Научная статья на тему '2013. 01. 027. Шейбал Д. Поиск новой парадигмы высшего образования. Schejbal D. In search of a new paradigm for higher education // innovative higher education OnlineFirst. – 2012. – 6 March. – p. 1–14. – doi:10. 1007/s10755–012–9218-z'

2013. 01. 027. Шейбал Д. Поиск новой парадигмы высшего образования. Schejbal D. In search of a new paradigm for higher education // innovative higher education OnlineFirst. – 2012. – 6 March. – p. 1–14. – doi:10. 1007/s10755–012–9218-z Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
30
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОНЛАЙН-ОБРАЗОВАНИЕ / ПРОМЫШЛЕННАЯ МОДЕЛЬ / ПРОРЫВНАЯ ИННОВАЦИЯ / ПАРАДИГМАЛЬНОЕ ИЗМЕНЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2013. 01. 027. Шейбал Д. Поиск новой парадигмы высшего образования. Schejbal D. In search of a new paradigm for higher education // innovative higher education OnlineFirst. – 2012. – 6 March. – p. 1–14. – doi:10. 1007/s10755–012–9218-z»

НАУЧНЫЕ И ИНЖЕНЕРНЫЕ КАДРЫ. ПРОБЛЕМЫ ИХ ВОСПРОИЗВОДСТВА

2013.01.027. ШЕЙБАЛ Д. ПОИСК НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

SCHEJBAL D. In search of a new paradigm for higher education // Innovative higher education OnlineFirst. - 2012. - 6 March. - P. 1-14. -D0I:10.1007/s10755-012-9218-z.

Ключевые слова: онлайн-образование; промышленная модель; прорывная инновация; парадигмальное изменение.

Автор статьи - декан факультета непрерывного образования и дистанционного обучения Висконсинского университета (США) -обосновывает перспективные возможности новой парадигмы в системе высшего образования (ВО), связанной с дистанционным (онлайн-) обучением. В настоящее время в США наблюдается двойственное отношение к ВО. С одной стороны, люди понимают важность ВО, его значимость для карьерного роста и получения хорошей работы. «Для многих людей ВО - это не только желательный, но, по сути, единственный путь для получения хорошей работы» (с. 1). С другой стороны, широко распространена точка зрения, согласно которой затраты на ВО непозволительно завышены, неоправданны, элитарны и неэффективны. В обществе (обывательском сознании) выработалось отрицательное отношение к преподавателям высшей школы, которых называют «кровососами и бездельниками», которые «ни за что» получают зарплаты за время своих длительных летних отпусков, «присосавшись» к правительству и «ничего не делая» (с. 2). Люди не знают реальной ситуации в ВО, как организована система, как финансируется. Кроме того, последний мировой кризис привел к тому, что многие испуганы, злы и растеряны и хотят вернуться в прошлое. Они никак не могут понять, почему нельзя купить высшее образование, как любой другой

товар, получить его так же быстро, дешево и хорошего качества, как приобретают холодильники или тостеры.

Самое печальное, по мнению автора, что для большинства американцев высшее образование не является главной ценностью в жизни. Но так было не всегда: в 1945-1970-е годы - период, названный «золотым веком» высшей школы, отношение к ВО было совсем иным. Если до Второй мировой войны учащихся колледжей и университетов насчитывалось 1,5 млн., то в 1970-е годы их стало 7,9 млн. (с. 2). Такой успех заключался в том, что ВО оказалось в центре внимания государственной политики всех ветвей власти как на федеральном, так и на региональном уровнях. К концу 1970-х годов, однако, общественное настроение стало меняться, а в 1980 г. Р. Рейган объявил начало эпохи «поколения Я» (Generation Me). В течение следующих трех десятилетий внимание переместилось с проблем общественного блага и удовлетворения национальных целей на проблемы снижения налогов и достижения максимального индивидуального богатства1.

Относительно ВО разговор все больше стал проходить в терминах рынка, индивидуальных достижений, вложений в человеческий капитал. Общественное благо сменилось интересами частной жизни. Расходы на ВО изменились: все силы оказались направлены на расширение инфраструктуры, удорожание лабораторий, приобретение ненужных дорогостоящих деталей, создание комфортабельных кампусов. Как отметил Дж. Р. Телин2, ВО стало товаром, а студенты покупателями. Вместо скромных общежитий и оптимальных условий для учебы появились роскошные апартаменты, которые, конечно, оплачивались из средств самих студентов. Сегодня, когда страна находится в состоянии кризиса, это больно бьет прежде всего по среднему классу, на который традиционно опирается государство и на который легло основное бремя налогов и последствий кризиса. Многие больше не имеют возможностей платить за образование, как раньше, и колледжи стали недоступны для их детей. Страх и злость - вот что управляет людьми сегодня. Да и те, кто работает в системе ВО, не безупречны. «Они, как обжоры,

1 Smith W., Bender T. American higher education transformed, 1940-2005. -

Baltimore, MD: Johns Hopkins univ. press, 2008.

