ется наиболее предпочтительной для регионов, не имеющих значительного исследовательского потенциала. Постепенное накопление необходимых ресурсов и развитие институтов и инфраструктуры создают перспективы для последующего рывка в инновационном развитии.
М.О. Лихачев
2016.03.021. ДРИВАС К., БАЛАФУТИС А.Т., РОЗАКИС С. ФИНАНСИРОВАНИЕ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И НАУЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: ПО ДАННЫМ АФИНСКОГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА.
DRIVAS K., BALAFFOUTIS AT., ROZAKIS S. Research funding and academic output: Evidence from the Agricultural University of Athens // Prometheus: Critical studies in innovation. - 2016. - P. 1-23. -Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/08109028.2016.1150575
Ключевые слова: научные исследования; финансирование; результаты ИР; коммерциализация.
Авторы, сотрудники Департамента аграрной экономики и развития сельскохозяйственных районов Афинского сельскохозяйственного университета (Греция), рассматривают проблему взаимосвязи между формами финансирования научных исследований и их результативностью.
Отдача от исследований и разработок (ИР) в сельском хозяйстве является одной из малоизученных проблем в современной аг-рарно-экономической литературе. Большинство авторов, освещающих эту тему, считают отдачу положительной. Многие исследователи отмечают значительную роль университетов в разработке и продвижении технологических инноваций в сельскохозяйственном производстве. Однако наибольший интерес в данной сфере, по мнению авторов, представляет эффективность различных форм финансирования научных исследований, используемых как государственными, так и частными структурами.
Практически все модели и формы финансирования научных исследований так или иначе подвергаются критике. Наибольшую критику получает система финансирования исследований крупными частными компаниями, поскольку многие исследователи предполагают, что подчинение исследований, проводимых в универси-
тете, интересам частных компаний угрожает одной из главных миссий университета - производству нового фундаментального знания1. Другие исследователи, наоборот, рассматривают частное финансирование как положительный фактор, способствующий усилению практической ориентации университетских исследований и направляющий их на решение насущных общественных и экономических проблем. Эмпирические исследования, проводившиеся в различных странах, не дают однозначного решения этой проблемы. Поэтому авторы статьи уделяют особое внимание взаимоотношению корпоративных спонсоров и исследователей и влиянию этого взаимодействия на конечную результативность исследовательской деятельности. С этим также связана проблема соотношения академической и предпринимательской деятельности самих исследователей. Частное финансирование может вызывать смещение активности из сферы чисто академической деятельности, конечной целью которой является публикация результатов в престижных научных журналах и повышение своего статуса в научном сообществе, в сферу предпринимательской деятельности, конечными целями которой являются получение патентов на разработанные технологии и их эффективная коммерциализация.
Авторы исследуют все эти проблемы на материалах, полученных в результате анализа функционирования исследовательских структур Афинского сельскохозяйственного университета. Университет имеет шесть департаментов, каждый из которых включает несколько лабораторий. Действуют 42 лаборатории, между которыми распределены все сотрудники университета. Руководство исследовательской деятельностью практически полностью сосредоточено на уровне лабораторий. Сбор данных для исследования осуществлялся в несколько этапов. На первом этапе были собраны данные о публикационной активности сотрудников с использованием международной базы данных Scopus, которая позволяет осуществлять идентификацию авторов по персональному номеру и
1 Dasgupta P., David P. Toward a new economics of science // Research policy.-1994. - Vol. 23, N 5. - P. 487-521; Participation of life-science faculty in research relationships with industry / Blumenthal D., Campbell E., Causino N., Louis K. // New England journal of medicine. - 1996. - Vol. 335. - P. 1734-39; Rai A., Eisenberg R. Bayh-Dole reform and the progress of biomedicine // Law and contemporary problems. -2003. - Vol. 66, N 1. - P. 289-315.
является наиболее полной международной базой, отражающей публикационную активность. При этом авторы не классифицировали полученные данные по типам публикаций, т. е. не разделяли журнальные статьи и монографии, полагая, что это разграничение, существенное для гуманитарных наук, не имеет большого значения для сельскохозяйственных, где подавляющее большинство публикаций составляют журнальные статьи. Для определения значимости каждой публикации был сделан отчет об их цитировании в 2013 г. В результате этого были собраны данные о публикационной активности 216 сотрудников, 51 из которых в 2013 г. находились на пенсии.
