Научная статья на тему '2003. 03. 002. Информационные технологии и общество. It аnd the citizenry // science and engineering indicators 2002 / Nat. Science board. Wash. , 2002. P. 814 815. Http://www. NSF. Ljv/sbe/srs/seind 02/intro. Ntm'

2003. 03. 002. Информационные технологии и общество. It аnd the citizenry // science and engineering indicators 2002 / Nat. Science board. Wash. , 2002. P. 814 815. Http://www. NSF. Ljv/sbe/srs/seind 02/intro. Ntm Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ США / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБЩЕСТВА СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ США / ИНТЕРНЕТ И ОБЩЕСТВО США
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдулов А. Н.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «2003. 03. 002. Информационные технологии и общество. It аnd the citizenry // science and engineering indicators 2002 / Nat. Science board. Wash. , 2002. P. 814 815. Http://www. NSF. Ljv/sbe/srs/seind 02/intro. Ntm»

«Варшавски был бойцом революционных политических организаций. Он был ученым, решавшим проблему взаимоотношений между наукой и революционной политикой... Его ответы были ошибочны... ультралевацкая критика науки... служила поводом для политических репрессий» (с.74). В сравнении с тем, что творилось в Советском Союзе, репрессии в Аргентине выглядят очень мягко, однако «в обоих случаях критика науки с ультралевых позиций была использована для обоснования репрессий и обскурантизма» (с.74-75).

А.Н.Авдулов

2003.03.002. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВО. IT аМ the citizenry // Science and engineering indicators - 2002 / Nat. science board. - Wash., 2002. - P.8-14 - 8-151.

http://www.nsf.ljv/sbe/srs/seind 02/intro.ntm.

Ключевые слова: информационные технологии в США, цифровая экономика, Интернет и органы управления.

Реферируемый материал является разделом доклада американского президента конгрессу, представляемого раз в два года под названием «Индикаторы науки и техники». В разделе рассматриваются три аспекта влияния информационных технологий (ИТ) на повседневную жизнь и быт населения США: технические возможности участия граждан в «цифровой экономике», использование ИТ в быту граждан и влияние ИТ на взаимоотношения населения с государственными органами управления.

«ИТ являются сегодня частью повседневной жизни и деятельности людей дома, на работе и в учебных заведениях» (с.8-14). В последние годы возникало много опасений относительно того, что разные демографические группы обладают неравными возможностями доступа к информации и, следовательно, не могут в равной степени участвовать в жизнедеятельности информационного общества. Появился даже специальный термин для обозначения этого явления - «цифровой барьер» (digital divide). В связи с этим особый интерес представляют данные о наличии у населения США и

1 В источнике страницы нумеруются по главам, первая цифра означает номер главы, а вторая - страницы.

других стран возможности использования глобальной информационной сети Интернет с целью участия в так называемой «цифровой», или электронной, экономике. Основным показателем здесь является число хостов1 на 1 тыс. жителей. В табл.1 показана динамика этого показателя за 1997-2000 гг. в основных регионах мира.

Таблица (с.8—15)

Динамика числа хостов на 1000 жителей в разных регионах мира

Регион Окт. 1997 г. Окт. 1998 г. Окт. 1999 г. Окт. 2000 г.

Северная Америка 46,28 69,74 116,41 168,68

Океания 26,81 34,76 43,84 59,16

Европа 6,13 9,45 13,41 20,22

Центральная и Южная Америка 0,48 0,91 1,67 2,53

Азия 0,53 0,87 1,28 1,96

Африка 0,17 0,21 0,28 0,31

Как видно из таблицы, хотя в большинстве регионов наблюдается интенсивный рост численности хостов, в международном плане «цифровой барьер» все еще очень велик. Самым отставшим регионом, причем отставшим намного, является Африка. Ее показатель в 1997 г. был в 267 раз меньше, чем показатель Северной Америки, а в 2000 г. стал меньше в 540 раз, т.е. разрыв увеличился более чем вдвое. Большой разброс демонстрируют и данные по странам ОЭСР. Лидируют в этой группе государств Соединенные Штаты, за ними с заметным отрывом следуют Скандинавские страны, Канада, Новая Зеландия и Австралия. У всех этих государств показатель выше среднего по группе. У остальных членов Организации он ниже среднего, причем если показатели Великобритании, Швейцарии и Австрии отстают от этого среднего значения не очень сильно, то показатели Италии, Японии, Германии вдвое меньше, а у Франции -

1 Хост (host) - это ячейка сети с постоянным адресом.

