DOI: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-6 JEL classification: О31, О32
О. В. Сысоева Саратовский государственный технический университет имени Ю. А. Гагарина, г. Саратов, Российская Федерация
Развитие академического предпринимательства в системе моделей инновационной деятельности
Аннотация. В экономике знаний университеты выступают не только как инструменты их передачи и генерации, но и как непосредственные участники, играющие ключевую роль в развитии инноваций через трансфер технологий. Все большее распространение получает академическое предпринимательство как новая дополнительная функция высших учебных заведений, связанная с формированием на их базе малых инновационных компаний (спин-офф). Статья направлена на изучение данной тенденции и понятия академического предпринимателя в качестве основного участника деятельности спин-офф. Методологическую базу исследования составили концепции управления знаниями и модели инновационной деятельности университетов. Систематизация литературы позволила автору проанализировать четверную и пятерную спирали инновационной модели, включающей академическое предпринимательство, в сравнении с ранее введенной Г. Ицковицем тройной спирали. Зарубежный опыт показывает несомненные выгоды академического предпринимательства при трансформации общества от «традиционной» модели, характеризующей индустриальную экономику, к более сложным, включающим элементы взаимодействия «СМИ/общество» и «окружающая среда». Автор анализирует меры российского государства по стимулированию создания спин-офф, которые, однако, недостаточны, в том числе из-за отсутствия широкой поддержки частными инвесторами. В университетской среде не сложилось четкого понимания организационной структуры создаваемых малых предприятий, что существенно ограничивает эффективность их работы. Автором предложена модель взаимодействия между «основателем», «наставником» и «внешним предпринимателем» при создании спин-офф, позволяющая организовать предпринимательскую и исполнительскую группы с соответствующим разделением функций и зон ответственности.
Ключевые слова: инновации; академическое предпринимательство, спин-офф; инновационные модели; университет; исследователь.
Для цитирования: Сысоева О. В. Развитие академического предпринимательства в системе моделей инновационной деятельности // Journal of New Economy. 2019. Т. 20, № 3. С. 83-100. DOI: 10.29141/2658-5081-2019-20-3-6 Дата поступления: 24 января 2019 г.
Введение
Эволюция в производстве знаний привела к тому, что знание стало «...совместным продуктом каждого производства и завершения деятельности» [Rosenberg, Neeson, 1994], поскольку техническое и научное содержимое всех видов промышленной продукции требует все более совершенных квалификаций. В частности, Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) отмечала, что знания в настоящее время являются важным элементом обеспечения экономического роста, поэтому академические исследования позволяют познать природу и продвигать технологическое развитие как человеческой цивилизации, так и отдельных регионов. В тех регионах, где
поддерживаются научные исследования и сотрудничество между университетами и промышленностью, скорость формирования инновационных промышленных технологий наиболее высока. Правительства многих стран выделяют приоритетность экономики знаний, в том числе через интенсификацию академического предпринимательства, связанного с вовлечением сотрудников университетов в трансфер знаний и технологий для применения в промышленности. В результате значительно сокращается время трансформации итогов фундаментальных исследований в соответствующие промышленные приложения, университеты и их сотрудники получают источник доходов от внедрения продуктов исследований и их коммерческого применения [Казакова, 2002; Татаркин, Суховей, 2002; Solow, 1956]. При этом экономика региона получает новые точки роста [Clark, Guy, 1998; Leydesdorff, Etzkowitz, 1998], происходит трансформация функций университетов, активно развивающих академическое предпринимательство, в том числе через их взаимодействие с другими экономическими субъектами инновационной деятельности - промышленностью и государством.
Цель исследования - анализ возрастающего значения университетов в современных инновационных процессах, усиления их роли в выполнении «третьей миссии» (предпринимательской функции), определение функции и места «предпринимательского» университета в современном обществе.
Задачами исследования являются:
• теоретический анализ тенденций усовершенствования моделей инновационной деятельности вузов;
• анализ модели организационной структуры основной ячейки - спин-офф, предусматривающей введение «внешнего предпринимателя» и разделение сотрудников предприятия на предпринимательскую и исполнительскую команды;
• разработка вариантов взаимодействия между основными сотрудниками спин-офф, учет которых может обеспечить достижение максимального положительного результата при формировании таких предприятий.
Академическое предпринимательство: терминология и вариации
С традиционной точки зрения «академическое предпринимательство» означает «университетский спин-офф», или институциональную передачу результатов научных исследований, разработок, технологий, чтобы начать инновации или организовать предприятия. В соответствии с [Beckman, Burton, O'Reilly, 2007] «академическое предпринимательство» может быть определено как «интеллектуальное предприятие», в котором университеты сотрудничают с местными обществами, чтобы создать новые ценности или идеи. Понятие «академическое предпринимательство» является близким к определению «академическая фирма», под которой понимается академический предприниматель, действующий одновременно как интеллектуальный актор (т. е. исследователь) и предпринимательский актор (т. е., фирма).
Академический предприниматель самостоятельно определяет профиль занятий, является активным в науке и в то же время работает в качестве предпринимателя. Основываясь на академическом образовании, научной деятельности и интеграции в академическом сообществе в сочетании с предпринимательским мышлением, академический предприниматель действует, создавая доход, прибыль и самозанятость. В современном обществе, управляемом рынком, академический предприниматель является связующим звеном между научным миром (ориентированным на знания) и коммерческим миром (ориентированным на инновации). Необходимыми качествами для академического
предпринимателя являются творчество, богатство идей и связи, как внутри научной дисциплины, так и в смежных дисциплинах (или ноу-хау).
