МОНОГРАФИИ ОТДЕЛА ФИЛОСОФИИ
2018.04.061. СКВОРЦОВ Л.В. ЦИВИЛИЗАЦИОННЫЕ ОПАСНОСТИ: ФИЛОСОФСКАЯ ИНТЕРПРЕТАЦИЯ. - М.: Центр гуманитарных инициатив, 2018. - 384 с.
Ключевые слова: цивилизация; философия; развитие; прогресс; регресс; цивилизационные вызовы; опасности; эзотеризм; демократия; цивилизационный гегемон.
В своих книгах и многочисленных статьях Л.В. Скворцов исследует цивилизационные вызовы нашей эпохи, закономерности и особенности развития культуры человеческих сообществ, место, роль и функции философии в процессе становления информационного общества. В центре его компетентного внимания - причины цивилизационного кризиса в России как следствие неолиберальной политики, приведшие к эрозии единства российского коллективного субъекта, информационной культуры. Автор вплотную подошел к обобщениям, касающимся сущности постцивилизационной эволюции, ее концепций и категорий.
В данной монографии дается философский анализ глобальной ситуации, возникшей в связи с созданием технических средств, влияющих на процессы самодеструкции цивилизаций. Рассматриваются глубинные причины возникновения цивилизационного солипсизма, являющегося, по мнению автора, первопричиной возникновения феноменов самодержавной демократии и неорасизма, движения к формам постцивилизационного конструирования конечных смыслов исторического бытия, имитации цивилизационной истины.
Книга состоит из введения, 12 глав и заключения.
Во введении рассматриваются и характеризуются этапы ци-вилизационного развития, вкратце разъясняются термины, в которых будут трактоваться рассматриваемые вопросы, прочерчивают-
ся темы, которые затем разворачиваются на страницах монографии. В том числе ставится проблема правильности свободного выбора, отмечается важность знания философии для формирования адекватных моделей поведения ответственных личностей, значимость гуманитарного знания для понимания функционирования воли человека, предотвращения опасности самоуничтожения человечества (с. 6-7). Рассматриваются особенности развития России в ХХ в., специфика гуманитарного знания, его связь с цивилизационной традицией, вопросы самосознания, роли духовной сферы (с 11-12) в самоидентификации, эрозии общих ценностей (с. 13). Автор обращает внимание на особое значение преодоления неопределенностей в ситуации современного кризиса межцивилизационных отношений, указывает конкретные вехи на этом пути, дает ответ на вопрос о том, что надо знать человеку, готовящемуся реализовать свою свободу, о функциях и роли информационной культуры (с. 16).
Анализ начинается в первой главе с обозначения гуманитарного знания как альтернативы воле-к-власти, которая, как опасность, таится в самом человеке, порождая противостояние справедливости и нравственного нигилизма. Например, самая могущественная в военном и экономическом отношении держава замещает реальность универсального абсолютного смысла своим частным интересом глобального господства (с. 16-19). В монографии дается определение концепций справедливости (с. 25) и нигилизма как обесценивания высших ценностей (с. 30-34). Рассматривается сущность вещи и человека как истока возникновения смысла свободы. Дается анализ изменения смыслов ближнего и дальнего бытия, обретения нормальных ритмов жизни посредством информационной культуры.
Этот анализ логично подводит к пониманию взаимосвязи ци-вилизационного целого и свободы, необходимости бескомпромиссного выражения цивилизационной истины как теоретического основания концептуальной оценки форм самодержавной (генезис которой убедительно показан на примере США) и коллегиальной демократии, возникшей после Второй мировой войны и распада колониальной системы (с. 118-145). Ученый вскрывает характер исламского терроризма как зеркального отражения идеи глобаль-
ной исключительности Запада в системе мировых отношений (с. 135).