примерно втрое. На последних местах находятся Турция и Португалия. От США они отстают почти в 250 раз, от Финляндии - более чем в 150 раз.

Главным фактором, лимитирующим доступ к Интернету, представляется стоимость услуг телекоммуникационных сетей. Между стоимостью 1 минуты пребывания в сети и числом хостов в стране наблюдается тесная корреляционная связь. Самые низкие цены - в Канаде, Финляндии и США (примерно 30-32 долл. за 20 час.), самые высокие - в Венгрии и Чехии (85-88 долл.) (с.8-15).

Еще один важный с точки зрения участия жителей в цифровой экономике показатель - это число защищенных или безопасных (secure) серверов на 100 тыс. жителей. Именно такие серверы, защищенные специальными кодами и другими мерами верификации абонента, необходимы для сделок, связанных с перечислением денег, и для передачи информации, содержащей коммерческие тайны. И по этому показателю среди стран - членов ОЭСР, по данным на 2000 г., лидировали с большим отрывом США. Правда, их немного обошла Исландия, но это объясняется лишь чисто арифметическими соотношениями численности населения. Далее картина приблизительно такая же, как и с числом хостов. Замыкают ряд Турция и Мексика. Динамика данного показателя весьма интенсивна. С июля 1998 г. по июль 2000 г. общая численность безопасных серверов в странах ОЭСР выросла более чем в 4 раза и составила 96 тыс. (с.8-15).

При оценке приведенных показателей следует учитывать, что физическая возможность участия в цифровой экономике - это лишь одно из необходимых для осуществления такой деятельности условий. Кроме этого нужна специальная подготовка, определенный уровень образованности, чтобы человек мог эффективно использовать техническую возможность, умел бы находить нужную информацию и оценивать ее, хорошо владел используемым в Интернете языком.

Что касается национальной американской статистики, отражающей уровень компьютеризации и «интернетизации» населения США, то авторы используют материалы обследований, регулярно проводимых Статистическим бюро (Current population survey - CPS - текущее обследование населения), в частности, данные обследований августа 2000 г. и декабря 1998 г. Такого рода обследования охватывают весьма представительные выборки (в 2000 г. - 48 тыс. семей, собраны данные на 121 745 человек, включая детей) и отличаются высоким качеством материалов. Собранные данные позволили определить следующие общие

тенденции. 1. Доля семей, имеющих дома компьютер, выросла за 20 мес. с 42,1 до 51%. 2. Доля семей, имеющих доступ в Интернет, увеличилась за тот же период с 26,2 до 41,5%. В августе 2000 г. возможность работать в Интернете имели 116,5 млн. американцев - на 31,9 млн. больше, чем в 1998 г. Доля пользователей со стажем три года и более выросла на 1/3 с 32,7 до 44,4%. 3. Хотя имеется существенная разница между группами, различающимися по уровню образования или дохода, по расовым и этническим признакам, по возрасту и месту жительства, во всех этих группах число семей, владеющих компьютером, и число пользователей Интернетом значительно увеличилось.

Если же говорить о группах по отдельности, то получена следующая картина. Для семей с разными доходами зависимость простая: чем выше годовой доход, тем выше процент имеющих компьютер и доступ в Интернет. В 2000 г. среди тех, чей годовой доход не превышает 15 тыс. долл., выход в сеть имели около 12% (низшая группа), среди имеющих в год более 50 тыс. долл., но менее 75 тыс. долл.