Успех академического предпринимателя связан с поиском инновационных решений, которые вносят определенные изменения в общество, особенно в период растущей глобализации. Академический предприниматель в XXI веке является символом модернизации университетов и трансформации науки и рыночных обществ.
Термин «академическое предпринимательство» означает, что академический предприниматель действует:
• на коммерческой основе (как предприниматель), получая, например, прибыль от патентных разработок;
• на некоммерческой основе (как ученый), получая результаты исследований, которые публикуются в научных изданиях (рис. 1).
Рис. 1. Схема академического предпринимательства1 Fig. 1. The academic entrepreneurship
Академическое предпринимательство располагается между академическим производством знаний и спросом общества или частных предприятий на передовые знания и ноу-хау.
В большинстве случаев академическое предпринимательство осуществляется в рамках спин-офф путем коммерциализации инновационных идей, разработок, которые уже созданы или находятся в процессе создания в университете. Так, университетские спин-офф в западных странах существенно влияют на изменения в области научных исследований на протяжении последних 30-40 лет. Академическое предпринимательство в форме спин-офф имеет главную цель - установить необходимую связь между научным миром и частными предприятиями и тем самым удовлетворить спрос общества на новые продукты, услуги и идеи.
1 Источник: [Thorsten, Schlegelmilch, 2013].
Появление академического предпринимательства связано с изменениями в области научных исследований в последние десятилетия. Возрастающая роль конкатенации исследований в различных секторах экономики и общества, а также переход от традиционного университета к «предпринимательскому» университету способствуют развитию академического предпринимательства. Академический предприниматель описывается как университетский ученый, который занимается коммерциализацией результатов своих исследований, в основном патентованием и/или созданием бизнеса [D'Este, Guy, Iammarino, 2013]. Академическое предпринимательство рассматривается как формирование университетами спин-офф в сотрудничестве с промышленностью на основе выпускников высших учебных заведений и их инновационных идей, разработок или патентов. Однако большим различием между академическим предпринимательством и университетом является то, что академический предприниматель при создании знаний и инноваций всегда ориентирован, помимо фундаментального интереса к знаниям, на коммерциализацию, доход и прибыль. Поэтому академический предприниматель имеет много миссий: он получает прямой доход от завершения проекта и денежные средства при его коммерциализации (как правило, от промышленности), а также от научно-исследовательской деятельности, которая предшествует коммерциализации.
Растущий спрос частных предприятий, неправительственных организаций или государственного сектора (например, правительств) на новые знания и ноу-хау из академического сектора поддерживает создание спин-офф. Можно выделить пять преимуществ академического предпринимательства в виде спин-офф [Shane, 2004], так как они:
• поощряют экономическое развитие;
• повышают коммерциализацию университетских технологий;
• расширяют миссию университета;
• обладают высоким потенциалом экономической прибыли;
• их создание выгоднее, чем лицензирование в действующих компаниях.
Инновационные модели как взаимодействие экономических акторов
В исследовании об академических предпринимателях в США выяснилось, что в большинстве случаев академические спин-офф организуют профессора с последующим привлечением ученых-исследователей, академических директоров и руководителей. Эта тенденция в формировании научного предпринимательства связана с изменениями в инновационных моделях (рис. 2) [Thorsten, Schlegelmilch, 2013, р. 4] .
Рис. 2 показывает, что изменения, происходящие в производстве знаний и инноваций, а также в новых областях деятельности, которые создаются академическими предпринимателями, также приводят к увеличению спроса на новые знания и ноу-хау.
Современные стратегии правительства и предприятий способствуют прямому сотрудничеству с университетами. Основное взаимодействие промышленности и академического предпринимательства состоит в создании спин-офф, что позволяет университетам развиваться в направлении нового «режима» производства знаний. Первоначально функции профессорско-преподавательского состава сводились к проведению научных исследований и получению научных знаний о фундаментальных законах.
В «старой» системе «Режим 1» основными результатами научных исследований являются публикации в научно-технических журналах и доклады на конференциях, которые оцениваются коллегами.
В «новой» модели «Режим 2» начинают учитываться коммерциализация продуктов научных исследований, и результаты научно-технического прогресса становятся востребованными обществом. Эта эволюция заставляет научные лаборатории выстраивать
«Режим 1»
Университет/
Наука/ Исследование
«Режим 2»
Университет/ Наука/
Исследование +
Прикладные исследования
Ч_У
Тройная спираль
университет/ ^ Инновации Наука/
(Гиббоне и др. 1994)
Пятерная спираль
(Ицковиц и Лейдесдорфф 2000) I
V
Четверная спираль
, Инновации / / Университет/4 ^
Наука/ Исследование^
(Правительство/^ \/ Бизнес/ у
I V тт -^Промышленность/ ' <-
I \ Политика / \ /I
\ / , д \ '
МИ/ I »Окружающая] \\ Общество W среда / /
Инновации
(Карайаннис и Кампбелл, 2010) (Карайаннис и Кампбелл, 2009)
Рис. 2. Виды инновационных моделей1 Fig. 2. Types of innovation models
партнерские отношения с промышленностью, отдавая приоритет прикладным исследованиям как способу финансирования их деятельности, наряду со своими основными научно-исследовательскими расходами. Таким образом, в рамках новой модели «Режим 2» предприятия должны вкладывать свои (в том числе финансовые) средства, чтобы иметь возможность использовать результаты исследований, которые были доступны бесплатно в рамках старой модели «Режим 1». С другой стороны, фирмы могут также задавать ориентацию научно-исследовательским работам государственных лабораторий в зависимости от их собственной стратегии при условии, что они в состоянии оплатить расходы на развитие технологий.
