Научная статья на тему '2018. 01. 017. Меоли М. , Пьеруччи Е. , Висмара С. Влияние государственной политики на стимулирование создания университетских дочерних предприятий в Италии. Meoli M. , Pierucci E. , Vismara S. The effects of public policies in fostering University spinoffs in Italy // Economics of innovation and new technology. - 2017. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/10438599. 2017. 1374048'

2018. 01. 017. Меоли М. , Пьеруччи Е. , Висмара С. Влияние государственной политики на стимулирование создания университетских дочерних предприятий в Италии. Meoli M. , Pierucci E. , Vismara S. The effects of public policies in fostering University spinoffs in Italy // Economics of innovation and new technology. - 2017. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/10438599. 2017. 1374048 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
35
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОЧЕРНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ТРЕТЬЯ МИССИЯ / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ НАУЧНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Лихачев М. О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 017. Меоли М. , Пьеруччи Е. , Висмара С. Влияние государственной политики на стимулирование создания университетских дочерних предприятий в Италии. Meoli M. , Pierucci E. , Vismara S. The effects of public policies in fostering University spinoffs in Italy // Economics of innovation and new technology. - 2017. - p. 1-14. - mode of access: https://doi. Org/ 10. 1080/10438599. 2017. 1374048»

2018.01.017. МЕОЛИ М., ПЬЕРУЧЧИ Е., ВИСМАРА С. ВЛИЯНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ НА СТИМУЛИРОВАНИЕ СОЗДАНИЯ УНИВЕРСИТЕТСКИХ ДОЧЕРНИХ ПРЕДПРИЯТИЙ В ИТАЛИИ.

MEOLI M., PIERUCCI E., VISMARA S. The effects of public policies in fostering university spinoffs in Italy // Economics of innovation and new technology. - 2017. - P. 1-14. - Mode of access: https://doi.org/ 10.1080/10438599.2017.1374048

Ключевые слова: академическое предпринимательство; академические дочерние предприятия; третья миссия; трансферт технологий; коммерциализация научных исследований.

Авторы статьи, сотрудники Бергамского (Италия) и Аугс-бургского (Германия) университетов, рассматривают вопрос о стимулирующей роли государственной политики в развитии академического предпринимательства (АП) в итальянских университетах.

С начала 2000-х годов Европейский союз проводит активную политику, направленную на стимулирование развития академических дочерних предприятий. В соответствии с принципами рыночной экономики государственное вмешательство может быть оправдано только в том случае, если распределение частных инвестиций не позволяет достигнуть оптимального результата. Научные знания, которые в значительной мере обладают свойством порождать общественные блага и большие положительные внешние эффекты, не привлекают достаточного количества инвестиций, и их производство в чисто рыночной системе всегда будет субоптимальным. Поэтому государственное стимулирование является необходимым компонентом процесса производства и распространения научных знаний, поскольку оно способствует повышению уровня производства и потребления этого блага, приближая его к оптимуму.

Развитие академических дочерних предприятий (spin-off) -один из способов производства и распространения новых научных знаний, а также (через трансферт технологий) их эффективного использования, что повышает инновационную активность и способствует экономическому развитию и росту за счет высокотехнологичного производства.

Позитивное восприятие академических дочерних предприятий сформировалось благодаря целому ряду положительных при-

меров. Например, создание Силиконовой долины в США принесло гигантский экономический эффект. Однако применимость подобного положительного опыта может быть сильно ограничена отсутствием специфических условий. Кроме того, нерациональное создание академических дочерних предприятий может привести и к потерям, которые будут перевешивать выгоды. Например, это может вызвать эффект вытеснения: потенциально более выгодные частные инвестиции могут быть замещены инвестициями в создание менее эффективных академических дочерних предприятий. Многочисленные эмпирические данные свидетельствуют о том, что большинство академических спин-офф не способны превзойти свой начальный успех, и лишь единицы из них становятся действительно эффективными предпринимательскими проектами. Кроме того, отвлечение ученых от их традиционной исследовательской деятельности в пользу предпринимательской может привести к снижению объемов и качества научных исследований. Поэтому авторы статьи ставят перед собой задачу найти ответ на следующие вопросы: какое влияние введение новой системы оценки результативности научной деятельности, которая включает в себя количество созданных академическими структурами дочерних предприятий в качестве одного из основных показателей эффективности, оказывает на результативность научной деятельности университетов; способствует ли создание академических дочерних предприятий выполнению третьей миссии университетов, оказывает ли это воздействие на эффективность экономики. Весь этот комплекс проблем авторы рассматривают на уровне деятельности университетов с учетом всех значимых контекстных и институциональных факторов. Кроме того, создание академических дочерних предприятий рассматривается как средство продвижения научной деятельности, обеспечения самозанятости для сотрудников и выпускников университетов, а также как форма предпринимательской деятельности, которая способствует включению университетских структур в рыночные процессы.

