Научная статья на тему '2018. 01. 018. Синелл А. , бродак Ф. , денеф С. Дизайн и академическое предпринимательство. Роль дизайна в создании и развитии академических дочерних компаний. Sinell A. , brodack F. , denef S. design and Academic entrepreneurship. The role of design in spin-off processes // the design Journal. - 2017. - vol. 20, n 1. - p. 457-468. - doi: 10. 1080/14606925. 2017. 1352984'

2018. 01. 018. Синелл А. , бродак Ф. , денеф С. Дизайн и академическое предпринимательство. Роль дизайна в создании и развитии академических дочерних компаний. Sinell A. , brodack F. , denef S. design and Academic entrepreneurship. The role of design in spin-off processes // the design Journal. - 2017. - vol. 20, n 1. - p. 457-468. - doi: 10. 1080/14606925. 2017. 1352984 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
42
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ ДОЧЕРНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ИННОВАЦИИ / ТРАНСФЕРТ ТЕХНОЛОГИЙ / ДИЗАЙНЕРСКАЯ ЭКСПЕРТИЗА / ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКИЕ КОМПЕТЕНЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 01. 018. Синелл А. , бродак Ф. , денеф С. Дизайн и академическое предпринимательство. Роль дизайна в создании и развитии академических дочерних компаний. Sinell A. , brodack F. , denef S. design and Academic entrepreneurship. The role of design in spin-off processes // the design Journal. - 2017. - vol. 20, n 1. - p. 457-468. - doi: 10. 1080/14606925. 2017. 1352984»

ферта технологий другой. Причем этот негативный эффект явно усиливается с введением новой системы оценки результативности научной деятельности. По мнению авторов, этот результат можно объяснить тем, что спин-офф далеко не всегда имеют строго техническую направленность и, следовательно, их деятельность не связана напрямую с патентной активностью. Можно предположить, что введение новой системы оценки эффективности научной деятельности, в которой создание университетами дочерних предприятий стало играть ключевую роль, привело к формированию большого количества предприятий, сфера деятельности которых напрямую не связана с разработкой новых технологий.

Таким образом, проведенное исследование подтвердило гипотезу о стимулирующем влиянии государственной политики на создание университетских дочерних предприятий, а также позволило раскрыть целый ряд специфических аспектов этого процесса.

М.О. Лихачев

2018.01.018. СИНЕЛЛ А., БРОДАК Ф., ДЕНЕФ С. ДИЗАЙН И АКАДЕМИЧЕСКОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО. РОЛЬ ДИЗАЙНА В СОЗДАНИИ И РАЗВИТИИ АКАДЕМИЧЕСКИХ ДОЧЕРНИХ КОМПАНИЙ.

SINELL A., BRODACK F., DENEF S. Design and academic entrepren-eurship. The role of design in spin-off processes // The design journal. -2017. - Vol. 20, N 1. - P. 457-468. - DOI: 10.1080/14606925.2017. 1352984.

Ключевые слова: академические дочерние предприятия; инновации; трансферт технологий; дизайнерская экспертиза; предпринимательские компетенции.

Авторы статьи, сотрудники Фраунхофферовского института промышленных технологий (Штутгарт, Германия), рассматривают роль дизайна в создании и развитии академических дочерних компаний (spin-off). По мнению авторов, такие компании являются эффективным инструментом технологического развития и продвижения инноваций. Однако, несмотря на потенциальные выгоды, очень часто они не достигают уровня развития бизнеса, соответствующего их задачам. Это приводит к общей недостаточности новых идей и технологических продуктов для того, чтобы вызвать в

обществе цепную реакцию инновационного процесса. Академические компании часто упрекают в негибкости и неспособности сочетать обладание научными знаниями с умением адаптироваться в неакадемической среде, в частности в бизнес-сообществе, а также привлекать внимание потенциальных потребителей.

Академические дочерние компании представляют собой независимые организации, создаваемые для того, чтобы помочь исследовательским структурам и институтам, получающим бюджетное финансирование, коммерциализировать результаты своей научной деятельности. Для успешного создания и руководства такими предприятиями представители академического сообщества должны обладать определенным набором предпринимательских компетенций и способностей: 1) использовать благоприятные возможности, т.е. идентифицировать перспективные бизнес-идеи; 2) выстоять в конкурентной борьбе; 3) привлекать и удерживать ресурсы, необходимые для успешного функционирования компании. Все это требует не только соответствующих личностных качеств от руководителей и сотрудников такой компании, но и определенного дизайна ее структуры. В современной терминологии под дизайном понимается процесс создания форм, причем имеются в виду не только и не столько физические формы материальных объектов, сколько различные структуры, организации, свойства и отношения. Поэтому можно говорить о социальном, культурном и даже экономическом дизайне. В любом случае задача дизайна заключается в том, чтобы достигнуть оптимального соотношения между формой и содержанием объекта и его оптимальной совместимости с внешним контекстом. С этой точки зрения авторы статьи предполагают использовать дизайнерский подход для развития описанных выше предпринимательских компетенций у представителей научного сообщества.

Обобщив большое количество данных о создании и функционировании дочерних предприятий, авторы статьи утверждают, что в большинстве случаев созданию такого предприятия предшествует шестимесячный «инкубационный период», в течение которого происходит формирование междисциплинарной команды специалистов для развития будущего предприятия. Затем в течение последующих четырех месяцев участники этой команды вырабатывают собственную бизнес-идею и разрабатывают бизнес-план.