Со временем были построены новые инновационные модели, которые создали больше возможностей выпускникам высших учебных заведений стать предпринимателями. Вначале акцент был сделан на традиционной линейной инновационной модели (Режим 1) [Gibbons et al., 1994], в которой производство знаний в университетах формировалось при поддержке заданных «дисциплин» и «иерархически установленных коллег» [Campbell, Faulkner, 2003; Gibbons et al., 1994].
1 Источник: [Thorsten, Schlegelmilch, 2013].
По сравнению с моделью «Режим 1» дальнейшее развитие событий в направлении инновационной модели «Режим 2» и всех последующих нелинейных инновационных моделей создали новые возможности для производства знаний. Так, в рамках инновационной модели «Режим 2» учреждения, не принадлежащие университетам, взяли на себя новую функцию создания и производства знаний. Таким образом, инновационная модель «Режим 2» имеет следующие отличия от модели «Режим 1» [Gibbons et al., 1994]:
• знание «производится в контексте применения»;
• большее многообразие форм и организаций;
• социальная ответственность и рефлексивность (возвратность);
• существует контроль качества.
В табл. 1 суммированы различия моделей «Режим 1» и «Режим 2».
Таблица 1. Основные различия между инновационными моделями
«Режим 1» и «Режим 2» Table 1. The main differences between the models of innovation Mode 1 and Mode 2
«Режим 1» «Режим 2»
Индустриальная экономика Экономика знаний
Планы формируются в академической среде Планы формируются в более широком контексте
Проблемы решаются в академическом секторе Знания производятся в контексте их дальнейшего приложения
Организационные структуры иерархичны Горизонтальные, гибкие организационные структуры
Система основана на постоянно действующих институтах Основа системы - временные сети
Производство знаний осуществляется в специальных институтах Производство знаний происходит в разных секторах экономики
Низкий уровень ответственности производителей знания Высокий уровень ответственности и рефлексии
Система экспертной оценки включат только представителей академического сообщества Система экспертной оценки включает разнообразных клиентов
Источник: [Gibbons, Nowotny, Limoges, Trow, Schwartzman, 1994].
Дальнейшее развитие инновационной модели «Режим 2» связано с появлением новых изменений в создании и производстве знаний. Эти изменения приводят к появлению «тройной спирали» [Egeln et al., 2002]. Тройная спираль является «моделью трехсторонних сетей», которая описывает отношения «университет - промышленность - государство» как основу для обмена знаниями и ноу-хау через создаваемые связи и сотрудничество.
Модель тройной спирали (рис. 3) была предложена Г. Ицковицем на основе анализа деятельности американской инновационной экосистемы в 1930-е годы в Бостоне и позднее в Кремниевой долине. Эта модель описывает экономическое развитие региона. В ее рамках изучается, каким образом взаимодействие и развитие трех спиралей (государство - промышленность - бизнес) приводят к появлению успешных инновационных экосистем, созданию новых институтов, которые призваны способствовать появлению венчурного капитала, научных парков, высокотехнологичных предприятий, инкубаторов. В данной модели основным тезисом является то, что в период создания экономики, основанной на знаниях, ведущая роль принадлежит университетам.
Направление времени_^
Государство Вузы Бизнес
Рис. 3. Конфигурация модели тройной спирали1 Fig. 3. The Triple Helix model configuration
Университет, промышленность, государство имеют традиционные миссии, но в экономике, основанной на знаниях, они приобретают также функции других институциональных сфер. Так, к традиционным миссиям университета относятся образование и научные исследования. Университеты вносят вклад в развитие экономики через создание новых высокотехнологичных предприятий, сформированных на своей базе. Ранее в развитии экономики участвовал только бизнес.
Существуют различные направления эволюции организационных институциональных форм для достижения сбалансированного взаимодействия институциональных сфер. На рис. 4, а [Е1гко-ш1г, Ьеуде8догй, 2009, рр. 109-123] представлена административно-командная модель общества. Данная модель была использована, например, в Мексике и СССР. В ней первостепенную роль выполняет государство и отсутствует взаимодействие всех трех акторов; промышленность и университеты находятся под контролем государства. Данная модель может способствовать достижению высоких результатов, но отрицательно воздействует, подавляя инициативы других агентов. Развитие в таком обществе происходит сверху вниз.
На рис. 4, б [Ьеуёе8ёогй^, Е1гко-ш1г, 1998, рр. 195-203] представлена рыночная модель, в которой три актора обособлены друг от друга и функционируют самостоятельно. При данном взаимодействии университеты предоставляют только образовательные услуги и занимаются научными исследованиями, а промышленность связана с ними лишь рыночными отношениями. Государство наблюдает и компенсирует провалы рынка. В данной модели может возникать предпринимательская деятельность индивида [Сысоева, 2014, с. 202].
В современных условиях нецелесообразно применять только административно-командную модель или рыночную модель тройной спирали. Необходима модель, совмещающая взаимодействие всех институциональных сфер, которые частично перекрывают друг друга. На рис. 4, в представлена сбалансированная модель тройной спирали. В данной модели институциональные сферы выполняют свои функции, но и начинают взаимодействовать с другими институциональными сферами. В месте, где перекрываются институциональные сферы, появляются инновации. Институциональные сферы, выполняя прежние функции, приобретают новые функции.
