Научная статья на тему 'Спин-офф организации в университетской среде'

Спин-офф организации в университетской среде Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
5005
406
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
АКАДЕМИЧЕСКИЕ СПИН-ОФФ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ / МАЛОЕ ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Руденков Владимир, Белицкий Максим, Огинская Анна

В статье обобщены теоретические подходы к определению понятия «академические спин-офф», обоснована необходимость развития организационных форм малого инновационного предпринимательства в университетской среде. Проведен анализ предпосылок, факторов и механизмов создания и развития спин-офф организаций.Разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение предпринимательской активности университетов и стимулирование процессов коммерциализации результатов научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Spin-offs in the university environment

Scholars worldwide are increasingly interested in the creation of academic spin-offs as they represent one of the most visible forms of technology transfer aimed at the commercialization of academic research.

Текст научной работы на тему «Спин-офф организации в университетской среде»

Спин-офф организации

в университетской среде

Резюме. В статье обобщены теоретические подходы к определению понятия «академические спин-офф», обоснована необходимость развития организационных форм малого инновационного предпринимательства в университетской среде. Проведен анализ предпосылок, факторов и механизмов создания и развития спин-офф организаций. Разработан комплекс мероприятий, направленных на повышение предпринимательской активности университетов и стимулирование процессов коммерциализации результатов научных исследований. Ключевые слова: академические спин-офф, коммерциализация исследований, малое инновационное предпринимательство.

Владимир Руденков,

профессор кафедры организации и управления торговлей

Белорусского государственного экономического университета, доктор технических наук

Максим Белицкий,

профессор

Центра предпринимательства бизнес-школы Хенли Университета Рединга, кандидат экономических наук

Анна Огинская,

аспирант

Белорусского государственного экономического университета

Эффективность малого инновационного предпринимательства проявляется в быстром трансфере технологий, создании новых рабочих мест, притоке налоговых поступлений и повышении уровня развития регионов. Один из механизмов создания подобных фирм - их организация на базе научных и образовательных учреждений. Мировой опыт исследований в сфере малых форм инновационного предпринимательства свидетельствует о стремительно возрастающем интересе к процессу выделения подобных высокотехнологичных компаний на базе вузов и иных образовательных и научных учреждений, называемых «спин-офф». В то же время в трудах отечественных иссле-

дователей данный термин стал использоваться относительно недавно. В связи с этим в статье предпринята попытка обобщить имеющиеся теоретические подходы к определению данного понятия, а также обосновать предпосылки, факторы и механизмы создания и развития спин-офф организаций в университетской среде.

Предпосылками этого процесса являются принципиально новые функции, которые возлагаются на современный университет. Кроме обучения и проведения фундаментальных исследований он принимает на себя миссию прикладных разработок и передачи результатов в бизнес-среду. Таким образом, вузы становятся полноправными участниками рынка, осуществляя исследовательскую и консультационную деятельность, что приводит к выделению из их структуры особых инновационных организаций, получивших название академических спин-офф. В настоящее время они позиционируются как отдельная группа из множества малых инновационных предпри-

ятий, главной целью которых является коммерциализация новых технологий и/или продуктов [1-2]. В современной научной литературе отсутствует устоявшееся определение данного термина. Так, в работе американского исследователя Реймонда Смилора под академическим спин-офф подразумевается компания, основанная при участии или единолично преподавателем, сотрудником или студентом университета и/или созданная на базе научно-технической идеи или технологии, разработанной в университете [2]. В исследовании [3] организации относятся к спин-офф при соблюдении следующих условий:

■ образованы при имущественном участии как минимум одного академического исследователя;

■ созданы на основе его многолетних изысканий (как минимум три года) в стенах данного университета;

■ вовлечены в профильный бизнес;

■ заняты в производстве/продаже продуктов, технологий или высокотехнологичных услуг

в сфере, являющейся профильной для данного ученого.

В настоящей работе под термином «академические спин-офф» будем понимать организации, созданные силами исследователя на базе учреждений образования или науки и основанные на результатах его научных трудов (рис. 1).

