Научная статья на тему 'Система высшего образования в Ирландии, ориентированная на инновационную экономику'

Система высшего образования в Ирландии, ориентированная на инновационную экономику Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1517
252
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И КВАЛИФИКАЦИИ / ВЫПУСКНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО / ИНВЕСТИЦИИ В ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЗАВИСИМЫЕ И НЕЗАВИСИМЫЕ СТУДЕНТЫ / ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ерастова А. В., Ляманова Е. А.

Ирландия славится высоким уровнем образования, причем высшее образование очень ценится в этой стране. Граждане, получившие высшее образование, имеют более высокий доход, у них выше качество жизни. В статье рассматривается система высшего образования в Ирландии и основные приоритеты ирландского правительства в ней. Изучен зарубежный опыт организации и развития образования, необходимый для создания программ двойных дипломов между высшими учебными заведениями России и Ирландии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Система высшего образования в Ирландии, ориентированная на инновационную экономику»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

41 (230) - 2013

УДК 005.591.6:378(417)

система высшего образования

в ирландии, ориентированная на инновационную экономику

А. В. ЕРАСТОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры менеджмента

E-mail: av-erastova@rambler. ru

Е. А. ЛЯМАНОВА,

кандидат экономических наук,

доцент кафедры экономики и логистики

E-mail: Lyamanova@list. ru

Мордовский государственный университет

им. Н. П. Огарева

Ирландия славится высоким уровнем образования, причем высшее образование очень ценится в этой стране. Гоаждане, получившие высшее образование, имеют более высокий доход, у них выше качество жизни. В статье рассматривается система высшего образования в Ирландии и основные приоритеты ирландского правительства в ней. Изучен зарубежный опыт организации и развития образования, необходимый для создания программ двойных дипломов между высшими учебными заведениями России и Ирландии.

Ключевые слова: система образования, высшее образование, департамент образования и квалификации, выпускное свидетельство, инвестиции в человеческий капитал, Болонский процесс, зависимые и независимые студенты, инновационные методы обучения.

Реформирование отечественной образовательной системы, обусловленное интеграцией России в мировое сообщество, предусматривает изучение зарубежного опыта в целях использования его положительных тенденций и критического осмысления выявленных несоответствий. По мнению зарубежных экспертов, знания представляют собой новую валюту инновационной экономики, и длительный

успех в экономике неразрывно связан с человеческим капиталом и знаниями [3].

25 мая 1998 г. в Париже министрами образования Франции, Германии, Италии и Великобритании, собравшимися по случаю 800-летия Сорбонского университета, была подписана совместная декларация, основная цель которой заключается в создании «общего европейского пространства высшего образования». Это событие послужило началом интенсивной интеграции национальных образовательных стандартов. В июне 1999 г. министры образования 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, в основе которой были положены идеи Сорбонской декларации.

В Болонской декларации отражены современные тенденции образовательных систем европейских стран. Болонский процесс предусматривает переход на двухуровневую систему высшего образования (бакалавриат, магистратура), введение кредитной системы оценки знаний, которая рассматривается в качестве средства поддержки академической мобильности студентов.

Реформирование высшей школы относится к приоритетным задачам с точки зрения национальных интересов России, и это неслучайно. Ведь ре-

шение указанной задачи предусматривает создание в нашей стране конкурентоспособной инновационной экономики, основанной на знаниях [2].

Перед российской высшей школой стоят задачи, связанные, с одной стороны, с сохранением накопленного богатого отечественного потенциала, с другой стороны — внесением в систему образования тенденций мирового опыта ведущих зарубежных вузов.

Система образования в каждой стране должна быть мобильной, позволять использовать накопленный потенциал образовательных учреждений в целях получения молодыми людьми лучшего мирового образования и качественного роста научного потенциала педагогических работников.

Ирландия является одной из быстро развивающихся стран Европы, в которой переход на инновационный путь развития был осуществлен сравнительно недавно. Правительство островного государства в 2007 г. выделило 8,2 млрд евро на осуществление Стратегии науки, технологии и инноваций (Strategy for Science, Technology and Innovation), которая предполагает улучшение человеческого капитала, физической инфраструктуры, развитие науки, технологии и инноваций с помощью различных проектов. Правительство заинтересовано в привлечении иностранных инвестиций в развитие высокотехнологичных областей промышленности. Государство инвестирует проекты по информационным, консультативным и образовательным ресурсам для развития малого и среднего бизнеса.