В качестве отрицательного аспекта, мешающего развитию взаимодействия трех институциональных сфер в России, можно отметить сильную и плотную концентрацию всех институтов и механизмов в г. Москве («РОСНАНО», Фонд «Сколково», «Российская венчурная компания»). В результате в регионах появляется недостаток ресурсов, из-за чего регионы слабо представляют сильные и слабые стороны своего развития, преимущества перед другими регионами, специфические особенности, которые в совокупности
1 Источник: [Ицковиц, 2011]
л • s
B) f \ Инновации на пересечении
( Государство Y/Я институциональных сфер Д---
( Бизнес [Университеты]
Ч_____У
Рис. 4. Модели: административно-командная (а) [Etzkowitz, Leydesdorff, 2009]; рыночная (б) [Leydesdorff, Etzkowitz, 1998]; сбалансированная (в) [Etzkowitz, Leydesdorff, 2009; Ицковиц, 2011] Fig. 4. Administrative-command (a) [Etzkowitz, Leydesdorff, 2009], free-market, (b) [Leydesdorff, Etzkowitz, 1998], and balanced (c) [Etzkowitz, Leydesdorff, 2009; Etzkowitz, 2011] models of innovation
и при взаимодействии трех акторов институциональных сфер позволили бы конкурировать и на внутреннем, и на международном рынках. Деятельность спин-офф должна концентрироваться вокруг существующих проблем региона. Предприятия должны создаваться с целью развития промышленности и экономики региона. Поэтому бизнес совершенствует свои образовательные услуги, выполняя некоторые функции университетов. Ранее роль государства сводилась к установлению правил и регулированию жизни общества. В настоящее время государство создает фонды, предназначенные для финансирования бизнеса, и при этом начинает выполнять функции бизнеса.
Развитием инновационной модели «тройной спирали» является модель «четверной спирали», рассматривающая СМИ или культуру государственного и гражданского общества как интегральную часть для развития инноваций. Эта модель включает уже общество
Знания
Рис. 5. Инновационная модель пятерной спирали1 Fig. 5. The quintuple helix innovation model
1 Источник: [Zhang, 2009].
и его культурный фон в процессе создания знаний и производства, и дальнейшим развитием инновационной модели становится пятая спираль, которая представляет собой «естественную среду». В настоящее время продолжается преобразование инновационной модели из «четверной спирали» в «пятерную спираль» (рис. 5) [Zhang, 2009, р. 5].
Модель «пятерной спирали» показывает, что в XXI веке создание и производство знаний и инноваций должны быть «трансдисциплинарными» и «междисциплинарными» одновременно. Это особенно необходимо при работе в условиях, связанных с опасностями, обусловленными изменением климата и окружающей среды. Учитывая современные требования к квалификации персонала и уровень сложности работ в высокотехнологичных отраслях, академический предприниматель необходим как центральный актор, чтобы облегчить производство знаний и инноваций.
Трансформация инновационных моделей требует целенаправленных обменов между научным сообществом и частными предприятиями. В этом контексте академический предприниматель создает новые и передовые решения в различных областях знаний на основе полученной квалификации и знания ноу-хау. Академические предприниматели рассматриваются в качестве важных элементов в процессе передачи технологий из университета в промышленность [Zhang, 2009].
Решающим фактором при инициации академического предпринимательства [D'Este, Guy, Iammarino, 2013, pp. 537-558] является «... выявление и освоение выгодных возможностей». Эти авторы сделали также вывод о том, что существуют четыре важных фактора, влияющих на «возможности» предпринимательства:
• «Сотрудничество с пользователями и сетевая связь» - появление взаимодействий, в которых исследователи связаны с объектами.
• «Ранний предпринимательский опыт» - наличие опыта работы в предпринимательской деятельности, необходимое для будущего академического предпринимательства.
• «Наличие сочетания множества объектов знаний» - широкий кругозор в разных областях научных исследований за продолжительное время при устойчивых результатах.
• «Научное превосходство» - стартап для молодого выпускника университета труднее, чем для старших коллег.
Рассмотрим практические примеры и потенциальные направления деятельности академического предпринимателя в рамках инновационной модели «пятерной спирали» (рис. 6).
1. Академический предприниматель, работающий в области спирали «правительство/политика», используя академические знания и ноу-хау, которые были получены в результате научно-исследовательской деятельности как политолога в университете (как ученый), может предложить целевую политическую консультацию в консалтинговой компании (как предприниматель) в качестве самозанятого сотрудника. Областями приложения его деятельности являются, например, разработка предвыборной программы политических партий и организация их кампаний.
2. Академический предприниматель, работающий в области спирали «бизнес/промышленность», применяет свой опыт как самозанятый консультант по использованию новых и инновационных методов разработки стратегии частных предприятий (т. е. предприниматель). В то же время новые результаты его исследований могут быть опубликованы в специализированном научном журнале или он может быть приглашен в качестве лектора в университет (т. е. ученый).
3. Академический предприниматель, работающий в области спирали «окружающая среда», может быть использован как естествоиспытатель в университете (т. е. ученый).
/ Академическое ^ предпринимательство ^
\ Hoy-Xay .__J
"S^ji/ Знания '
Рис. 6. Академическое предпринимательство в инновационной модели пятерной спирали1 Fig. 6. Academic entrepreneurship in the quintuple helix innovation model
В то же время он может регистрировать патенты для университета и сотрудничать с университетом и, например, фармацевтическим предприятием (т. е. предприниматель).
4. Академический предприниматель, работающий в области спирали «медиа/общество», может быть самозанятым журналистом и писать статьи в нескольких изданиях (т. е. предприниматель). В то же время он может писать учебники и научные статьи (т. е. ученый).