Анализ предпосылок образования и развития спин-офф осуществляется по трем уровням: микро-, мезо- и макроуровень [4]. На последнем выделяются исследования, посвященные национальной инновационной системе, в частности механизмам государственного регулирования, которые стимулируют появление спин-офф. Их изучение проводится в соответствии с теорией отраслевых рынков. Это рынок

венчурного капитала, правовая защита инноваций, региональное развитие и становление институтов. Мезоуровень предполагает наличие научных и образовательных центров, их объединений или отдельных подразделений, а также выявление условий и факторов, которые стимулируют создание академических спин-офф. Теоретической основой анализа такого рода служит ресурсный подход, согласно которому внутренние факторы, такие как ресурсы [5], прямо влияют или обусловливают результаты деятельности. Однако в рамках данной теории невозможно объяснить, почему некоторые университеты и научные центры аккумулируют больше ценных ресурсов, чем другие. Наконец, анализ микроуровня концентрируется на индивидуальных характеристиках ученых или отдельных коллективов - инициаторов открытия спин-офф. Такие исследования проводятся в соответствии с предпринимательскими теориями [6] и нацелены на выявление отдельных качеств индивидуумов, установление механизмов создания новых технологий, обоснование процессов технологического трансфера.

Малое инновационное предпринимательство в вузе и выделение самостоятельных спин-офф организаций в его структуре имеет ряд особенностей. Так, к факторам мезо-и микроуровня, которые влияют

на создание спин-офф, отнесем следующие:

■ характеристики самого университета;

■ инновационная инфраструктура;

■ внешняя среда вуза;

■ внутренняя мотивация исследователей.

Рассмотрим перечисленные факторы более подробно.

К характеристикам университета, оказывающим влияние на процесс коммерциализации знаний и образование спин-офф, относятся следующие: размер вуза; профессорско-преподавательский состав; направления исследований; объемы финансирования, выделяемого на НИОКР, и т.п. Принято считать, что более крупные учреждения науки и образования в большей степени располагают квалифицированными кадрами, финансами и производственными площадями, что в свою очередь положительно влияет на скорость и качество создания спин-офф. Вместе с тем профиль учреждения может усиливать данный эффект, например наличие биомедицинских и инженерных факультетов в западных университетах положительно влияет на темпы развития предпринимательской инициативы [7]. Так, по данным исследования бельгийского экономиста С. Клейна, первые места по количеству спин-офф занимают фармацевтика, электроника, программное обеспечение (табл. 1).

Рис. 1.

Схема выделения спин-офф организации из университетской среды

Таблица 1.

Распределение

существующих

академических

спин-офф

организаций

в Европе

по направлениям разработок (2012 г.)

Источник:

составлено на основе работы Sven De Cleyn «The early development of academic spin-offs: holistic study on the survival of 185 European product-oriented ventures using a resource-based perspective»

Невыясненным остается влияние характеристик профессорско-преподавательского состава на активизацию предпринимательской деятельности. Вопрос заключается в том, насколько склонны к коммерциализации результатов научной работы кандидаты наук. С одной стороны, очевидным является факт их заинтересованности в этом (в том числе в получении актов о внедрении и патентов) для повышения своего академического статуса. С другой стороны, они могут больше внимания уделять публикациям, формально необходимым для дальнейшего продвижения.

Важную роль в развитии академического предпринимательства и образовании спин-офф компаний играет инновационная инфраструктура. К ее объектам в вузах и научных учреждениях относятся центры трансфера технологий, бизнес-инкубаторы, центры коллективного пользования, научно-образовательные центры и лаборатории. Их задачей является создание наиболее благоприятных условий для развития инновационных идей, а также оказание правовой и информационной поддержки. Наиболее распространенное инфраструк-

Количество % от всего числа

№ Направление разработок академических спин-офф организаций академических спин-офф организаций

