Научная статья на тему '2003. 03. 003. Информационные технологии в системе высшего образования. It and higher education // science and Engineering indicators 2002 / nat. Science Board. Wash. , 2002. P. 831 833'

2003. 03. 003. Информационные технологии в системе высшего образования. It and higher education // science and Engineering indicators 2002 / nat. Science Board. Wash. , 2002. P. 831 833 Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ США / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА США / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 003. Информационные технологии в системе высшего образования. It and higher education // science and Engineering indicators 2002 / nat. Science Board. Wash. , 2002. P. 831 833»

данный момент этим органом власти вопросе. В ряде округов и штатов проводятся эксперименты по проведению электронного голосования на выборах.

А.Н.Авдулов

2003.03.003. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

IT and higher education // Science and engineering indicators - 2002 / Nat. Science Board. - Wash., 2002. - P.8-31 - 8-331.

Ключевые слова: информационные технологии, высшее

образование, дистанционное обучение.

Реферируемый материал является частью представленного в 2002 г. Президентом США конгрессу доклада о состоянии науки и техники в стране. Информационные технологии (ИТ) сегодня пронизывают сферу высшего образования и в качестве технического средства, используемого в учебном процессе, и в качестве предмета, который преподается в вузах, и в качестве объекта исследований, а также как инструмент исследовательской работы. В данном разделе рассматриваются две первые из перечисленных функций ИТ в вузах.

Острая потребность рынка труда в специалистах в области ИТ вызвала к жизни новую форму обучения и аттестации желающих приобрести соответствующую квалификацию. Основными организаторами ее явились крупные промышленные фирмы, выпускающие информационную технику, и связанные с ними профессиональные ассоциации. Начиная с 1989 г. появилось более 300 видов сертификатов (дипломов), удостоверяющих ту или иную степень подготовки по одной из входящих в группу ИТ специальностей. Чтобы получить такой сертификат, необходимо подготовиться и сдать экзамен во внешней по отношению к месту работы или учебы соискателя инстанции. Для обслуживания такого рода обучения возникла целая «индустрия», обеспечивающая курсы подготовки, консультативную помощь, прием экзаменов, учебные пособия для самоподготовки, как в обычной письменной форме, так и в электронной форме - CD-ROM.

1 В источнике страницы нумеруются по главам, первая цифра означает номер главы, а вторая - страницы.

Некоторые традиционные четырехгодичные и муниципальные двухгодичные колледжи занимаются такого рода деятельностью, основной ее поток развивается вне традиционных вузов, причем масштабы этой «индустрии» значительны. К 2000 г. около 1,5 млн. человек получили около 2,4 млн. сертификатов, в основном в период с 1997 г. Правда, примерно половина соискателей сдали экзамены и получили свои дипломы за пределами США.

В традиционных учреждениях высшей школы разнообразные формы использования ИТ продолжают расширяться. Каждый год число учебных программ, в которых используются электронная почта, Интернет и страницы Всемирной паутины, растет. В большинстве случаев решение о применении того или иного средства ИТ принимает читающий курс профессор, но некоторые университеты (например, Калифорнийский в Лос-Анджелесе) обязывают преподавателей открывать свою страницу в WWW и публиковать там тексты лекций. Есть, однако, вузы, которые занимают выжидательную позицию, предпочитая воздерживаться от решительных шагов до тех пор, пока не будет очевидно, какие технологии положительно сказываются на качестве обучения. Большинство технологий, используемых в исследовательской работе, могут применяться и в учебном процессе. Студенты могут в режиме реального времени пользоваться учебной литературой, участвовать в научных экспериментах, обучаться компьютерному моделированию и компьютерной симуляции. Возможны и иные формы использования ИТ в ходе обучения. Исследования эффективности таких методик свидетельствуют, что, если судить по уровню знаний студентов, использующих ИТ, в сравнении со знаниями тех, кто этого не делает, положительный эффект имеет место, причем проверки, проводившиеся в 80-х и 90-х годах, показывают нарастание позитивного эффекта. Объясняется это многократным увеличением вычислительной мощности компьютеров и совершенствованием используемого для обучения программного обеспечения.

Данные о распространении ИТ в учреждениях высшей школы, полученные в рамках спонсируемого Национальным научным фондом проекта «Кампус компьютинг 2000», приведены в табл.