5. Академический предприниматель, работающий в области спирали «наука/исследования», использует академические знания и ноу-хау, полученные в качестве научного сотрудника для научных исследований в университете (т. е. ученый), а также для сбора информации о необходимых стратегических изменениях в развитии университета для клиентов, например консультации для министерства науки (т. е. предприниматель).
В настоящее время в США академическое предпринимательство развито в инженерии, медицине, биологии, химии, бизнесе. Результаты исследований «...показывают, что академическое предпринимательство в основном развито в научных дисциплинах, где в течение долгого времени существует традиционное сотрудничество с частными предприятиями» [Zhang, 2009].
Академические инновации могут способствовать также организации новых предприятий.
Формирование модели организационной структуры спин-офф
В 2000-е годы правительство РФ повысило внимание к развитию малых инновационных предприятий (спин-офф): были приняты ФЗ № 2172, постановления Правительства РФ № 218, 219, 220, программы СТАРТ, УМ.Н.И.К., выделены гранты, субсидии. К 2011 г.
1 Источник: [Thorsten, Schlegelmilch, 2013].
2 Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности» // Собр. законодательства РФ. № 31, ст. 3923.
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 Рис. 7. Формирование спин-офф в России в 2009-2019 гг., ед.1 Fig. 7. Spin-offs in Russia in 2009-2019, units
количество таких компаний достигло максимума - 529, однако с этого времени начался устойчивый спад, в 2018 г. создано только 78 предприятий2 (рис. 7)
Основной причиной данной тенденции, по-видимому, является сильная зависимость от государственного финансирования, которое сокращается. Имеются и другие факторы, препятствующие успешному становлению спин-офф. К сожалению, до сих пор не установлено, какое количество исследовательских единиц должно быть вовлечено в процесс трансфера технологий, поверхностно рассматривается жизнеспособность проекта и не проводится обучение персонала в части передачи успешного опыта компаний, в том числе из других регионов. При организации работы таких компаний практически отсутствует внимание к разделению работы и должностных обязанностей между сотрудниками и не оцениваются маркетинговые риски устаревания развиваемых технологий. Иногда сотрудники вуза одновременно выполняют функции руководителя, исполнителя и финансового работника. Очевидно, что должно быть четкое разграничивание функций сотрудников, как, например, показано на рис. 8. На рисунке представлена типичная организация спин-офф, формируемая согласно ФЗ-217 на базе вузов, изначально финансируемых из государственного бюджета. Такие спин-офф занимаются коммерциализацией результатов интеллектуальной деятельности, полученных сотрудниками вуза и переданных в их уставный капитал. Следует отметить, что некоммерческие организации не могут создавать спин-офф из-за противоречия цели получения прибыли.
В представленной модели наставник выполняет функции тренера, проводит обучающие семинары, психологические тренинги и т. д. Внешним предпринимателем выступают, как правило, представители промышленности, сферы услуг, здравоохранения, имеющие опыт ведения бизнеса в конкурентной среде.
Согласно рис. 8. центральное место в структуре спин-офф занимает основатель(и) создания компании. Такими основателями являются, как правило, представители профессорско-преподавательского состава, а также сотрудники вуза, не имеющие существенного опыта исследований, включая студентов, магистрантов и аспирантов. Основателю спин-офф зачастую необходима помощь и консультации, для чего требуется наставник, причем его функции со временем может исполнять внешний предприниматель, хотя не исключено сотрудничество наставника и внешнего предпринимателя. Варианты взаимодействия между основателем, наставником и внешним предпринимателем в спин-офф представлены на рис. 9.
1 Составлено по: Учет и мониторинг малых инновационных предприятий научно-образовательной сферы. URL: https://mip.extech.ru/
2 Там же.
Рис. 8. Модель организационной структуры спин-офф Fig. 8. Model of the spin-off organisational structure
Рис. 9. Схема вариантов взаимодействия «основатель - наставник - внешний предприниматель» Fig. 9. Options for founder-mentor-external entrepreneur interactions
На первом этапе необходимо определить, кто будет основателем - сотрудники вуза, представители бизнеса или сотрудники вуза вместе с бизнес-средой (рис. 9, поз. 1). Если основателем является представитель академической среды (студент, аспирант, доцент или профессор), т. е. сотрудник вуза, то на первом этапе ему необходим наставник (предпочтительнее из промышленной среды), а позднее внешний предприниматель (рис. 9, поз. 2). Спин-офф формируют в соответствии с ФЗ-217 (рис. 9, поз. 5). Если инициатором формирования спин-офф единолично будет представитель бизнеса (рис. 9, поз. 3), то невозможно на базе вуза создать спин-офф в соответствии с ФЗ-217 (рис. 9, поз. 6), но он может стать субъектом деятельности технопарка (рис. 9, поз. 7). Вероятнее всего, он обладает достаточным опытом в предпринимательской области, но недостаточно знает технологию и не имеет результатов интеллектуальной деятельности. В данном случае функции внешнего предпринимателя он выполняет сам, а наставник необходим из академической среды. Если основателями являются представители вуза и бизнеса, то они
формируют спин-офф на основании ФЗ-217 и им необходим только наставник (рис. 9, поз. 4.). В процессе разработок может понадобиться консультация представителя промышленности, который будет выполнять функции внешнего предпринимателя.
