Научная статья на тему 'Обзор государственных программ поддержки взаимодействия университетов и предприятий: опыт Евросоюза'

Обзор государственных программ поддержки взаимодействия университетов и предприятий: опыт Евросоюза Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
446
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА / УНИВЕРСИТЕТ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ПРОЕКТ / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / МОДЕЛЬ ТРОЙНОЙ СПИРАЛИ / ЕВРОСОЮЗ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Каменских М.А.

Статья посвящена анализу государственных мер поддержки и усилению взаимодействия университетов и предприятий в странах Евросоюза. Выделены показатели, характеризующие уровень коллабораций университетов и предприятий. Определены сильные и слабые стороны государственных программ различных европейских стран. Проанализированы источники финансирования совместных проектов университетов и предприятий. Сделаны выводы о тенденциях в сфере государственных программ по поддержке сотрудничества университетов и предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Обзор государственных программ поддержки взаимодействия университетов и предприятий: опыт Евросоюза»

УДК 338.23

ОБЗОР ГОСУДАРСТВЕННЫХ ПРОГРАММ ПОДДЕРЖКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УНИВЕРСИТЕТОВ И ПРЕДПРИЯТИЙ: ОПЫТ ЕВРОСОЮЗА

М.А. КАМЕНСКИХ,

ассистентка кафедры экономики и организации промышленного производства E-mail: permmak13@gmail.com Пермский национальный исследовательский политехнический университет

Статья посвящена анализу государственных мер поддержки и усилению взаимодействия университетов и предприятий в странах Евросоюза. Выделены показатели, характеризующие уровень коллабораций университетов и предприятий. Определены сильные и слабые стороны государственных программ различных европейских стран. Проанализированы источники финансирования совместных проектов университетов и предприятий. Сделаны выводы о тенденциях в сфере государственных программ по поддержке сотрудничества университетов и предприятий.

Ключевые слова: государственная программа, университет, предприятие, проект, взаимодействие, модель тройной спирали, Евросоюз

В последние десятилетия роль знаний в создании конкурентоспособных преимуществ стран становится все более значимой. Способность создавать новое знание присуща в большей степени инновационным системам в рамках экономики, основанной на знаниях. В наши дни основной характеристикой эффективной инновационной системы является коллаборация между университетом, предприятием и властью. За последние годы были предложены различные модели для исследования процесса создания знаний и развития инновационных систем (модель двойных связей, модель национальных инновационных систем, модель тройной спирали). Подобная тенденция характеризует переход от постиндустриальной экономики к экономике, основанной на знаниях.

Авторы модели двойственных связей утверждают, что постиндустриальное развитие привело к дифференциации взаимодействия между наукой, промышленностью и обществом [7]. Все больший объем знаний производится на основе социальных потребностей. Системный подход к национальной инновационной модели был предложен экономистами, придерживающимися эволюционного подхода. Сущность данного подхода заключается в объединении институтов для создания, сохранения и трансфера знаний и технологий [8].

Современные исследователи Г. Ицковиц и Л. Лейдесдорф разработали модель тройной спирали [5, 6], основной идеей которой является коллаборация между университетом, промышленностью и правительством. Такое взаимодействие стимулирует развитие инноваций в экономике, основанной на знаниях. В модели тройной спирали университет, промышленность и правительство выполняют не только свои традиционные функции, но и берут на себя часть функций других институтов. Например, университеты реализуют задачи предприятий: инновационный маркетинг, создание инновационных компаний, в то время как предприятия создают новое научное знание, в том числе осуществляя трансфер знаний внутри производственных кластеров и в сотрудничестве с университетами. Существуют также модели связей четырех и даже пяти институтов.

