Научная статья на тему '2018. 04. 044. Ферли Э. , тренхольм С. Анализ новых организационных форм в высшем образовании Великобритании. Ferlie E. , Trenholm S. Exploring new organizational forms in English higher education: a think piece // higher education. - 2018. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s10734-018-0269-7'

2018. 04. 044. Ферли Э. , тренхольм С. Анализ новых организационных форм в высшем образовании Великобритании. Ferlie E. , Trenholm S. Exploring new organizational forms in English higher education: a think piece // higher education. - 2018. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s10734-018-0269-7 Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
53
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УНИВЕРСИТЕТЫ / НОВЫЕ ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ПАРТНЕРСТВА / ДИГИТАЛИЗАЦИЯ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Булавинова М.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 044. Ферли Э. , тренхольм С. Анализ новых организационных форм в высшем образовании Великобритании. Ferlie E. , Trenholm S. Exploring new organizational forms in English higher education: a think piece // higher education. - 2018. - p. 1-17. - mode of access: https://doi. Org/10. 1007/s10734-018-0269-7»

исследовательской деятельности). Одно из строгих правил, выполняемых коммерциализаторами, - ограничение на привлечение к участию в деятельности коммерческих исследовательских структур аспирантов, готовящихся к получению ученой степени. Наличие подобных правил и ограничений позволяет поддерживать баланс интересов и обеспечивает эффективное взаимодействие между разными группами сотрудников университетов - занятых традиционной академической деятельностью и ориентированных на коммерциализацию результатов научных исследований и привлечение внешних источников финансирования.

М.О. Лихачев

2018.04.044. ФЕРЛИ Э., ТРЕНХОЛЬМ С. АНАЛИЗ НОВЫХ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ ФОРМ В ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ.

FERLIE E., TRENHOLM S. Exploring new organizational forms in English higher education: A think piece // Higher education. - 2018. -P. 1-17. - Mode of access: https://doi.org/10.1007/s10734-018-0269-7

Ключевые слова: Великобритания; высшее образование; университеты; новые организационные формы; профессиональные партнерства; дигитализация.

Авторы из Великобритании рассматривают проблемы, связанные с появлением и развитием новых организационных форм в высшем образовании Великобритании.

Недавние изменения в образовательной политике Великобритании включают в себя увеличение числа негосударственных источников финансирования для университетов и сокращение числа традиционных государственных источников. Английские вузы сегодня глубоко вовлечены в процессы глобализации и являются участниками многих международных университетских союзов и альянсов. А новые информационные и коммуникационные технологии (ИКТ) широко используются во многих административных и академических рабочих процессах, что позволяет создавать виртуальные и трансграничные академические сети.

Политика правительства Великобритании по расширению полномочий по присуждению ученых степеней (Degree Awarding Powers - DAP) и передаче их «альтернативным провайдерам» на-

правлена на стимулирование новых участников рынка и сокращение полномочий действующих провайдеров. Либерализация DAP получила дальнейшее развитие в виде Закона о высшем образовании и исследовательской деятельности, принятого в 2017 г., который открыл институтам-«претендентам» выход на рынок. Авторы реферируемой статьи задаются вопросом: действительно ли текущие изменения в национальной политике способствуют расширению организационного разнообразия в высшей школе?

По мнению некоторых экспертов, альтернативной организационной формой учреждения высшего образования могут стать организации третьего сектора (third sector) - частные некоммерческие организации, не являющиеся прибыльными. Сегодня этот сектор экономики - основная «экономическая сила», способная решить многие социальные проблемы. По наблюдениям экспертов, в высшем образовании Великобритании в настоящее время все больше используются организационные формы, применяемые в некоммерческих организациях. Их отличие от других организационных форм заключается в том, что главный руководящий орган -попечительский совет - избирается всеми членами организации на ежегодном общем собрании.

Авторы перечисляют многочисленные изменения, происходящие сегодня в системе высшего образования: сокращение государственного финансирования; сильная конкуренция за платежеспособных студентов и альтернативные источники доходов (например, трансфер технологий), деинституционализация и т.д. Деинституционализация предлагает новые организационные инновации, развивающиеся в определенных экономических и социальных условиях, в результате на сцену выходят новые формы и акторы.

Согласно теории «подрывной инновации» (disruptive innovation)1 должностные лица в любом секторе могут быть грубо и быстро заменены другими лицами, использующими кардинально отличные организационные модели. Они могут обеспечить должный уровень качества при более низких затратах и стать более

1 Christensen C.M., Overdorf M. Meeting the challenge of disruptive change // Harvard business review. - 2000. - Vol. 78, N 2. - P. 66-77.

привлекательными для слоев населения, которые не привыкли покупать элитные продукты.

