Научная статья на тему '2018. 04. 043. Джонсон Д. Р. Пределы коммерциализации в академической сфере при подготовке ученых-исследователей высшей квалификации. Johnson D. R. The boundary work of commercialists in academe: implications for Postdoctoral training // the Journal of higher education. - 2018. - vol. 89, n 4. - p. 503-526. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/00221546. 2018. 1434281'

2018. 04. 043. Джонсон Д. Р. Пределы коммерциализации в академической сфере при подготовке ученых-исследователей высшей квалификации. Johnson D. R. The boundary work of commercialists in academe: implications for Postdoctoral training // the Journal of higher education. - 2018. - vol. 89, n 4. - p. 503-526. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/00221546. 2018. 1434281 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СФЕРА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ / ПРЕДЕЛЫ ПРИМЕНИМОСТИ / АКАДЕМИЧЕСКИЙ КАПИТАЛИЗМ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПОДГОТОВКА УЧЕНЫХ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лихачев М.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 043. Джонсон Д. Р. Пределы коммерциализации в академической сфере при подготовке ученых-исследователей высшей квалификации. Johnson D. R. The boundary work of commercialists in academe: implications for Postdoctoral training // the Journal of higher education. - 2018. - vol. 89, n 4. - p. 503-526. - Mode of access: https://doi. Org/10. 1080/00221546. 2018. 1434281»

2018.04.043. ДЖОНСОН ДР. ПРЕДЕЛЫ КОММЕРЦИАЛИЗАЦИИ В АКАДЕМИЧЕСКОЙ СФЕРЕ ПРИ ПОДГОТОВКЕ УЧЕНЫХ-ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ. JOHNSON D.R. The boundary work of commercialists in academe: Implications for postdoctoral training // The journal of higher education. - 2018. - Vol. 89, N 4. - P. 503-526. - Mode of access: https://doi.org/10.1080/00221546.2018.1434281

Ключевые слова: сфера социальной активности; пределы применимости; академический капитализм; академическая деятельность; подготовка ученых-исследователей высшей квалификации.

Автор статьи, сотрудник Университета Невады в Рино (США), рассматривает проблему разграничения научной и коммерческой деятельности при подготовке ученых-исследователей высшей квалификации, а также возможности и ограничения для ученых, занятых некоммерческой исследовательской деятельностью в коммерческих исследовательских проектах.

По мнению автора, современные американские университеты давно перестали быть «башнями из слоновой кости» и активно включились в процесс коммерциализации научных знаний и технологий. Однако наука и коммерция традиционно рассматриваются как две различные сферы социальной деятельности. Каждой из этих сфер свойственна своя собственная институциональная логика, обусловливающая цели и допустимые виды активности в данной сфере. Причем институциональные логики разных сфер социальной деятельности могут конфликтовать друг с другом, поэтому, когда одни и те же субъекты действуют в разных сферах, они должны их разграничивать. По мнению автора, исследование вопроса о том, как ученые разграничивают научную и коммерческую деятельность, не должно ограничиваться анализом чисто коммерческой деятельности, необходимо понять, как коммерческая деятельность вписывается в некоммерческий контекст сферы науки и образования.

Представители академического сообщества, вовлеченные в активную коммерческую деятельность, составляют меньшинство: патентуют результаты своих исследований и осуществляют их коммерциализацию не более 16% исследователей, работающих в

американских университетах. Однако это меньшинство весьма влиятельно, поскольку они генерируют значительную часть доходов, за счет которых финансируется деятельность департаментов и лабораторий университетов. Административный контроль со стороны академических институтов вынуждает коммерциализаторов соблюдать нормы, установленные этими институтами, и активно взаимодействовать с академическими работниками, занятыми некоммерческой деятельностью. Они должны постоянно демонстрировать, что их коммерческая деятельность не противоречит традиционным академическим нормам и обязательствам.

Автор статьи анализирует влияние процесса коммерциализации научной деятельности на процесс подготовки ученых и исследователей высшей квалификации, ориентирующихся на получение докторской степени, и то, как в этом процессе поддерживается разграничение между коммерческими и некоммерческими видами деятельности. Для этой цели автор провел интервью с большой группой ученых и исследователей, в которую вошли: коммерциа-лизаторы - ученые-исследователи, которые активно осуществляют коммерциализацию результатов своих научных исследований; традиционалисты - ученые, занимающиеся традиционными видами академической деятельности и не соприкасающиеся с коммерческими вопросами.

Для идентификации и классификации респондентов были использованы данные об их патентной активности: в группу ком-мерциализаторов зачислялись ученые, имеющие большое количество авторских прав и патентов, способных приносить доход; в группу традиционалистов вошли ученые, имеющие незначительное количество патентов или вовсе не имеющие их и не осуществляющие их коммерциализацию в значительных масштабах. Кроме того, в качестве критерия, отличающего коммерциализаторов, также использовался такой показатель, как создание и руководство дочерними университетскими предприятиями (стартап, спин-офф), которые также являются формой коммерциализации результатов научной деятельности.