- 61%, а в высшей группе (более 75 тыс.долл.) - 78% (с.8-17). Аналогичная картина в разных по уровню образования группах. Даже проценты схожи. В низшей группе (образование ниже средней школы) -12%, у тех, кто окончил колледж, - 64%, а у окончивших аспирантуру -70%. Среди расовых и этнических групп на первом месте по владению компьютером оказались выходцы из Азии и с островов Тихого океана -около 67% семей, затем белые - 56%, а далее со значительным отрывом испаноязычные американцы - 34% и несколько отставшие от них черные

- 32%. Приблизительно так же распределились группы и по доступу в Интернет. Надо, однако, отметить, что с 1998 и 2000 гг. доля черных семей, имеющих связь с Интернетом, выросла более чем в 2 раза, а испаноязычных - почти в 2 раза. Как в 1998 г., так и в 2000 г. практически не наблюдалось разницы между мужчинами и женщинами как по владению компьютером дома, так и по выходу в Интернет. Среди сельских жителей эти показатели находились практически на среднем общенациональном уровне (по доступу в Интернет, соответственно, 38,9 и 41,5%). Наибольший разброс показателей отмечается в зависимости от возраста. Самые многочисленные пользователи Интернета (2000) -молодежь в возрасте от 14 до 18 лет (более 66% опрошенных), показатель доли пользующихся сетью в возрасте до 52-53 лет держится на уровне 5060%, а после 53 лет начинает довольно резко снижаться, к 60 годам он уже падает до 32%, а к 70 - до 18%. После 88-85 лет показатель практически

сходит на нет и в 1988, и в 2000 гг. Для всех же остальных возрастов за промежуток в 20 мес. между двумя обследованиями показатель заметно вырос (с.8-18).

Особую группу населения составляют инвалиды. Среди них почти 60% никогда персональным компьютером не пользовались (данные за 1999 г.), тогда как среди здоровых людей таковых менее 25%. Вероятность наличия доступа в Интернет у инвалидов вдвое меньше, чем у здоровых людей. Большинство инвалидов (67,8%) не работают, и среди них процент не имеющих контактов с сетью особенно высок. В то же время Интернет может во многом облегчить инвалидам жизнь. Для тех, кто ограничен в передвижениях, сеть открывает возможности надомной работы. Интернет позволяет также преобразовывать текстовую информацию в звуковую и наоборот, что очень удобно для людей с дефектами зрения или слуха. Как сказано в Законе об инвалидах, правительственные ведомства должны на своих сайтах в сети подавать информацию в таких формах, чтобы инвалиды могли ею пользоваться. Это сделало доступными для инвалидов миллионы страниц разнообразной правительственной информации. Однако в целом проблему приспособления Интернета к потребностям людей с физическими недостатками еще нельзя считать решенной.

Особое внимание авторы доклада уделили выяснению причин, по которым некоторые семьи не пользуются Интернетом. Половина взрослого населения США доступа к сети не имеет, и, более того, 57% из них и не хотят его иметь. Это означает, что бум роста численности пользователей сети, наблюдавшийся в последние годы, спадает. При опросах (Ленхарт, 2000 г.) 32% тех, кто не пользуется услугами сети в настоящее время, заявляют, что они определенно не собираются к ней подключаться. Еще 25% говорят, что, скорее всего, не будут этого делать. Чем старше опрошенный, тем вероятнее получение отрицательного ответа. Опросы показывают также, что 54% из числа не пользующихся сетью считают связь с ней опасной, 51% полагают, что они ничего от отсутствия доступа к Интернету не теряют, 39% рассматривают доступ как слишком дорогое удовольствие, а 36% утверждают, что пользоваться сетью в режиме онлайн чересчур сложно.

Данные Статистического бюро, полученные при обследовании семей, близки к данным, приведенным выше. Среди семей с низкими доходами (до 15 тыс. долл. в год), не имеющих доступа к сети, 32,6% считают, что это слишком дорого, а 26,6% утверждают, что не хотят подключаться. Среди

богатых семей (более 75 тыс. долл. в год) картина обратная - 9,4% указывают на цену, а 30,8% просто «не хотят».

Некоторые семьи, имевшие ранее связь с Интернетом, прекратили ее. Таких в 2000 г. было 4 млн. и практически столько же (4,1 млн.) в 1998 г. Причины разные. По данным 2000 г., 17% семей отключились потому, что у них нет больше компьютера, 12,8 - потому, что могут пользоваться Интернетом вне дома, 12,3 - из-за дороговизны, 10,3 - просто расхотели, 10 - из-за недостатка времени, а у 9,7% семей компьютер требовал ремонта. Все эти данные свидетельствуют о том, что, по всей вероятности, вне связи с Интернетом будет оставаться значительная часть населения страны. Хотя и нельзя исключать того, что по мере снижения цены и расширения ассортимента предоставляемых сетью услуг какая-то часть сегодняшних «отказников» войдет в число пользователей.