Система взаимодействия «университет - предприятие - власть» наиболее точно характеризуется

моделью тройной спирали. Особенностью этой модели является равноправие всех участников, т.е. каждый институт одновременно сотрудничает с другими институтами и в некоторой степени конкурирует с ними. Если правительство распространяет свое влияние на университет и предприятие, беря на себя инициативу в координации действий (статическая версия тройной спирали), у университета остается только функция образования и проведения научных исследований для промышленности [10], что является недостаточным для эффективного инновационного развития. Альтернативная версия тройной спирали - динамическая или либеральная. Тройная спираль характеризуется достаточно большой долей свободы действия, т.е. университет, предприятие и правительство функционируют в своих сферах, в то же время находясь во взаимодействии друг с другом.

Основной функцией университета, помимо образования, должна стать организация фундаментальных исследований. Традиционно процесс передачи знаний от университета к предприятию происходит через научные публикации и квалифицированных специалистов-выпускников. Роль правительства в данном случае достаточно ограничена. Кроме того, эффективное взаимодействие между институтами практически отсутствует, что негативно сказывается на инновационном развитии региона [1].

В идеальной модели тройной спирали университет, предприятие и правительство имеют равное значение и взаимодействуют друг с другом в рамках системы, тем самым создавая эффект синергии. Коллаборация начинается с традиционных форм взаимодействия, но впоследствии каждый институт берет на себя новые функции. Таким образом, основные функции институтов остаются прежними, но к ним прибавляются новые, например университет берет на себя предпринимательскую функцию коммерциализации знаний. Отрасли промышленности продолжают производить товары и услуги, но также активизируют научные исследования. Правительство может взять на себя роль предприятий в сфере финансирования и организации инфраструктуры [4]. Через активизацию подобных функций также происходит развитие коллабораций внутри системы.

В целом коллаборация определяется как процесс совместной трудовой, производственной или хозяйственной деятельности двух и более субъек-

тов для достижения общих целей, при котором на принципах согласия и доверия происходит взаимовыгодный обмен знаниями, обучение участников для повышения их компетенций, производство инновационных продуктов со значительным интеллектуальным компонентом для продвижения на рынок и достижения значимых кумулятивных эффектов [2].

Государственная поддержка способствует снижению рисков и увеличению нормы прибыли в коллаборации «университет - предприятие», тем самым стимулируя данное взаимодействие. Кроме того, авторы работы [3] выявили положительную зависимость сотрудничества университета и предприятия от числа грантов и государственных контрактов. Однако финансирование совместных проектов со стороны предприятий более эффективно, чем государственное финансирование.

Авторы работы [9] выявили, что положительный эффект от поддержки кластерных проектов и сетевого взаимодействия более сильный, чем от традиционного финансирования научно-исследовательских проектов. Через политические меры поддержки у правительства появляются возможности снять барьеры для сотрудничества университета и предприятия и усилить стимулы для коллаборации. Различные правительственные программы являются важнейшим инструментом для улучшения условий взаимодействия.

Проанализировав статистические данные, различные политические программы и результаты интервью сотрудников ведущих университетов в странах Европы, автор выделил показатели, которые измерены количественно и характеризуют интенсивность коллабораций «университет - предприятие». Среди выбранных показателей - количество совместных публикаций и финансирование научно-исследовательских проектов университета со стороны предприятия. Показатели, которые иллюстрируют взаимодействие между университетом и предприятием, представлены в табл. 1.

Здесь представлены показатели по странам Европы с доступными данными из статистических источников по выбранным показателям. На основе проанализированной информации можно сделать следующие выводы. Такие страны, как Ирландия, Финляндия, Швеция, Германия, по мнению работников университетов, имеют самый высокий уровень коллаборации «университет - предприятие». При этом Ирландия имеет относительно низкие

Таблица 1

Показатели кооперации «университет - предприятие» в странах Европы

Страна Коллаборация в НИОКР* Доля предприятий, практикующих совместные проекты с университетами, % Совместные публикации университета и предприятия на 1 млн жителей Финансирование НИОКР университета со стороны предприятия, % от ВВП

