Научная статья на тему 'Роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, в развитии региональных экономик на основе модели тройной спирали'

Роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, в развитии региональных экономик на основе модели тройной спирали Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
426
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОНОМИКА РЕГИОНА / МАЛЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / КОММЕРЦИАЛИЗАЦИЯ / ТРОЙНАЯ СПИРАЛЬ / REGIONAL ECONOMY / SMALL INNOVATION ENTERPRISES / COMMERCIALIZATION / TRIPLE HELIX

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сысоева О. В.

В настоящее время малые инновационные предприятия являются важным элементом в развитии региональных экономик. Новые малые предприятия являются одним из главных звеньев в развитии отношений между государством (правительством), высшими учебными заведениями (университетами) и промышленностью. Согласно модели «тройной спирали» развитие малых предприятий ускоряет процесс коммерциализации новых знаний и технологий, а также приводит к созданию новых рабочих мест.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF SMALL INNOVATION ENTERPRISES FOUNDED BY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMICS BASED ON THE MODEL OF TRIPLE HELIX

Currently, small innovative enterprises are an important element in the development of regional economies. New small enterprises are one of the main links in the development of relations between the state (government) institutions of higher education (universities) and industry. Development of small enterprises accelerates commercialization of new knowledge and technologies, and leads to creation of new jobs.

Текст научной работы на тему «Роль малых инновационных предприятий, созданных на базе высших учебных заведений, в развитии региональных экономик на основе модели тройной спирали»

УДК 338.001.36

О.В. Сысоева

РОЛЬ МАЛЫХ ИННОВАЦИОННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ, СОЗДАННЫХ НА БАЗЕ ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ, В РАЗВИТИИ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭКОНОМИК НА ОСНОВЕ

МОДЕЛИ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ

В настоящее время малые инновационные предприятия являются важным элементом в развитии региональных экономик. Новые малые предприятия являются одним из главных звеньев в развитии отношений между государством (правительством), высшими учебными заведениями (университетами) и промышленностью. Согласно модели «тройной спирали» развитие малых предприятий ускоряет процесс коммерциализации новых знаний и технологий, а также приводит к созданию новых рабочих мест.

Экономика региона, малые инновационные предприятия, коммерциализация, тройная спираль

O.V. Sysoeva

THE ROLE OF SMALL INNOVATION ENTERPRISES FOUNDED BY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE DEVELOPMENT OF REGIONAL ECONOMICS BASED ON THE MODEL OF TRIPLE HELIX

Currently, small innovative enterprises are an important element in the development of regional economies. New small enterprises are one of the main links in the development of relations between the state (government) institutions of higher education (universities) and industry. Development of small enterprises accelerates commercialization of new knowledge and technologies, and leads to creation of new jobs.

Regional economy, small innovation enterprises, commercialization, triple helix

Новые малые инновационные предприятия (МИП), созданные на базе высших учебных заведений, способствуют развитию экономики региона путем создания новых рабочих мест и развитию инноваций. Формирование таких МИП, как правило, нацелено, в первую очередь, на коммерциализацию новых технологий и/или продуктов. На основе МИП зачастую организуются отраслевые кластеры, что также способствует диверсификации региональной экономики. В зарубежной литературе МИП, сформированные на базе вузов, называются спин-офф и выделяются в отдельную группу [1]. Несмотря на возрастающее внимание к процессу и деятельности спин-офф, большинство авторов не дают строгого и четкого определения «исследовательскому» спин-офф. Многие ученые считают основным определение, введенное Смайлором, Гибсоном, и Дитрихом [2]: «Спин-офф - это компания, которая была основана: 1) с помощью преподавателя, сотрудника или студента, который вышел из университета, чтобы основать предприятие, или который основал предприятие, и в то же время связан с университетом, и/или 2) предприятие основано на некоторой научно-технической идее или на основе технологии, разработанной в университете». Примерами таких спин-офф могут служить кластеры, созданные вблизи университетов США, такие как Силиконовая долина (около Стэнфордского университета) и Дорога 128 (около Массачусетского технологического института - МТИ). Яркими примерами также являются компании Genentech и Google, которые продемонстрировали как новые технологии, коммерциализированные через спин-офф, могут значительно повлиять на общее экономическое развитие. Некоторые спин-офф способствовали существенным изменениям в ряде существующих промышленных отраслей или даже привели к созданию новых отраслей за счет коммерциализации своих разработок. Так, Робертс и Мэлоун [3] отмечали, что спин-офф, сформированные МТИ, дали вклад в экономику на 10 млрд. долл. США в год и создали 300 тыс. рабочих мест. Прове-210

денные аналогичные исследования в Европе пришли к сходным выводам. Например, в обширном исследовании, проведенном Игелн, Готтшалк и др. [4], были получены данные, что спин-офф привели к созданию 34 тыс. рабочих мест в год в Германии с 1996 по 2000 год. Более того, как отмечали Блэр и Хитченс [5], спин-офф чаще развивают более инновационные продукты и услуги, чем другие новые технологические предприятия.