В Италии процесс перехода на новую систему финансирования науки и образования начался с конца 1990-х годов. Ключевым моментом на этом пути стало официальное признание в 2004 г. в качестве основной оценки эффективности научной деятельности ее конкретные результаты в виде патентов и созданных академиче-

ских дочерних предприятий. Оценка по этим показателям стала определяющей при распределении государственного финансирования между университетами. В последующие годы государство целенаправленно добивалось от университетов выполнения их третьей миссии путем все более активного включения в процесс трансферта технологий, одним из направлений которого стало создание академических дочерних предприятий. Список этих предприятий был включен как обязательный компонент в оценку выполнения университетами третьей миссии, и его удельный вес среди показателей, формировавших общую оценку этой миссии, достиг 10%. В этот же период активно росла доля государственного финансирования, распределяемого на базе этой оценки.

Все это привело к росту числа академических дочерних предприятий и расширению области их распространения. Если в первой половине 2000-х годов они были в основном сосредоточены в центральном и северном регионах страны и ориентированы на сотрудничество с промышленными предприятиями, то впоследствии они распространились по всей территории страны и среди них стали преобладать предприятия в сфере услуг. Согласно данным, собранным целым рядом исследователей, распространение этих предприятий способствовало сокращению безработицы среди квалифицированной рабочей силы во многих регионах страны1.

В результате начавшегося в 2008 г. мирового финансового кризиса в Италии существенно сократились расходы на науку и образование: в период с 2008 по 2013 г. финансирование итальянских университетов было снижено на 14%, а количество университетских сотрудников уменьшилось на 15%. В то же время резко сократилось количество студентов, что привело к дополнительному сокращению финансовых ресурсов университетов. Средний возраст сотрудников понизился с 47 до 40 лет, что плохо сказалось на карьерных возможностях для работников старшего возраста (с. 5). Все это в сочетании с повышенным вниманием государственных структур к развитию третьей миссии университетов и их участию в трансферте технологий сформировало специфическую ситуацию в итальянских университетах, которую анализируют авторы статьи.

'Horta H., Meoli M., Vismara S. Skilled unemployment and the creation of academic spinoffs: A recession-push hypothesis // Journal of technology transfer. - 2016. -Vol. 41, N 4. - P. 798-817.

Для проведения исследования авторы использовали базу данных о 1254 академических дочерних предприятиях, созданных в период с 1999 по 2015 г. Эта база, охватывающая 85 итальянских университетов, собрана Министерством образования Италии. В качестве зависимой переменной для построения модели биноминальной регрессии было использовано среднегодовое количество университетских дочерних предприятий в расчете в среднем на один университет; в качестве независимой переменной - фиктивная переменная, отражающая влияние изменений, которые произошли с момента вступления в действие новой системы оценки деятельности университетов. То есть эта переменная равна 0 для всех лет, предшествующих 2004 г., равна 1 в 2004 г. и для каждого последующего года. Она должна отразить, каким образом внедрение новой системы оценки деятельности университетов и распределения бюджетного финансирования влияет на вероятность создания новых академических спин-офф в итальянских университетах. Авторы исследования также стремятся отразить влияние фактора времени на вероятность появления новых совместных предприятий. Этот фактор отражается за счет включения в модель линейного тренда, т.е. переменной, которая равна 0 для 1999 г. и увеличивается на 1 для каждого последующего года.

Еще один фактор, учтенный авторами, - возможности для карьерного роста молодых ученых. Их отражает переменная, определяемая как отношение численности выпускников, получающих докторскую степень в соответствующем году, к числу преподавательских вакансий, создаваемых университетом в течение этого года. Несмотря на некоторые недостатки, эта переменная вполне соответствует условиям Италии, для которой характерна крайне низкая степень академической мобильности. В частности, по данным статистики, за период 2004-2006 гг. лишь 12% выпускников, получивших степень PhD, нашли работу в других регионах страны (с. 7).

Авторы также исследовали влияние ситуации на рынке труда на создание университетских спин-офф. Показателем такого влияния являются региональные уровни безработицы среди квалифицированной рабочей силы. Авторы использовали фиктивную переменную, равную 1 для регионов и периодов, где и когда уровень безработицы среди квалифицированной рабочей силы превышал средний уровень безработицы.