VO 1 Фармация/ биотехнологии 52 28%

& 2 Электроника 47 25%

I сс 3 Программное обеспечение 37 20%

тЪ 4 Материалы 12 6%

s S < 5 Медицинское оборудование 8 4%

сс 0 1 I s 6 Энергетическое оборудование 8 4%

s < ■т 1 7 Сельское хозяйство/ продукты питания 5 3%

8 Техника 3 2%

501 9 Прочие 13 7%

50 | Всего 185 100%

турное подразделение университета - центр трансфера технологий, который способствует взаимодействию учреждений науки и образования с предприятием и обеспечивает передачу научных результатов в производство. Центр может непосредственно участвовать в создании спин-офф организации, а также выполняет функции маркетинговых исследований, оказывает консультационные услуги по порядку оформления патентной заявки и получения патента [8].

Факторы внешней среды в первую очередь затрагивают уровень развитости взаимодействия вузов и промышленности, а также доступность источников венчурного финансирования вне стен университета. Проблема востребованности научных открытий реальным сектором экономики актуальна не только в Республике Беларусь, но и во многих западных странах. Переход к третьей функции (миссии) современного учреждения образования требует освоения новых форм работы, ориентированных на инновации и предусматривающих тесное сотрудничество образования и науки, правительства и бизнеса. Процесс такого взаимодействия описывает модель тройной спирали [9]. Она характеризует переплетение интересов государства в лице местных и региональных органов власти, промышленности и бизнеса и университетов в рамках трехсторонних сетей. Эффективность подобного взаимодействия намного превышает результативность деятельности отдельных агентов. В центре пересечения их активности находятся кластерные образования, а также различные гибридные организации, включая и спин-офф.

Однако созданные в стенах университета разработки не всегда оптимальны по цене и уровню рациональности решения реальных производственных

задач. Кроме того, наблюдается низкая абсорбционная способность спроса на технологические инновации в отдельных отраслях. Крупные промышленные потребители инновационных решений зачастую характеризуются финансовой неустойчивостью и низкой платежеспособностью. Названные проблемы порождают замкнутый круг во взаимоотношениях «наука - бизнес». Специалисты ОЕ8Б выделяют следующие каналы трансфера знаний между наукой и производством (расположены по мере усиления глубины связи):

■ трудоустройство университетских выпускников в промышленности;

■ установление неформальных профессиональных и личных контактов;

■ совместное участие в выставках, конференциях, специализированных изданиях СМИ;

■ коллективные публикации;

■ мобильность ученых;

■ исследовательские контракты;

■ лицензирование;

■ спин-офф фирмы;

■ совместные с промышленными предприятиями лаборатории [10].

Таким образом, выделение спин-офф фирм в структуре университета одновременно становится и эффективным каналом передачи информации (трансфера знаний), способствующим формированию взаимодействий «наука - бизнес», а с другой стороны - механизмом усиления данных взаимодействий.

Внутренняя мотивация исследователей к коммерциализации результатов своих научных трудов зависит от правовых условий и политики университета по отношению к предпринимательским инициативам. В мировой практике существуют различные механизмы определения отношений между учреждениями образования и новыми организациями, возникающими

на их базе. В первую очередь правовые разночтения касаются аспектов защиты интеллектуальной собственности. Например, процесс коммерциализации знаний американскими университетами более эффективен, чем в Европе. Прежде всего это связано с принятым в США в 1980 г. законом Бэя-Доула, согласно которому собственниками прав на интеллектуальную собственность признаются научно-исследовательские организации, однако преимущественное право на использование разработок получают отдельные ученые [11]. Подобный порядок стимулирует частную инициативу, и количество успешных проектов по введению результатов исследований в оборот многократно возрастает. В этой связи государственная политика стимулирования инновационного предпринимательства и выделения спин-офф в университетской среде Республики Беларусь заключается в совершенствовании нормативно-правовой базы, устранении барьеров на пути учреждения наукоемких фирм и уточнении их правового статуса в родительских организациях. Необходимы изменения в системе управления вуза и в развитии организационной культуры, способствующей усилению предпринимательских инициатив. Они предусматривают создание новых подразделений, диверсификацию источников финансирования инноваций, преобразования в функциях кафедр и факультетов, совмещение новых управленческих ценностей с традиционными.

