Научная статья на тему 'Пореформенные проблемы российского высшего образования и науки'

Пореформенные проблемы российского высшего образования и науки Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
72
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
реформирование / образование / наука / инновационная деятельность / публикационная активность / инвестиции в НИОКР. / reform / education / science / innovation / publication activity / R&D investment
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пореформенные проблемы российского высшего образования и науки»

Медведева Л.М.

д.и.н., профессор Владивостокского государственного университета экономики и сервиса

ПОРЕФОРМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ РОССИЙСКОГО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И

НАУКИ

Ключевые слова: реформирование, образование, наука, инновационная деятельность, публикационная активность, инвестиции в НИОКР.

Keywords: reform, education, science, innovation, publication activity, R&D investment.

Стратегия современного развития России, стоящей перед внутренними и внешними вызовами и угрозами, направлена на всестороннюю модернизацию страны. Цель состоит в социально-экономических преобразованиях на основе использования инноваций и высоких технологий. Очевидно, что важнейшими инструментами ее достижения должны выступать наука и образование, создающие потенциал, без которого невозможно обеспечить обновление экономики, подъем уровня жизни и культуры населения, военную и экологическую безопасность.

В развитых странах мира система получения нового знания и внедрения его результатов является мощным двигателем прогресса. Согласно докладу «Глобальный инновационный индекс», опубликованному в 2016 г. Корнельским университетом, школой бизнеса INSEAD и Всемирной организацией интеллектуальной собственности (специализированное учреждение системы Организации Объединенных Наций) передовые позиции среди стран-новаторов заняли Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство, США, Финляндия, Сингапур. Китай в данном рейтинге расположился на 25-м месте, Россия - на 43-м. В число лидеров по качеству инноваций вошли Япония, США, Соединенное Королевство и Германия. Эти страны выделяются среди остальных по уровню развития высшего образования, числу научных публикаций и количеству поданных международных заявок на патенты1.

Успех в области инноваций во многом определяется уровнем ее материальной поддержки. Наиболее крупные в абсолютном выражении инвестиционные вложения в НИОКР делают США, Китай, Япония, Германия и Республика Корея. Наглядными представляются данные о доле расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки в ВВП. При сравнении данного показателя в число лидеров выходят Республика Корея (4,3% ВВП), Израиль (4,1%), Япония (3,6%). Финляндия и Швеция превзошли уровень 3%, приблизились к нему Австрия, Германия и Швейцария. Россия, как и лидер Латинской Америки Бразилия, в НИОКР инвестирует 1,2% ВВП2.

В Российской Федерации наука и образование в последние десятилетия претерпели существенные изменения. Но, несмотря на длительное, колеблющееся от умеренных до радикальных видов, реформирование, не удалось существенным образом активизировать интеллектуальный потенциал страны. Состояние образования и науки в настоящее время не соответствует той роли, которую они должны играть в повышении жизнеспособности общества. При этом следует заметить, что эти сферы деятельности тесно связаны между собой. Уровень образования определяет качество подготовки научных кадров, а наука дает тот материал, который составляет содержание обучения.

Авторы обращают внимание на существующие проблемы. Так А.И. Андреев, отмечает, что положение науки в российской жизни периферийно, а ее участие во многих процессах фрагментарно. России нужно готовиться работать в условиях новой парадигмы производства, основанного на информатизации, роботизации, биотехнологиях3. Н.Н. Кривых, М.Е. Якубова указывают на те недостатки, которые волнуют сейчас российское научное сообщество: ограниченность финансового обеспечения; отсутствие грамотного правового регулирования и рыночных стимулов инновационной деятельности; неразвитость связи между научными, учебными заведениями и предпринимательскими

4

компаниями .