Если статистика, отражающая наличие компьютеров и доступа к Интернету в американских семьях, достаточно полна и в последние годы регулярна, то данных о том, как именно, с какими целями Интернет используется, сравнительно немного, и они отрывочны, так что проследить динамику явления практически невозможно. Обследования Министерства торговли дают следующую картину. Чаще всего Интернет используется для посылки и получения электронной почты (в 1998 г. 70% имеющих доступ к сети, в 2000 г. - 79,9%), затем следует поиск информации (60,9 и 58,8%), знакомство с новостями (40,7 и 43,2%), заочное обучение (39,7 и 35,4%), надомная работа (35,8 и 35,3%), покупки и оплата счетов (19,7 и 30,0%), поиск работы (13,6 и 16,1%), телефонные звонки (6,0 и 5,7%) и прочее (10,3 и 9,1%) (с.8-20). По данным Фонда Пью, электронной почтой с особой охотой и удовлетворением пользуются женщины, из них 60% утверждают, что это позволило им улучшить отношения с родствен-никами, и 71% говорят, что они улучшили связи с близкими друзьями. Среди мужчин такого же мнения придерживаются, соответственно, 51 и 61%. Кроме того, женщины чаще мужчин обращаются к Интернету за медицинской и религиозной информацией, а также занимаются поиском работы и электронными играми. Мужчины знакомятся с новостями, делают покупки, ищут финансовую информацию, играют на бирже, участвуют в аукционах и посещают правительственные сайты.

По данным некоторых частных исследований, в медицинских целях Интернет используется достаточно широко. Фокс и Райни (Fox and

Яште, 2000) подсчитали, что 55% имеющих доступ к сети американцев (52 млн. взрослых) обращаются туда за медицинской информацией, причем делают это регулярно, большинство - не реже одного раза в месяц. Более 92% обращавшихся считают получаемую информацию полезной, помогающей лучше следить за своим здоровьем, общаться с врачами, более осмысленно принимать касающиеся медицинских услуг решения.

О том, как занятия с компьютером и Интернет влияют на поведение и самочувствие граждан, данных очень мало. По некоторым свидетельствам, эти занятия не оказывают пока значительного влияния на использование других форм домашних средств информации -просмотр телепередач, слушание радио или чтение. Пожалуй, привыкая к активному использованию информации, получаемой с помощью Интернета, люди начинают чаще прибегать и к другим информационным источникам. Что касается воздействия на психологическое состояние пользователей, то здесь данные неоднозначны. Есть свидетельство о том, что увлечение Интернетом ассоциируется с социальной изоляцией, замкнутостью, одиночеством, стрессом и депрессией, хотя Интернет-зависимость фактически возникает лишь примерно у 10% пользователей и не обязательно связана с длительным времяпрепровождением у компьютера. В то же время другие исследователи не находят статистически значимых различий между теми, кто пользуется Интернетом, и теми, у кого нет доступа к сети, в плане участия тех и других в религиозных и общественных организациях, клубах и т.п. Пользователи даже выглядят более общительными и социально активными, и большинство их утверждают, что общение с сетью не повлияло на количество времени, которое они уделяли общению с членами семьи и с друзьями, личному или по телефону (с.8-21).

Нет, по мнению авторов, достаточных данных для того, чтобы однозначно оценить такое явление, как телетруд, т.е. выполнение работником своих служебных обязанностей из дома с помощью компьютерной сети. Мотивы, по которым работодатели прибегали к такой форме использования работников, похоже, со временем несколько изменились. Первоначальной целью было дать работнику возможность лучше сочетать свои служебные и домашние обязанности, коль скоро последние требовали гибкого режима занятости. Сегодня многие фирмы применяют телетруд как способ удержать наиболее ценные кадры технических специалистов и менеджеров, полнее удовлетворить их

запросы. С одной стороны, очевидно, что телетруд позволяет лучше сбалансировать службу и домашние дела, снизить уровень стрессов у работника. Но исследования свидетельствуют также о том, что телетруд может разрушить установившийся в семье уклад жизни, распределение обязанностей, иерархию членов семьи. Кроме того, телетруд в определенной мере изолирует работника от сослуживцев, от привычного трудового коллектива. Однако очевиден тот факт, что эффект телетруда зависит от конкретной ситуации: распространяется ли он на всю рабочую неделю или только на ее часть, добровольно ли работник переходит на такой режим труда или его к этому принуждает работодатель.

