Научная статья на тему '2018. 04. 045. Алик дж. Что мы подразумеваем, когда говорим о компетенциях рабочей силы? Alic J. What we mean when we talk about workforce skills // issues in Science and technology. - 2018. - spring, vol. 34, n 3. - p. 1-2. - mode of access: http://issues. Org/34-3/what-we-mean-when-we-talkabout-workforce-skills/'

2018. 04. 045. Алик дж. Что мы подразумеваем, когда говорим о компетенциях рабочей силы? Alic J. What we mean when we talk about workforce skills // issues in Science and technology. - 2018. - spring, vol. 34, n 3. - p. 1-2. - mode of access: http://issues. Org/34-3/what-we-mean-when-we-talkabout-workforce-skills/ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
37
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЫНОК ТРУДА / РАБОЧАЯ СИЛА / КОМПЕТЕНЦИИ / БЕЗРАБОТИЦА
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2018. 04. 045. Алик дж. Что мы подразумеваем, когда говорим о компетенциях рабочей силы? Alic J. What we mean when we talk about workforce skills // issues in Science and technology. - 2018. - spring, vol. 34, n 3. - p. 1-2. - mode of access: http://issues. Org/34-3/what-we-mean-when-we-talkabout-workforce-skills/»

телями знаний в информационной экономике. Виртуальный университет меняет традиционное образование и являет собой более широкий образец межорганизационной структуры. Новые технологии обучения в высшем образовании, такие как MOOC (Massive Open Online Courses) и SPOC (Small Private Online Courses), рассматриваются как подрывные инновации. Примеры дистанционных и ориентированных на обучение вузов включают Университет Ардена (Arden University) в Великобритании и Университет Капелла (Capella) в США.

Существуют также международные альянсы онлайн между традиционными вузами: например, Королевский колледж Лондона недавно сформировал сотрудничество в области исследований и образования - PLuS Alliance - с Университетом штата Аризона и австралийским UNSW. В задачи этого консорциума входят разработка трансграничных исследовательских программ, предоставление образовательных онлайн-программ для правительства и бизнеса, а также предоставление научной экспертизы в области устойчивого развития, глобального здравоохранения, социальной справедливости и технологий и инноваций (с. 14).

В заключение авторы статьи отмечают, что в настоящее время появляется все больше альтернативных организационных форм внутри традиционной высокоорганизованной системы высшего образования Великобритании. Снижение государственного финансирования образования и предоставление DAP альтернативным провайдерам в большой степени способствуют этим переменам. Частный сектор не является единственной альтернативой финансируемых государством вузов, ею становятся поставщики, ориентированные на третий сектор экономики. Авторы полагают, что их анализ послужит основой для дальнейших исследований в области организационных реформ в высшем образовании в международном масштабе.

М.П. Булавинова

2018.04.045. АЛИК Дж. ЧТО МЫ ПОДРАЗУМЕВАЕМ, КОГДА ГОВОРИМ О КОМПЕТЕНЦИЯХ РАБОЧЕЙ СИЛЫ? ALIC J. What we mean when we talk about workforce skills // Issues in science and technology. - 2018. - Spring, vol. 34, N 3. - P. 1-2. -

Mode of access: http://issues.org/34-3/what-we-mean-when-we-talk-about-workforce-skills/

Ключевые слова: рынок труда; рабочая сила; компетенции; безработица.

Дж. Алик - сотрудник Исследовательского центра Кистоун в Гаррисберге (Пенсильвания, США).

Сегодня в США, по словам автора, сложилась весьма непростая ситуация: на рынке труда предлагается около 6 млн свободных рабочих мест, но работодатели не могут найти достойных претендентов, обладающих соответствующей квалификацией. До кризиса 2008 г. работодатели неоднократно жаловались на несоответствие компетенций и недостаток образования у претендентов. Несмотря на низкий уровень безработицы (около 4,5%), они не могли найти работников, в которых нуждались. Однако ситуация не изменилась, даже когда уровень безработицы достиг своего пика в 2010 г. (почти 15 млн безработных). С середины 2017 г. безработица была ниже уровня послекризисного периода, но эти проблемы остаются. Слишком многим американцам недостает умений и компетенций, подходящих для сегодняшней постиндустриальной экономики, подверженной глобальной конкуренции как в сфере услуг, так и в сфере производства. По словам исполнительного директора Microsoft С. Наделлы, «сегодня 500 тыс. рабочих мест в технологическом секторе открыты». Некоторые комментаторы утверждают, что эти пробелы стимулируют автоматизацию: если работодатели не могут найти работников с нужными компетенциями, они будут покупать роботов и системы с искусственным интеллектом (ИИ).

Прежде всего необходимо понять, считает автор статьи, что означает термин «компетенция». По его мнению, это довольно размытое понятие. Как правило, компетенции ассоциируются с полученным образованием. Однако работодатели имеют в виду нечто другое - умение выполнять некоторое задание или работу, например использовать программное обеспечение для ведения записей; продавать рекламу; работать медсестрой в операционной. Иными словами, они подразумевают социальные и межличностные навыки - умение общаться с коллегами или клиентами.