Исследователи оценивают и результаты проводимых реформ. Н.Л. Удальцова подчеркивает, что, несмотря на объявленную политику «принуждения к инновациям», академические структуры и российское предпринимательство

1 Глобальный инновационный индекс 2016 г.: в рейтингах лидируют Швейцария, Швеция, Соединенное Королевство, США, Финляндия, Сингапур; в число 25 ведущих стран вошел Китай. - http://www.wipo.int/pressroom/ru/articles/2016/article_ 0008.html

Каковы объёмы инвестиций стран в НИОКР? Новый инструмент ЮНЕСКО для сбора данных выявил перспективных инвесторов. - http://www.unesco.org/new/ru/natural-sciences/about-us/single-view/news/how_much_do_countries_invest_in_rd_new_unes co_data_tool_re/

3 Андреев А.И. Основные проблемы и перспективы развития российской науки: экономические и управленческие аспекты // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. - Т. 2, № 7. - С. 40, 43.

4 Кривых Н.Н., Якубова М.Е. Анализ инновационной активности экономики Российской Федерации // Социально-экономические явления и процессы. 2016. - Т. 11, № 6. - С. 30-35.

остаются далекими друг от друга мирами. Нарастает расхождение между качеством подготовки профессиональных кадров и потребностями создания инновационной системы1.

Вполне резонный вопрос задает В.П. Бабинцев: означает ли массовость нововведений, трактуемых как новшество, переход к более высокому качеству образования? Автор вполне обосновано полагает, что деятельность, лишенная прямой практической целесообразности, которая получает все большее распространение в вузах, предопределяет дальнейший кризис высшего образования2. С.И. Плаксий отмечает, что реальное бюджетное финансирование образования в России «еще далеко от достаточного для содержания учебных заведений, и прежде всего обеспечения достойной заработной платой преподавателей, а тем более далеко от стимулирования инновационного развития образования»3.

Несмотря на то, что в научной и вузовской среде на базе критического анализа ситуации формируются плодотворные идеи и практические предложения, они не оказывают реального влияния на проводимую государственную политику и существуют параллельно с официальной позицией. Видимые результаты реформирования проявляются в перманентных структурных перестройках, разработке новых индикаторов работы учреждений для их аттестаций и переаттестаций.

В результате огромной работы по переходу от специалитета к бакалавриату и магистратуре значительно изменилась организация учебного процесса образовательных учреждений, которая приобщила их к внешней атрибутике западных стандартов. Но уровень профессиональной подготовки от этого не повысился, и дипломы российских вузов не приобрели большей, чем раньше ценности на зарубежном рынке труда. Это лишний раз подчеркивает тот факт, что дело не только в форме, но и в содержании. А чтобы наполнить деятельность содержанием, требуется работа специалистов соответствующих областей, а не чиновников или менеджеров, которым передают функции подготовки правил и стандартов, и эффективность которых определяется количеством произведенной документации. Совершенствовать менеджмент в науке и образовании необходимо, но его границы должны очерчиваться соответствующими полномочиями, а деятельность руководствоваться принципом «не наука для управления, а управление для науки».

Развитие науки и образования - это творческая деятельность, создающая новое качество. Для нее требуются специфические условия, при которых особую ценность приобретает время, свободное от организационных проблем, бесполезной суеты и заботы о хлебе насущном. Ограниченность ресурсов не позволяет обеспечить баланс между стимулами, возможностями и результатами деятельности. Но даже имеющийся потенциал используется не всегда по назначению. Часто меняющиеся требования, формы отчетности, гонка за показателями отвлекают от по-настоящему важной и продуктивной деятельности.

Российские учебные заведения вынуждены приспосабливаться к рыночным отношениям и реформационным процессам. Проводимая ими реструктуризация и модернизация существенным образом меняют характер работы. Внедряются новые методы обучения, расширяется применение информационных технологий, устанавливаются международные обмены студентами и преподавателями, прилагаются усилия для укрепления связи с производством. Но дефицит средств и несовершенство управленческих решений приводят к тому, что наряду с конструктивными тенденциями развиваются и деструктивные.