Академические спин-офф оказывают существенное влияние на экономику не только региона, но и страны в целом. Поэтому государственные органы во многих странах вводят программы поддержки спин-офф, объектами которых является, в первую очередь, создание инфраструктуры. В этом отношении стала меняться миссия университетов и научно-исследовательских организаций. Так, в течение многих десятилетий основной деятельностью вузов являлись обучение и фундаментальные исследования. Однако в настоящее время появляется третья миссия, которая связана с передачей технологий и результатов исследований в бизнес-среду. Университеты и неуниверситетские научно-исследовательские институты, как правило, становятся более активными в этой области и выполняют функцию академического предпринимательства. Например, Кьеза и Пиккалуга [6] отмечали следующие факторы, определяющие повышенный интерес университетов к деятельности по передаче технологий:

1) снижение государственного финансирования университетов заставляет искать альтернативные источники финансирования;

2) изменились ожидания научно-исследовательских организаций по производству знаний и распределения;

3) усилилась конкуренция между университетами;

4) возросло давление в плане социальной ответственности;

5) относительно недавно появились отрасли, например биотехнологии, в которых можно непосредственно применять результаты исследований;

6) изменилась структура стимулов для квалифицированных исследователей в связи с ростом конкуренции на рынке знаний.

Однако академическое предпринимательство находится в ранней стадии развития в качестве независимой области исследований, где «история 25 лет считается очень коротким промежутком времени по сравнению, например, с 50-летней историей стратегий или более 225-летней историей экономики» [7].

Дебакер [8] показал, что в спин-офф знания значительно быстрее коммерциализируются, чем путем других механизмов. Соответственно, новые технологии передаются на рынок быстрее. Тем не менее развитие таких форм предприятий не лишено недостатков. Некоторыми исследователями указывалось, что в связи с переходом от фундаментальных исследований к прикладным наблюдается некоторое ограничение академической свободы [9]. Поэтому изменения в учебной и научной системах, связанные с коммерциализацией знаний и технологий, требуют более тесного взаимодействия между правительством, промышленностью и научными учреждениями, которое часто рассматривается в рамках так называемой модели «тройной спирали» [10].

Часто отмечается, что процесс коммерциализации знаний в Европе является менее эффективным, чем в США. Несмотря на то, что европейские университеты и научно-исследовательские организации очень активны в академической области и производят значительный выход в таких категориях, как, например, публикации научных статей, они отстают в передаче этих знаний в бизнес-среду. Это явление известно как Европейский парадокс. Одной из основных причин этого отставания, по мнению многих исследователей, является несоответствие правовой системы в Европе и США. Действительно, эффективный процесс передачи знаний и технологий существенно зависит от соответствующей законодательной базы. Так, в 1980 году правительство США приняло закон Бэя - Доула, в котором говорилось, что научно-исследовательские организации, а не отдельные ученые, являются собственниками прав на интеллектуальную собственность, но последние имеют преимущественное право на их использование в коммерческих целях. В последнее время большинство европейских стран вводят подобные законодательные инициативы для включения интеллектуальной собственности в собственность научных учреждений.

Рис. 2. Статичная модель

Рис.1. Конфигурация модели тройной спирали

Рис. 3. Модель с обратной связью

Рис. 4. Трилатеральная модель с обратными связями

Поэтому в связи с происходящими изменениями роль университетов в развитии инновационного процесса возрастает. Университеты расширяют свои возможности, переходя от функции обучения к формированию организации предпринимательского образования и инкубационных программ. С одной стороны, этот переход обеспечивают ученые, использующие свои знания для бизнеса, а с другой - университеты могут предоставить дополнительные ресурсы для передачи результатов научных исследований в практику. В этом случае возникает понятие «предпринимательский университет», название которого позиционирует университет как инкубатор для предпринимательских возможностей. При этом очевидно, что многое зависит от интенсивности взаимодействия университетов и промышленности, с одной стороны, а с другой - от их взаимодействия с государством. Последнее в виде государственных учреждений должно поддерживать развитие экономических возможностей посредством обеспечения соответствующих рамок консультативных и финансовых услуг, а также через судебные и налоговые льготы.

Как отмечалось выше, отмеченное взаимодействие рассматривается в рамках модели «тройной спирали», предложенной Ицковицем и Лейдерсдорффом [11], в которой выделяются три «спирали» (государство - местные и региональные органы власти, промышленность/бизнес, университеты), которые переплетаются между собой. Модель тройной спирали - это, в первую очередь, модель регионального экономического развития. Ицковиц и Лейдесдорфф также склонны говорить об «уни-верситетско-промышленно-государственных отношениях» и сетях, а также уделяют особый акцент на «трехсторонних сетях и гибридных организациях», где эти спирали перекрываются (рис. 1). Каждая из спиралей представляет собой самостоятельный процесс и имеет специфические качества и величины - измерительные параметры. Модель тройной спирали изучает, как при взаимодействии трех спиралей появляются успешные инновационные системы в регионах.