Э. Романелли1 выделяет три теории, описывающие новые организационные формы: 1) организационная генетика (organisational genetics); 2) средовая обусловленность (environmental conditioning); 3) организационное видообразование (organizational speciation). «Организационная генетика» означает, что нет направляющих трендов, а микропроцессы изменений, появляющиеся снизу, трудно прогнозировать. «Средовая обусловленность» означает, что организационные изменения напрямую зависят от окружающих условий и среды. Эта теория также выделяет периоды «творческого разрушения» - конкурентного процесса, когда новые организационные формы создаются в ответ на новые технологии. Должностные лица могут быть замещены, а старые организационные формы исчезают, если они не могут соответствовать новым условиям. «Организационное видообразование» заключается в том, что некоторые организации становятся «организациями, создающими организации», т.е. они имеют большой потенциал создавать организационные инновации.

Одну из причин распространения организационных форм, ориентированных на третий сектор в государственных службах, включая сектор высшего образования, авторы видят в инициированной правительством стратегии реформирования государственного управления. Эта стратегия в большей степени основывалась на идеях сетевого управления (Network Governance - NG), а не на идеях традиционного нового общественного управления (New Public Management - NPM). Будучи у власти, лейбористское правительство горячо поддерживало подход, направленный на расширение третьего сектора. Его организации все чаще становились желательными партнерами государства в различных проектах (с. 6-7).

Описывая процессы, происходящие сегодня в секторе высшего образования Великобритании, авторы отмечают высокую долю слияний и поглощений (Mergers and Acquisitions - MA): многие слабые вузы стремятся войти в состав крупных и сильных уни-

1 Romanelli E. The evolution of new organizational forms // Annual review of sociology. - 1991. - Vol. 17, N 1. - P. 79-103.

верситетов. Причины некоторых слияний лежат в потребностях, связанных с развитием данного региона или с выходом на глобальный рынок образовательных услуг. Например, в 2004 г. на основе слияния Университета Виктория Манчестера и Манчестерского института науки и технологий был создан Университет Манчестера (с. 7). Главная цель этого слияния - войти в число лучших мировых университетов и внести свой вклад в экономику северного региона Англии. Однако такие действия государственных вузов - это обычный ответ, который не увеличивает организационное разнообразие.

В последнее время на рынке образовательных услуг появляется все больше альтернативных провайдеров (АП), получающих полномочия присуждать степень (Degree Awarding Powers - DAP). Согласно данным национального регистра поставщиков образовательных услуг, в настоящее время действуют 115 альтернативных поставщиков, предлагающих конкретные образовательные курсы. По оценкам, в 2015/2016 уч.г. их посещали 53 тыс. учащихся (с. 8). В основном эти курсы предлагают учебные программы по профессионально ориентированным предметным областям - бизнесу, управлению, праву, искусству и т.д. Такие курсы, в отличие от курсов по естественным наукам, не требуют крупных капиталовложений.

Далее авторы статьи рассматривают вопросы, связанные с применением «подходов, основанных на третьем секторе» (third sector-based approaches), в области высшего образования.

«Взаимные» организации (staff owned mutuals). Ключевой идеей реформ, которые проводятся в Великобритании с 2010 г., была поддержка «взаимных» (созданных на взаимных началах, имеющих «взаимный» персонал) организаций. Целевая группа по взаимным связям была создана в 2011 г. для содействия приобретению организациями взаимного статуса на национальном уровне. «"Взаимной" называется организация, которая покинула государственный сектор, но продолжает предоставлять государственные услуги (по контракту), и в которой контроль над работниками играет значительную роль в ее работе» (с. 10).

В Великобритании в настоящее время работают 110 взаимных организаций в различных сферах (здравоохранении, культуре, СМИ), и только 10% из них связаны с высшим образованием (в

здравоохранении - 48%) (с. 10). В основном они заняты в области дальнейшего образования (further education). В качестве примеров таких организаций авторы приводят Колледж Стокпорт (Stockport FE Colledge) и Бирмингем метрополитан колледж (Birmingham Metropolitan Colledge) (с. 10).

Некоммерческие организации (not for profits). Эта форма организаций давно применяется в секторе социальной политики, включая сектор социального жилья и социальной помощи. Это альтернатива как рыночным, так и иерархическим способам управления. Важный источник неоплачиваемого труда для некоммерческих организаций составляют добровольцы. Как правило, такие организации подотчетны совету попечителей, избранных на годовом собрании его членов, а не советом директоров, подотчетным акционерам. Примером может служить Лондонский университет Риджентс (Regent's University London)

Профессиональное партнерство (professional partnership). Другой альтернативной формой является профессиональное партнерство. Такая организация принадлежит партнерам и управляется ими, как правило, старшими специалистами, а не акционерами или правительством. Это скорее олигархическая организация: младшие специалисты и непрофессиональный персонал обладают гораздо меньшей властью.