На втором этапе на основе документов исследовательского комитета университета была отобрана информация о грантах, полученных сотрудниками на проведение исследований. Для каждой лаборатории были собраны данные о количестве полученных грантов, о сроках начала и завершения соответствующих исследовательских проектов, о количестве источников финансирования. После обзора полученных данных все источники финансирования были классифицированы и кодированы следующим образом:
- GOV - финансирование, полученное от правительства страны или местных властей (например, муниципалитетов);
- GOVEU - финансирование, распределяемое правительственными структурами (например, генеральным секретариатом по исследованиям и технологиям), но включающее в себя средства, полученные от структур Европейского союза. Для большинства подобных грантов доля средств, предоставленных органами ЕС, составляет более 75%;
- EU - финансирование, полностью поступающее от ЕС в рамках реализации так называемых рамочных исследовательских программ;
- PRIV - финансирование, поступающее от частных спонсоров. Эта категория включает в себя исследовательские проекты, финансируемые частными компаниями;
- UNCLASS - финансирование, которое не может быть отнесено ни к одной из вышеперечисленных категорий. Его большая часть представляет собой средства, выделенные непосредственно исследовательским комитетом университета (с. 5-6).
На последнем этапе были собраны данные о патентах, полученных сотрудниками университета. Для этого был использован онлайн-сервис Европейского патентного бюро (Espacenet), который содержит данные о патентах и их использовании в более чем 90 странах. В результате выяснилось, что 29% сотрудников университета имеют международные патенты (с. 6).
В результате проведения описанных выше мероприятий была собрана база данных, отражающая результаты и источники финансирования исследовательской деятельности 40 лабораторий университета за период с 2002 по 2013 г. По каждой лаборатории за этот период имеются данные о количестве публикаций и уровне их цити-руемости, достигнутом к 2013 г., о величине финансирования исследований по каждому из источников, а также о количестве патентов, полученных сотрудниками лабораторий в течение рассматриваемого периода. В целом на одну лабораторию приходится 8,13 публикаций (максимальное количество - 37), 95,36 цитирований (максимальное количество - 696), 0,06 патента (максимальное количество -3) (с. 7). Средний объем финансирования на одну лабораторию в год, полученный непосредственно от структур ЕС, составляет 47 670,31 евро (максимальное количество - 1 226 534 евро); финансирование, распределяемое правительственными структурами Греции, также включающее денежные средства, полученные от ЕС (GOVEU), - 51 195,64 евро на одну лабораторию в год (максимальное количество - 1 535 014 евро); финансирование, полученное непосредственно от национального правительства и местных властей (GOV), - 15 140,14 евро на одну лабораторию в год (максимальное количество - 875 000 евро); финансирование из частных источников (PRIV) - 20 991,95 евро на одну лабораторию в год (максимальное количество - 500 000 евро) (с. 7).
Распределение данных о публикационной активности сотрудников университета по годам демонстрирует ее стабильный рост в течение рассматриваемого периода. Кроме того, в это время произошло существенное изменение структуры финансирования. Рост прямого финансирования со стороны структур ЕС происходил быстрыми темпами в период 2002-2007 гг. и увеличился с 0,4 до 2,8 млн евро. Однако после 2007 г. объем финансирования из этого источника снижается и к 2013 г. составляет только 2 млн евро в год. При этом начиная с 2010 г. резко возрастает объем финансиро-
вания, получаемого от государственных структур Греции, но содержащего значительную долю средств, полученных от ЕС. К 2013 г. объем финансирования из этого источника достиг 4 млн евро в год. Финансирование из средств национального правительства и местных властей поддерживалось на стабильном уровне около 1 млн евро в 2005-2010 гг., после чего стало быстро снижаться. В то же время объем финансирования из частных источников увеличился в 2002-2006 гг., составив около 1 млн евро в год, и оставался стабильным в последующий период (с. 7).