В итоге был отобран и проинтервьюирован 61 ученый-исследователь из двух частных и двух государственных университетов США. Все респонденты имели высшую научную квалификацию, и по критериям, принятым автором исследования, 32 из них можно

отнести к категории коммерциализаторов и 29 - к категории традиционалистов. Все респонденты опрашивались на тему проблемы коммерциализации научно-исследовательской деятельности и ее влияния на их карьеру в прошлом, настоящем и в перспективе. Структурно интервью разделялось на четыре части, каждая из которых была посвящена определенной тематике: концепция роли ученого; предпринимательская мотивация; нормы научного сообщества; эффективность системы стимулов и вознаграждений. Продолжительность каждого интервью составляла 75 мин., и все они были записаны для последующего анализа.

В результате анализа данных автор делает ряд интересных выводов. Традиционалисты далеко не всегда выступают оппозиционерами коммерциализации, они часто приветствуют успехи своих коллег в этой сфере и считают этот вид деятельности ученого крайне перспективным и сулящим немалые выгоды не только непосредственным участникам, но и университетской науке в целом. Для традиционалистов существуют два базовых правила, разграничивающих научную и коммерческую деятельность, при условии соблюдения которых они готовы принять коммерциализацию. Первое правило заключается в том, чтобы процессы коммерциализации не затрагивали их собственную сферу деятельности (департамент, лабораторию и т.п.); второе - коммерциализация не должна означать забвения традиционных норм и обязательств, принятых в научном сообществе. При этом коммерциализаторы в большинстве своем признают приверженность традиционным академическим нормам и ценностям и их приоритетность по отношению к нормам и правилам рынка. Это создает основу для здорового консенсуса между обеими группами ученых-исследователей и продуктивного взаимодействия в рамках традиционных научных институтов и структур.

И традиционалисты, и коммерциализаторы рассматривают обучение специалистов высшей квалификации как традиционный вид академической деятельности, осуществляемый в рамках конкретного научного направления и области исследования. Он предполагает подготовку кадров для преподавательской и исследовательской деятельности в рамках университетских и исследовательских структур. Поэтому обе группы разделяют еще одно правило, в соответствии с которым процесс подготовки специалистов высшей

научной квалификации должен быть отделен от коммерческой деятельности. Однако возникающие в результате соблюдения этого правила ограничения на участие коммерциализаторов в преподавательском процессе подрывают их академическую идентичность. Несмотря на возникающую при этом некоторую отчужденность, большинство из них подчеркивают, что сохраняют приверженность традиционным академическим ценностям и обязательствам даже в процессе своей коммерческой деятельности. Поэтому, как правило, они привлекают к коммерческой деятельности аспирантов, уже имеющих ученую степень исследователей, а не готовящихся только получить ее. Соблюдение этого правила создает своеобразную границу между традиционной некоммерческой образовательной и научной деятельностью университетов и сферой коммерциализации полученных научных знаний и технологий. В результате в лабораториях и прочих исследовательских структурах коммерциализацией занимаются преимущественно сотрудники, уже имеющие ученую степень. Причем такие исследовательские структуры используют больший объем финансирования и более многочисленный научный персонал, чем аналогичные структуры, созданные для реализации традиционных академических задач. В первую очередь это объясняется большими возможностями внешнего финансирования, которое привлекают коммерческие исследовательские структуры. Это также связано с ограничениями на привлечение к работе лиц, готовящихся к получению ученой степени.

Проведенное автором статьи исследование позволяет ему сделать общий вывод о том, что в современных американских университетах сформировалась эффективная институциональная система, устанавливающая четкое разграничение между традиционными академическими и коммерческими сферами деятельности. Это разграничение реализуется как в соответствующей специализации различных исследовательских институтов и структур (одни из них ориентируются преимущественно на традиционные формы академической деятельности, другие - на коммерциализацию полученных новых знаний и технологий), так и в системе поведенческих императивов (сотрудники, занятые преимущественно традиционными формами академической деятельности, и сотрудники, активно вовлеченные в процессы коммерциализации результатов

исследовательской деятельности). Одно из строгих правил, выполняемых коммерциализаторами, - ограничение на привлечение к участию в деятельности коммерческих исследовательских структур аспирантов, готовящихся к получению ученой степени. Наличие подобных правил и ограничений позволяет поддерживать баланс интересов и обеспечивает эффективное взаимодействие между разными группами сотрудников университетов - занятых традиционной академической деятельностью и ориентированных на коммерциализацию результатов научных исследований и привлечение внешних источников финансирования.

М.О. Лихачев

2018.04.044. ФЕРЛИ Э., ТРЕНХОЛЬМ С. АНАЛИЗ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

FERLIE E., TRENHOLM S. Exploring new organizational forms in English higher education: A think piece // Higher education. - 2018. -P. 1-17. - Mode of access: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0269-7

Ключевые слова: Великобритания; высшее образование; университеты; новые организационные формы; профессиональные партнерства; дигитализация.

Авторы из Великобритании рассматривают проблемы, связанные с появлением и развитием новых организационных форм в высшем образовании Великобритании.

Недавние изменения в образовательной политике Великобритании включают в себя увеличение числа негосударственных источников финансирования для университетов и сокращение числа традиционных государственных источников. Английские вузы сегодня глубоко вовлечены в процессы глобализации и являются участниками многих международных университетских союзов и альянсов. А новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) широко используются во многих административных и академических рабочих процессах, что позволяет создавать виртуальные и трансграничные академические сети.

Политика правительства Великобритании по расширению полномочий по присуждению ученых степеней (Degree Awarding Powers - DAP) и передаче их «альтернативным провайдерам» на-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.