Ирландия 7,9 7,7 25,8 0,01

Финляндия 7,4 5,4 104,7 0,05

Германия 7,2 5,9 49,5 0,07

Швеция 7,0 6,2 117,3 0,04

Испания 6,9 6,1 15,9 0,03

Франция 6,8 5,2 31,8 0,01

Румыния 6,8 5,5 6,3 0,00

Австрия 6,7 5,5 56,3 0,04

Норвегия 6,5 4,7 110,6 0,02

Нидерланды 6,4 5,4 90,0 0,06

Венгрия 6,4 4,7 19,6 0,03

Бельгия 6,3 5,6 61,5 0,05

Латвия 6,4 4,4 2,0 0,02

Дания 6,3 5,4 123,2 0,02

Чехия 6,1 5,0 24,7 0,00

Португалия 6,0 4,8 8,7 0,00

Италия 5,8 5,0 20,7 0,00

Болгария 5,4 4,8 2,3 0,01

Эстония 5,1 4,7 19,0 0,00

Словакия 5,1 4,4 10,3 0,00

Литва 4,9 4,4 3,0 0,01

Польша 4,9 4,0 2,5 0,01

* Показатель отражает результаты опроса преподавателей вузов в соответствующей стране об уровне коллаборации «университет -предприятие» (по шкале от 1 до 10).

Источник: составлено автором по данным Davey T., Baaken T., Galan Muros V., Meerman A. The State of European University-Business Cooperation. Part of the DG Education and Culture Study on the cooperation between higher education institutions and public and private organisations in Europe, 2011; Community Innovation Survey (CIS) 2006-2008; Eurostat. URL: http://epp.eurostat.ec.europa. eu/portal/page/portal/eurostat/home; Innovation Union Scoreboard (IUS), 2011; PRO INNO Europe. European Union, 2012.

показатели совместных публикаций и финансирования. Хороший уровень всех показателей характерен для Нидерландов, Норвегии и Дании. Бывшие социалистические страны показывают низкий уровень показателей. Выбранные показатели отражают текущую ситуацию в сфере сотрудничества университета и предприятия. Рассмотрим политические меры и другие факторы, влияющие на рассматриваемое взаимодействие.

Количество государственных проектов и программ, поддерживающих коллаборацию «университет - предприятие» в различных странах Европы, представлено в табл. 2. В результате анализа выявился очевидный лидер по политическим мерам поддержки - Румыния. Эта страна вышла на первое место вследствие большого числа национальных и региональных программ с широким спектром целей и проектов, направленных на стимулирование взаимодействия университета и предприятия (табл. 2).

У Румынии, Бельгии и Австрии больше всего государственных программ, направленных именно на развитие коллабораций «университет - предприятие». В Румынии, Австрии, Финляндии, Дании, Германии эти проекты занимают большую долю в общем числе правительственных проектов по развитию инноваций. Если рассматривать определенные цели различных стран, то можно вывести текущие тенденции. Анализируя стратегические приоритеты, которые страны определили в государственных программах по поддержке коллабораций, можно заметить, что сотрудничество в сфере НИОКР - наиболее распространенный стратегический приоритет (табл. 3).

Очевидно, что в одной стратегии может быть указано несколько приоритетных направлений. Основные проекты реализуются в сфере совместных научных исследований между университетом и предприятием, меньшая доля приходится на проекты, поддерживающие трансфер знаний и

Источник: составлено автором по данным Inventory of Research and Innovation Policy measures, ERAWATCH and INNO-Policy TrendChart URL: http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/research_and_innovation/.

Таблица 2

Число проектов, поддерживающих кооперацию «университет - предприятие»

Страна Число проектов/стратегий, направленных на стимулирование коллабораций «университет -предприятие» Число всех проектов/ стратегий, направленных на развитие инноваций Доля проектов, поддерживающих коллаборацию, в общем числе проектов, %