По словам работодателей, им нужны специалисты, обладающие самыми разными компетенциями, например одна компания, базирующаяся в штате Миннесота, долго искала специалиста в области атомной силовой микроскопии. Независимо от типа работы работодатели также ожидают, что соискатель будет грамотным и иметь способности к количественному мышлению. Кроме основных существует бесчисленное множество других компетенций. Например, компетенции тех, кто занимается гигиеной зубов, не имеют ничего общего с компетенциями и знаниями бухгалтеров, компетенции бейсболистов отличаются от компетенций сно-убордистов, а работа полицейских сотрудников в некотором отношении напоминает работу директора средней школы, а в некотором - пожарного.

Компетенции многомерны и таинственны и имеют множество измерений. Сколько этих измерений, как следует подразделять компетенции? По мнению многих экспертов, это сложные вопросы. Компетенции накладываются друг на друга, комбинируются и растворяются друг в друге. Для определения основных компетенций, таких как чтение и письмо, существуют специальные тесты, а для оценки сообразительности - тесты IQ. Для оценки и сравнения когнитивных навыков и навыков работы на рабочем месте была разработана Программа международной оценки компетенций взрослых (Program for the International Assessment of Adult Competencies) под эгидой ОЭСР, которая включала следующий пункт: «решение проблем в условиях, богатых технологиями» (т.е. на компьютере). Вопросы теста в основном связаны со скоростью работы на компьютере: например, при навигации в Интернете и интерпретации информации, представленной на экране. Более сложные виды проблем, требующие суждения, при этом не рассматриваются, а о таксономии даже и речь не идет. Между тем лидеры должны в полной мере обладать этими способностями.

Экономисты делят компетенции на две категории - общие и специфичные для определенной фирмы. Общие компетенции работники «берут с собой» при переходе с одной работы на другую. Предполагается, что компетенции, специфичные для определенной фирмы, имеют ценность в том смысле, что они вносят вклад в выпуск продукции в конкретных условиях. Этим экономисты объясняют нежелание работодателей обучать своих сотрудников, за

исключением узких компетенций, уникальных для данной фирмы: инвестиции в общие компетенции теряются, когда работники уходят.

Другие экономисты, стремясь объяснить растущее неравенство в заработной плате между более образованными работниками на верхних уровнях распределения заработной платы и менее образованными - на нижних, чьи зарплаты снижаются или остаются на прежнем уровне, связывают заработную плату с образовательными достижениями. Это предположение сводит компетенции к одномерной конструкции и отбрасывает их как нематериальные, что бы люди ни изучали. Исходя из этого экономисты заключают, что те, кто имеет более высокий уровень образования, получают более высокую заработную плату, потому что технологические изменения, продолжающиеся с 1970-х годов, снижают спрос на рутинную работу, т. е. работу, обычно выполняемую выпускниками средней школы. Очевидно, что в результате технологических изменений на них возрос спрос. Многочисленные исследования показывают, что существует корреляция между зарплатой и образованием. Политики и общественность пришли к выводу о том, что улучшение качества школьного образования может повлиять на повышение заработной платы и увеличение мобильности и ликвидировать другие проблемы на рынке труда. Колледж стал рассматриваться как единственная открытая дорога к достойной работе. Однако такой акцент на образовании отвлекает внимание от более глубоких институциональных проблем на рынке труда.

Работодатели обычно проводят собеседование с кандидатами, но в большей степени они полагаются на образовательную подготовку и дипломы об образовании, которые более надежны в качестве доказательства. При приеме на работу фирмы больше внимания обращают на диплом средней школы, а не на сопосто-вимый ОБО1, на наличие степени авторитетного двух- или четырехгодичного колледжа, а также на диплом об окончании «хорошего» университета. По данным Министерства образования США, более 20 млн абитуриентов ежегодно поступают в американские колледжи и университеты и около 60% из них в конечном итоге получают высшее образование. Приличные оценки говорят о по-

1 ОББ - диплом об общем среднем образовании в США и Канаде, выдается сдавшим тесты по программе средней школы. - Прим. реф.

лученных компетенциях, способности к обучению, о дисциплинированности, прилежности, лояльности и социальных навыках, позволяющих решать различные проблемы и выходить из трудных ситуаций.

Однако не всегда дипломы говорят о развитых способностях. В начале своего существования компания Google набирала персонал из ведущих американских вузов. Но с течением времени обнаружилось, что оценки, результаты тестов и престижные школы вовсе не гарантировали успехов в работе. Значительное число руководителей окончили государственные школы или не имели диплома об окончании вуза, и доля таких работников неуклонно возрастала. По данным доклада Счетной палаты США под названием «Низкая заработная плата» (Low-Wage Workers) (сентябрь 2017 г.), процент работников с дипломом колледжа, получающих от 12 до 16 долл. США в час, увеличился с 16% в 1995 г. до 22% в 2016 г.