2

Thelin J.R. A history of American higher education. - Baltimore, MD: Johns Hopkins univ. press, 2004.

впихивают в себя все, что можно проглотить, и их животы непомерно растут. Все постоянно голодны и хотят есть все больше и больше» (с. 3).

Проблема настолько обострилась в настоящее время, что требуется найти немедленное решение, и индустриализация, по мнению автора, - один из таких способов. Конечно, индустриализация - явление не новое. Она началась еще со времен научно-технической революции и продолжается до сих пор. Результаты индустриализации весьма успешны: с 1820 по 1997 г. ВВП США вырос более чем в 21 раз (с. 4). Благодаря внедрению новых технологий производства продукты питания значительно удешевились, а доходы населения значительно выросли. Сегодня траты на продукты питания составляют лишь 8% от общих доходов семьи или 2% от вложения рабочей силы на покрытие его физических затрат (там же). Это касается и условий труда: механизация позволила повысить производительность труда при уменьшении затрат рабочей силы на производство. Таковы базовые основы капиталистической экономики. «Индустриализация стала духом нашего времени (Zeitgeist). Технология поддерживает эти ожидания. У нас имеется невероятно простой и быстрый доступ к информации, наше здоровье улучшилось в результате внедрения технологических инноваций, даже наши финансовые возможности выросли, и, используя технологии, мы стремимся к тому, чтобы создавать все больше и больше богатства. А где же высшее образование во всем этом?» (с. 4).

Несмотря на все эти достижения, до недавнего времени модель индустриализации не была применима к высшему образованию. До середины XX в. она была связана лишь с расширением доступа к образованию широких слоев. Однако в 1960-1970-х годах произошел технологический прорыв - началась эпоха дистанционного (онлайн) образования, которая первоначально наиболее успешно стала развиваться в Великобритании (в 1971 г. был создан первый дистанционный Открытый университет), а затем и во всем мире. На сегодняшний день более 2 млн. человек прошли обучение через систему открытых университетов. Подобные заведения были организованы в Китае, Турции, Пакистане, Иране и во многих других странах.

«В США ВО есть и остается публичным, государственно-ориентированным процессом, сочетающим большое количество

частных, коммерческих и некоммерческих учреждений» (с. 5). Наиболее важный шаг в отношении ВО в США был сделан после Второй мировой войны, когда оно стало рассматриваться как решающий фактор в развитии страны, сохранении национальной безопасности и росте экономического благосостояния, и было интегрировано в национальную политику страны.

Несмотря на то что многие эксперты пытаются вписать современное ВО в парадигму индустриализации, сотрудники вузов не спешат делать это. Современная система ВО чрезвычайно консервативна и поддается изменениям с большим трудом. Основы доминирующей академической парадигмы были заложены еще в XIX в. и не претерпели тех разрушительных преобразований, которые были характерны практически для всех других отраслей. Преподаватели относятся к своей профессии двойственно: с одной стороны, они живут в XXI в. и видят, как во многих отраслях все механизируется и рабочие заменяются автоматами; с другой стороны, они считают свою деятельность уникальной и называют себя независимыми творцами. Эта уникальная роль преподавателей высшей школы в сочетании с большими ограничениями в применении искусственного интеллекта сделали индустриализацию высшего образования, казалось бы, делом очень отдаленного будущего. Но это будущее уже наступило. Экономика падает, а правительство не способно справиться с проблемами. ВО становится недоступным для многих граждан из-за бурного роста инфляции и мирового кризиса. В этой ситуации искусственный интеллект может послужить основой для поисков эффективного и дешевого образования.

Сегодня более 70% образования в государственных и частных вузах - это дистанционное (онлайн) обучение, которое многие исследователи сравнивают с прорывными инновациями в индустриализации, процессами массового производства и потребления. Например, К. Кристенсен и Х. Эйринг1 сравнили этот процесс с производством автомобилей на заводах «Тойоты». И там и тут идет поиск новых технологий под контролем опытных инженеров, которые миминизируют ненужные издержки. В результате возникает система, которая обеспечивает высокое качество при низкой цене.