Для большей заинтересованности исследователей правительство этой страны приняло поста-

новление Европейского сообщества о привлечении исследователей из третьих стран (EC Directiveon Mobility of Researchers from Third Countries). В Ирландии поддерживаются инициативы по развитию связей между системой высшего образования и промышленностью. При высших учебных заведениях созданы прикладные исследовательские центры, которые работают с исследователями для выявления коммерческих возможностей того или иного проекта, заключения договоров с предприятиями, защиты прав интеллектуальной собственности.

Университеты и институты отслеживают приоритетные направления развития экономики. Они выявляют возникающие потребности в специалистах и создают новые образовательные программы. Кроме того, поддержка связей между академическими исследователями и промышленностью осуществляется внутри стратегических исследовательских кластеров, которые специализируются в основном на био- и компьютерных технологиях. Тесная связь реального сектора экономики и высшей школы во многом обусловливает интерес к изучению опыта ирландского высшего образования.

В целом система образования в Ирландии включает в себя четыре уровня: 1) начальное образование (primary); 2) среднее образование (secondary); 3) специальное и высшее образование (tretiary/higher education); 4) послевузовское образование (doctorate and post-doctorate). Продолжительность обучения на различных уровнях представлена в табл. 1.

Начальное и среднее образование в правительстве Ирландии курирует департамент образования и квалификации (Department of Education and Skills).

Таблица 1

Система образования в Ирландии

№ п/п Уровень образования Наименование программы Возраст обучаемых

1 Начальное образование Primary School 4—12 лет

2 Среднее образование Secondary School (имеет два цикла по три года учебы): Junior Cycle и Senior Cycle 12—18 лет

1. Junior Cycle. Одна из форм завершения среднего образования и одновременно — приобретения специальности. Завершается государственным экзаменом (Junior Certificate) 12—15 лет

2. Senior Cycle. Одна из форм завершения среднего образования и одновременно — подготовка к поступлению в университет. Длится три года и включает переходный год (Transition). Завершается государственными экзаменами (Leaving Certificate) 16—18 лет

3 Специальное и высшее Tertiary and Higher education 18—22 года

4 Послевузовское образование Doctorate and Post-Doctorate От 23 лет

Согласно ирландскому законодательству требуется, чтобы школьники учились с 6 до 16 лет. Но очень многие родители вынуждены отдавать ребенка в школу уже с 4 лет, ведь дошкольное содержание обходится очень дорого. Правительство определяет программу, которая сконцентрирована на ребенке. После первого уровня обучения школьники в Южной Ирландии не сдают экзамена в отличие от Северной Ирландии, в которой система образования соответствует английской системе. В течение двух лет определяется, где будет обучаться дальше ученик. Есть разные типы школьных заведений в зависимости от источника финансирования: государственные и частные. Однако частную школу открыть не так просто, программа обучения должна быть согласована и одобрена департаментом образования и квалификации.

Выпускное свидетельство является очень важным как для самого ученика, так и для его родителей. По его результатам выпускник имеет право выбрать экзамены в университет или институт. Конечно, статус университета выше, оценки в выпускном свидетельстве также должны ему соответствовать. По результатам экзаменов выпускник определяется с местом своей дальнейшей учебы, по ним выбирается соответствующий курс, на который принимается абитуриент на определенное количество имеющихся мест. Если мест, например 20, а ученик по счету уже 21-й, тогда он вынужден идти в другое место, уровнем ниже.

Выпускник может, конечно, идти и в профессиональное училище, которое раньше не предусматривало вступительного экзамена. В современных условиях экзамен сдавать обязательно и там. Выбор направлений учебы зависит от популярности или престижности будущей работы. Семь лет назад такое направление, например, как компьютерные технологии, не было столь престижным по сравнению с экономическими или юридическими специальностями. В настоящее время ситуация меняется, ведь правительство Ирландии заинтересовано в науке, технологии и технике. Да и при выборе технических направлений на втором уровне баллы выставляются выше (это стимулирует школьников).