В основе концепции тройной спирали находится эволюционная теория, которая объясняет переход экономических систем развития технологий. В период трансформаций формы взаимодействия правительство - университет - промышленность всегда сопровождались эволюционными изменениями, так как на каждом последующем этапе самостоятельная деятельность каждого 212

отдельного агента не давала эффективного результата. В укрупненном виде эволюционное развитие конфигурации тройной спирали представлено на рис. 2-4 [12]. Так, на рис. 2 представлена статичная модель или модель административно-командного общества. В данной модели первостепенную роль выполняет государство. В данной модели отсутствует взаимодействие всех трех агентов, промышленность и университеты находятся под контролем государства. Данная статичная модель может способствовать достижению высоких результатов, но и имеет отрицательное воздействие из-за подавления инициатив других агентов. На рис. 3 представлена модель с обратной связью или рыночная модель. В данной модели три агента обособлены друг от друга и функционируют самостоятельно. При данном взаимодействии университеты предоставляют только образовательные услуги и занимаются научными исследованиями, а промышленность связана с ними только рыночными отношениями. В данной модели может возникать предпринимательская деятельность. На рис. 4 представлена трилатеральная модель с обратными связями или сбалансированная модель тройной спирали. В данной модели институциональные сферы выполняют не только свои функции, но и начинают взаимодействовать с другими институциональными сферами. В месте, где перекрываются институциональные сферы, появляются инновации. Институциональные сферы, кроме выполнения своих функций, приобретают новые.

Одним из важных элементов указанного взаимодействия и являются спин-офф, находясь в центре пересечения активности промышленности, государства и университетов. Если взаимодействие эффективно, экономика региона развивается положительно. Но, очевидно, что главная роль в стимулировании региональных взаимодействий между тремя институциональными сферами принадлежит государственным органам власти.

Таким образом, при развитии взаимодействия между правительством, университетами и промышленностью очевидны возможности к развитию инновационной экономики как регионов, так и страны в целом.

ЛИТЕРАТУРА

1. Conceptualizing the heterogeneity of research-based spin-offs: A multi-dimensional taxonomy / P. Mustar, M. Renault, M. Colombo et al. // Research Policy. 2006. V. 35. Iss. 2. P. 289-308.

2. Smilor R. University spin-out companies: Technology start-ups from UT-Austin / R. Smilor, D. Gibson, G. Dietrich // Journal of Business Venturing. 1990. V. 5. Iss. 1. P. 63-76.

3. Roberts E. Policies and structures for spinning off new companies from research and development organizations / E. Roberts, D. Malone // R & D Management. 1996. V. 26. Iss. 1. P. 17-48.

4. Egeln J. Spinoff-Gründungen aus der öffentlichen Forschung in Deutschland / J. Egeln, S. Gottschalk, C. Rammer et al. // Mannheim. 2002.

5. Blair D. Campus companies - UK and Ireland / D. Blair, D. Hitchens // Ashgate, Aldershot. 1998.

6. Chiesa V. Exploitation and diffusion of public research: The case of academic spin-off companies in Italy / V. Chiesa, A. Piccaluga // R&D Management. 2000. V. 30. Iss. 4. P. 329.

7. Rothaermel F.T. University entrepreneurship: A taxonomy of the literature // F.T. Rothaermel, S. D. Agung, L. Jiang / Industrial and Corporate Change. 2007. 16(4). P. 691-791.

8. Debackere K. Managing academic R&D as a business at K.U. Leuven: Context, structure and process / K. Debackere // R&D Management. 2000. V. 30. Iss. 4. P. 323-328.

9. Rogers E. Technology transfer from university-based research centers / E. Rogers, B. Hall // Journal of Higher Education. 1999. V. 70. Iss. 6. P. 687-705.

10. Leydesdorff L. The Triple Helix as a Model for Innovation Studies / L. Leydesdorff, H. Etzkowitz // Science and Public Policy. 1998. V. 25.

11. Etzkowitz H. The dynamics of innovation: from national systems and «Mode 2» to a Triple Helix of university-industry-government relations / H. Etzkowitz, L. Leydesdorff // Research Policy. 2000. V. 29. Iss. 2-3. P. 109-123.

12. Ицковиц Г. Модель Тройной спирали / Г. Ицковиц // Инновации. 2011. №4 (150). С. 5-10.

Сысоева Ольга Владимировна -

аспирант кафедры «Прикладная экономика и управление инновациями» Саратовского государственного технического университета имени Гагарина Ю.А.

Olga V. Sysoeva -

Postgraduate

Department of Applied Economics

and Innovation Management,

Yuri Gagarin State Technical University of Saratov

Статья поступила в редакцию 24.02.14, принята к опубликованию 15.03.14

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.