Научная статья на тему '2015. 02. 020. Цзинь Я. С. , Цзинь Л. Взаимосвязь между университетским образованием и экономическим ростом: роль публикационной активности преподавателей. Jin J. C. , Jin L. on the relationship between University education and economic growth: the role of professors’ publication // education Economics. - 2014. - Vol. 22, n 6. - p. 635-651. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09645292. 2012. 697646'

2015. 02. 020. Цзинь Я. С. , Цзинь Л. Взаимосвязь между университетским образованием и экономическим ростом: роль публикационной активности преподавателей. Jin J. C. , Jin L. on the relationship between University education and economic growth: the role of professors’ publication // education Economics. - 2014. - Vol. 22, n 6. - p. 635-651. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09645292. 2012. 697646 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
43
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСИТЕТСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ ПУБЛИКАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Спижанкова Г.И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2015. 02. 020. Цзинь Я. С. , Цзинь Л. Взаимосвязь между университетским образованием и экономическим ростом: роль публикационной активности преподавателей. Jin J. C. , Jin L. on the relationship between University education and economic growth: the role of professors’ publication // education Economics. - 2014. - Vol. 22, n 6. - p. 635-651. - Mode of access: http://dx. Doi. Org/10. 1080/09645292. 2012. 697646»

доверия к компетентности и добросовестности источника, предоставляющего информацию. Эта проблема может быть решена путем создания долговременной системы взаимосвязей между научным и бизнес-сообществом как поставщиками и потребителями научной информации1. Формирование тесного взаимодействия на долговременной основе позволит установить необходимый уровень доверия относительно достоверности и качества предоставляемой информации и существенно снизит риски использования этой информации в производственных и экономических процессах. В результате «новый капитализм» должен рассматриваться не только как экономика и общество, которые интенсивно используют научное знание во всех сферах своей жизнедеятельности, но и как экономика и общество, насквозь пронизанные долгосрочными сетевыми взаимосвязями и взаимодействиями и представляющие собой полную противоположность атомизированному капитализму свободной конкуренции. Научное знание, превратившись в общественное благо, будет делать современное общество все более взаимосвязанным и взаимозависимым, поскольку любая производственная и экономическая деятельность в этом обществе будет эффективной только при наличии у субъектов этой деятельности стабильного доступа к этому общественному благу.

М.О. Лихачёв

2015.02.020. ЦЗИНЬ Я.С., ЦЗИНЬ Л. ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕЖДУ УНИВЕРСИТЕТСКИМ ОБРАЗОВАНИЕМ И ЭКОНОМИЧЕСКИМ РОСТОМ: РОЛЬ ПУБЛИКАЦИОННОЙ АКТИВНОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

JIN J.C., JIN L. On the relationship between university education and economic growth: The role of professors' publication // Education economics. - 2014. - Vol. 22, N 6. - P. 635-651. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/09645292.2012.697646

1 Greif A. Reputation and coalitions in medieval trade: Evidence on the Magh-ribi Traders // The journal of economic history. - 1989. - Vol. 49, N 4. - P. 857-882. -D01:10.1017/S0022050700009475.

Ключевые слова: университетское образование; экономический рост; исследовательские публикации.

Авторы - сотрудники факультета бизнес-администрирования Гонконгского университета (Китай) - рассматривают влияние исследовательской и публикационной активности университетских преподавателей на процессы экономического роста.

В современной литературе распространена точка зрения, согласно которой уровень развития технологий в стране может быть существенно улучшен за счет государственных инвестиций в систему университетского образования, что в свою очередь оказывает стимулирующее влияние на темпы экономического роста. Ключевую роль в этом процессе играет качество исследований, осуществляемых университетскими преподавателями. Индикатором оценки продуктивности исследовательской деятельности может служить уровень публикационной активности преподавателей. Этот индикатор отражает уровень квалификации преподавательского состава университетов, который не только оказывает прямое воздействие на эффективность создаваемых инноваций, но и косвенно влияет на качество национальной рабочей силы и способствует привлечению квалифицированных специалистов из-за рубежа.