Происходит явное и скрытое сокращение видов работ, которые учитываются в нагрузке преподавателя, определяющей оплату его труда. Набор дисциплин в учебных планах различных направлений профессиональной подготовки сужается, и они становятся все более универсальными, сокращается курсовое проектирование, экзамены заменяются текущей аттестацией и т.д. Преподаватели, чтобы обеспечить плановый объем нагрузки, расширяют круг выполняемых обязанностей, ведут множество дисциплин. Напряженность их труда растет, ограничивая возможности творческого подхода. Больше времени стало уходить на переработку методических материалов по формальным признакам. Аудиторная нагрузка профессора нередко достигает размеров, при которых занятие наукой становится проблематичным. Более благоприятная ситуация наблюдается только в статусных столичных вузах, которые могут себе позволить хранить традиции прошлого.

Учреждения науки и образования поставлены в условия, когда министерские требования нужно выполнять несмотря ни на что, так как стоит вопрос «быть или не быть?». И следует отдать должное российским преподавателям и ученым, которые в достижении цели на многое способны. Учитывая то, что в России рост публикаций в период первых 15 лет текущего столетия составил 12% против десятикратного роста в Китае и трехкратного в Индии4, руководством страны ставилась задача повысить показатели, решение которой привело к повышению публикационной активности российских исследователей. В 2012-2015 гг. число опубликованных отечественными учеными работ выросло на 28,3%, и доля российских научных работ в мире поднялась до 2,38%5. Процесс получил динамичное развитие, хотя и приобрел противоречивый характер.

В научной среде количество публикаций в год зависит и от автора, и от отрасли науки, в которой он работает, но условной нормой ранее считалось 2-3 статьи в год. В последнее время растет число авторов, которые публикуют в десять и в двадцать раз больше. И не только в научно-исследовательских институтах, но и в учебных заведениях, где основную работу составляет учебная нагрузка. Чтобы публиковать одну статью каждые две недели, (пусть даже в со-

1 Удальцова Н.Л. Системные проблемы и угрозы национальной инновационной системе России // Экономика. Налоги. Право. 2016. - № 3. - С.116.

2 Бабинцев В.П. Высшее образование: дискредитация смыслов // Управление городом: теория и практика. 2016. - № 1. - С. 44.

3 Плаксий С.И. Инвестиции в образование // Знание, понимание, умение. 2015. - № 3. - С. 19.

4 Президент РАН: Россия в науке опустилась до уровня Ирана. - http://www.bbc.com/russian/news/2016/01/ 160121_russia_science_fortov

5 Российские ученые расписались. - http://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2016/06/30/647377-redaktsii-dokazatelstvo-nauki

авторстве) и параллельно издавать монографии и учебники, нужно обладать недюжинными способностями. Если это итог научных изысканий, то результат не заставит себя ждать, и скоро в России произойдет инновационный бум, а если это имитация деятельности, то дальнейшее развитие получит только рынок статей, который успешно поглощает гранты, средства институтов и личные сбережения исследователей.

Несмотря на то, что внедряются технологии искусственного повышения индекса цитируемости и публикационной активности авторов, которые дискредитируют науку, девальвируют ее значение и подают плохой пример молодому поколению, с ними не только не борются, но и поощряют. А те, кто особенно поднаторел в их применении, получают высокие рейтинги, грантовую и другие виды материальной поддержки.

Требование публиковаться только в высокорейтинговых и в зарубежных журналах ставит исследователей в затруднительное положение. В России не так много значимых изданий, они не в состоянии и не обязаны удовлетворять растущие потребности всех желающих разместить свои статьи на их страницах. Исследователям в области физики, астрономии, инженерных наук, химии, математики, генетики, молекулярной биологии более доступна не только отечественная издательская база, но и зарубежная. В то же время представители гуманитарных наук не располагают такими возможностями. У российских историков, политологов или социологов, трактующих события мирового развития с концептуальных позиций, отличных от принятых за рубежом, или рассматривающих специфические российские проблемы, мало шансов вызвать интерес к своим трудам в иностранных издательствах, но это не значит, что они не имеют научной ценности.