Для анализа собранных статистических данных был использован метод множественной линейной регрессии. Были оценены постоянные параметры двух следующих уравнений:
ln (Publications;,^) = ß0+ßx ln (EUU) + ß2 ln (GOVU) + ß3 ln (GOVEUit) + ß4 ln (PRIVit) + ß5 Laboratory; + ß6 Yeart + st; ln (PublicationSi,t+2+1) = ß0+ ß1 DummyEUu + ß2 DummyGOVu + ß3 DummyGOVEui,t + ß4 DummyPRIVit + ß5 Laboratoryi + ß6 Yeart + sit, где Publicationsit+2 - число публикаций на одну исследовательскую лабораторию в год t+2; EUijt - объем финансирования, полученный лабораторией от структур ЕС в среднем на одного сотрудника в год; GOVi,t - финансирование, полученное лабораторией от национального правительства и местных властей в среднем на одного сотрудника в год; GOVEUi,t - финансирование, полученное лабораторией от государственных структур и содержащее средства, полученные от ЕС, в среднем на одного сотрудника в год; PRIVi,t - финансирование, полученное лабораторией из частных источников PRIVi,t; Laboratoryi и Yeart - фиктивные переменные, отражающие влияние соответствующей лаборатории и соответствующего года и имеющие собственные значения для каждой лаборатории и для каждого года; DummyEUi,t - фиктивная переменная, значение которой равно единице, если соответствующая лаборатория получила грант от структур ЕС в соответствующем году, и равно нулю, если нет; аналогичным образом сконструированы фиктивные переменные DummyGOVit, Dummy GO VEUi t, DummyPRIVi,t, отражающие, соответственно, получение или неполучение грантов от национального правительства и местных властей, от правительственных структур с участием финансирования, полученного от ЕС, а также от частных структур (с. 11-12).
Кроме того, была проведена оценка двух уравнений с теми же наборами независимых переменных, но с другой зависимой переменной - Ске8ц+2 + 1, которая отражает число цитирований публикаций на одну исследовательскую лабораторию в год 1+2.
В результате регрессионной оценки коэффициентов первой пары уравнений было выявлено сильное положительное влияние всех источников финансирования на количество публикаций и на уровень их цитируемости. Все коэффициенты являются положительными и статистически значимыми. Причем наиболее сильное влияние оказывает финансирование, полученное непосредственно от структур ЕС, а также правительственное финансирование, содержащее средства, предоставленные ЕС. Средства, предоставленные национальным правительством и местными властями, а также средства, полученные от частных спонсоров, играют значительно меньшую роль. Регрессионная оценка коэффициентов второй пары уравнений, включающих фиктивные переменные, в целом подтверждает этот результат. В этом случае все коэффициенты, кроме коэффициента, отражающего влияние финансирования, полученного от национального правительства и местных властей, также являются положительными и статистически значимыми. Согласно этим результатам получение грантов непосредственно от соответствующих структур ЕС увеличивает публикационную активность лаборатории на 15%, а уровень цитируемости - на 60%. Гранты, полученные от государственных структур, но содержащие в себе финансовые ресурсы, полученные от ЕС, увеличивают публикационную активность на 11%, а цитируемость - на 4,3%. Финансирование из частных источников увеличивает публикационную активность на 0,8% и цитируемость - на 4,5%. И только финансирование, полученное за счет средств национального правительства и местных властей, оказывает отрицательное влияние на публикационную активность и цитируемость: публикационная активность снижается на 1,6%, а цитируемость - на 3% (с. 13).
Этот результат можно объяснить тем, что при распределении грантов на конкурсной основе наиболее престижные гранты, связанные с финансированием, полученным от структур ЕС и от частных спонсоров, достаются наиболее конкурентоспособным лабораториям, имеющим достаточно высокий потенциал для повышения своей публикационной активности и индекса цитируемости. Тогда
как лаборатории с более низким исследовательским потенциалом могут рассчитывать только на получение грантов от национального правительства и местных властей. Кроме того, финансирование, полученное от национального правительства и местных властей, выделяется, как правило, на решение научных проблем, имеющих локальное значение. Результаты подобных исследований публикуются в основном в греческих научных журналах. В то время как получение грантов из средств ЕС, как правило, связано с публикацией статей в международных англоязычных журналах, в результате чего они получают более широкую известность и более высокую цитируемость. Поэтому этот результат свидетельствует не об отрицательном влиянии национального государственного финансирования на уровень публикационной активности и цитируемости, а о конкурентном характере распределения научных грантов, в результате чего гранты с иностранным финансированием достаются наиболее эффективным исследователям.