Румыния 26 34 76,5

Бельгия 25 71 35,2

Австрия 23 38 60,5

Финляндия 19 34 55,9

Швеция 17 35 48,6

Дания 17 26 65,4

Ирландия 15 38 39,5

Великобритания 15 39 38,5

Германия 13 21 61,9

Норвегия 11 27 40,7

Литва 10 48 20,8

Болгария 10 23 43,5

Чехия 8 35 22,9

Испания 8 35 22,9

Италия 8 20 40,0

Франция 7 36 19,4

Словакия 7 12 58,3

Эстония 6 17 35,3

Польша 5 26 19,2

Нидерланды 5 25 20,0

Латвия 5 22 22,7

Венгрия 5 17 29,4

Португалия 4 18 22,2

Таблица 3

Стратегические приоритеты в государственной политике поддержки

коллаборации «университет - предприятие»,

%

Приоритетные направления Доля стратегий в общем

развития числе программ

Совместные проекты НИОКР 77

Трансфер знаний 35

и технологий

Инновационная 12

инфраструктура

Источник: составлено автором по данным Inventory of Research and Innovation Policy measures, ERAWATCH and INNO-Policy TrendChart. URL: http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/ opencms/research_and_innovation/.

технологий, и совсем небольшая доля приходится на проекты, реализуемые в сфере инновационной инфраструктуры (табл. 3). Данные по каждой стране в отдельности представлены на рис. 1.

В Италии практически 100% проектов приходится на поддержку совместных научно-исследовательских проектов университета и предприятия, в

Великобритании, Бельгии и Австрии самое большое число программ (9-11) реализуется в сфере трансфера знаний и технологий. В остальных странах число таких проектов - 6-7.

Во всех странах меньшую долю занимают проекты, поддерживающие инновационную инфраструктуру. Странами с наибольшим числом подобных программ являются Бельгия, Румыния (пять государственных проектов) и Дания (три государственных проекта). В Швеции, Норвегии, Испании, Венгрии, Польше, Португалии и Франции вообще нет никаких государственных программ по развитию таких проектов, хотя очевидно, что инновационная инфраструктура чрезвычайно важна для развития эффективного и долгосрочного взаимодействия между университетом и предприятием.

Большинство стран используют поддержку структурных фондов ЕС для софинансирования коллаборации университета и предприятия. Например, в Литве 9 из 10 проектов, поддерживаемых государством, финансируются совместно со структурными фондами. Также высока доля совместно

Нидерланды Латвия Португалия Польша Венгпия Чехия Эстония Италия Франция Испания Словакия Литва Болгария Норвегия Германия Ирландия Швеция В елико бр нтания

Финляндия Дания Австрия Бельгия Румыния

| НИОКР

У////////,

Y////////A

30

+ 35

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

i Трансфер знаний ^ Инновационная инфраструктура

Источник: составлено автором по данным Inventory of Research and Innovation Policy measures, ERAWATCH and INNO-Policy TrendChart. URL: http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/ opencms/research_and_innovation/.

Рис. 1. Число приоритетных направлений развития коллаборации «университет - предприятие», отраженных в государственных программах

финансируемых проектов в Ирландии (14 из 15), Словакии (6 из 7), Венгрии (4 из 5). В Португалии и Эстонии также все государственные проекты финансируются совместно со структурными фондами. Следовательно, политика Евросоюза оказывает крайне сильное влияние на политику отдельных стран и мотивирует их поддерживать взаимодействие университетов и предприятий.

Источники совместного со структурными фондами и частными предприятиями финансирования государственных программ представлены в табл. 4. Здесь не представлена Болгария, так как в этой стране вообще нет проектов совместного финансирования государственных программ. В Дании, Нидерландах и Швеции ни один государственный проект не финансируется совместно только со структурными фондами, большая часть программ (соответственно 15 из 17, 3 из 5 и 15 из 17) фи-

нансируется совместно с частными предприятиями. Число проектов, софинан-сируемых частными предприятиями, велико в таких странах, как Норвегия, Чехия, Германия, Финляндия и Португалия.