Поэтому, по мнению авторов, должна существовать положительная зависимость между количеством и уровнем публикаций и темпами экономического роста. Однако проявление этой взаимосвязи существенным образом ограничивается наличием языкового барьера. Большинство международных рецензируемых журналов издается на английском языке, что дает значительные преимущества авторам из англоязычных стран. Но эти преимущества не имеют прямого отношения к качеству проводимых исследований. Ученые и преподаватели, не владеющие английским языком для подготовки журнальной публикации, могут тем не менее обладать достаточной квалификацией для проведения качественного научного исследования и для хорошей подготовки студентов. Авторы подчеркивают, что языковой барьер особенно сильно осложняет продвижение публикаций в сфере гуманитарных наук, а в сфере естественных и технических дисциплин он имеет гораздо меньшее значение. Поэтому одной из главных методологических проблем их исследования они считают учет фактора языкового барьера при

анализе влияния уровня публикационной активности университетских преподавателей на экономический рост.

Методологическую основу эконометрической модели, предлагаемой авторами статьи, составляет классическая производственная функция Кобба-Дугласа (Cobb-Douglas production function), в которой в качестве факторов экономического роста выделяется рост объема использования капитала и труда, а также развитие технологии, представленное как увеличение объема выпуска продукции на единицу использования трудовых ресурсов. На этой основе авторы формируют регрессионное уравнение для оценки постоянных параметров зависимости:

GRGDPi = Р1+Р21П GDP75; +Р3 SCHOOL75i +P4lnPUB; + sb где GRGDP; - среднегодовой темп роста реального ВВП на душу населения за период 1975-2003 гг.; GDP75; - величина реального ВВП на душу населения в начальный период (в 1975 г.); SCHOOL75 - процент обучающихся в средней школе в 1975 г.; PUB - количество публикаций в международных рецензируемых журналах в расчете на 1 млн человек за пять лет (2000-2004). Оценка параметров уравнения проводилась на базе статистических данных по 34 странам, опубликованных в ежегодных обзорах Всемирного банка (с. 637-638).

Для оценки влияния языкового барьера авторы формируют специальный весовой коэффициент (Weng), который корректирует величину переменной, отражающей количество публикаций в международных рецензируемых журналах в расчете на 1 млн человек. Этот показатель базируется на данных о результатах экзамена TOEFL в соответствующих странах в 1991-2003 гг. Он представляет собой величину обратную квадрату TOEFL-индекса, определяемого как отношение разности среднего количества баллов для страны и минимально возможного количества баллов к разности максимального и минимального количества баллов:

Weng = 1/ЕР Ер _ j-TPEUBcore — 31Р|г

где ЕР - индикатор языковых навыков, который представляет собой промежуточную величину, связывающую между собой TOEFL-индекс и формируемый корректирующий коэффициент. Чем выше значение этого показателя, тем меньшее значение имеет,

по мысли авторов, языковой барьер для ученых данной страны. В соответствии со значениями этого показателя авторы разделили все страны, показатели которых использованы в данном исследовании, на несколько групп: ЕР < 0,3 - Бангладеш, Япония, Саудовская Аравия, Таиланд, Объединенные Арабские Эмираты; 0,3 < ЕР < 0,4 - Кипр, Египет, Гонконг, Индонезия, Иран, Малайзия, Марокко, Непал, Пакистан, Тунис, Турция, Южная Корея; 0,4 < ЕР < 0,5 - Бразилия, Чили, Китай, Колумбия, Франция, Венгрия, Израиль, Италия, Мексика, Нигерия, Филиппины, Португалия, Испания, Шри-Ланка; 0,5 < ЕР < 0,6 - Аргентина, Коста-Рика, Финляндия, Исландия, Индия, Норвегия, ЮАР, Швеция, Швейцария, Уругвай, Зимбабве; 0,6 < ЕР < 0,7 - Австрия, Бельгия, Дания, Германия, Нидерланды, Сингапур; ЕР = 1 - Австралия, Канада, Ирландия, Новая Зеландия, Великобритания, США. Величина обратная ЕР представляет собой поправочный коэффициент, который нивелирует влияние языкового барьера и приводит количество публикаций к такому уровню, который был бы достигнут, если бы этот барьер отсутствовал.

Умножение переменной, отражающей количество публикаций в рецензируемых журналах в расчете на 1 млн человек, на полученный коэффициент позволяет компенсировать недостаточный уровень знания английского языка в каждой группе стран, нивелировать его влияние на масштабы публикационной активности и таким образом идентифицировать влияние интенсивности и качества исследовательской деятельности университетских ученых.