Для оценки связи воздействия уровня финансирования на патентную активность исследовательских лабораторий и связи между патентной и публикационной активностью авторы делят все лаборатории университета на две группы. В первую входят лаборатории, получившие хотя бы одно патентное свидетельство за рассматриваемый период, во вторую - лаборатории, не получившие за тот же период ни одного патентного свидетельства. Сравнение этих групп по средним показателям публикационной активности и ци-тируемости, а также по средним объемам финансирования, полученным из всех источников, дает следующие результаты: среднее число публикаций на одну исследовательскую лабораторию в год для первой группы составляет 1,92, а для второй - 1,4; среднее число цитирований на одну исследовательскую лабораторию в год для первой группы составляет 23,4, а для второй - 14,7; средний объем финансирования, полученного непосредственно от структур ЕС, на одну исследовательскую лабораторию в год в первой группе составляет 9833 евро, а во второй - 6358 евро; средний объем финансирования, полученного от государственных структур и включающего средства, поступившие от ЕС, на одну исследовательскую лабораторию в первой группе составляет 6707 евро, а во второй -4480 евро; средний объем финансирования, полученного от центрального правительства и местных властей, в первой группе со-
ставил 2301 евро, а во второй - 2401; и наконец, средний объем финансирования, полученного от частных спонсоров, на одну исследовательскую лабораторию составил в первой группе 4718 евро, а во второй - 2916 евро.
Сопоставление этих показателей демонстрирует, во-первых, отсутствие конфликта между публикационной и патентной активностью. Наоборот, группа, имеющая высокую патентную активность, отличается также высокой публикационной активностью и высокими показателями цитируемости. Это подтверждает мнение тех авторов, которые считают, что академическая карьера, направленная, одновременно на получение нового знания и его практическое применение, более продуктивна, чем карьера, направленная исключительно на получение нового знания и публикацию полученных результатов в престижных научных журналах1. Кроме того, полученный результат, очевидно, свидетельствует о том, что сотрудничество университетов и бизнеса и связанный с этим процесс трансферта технологий и коммерциализации результатов научной деятельности оказывают положительное влияние не только на эффективность производства, но и на эффективность самих научных исследований, выражающуюся в уровне и качестве публикационной активности.
Обобщая результаты своего исследования, авторы приходят к выводу о том, что изучение взаимосвязи между государственным и частным финансированием и результативностью научной деятельности на примере ведущего греческого университета дает в основном сходные результаты, что были получены исследователями, рассматривавшими эту проблему на основе данных ведущих стран, имеющих более развитую систему взаимодействия между индустрией и бизнесом и способных более эффективно осуществлять трансферт технологий и коммерциализацию результатов научных исследований. Увеличение грантового финансирования в целом оказывает положительное влияние как на публикационную активность и уровень цитируемости научных публикаций, так и на па-
1 Foltz J., Barham B., Kim K. Synergies or trade-offs in university life sciences research // American journal of agricultural economics. - 2007. - Vol. 89, N 2. -P. 353-367; Thursby M., Thursby J., Gupta-Mukherjee S. Are there real effects of licensing on academic research? A life cycle view // Journal of economic behavior & organization. - 2007. - Vol. 63, N 4. - P. 577-598.
тентную деятельность университетов. При этом наибольшее значение имеет получение грантов, финансируемых из зарубежных источников, главным образом из средств Европейского союза, а также спонсорская помощь частных компаний. Этот результат соответствует аналогичным результатам, полученным при исследованиях этих проблем в других странах Европейского союза. Значительно меньшее влияние оказывает государственное финансирование, выделяемое на всех уровнях государственного управления. Это объясняется тем, что наиболее конкурентоспособные исследовательские коллективы ориентируются прежде всего на получение международных грантов и грантов, выделяемых частными структурами, а на гранты, предоставляемые государством, ориентируются в основном те исследовательские коллективы, которым трудно рассчитывать на получение международных грантов.
Однако наиболее интересным из полученных ими результатом авторы считают отсутствие отрицательной зависимости между частным финансированием и публикационной активностью. Тем самым опровергается утверждение многочисленных исследователей о том, что привлечение средств частных спонсоров смещает исследовательскую активность из сферы приобретения нового знания и публикации полученных результатов в научных журналах в сферу разработки прикладных технологий и получения патентов, что несет в себе угрозу для традиционной миссии университетов как создателей и хранителей нового знания. Результаты данного исследования, напротив, показывают, что между публикационной и патентной активностью существует прямая связь. Исследовательские коллективы, демонстрирующие высокие показатели публикационной активности, как правило, также демонстрируют высокие показатели патентной активности. Кроме того, они привлекают больший объем финансирования практически из всех доступных источников. Это лишний раз свидетельствует о том, что исследовательская и патентная деятельность не противоречат, а взаимно дополняют друг друга и что разработка прикладных технологий неотделима от получения нового знания, которое может служить основой для публикаций, способных привлечь внимание научного сообщества.
М.О. Лихачев