Состав команд, организованных в академической среде, имеет несколько особенностей, которые необходимо учитывать при создании спин-офф. Он более однороден в отношении образования сотрудников, опыта работы в отрасли. В то же время у сотрудников вуза, как правило, нет достаточных управленческих и предпринимательских навыков, капитала для разработки и трансфера технологии(й). Это порождает много сложностей, особенно в первые годы, поэтому на стадии формирования спин-офф желательно привлекать наставника, а далее можно использовать внешних предпринимателей. К внешним предпринимателям автор предлагает отнести представителей бизнеса. Опыт предпринимательской деятельности, навыки ведения переговоров, накопленные бизнес-знания, возможный доступ к венчурному капиталу являются существенными преимуществами внешнего предпринимателя.
Академические предприниматели в силу своего опыта и квалификации склонны обращать большее внимание на технические аспекты, а не на связанные с бизнесом темы, такие как маркетинг и продажи или финансы и бухгалтерский учет. Неправильное исследование рынка, не позволяющее точно оценить рыночный потенциал приобретаемой технологии, отсутствие или ограниченная ориентация на каналы сбыта (дистрибьюторы, оптовики, ограниченное внимание маркетингу и плану продаж) - это наиболее распространенные ошибки. Очень важно строить команду с опытными менеджерами из неакадемической среды.
Внешний предприниматель должен выполнять две основные функции:
• привлекать внешних инвесторов, например представителей венчурных фондов;
• передавать знания и практический опыт предпринимательства молодой команде.
При организации предприятия все решения принимаются, как правило, индивидуально. По мере развития спин-офф возрастает роль коллектива, и существенное значение будет иметь мнение команды предприятия, которая объединяет группу людей, связанных общей целью. Как правило, в компаниях такого рода наблюдаются интенсивное взаимодействие сотрудников и высокая степень кооперации. Это облегчает решение конкретных задач, так как деятельность всей команды направляется на ее решение. Такую команду спин-офф можно рассматривать как сосредоточенную единицу работы, в которой общая эффективность работы сотрудников существенно выше качественно и количественно, чем эффективность работы отдельных членов команды. Это достигается в том числе через объединение интересов и целей и руководства, и сотрудников. Общим интересом в данном случае является успешное функционирование компании и ее выход на рынок, т. е. доведение инновационного товара или технологий до покупателя и получение прибыли от этой деятельности.
Несмотря на то, что в команде усилия сотрудников синергетически складываются, усложняются учет и контроль личной ответственности каждого из работников в производстве продукта. Чтобы избежать этого, в команде должны максимально четко ограничиваться компетенции и зоны личной ответственности каждого члена. Тем не менее в команде должна быть возможность управления внутренними процессами. Для этого следует подразделять ее на исполнительскую и предпринимательскую группы. Предпринимательская команда может стать основным нематериальным активом малого предприятия. Различием между отмеченными группами является то, что предпринимательская команда проводит только работы, связанные с коммерциализацией разработок и выходом их на рынок, а исполнительская команда обеспечивает производство продукта
с минимально возможным затратами. Как правило, исполнительскую команду формируют сотрудники вуза, а предпринимательскую наставник, внешний предприниматель и/ или сотрудник вуза, имеющий склонность к выполнению данных функций.
Процесс взаимодействия исполнительской и предпринимательской групп можно описать следующим циклом:
1) предпринимательская группа изучает потребности рынка, занимается поиском источников финансирования (промышленные предприятия, частные инвесторы, венчурные фонды, гранты, субсидии государства, фонды);
2) исполнительская группа разрабатывает новые технологии, запускает процесс производства;
3) патентоведы оказывают помощь в подготовке бумаг для патентования новой интеллектуальной собственности, которая появляется в процессе работы предприятия, но при этом требуется предварительная оценка расходов на оформление документов и лицензирование технологий, их сравнение с потенциальными выгодами, что включает совместную работу исполнительской и предпринимательской групп;
4) готовый продукт после патентования возвращается к предпринимательской команде, которая занимается продвижением и выведением товара на рынок.
Организационная структура спин-офф представлена в табл. 2.
Спин-офф должны создать собственную инфраструктуру для удовлетворения своих организационных потребностей, включающую оборудованные кабинеты (групповые ячейки) и центры, обучающие передаче и распространению ноу-хау, патентов и других видов интеллектуальной собственности (бенчмаркинг, редизайн работы, ротация продукта, совместная разработка продукта с поставщиками, развитие персонала). Предпринимательская команда проводит последующие оценки и переоценки приобретенных и запатентованных технологий, чтобы выявить такие параметры, как соотношение затрат и выгод на всех стадиях функционирования спин-офф.
Таблица 2. Функции исполнительной и предпринимательской групп в спин-офф Table 2. Functions of executive and entrepreneurial groups in spin-off
Сотрудники Функции
Исполнительская команда
Исполнители Текущая работа
Патентоведы Доступность
Внешние сотрудники (сотрудники промышленных предприятий) «Узкие» специалисты; доступ к оборудованию; доступ к производственным площадям
Юрист-консультант «Узкая» консультация; быстрота; упрощение
Предпринимательская команда
Маркетологи Предоставление данных о конъюнктуре рынка; анализ состояния рынка
Персонал с опытом работы в бизнес-среде Консультации по продвижению продукции на рынке; помощь в ведении бизнеса; оценка поставщиков и конкуренции
Представители венчурных фондов Наличие информации о потребностях рынка; повышение шансов на получение финансирования
Спин-офф нужна последовательная организационная стратегия обучения для преодоления кризиса, которая поощряет более коллективный стиль обучения. Предпринимательская команда, сформированная на местном уровне, позволяет получить доступ к
важным ресурсам и соответствующей информации. Жизненно важным вкладом в спин-офф являются адекватные управленческие, организационные и технические навыки.