Третий рассматриваемый в реферируемом материале аспект влияния ИТ на общество - это новые формы взаимодействия граждан США с органами государственной власти. «С появлением Интернета и, особенно, с внедрением Всемирной паутины ИТ превратились в главное средство коммуникаций правительства с гражданами страны и другими заинтересованными лицами» (с.8-21). Органы власти всех уровней быстро и активно осваивают разнообразные формы использования ИТ для информирования населения и всевозможных организаций, а также для оказания им широкой номенклатуры услуг. Многие применяемые формы действуют в режиме онлайн. Следующие примеры дают представление об этой деятельности.

Федеральное правительство организовало в сети портал, позволяющий любому пользователю Интернета связаться с любым правительственным учреждением. Он содержит около 27 млн. страниц информации (одна из самых больших в мире коллекций), в пределах которых может осуществляться поиск (электронный адрес портала: http://www.fistgov.gov.). Патентное ведомство предоставляет пользователям сети возможность бесплатно получать информацию о более чем 2,7 млн. торговых марок: заявленных к рассмотрению, зарегистрированных, отмененных или исчерпавших временной лимит, т.е. о полном наборе возможных вариантов. Национальные институты здоровья (администрация правительственных медицинских исследовательских центров. - Реф.) имеют интерактивную службу (http://CliniсalTrials.gov.), которая дает информацию о новейших исследованиях в области онкологии, сердечных заболеваний и других опасных для жизни болезней.

Федеральные ведомства предоставляют населению возможность с помощью Интернета заполнять и подавать различные отчетные формы и

заявления. Например, администрация социального страхования публикует и принимает формы, связанные с оформлением пенсионного обеспечения, Министерство сельского хозяйства и леса - заказы-резервации на места в находящихся в ведении этого министерства кемпингах, налоговая служба - налоговые декларации и т.д. Кроме сайтов отдельных ведомств есть также межведомственные сайты, нацеленные на удовлетворение запросов разных групп населения: межведомственный сайт для студентов, сайт для бизнесменов, сайт для людей пожилого возраста и т.п. Федеральное правительство практикует также электронные заказы товаров для правительственных нужд и оплату закупок. Таким образом, подавляющую часть своих денежных расчетов правительственные учреждения проводят по электронным каналам связи. К примеру, казначейство собирает более 1,3 трлн. долл. федеральных налогов - два доллара из каждых трех, подлежащих сбору. В 1999 г. федеральное правительство 78% своих платежей, составлявших в сумме 959 млн. долл., произвело по электронной почте, в том числе 96% заработной платы государственным служащим. В стадии окончания отладки находится компьютерная сеть (Public Key Infrastructure - PKI, дословно - общественная ключевая инфраструк-тура), предназначенная для связи между правительственными ведомствами и учреждениями, между ними и их торговыми партнерами, а также между ними и гражданами. Сеть обеспечена возможностью идентифицировать и верифицировать контактирующие стороны, предотвратить искажение транслируемой информации, сохранить ее в тайне и даже исключить ложные заявления о том, что тот или иной абонент сети не посылал или не получал фактически посланного и полученного сообщения. Расчеты показывают, что использование правительственными учреждениями электронной связи вместо бумажных документов позволяет сократить до 50% административных расходов, а для сложных отправлений и больше.