В результате оценки модели методом множественной линейной регрессии авторы получили следующее уравнение:

ОЯОВР; = 17,12-2,251п 0ВР75;+0.048СН00Ь75;+1,021пРиБ;

(1,76)(0,25)(0,01)(0,21)

В скобках под значениями регрессионных коэффициентов приводятся стандартные ошибки, а общий нормированный Я2 равен 0,7. Это свидетельствует о достаточно высокой значимости и состоятельности полученных оценок.

Анализ полученного уравнения позволяет сделать несколько важных выводов. Во-первых, отрицательное значение коэффициента при переменной, отражающей исходный уровень производства ВВП на душу населения (1пОВР75;), соответствует общеизвестной

тенденции последних десятилетий, в соответствии с которой страны с более низким уровнем экономического развития демонстрировали более высокие темпы экономического роста. Во-вторых, положительное значение коэффициента при переменной, отражающей исходный охват населения средним образованием (8СН00Ь75;), свидетельствует о важности исходного уровня качества рабочей силы для последующего процесса экономического роста. И, наконец, самое главное - положительный и значимый коэффициент при переменной, отражающей количество публикаций в международных рецензируемых журналах в расчете на 1 млн населения и с коррекцией на силу языкового барьера (1пРИБ;), подтверждает исходную гипотезу исследования. Он свидетельствует о том, что уровень квалификации и научной компетентности университетских преподавателей является значимым фактором, оказывающим положительное влияние на темпы экономического роста, а уровень публикационной активности - адекватное отражение этого фактора.

В целях проверки корректности полученной модели авторы сделали уточнение ее спецификации. В частности, переменная, предназначенная для отражения публикационной активности, была специфицирована по областям научного знания. В результате были сформированы три новые переменные для соответствующих научных областей - естественных наук (1п РиВ8&м), экономических наук (1п РиВЕС0М) и прикладных исследований в сфере бизнеса (1п РиВБи8). Оценка уравнения методом множественной линейной регрессии была произведена с участием каждой из этих переменных по отдельности, причем переменная была представлена в двух вариантах - с коррекцией по силе влияния языкового барьера и без коррекции. Результаты этой оценки представлены в таблице.

Представленные данные свидетельствуют о более высокой значимости естественных наук для ускорения темпов экономического роста. Кроме того, сравнительный анализ результатов, полученных с учетом действия языкового барьера и без него, подтверждает исходную гипотезу авторов о том, что учет влияния языкового барьера существенно повышает качество оценки влияния объема публикационной активности университетских преподавателей на темпы экономического роста. В результате коррекции влияния языкового барьера оценка масштаба влияния объема пуб-

ликационной активности на темпы экономического роста существенно возрастает. Это свидетельствует о том, что трудности с оформлением публикаций для международных рецензируемых журналов, связанные с недостаточным уровнем владения английским языком, сами по себе не являются показателем низкого качества научных исследований и разработок и не мешают инновациям, сформированным на базе этих исследований, оказывать существенное влияние на экономический рост национальной экономики.

Таблица (с. 645)

Влияние публикационной активности на темпы экономического роста с учетом влияния языкового барьера и без него

Область исследований Влияние исследовательских публикаций на экономический рост

Без учета влияния языкового барьера С учетом влияния языкового барьера

Естественные науки 0,492 0,666

Экономические науки 0,412 0,476

Прикладные исследования в сфере бизнеса 0,297 0,332

Общий индекс 0,770 0,954

Г.И. Спижанкова

2015.02.021. МОЙЯ С., ПРИОР Д., РОДРИГЕС-ПЕРЕС Г. СТИМУЛИРОВАНИЕ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ И ПУБЛИКАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ.

MOYA S., PRIOR D., RODRÍGUEZ-PÉREZ G. Performance-based incentives and the behavior of accounting academics: Responding to changes // Accounting education: An international journal. - 2014. - P. 126. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/09639284.2014.947092

Ключевые слова: исследования в области бухгалтерского учета; стимулирование результативности; научная продуктивность; разрыв между исследованиями и практикой.

Авторы, сотрудники Автономного университета Барселоны (Испания), анализируют влияние изменений системы стимулиро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.