Таким образом, можно говорить о том, что большая часть проектов финансируется совместно либо с предприятиями, либо с фондами. Меньшая доля проектов финансируется с трех сторон (государство, частное предприятие и структурный фонд). В целом в странах Европы реализуются более 80 различных программ по поддержке коллаборации «университет - предприятие» с различными типами финансирования. При этом в Чехии и Венгрии вообще нет проектов, поддерживающих только университетские проекты, в то время как в ряде стран существуют 36 различных видов программ по поддержке проектов, инициируемых частными предприятиями. Самая высокая доля такой формы государственной поддержки характерна для Португалии и Венгрии. В некоторых странах, таких как Болгария, Нидерланды, Латвия, Швеция, Словакия, Норвегия, Румыния и Финляндия, практически нет государственной поддержки только для предприятий, все формы поддержки направлены именно на совместные проекты университета и предприятия. В Нидерландах вообще нет проектов, поддерживающих исключительно частные предприятия, т.е. примерно 80% государственных программ в данной сфере направлены на поддержку университетов или стимулирование взаимодействия университетов и предприятий.

Вообще, в исследуемых странах реализуются 55 различных государственных программ по поддержке как проектов университетов, так и пред-

Источник: составлено автором по данным Inventory of Research and Innovation Policy measures, ERAWATCH and INNO-Policy TrendChart URL: http://erawatch.jrc.ec.europa.eu/erawatch/opencms/research_and_innovation/.

Таблица 4

Источники совместного финансирования

Софинансирование Софинансирование Софинансирование Общее число

Страна с частными со структурными с частными предприятиями государственных

предприятиями фондами ЕС и структурными фондами программ

Австрия 11 - 1 23

Бельгия 6 4 2 25

Чехия 3 - 3 6

Дания 15 - - 17

Эстония - 2 4 6

Финляндия 15 - 1 19

Франция 2 1 1 7

Германия 10 - 1 13

Венгрия 1 3 1 5

Ирландия 1 13 1 15

Италия 2 1 3 8

Латвия 1 2 1 5

Литва - 6 3 10

Нидерланды 3 - - 5

Норвегия 10 - 1 11

Польша - 2 1 5

Португалия - 1 3 4

Румыния 1 1 2 6

Словакия 1 5 - 8

Испания 2 5 - 8

Швеция 15 - - 17

Великобритания 3 1 - 15

Итого... 102 47 30 237

приятий, при этом большая часть данных проектов характерна для Финляндии и Румынии. Существуют также программы, которые поддерживают только совместные проекты университета и предприятия, общее число подобных проектов - 61. Наиболее широко подобные государственные программы применяются в Норвегии. Однако в Ирландии, Польше, Румынии и Финляндии вообще нет данных проектов. Правительству необходимо понимать, реальна ли будет коллаборация, или университет и предприятие договариваются только для того, чтобы получить финансирование. Например, в Швеции и Финляндии преобладают различные системы. В Швеции почти 80% государственных программ, поддерживающих сотрудничество университетов и предприятий, предполагают наличие обязательной кооперации. В Финляндии практически нет программ с обязательным сотрудничеством университета и предприятия. Та же ситуация в Польше. У Италии самое большее число государственных программ, поддерживающих обязательную кооперацию. В Португалии, Румынии и Эстонии поло-

вина программ по поддержке требует обязательной кооперации.

Рассмотрим уровень коллаборации «университет - предприятие» (рис. 2). Здесь по горизонтали представлена сторона университетов, по вертикали -частных предприятий. По горизонтальной оси представлена интенсивность сотрудничества в совместных НИОКР и коммерциализации результатов научных исследований с точки зрения представителей университетов. По вертикали отражена значимость взаимодействия со стороны предприятий.

Страны, попавшие в первый квадрант, имеют слабую кооперацию, таким образом, с позиции университетов, Польша, Литва, Словакия, Эстония и Болгария являются развитыми в меньшей степени. С точки зрения предприятий в Румынии, Италии, Испании, Эстонии и Болгарии самая низкая интенсивность сотрудничества. Можно выделить две страны с крайне низким уровнем сотрудничества как с точки зрения университетов, так и предприятий. Это Болгария и Эстония. Их позицию можно определить как уравновешенно слабую, т.е. прини-

¡2. С

=с 01

10 9 8 7 6 5

Щ о.