Таблица (с.8—31)

Использование ИТ в учебных курсах американских вузов

Вид ИТ % курсов, использующих ИТ

1994 г. 1995г. 1996 г. 1997 г. 1998 г. 1999 г. 2000 г.

Электронная почта 8 20 23 34 43 55 59

Программа курса в Интернете - 11 16 25 33 39 43

Текст курса в Интернете - 7 9 14 22 28 31

Необходимо отметить, что, хотя применение ИТ способствует повышению уровня знаний студентов, оно же позволяет им и жульничать. В Интернете публикуется множество решений домашних заданий, вариантов сочинений, курсовых работ и прочих материалов, которые студенты могут выдавать за свои работы.

Одной из наиболее эффективных форм использования ИТ в высшей школе является электронизация заочного (дистанционного) обучения. Заочные курсы достаточно давно известны и популярны в США. По некоторым оценкам, с 1990 г. к такой форме учебы прибегали около 100 млн. американцев. В 60-х годах прошлого века много надежд возлагали на телевидение как средство повышения качества заочной учебы. Современные ИТ открывают в этой области новые широкие возможности.

Сегодня наибольшее распространение получила следующая методика: преподаватель посылает текст лекций по электронной почте или помещает его на своем сайте в Интернете. Желающие «записываются» в «слушатели» и участвуют в дискуссиях, проводимых также по электронной почте. Кроме того, текст курса часто сопровождается учебными пособиями, размещенными в сети. Многие курсы имеют свой бюллетень - страницу, на которой учащиеся могут поместить свои сообщения, проводятся и конференции с вопросами и ответами, но не в режиме реального времени. В недалеком будущем частотная полоса Интернета расширится, и тогда видеолекции и видеоконференции будут использоваться и в режиме онлайн. Сегодня же иногда практикуются довольно сложные системы группового общения, называемые MUD/МОО (Multiuser domen / mud, object-oriented), и программы, позволяющие ряду участников одновременно наблюдать графическую информацию и использовать одно и то же пространство для письменных комментариев («белая доска»).

Дистанционное обучение во многих отношениях удобно и студентам, и университету. Студент может таким образом получить

доступ к курсу, который в местном вузе не преподается, может сочетать учебу с работой или домашними делами в оптимальном для себя режиме. Университет же расширяет контингент студентов, не наращивая площадей учебных аудиторий, общежитий и пр. Хотя дистанционное обучение в первую очередь рассчитано на студентов, не посещающих вуз, оно оказалось конкурентным и среди «очников». Например, в Университете штата Колорадо (г.Денвер) из 609 студентов, пользовавшихся дистанционными программами, более 500 занимались и на обычных очных курсах. Это позволяло им иметь более гибкий «персонифицированный» график занятий.

Национальный центр образовательной статистики провел два крупных обследования (осенью 1995 г. и в 1997/98 уч.г.) с целью выявления тенденций развития дистанционного обучения. Первое охватывало только четырехлетние колледжи и университеты, а второе - все послешкольные учебные заведения. Результаты свидетельствовали о том, что эта форма получения образования становится все более популярной. В 1995 г. ее предлагали 33% вузов, а в 1997 г. - 44% всех обследованных учреждений. Она чаще встречается в государственных институтах, чем в частных, но последние активно расширяют этот вид услуг.

В 1997 г. дистанционно можно было учиться в 79% государственных учебных заведений (в 1995 г. - 62%) и в 22% частных (в 1995 г. - 12%). Число предлагаемых программ удвоилось - с 25 730 в 1995 г. до 52 270 в 1997 г., причем это относилось ко всем типам учреждений - двухлетним, четырехлетним, государственным, частным, крупным и с небольшим числом учащихся. Более чем в 2 раза увеличилось число слушателей дистанционных курсов - с 753 640 человек осенью 1995 г. до 1 632 350 человек в 1997/98 уч.г. Правда, число вузов, присуждающих ту или иную степень по результатам только дистанционной учебы, осталось почти неизменным - 23% в 1995 г. и 22% в 1997 г. Однако за этот период произошли заметные сдвиги в технических средствах, используемых в учебном процессе. Осенью 1995 г. чаще всего применялось двухстороннее интерактивное видео (57%) и предварительно записанные видеокассеты (52%). Оба способа продолжали использовать и в 1997 г. (соответственно, 56 и 48%), но очень резко возросло использование компьютеров и Интернета. Более 60% вузов, предлагавших дистанционное обучение, предоставляли возможность учебы с помощью сети в асинхронном режиме (т.е. в любое,

а не в точно установленное время), а 19% - в режиме реального времени (синхронном) (с.8-32).