Проведение исследований в области технологий и рынка, разделение проекта на небольшие части, создание команды, эффективно координируя различные этапы процесса и наблюдая за интеграцией приобретенных технологий в существующей системе, поможет спин-офф успешно вести хозяйственную деятельность и завершать проекты в срок.
Обеспечение системы стимулирования, надлежащей документации, экспонирования через торговые ярмарки/выставки и соблюдение норм безопасности, охрана окружающей среды и экономия энергии увеличивают возможности спин-офф в процессе передачи технологий.
Заключение
Результаты исследования показывают, что существуют мотивационные различия между традиционными исследованиями в университетской среде и академическим предпринимательством. В современной экономике знаний университеты должны учитывать и способствовать мотивированию ученых на получение как управленческого опыта, так и опыта исследований в спин-офф с учетом развития инновационных разработок. В большинстве случаев традиционные высшие учебные заведения не приветствуют штатную работу сотрудников в компаниях помимо их академической деятельности. Такая позиция препятствует развитию академического предпринимательства в целом и функции предпринимательства университетов в рамках взаимодействия с другими общественным институтами, описываемому моделями Ы-мерных спиралей. При этом можно и нужно адаптировать зарубежный опыт формирования малых предприятий с учетом разделения функций всех участников процесса.
На основании анализа функционирования предпринимательских университетов, как за рубежом, так и в России, можно утверждать, что основным проводником высокотехнологичных разработок, передовых технологий и интеллектуальной собственности из вузов на рынок могут стать компании спин-офф, поддержка которых позволит существенно развить инновационную среду.
Практики формирования таких предприятий в РФ показывает, что поддержка, по-видимому, недостаточно эффективна и опирается главным образом на финансовые средства государства. Венчурный фонды и «бизнес-ангелы», с одной стороны, только начинают осваивать рынки, а с другой - сталкиваются с бюрократизмом и пробелами в законодательной базе при взаимодействии с государственным сектором. Это препятствует быстрому формированию спин-офф и продвижению производимых ими инновационных товаров и услуг на рынок.
Причиной стагнации развития спин-офф в РФ является также недостаточный в академической среде потенциал кадров, мотивированных на трансфер инноваций, что не способствует активизации академического предпринимательства. Необходимы дальнейший анализ и дополнительные меры государственной поддержки.
Источники
Ицковиц Г. (2011). Модель тройной спирали. Инновации. № 4(150). С. 5-10.
Казакова Н. В. (2002). Университеты и экономика, основанная на знаниях. Саратов: СГТУ
Сысоева О. В. (2014). Роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, в развитии региональных экономик на основе модели тройной спирали // Вестник СГТУ №1 (74). С. 200-204.
Татаркин А. И., Суховей А. Ф. (2002). Ключи к мировому рынку: инновационное предпринимательство и его возможности. М.: Экономика.
Audretsch D., Thurik R. (2001). What's new about the new economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies. Industrial and Corporate Change, vol. 1, pp. 267-315.
Beckman C., Burton M., O'Reilly C. (2007). Early teams: The impact of team demography on VC financing and going public. Journal of Business Venturin, vol. 2, pp. 147-173.
Campbell A., Faulkner D. (2003). Competitive strategy through different lenses. The Oxford handbook of strategy, vol. 1, pp. 1-20.
Clark J., Guy K. (1998). Innovation and competitiveness: A review. Technology Analysis and Strategic Management, vol. 10, pp. 363-395.
D'Este P., Guy F., Iammarino S. (2013). Shaping the formation of university - industry research collaborations: What type of proximity does really matter? Journal of Economic Geography, vol. 13, pp. 537-558.
Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2009). The dynamics of innovation: From rational systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, vol. 29, pp. 109-123.
Gibbons M., Nowotny H., Limoges C., Trow M., Schwartzman S. (1994). The New production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. SAGE Publications Ltd.
Leydesdorff L., Etzkowitz H. (1998). The Triple Helix as a model for innovation studies. Science and Public Policy, vol. 25, pp. 195-203.
Egeln J., Gottschalk S., Rammer Ch., Spielkamp A. (2002). Public research spin-offs in Germany. Summary Report. Documentation Nr. 03-04.
Rosenberg N., Nelson R. (1994). American universities and technical advance in industry. Available at: http://sciencepolicy.colorado.edu/students/envs_5100/rosenberg_1994.pdf
Solow R. M. (1956). A contribution to the theory of economic growth. Quarterly Journal of Economics, vol. 70, pp. 65-94.
Shane S. (2004). Academic entrepreneur ship: University spinoffs and wealth creation. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar.
Thorsten D.-В., Schlegelmilch W. M. (2013). Academic entrepreneur, academic entrepreneurship Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship. Springer.
Zhang Y. (2009). Alliance-based network view on Chinese firms catching-up: Case study of Huawei Technologies Co. Ltd. Working Paper Series.