Остановимся более подробно на системе высшего образования в Ирландии. Она состоит из университетского сектора, технологического сектора, образовательных колледжей и частных независимых колледжей. Первые три группы — автономны в управлении, однако финансируются в

основном государством. В отличие от начального и среднего образования высшее и послевузовское образование входит в ведомство управления высшего образования (Higher Education Authority), которое и определяет руководство высшим образованием, его структуру и направления научных исследований, оценку качества образования и стратегию его развития.

В настоящее время в Ирландии насчитывается 7 университетов, 14 технологических институтов и 5 педагогических колледжей, причем быстро развиваются частные бизнес-колледжи и IT-школы. Также есть 5 медицинских колледжей (4 в университетском секторе и 1 независимый), которые предлагают профессиональные медицинские степени и широкий выбор исследовательских программ. Медицинские колледжи постоянно диверсифицируют свои программы в различных областях медицины. Здесь срок обучения в магистратуре 4 года в отличие, например, от технических и гуманитарных образовательных программ, где студенты обучаются 1 год.

На третьем уровне образования в течение определенного срока обучения изучаются 7 различных программ, результат обучения фиксируется в соответствующем документе:

1) One-Year Certificate (сертификат). Срок обучения — 1 год;

2) National Certificate (национальный сертификат). Срок обучения — 2 года;

3) National Diploma (национальный диплом). Срок обучения — 3 года или 1 год после National Certificate;

4) Bachelors Degree (бакалавриат). Срок обучения — 3—4 года;

5) Graduate Diploma (диплом). Срок обучения — обычно 1 год;

6) Masters Degree (мастерская степень). Срок обучения — 1—2 года;

7) Doctorate (PhD — докторская степень). Срок обучения — минимум 3 года [4].

В Ирландии самый высокий в мире процент студентов, желающих получить высшее образование после второго уровня. Поступление в ирландский институт иностранного студента зависит от уровня его знания английского языка и результата сдачи национального экзамена. Критерии поступления каждый институт определяет самостоятельно. Академический год обычно длится с сентября по июнь и включает в себя два или три семестра с каникулами

Таблица 2

Тенденции общей численности учащихся с 2006/2007 по 2010/2011 учебный год для всех учреждений, финансируемых управлением высшего образования, тыс. чел.

№ Показатель Учебный год

п/п 2006/2007 2007/2008 2008/2009 2009/2010 2010/2011

1 Аспиранты 17,79 29,78 31,94 35,22 34,74

2 Студенты 119,36 140,53 145,45 152,95 158,45

Источник: [5].

16 14 12 10 8 6 4 2 0

До 17

Источник: [5].

в декабре (Рождество) и апреле (Пасха). Образование на третьем уровне, как и во многих странах, включает в себя программу лекций, дополняемую семинарами, практическими занятиями и лабораторными работами.

Академическое образование в Ирландии представляет собой квинтэссенцию четырехсотлетней истории. Однако значительные изменения в высшем образовании наметились 40 лет назад, причем связано это было с рядом моментов. Во-первых, более медленное развитие Ирландии по сравнению с другими странами Евросоюза после принятия независимости и отделения страны от Великобритании.

Во-вторых, введение бесплатного образования на втором (1967 г.) и третьем уровнях (1996 г.), что увеличило число людей, имеющих реальную возможность получить высшее образование.

В-третьих, самое главное — это осознание ирландским правительством исключительной важности образования граждан для экономического, общественного и культурного развития страны и, как следствие, значительное увеличение инвестиций в развитие образования с конца 1980-х гг.

Динамика увеличения общей численности учащихся с 2006 по 2011 г. для всех учреждений, финансируемых управлением высшего образования, представлена в табл. 2.

Как видно из анализа табл. 2, количество студентов увеличилось на 32,7 %, а число аспирантов возросло с 2006 по 2011 г. почти в 2 раза. Несмотря на то, что число студентов в возрасте 18—19 лет по-прежнему доминирует, наблюдается рост числа студентов, получающих высшее образование в возрасте от 25—30 и старше лет. Именно эта категория граждан острова была подвержена экономическому кризису, в связи с чем правительство Ирландии при-

--- - ■ 1

21

22

23

24

25-29 Больше 30

Возрастная структура студентов очной формы обучения (нижняя ось) в 2006/2007 и 2010/2011 гг. в учреждениях, финансируемых управлением высшего образования, тыс. чел.:

1 — 2006/2007 учебный год; 2 — 2010/2011 учебный год

няло концепцию «Обучение в течение всей жизни». Эта концепция позволяет уменьшить социальную напряженность и увеличить занятость населения (см. рисунок).