Кроме того, в качестве независимых переменных были использованы: размер университета, который характеризуется численностью студентов, обучающихся по всем видам образовательных программ; возраст университета, который отражается фиктивной переменной, равной 1 для университетов, имеющих давнюю историю и традиции, и 0 - для остальных университетов; фиктивная переменная для выделения технологических университетов как наиболее пригодных для создания университетских спин-офф, равная 1 для технологических университетов и 0 - для остальных. Были также использованы следующие переменные: описывающая отношение числа преподавателей к числу студентов; отражающая долю иностранных студентов; характеризующая патентную активность университета, измеряемую числом патентов, полученных в течение соответствующего года. Переменная, характеризующая публикационную активность университетов (по данным международной базы SCOPUS), была измерена как отношение среднегодового числа публикаций к среднегодовой численности профессорско-преподавательского состава. И наконец, авторы использовали ряд переменных, характеризующих региональное окружение: темпы роста валового регионального продукта, региональную патентную активность, численность населения в возрасте от 20 до 29 лет, имеющих дипломы по специальностям, связанным с естественными и техническими науками, в расчете на 1 тыс. человек населения; уровень региональных расходов на ИР региональной администрации, университетов, частных и государственных предприятий в процентах от регионального валового продукта.

Включив вышеперечисленные переменные в уравнение биноминальной регрессии и оценив ее постоянные параметры, авторы исследования получили ряд интересных результатов. Во-первых, была выявлена устойчивая положительная зависимость вероятности создания университетом академических дочерних предприятий от уровня публикационной активности преподавателей университета. При этом высокорейтинговые университеты продемонстрировали более низкую склонность к созданию дочерних предприятий в силу более высокой концентрации усилий на чисто научной деятельности. Кроме того, исследование показало, что большую активность в создании спин-офф проявляют новые университеты, университеты технологического профиля, а также университеты с

относительно более высоким уровнем соотношения преподавателей и студентов. При этом уровень патентной активности оказывает негативное влияние на вероятность создания университетом дочерних предприятий. Это, по-видимому, связано с тем, что патентная активность представляет собой альтернативный вариант трансферта технологий. В региональном аспекте на создание университетских спин-офф положительно влияет большое число выпускников с естественно-научным и техническим образованием, при этом величина региональных расходов на ИР оказывает отрицательное влияние.

Главным результатом проведенного исследования является подтверждение предположения авторов, что введение новой системы оценки результативности научной деятельности университетов и распределения финансирования в зависимости от участия в трансферте технологий оказывает позитивное влияние на создание университетских дочерних предприятий. Об этом свидетельствует значимое положительное влияние переменной, отражающей введение новой системы, и значимое влияние переменной линейного тренда. Это означает не только то, что новая система позитивно влияет на процесс создания академических спин-офф, но и что это влияние усиливается с течением времени, т. е. университеты адаптируются к новым правилам распределения финансирования и в своей деятельности начинают все больше и больше учитывать новые приоритеты, установленные государственными регуляторами. Дополнительные тесты, проведенные авторами исследования, показали отрицательное влияние введения новой системы на уровень публикационной активности работников университета. Это свидетельствует о том, что создание академических дочерних предприятий является до некоторой степени замещающей формой деятельности по отношению к традиционной научно-исследовательской деятельности, конечным результатом которой являются публикации. Ограниченность ресурсов времени и средств приводит к тому, что новая система государственного регулирования меняет не только и не столько объем, сколько структуру научной деятельности, направляя ее активность в новое русло.

Кроме того, авторы обнаружили отрицательную зависимость между патентной активностью и созданием академических дочерних предприятий. Это говорит о замещении одной формы транс-

ферта технологий другой. Причем этот негативный эффект явно усиливается с введением новой системы оценки результативности научной деятельности. По мнению авторов, этот результат можно объяснить тем, что спин-офф далеко не всегда имеют строго техническую направленность и, следовательно, их деятельность не связана напрямую с патентной активностью. Можно предположить, что введение новой системы оценки эффективности научной деятельности, в которой создание университетами дочерних предприятий стало играть ключевую роль, привело к формированию большого количества предприятий, сфера деятельности которых напрямую не связана с разработкой новых технологий.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о стимулирующем влиянии государственной политики на создание университетских дочерних предприятий, а также позволило раскрыть целый ряд специфических аспектов этого процесса.

М.О. Лихачев

2018.01.018. СИНЕЛЛ А., БРОДАК Ф., ДЕНЕФ С. ДИЗАЙН И АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. РОЛЬ ДИЗАЙНА В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ.

SINELL A., BRODACK F., DENEF S. Design and academic entrepren-eurship. The role of design in spin-off processes // The design journal. -2017. - Vol. 20, N 1. - P. 457-468. - DOI: 10.1080/14606925.2017. 1352984.

Ключевые слова: академические дочерние предприятия; инновации; трансферт технологий; дизайнерская экспертиза; предпринимательские компетенции.

Авторы статьи, сотрудники Фраунхофферовского института промышленных технологий (Штутгарт, Германия), рассматривают роль дизайна в создании и развитии академических дочерних компаний (spin-off). По мнению авторов, такие компании являются эффективным инструментом технологического развития и продвижения инноваций. Однако, несмотря на потенциальные выгоды, очень часто они не достигают уровня развития бизнеса, соответствующего их задачам. Это приводит к общей недостаточности новых идей и технологических продуктов для того, чтобы вызвать в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.