Информация об авторе
Сысоева Ольга Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической безопасности и управления инновациями Саратовского государственного технического университета имени Ю. А. Гагарина, 410054, РФ, г. Саратов, ул. Политехническая, 77 Контактный телефон: +7 (8452) 99-85-36, е-mail: [email protected]
■ ■ ■
O. V. Sysoeva Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, Saratov, Russia
Development of academic entrepreneurship in the system of innovation models
Abstract. In the knowledge-based economy, universities' participation is not limited to being just a means of knowledge transfer and generation; they also become direct contributors to the economic process and often play the central role in the development of innovations. Academic
entrepreneurship is becoming more widespread within a new function of universities connected with foundation of small innovative companies (spin-offs). The paper focuses on studying this trend and the concept "academic entrepreneur" as the main participant of spin-offs. The methodological basis of the study includes the knowledge-based approach and models of universities' innovation. By systematising scholarly literature, the author examines the emergence of Quadruple Helix and Penta Helix models of innovation that include academic entrepreneurship in contrast to Triple Helix earlier introduced by Henry Etzkowitz. Foreign experience reveals obvious benefits of academic entrepreneurship as society shifts from conventional model characterized by industrial economy to more complex ones that contain such elements of interaction as "Mass Media/Society" and "Environment". The author investigates measures taken by the Russian government targeted at stimulation of spin-off creation, and concludes that they remain insufficient due to, inter alia, the absence of a wide support from private investors. So far, the university community has been lacking a proper understanding of organisational structure of small enterprises being established, what limits considerably the efficiency of their operation. The author suggests a model for interaction between the "founder", "mentor" and "external entrepreneur" in spin-off companies, which allows organising business and executive groups and distinguishing between their functions and responsibilities.
Keywords: innovation; academic entrepreneurship; spin-off; innovation models; university; researcher.
For citation: Sysoeva O.V. Razvitie akademicheskogo predprinimatel'stva v sisteme modeley in-novatsionnoy deyatel'nosti [Development of academic entrepreneurship in the system of innovation models]. Journal of New Economy, 2019, vol. 20, no. 3, pp. 83-100. DOI: 10.29141/26585081-2019-20-3-6 Received January 24, 2019.
References
Etzkowitz H. Model' troynoy spirali [The Triple Helix model]. Innovatsii = Innovations, 2011, no. 4(150), pp. 5-10. (in Russ.)
Kazakova N. V. (2002). Universitety i ekonomika, osnovannaya na znaniyakh [Universities and knowledge-based economy]. Saratov: Yuri Gagarin State Technical University of Saratov. (in Russ.)
Sysoeva O. V. (2014). Rol' malykh innovatsionnykh predpriyatiy, sozdannykh na baze vysshikh uchebnykh zavedeniy, v razvitii regional'nykh ekonomik na osnove modeli troynoy spirali [The role of small innovative enterprises created on the basis of higher educational institutions in the development of regional economies based on the triple helix model]. Vestnik Saratovskogogosudarstvennogo sotsialno-ekonomicheskogo universiteta = Bulletin of Saratov State Socio-Economic University, no.1 (74), pp. 200204. (in Russ.)
Tatarkin A. I., Sukhovey A. F. (2002). Klyuchi k mirovomu rynku: innovatsionnoepredprinimatel'stvo i ego vozmozhnosti [Keys to the global market: Innovative entrepreneurship and its capabilities]. Moscow: Ekonomika Publ. (in Russ.)
Audretsch D., Thurik R. (2001). What's new about the new economy? Sources of growth in the managed and entrepreneurial economies. Industrial and Corporate Change, vol. 1, pp. 267-315.
Beckman C., Burton M., O'Reilly C. (2007). Early teams: The impact of team demography on VC financing and going public. Journal of Business Venturin, vol. 2, pp. 147-173.
Campbell A., Faulkner D. (2003). Competitive strategy through different lenses. The Oxford handbook of strategy, vol. 1, pp. 1-20.
Clark J., Guy K. (1998). Innovation and competitiveness: A review. Technology Analysis and Strategic Management, vol. 10, pp. 363-395.
D'Este P., Guy F., Iammarino S. (2013). Shaping the formation of university - industry research collaborations: What type of proximity does really matter? Journal of Economic Geography, vol. 13, pp. 537-558.
Etzkowitz H., Leydesdorff L. (2009). The dynamics of innovation: From rational systems and "Mode 2" to a Triple Helix of university-industry-government relations. Research Policy, vol. 29, pp. 109-123.
Gibbons M., Nowotny H., Limoges C., Trow M., Schwartzman S. (1994). The New production of knowledge: the dynamics of science and research in contemporary societies. SAGE Publications Ltd.
Leydesdorff L., Etzkowitz H. (1998). The Triple Helix as a model for innovation studies. Science and Public Policy, vol. 25, pp. 195-203.
Egeln J., Gottschalk S., Rammer Ch., Spielkamp A. (2002). Public research spin-offs in Germany. Summary Report. Documentation Nr. 03-04.
Rosenberg N., Nelson R. (1994). American universities and technical advance in industry. Available at: http://sciencepolicy.colorado.edu/students/envs_5100/rosenberg_1994.pdf
Solow R. M. (1956). A contribution to the theory of economic growth. Quarterly Journal of Economics, vol. 70, pp. 65-94.
Shane S. (2004). Academic entrepreneur ship: University spinoffs and wealth creation. Cheltenham, Northampton: Edward Elgar.
Thorsten D.-B., Schlegelmilch W. M. (2013). Academic entrepreneur, academic entrepreneurship Encyclopedia of Creativity, Invention, Innovation and Entrepreneurship. Springer.
Zhang Y. (2009). Alliance-based network view on Chinese firms catching-up: Case study of Huawei Technologies Co. Ltd. Working Paper Series.
Information about the author
Olga V. Sysoeva, Cand. Sc. (Econ.), Associate Prof. of Economic Security and Innovation Management Dept., Yuri Gagarin State Technical University of Saratov, 77 Polytechnicheskya St., Saratov, 410054, Russia Phone: +7 (8452) 99-85-36, e-mail: [email protected]
© CbicoeBa O. B., 2019