Чего же хотят работодатели? Проще говоря, они хотят все: высокие компетенции с низкой заработной платой; большие пулы хорошо образованных кандидатов на работу, из которых можно выбрать потенциальных суперзвезд - инженеров, ИТ-специалистов и бизнес-менеджеров; послушных сотрудников, будь то работники закусочных или ученые в области данных, которые, если их попросить, могут привнести в работу творчество и независимую инициативу; свободу нанимать и увольнять по желанию. Они также очень хотели бы, чтобы общественность оплачивала расходы на подготовку работников, чтобы они соответствовали своим вакансиям. Эти ожидания лежат в основе постоянных жалоб на различные недостатки, несоответствия и дефицит квалификаций. Однако все это работодатели получают.

По мнению автора, многие сетования отражают неправильное понимание характера компетенций, пожеланий и ожиданий работодателей и их практики найма, а также целей общественного образования.

- Компетенции, в отличие от знаний, вообще не могут быть измерены, за исключением самых простых случаев - базовых грамоты и счета.

- Часто компании заявляют, что не могут найти работников с необходимыми компетенциями, но в то же время они не желают повышать заработную плату либо обучать работников.

- Для работодателей диплом об образовании говорит прежде всего о потенциале претендента на работу. Они оценивают его не на основе знаний и достижений, а потому, что диплом или степень означает готовность работать и соответствовать. К тому же вес, присвоенный, например, дипломам школ Лиги плюща, также помогает сохранить социальную иерархию.

- Многие фирмы и их сторонники в политических кругах ведут себя таким образом, как будто частные интересы совпадают с общественными, а главная задача образования - подготовка молодых людей к беспрепятственному и плавному вхождению в имеющиеся рабочие места.

Точка зрения, согласно которой образование рассматривается в качестве общественного блага, могла бы помочь подготовиться к будущему. Некоторые политики признают это. В феврале 2018 г. Дэвид Лонг, временный председатель сената штата Индиана, сказал: «Через 50 лет половина рабочих мест, о которых мы знаем сегодня, исчезнет». Политики продолжают «возиться» со школьным образованием, вместо того чтобы пытаться строить платформы для продолжающегося обучения. И общество позволило преподавателям «захватить» «обучение на протяжении всей жизни» (lifelong learning), которое теперь почти рефлексивно воспринимается всеми как «возвращение в школу», что вряд ли реально для большинства из тех, кто уже работает.

Рост неравенства в заработной плате, выгодах и богатстве был одним из самых выраженных сдвигов в американском обществе за последние полвека. Более высокая заработная плата и обучение, поддерживаемое работодателем, по мнению автора, помогут решить большую часть проблем, связанных с нехваткой квалифицированных кадров на рынке труда и экономическим неравенством. Базовая грамотность, готовность учиться и доступ к высококачественному обучению на постоянной основе послужат необходимыми отправными точками. Налоговые поступления также станут надлежащим источником поддержки. Исследования необходимых рабочих компетенций, проведенные на реальных рабочих местах, показывают, что в специализированных компе-

тенциях высокого уровня нуждается относительно небольшое число работников. Все, что нужно, - это возможность учиться и продвигаться в соответствии с желаниями и мотивами.

М.П. Булавинова

2018.04.046. КО М., Ю ЦЗЯ. НАВЫКИ, ОТКРЫВАЮЩИЕ ДВЕРИ КАРЬЕРЫ ПОСЛЕ ОБУЧЕНИЯ В ДОКТОРАНТУРЕ. KUO M., YOU JIA. Explore the skills that can open career doors after your doctoral training // Science: Careers. - 2017. - 27 November. -P. 1-2. - DOI: 10.1126/science.caredit.aar5999

Ключевые слова: доктор наук; навыки; степень соответствия образования потребностям экономики и общества; рынок труда.

Мэгги Ко - автор статей для журнала «Science»; Цзя Ю -графический редактор журнала. Свою статью, опубликованную в журнале «Science», авторы посвятили теме соответствия навыков выпускников, полученных в докторантуре, навыкам, требующимся на рабочем месте.

Многие выпускники докторантуры сообщают о том, что профессиональные навыки, применяемые ими в работе, они начали развивать еще в докторантуре. Они называют следующие основные навыки, необходимые для успешной карьеры: интерпретация информации, анализ данных, умение решать возникающие проблемы. Однако на рабочем месте они часто обнаруживают, что не менее важны и другие навыки, недостаток которых они ощущают в полной мере. Эти важные для работы умения, как правило, занимают последнее место в списке во время обучения или отсутствуют вовсе. Когда молодые специалисты, имеющие докторскую степень, приходят на свое первое рабочее место, выясняется, что они не подготовлены в таких областях, как управление временем, командная работа, управление персоналом. Значимость этих профессиональных навыков кардинально различается для разных карьерных путей, например умение управлять людьми имеет большое значение для исследователей, выбирающих путь теньюре, но не так важны для карьеры в области коммуникации и консалтинга.

Авторы статьи провели небольшое исследование на соответствие полученных навыков в докторантуре навыкам, требующимся

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.