Молодые ирландцы стремятся получить высшее образования у себя в стране. Причины такого выбора обусловлены рядом факторов: высоким качеством обучения (ирландский диплом по престижности сопоставим с дипломом Великобритании), привлекательной цене среди стран Евросоюза (ниже, чем в Великобритании и континентальной Европе), доступной стоимостью проживания и питания. Прибавим к этому и перспективы трудоустройства в любой стране мира, ведь ирландские дипломы признаются большинством работодателей.

Как уже отмечалось выше, образование в Ирландии бесплатное, однако при поступлении в университет студенты выплачивают государственный взнос, который составил в 2010 г. — 900 евро; в 2011 г. — 1 500 евро; в 2012 г. — 2 500 евро. Если годовой доход семьи составляет менее 40 000 евро, то студенты освобождаются от взноса и получают пособие 300—400 евро в год. Отметим, что средняя заработная плата в Ирландии составляет 1 600 евро в месяц. Плата за воду (при ее высоком качестве) на «Зеленом острове» отсутствует вообще. Плата за пользование газом и электричеством в столице Ирландии составляет около 100 евро в месяц. На

продукты питания уходит около 300 евро в месяц. Полностью заменить свой гардероб к новому сезону можно за 150—200 евро [8].

В Ирландии студенты могут быть зависимыми и независимыми. Зависимыми признаются те, у которых доход в семье меньше установленного в стране минимума, приведенного выше, а также дети-инвалиды и дети, оставшиеся без попечения родителей. Таким студентам выделяют пособия, достаточные для проживания и нормального существования во время учебы.

Интересна сама организация процесса обучения в высшем учебном заведении. Студенты занимаются не более 20 ч в неделю, что позволяет всем студентам работать. В вузах очень богатая библиотека. Студенты покупают специальные карточки (стоимостью 5 евро), по которым они могут пользоваться всеми имеющимися в библиотеке информационными ресурсами и техническими средствами. Работы студентов строго проверяются на плагиат. Если хотя бы одно предложение полностью совпадает, то это очень плохо характеризует студента.

Уже на третьем курсе вуза студенты узнают свое место работы. При университетах есть специальная структура, сотрудники которой целенаправленно заботятся о том, чтобы студенты получили трудовой сертификат. Об эффективности этой структуры говорит такой факт: в 2011 г. 90 % выпускников трудоустроились сразу после окончания учебы, и лишь 10 % решили сначала попутешествовать, а затем заняться поисками работы.

Интересна система начисления заработной платы преподавателям в Ирландии. Она не зависит от количества студентов в вузе. Преподаватель получает заработную плату от правительства, причем она имеет тенденцию к увеличению. Кроме того, преподавателя защищают профсоюзы, управление вуза не имеет права самостоятельно уволить преподавателя. Ассистент преподавателя в течение 5 лет получает 26 000 евро в год. После того как ассистент проработает 5 лет, его заработная плата повышается до 42 000 евро в год. Ведущий профессор получает 80 000 евро.

Если преподаватель ведет большую научно-исследовательскую деятельность, его заработная плата составляет уже 120 000 евро в год. При выходе на пенсию размер пособия преподавателя составляет 50 % от его текущего заработка. Преподаватели, владеющие инновационными методами преподавания своих курсов, по контракту имеют 20 учебных

часов в неделю, еще 20 ч дается им на проведение новых исследований и разработок.

В настоящее время существуют два основных направления в ирландской политике в области образования: 1) инвестиции и вложения в человеческий капитал в целях ускорения развития экономики; 2) создание политики равных возможностей и взаимодействия внутри системы образования. Все это необходимо для кооперации с Евросоюзом в области развития образования и обучения в рамках Болонского процесса.

Параметры системы высшего образования Ирландии соответствуют требованиям Болонского процесса. Страны, присоединившиеся к Болонской декларации, принимают на себя определенные обязательства: принятие системы легко читаемых и сравнимых степеней; внедрение системы, базирующейся в основном на двух уровнях; внедрение системы зачетных единиц (академических кредитов); развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала; развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования; усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы; обучение в течение всей жизни; активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса; повышение привлекательности европейского пространства высшего образования; введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение европейского пространства высшего образования и европейского пространства научных исследований.