В пятой главе рассматриваются духовные тупики глобальной стратегии стран Запада, направленной на реанимацию глобального экономического и политического господства, отражающую ностальгию по колониальной системе. Препятствия на этом пути вызывают истерическую реакцию. Таким препятствием для стратегии Запада стала адекватная профессиональная политика нового руководства России, превратившая страну в позитивный центр кристаллизации международных сил, ставших на путь консолидированной защиты своих национальных государственных интересов, формирования взаимовыгодного сотрудничества стран. Неадекватные реакции Запада обнажили те идеи, которыми реально, на деле руководствуются его лидеры. Л.В. Скворцов убедительно показывает, что эти реакции являются следствиями неорасизма, имеющего на Западе давние философские и культурные предпосылки и основания. В связи с этим анализируются идеологическая битва за культурное превосходство, биополитика и языковая политика (с. 151-152), а также фенотипический расизм и биодуховный расизм (с. 163).
В шестой главе рассматривается функция слова в современной цивилизационной архитектонике, когда открылись угрозы, поднимающие проблему спасения человечества, сохранения эволюции глобальной цивилизации. Важнейшая роль в этом принадлежит задаче изменения сложившегося менталитета, и это - функция слова (с. 172-173). Автор рассматривает конфликт сталкивающихся абсолютных смыслов, важность Мюнхенской речи В.В. Путина (с. 175-177). Раскрываются смысл эпистемологической ловушки, в которую загоняет себя глобальный гегемон; опасность цивилиза-ционного солипсизма, ведущего к ядерному Армагеддону. Убедительны приводимые автором исторические отсылки, в которых показывается, как десакрализация духа губит Рим, а Ватикан возрождает его силой христианского слова (с. 181-186). Особое значение в цивилизационной эпистемологии приобретает рассмотрение смысловой архитектоники слова (логоса) как детерминанты цивилизационной эволюции и феномена мумификации смысла слова, трансформации логоса, создания паутины смыслов как субстанции псевдокультуры (с. 187-193). Там же оцениваются циви-
лизационные последствия абсолютизации рынка и ценностей глобального гегемона, деструктивные и для него самого (с. 193-201).
В книге рассматриваются природа гуманитарного эксперимента и критерии цивилизационной компетентности, комплекс Гермеса как послания истины, современные представления о плероме как слиянии реалий жизни и симулякров.
В заключении (с. 365-380) констатируется крах неолиберальных иллюзорных планов относительно будущего России, ее «растворения» в западной цивилизации, ибо политики Запада считают разрушение СССР плодом своей победы в холодной войне. В действительности же распад СССР стал следствием внутренних политических решений. Л.В. Скворцов показывает, что субъект цивилизационной эволюции, человек, не только подвергается растущему количеству внешних вызовов, но и сам для себя является первостепенной угрозой, так как благодаря технологическому прогрессу получил оружие, которое способно привести к тотальному самоуничтожению цивилизации, если вектор превосходства не обретет морально-нравственную субстанцию и тренд развития (с. 367-368). В связи с этим в терминах онтологии «Я - Другой» анализируются проблемы онтологии нового экуменизма, постци-вилизационного выживания человечества (с. 371-380).
Г.В. Хлебников
2018.04.062. ГРАНИН Р.С. ЭСХАТОЛОГИЯ КАК ФЕНОМЕН РУССКОЙ РЕЛИГИОЗНО-ФИЛОСОФСКОЙ МЕТАФИЗИКИ. -М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2016. - 144 с.
Ключевые слова: эсхатология всеединства; эсхатологическая метафизика; софиология смерти; эсхатологическая парадигма; антиномия; аритмология; телеология; апокалиптика; историософия; утопия; антиутопия; мессианство.
Монография Гранина Р.С. посвящена анализу эсхатологической проблематики в русской религиозно-философской традиции, в рамках которой эсхатология реконструируется как феномен религиозно-философской мысли того же порядка, что и метафизика всеединства, русский космизм, персонализм, софиология, учение о богочеловечестве.