Более реалистичный и соответствующий национальным потребностям путь интеграции в мировую науку должен лежать через поддержку журналов и издательств отечественных научных и образовательных учреждений. Популяризацию научных достижений российских исследователей необходимо осуществлять через сайты, предоставляющие доступ к их публикациям, переведенным на различные языки профессиональными переводчиками, учитывая скромные навыки общения российских ученых с иностранной аудиторией. Целесообразно использовать важнейшие средства развития научных контактов - международные конференции и совместные проекты, которым уделяется неоправданно мало внимания.

Один из современных трендов реформирования в России - сокращение и слияние научных и учебных учреждений, создание крупных исследовательских центров и федеральных университетов. План состоит в том, чтобы обеспечить концентрацию сил, сокращение расходов, оптимизацию структуры. Однако успех его внедрения зависит от взаимодействия всех участников процесса: тех, кто выполняет работу, кто ее заказывает, кто организует и руководит. В силу того, что на практике главную роль в объединении играет государство, а интересы и инициатива других сторон вторичны или вообще не учитываются, процесс не всегда дает ожидаемые результаты. В науке это может привести к сужению специализации исследований, устранению альтернативности источников и методов решения проблем. И в науке, и в образовании уничтожается конкурентная среда - важный принцип их качественного развития.

Назрела необходимость децентрализации издательских центров, очагов активной научной деятельности и каналов международных контактов. К сожалению, эта идея противоречит проводимой в настоящее время политике укрупнения, но именно через ее осуществление можно активировать исследовательскую работу в регионах.

Говоря о советской системе высшего образования, следует отметить, что она, в конечном счете, имела стройную и рациональную структуру, которая учитывала мировой опыт, потребности общества, личные возможности и интересы каждого. Развитая сеть учебных заведений различного уровня позволяла диверсифицировать подготовку кадров и регулировать поступление в них в соответствии со способностями и уровнем знаний, полученных в школе.

Опыт революционной ломки общественных отношений периода 1990-х показал, что прежде, чем перестраивать то, что создавалось и работало десятилетиями нужно, во-первых, выявить в нем рациональное, требующее бережного сохранения и продолжения, во-вторых, учитывать национальные интересы, условия и традиции, в-третьих, действовать, руководствуясь не скороспелыми идеями незрелых политиков или рвением чиновников, а научно обоснованными программами с учетом мнения не только власти, но и общества, и в обязательном порядке той его части, которой это непосредственно касается, и которая в этом хорошо осведомлена.

Советская система науки и образования была приспособлена ко вполне определенным социально-экономическим отношениям и держалась за счет поддержки государства. Современная задача состоит в том, чтобы переложить значительную часть расходов с государства на потребителей, главным образом, на предпринимательский сектор, что вполне соответствует тенденциям рыночной экономики. Такая политика достаточно успешно осуществляется, например, в Китае. Но российские компании, за исключением крупных корпораций, не готовы инвестировать в научные исследования и подготовку квалифицированных кадров. Разрушая прежний порядок и не создавая условий для развития нового, государство вынуждено на себе нести бремя основных затрат. Повысить заинтересованность бизнеса в инновациях можно только через развитие самого бизнеса.

Чтобы поднять науку и образование на более высокий уровень, необходим системный подход, при котором эти сферы будут рассматриваться не как самостоятельные, а как зависимые от многих факторов. Общество должно развиваться пропорционально, тогда спрос и предложение будут сбалансированы. Один из важных принципов организации науки и образования - это преемственность в деятельности структурных элементов. Начинать профессиональную подготовку кадров нужно в общеобразовательной школе, а еще лучше в детском саду, и идти к конечной цели, решая задачи последовательно с учетом особенностей каждого этапа.

Руководствоваться сиюминутными потребностями в образовательной и научной деятельности, значит заведомо обеспечить себе место аутсайдера. Чрезмерное увлечение практической стороной вопроса и пренебрежение фундаментальной противоречит рациональному подходу к знанию и его роли в обществе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.