Система сравнимых степеней предполагает трехуровневую систему высшего образования. Бакалавриат (степень «бакалавр») — первый уровень. Магистратура (степень «магистр») — второй уровень. Докторантура (степень «доктор философии») — третий уровень.

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:

1) бакалавриат + магистратура + докторантура:

3 + 2 + 3 (время обучения в годах);

2) бакалавриат + магистратура + докторантура:

4 + 1 + 3 (время обучения в годах).

Ирландия достигла договоренности между государствами — членами ЕС и с Европейским парламентом по новой программе — Erasmus+, которая объединяет все действующие международные и европейские схемы, касающиеся обучения и

стажировки молодежи. Так, Erasmus+ объединит образовательную программу «Обучение в течение жизни» (LifelongLearningProgramme), инициативу «Молодежь в действии» (YouthinAction), а также пять других международных программ (в частности, ErasmusMundus и Tempus) в единую универсальную программу.

Erasmus+ сосредоточена на формальном и неформальном обучении по всему Евросоюзу в целях повышения квалификации и расширения возможностей для трудоустройства как студентов, так и педагогов, и работников. Программа предусматривает значительные изменения для поддержания международного обучения, преподавания, стажировки и волонтерства, а также способствует сотрудничеству и развитию массового спорта. Для своего дальнейшего развития в программе предусматривается привлечение частного сектора. Реализация программы будет способствовать стимулированию инноваций, обогащению опыта и распространению практических навыков. Ожидается, что в программе, которая рассчитана на 2014—2020 гг., примут участие более 4 млн чел. [6].

Правительство Ирландии, планируя учебный процесс в 2010 г., поставило задачу к 2015 г. удвоить число иностранных студентов.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Планы партнеров, с которыми уже работают высшие учебные заведения Ирландии, говорят сами за себя по своим масштабам. Рассмотрим варианты взаимодействия на примере трех стран, с которыми сотрудничают ирландские вузы, а именно Китая, Малайзии и США:

• 1-й вариант: Китай. Аккредитована программа «Системное управление». Это одна из трудных программ, потому что необходимо обеспечить качество преподаваемого курса. Лекции читаются в университетах Китая на английском языке в течение трех лет. Студенты из Китая имеют возможность приехать в Ирландию и, проучившись еще один год, получить степень бакалавра;

• 2-й вариант: Китай. В течение двух лет студенты получают образование в своих странах, потом они должны продолжить обучение в Ирландии. Однако программа обучения в Китае должна быть согласована с университетом (институтом) Ирландии. Если курсы уже прослушаны, имеется достаточный уровень английского языка, то студента принимают на третий курс;

• 3-й вариант: Китай. Пять семестров студенты обучаются в Китае, потом 1 год в Ирландии и еще полгода снова в Китае. Такая программа очень развита в области инжиниринга и действует уже 7 лет;

• 4-й вариант: Малайзия. В Ирландии признают диплом этой страны, и студенты, проучившись еще 1 год в Ирландии, получают диплом высшего учебного заведения Ирландии;

• 5-й вариант: США. Обучение проходит в США. Лишь на один семестр студенты приезжают на обучение в Ирландию. При этом для обучения они выбирают 5—7 предметов (отдельные модули). Университет (институт) признает все междисциплинарные экзамены. Для самих ирландцев этот вариант не является предпочтительным.

Агентство помогает оформлять визу для иностранных студентов. Сами университеты снабжают агентство рекламными материалами (на языке той страны, где студент обучается).

Сотрудничество между высшими учебными заведениями Ирландии и России начинает развиваться. Так, существует договор об обмене студентами на основе совместных образовательных программ между МГУ им. М. В. Ломоносова и Тринити Колледжем (по типу 5-го варианта, рассмотренного выше). Сопоставимость российских и ирландских образовательных программ по объему и содержанию уже определяется стандартами третьего поколения, по которым в настоящее время обучается большинство студентов российских вузов, дисциплины показаны в зачетных единицах (кредитах).

