерации, а гиперссылки будут выводить на рефераты патентов. Такие инструменты можно запускать и на региональном уровне (распределение патентов в матрице по их тематике и организациям (предприятиям)).
Таким образом, опыт реализации инновационной политики европейских стран по защите прав интеллектуальной собственности показывает, что должен быть запущен целый комплекс патентных инициатив и мер по защите и управлению правами интеллектуальной собственности.
Список использованных источников
1. В. М. Московкин, А. Х. Раковская-Самойлова. Меры европейской инновационной политики и идентификация лучшей инновационной практики: опыт для Украины//Бизнес-Информ, № 3. Харьков, 2005.
2. http://www.proinno-europe.eu/ index.cfm?fuseaction=page.display&topicID=262&parentID=52
Analysis of European innovation policy measures in field of intellectual property rights and their adaptation for Russia V. M. Moskovkin, doctor of geographical sciences, professor, Belgorod State University, faculty of economics, world economy department.
M. N. Erenkov, Belgorod State University, department of world economy, postgraduate student.
European innovation policy measures from database of PROINNO Europe: INNO-Policy Trendchart project was analysed with the purpose to identify seed and venture measures. To adaptation for the Russian conditions it is offered to choose three measures from 10 identified measures: creation of offices on support of the industrial property; grand program on stimulation of patent activity of domestic inventors abroad; patent on-line database.
Keywords: European innovation policy measures, protection of the intellectual property rights, patent activity, INNO-Policy Trendchart.
ИННОВАЦИИ № 1 (135), 2010