Стиль управления в группе партнеров коллегиальный. Управляющий партнер выбирается на определенный период времени; предполагается, что он будет консультироваться с другими партнерами при принятии важных решений. В качестве примера такой формы организации авторы приводят Новый колледж гуманитарных наук (New College of the Humanity) в центральном Лондоне, основанный известным философом Э.К. Трейдингом (A.C. Grayling). Этот вуз предоставляет качественное обучение, в основном в области искусства, но пока не имеет DAP.

Социальные предприятия - организации, движимые определенной миссией, стремящиеся удовлетворить социальные потребности, иногда поощряя радикальные и подрывные инновации. Они активно используют новые коммуникационные технологии и новые подходы к обучению в режиме онлайн. Например, Университет P2PU (Peer 2 Peer University), базирующийся в США, - неком-

мерческая организация, предоставляющая обучение вне классных аудиторий - часто в публичных местах, например в библиотеках.

P2PU не взимает плату за обучение, и его курсы не аккредитованы. Вуз получает финансирование от двух фондов - Фонда Хьюлетта (Hewlett Foundation) и Фонда Шаттлворта (Shuttleworth Foundation), которые поддерживают позитивные социальные изменения. Используя инструменты и ресурсы для обучения из открытого источника, P2PU предлагает новую высококачественную недорогую модель обучения на протяжении всей жизни (life-long learning). Его акцент на социальном взаимодействии лицом к лицу и формировании практического сообщества выделяет его из стандартного массива открытых онлайн-курсов.

Филантропические фонды. C 1980-х годов наблюдается рост числа филантропических фондов - процесс, который отражает кардинальную переоценку роли государства. Филантропические фонды - это один из способов мобилизации гражданского общества для уравновешивания расширения государства всеобщего благосостояния. Филантропическое движение зародилось в США. Некоторые фонды (в том числе и в Великобритании) имеют значительные инвестиции и доходы и представляют собой социальные предприятия, являющиеся альтернативой государственному финансированию. Например, Wellcome Trust - крупный благотворительный фонд в Лондоне, работающий в секторе здравоохранения, с инвестиционным портфелем в 21 млрд ф. ст. (2016). Помимо своей исторической миссии по финансированию биомедицинских исследований он теперь широко инвестирует в развитие научного образования и организацию различных исследовательских программ. Часть финансирования он направляет на научные программы для аспирантов и капиталовложения в университетскую инфраструктуру.

Виртуализированный университет. Еще одна альтернативная форма (хотя и не обязательно ориентированная на третий сектор) - «виртуализированный университет». Новые ИКТ стали толчком для развития новой сетевой формы частной фирмы, в которой ключевую роль играют информационные потоки. Такие организации менее бюрократичны, иерархичны; они скорее становятся постбюрократическими и тесно связанными с основными информационными сетями. Вузы являются ключевыми производи-

телями знаний в информационной экономике. Виртуальный университет меняет традиционное образование и являет собой более широкий образец межорганизационной структуры. Новые технологии обучения в высшем образовании, такие как MOOC (Massive Open Online Courses) и SPOC (Small Private Online Courses), рассматриваются как подрывные инновации. Примеры дистанционных и ориентированных на обучение вузов включают Университет Ардена (Arden University) в Великобритании и Университет Капелла (Capella) в США.

Существуют также международные альянсы онлайн между традиционными вузами: например, Королевский колледж Лондона недавно сформировал сотрудничество в области исследований и образования - PLuS Alliance - с Университетом штата Аризона и австралийским UNSW. В задачи этого консорциума входят разработка трансграничных исследовательских программ, предоставление образовательных онлайн-программ для правительства и бизнеса, а также предоставление научной экспертизы в области устойчивого развития, глобального здравоохранения, социальной справедливости и технологий и инноваций (с. 14).

В заключение авторы статьи отмечают, что в настоящее время появляется все больше альтернативных организационных форм внутри традиционной высокоорганизованной системы высшего образования Великобритании. Снижение государственного финансирования образования и предоставление DAP альтернативным провайдерам в большой степени способствуют этим переменам. Частный сектор не является единственной альтернативой финансируемых государством вузов, ею становятся поставщики, ориентированные на третий сектор экономики. Авторы полагают, что их анализ послужит основой для дальнейших исследований в области организационных реформ в высшем образовании в международном масштабе.

М.П. Булавинова

2018.04.045. АЛИК Дж. ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ, КОГДА ГОВОРИМ О КОМПЕТЕНЦИЯХ РАБОЧЕЙ СИЛЫ? ALIC J. What we mean when we talk about workforce skills // Issues in science and technology. - 2018. - Spring, vol. 34, N 3. - P. 1-2. -

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.