1 Christensen C., Eyring H. The innovative university: Changing the DNA of higher education from the inside out. - San Francisco, CA: Jossey-Bass, 2011.

Использование искусственного интеллекта все более расширяется, и он широко применяется в системе ВО. Например, латентно-семантический анализ1 «есть машинный алгоритм, который интерпретирует значение слов и выражений так же, как это делали бы люди» (с. 7). Подобные автоматические алгоритмы применимы и в онлайн-обучении. В идеале онлайн-обучение должно иметь такое программное обеспечение, которое может проводить самоконтроль, оповещая инструкторов по мере необходимости. Консультанты-преподаватели должны будут лишь периодически инструктировать студентов и больше заниматься творческими проблемами, в том числе и в процессе обучения. Конечно, замена человеческого труда машинным не является чем-то новым, это и есть индустриализация. Но для сферы образования эти явления новые, и они стремительно приближают к новой образовательной парадигме. Какая она - пока неизвестно, но начало процесса давно положено. Главное, что в ней будут гибко сочетаться возможности платного и бесплатного обучения, новейших и традиционных технологий образования.

Далее автор статьи описывает варианты этой будущей парадигмы, приводя многочисленные примеры опыта разных вузов США. В качестве все большего расширения возможностей бесплатного образования приведены примеры с Массачусетским технологическим университетом (MIT), который провел кардинальную реформу в 2002 г. Ряд курсов и программ в этом университете стали бесплатными и доступными в Интернете. Некоторые коммерческие вузы Apple, iTunes University2; Peer-to-Peer University3 сделали доступными и бесплатными некоторые направления в образовании, которые позволили людям проявлять свои творческие возможности, например, при переподготовке кадров. Администрация президента США Б. Обамы поддерживает вузы, расширяющие онлайн-обучение, спонсирует их программы. Создаются онлайн-учебники и медиаклассы, позволяющие широким слоям учащихся с минимальными затратами приобщиться к знанию. Огромный курс

1 Латентно-семантический анализ (ЛСА) - это метод обработки информации на естественном языке, анализирующий взаимосвязь между коллекцией документов и встречающимися в них терминами. - Прим. реф.

2

Apple in education. - Mode of access: http://www.apple.com/education/itunes-u/ P2PU: Learn anything with yours peers. - Mode of access: http://p2pu.org/en/

обучения может быть помещен в электронный учебник (условное название электронных носителей) и за 100 долл. студент может освоить полноценный курс. Нельзя сказать, что онлайн-система очень привлекательна для студентов, но все большее их количество понимают, что это обучение, которое во многих вузах (либо бесплатно, либо почти бесплатно) может выступать подготовительной формой для более качественного и дорогостоящего обучения, включающего тесты, а затем и полноценное (традиционное) обучение (зачастую в кредит). Многие вузы балансируют между онлайн-обучением и традиционным обучением, умело сочетая обе формы.

В качестве примера последнего комбинированного типа обучения приводится опыт Университета Бригмана Янга в штате Айдахо, в котором эффективно используются меры по уменьшению коммерческих расходов и одновременно по увеличению некоммерческих доходов. Например, здесь отказались от расходов на поддержку вузовского спорта и за счет сэкономленных средств снизили плату за обучение. «Сокращение стоимости обучения становится ключом для успешного управления в новой парадигме, и в большой мере этому процессу способствуют новые технологии. Преподаватели не будут взаимодействовать со студентами, как раньше. Некоторые даже утверждают, что это взаимодействие будет больше техническим, чем визуальным - "лицом к лицу": через электронную почту, чаты, блоги, видео, вики, телефон, тексты и заметки в социальных сетях» (с. 10). Как ни парадоксально, технологии позволят преподавателям больше контактировать со студентами, чем раньше, по крайней мере произойдет расширение таких возможностей во времени. «Что станет с традиционным общением после появления и распространения новой парадигмы, пока не ясно. Важно понять, как технологии, изменяющие дух времени нашего общества, изменят дух времени нашего образования» (с. 10).

Таким образом, технология, капитализм, культура Соединенных Штатов, федеральные и государственные законы, политика и деньги - все сходятся вместе, чтобы изменить парадигму высшего образования. Как бы общество и сами преподаватели ни сопротивлялись изменениям, эти изменения носят системный характер и будут происходить независимо от чьих-либо желаний или стереотипов.

С.М. Климова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.