Не менее активно ИТ используют в своей деятельности правительства штатов и округов. Поскольку штаты и особенно округа сильно различаются по составу населения, уровню благосостояния, по составу предприятий и прочим параметрам, объем и характер электронных правительственных услуг также различны. Для правительств большинства штатов характерны следующие услуги: переговоры о поступлении на государственную службу (32 штата); подача налоговых деклараций; заказ и получение свидетельств о рождении, браке, смерти; покупка лицензий на охоту и рыбную ловлю;

ознакомление с архивом, содержащим данные о людях, осужденных за сексуальные домогательства, и возобновление водительских прав в случае их утери. Некоторые штаты выходят далеко за рамки приведенного перечня, изобретая свои оригинальные варианты. Так, в Северной Каролине организованы три разных портала: для бизнесменов, для наемных рабочих и служащих, для прочих граждан. Информация и услуги на каждом портале ориентированы на свою группу потребителей. Такая же картина наблюдается и на уровне округов - есть более-менее стандартный набор услуг, и есть примеры оригинальных решений. В Индианаполисе предоставляется, помимо прочего, географическая информация - по адресу места жительства можно узнать данные о депутатах в местный орган власти, в парламент штата и в федеральный парламент. Кроме того, на сайте местного органа власти содержится подробная информация о расположении (с картами и схемами) мест отдыха и их характере. А в округе Контра-Поста в районе Сан-Франциско отдел контроля за содержанием животных на своем сайте публикует цифровые фотографии заблудившихся или утерянных собак и кошек, давая возможность владельцам «посетить» виртуальный питомник и опознать своих четвероногих друзей. Кроме того, руководство округа разрабатывает систему, с помощью которой пользователи смогут, введя адрес того или иного места, получить информацию о выставленных на продажу домах и участках, о расположении близлежащих школ, полицейских участков, пожарных депо, о вероятности стихийных бедствий в данном районе (наводнения, землетрясения и пр.), о состоянии окружающей среды, о влиятельных политических партиях, а также карту местности вокруг названного адреса.

И наконец, еще один вариант использования ИТ в общественной жизни - это виртуальное участие в политических процессах. Прежде всего, имеются в виду предвыборные кампании кандидатов в депутаты того или иного уровня. Кандидаты организуют сайты для связи с избирателями, для сбора пожертвований и организации волонтеров. Кроме того, Интернетом пользуются всевозможные политические группы, чтобы выразить на соответствующем сайте свои взгляды и привлечь сторонников. В ряде случаев с помощью Интернета гораздо легче, чем традиционными способами, мобилизовать ту или иную категорию граждан, к примеру, ученых и инженеров в разных концах страны, чтобы посредством электронной почты довести до конгресса их мнение об обсуждаемом в

данный момент этим органом власти вопросе. В ряде округов и штатов проводятся эксперименты по проведению электронного голосования на выборах.

А.Н.Авдулов

2003.03.003. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ.

IT and higher education // Science and engineering indicators - 2002 / Nat. Science Board. - Wash., 2002. - P.8-31 - 8-331.

Ключевые слова: информационные технологии, высшее образование, дистанционное обучение.

Реферируемый материал является частью представленного в 2002 г. Президентом США конгрессу доклада о состоянии науки и техники в стране. Информационные технологии (ИТ) сегодня пронизывают сферу высшего образования и в качестве технического средства, используемого в учебном процессе, и в качестве предмета, который преподается в вузах, и в качестве объекта исследований, а также как инструмент исследовательской работы. В данном разделе рассматриваются две первые из перечисленных функций ИТ в вузах.

Острая потребность рынка труда в специалистах в области ИТ вызвала к жизни новую форму обучения и аттестации желающих приобрести соответствующую квалификацию. Основными организаторами ее явились крупные промышленные фирмы, выпускающие информационную технику, и связанные с ними профессиональные ассоциации. Начиная с 1989 г. появилось более 300 видов сертификатов (дипломов), удостоверяющих ту или иную степень подготовки по одной из входящих в группу ИТ специальностей. Чтобы получить такой сертификат, необходимо подготовиться и сдать экзамен во внешней по отношению к месту работы или учебы соискателя инстанции. Для обслуживания такого рода обучения возникла целая «индустрия», обеспечивающая курсы подготовки, консультативную помощь, прием экзаменов, учебные пособия для самоподготовки, как в обычной письменной форме, так и в электронной форме - CD-ROM.

1 В источнике страницы нумеруются по главам, первая цифра означает номер главы, а вторая - страницы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.