Достигнута договоренность о сотрудничестве в подготовке летчиков международного уровня с Самарским государственным аэрокосмическим университетом (СГАУ). Предстоит сертификация факультета инженеров воздушного транспорта по подготовке специалистов по технической эксплуатации авиационной техники зарубежного производства. Такая сертификация позволит СГАУ создать на базе 3-го факультета уникальный учебный центр, качество подготовки которого будет соответствовать требованиям Европейского агентства по авиационной безопасности (EASA). Поиск партнера в Ирландии обусловлен также и тем фактом, что наиболее динамично развивающаяся авиакомпания России «Трансаэро» собирается создать в Ирландии собственную базу технического обслуживания самолетов. Сотрудничество между вузами означает, что для

студентов СГАУ будет предоставлена возможность прохождения стажировок и практик в Ирландии. Это позволит получить одновременно с дипломом российского вуза сертификат о прохождении базового курса, соответствующего требованиям EASA, что значительно сократит время, необходимое для получения лицензии на право обслуживания зарубежной авиационной техники [7].

Имеется возможность полного обучения российских граждан в университетах Ирландии по следующим требованиям: для поступления на первый курс требуется российский аттестат зрелости; для поступления в магистратуру — российский диплом бакалавра/специалиста; средний балл аттестата для поступления в университеты должен быть не менее 3,6 для менее престижных программ и не ниже 5,0 для поступления на программы обучения с высоким конкурсом (по пятибалльной системе); для поступления необходимо предоставить результат теста не ниже 6,0 или 6,5 в зависимости от

выбранного учебного заведения; если у студента результат теста ШЦ^ ниже требуемого, можно сначала выехать на курс английского языка при университете, колледже или просто в языковую школу, а затем поступать в высшее учебное заведение; длительность обучения составляет 3—4 года до степени бакалавра и 1—2 года до степени магистра.

Итоги проведенного анализа можно выразить в следующих выводах:

• образование является главным для культурного, социального и экономического развития Ирландии;

• образование в Ирландии максимально соответствует социальным и экономическим потребностям общества. Система образования быстро адаптируется и гибко реагирует на возникающие потребности в тех или иных специалистах, направлена на развитие у обучаемых именно тех компетенций, которые необходимы на предприятиях;

• инвестиции правительства в образование всегда окупаются. Так, инвестиции правительства Ирландии в образование составляют 15 % от общих затрат. Для сравнения отметим, что в России расходы на образование от ВВП составляют 3,8 %, а в США — 5,7 % [1]. Рассмотрев особенности развития образования в Ирландии, необходимо остановиться на

современных тенденциях развития образования в России. Стратегические цели образования тесно связаны с проблемами развития российского общества, одной из которых является восстановление статуса России в мировом сообществе как великой державы в области образования, науки и инноваций. Последние статистические данные уже показывают наметившуюся тенденцию, когда выпускники школ из регионов стремятся получить образование в престижных вузах Москвы и Санкт-Петербурга. Вместе с тем выпускники центральных регионов стремятся продолжить обучение за рубежом, поэтому нельзя не учитывать их академической мобильности. В настоящее время, для того чтобы не только сохранить, но и повысить конкурентные преимущества высших учебных заведений, необходимо продолжать процессы взаимного сотрудничества вузов разных государств.

Высшие учебные заведения Ирландии, как и образовательные учебные заведения большинства стран (и с этим нельзя не согласиться), умело стремятся привлечь талантливую молодежь. На хорошем счету в Ирландии и студенты из России, они ими по праву гордятся. Есть уверенность, что система двойных дипломов, договор о взаимном сотрудничестве между вузами, наличие высококвалифицированных преподавателей, совместные научные исследования и разработки позволят и в дальнейшем решать национальные проблемы высшего образования наших государств, а также обеспечат укрепление экономических и деловых связей между странами.

Список литературы

1. Сравнение России и США: отличия между странами. 2012 г. URL: htpp://raznic. ru.

2. Шаховская Л. С. Проблемы реформирования российской высшей школы: взгляд изнутри // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2013. № 1. С. 37—42.

3. Innovation Task Force Report (2010). P. 25.

4. URL: http://www. persona-travel. ru.

5. URL: http://www. qualrec. ru.

6. URL: http://vitaliy. es/notes/interesnie-sobitia/467-erasmus.

7. URL: http://www. ssau. ru.

8. URL: http://economics. lb. ua/ world/2013/08/08/217888_dorogo_li_zhit_irlandii. html.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.