Выделенные факторы предопределили разработку комплекса мероприятий, направленных на активизацию малого инновационного предпринимательства и создание спин-офф организаций в университетской среде. Среди них можно отметить следующие:

■ выбор модели сетевого развития, в частности формирование путей и механизмов расширения сотрудничества

с субъектами внешней среды -правительственными органами и промышленными предприятиями, для определения благоприятных направлений инновационной деятельности на пересечении институциональных сфер;

■ следование новым формам и принципам в управленческой деятельности, развитие конкурсного финансирования и проектного управления разработками;

■ расширение функций инфраструктурных подразделений, усиление их маркетинговых компетенций, повышение эффективности систем планирования и прогнозирования, постановка задач по продвижению в мировых университетских рейтингах;

■ обеспечение доступа к информационным ресурсам, мировым банкам научных публикаций, модернизация технической базы исследований;

■ активизация деловых контактов с выпускниками универ-

ситета, создание соответствующей ассоциации, реализация совместных проектов на местном, региональном и международном уровне; ■ совершенствование кадровой политики, разработка четких критериев и требований при построении деловой карьеры исследователей, формирование системы управления талантами и самообучающейся организации.

Развитие предпринимательства в университетской среде является комплексной задачей, связанной с совершенствованием инновационной инфраструктуры, системы управления и использованием перспективных стандартов в научной и предпринимательской деятельности, а также анализом факторов внешней среды университета. Ориентация на лучший мировой опыт в инновационном развитии университетов с учетом национальной специфики и располагаемых ресурсов способна продвинуть процесс коммерциализации исследований и повысить роль университетской науки в экономической системе Республики Беларусь. СИ

See: http://innosfera.by/2016/01/spin-off_company

Литература

Сысоева О.В. Роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, в развитии региональных экономик на основе модели тройной спирали / О.В. Сысоева // Вестник СГТУ. 2014, №1 (74). С. 210-213. Smílor R. University spin-out companies: Technology start-ups from UT-Austin / R. Smilor, D. Gibson, G. Dietrich // Journal of Business Venturing. 1990. V. 5. Iss. 1. P. 63-76.

Netval (2014). Unire I Puntini Per Completare Il Disegno Dell'innovazione. XI Rapporto Netval Sulla Valorizzazione Della Ricerca Pubblica Italiana. Technical Report, Milan, Italy.

4. O'Shea R. Spinouts From Academic Institutions: A Literature Review With Suggestions For Further Research / R. O'Shea, H. Chugh, T. Allen // Journal Of Technology Transfer. 2008, №6 (33). PP. 653-666.

5. Penrose E.T. The Theory of the Growth of the Firm/ E.T. Penrose.- New York, John Wiley and Sons, 1959.

6. Audretsch D.B. The missing pillar: The creativity theory of knowledge spillover entrepreneurship/ D.B. Audretsch, M. Belitski// Small Business Economics. 2013, №4 (41). PP. 819-836.

Djokovic D. Spinouts From Academic Institutions: A Literature Review With Suggestions For Further Research / D. Djokovic, V. Souitaris // Journal Of Technology Transfer. 2008, №3 (33). PP. 225-247.

8. Руденков В.М. Инновационный менеджмент: пособие / В.М. Руденков, Н.П. Беляцкий, Б.Д. Семенов, под ред. д.т.н., проф. В.М. Руденкова.-Мн., 2014.

9. Etzkowitz H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations / H. Etzkowitz // Social science information. 2003, №3 (42). PP. 293-337.

10. Поболь А.И. Исследовательское спин-офф предпринимательство и его государственное стимулирование / А.И. Поболь // Экон. бюл. Ин-та экономики Министерства экономики Республики Беларусь. 2008, №1 (127). С. 49-62.

11. Грибанов Д.В. Зарубежный опыт правового регулирования отношений в сфере инновационного развития // Вестник Тюменского государственного университета. 2011, №3. С. 64-69.

2.

3.

7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.