Этот процесс включает в себя обучение будущих работников предприятия и развитие их предпринимательских компетенций. Для анализа этого процесса авторы статьи используют метод case-study, т. е. анализа наиболее типичных ситуаций, возникающих в процессе строительства академических дочерних компаний. В результате такого анализа авторы приходят к некоторым важным выводам.

Во-первых, успешное начало деятельности любой компании непосредственно связано с наличием у нее жизнеспособной бизнес-идеи, т. е. ориентации на определенную группу потребителей. Представители научного сообщества, как правило, не располагают необходимыми маркетинговыми компетенциями и поэтому слабо представляют себе своих будущих потребителей. Это одно из главных уязвимых мест при создании академического дочернего предприятия. Для преодоления этого затруднения, как правило, требуется более углубленный анализ разрабатываемой бизнес-идеи, который позволил бы оценить ее коммерческие перспективы и определить целевую группу потребителей. Этому во многом способствует дизайнерская экспертиза проекта, позволяющая сосредоточить внимание на поиске соответствий между технологическими характеристиками той или иной бизнес-идеи и реальными потребностями рынка. Правда, иногда это может приводить к разногласиям внутри исследовательской группы. Адаптация технологической идеи к более широкой потребительской аудитории может существенно изменить характер самого проекта и его реализацию. Это может вызвать неодобрение у части исследовательской команды, и они могут настаивать на соблюдении первоначальных целей и задач проекта.

Во-вторых, авторы приходят к выводу, что для анализа потребительской аудитории и раскрытия потенциала предполагаемого продукта большую роль играют демонстрация и тестирование потенциальными потребителями опытных образцов, которые могут быть еще не до конца разработаны, но будут содержать основные существенные характеристики конечного продукта. Несмотря на то что эти образцы несовершенны, тестирование позволяет выявить степень их несовершенства и определить направления доработки в соответствии с потребностями потребителей. Это может способст-

вовать нахождению новых возможностей для повышения конкурентоспособности будущего продукта.

В-третьих, дизайнерская экспертиза бизнес-проектов создаваемых дочерних предприятий способствует развитию предпринимательских компетенций у персонала предприятия и повышению его конкурентоспособности. Существует прямая связь между дизайном командной структуры предприятия и его конкурентоспособностью. Будучи членами единой команды, сотрудники предприятия должны иметь общее видение целей и перспектив дальнейшего развития. Особенно это важно, когда наступают поворотные моменты в развитии бизнеса и требуется коренное изменение подходов, использующихся в решении стоящих перед компанией проблем, поскольку старые подходы уже не могут дать удовлетворительных результатов. При этом компания должна сохранять и реализовывать общий замысел проекта. Именно это создает у внешних инвесторов, акционеров и потребителей уверенность в том, что конечные результаты деятельности компании будут соответствовать заявленным целям. Это также является одним из главных условий высокой конкурентоспособности компании. Еще одна важная составляющая конкурентоспособности компании - накопление опыта создания новых продуктов, услуг и новых форм организации.

В-четвертых, дизайнерская экспертиза способствует развитию предпринимательских компетенций в плане привлечения и удержания необходимых производственных ресурсов. Это особенно важно на ранних этапах становления дочерних предприятий, поскольку с первых шагов они сталкиваются с недостаточностью ресурсов, которыми располагают университеты или исследовательские структуры. Дизайнерский подход обеспечивает ускоренный доступ к источникам внешнего финансирования за счет использования опытных образцов и макетов, позволяющих продемонстрировать возможным инвесторам потенциальные особенности новых продуктов. В результате новые технологические идеи становятся более доступными для понимания неспециалистов, что существенно облегчает процесс коммуникации с представителями промышленности и бизнеса. Это сразу расширяет доступ к внешним ресурсам и существенно ускоряет переход на следующий этап реализации бизнес-идеи.

Не менее важным для привлечения и удержания ресурсов является информационное обеспечение и презентация проекта в информационном пространстве. Они позволяют удовлетворять закономерный интерес инвесторов и потенциальных потребителей и убедительно продемонстрировать, что ход реализации проекта соответствует их ожиданиям. Благодаря этому привлеченные внешние ресурсы будут удерживаться в рамках проекта вплоть до его завершения и способствовать его реализации.

Завершая свой анализ, авторы подчеркивают, что, несмотря на огромный потенциал и возможности по развитию и продвижению новых технологий, академические дочерние компании остаются довольно редким явлением в экономике европейских стран. Для распространения и развития этих предприятий необходимо активное формирование предпринимательских компетенций в академической среде. Одно из главных направлений движения - дизайнерский подход, который должен охватывать не только внешний вид и функциональные свойства конечного продукта, но и структуру самих академических дочерних компаний и их персонал. Дизайнерский подход должен применяться на всех стадиях - от формирования начальной технологической и бизнес-идеи, строительства структуры нового предприятия, привлечения внешних инвесторов до конечной реализации продукта и выбранной целевой аудитории потребителей. При этом дизайнерский подход может выступать как дополнительный катализатор исследовательской деятельности, позволяющий существенно усовершенствовать конечный вариант продукта и / или услуги, адаптировав его к потребностям целевой аудитории потребителей и тем самым существенно повысив финансовые результаты деятельности компании. Авторы предполагают, что полученные ими результаты могут иметь не только теоретическое, но и большое практическое значение и будут способствовать развитию академических дочерних предприятий. Важную роль в этом должен сыграть дизайнерский подход.

М.О. Лихачев

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.