Финляндия •

Австрия

Венгрия # £ Бельгия

Нид Цания ¡рланды

Словакия • Чехия \ 9 • Швеция • Франция

Польша ••Т1итва Н0РВ< • Лат Португалия • ш ф • Ирландия

Эстония • Италия Германия

• * Болгария ^ Ф Испания Румыния

10 11 12 13 14 Точка зрения университетов

15

16

17

18

Источник: составлено автором по данным Davey T., Baaken T., Galan Muros V., Meerman A. The state of European university-business cooperation. Part of the DG Education and Culture Study on the cooperation between higher education institutions and public and private organisations in Europe. 2011; Community Innovation Survey (CIS) 2006-2008.

Рис. 2. Уровень коллабораций «университет - предприятие»

маемые политические меры являются неэффективными для стимулирования коллаборации.

Средний уровень сотрудничества отмечен в таких странах, как Франция, Норвегия, Чехия и Нидерланды. В этих странах сотрудничество уравновешено - университеты и предприятия оценивают уровень коллабораций примерно одинаково. Финляндия, Австрия, Бельгия и Дания являются странами с очень высоким уровнем сотрудничества, особенно с точки зрения предприятий. Ирландия также демонстрирует хороший уровень кооперации, но только с позиции университетов.

Если разделить все политические меры поддержки по направлениям развития фундаментальных и прикладных научно-исследовательских проектов, то в Ирландии 66,7% программ посвящено именно фундаментальным исследованиям, в то время как стимулирование прикладных исследований составляет 33,3%, что является одним из самых низких показателей в Европе. В то же время в Финляндии 84,2% государственных проектов предназначено для развития прикладных исследований, которые пользуются спросом у предприятий, а сетевое взаимодействие университета и предприятия является приоритетной

задачей развития, и программы, направленные на стимулирование данных коллабораций, составляют 89,5% от всех государственных проектов. Хороший уровень сетевого взаимодействия показывают Австрия, Бельгия и Дания. В целом государственные меры поддержки этих стран могут стать условными моделями для других стран Евросоюза.

Таким образом, большинство программ по поддержке направлены на стимулирование прикладных научных исследований. Развитие сетевого взаимодействия и фундаментальных исследований также предполагается во всех странах в той или степени. Исследования в области общественных и гуманитарных наук, развитие человеческого капитала и международная коллаборация - задачи, которым уделяется меньшее внимание. Только Румынию отличает большое число государственных программ по этим направлениям развития. Это связано с тем, что большинство проектов в стране являются национальными с широким спектром целей и задач.

По итогам исследования можно сделать ряд выводов.

Совместные проекты университета и предприятия в той или иной степени поддерживаются во

всех выбранных для анализа странах. Что касается уровня сотрудничества университетов и предприятий, то в Финляндии, Австрии, Бельгии, Дании и Швеции интенсивное и уравновешенное взаимодействие как с точки зрения университетов, так и предприятий. Большее число политических мер поддержки сотрудничества оказывает положительное влияние на фактическую коллаборацию университетов и предприятий. Вероятно, эта тенденция появляется из-за большего числа возможностей для совместных научных исследований.

Особенностью политики Евросоюза является наличие структурных фондов, которые совместно с государством и частными предприятиями финансируют коллаборацию вузов и предприятий. Но здесь необходим разумный подход к финансированию, чтобы не попасть в зависимость от структурных фондов в долгосрочной перспективе.

Опыт стран Европы показывает, что обязательность сотрудничества университетов и предприятий оказывает положительное влияние на совместные проекты. Такое сотрудничества могло бы положить начало долгосрочному сетевому взаимодействию институтов.

Список литературы

1. Ашмарина С.И., КандрашинаЕ.А. Концепции сотрудничества между университетами и предприятиями в рамках реализации международных проектов // Вестник Самарского государственного экономического университета. 2011. № 81. С. 5-9.

2. Иншаков О.В. Коллаборация как глобальная форма организации экономики знаний // Экономика региона. 2013. № 3. С. 38-45.

3. Bozeman B., Gaughan M. Impacts of grants and contracts on academic researchers' interactions with industry // Research Policy. 2007. No.36. P.694-707.