Относительно качества дистанционного образования данных очень мало. Они свидетельствуют, что во многих случаях студенты получают от таких занятий большее удовлетворение, чем от традиционных лекций и семинаров, а знания их не хуже или даже лучше, чем у «очников». Однако нередки случаи, когда и преподаватель, и студент, общаясь на расстоянии в режиме реального времени, раздражаются и теряют рабочий контакт.

Несмотря на то что дистанционное обучение, безусловно, расширяет круг людей, которым доступно послешкольное образование, его распространение может иметь и негативные последствия. Есть риск того, что оно отвлечет многих от традиционных форм учебы, подорвет традиционное вузовское образование. Многие сомневаются, что качество такой учебы равно качеству обучения при личном взаимодействии учителя с учеником. Кроме того, характерную и важную для обучения атмосферу традиционного вуза с помощью дистанционных средств создать очень трудно, если не невозможно.

Использование ИТ в системе образования, и в частности распространение дистанционного обучения, выдвигает перед университетами ряд новых проблем. Конкуренция между ними обретает незнакомую им ранее форму. Дистанционные курсы доступны каждому и практически в любом месте планеты, так что вуз может конкурировать с другими вне границ своего традиционного географического ареала. Университеты типа Стэнфорда или Гарварда предлагают через Интернет магистерские курсы по всей стране. Появились университеты, которые работают только дистанционно. Первым таким университетом стал Международный университет Джонса (Jones international university). Некоторые университеты США намерены предлагать свои услуги студентам других стран. А британский Открытый университет (Open university), пионер дистанционного обучения с помощью ИТ (он начал практиковать эти формы учебы еще в 1971 г. и завоевал в Британии хорошую репутацию), уже начал свою деятельность на американском рынке образования. Массачусетский технологический институт в отличие от многих вузов, рассматривающих дистанционное обучение в качестве средства увеличения своих доходов, объявил с 2001 г., что почти все свои курсы он сделает в Интернете бесплатными.

Дистанционное обучение создает новые рынки для фирм, выпускающих печатные учебные материалы и программное обеспечение учебного процесса. Ряд издательств, например, такое солидное, как «McGrow-Hill», а также фирмы, разрабатывающие программные продукты, в их числе «Microsoft», организовали в Интернете коммерческие курсы обучения, конкурируя таким образом с традиционными вузами.

Наконец, экспансия ИТ в сферу высшего образования затрагивает вопрос о роли профессора-преподавателя. Одни считают новые технические средства его вспомогательными инструментами, но немало и тех, кто пророчит наступление эпохи технизированного «массового производства» в сфере образования и снижение роли профессуры. Возникают разногласия и по проблеме интеллектуальной собственности на тексты лекций, используемых в процессе дистанционного обучения.

Кому должны принадлежать права, профессору или университету? Американская ассоциация университетских профессоров считает, что владельцем должен быть индивидуум, а не организация, но окончательного решения эта проблема еще не нашла.

Колледжи и университеты предоставляют учащемуся три важных компонента, обеспечивающих в своей совокупности получение признаваемого обществом образования: доступ в аутентичное сообщество учеников и учителей; ресурсы, необходимые для осуществления учебного процесса; признание в той или иной форме (например, в форме ученой степени) результата затраченных усилий. Достигается это объединением в единое целое пяти составляющих: студенты, преподаватели,

исследовательская работа, материальные условия и право официального присуждения ученых степеней. Сегодня «виртуальные университеты» всей совокупностью перечисленных элементов не обладают. Но специалисты полагают, что современные технологии могут реализовать подобный комплекс в несколько иной конфигурации, не ставящей обязательным условием сосредоточение всех составляющих в одной организации, на одной территории.

А.Н.Авдулов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.