4. EtzkowitzH. Innovation in innovation: the triple helix of university-industry-government relations // Social Science Information. 2003. № 42. P. 293-337.

5. Etzkowitz H., Leydesdorff L. Emergence of a triple helix of university-industry-government relations // Science and Public Policy. 1996. № 23. P. 279-286.

6. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The triple helix as a model for innovation studies // Science and Public Policy. 1998. № 25. P. 195-203.

7. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The new production of knowledge The dynamics of science and research in contemporary societies. London: Sage, 1994.

8. Managing National Innovation systems. Paris: OECD, 1999.

9. Nishimura J., Okamuro H. Subsidy and networking: the effects of direct and indirect support programs of the cluster policy // Research Policy. 2011. № 40. P. 714-727.

10. Varblane U., Mets T., Ukrainski K. The role of the university-industry-government linkages in the innovation processes of the small catching-up economy // Industry and Higher Education. 2008. № 22. P. 373-386.

Economic analysis: theory and practice Reform of higher education

ISSN 2311-8725 (Online) ISSN 2073-039X (Print)

review of government programs to support collaboration between

UNIVERSITIES AND ENTERPRISES: THE EXPERIENCE OF THE EUROPEAN UNION Mariya A. KAMENSKIKH

Abstract

This article deals with the analysis of the government support measures to strengthen university-industry interaction in 23 European Union countries . The paper selects indicators on the level of university-enterprise collaborations The work identifies strengths and weaknesses of public programs in various European countries The author examines sources of funding

joint projects between universities and enterprises . The author makes conclusions about trends in government programs to support the cooperation of universities and enterprises

Keywords: State program, university, enterprise, project, interaction, Triple Helix model, European Union

Pe$opMä eucwezo o6pa3O0anuH

27 (378) - 2014

References

1. Ashmarina S.I., Kandrashina E.A. Kontseptsii sotrudnichestva mezhdu universitetami i predpriyati-yami v ramkakh realizatsii mezhdunarodnykh proek-tov [The concept of cooperation between universities and enterprises within the framework of international programs]. VestnikSamarskogogosudarstvennogo eko-nomicheskogo universiteta - Bulletin of Samara State Economic University, 2011, no. 81, pp. 5-9.

2. Inshakov O.V. Kollaboratsiya kak global'naya forma organizatsii ekonomiki znanii [Collaboration as a global organization form of knowledge economy]. Economika regiona - Region economy, 2013, no. 3, pp.38-45.

3. Bozeman B., Gaughan M. Impacts of Grants and Contracts on Academic Researchers' Interactions with Industry. Research Policy, 2007, no. 36, pp. 694-707.

4. Etzkowitz H. Innovation in Innovation: The Triple Helix of University-Industry-Government Relations . Social Science Information, 2003, no. 42, pp. 293-337.

5. Etzkowitz H., Leydesdorff L. Emergence of a Triple Helix of University-Industry-Government Relations . Science and Public Policy, 1996, no. 23, pp. 279-286.

6. Etzkowitz H., Leydesdorff L. The Triple Helix as a Model for Innovation Studies. Science and Public Policy, 1998, no. 25, pp. 195-203.

7. Gibbons M., Limoges C., Nowotny H., Schwartzman S., Scott P., Trow M. The New Production of Knowledge. The Dynamics of Science and Research in Contemporary Societies. London, Sage Publications, 1994.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8. Managing National Innovation Systems, OECD, Paris, 1999.

9. Nishimura J., Okamuro H. Subsidy and Networking: The Effects of Direct and Indirect Support Programs of the Cluster Policy. Research Policy, 2011, no.40,pp.714-727.

10. Varblane U., Mets T., Ukrainski K. Role of university-industry-government linkages in the innovation processes of a small catching-up economy Industry and Higher Education, 2008, no. 22, pp. 373-386.

Mariya A. KAMENSKIKH

Perm National Research Polytechnic University, Perm, Russian Federation permmak!3@gmail . com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.